Какая наука в классификации наук о конта полагается как наиболее простая и абстрактная

Обновлено: 17.05.2024

Социология как самостоятельная отрасль научного знания заявила о своем появлении в первой половине XIX века. Первым, кто дал название новой науке об обществе, определив ее место в системе наук, специфику предмета и методологии, был французский философ Огюст Конт.

  • реальные в отличие от химерических;
  • полезные, а не бесполезные;
  • достоверный в отличие от сомнительного;
  • точные, а не расплывчатые;
  • организующий против разрушительного.

Основатель социологии не только придумал название новой науки, но и определил ее место в системе позитивных наук. Предложенная им система наук была построена по принципам: восхождение от абстрактного к конкретному и от простого к сложному в содержании предмета науки. В структурном отношении система наук, предложенная О. Контом, представляла собой реорганизацию системы наук. Структурно система наук, предложенная Контом, представляла собой перевернутую усеченную пирамиду, в основании которой находилась самая абстрактная наука, математика; далее следовали астрономия, физика, химия, биология, а завершала систему позитивных наук социология.

Огюст Конт и его философия

Огюст Конт: Позитивная социология и позитивистская методология

Получив образование в области математики и естественных наук, Комт предложил построить новую науку по их подобию. Однако не все прошло для него гладко. Он справедливо полагал, что наука об обществе должна стать не умозрительным, а точным знанием, использующим методы физики, биологии и математики и отвергающим смутные догадки и предположения. Он делает свои открытия четырьмя методами: Наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический анализ. И они должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. И это тоже правда.

Призывая к замене абсолютного относительным, ссылаясь на здравый смысл, Конт в то же время утверждал, что общество развивается по неким универсальным, раз и навсегда установленным законам. По мнению Комта, социология — единственная наука, призванная открыть универсальные законы развития и функционирования общества, которые неотделимы от законов природы. В природе существуют неизменные законы, такие как всеобщее тяготение. Но кто сказал, что они существуют в обществе? Это должно быть доказано, а не просто постулировано. Ибо закон — это сущность, движущий фактор, который ненаблюдаем или очень трудно наблюдаем.

Позитивистская социология О. Конта

Комте уделял большое внимание разработке методов социологического исследования. Он выделил четыре основных метода: Наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как основной метод, который требует использования математических методов и измерения изменений в состоянии социальных объектов. Комте выделил проблему надежности и точности наблюдения, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за отсутствия опыта эмпирических социальных исследований.

Комт разделил социологию в целом на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая направлена на изучение структуры общества, его структурных элементов, вторая — законов общественного развития.

Социальная динамика — это позитивная теория социального развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Вторичные факторы включали климат, расу, продолжительность жизни людей, рост населения и общественное разделение труда.

Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны быть постепенными, мягкими и мирными. Он также признавал необходимость частной собственности и считал, что не имеет значения, кому принадлежит капитал, если он используется на благо всего общества. Идеалом социального порядка Комте считал солидарность всех социальных классов и групп.

Идея конденсации образования в философии Огюста Конта

Одним из первых, кто понял необходимость реформирования системы образования, чтобы придать ей импульс, сделать ее динамичной и отвечающей потребностям социального и научного прогресса, был Огюст Конт.

Как известно, содержанием философии О. Конга является в основном закон трех стадий исторического развития, согласно которому теологические и метафизические стадии сменяются позитивными. В связи с этим он доказывает, что мы имеем интерпретацию природных сущностей в опыте, но не в каких-либо причинах, лежащих вне или за пределами опыта (например, в каких-либо трансцендентальных или спекулятивных построениях). Во-вторых, Комт дает классификацию наук, которая является краеугольным камнем его философии. (Конечно, такая классификация встречается уже у Дидро, но на ее основе он также разрабатывает методологию отдельных наук).

Все это во многом определило и обосновало круг выдвигаемых им идей педагогической реформы. Комте считал, что необходимо придать образованию универсальный и систематический характер. В связи с этим он предложил разделить весь процесс обучения людей на два периода.

Первый период — это то, что он называет спонтанным, или стихийным образованием детей от рождения до 14 лет. В этот период все время жизни ребенка должно быть сосредоточено на воспитании культуры его сердца (чувства).

Второй период — это уже систематическое образование, как он называет этот период, который длится с 14-го по 21-й год жизни, и здесь все время и усилия должны быть направлены на воспитание культуры ума. В первый период, особенно в раннем детстве, ребенок должен получить под руководством матери зачатки гуманитарного образования, связанные с зарождением эстетических и литературных идей. В этот период, по мнению Комте, необходимо развивать моральные качества, чтобы привить альтруистические чувства и инстинкты. (О. Конт даже составил рекомендательный список всего стоящего в мировой литературе, который должен знать каждый образованный человек).

Во втором периоде, после 14 лет, литературно-эстетическое образование продолжается, но во главе здесь уже стоит систематическое прохождение курса положительных наук в строго определенном порядке, соответствующем его классификации. В течение этих 7 лет до 21 года необходимо последовательно пройти весь курс позитивных наук: Математика, механика, астрономия, физика, химия, биология и, наконец, в конце — изучение науки социологии (название которой, как известно, предложил сам Комте).

Согласно предложению Комта, студенты должны были изучать только одну конкретную науку каждый год. (На первом курсе изучалась только математика, на втором — только механика и т.д.) При этом никакие другие интересы студентов не удовлетворялись, кроме предмета, который входил в круг изучения. Естественно, прохождение такого курса, как его задумал Конт, должно сопровождаться чтением классических эссе по соответствующим областям знаний.

Основатель позитивизма О. Конт и его социологическая концепция

Предыдущий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом теоретически и методологически подготовил новое научное направление, которое сосредоточилось на сущности взаимодействий человека и общества, то есть на социальных отношениях. Необходимость такой научной ориентации актуальна и для социологической практики. Работы Огюста Конта послужили ответом на эти социальные запросы.

Его социологические взгляды на природу и структуру общества лучше всего обобщены в уже упоминавшемся шеститомном курсе позитивной философии.

Закон трех стадий:

I этап — теологический, т.е. вымышленный, его параметры — античность и раннее средневековье до 1300 года.

Он разделен на три периода:

  1. фетишизм — люди приписывали жизнь окружающим их предметам и считали их богами;
  2. период политеизма — оживали вымышленные существа, вмешательство которых объясняло все явления;
  3. период монотеизма — христианство.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Конт сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человекакак главного, основного закона развития человеческого ума в различных сферах его деятельности:

Одна из основных частей философии Конта – это его учение о классификации наук, согласующейся с целью позитивной философии - нахождением и приведением в порядок законов, выведенных из изучения фактов, а также преодолением отрицательных последствий специализации отдельных наук. Конт выделяется 4 основания для классификации:

  • исторический (но времени и последовательности возникновения),
  • логический (от абстрактного к конкретному),
  • по сложности предмета исследования (от простого к сложному),
  • по характеру связи с практикой.

Он расположил науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности, а также разделил науки на абстрактные и конкретные: абстрактные науки изучают законы определенных категорий явлений, конкретные применяют эти законы к частным областям. Например, биология — общая абстрактная наука о жизни, а медицина — конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Первой основной наукой является математика - наука о самых простых объектах и вместе с тем наиболее абстрактная из всех наук, поэтому возникла раньше других форм научного познания. За ней следуют астрономия, физика, химия, биология и, наконец, социология. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения. Конт принципиально отрицает возможность ряда наук: логики (которая сводится к математике); психологии; политической экономии (в которой, кроме нескольких положений Адама Смита, нет научно значимого и научно обоснованного содержания).

Математика занимает первое место в ряду основных наук классификации Конта не только потому, что она наиболее простая и абстрактная наука, но также и потому, что математика первая из всех наук сложилась в качестве науки позитивной. И точно так же социология - последняя из фундаментальных наук классификации Конта по признакам наибольшей своей сложности и конкретности - есть в то же время наука, исторически сложившаяся в позитивную науку позже всех остальных. Она представляет наибольший непосредственный интерес для человека.




Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию.Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества.

Основная форма деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно связана социология с психологией, с политологией. Социология изучает гражданское общество, политология — политическую жизнь общества, политические отношения. Что определяет и их взаимосвязь.

22. □ Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

Лекции: Позитивистская программа

(Литература: Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Глава 1, с. 15—24)

Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки, возникшее в XIX веке и характеризующееся стремлением к использованию метода логического анализа и эмпирического способа научного миропонимания. Термин впервые был сформулирован Сен-Симоном, понимавшим под позитивным знанием органическое, определённое, точное знание.

К предпосылкам формирования позитивизма относится:

· бурный прогресс естественных наук

· доминирование в области методологии метафизических теорий (в частности, немецкая классическая философия), которые не соответствовали конкретным целям и задачам естествоиспытателей, а также не давали возможности формулировать конкретные ответы

Некоторые особенности позитивизма:

· в фокусе внимания – метод науки

· ориентация на науку, анализ её строения, её спецификацию

· демаркация науки от других форм сознания, прежде всего, от традиционной философии (метафизики)

· философские вопросы — это псевдовопросы, не имеющие познавательной ценности;

· единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины

1) реальное в противоположность химерическому

2) полезное в противоположность бесполезному;

3) достоверное в противоположность сомнительному;

4) точное в противоположность смутному;

5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя её как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать).

Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четырееё основных свойства:

  • изучение положительной философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства
  • прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук — их главные методы и наиболее важные результаты
  • специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук
  • важнейшее свойство положительной философии, по Конту, состоит в том, что её можно считать единственной прочной основой общественного преобразования

В процессе дальнейшего развития позитивизма, из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика, и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма.

Джон Стюарт Милль известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта). Согласно его учению, основу философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия – это просто (языковые) названия (терминологические). Разработал совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Милль рассматривал логику как ветвь психологии и давал законам логики психологическое обоснование. Характерно, что в своей классификации наук Конт не нашел места для психологии, чем вызвал критику Милля. Милля отводит в логике важную роль индукции и считает единственным источником познания опыт, единственно допустимым приемом познания – индукцию, она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений.

Милль формулирует новые принципы дедуктивного метода как совокупности трёх частей: индуктивного исследования, вывода и поверки, позволяющих делать вывод в сложных условиях, когда несколько сил действуют одновременно и ни одна из них не может быть исключена. Всякая наука стремится сделаться дедуктивной, но только астрономия и физика достигли этой стадии, прочие же находятся ещё в состоянии эмпиризма.

Четыре метода научной индукции:

а) метод сходства

б) метод различия

в) метод сопутствующих изменений

г) метод остатков.

Основные идеи:

· Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что произошло, а не с тем, что существует

· Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.

· Непознаваема конечная причина мира, материя

· Прогресс в обществе связан с прогрессирующим разделением общественного труда.

· Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена

· Наука – это отдельные категории

· Абстрактное знание – математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия

· Движение по линии наименьшего сопротивления

· Теория эволюции основана на механике Ньютона

· Эволюционный процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к порядку от неопределённости к определённости. В конечном итоге в системе силы уравновешивают друг друга

· Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Система подвергается воздействию других систем (возмущение), развивается деградация, т.к. система замкнутая то цикличность.

Выделилтри возможности происхождения мира:

1. Мир сам по себе

3. Всегда есть и будет.

Но, как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек не может понять как все из ничего.

Значение и последствия классического позитивизма:

Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как:

  • знание,
  • деятельность,
  • институт.

Наука как социальный институт стала формироваться в XVII— XVIII вв. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII в. и продолжавшийся до середины XIX в., привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже XIX—XXв.в. достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники.

Необходимо отметить, что в древнем и средневековом обществе говорить о науке в ее институциональном значении нельзя, как социального института ее тогда не существовало. В античности научные знания растворялись с системах натурфилософов, в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Поэтому некоторые предпосылки институционального ресурса усматривают в школах Древней Греции, в средневековых монастырях и университетах. Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовки способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется ХП в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия, преподавали представители религиозной ортодоксии, стремящиеся подчинить знание вере. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.

1) "Научный дух" как эпифеномен (побочный продукт) теософских систем, институциализированных в социальной роли касты жрецов (Древний Вавилон и Египет). Этот дух представлен в виде еще очень слабой ориентации на объективное знание, получаемого посредством наблюдения и фиксированного метода.

2) Научное содержание античной философии как совокупности демифологизированного знания о природе - институциализированное в форме философской школы и философа как учителя.

3) Обоснование роли опытного знания в средневековой схоластике (ХII-XIV века) в рамках церковных институтов хранения, получения и передачи знания.

4) Научная революция Нового времени, рождение экспериментального естествознания, появление первых научных (любительских!) институтов (Лондонское королевское общество - 1662 г. И Парижская академия наук - 1666 г.)

5) Соединение науки с высшим образованием в системе университетов (посл. треть Х1Х века), появление профессии ученого.

6) Научно-техническая революция ХХ века - институциональное проникновение науки во все субсистемы современного общества: в политическую, в хозяйственную, в культурную.

Вклад в развитие социологии. Создал классификацию наук, назвал науку социологией, определил методы социологии, задачу социологии (познание объективной реальности), доказывал, что социология как наука может возникнуть только лишь на определенном этапе развития общества.

Конт - создатель позитивизма. Сумел систематизировать и объединить основные доктрины европейского естествознания. Объявил о необходимости создания новой теории общества, которая должна быть позитивной.

Главная идея позитивистского метода Конта - отделение наук от метафизики и теологии.

Задача науки - открывать законы, понимаемые как постоянные, повторяемые связи между явлениями.

Термин “позитивный” (по Конту) может быть использован в 5 значениях: реальный, полезный, определенный, полезный, положительный.

Базовые принципы позитивизма:

  1. постулат онтологического натурализма (утверждение, что социокульт. и природные явления качественно однородны. Базовые принципы позитивизма: Поэтому общественные процессы должны анализироваться и объясняться с помощью законов прир.
  2. постулат методологического натурализма (система социального знания должна строиться по модели естественных наук и использовать их методы).
  3. постулат феноменализма (абсолютизация роли опыта и чувственных данных в противовес умозрительным выводам).
  4. постулат ценностной нейтрации (социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы изучаемых явлений и полученных результатов).
  5. признание инструментального характера научного знания и ориентация на социальную инженерию.

Систематизация наук.

  1. Разделение на абстрактные и конкретные. Абстрактные - науки, о законах, определяющих категории и явления. Конкретные - науки, которые прилагают эти законы к частным областям.
  2. Разделение всех наук на 6 абстрактных теоретических дисциплин: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Место каждой науки дано ей по степени усложнения предмета изучения. Самый сложный и наименее общий предмет - это социальные явления.

Конт обращал внимание на то, что каждая последующая наука указанного иерархического ряда включает законы и методы предшествующей науки. Но в то же время это не означает, подчеркивал он, что ей не присущи собственные методы исследования и свои особые законы.

В рамках системы наук социология, которая стоит на вершине иерархии, должна выполнять двоякую функцию: должна стать средством и целью этой самобосновывающейся системы. В качестве основного решающего средства заверешения системы должна она должна принять в себя и в то же время погасить все огрехи системы. Должна стать высшей, последней результирующей наукой.

У Конта конструирование новой науки включает в себя 3 момента:

1) работа по выведению понятия "чисто подлинной научности". Когда мы поймем, что есть научное знание, тогда мы можем его конструировать.

2) Построение системы положительных наук и определенного места в этой системе новой, еще только искомой (не существующей) науки об обществе.

3) Систематизирующее описание общества, его элементов и законов, что и должно будет составить собственное содержание социологии.

Предмет социологии – первичная реальность, т.е. общество в своей целостности и взаимосвязанности. Социология имеет предмет ближе всего сходный с предметом биологии.

Конт одним из первых разрабатывает подход к обществу как к системе , прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей!

Методы науки.

● Наблюдение (один из главных) соц фактов, что дает возможность поставить Соц на уровень науки. подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно: в этом случае наблюдатель чаще всего даже не знает, что он должен рассматривать в данном факте. Любой эмпир. Материал должен пройти контроль теории.

● Эксперимент: прямой (наблюдение явлений под влиянием созданных условий) и косвенный (Анализ патологических явлений в социологии, как и в биологии).

● Сравнительный – сопоставление разл-х типов О и общностей, в связи с законом развития О.

● Исторический (Суть в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, последовательной оценке различных состояний человечества) в научном отношении он дополняет общую научную методологию.

Закон трех стадий

Закон трех стадий – основной закон науки об обществе. Именно с точки зрения данной идеи Конт прослеживал весь процесс развития человеческого знания, индивида и О в целом.

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов, а законов.

Социальная статика и динамика

Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Для с/с высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для с/д— законов прогресса.

Социальная динамика — это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования". Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего. Главный закон социального прогресса у Конта — это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

Закон трех стадий умственного развития человечества

1. Теологическое, или фиктивное.

2. Метафизическое, или абстрактное.

3. Научное, или позитивное.

На первой стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. Первая (теологическая) фаза этого процесса описывается в содержательном плане как эпоха господства религиозного типа мировосприятия. Иначе говоря, на этой стадии во всех подлежащих объяснению событиях и фактах люди усматривают проявление действия таинственных сил.

Теологическое (фиктивное) мышление как способ познания нацелено на понимание внутренней природы вещей, первопричин и конечных целей, т. е. на абсолютное познание божественного порядка. Теологическое сознание олицетворяет сверхъестественные силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии – католическое общество. Монотеизм способствовал созданию гармонического социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь порядок становится тормозом прогресса. Эта стадия в развитии человеческого ума и общества продолжалась до 1300 года.

Метафизическая стадия – стадия распада прежнего общественного порядка – охватывает период с 1300 по 1800 год. Идеологической основой этого периода становится метафизический способ объяснения, суть которого заключается в абстрактно-олицетворенном истолковании сущности вещей и явлений без какой-либо опоры на эмпирически наблюдаемые данные. В форме метафизического мышления обращение к сверхъестественным силам заменяется силой абстракции, место Бога занимает разум; метафизика, подобно теологии, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но умозрительная часть оказывается чрезвычайно преувеличенной вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать.

Научная (позитивная) стадия начинается с 1800 года. Ее суть заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Позитивное мышление направлено на познание законов с помощью разума и наблюдения. Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений. Следует стремиться не к абсолютному познанию, а к познанию отношений между отдельными явлениями, общими фактами (законами), число которых становится все меньше благодаря прогрессирующему позитивному исследованию. Сведение всех явлений к одному единственному закону – это идеал позитивной науки.

После того как человечество в основном пройдет две первые стадии, станет возможным перейти к позитивной философии, которая должна сменить критическую философию XIX в. Задачей позитивной философии является объяснение порядка, которое затем может помочь в принятии решений. По закону смены состояний общественного развития человечества вместе с теологическим мышлением исчезает феодальная структура (жрецы и воины) и монархическая организация, а их место в современном обществе будут занимать ученые и промышленники.

Это современное общество О. Конт назвал индустриальным. В новом обществе есть и отрицательные моменты, поэтому задача науки состоит в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от отрицательных сторон. Решающее значение О. Конт придавал научной организации труда, непрерывному росту богатства и концентрации рабочих на фабриках. Противоречия между рабочими и предпринимателями имели для него второстепенное значение. Конфликт и противоречия он рассматривал как результат плохой организации индустриального общества, которая может быть улучшена путем реформ. Кризисы О. Конт рассматривал как явления эпизодические и поверхностные.

Преобладающим принципом человеческого развития является умственное развитие. Закон трех стадий умственного развития становится у О. Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества. Конт верил в возможность изменения социальных процессов путем человеческой деятельности. Управление он рассматривал как искусство реализации научной теории для практических целей.

О. Конт о классификации наук

Естественный прогресс научного познания всегда ориентирован в направлении от простого к сложному, с одной стороны, и от абстрактного к конкретному, с другой. Поэтому в первую очередь предметом интереса для позитивного научного мышления будут становиться явления физического мира, и лишь затем ориентированный подобным образом исследовательский взгляд переключится на изучение иных областей эмпирической действительности, в частности, сфер жизни и духа. Теперь, когда человеческий дух создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также физику органическую, растительную и животную, ему остается только закончить систему наблюдательных наук созданием социальной физики. На фундаменте таких представлений О. Конт выстраивает здание своей знаменитой классификации наук. В свою классификацию он включает только обобщающие науки – т. е. только те, которые имеют своей основной целью открытие и последующую формулировку научных законов.

Каждая из указанных наук (кроме математики) изучает свой особый круг явлений со своими специфическими законами. Науки эти связаны между собой так же, как связаны между собой их предметы. Законы каждой следующей в указанном ряду науки основываются на законах всех предыдущих, но не сводятся к ним. Каждая следующая наука в приведенной классификации по сравнению с предшествующими является более сложной и более конкретной, так сказать, более приближенной к самой жизни.

Вышестоящие научные области в данной классификационной иерархии определяются как более сложные в той мере и постольку, в какой и поскольку они уже включают знания, почерпнутые из интеллектуального багажа всех нижестоящих наук. Биология немыслима без химии, как и химия немыслима без физики; иначе говоря, науки, исследующие комплексы эмпирических феноменов более высокого порядка, оказываются производными от наук более низкого онтологического ранга.

О. Конт разделил всю сферу знаний на науки теоретические, к которым он отнес социологию, и практические. Науки в собственном смысле слова он разделил на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки имеют целью открытие законов, которые управляют разными классами явлений. Науки конкретные, или частные, состоят в приложении этих законов к действительной истории различных существующих предметов.

Наиболее важным и специфическим методом социологии является исторический метод, т. е. историческое сравнение различных последовательных состояний человечества. Большое значение имеет и сравнительный метод – сопоставление жизни народов, живущих одновременно в разных местах земного шара, но не зависящих друг от друга.

О. Конт о структуре социологического знания (социальная статика и социальная динамика)

Социальная динамика означает всякое изменение в обществе, характеризующееся вступлением социальных субъектов в определенные отношения, направленные на преобразование существующих структур. Социальная динамика взирает на реальность человеческого общества с иной точки зрения. Ее интересуют, прежде всего, причины и закономерности общественных изменений. В системе воззрений Конта социальной динамике приписывается особая по своей значимости и важности роль: она должна стать позитивистской теорией истории, новой версией концепции общественного развития.

Порядок и прогресс в социологии О. Конта

Таким образом, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т. е. основным аспектам общей социологии. С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире. Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институциализации социологии как науки.

Огюст Конт – это известный французский философ, социолог, основатель школы философского позитивизма. Огромный вклад в развитие философии и социологии того времени внёс Огюст Конт. Основные идеи его заключались в разработке позитивизма.

Огюст Конт – краткая биография социолога и философа


Огюст Конт родился в небогатой семье в Монпелье на юго-востоке Франции. Его отец был сборщиком подати.

Своё обучение будущий философ начал в лицее, где отличился прекрасным трудолюбием. Особенно замечательно Конт проявил свои способности в математике. В дальнейшем он поступил в политехническую школу и удивил своих учителей и сверстников рвением к учёбе и талантом. Но там он не доучился.

Затем Конт жил в Париже, преподавал на полставки математику. В более зрелом возрасте Огюст стал печататься со своими первыми статьями в газетах.

В юности Огюст Конт был религиозен. Но в скором будущем философ начал отрицать эти идеи. В те годы Конт преподавал астрономию, так как испытывал сильную тягу к этой науки на протяжении долгих лет.

Конт во время работы развивал себя духовно, читал литературу с эстетическим и даже театральным уклоном, узнавал много нового о культуре и её принципах. Конт стал репетитором, потом экзаменатором, считался уважаемым, известным научным деятелем и философом.

После того, как учёный закончил книгу всей своей жизни, посвящённую позитивизму. Он сосредоточил всё свое внимание на религиозно-политических вопросах и начал активно заниматься благотворительностью.

Он быстро впал в бедность, которую изо всех сил пытался преодолеть. Несмотря на то, что он был человеком выдающихся способностей, его так и не приняли на академическую должность.

Но окружение Конта не поддерживало его идеи. Правительство не выделяло средств для поддержание его исследовательской деятельности, его работ, не разделяло его убеждения. Но учёный боролся до последнего для признания. В конце концов справедливость восторжествовала.

Он умер в Париже 5 сентября 1857 г от рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Основные этапы философии Конта

Этапы философской эволюции Конта отмечены тремя основными его работами.

Основные этапы развития сознания по Огюсту Конту (3 способа мышления)


Огюст Конт занимался проблемой эволюции знания. Его учение основывалось на исследовании трёх способов мышления:

  • теологическом;
  • метафизическом;
  • позитивном.

Теологическая стадия по Конту (теологический способ мышления)

На этой стадии мышление рассматривается как управляемый процесс. Природные явления объясняются сверхъестественными причинами. Знания возникают спонтанно и не имеют доказательств. Люди рассматривают предметы как одушевлённые, разумные и живые. Далее они рассматриваются как невидимые существа. При объяснении явлений люди ссылаются на сверхъестественные силы, божественные существа.

Метафизическая стадия по Конту (метафизический способ мышления)

На данной стадии мир объясняется метафизическими понятиями, главным считается вопрос природы. Люди объясняют явления с помощью абстрактных понятий и рациональных рассуждений (чаще всего оторванных от реальности). То есть важно то, что и как управляет природой.

Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)

Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.

Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.

Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.

Позитивистская философия Конта


Конт обозначил основы позитивистской философии (он был создателем концепции позитивизма). Согласно Конту, основное предназначение философии – это точное и объективное знание, которое описывает реальные объекты. Философия Огюста Конта положительна, потому что:

  • она имеет дело только с реальными объектами – позитивизм исследует вещи, доступные разуму;
  • рассматривает только полезные темы, потому что хочет улучшить жизнь;
  • ограничивается предметами, по которым можно получить определённые знания;
  • занимается точными вопросами;
  • действует положительно, не ограничиваясь критикой.

Конта вдохновляли в первую очередь учёные-натуралисты: Бэкон, Декарт, Галилей, отчасти Ньютон и Дэвид Юм. Он также был обязан некоторыми идеями философу французского Просвещения Жану Д’Аламберу.

В то время были широко распространены планы социальных реформ. Конт дружил с представителем так называемого утопического социализма – Клод-Анри де Сен-Симоном. Возможно, от него Конт перенял многие социальные идеи.

Конт определил сферу применения позитивной философии, ограничив её фактически существующими объектами, о которых можно получить определённое и точное знание, то есть внешними фактами о физических объектах. Следовательно, метафизика не может быть предметом достоверного знания.

Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.

Абстрактные науки по Конту (теория абстрактных наук)


Конт создал одну из первых научных теорий. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками.

Он также изложил свою программу – исследования с использованием естественных, эмпирических и исторических методов человеческих обществ, их порядка и условий развития.

Все науки организованы в соответствии с уменьшающимся объёмом исследований, от астрономии до социологии, что сопровождается увеличением сложности изучаемых явлений. Последующие менее общие учения появились позже исторически и позже достигли эмпирической стадии, пройдя сначала через теологическую и метафизическую фазы.

В системе Конта позитивная наука была лишь частью идеальной социальной системы, которую он постулировал. Идеальной целью общества было совершенствование человеческой натуры. Однако его постулаты в этом отношении оказались необычными и отклонялись от его предположений относительно объективности:

Конт считал христианство реликвией, но тем не менее считал его ценным. По его словам, религия – это сочетание авторитета и моральных норм, которые направляют человека на путь послушания. Именно поэтому он считал религию отличным инструментом дисциплинирования общества.

Философия позитивизма Огюста Конта: основное влияние в истории философии

Философия Конта состоит из двух частей:

  • более ранней, ставшей тем, что позже было названо позитивизмом;
  • более поздней – доктринерской и тоталитарной.

Первая часть имела широкий резонанс во Франции благодаря Эмилю Литтре, одному из величайших французских учёных, который отверг более поздние работы Конта, но с энтузиазмом воспринял идеи, содержащиеся в более ранних работах. В Англии его философия вдохновила Джона Стюарта Милля.

Вторая часть повлияла на его последователей, сосредоточенных вокруг Пьера Лаффита. Позитивистская философия, проповедовавшая учение Конта, распространилась во многих странах мира.

Читайте также: