Какая организация осуществляет программу ядерная безопасность и защита окружающей среды

Обновлено: 30.06.2024

Международные экологические организации можно разделить на межправительственные и неправительственные.

В рамках таких организаций, членами которых являются государства, происходит проведение совещаний, конференций и симпозиумов по важнейшим проблемам экологии. Решениям, вынесенным на них, в некоторых случаях придается сила нормативных актов, и их юрисдикция распространяется и на государства, подписавшие и ратифицировавшие данные документы. Кроме того, разного рода общественные организации, которые сотрудничают в области экологии, могут объединяться в различные консорциумы и другие объединения на международном уровне. Их цель – решение разного рода задач по разработке экологических программ, проявление инициативы в создании соглашений на основании этих программ и так далее. Помимо такого рода организаций, объединяющих территориальные образования, существуют организации, созданные в определенной стране и приобретшие статус международных.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская Экономическая комиссия). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная Организация труда (МОТ), Организация Объединенных наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) и многие другие.

Основные направления работы:

Национальные офисы существуют в 27 странах мира, одним из них является Гринпис России (существует с 1992 г .). Цели – защита окружающей среды, экопропаганда и экопросвещение.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) – одна из крупнейших в мире общественных благотворительных организаций, более 50 лет работающая для охраны природы на всей планете. Ежегодно WWF осуществляет свыше 1200 экологических проектов, привлекая внимание миллионов людей к проблемам охраны окружающей среды и их решению. WWF – благотворительная организация; более половины ее мирового бюджета составляют пожертвования частных лиц.

Миссия WWF – в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель – сохранение биологического разнообразия Земли.

Первые проекты Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России начались еще в 1988 году, а в 1994 году открылось Российское Представительство WWF. В 2004 году Всемирный фонд дикой природы стал Российской национальной организацией. За годы работы в России WWF успешно осуществил более 200 полевых проектов в более чем 40 регионах России и вложил более 50 миллионов долларов в работу по сохранению и приумножению природных богатств страны.

Основные программы WWF России:

    – сохранение биологического разнообразия ле­сов России на основе перехода к устойчивому управлению лесами и их охраны; – устойчивое использование морских ресурсов и охрана морской фауны и флоры; – предотвращение изменений климата и адаптация к их последствиям; – создание в приоритетных экорегионах систем охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.), гарантирующих долгосрочное сохранение биологического разнообразия; – проекты по сохранению видов животных, стоящих на грани исчезновения: дальневосточного леопарда, амурского тигра, зубра, снежного барса, сибирского белого журавля стерха; – предотвращение и снижение негативного воздействия нефтегазового сектора экономики на природу России через повышение экологической ответственности компаний.

Приоритетные направления деятельности WWF России:

  • развитие и поддержание особо охраняемых природных территорий России (заповедников, национальных парков, заказников и др.);
  • охрана редких видов животных и растений: амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, зубр находятся под патронажем WWF; ;
  • создание экономических механизмов для сохранения биологического разнообразия;
  • поддержка природоохранного просвещения и образования.

WWF работает на территориях, наиболее важных для сохранения разнообразия живой природы – в так называемых экорегионах. Во всем мире WWF определил более 200 экорегионов (Global 200). На территории России таких экорегионов четырнадцать, наиболее важными являются Дальний Восток, Алтай, Саяны и Кавказ.

В 2004 году WWF России из представительства превратился в Национальную организацию со своим собственным правлением.

В 1992 году параллельно с работой Конференции в Рио-де-Жанейро проходил Глобальный Форум представителей неправительственных организаций. К его началу были сформулированы следующие идейные установки:

  • экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню;
  • экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
  • экология без права на действие становится частью системы порабощения;
  • право на действия без экологии открывает путь к коллективному самоуничтожению.

Международные организации вносят весомый вклад в охрану окружающей среды. Наиболее ощутимую роль играют ООНи ее специализированные учреждения. ООН в настоящее время является центром сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств. ООН располагает целой системой органов, которые заняты развитием международной природоохранительной деятельности государств. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по действию атомной радиации, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОСПАР) и др. Другим органом ООН, в работе которого значительное место занимает координация сотрудничества государств в области охраны природы, является Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС). Он предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам охраны окружающей среды и дает рекомендации по любым аспектам этой проблемы. При ЭКОСОС имеется Комитет по природным ресурсам. Природоохранными проблемами занимаются также региональные экономические комиссии, ряд специализированных учреждений ООН (ВОЗ, ИМО, ФАО: ЮНЕСКО, МОТ, ВМО, ИКАО и др.), а также МАГАТЭ.

Центр всемирного наследия ЮНЕСКО работает над выполнение Конвенции об охране культурного и природного наследия и созданием региональной системы для охраны памятников, включенных в список мирового культурного наследия.

Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО проводит исследования по влиянию загрязнителей на морскую среду и разрабатывает соответствующие рекомендации. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывает единые показатели загрязнения воздуха, проводит анализ законодательства отдельных стран по этому вопросу и др. Международная морская организация (ИМО) занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с 1958 г. осуществляет программу ≪Ядерная безопасность и защита окружающей среды≫, цель ее — обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных установок. Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания в ООН специального механизма по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в 1972 Она должна выполнять роль ведущего природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и являющегося авторитетным защитником

глобальной окружающей среды. Основными функциями ЮНЕП являются:

а) анализ состояния глобальной окружающей среды и оценка глобальныхи региональных экологических тенденций, предоставление консультаций по основным направлениям деятельности; заблаговременное предупреждение об экологических угрозах, а также активизация и развитие международного сотрудничества и деятельности с использованием самой совершенной научно-технической базы;

б) стимулирование развития международного экологического права в интересах устойчивого развития, включая развитие согласованного взаимодействия между действующими международными природоохранными конвенциями;

в) содействие осуществлению согласованных международных соглашений в области экологического права и поощрение совместной деятельности по решению возникающих экологических проблем;

г) укрепление своей роли в координации природоохранной деятельности в рамках системы ООН, а также своих функций как учреждения-исполнителя Фонда глобаиьной окружающей среды;




д) предоставление помощи в разработке политики и консультативных услуг по ключевым вопросам институционного строительства правительствам и другим соответствующим институтам.

Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.

Всемирный союз охраны природы создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации. Союз объединяет 800 членов из 125 государств. Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов.

Помимо универсальных организаций проблемами охраны окружающей среды вплотную занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции.

Европейский союз. Окружающей среде посвящен раздел XIX части третьей Договора о ЕС Согласно ст. 174 Договора политика Сообщества в отношении окружающей среды ее цели: а) сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды; б) защита здоровья людей; в) достижение разумного и рационального использования природных ресурсов; г) содействие на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам окружающей среды. Принципы экологической деятельности ЕС, в том числе: принцип превентивных действий; принцип предосторожности; принцип возмещения ущерба окружающей среде; принцип ответственности загрязнителя, т. е. ущерб оплачивается теми, кто его причинил (загрязнитель платит). Основным организационным органом ЕС в природоохранной области является Европейское агентство по окружающей среде. Приоритетными в деятельности Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбросы в атмосферу; качество воды, загрязняющие агенты и водные ресурсы; состояние почвы, фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы; регулирование отходов; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред окружающей среде; охрана побережий. Полезную работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы, Международный институт по окружающей среде и развитию, Международный совет по природоохранному праву и др.

Вопрос100 Современная концепция экономической безопасности.

Проблемы обеспечения ЭБ страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности. Понятие “ЭБ” неразрывно связано с понятием “национальная безопасность”. Термин “национальная безопасность” прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам ЭБ. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.

Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты.Проблемы обеспечения ЭБ России, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Можно говорить о том, что ЭБ принадлежит определяющее место в общей системе НБ

Экономическая безопасность – это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Структура ЭБ по существу состоит, по нашему мнению, из трех частей.

Первая – это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня НБ страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.

Вторая – создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе на частное предпринимательство, т.е. на все уровни - государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.

Третья– защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.

Все три составляющие тесно взаимосвязаны, примерно равнозначны и поэтому приведены в одном определении.

Вопрос101 Международная охрана животного и растительного мира.
Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальны ми, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов. Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.
Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направления

1. Охрана природных комплексов.

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.

3. Обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Вопрос102 Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды. Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Необходимость международного сотрудничества в области ООС диктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. По этому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.
Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены и объединены в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды и декларации по окружающей среде и развитию

В настоящее время международно-правовой механизм ООС зиждется на следующих принципах:

· принцип защиты ОС на благо нынешних и будущих поколений, и рационально и научно обоснованному управлению природными ресурсами;

·принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования;
· принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
· принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования атомной энергии;
· принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства:

· принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;

· принцип обеспечения экологической безопасности отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды;

· принцип контроля за соблюдением международных до говоров по ООС;
· принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб ОС

Вопрос103 История возникновения и создания международных организаций.

Учреждение первых международных универсальных организаций — Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

В настоящее время истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и нарушение экологичес­кого равновесия приобрело глобальные масштабы. Приро­да не знает государственных границ, она всеобща и едина. Все основные экологические проблемы человечества, та­кие, как парниковый эффект, разрушение озонового экра­на, сведение лесов, деградация почв, снижение биологи­ческого разнообразия биосферы, радиоактивное и другие виды загрязнений, исчерпание полезных ископаемых и т.д. носят глобальный характер. Избежать перерастания гло­бального экологического кризиса в катастрофу возможно только общими усилиями всего человечества.

Объекты охраны окружающей среды делятся на наци­ональные и международные.

Национальные (внутригосударственные) объекты охраны природной среды — земля, воды, недра, биота и другие элементы природной среды на территории государ­ства. Ими владеет и распоряжается государство, которому они принадлежат. Государство использует, охраняет и управляет ими на основании собственных законов в интересах своих народов. Международные (общемировые) объекты охраны природной среды — природные объекты, которые нахо­дятся вне юрисдикции отдельных национальных государств. Их делят на несколько групп:

• объекты, находящиеся в пользовании всех государств (атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, Космос);

• объекты, используемые двумя или несколькими госу­дарствами (например, пограничные воды, Балтийское или Черное моря, река Дунай);

• объекты, перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных).

Эти объекты осваивают и охраняют на основании раз­личных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Кроме того, существует еще одна категория междуна­родных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Она включает:

• природные объекты, представляющие уникальную цен­ность и взятые под международный контроль (запо­ведники, национальные парки, резерваты, памятники природы);

• редкие и исчезающие виды животных и растений, за­несенные в международную Красную книгу;

• разделяемые природные ресурсы, постоянно или зна­чительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Космос. В международных Договорах по использова­нию космического пространства провозглашена недопусти­мость национального присвоения частей космического про­странства, включая Луну и другие небесные тела, недопу­стимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства, а также оговорены условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об огра­ничении систем противоракетной обороны и Советско-аме­риканские соглашения об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны и связанные с ними моря) со­держит огромное количество полезных ископаемых, био­логических ресурсов, энергии. Велико его транспортное значение. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества. Конвенцией ООН по мор­скому праву (1973) признается суверенное право прибреж­ных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, вне­шняя граница которых установлена на 12-мильном расстоя­нии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В Договоре об Антарк­тиде (1959) провозглашены свобода научных исследований, и использование этого материка только в мирных целях, определен международно-правовой режим Антарктиды. Но­вые, более жесткие меры по охране животного и расти­тельного мира, удалению отходов и предупреждению заг­рязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудниче­ства в Антарктиде.

Атмосферный воздух. Усилия международного сооб­щества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмос­феры и охрану озонового слоя от разрушения. Междуна­родные отношения в этих вопросах регулируются Конвен­цией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансгра­ничном воздействии промышленных аварий (1992) и други­ми согласованными документами.

2. Международные организации, договоры и инициативы в области природопользования и охраны окружающей среды

Формы международного сотрудничества в области ох­раны окружающей среды различны:

• международные организации по охране природы;

• международные (двусторонние или многосторонние) договоры, соглашения, конвенции;

• государственные инициативы по международному со­трудничеству.

Международные организации по охране природы. Их можно разделить на две группы: межправительственные и неправительственные.

Межправительственные организации. Наиболее ав­торитетная из них — Организация Объединенных Наций — ООН (United Nations — UN). Одно из важнейших направле­ний ее деятельности — сотрудничество в области охраны природы. ООН рассматривает важные вопросы на Генераль­ной Ассамблее, принимает резолюции и декларации, про­водит международные совещания и конференции. ООН раз­работала и приняла специальные принципы охраны окру­жающей человека среды, в частности, в Декларации Сто­кгольмской конференции ООН (1972) и во Всемирной Хар­тии природы (1982).

При ООН функционируют специализированные меж­дународные организации по охране окружающей среды.

Программа (орган) ООН по окружающей среде — ЮНЕП (United Nations Environmental Program — UN ЕР) функцио­нирует с 1972 г. и осуществляет долгосрочную программу по охране окружающей среды, для финансирования кото­рой Генеральная Ассамблея ООН создала Фонд окружаю­щей среды.

Организация Объединенных Наций по вопросам обра­зования, науки и культуры — ЮНЕСКО (United Nations

Всемирная организация продовольствия — ФАО (Food and Agricultural Organization UN — FAO) образована в 1945 г. и занимается вопросами продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) созда­на в 1945 г. и занимается проблемами здоровья людей, что связано с охраной окружающей среды.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) об­разована в 1951 г. и осуществляет глобальный мониторинг состояния окружающей среды: состояние озонового слоя, трансграничный перенос загрязняющих веществ и др.

Кроме того, существуют международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятель­ность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Ев­ропейское экономическое сообщество, Организация эконо­мического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.

Неправительственные организации. Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП (International Union for the Conservation of Nature — IUCN) образован в 1948 г. и содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными орга­низациями, а также отдельными лицами по вопросам за­щиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП — инициатор ведения Красных книг. Всемирный фонд охраны дикой природы (World Wide Fund for Nature — WWF) — самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Рос­сийское представительство было открыто в 1994 г.), а так­же около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные про­екты России уже вложено более 12 млн долл. США.

Международная юридическая организация (МЮО) со­здана в 1968 г. и уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны ОС.

Международный экологический суд (МЭС) учрежден в 1994 г. и содействует разрешению споров в области приро­допользования и охраны окружающей среды.

Кроме того, многие международные неправительствен­ные организации занимаются вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Между­народная федерация по охране альпийских районов, Евро­пейская федерация по охране вод и т.п.

Международные договоры, соглашения, конвенции. Раз­личаются договоры общие и специальные, многосторонние и двусторонние, глобальные и региональные. Готовятся и рассматриваются они по инициативе отдельной страны (стран) или международной организации.

Общие международно-правовые договоры могут затра­гивать и вопросы окружающей природной среды. Например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму пригра­ничных водоемов, охране растительности, животного мира.

Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только об охране окружающей среды.

К глобальным договорам относятся Конвенция о запре­щении военного или любого иного враждебного использо­вания средства воздействия на природную среду (1977), Кон­венция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Конвенция об охране мигрирующих ви­дов диких животных (1979).

В числе региональных договоров можно назвать дого­воры об использовании и охране Дуная, Черного моря; до­говоры европейских стран (ЕЭС); Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов (1968); Конвен­цию по охране Средиземного моря от загрязнения (1976); Конвенцию об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980); Соглашение об охране полярного медведя (1974); Кон­венцию о рыболовстве в северо-восточной части Атланти­ческого океана (1959); Конвенцию о рыболовстве и сохра­нении живых ресурсов в Балтийском море и Датских про­ливах (1973); Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969).

Особое значение имеют международные договоры об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядер­ного, бактериологического, химического оружия в различ­ных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подпи­сан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испы­таний. Однако он был нарушен Северной Кореей в 2006 г., когда ей был проведен подземный ядерный взрыв.

Государственные инициативы по международному со­трудничеству в области охраны окружающей среды. Нашей страной выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, 1987 г.), по природоохранному взаимодействию в Азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, 1988 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1988 г.). Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей при­родной среды влияет на национальное законодательство. Здесь действует принцип приоритета международно-пра­вовой нормы над нормой национального права.

3. Международные принципы охраны окружающей среды

Международное сотрудничество в области охраны ок­ружающей среды регулируется международным экологичес­ким правом. В его основе лежат общепризнанные мировым сообществом принципы и нормы. В истории становления ос­новных экологических принципов международного сотруд­ничества можно выделить следующие важнейшие этапы.

Конференция ООН по проблемам окружающей челове­ка среды (Стокгольм, 1972 г.). По итогам работы конферен­ции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового со­общества в области охраны окружающей среды. Деклара­ция содержала 26 основных принципов охраны окружаю­щей человека среды.

Кроме того, 5 июня был провозглашен Всемирным днем окружающей среды. Был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квар­тирой в г. Найроби (Кения).

Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Гене­ральной Ассамблеей ООН (1982). В ней вновь были подтвер­ждены и развиты важнейшие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Та­ких принципов стало 27. Всемирная хартия природы опре­делила приоритетные направления экологической деятель­ности международного сообщества на тот период.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В ней приняли участие 114 глав государств, представители 1600 неправительственных орга­низаций. Это крупнейший экологический форум в истории человечества. Впервые главы государств к правительств разных стран договорились о путях решения важнейших глобальных экологических проблем, включая кардинальные изменения в экономике и социальной сфере. Впервые был общепризнан приоритет экологических интересов челове­чества над экономическими.

На конференции были одобрены пять основных доку­ментов: Декларация РИО об окружающей среде и разви­тии; Повестка дня на XXI в.; Заявление о принципах уп­равления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений клима­та; Конвенция по биологическому разнообразию.

Одним из важнейших итогов Конференции было при­нятие концепции (стратегии) устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается одновременное решение проблем экономики и экологии. Цель стратегии — не заме­няя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры.

Контрольные вопросы

1. В чем разница между национальными и международными объектами охраны природной среды?

2. На какие группы подразделяются международные объекты охраны природной среды? Дайте им характеристику.

3. Какие объекты охраны природной среды охраняются и управ­ляются государствами, но взяты на международный учет?

4. Какие существуют формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

5. Назовите важнейшие межправительственные организации по охране природы и направления их деятельности.

6. Назовите важнейшие неправительственные международные организации по охране природы и направления их деятель­ности

7. Приведите примеры международных договоров, соглашений, конвенций, направленных на охрану окружающей природной среды. Какие вопросы они регулируют?

8. Приведите примеры государственных инициатив по между­народному сотрудничеству в области охраны окружающей природной среды.

9. Какие важнейшие этапы можно выделить в истории станов­ления основных экологических принципов международного сотрудничества?

Константинов В.М. Экологически основы природопользования: учебник для спо / В.М.


Цель и направления работы Фонда Стратегическая цель – достижение устойчивого экологически ориентированного социально-экономического развития общества на основе научного наследия академика В.И. Вернадского. Задачи: Формирование мировоззренческой основы ответственного отношения общества к окружающему миру; Пропаганда основополагающих принципов устойчивого развития; Содействие развитию и популяризации научного наследия академика В.И. Вернадского; Экологическое сопровождение национальных проектов; Совершенствование и повышение эффективности природоохранной деятельности в Российской Федерации; Объединение усилий российского общества в решении экологических проблем; Расширение международного сотрудничества Фонда в области социально-экономического развития, охраны окружающей среды, энергоэффективности, рационального природопользования, инноваций и образования.


Беллона

Ока, Экологическое движение

Гринлайт


Защитники природы за атомную энергию (EFN)

Защитники природы за Ядерную Энергию (EFN) – это независимая экологическая, некоммерческая организация, которая направляет деятельность на следующее: обеспечивает общественность полной и прозрачной информацией по энергетике и окружающей среде пропагандирует преимущества ядерной энергии за экологическую чистоту планеты объединяет людей в поддержку чистой ядерной энергии


Международная Академия наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ)

Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) основана в 1995 г. Это общественная организация, целью которой является объединение ученых и специалистов, занимающихся решением проблем в области экологии и охраны окружающей среды. Сегодня в ее рядах насчитывается около 3000 человек - академиков, членов-корреспондентов, почетных академиков, экспертов и советников, среди которых такие известные люди как Жорес Иванович Алферов, Александр Исаевич Солженицын, Михаил Сергеевич Горбачев (нобелевские лауреаты), Михаил Борисович Пиотровский, Мстислав Леопольдович Ростропович, Валентина Владимировна Терешкова, Юрий Леонидович Шевченко, Валерий Абисалович Гергиев и многие другие. Основой Академии являются ее научные секции, охватывающие своей проблематикой все актуальные вопросы оптимизации взаимодействия человека и окружающей среды. Академия представлена в различных уголках Земного шара ее филиалами и отделениями. Приоритетной деятельностью МАНЭБ является проведение международных конференций и выставок, ставших ежегодными и собирающих до 300 человек из различных стран мира. В 1996 г. конференция-выставка "Новые технологии из России" проходила в Лондоне, в 1997-1999гг., 2001-2002гг. - "Экология и развитие Северо-Запада России", в 2000 г. конференция "Экология и развитие стран Балтийского региона" - в Финляндии, в 2003г.- "Экология и развитие общества" проходила в Санкт-Петербурге. Издательская деятельность Академии посвящена популяризации новых ресурсосберегающих и информационных технологий, трудов проводимых ею конференций и творчества наиболее талантливых членов МАНЭБ.


ФЦТРБ-ВНИВИ


Гринпис (Greenpeace)

Гринпис — международная общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом. Основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса. Гринпис известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам. Свидетельствование — один из принципов Гринпис. Организация стремится побывать на месте экологического преступления и предоставить людям независимую и достоверную информацию.

Российский Зеленый Крест


НИиПИ экологии города

Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт экологии города выполняет широкий спектр проектных, изыскательских и научно-методических работ. Использование современных и авторских программных продуктов, методик, приборов и оборудования дают возможность разрабатывать и успешно согласовывать многовариантные проекты любой сложности. Многолетний опыт работы НИиПИ экологии города позволяет разрабатывать проектные решения, учитывающие ландшафтные, экологические, экономические и социальные аспекты городской среды. Результаты высокопрофессиональной работы специалистов Института можно увидеть во многих районах Москвы, Московской области и городах России. Направления деятельности Института: * Эколого-градостроительное проектирование * Эколого-инженерное проектирование * Инженерные изыскания * Ландшафтное проектирование * Экологическое моделирование * Градостроительное планирование и аудит территорий * Научно-методическая деятельность * Издательская деятельность * Служба заказчика

Читайте также: