Какая культура опирается на веру в бога в формировании системы права истины и в этике

Обновлено: 04.07.2024

Стоит ли бояться своих сомнений в вере? Есть ли конфликт между верой и знанием, сердцем и разумом? И чем отличается вера от суеверия? Как на эти вопросы отвечали религиозные экзистенциалисты?

Рассказывает Петр Рябов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Вторая наша лекция. Напомню, что я — Рябов Петр Владимирович, доцент кафедры философии. И мы продолжаем разговор о религиозном экзистенциализме. В первой лекции я пытался в двух словах рассказать о том, что породило философию религиозного экзистенциализма, кто это и как они понимали человека.

Об этом много писал Августин, говоря, что разум —это важно, но глубина человека — это его воля. Или, говоря языком Августина и Паскаля, — сердце. И Паскаль говорит: у сердца свои законы, о которых разум не знает. Сердце связано с бесконечностью, наука занимается конечным, а сердце выходит на бесконечность. Наука занимается тем, что объективно, дано, постижимо, предметно, а сердце связано с любовью и с верой.

Такой ранний религиозный экзистенциалист, как Паскаль, ограничивает, указывает на границы сайентистской экспансии в постижении мира, человека, божественного.

Очень важный момент. Религиозные экзистенциалисты указывают на пределы научного постижения мира, на пределы сайентистской культуры, что очень важно.

А теперь обратимся к вере. Я хочу сказать, что вера понимается здесь очень широко, не просто как вера в Бога, хотя, конечно, и она прежде всего. Вера как вообще фундаментальное проявление человека. Вера как то, без чего человека не существует. Все во что-то верят, это может быть вера высокая, низкая, осмысленная и бессмысленная, просветленная разумом и слепая. Но так или иначе — вера как беспредпосылочное принятие чего-то. Вера как высший акт человеческой воли, прыжок в неведомое, устремленность на что-то. Скажи мне, во что ты веришь, и я скажу, кто ты. И для религиозного экзистенциализма именно вера — это акт человеческой трансценденции, прорыв из плоскости в некоторую вертикаль бытия. Вера всегда рискованна, вера всегда негарантированна. Но вера очень важна. И здесь религиозный экзистенциализм опирается на Аврелия Августина, уже не раз упоминавшегося. Августин говорил, что вера неразрывна с сознанием. Они взаимно предполагают друг друга и в то же время взаимно борются, и в то же время все-таки в этой паре вера — впереди. И это, конечно, правильно.

Но еще более интересен пример Авраама с его жертвоприношением Исаака. Кьеркегор очень тонко исследует этот феномен. И он вслед за Тертуллианом говорит о том, что вера всегда абсурдна. Абсурд — по-латыни значит беспочвенность. Вера не может оправдаться перед разумом. Если бы можно было, как считал Гегель, веру к разуму, вера была бы не нужна, не нужна была бы человеческая свобода. Если бы можно было все доказать, доказать, что есть бессмертие, что есть Бог, не нужен был бы человеческий выбор, свобода, ответственность. Поэтому Кьеркегор не устает повторять, а вслед за ним Лев Шестов и другие экзистенциалисты религиозные, что вера всегда — это риск, это прыжок в пропасть, нельзя никаких подпорок найти. Поэтому она абсурдна. Поэтому она трагична. Поэтому она мученическая. Как все личное, как высшее проявление человеческой свободы, вера не только не может опереться на рационализацию или какую-то внешнюю институцию, догматы, формы, вера не может быть передана словами. Слово — это всегда обобщение. А мы говорили: личность не обобщаема. Поэтому Авраам молчит, он никому не может объяснить свой поступок, потому что это его поступок. Это поступок не людей вообще, это поступок конкретно этого человека. Поэтому он обречен на молчание. Слова — это обобщение, рационализация — это уже некое обобщение, выход за рамки своей индивидуальности. И Кьеркегор с невероятной силой показывает все эти парадоксы веры. Ее трагичность, ее укорененность в личности, ее такой мученический характер, рискованность, невыразимость, невозможность ее как-то обосновать. Все это он называет рыцарем веры и показывает на примере Авраама.

Будь ты реальность, Боже,

тогда б и сам я был реален тоже.

Бытие Бога коренится в вере человека, но все здесь не гарантировано, все здесь рискованно для Унамуно. Вот этот парадокс — вера-сомнение.

Но возвращусь к Ясперсу. Вера и знание, говорит Ясперс, повторю, при всей своей конфликтности необходимы человеку. И взаимнонесводимы и взаимнонезаменимы. Смотрите сами, вера — личностна, субъективна, высшее проявление человеческой воли, человеческого желания. Знание объективно, в этом его сила, в этом его слабость, оно анонимно, безлико, для всех и для никого. Да, дважды два — четыре, но что мне с этого? Вера всегда непередаваема. И она не знает доказательств, я сейчас говорю не только о вере в Бога, может быть, вера в человека, может быть, вера в бессмертие: я видел умерших, но я верю, что не все кончается со смертью. Я видел много негодяев, но я все-таки решаюсь верить, что люди до конца неплохи, вера — в человеке. В этом смысле вера не доказуема, она не знает доказательств, она знает только свидетельства. Как ранние христиане свидетельствовали о вере своим мученичеством, как Сократ свидетельствовал о своей вере своей смертью.

И, одной головой обладая,
Никогда не войдешь в обе двери:
Если веришь — то веришь, не зная,
Если знаешь — то знаешь, не веря.

И свое формируя сознанье,
С каждым днем, от момента рожденья,
Мы бредем по дороге познанья,
А с познаньем приходит сомненье.

И загадка останется вечной,
Не помогут ученые лбы :
Если знаем — безумно слабы,
Если верим — сильны бесконечно!

Здесь ярко сформулирована антиномия веры и знания, о которых шла речь. Подменить веру знанием — это убить человеческую свободу, ответственность, выбор, личность. С другой стороны, вера недоказуема, может быть слепой, непросветленной, фанатичной, поэтому она тоже нуждается в знании и сомнениях. И через них она или умирает, или укрепляется. Поэтому бессмысленно говорить: вера или знание.

И в эпоху знания, в эпоху сайентизма, а XX–XXI век еще стали веком технократизма, уже не сайентизм, а техника — как приложение науки, не поиск истины, которым были одушевлены великие ученые начала Нового времени, а поиск каких-то полезных устройств. И человек все больше превращается в часть этой мегамашины. В эту эпоху очень полезно то, о чем напоминают экзистенциалисты, — границы научного, сайентистского, технического освоения мира.

Что такое Бог философов и ученых? Это Бог деизма, Бог Декарта, Бог — теорема, Бог доказательств, Бог, которым затыкают щели в философских системах, которого доказывают, как какое-то понятие, Бог в третьем лице. И Паскаль говорит: нет, это не мой Бог.

А что значит Бог Авраама, Исаака и Иакова? Это живой Бог, личностный Бог, Бог-собеседник, Бог — взгляд, устремленный на тебя. Может быть, неведомый, может быть, жуткий, но всегда личный, всегда не абстрактный, всегда конкретный.

И это общая установка всех религиозных экзистенциалистов.

Об этом особенно много размышляли Габриель Марсель и Мартин Бубер.

Марсель именно поэтому был против неотомизма и томизма. С чрезмерным рационализмом, доказательствами бытия Бога, это по мнению Марселя, превращало Бога из тайны в проблему, превращало его в предмет, объект. А экзистенциализм, как вы уже поняли, против объективации, против превращения человека в вещь и тем более — Бога в вещь. И человек — личность, он не есть вещь, и, конечно же, Бог тоже. Поэтому Марсель протестовал против господствующей в католической мысли неотомистской, схоластической традиции, чересчур рациональной.

Что мы можем сказать о Боге? Ничего.
Что мы можем сказать Богу? Все.

Личностный человек общается с личностным Богом. Помимо посредников, авторитетов, инстанций, попыток объективировать эти отношения. Хотя мы несовершенны, конечно, в каком-то смысле это всегда происходит. Об этом же говорил Бердяев, Бог Творец требует от человека сотворчества, а не рабства, не повиновения, а свободы, любви, не закона, а благодати, не формализма, а творчества. Вот об этом говорят все религиозные экзистенциалисты. И Паскаль, и Кьеркегор, и Марсель, и Бубер, и Ясперс. И весь пафос религиозного экзистенциализма в этом преодолении объективации, превращения человека в объект, Бога – в объект, их отношений в монолог или в нечто корыстное, утилитарное, опосредованное. Попытка в мире апофеоза беспочвенности, в мире шатком, трагическом, неопределенном, в мире, где случилось событие смерти Бога по Ницше, или рационализации мира по Веберу, или абсурда по Камю, или забвения бытия по Хайдеггеру. В мире, в котором человек заброшен, бездомен, одинок, в котором ему трудно на что-то опереться… В этом мире религиозные экзистенциалисты говорят, что мир бесконечен, трагичен, загадочен, человек — не повелитель этого мира, побеждающий мир при помощи науки и техники, а вопрошатель, мыслящий тростник, трагическое существо, несовершенное, бездонное, со своей волей и верой, со своими провалами, прорывами, со своей свободой, которая, однако, не должна отказываться от своей свободы ради счастья муравья, как в великом инквизиторе Достоевского, Бог — это не просто абстракция, придуманная какими-то богословами или схоластами, Бог — это тот самый Бог Авраама, Исаака и Иакова. Бог личностный, Бог, взывающий к человеческому творчеству и свободе, к которому трудно прорваться, до которого трудно достучаться, но который в каком-то смысле присутствует всегда, как этот самый взгляд, устремленный на человека.

Вот примерно так, насколько можно кратко рассказать о религиозном экзистенциализме.

Еще раз повторю, завершая свой рассказ, что, наверное, не все ответы этих мыслителей всем подойдут. Но вопросы эти несомненно важны, как бы мы ни относились к ним. И они во многом сформировали современный мир и оказали огромное влияние на психологию, на искусство, на литературу. Многие из тех, о ком я сегодня рассказывал, сами были выдающиеся писатели, как Кьеркегор, или драматурги, как Марсель. И, мне кажется, независимо от того, занимаетесь ли вы философией как какой-то особой областью интересов, или просто пытаетесь лучше разобраться в окружающем мире, знать все это было бы полезно, задуматься об этом было бы полезно. Западноевропейская культура до сих пор еще преобладает, хотя мир не сводится к ней, это тоже важно, и я немного говорил, что философия всегда, конечно, говорит о вечном, но существует определенное время и отвечает на вопросы эпохи, поэтому существует она не в безвоздушном пространстве. Поэтому речь шла о религиозном экзистенциализме, конечно, он не исчерпывает собой всю философию, но является важной составной ее частью.

Экзистенциальная философия не призвана дать все ответы на всё, как всё устроено, не призвана дать нам еще одну, 126-ю, картину мироздания, она призвана к пробуждению человеческого в человеке. В мире детерминизма пробудить в человеке свободу, в мире безликости пробудить в человеке личность, в мире понятного указать на таинственность.

Это я вам говорю не за всех философов, а за определенных, потому что какой-нибудь аналитический философ скажет, что все это ерунда и бред, или неокантианец, все совсем не так и философия вообще про другое. Но с философией большая проблема, последние 150 лет философы разбежались по очень разным течениям, и мы говорим об определенном направлении, которое мне лично как-то ближе.

Мой рассказ неполон и несовершенен. Благодарю вас за внимание. Спасибо.

Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Вера суть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
Л.Н. Толстой

Вера феноменм присущий каждому

Вера – это феномен, свойственный каждому индивиду. Во что-то верят все без исключения люди, поскольку без веры невозможно никакое убеждение. Является основой духовности для души каждого отдельно взятого индивида и духа человеческих сообществ. Человек, не может жить без привносящей, смысл в его жизнь веры. Является фактором определяющим отношение человека к миру, на основе веры происходит формирование субъективного представления объективной реальности. Оказывает влияние на всю внутреннюю организацию человека – его мысли, чувства, установки, ценности. Вера также проявляется руководящим принципом в человеческом поведении, действиях, поступках.

Вера в сверхъестественное возникает только при определённом уровне развития интеллекта. Верования в сверхъестественные силы наблюдаются у всех без исключения народов и племён Земли, но полностью отсутствуют у животных. Наука считает, что Вера появилась в силу необходимости рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления результатом неких разумных действий, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. С точки зрения религии вера дана человеку Богом.
1 Этимология
2 Определения
3 Значение
4 Типы веры
4.1 Монотеизм
4.2 Политеизм
4.3 Пантеизм
4.4 Атеизм
5 Вера и религия
5.1 Монотеистические религии
5.2 Политеистические религии
5.3 Пантеистические религии
5.4 Атеистические религии
6 Вера в Бога и вера Богу

Этимология
Определения

Существует много определений понятия вера. Наиболее распространенное приведено в Википедии:

Множество словарей содержат разные определения слова вера. В итоге вера имеет 4 основных значения:

  1. глубокая убеждённость в существовании, истинности или неизбежности чего-либо, не требующая доказательств или обоснований.
  2. доверие к кому-либо или чему-либо.
  3. убеждённость в существовании Бога.
  4. принадлежность к какой-либо религии, абсолютное признание догматов религии, религиозных преданий и обрядов, религиозноемировоззрение определенного толка; вероисповедание, конфессия.

Слово вера многозначно. В зависимости от контекста может употребляться в любом из перечисленных значений. Тем не менее ни одно из этих определений полностью не отражает сути понятия вера.

Значение

По поводу того, что такое вера можно найти много пространных и сложных рассуждений Практически нигде нет четкого и ясного ответа на этот вопрос.

По сути вера это — представление человека о создавших и управляющих миром надчеловеческих силах. Любая без исключения вера дает ответ на два самых важных вопроса формирующие мировоззрение и определяющие представления о мире, и месте и роли человека в мире:
1. Каким образом появился и кем был создан весь этот мир?
2. Как и для чего появился человек на Земле?
По утверждению многих религиозных учений зная ответы на эти вопросы человек выполнив предначертанное создателем предназначение человек может получить возможность доступа к вечной жизни и (или) вечному блаженству.

Типы веры

В зависимости от того какие ответы даются на эти вопросы можно выделить четыре типа веры:

Монотеизм — вера в единого личностного трансцендентного (непознаваемого и недостижимого) Бога — творца мира сего и человека. Вечного, вездесущего и всемогущего. Источника всех откровений. Следовательно, задача человека выполнить предначертанное Создателем предназначение. Действуя в русле Промысла Божьего снискать Божье благоволение и если не исчерпать, хотя бы избежать Божьего попущения. И в награду за праведную жизнь получить душевное блаженство если не в этой жизни, то после смерти.

Политеизм — вера в то, что весь мир и человек созданы и управляются пантеоном состоящим из множества богов, во главе которого обычно стоит верховный бог. В иерархии пантеона у каждого бога есть сове место и своя определённая сфера управления в природе и обществе отличная от сфер деятельности других богов. Боги вступают в сложную систему взаимоотношений друг с другом. Каждый из них имеет собственный облик, пристрастия, характер. В политеизме, если человек установит контакты с богами совершая определенные действия, выполняя ритуалы, приношения, то получит покровительство одного или нескольких богов которое дет власть над окружающей реальностью. То есть, как и в атеизме, человек имеет потенциальную возможность самостоятельно определить смысл жизни и каким богам служить для достижения целей.

Вера и религия

Часто встречается ошибочное отождествление Веры и религии. Вера — это понимание того, как был создан и как устроен мир. Религия — это учение о вере включающая в себя концепцию сотворения мира и человека, свод моральных норм и типов поведения, обрядов и культовых действий. Распространением, развитием и пропагандой которого занимаются религиозные организации. На основе четырех типов веры возникли четыре основных типа религий:

Монотеистические религии проповедуют веру в одного бога. Наиболее известными в мире монотеистическими религиями являются авраамические религии: Христианство, Ислам Иудаизм. Так же, к монотеистическим религиям относятся зороастризм, тенгрианство, сикхизм и другие религии.

Политеистические религии проповедуют веру во множество богов, распространяют Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике. Классическими примерами политеизма могут служить Древнеегипетская, Древнегреческая, Древнеримская, древнеславянская религии, а так же религии майя ацтеков, инков, кельтов и многие другие. В современном мире политеизм представлен следующими религиями: Синтоизм, Джайнизм, Некоторыми направлениями индуизма, Буддизма и Даосизма, Неоязычество и многие другие религии.

Пантеистические религии — о них известно намного меньше чем о двух предыдущих. Веру в единство Бога и мира распространяют в даосизме, некоторые направления индуизма и буддизма, Нью-эйдж и другие религии.

Атеистической религии официально не существует. Религией атеизма вполне обоснованно можно назвать науку, а ее храмами научные и учебные учреждения. Так же религией атеизма в определенном смысле можно назвать научный атеизм и в определенном смысле антитеизм.

Если основных типов веры всего четыре, то видов веры большое количество. В каждой религии есть сове представление о силах которые создали Вселенную и управляют миром

Вера в Бога и вера Богу

Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.

Религия (от лат. religio - святыня, предмет культа) - особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость. Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные различия. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а, стало быть, создаются условия появления индивидуальности. Отличие религиозного мировоззрения от мифологического состоит в том, что отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны. Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Эта деятельность направлена на формирование у человека особого мировоззрения. Но последнее может и не сложиться, потому что над человеком уже не довлеет культура мифа, растворяющая его в обществе через следование определенным ритуалам. Отныне человек обретает право на индивидуальность и самопроекцию (самотворчество). Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может отдать предпочтение философии.

Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с абсолютным, мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. И все это завершает оформление религиозной культуры общества и индивида, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения.

Если мифологическое мировоззрение начинается с культуры ритуала, то религиозное мировоззрение завершает и закрепляет догматами веры.

Становление и развитие религии заняло значительный период истории человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вера в существование одного Бога). Богу приписывается творение мира и человека и неограниченная власть над ними.

Поскольку религия принимает у мифологии в качестве "эстафеты" охранительную функцию, обеспечивающую определенный консерватизм общественного устройства, то, естественно, что религия заимствовала у мифологии и ряд основополагающих идей. Считалось, что эти идеи боги передали людям через пророков христианства, буддизма, ислама. "Слово Божье" заносилось в священные книги. Наиболее известными среди этих книг являются Библия, Веды, Коран. Каждая их них - уникальный памятник культуры. В них содержится не только религиозные воззрения и верования, но и общечеловеческие заповеди, исторические события. Поэтому эти памятники культуры пользовались и пользуются популярностью.

Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека, упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов (табу), то религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность, произвол, жесткость, вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему.

К. Маркс определил религию как "душу бездушного мира", отмечая только ее социальную функцию в условиях общества классического капитализма. Содержание этой функции определялось отчуждением человека от всего, всех и самого себя.

Поэтому Маркс и мечтал внести свой вклад в решение задачи "создания человеческого общества и общественного человека". Предполагалось, что в справедливом обществе человек преодолеет отчуждение и упразднит религию, ибо сущность человека есть совокупность общественных отношений.

Между тем, человек больше, чем просто носитель определенного ансамбля общественных отношений. Его сущность представлена космическим, природным, духовным и социальным основаниями. И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поиск самого себя за пределами себя, что задает ситуацию драматического отношения человека к миру и к себе.

Первая коллизия обусловлена осознанием вечности мира и осознания своей конечности. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религиозном сознании.

Вторая - отношение человека к бесконечности. Бесконечная вселенная включает человека как ничтожную точку, но человек в мысли обретает способность объять всю вселенную. Будучи существом конечным, человек не способен ни эмпирически, ни логически воссоздать истинный образ бесконечности. А жить в мире непознанном и сохранить к нему доверие трудно. Отсюда стремление к истине через веру.

В данном случае Даль сводит понятие религии к понятию веры, но при этом делает акцент на том, что вера эта – духовная, и сюда же привязывает духовные убеждения, а это уже довольно субъективно. Но при том, из этого же определения следует, что человек верующий, религиозный должен быть твёрд в своей вере, непоколебим.
Следующее определение уже из "Энциклопедического словаря":

Здесь уже появляются новые понятия и смыслы. В этом определении вера играет далеко не ведущую роль, она лишь – основа. Основа для введения нового в данном контексте понятия – культа – особой системы специфических действий и особой организации поведения, соответствующих определённой религии. Однако, помимо культа, мы встретили ещё два интересных понятия: мировоззрение и мироощущение, а это разные по смыслу слова.
Мировоззрение – это система взглядов, воззрений на природу и общество.
Мироощущение – отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках. Не стоит забывать и о миропонимании и мировосприятии. Под миропониманием обозначают то или иное понимание мира-действительности, систему взглядов, идей, в то время как под мировосприятием понимают то или иное восприятие мира, действительности.

Начало определения практически схоже с предыдущими, но вот концовка получилась ударная, как и полагалось.
А вот в историческом словаре приведено даже 5 трактовок религии, но из них интересной для нас оказалась только одна, ибо остальные фактически являются повторениями вышеприведённых определений:

Здесь религия снова представлена как духовное учение, но и про культовость упомянуто, то есть понятия обрядов, традиций и обычаев прочно закрепились в определении религии.
К сожалению, в определениях религии оказалось не так уж и много привязок к слову вера. А ведь без веры очень тяжко приходится в этой жизни.


К концу второго тысячелетия существования современной цивилизации более пяти миллиардов живущих на Земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Вера – универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30—40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры. Конечно, этих находок явно недостаточно, чтобы ответить на вопрос, во что именно верили наши далёкие предки, но с их помощью можно попытаться представить, как и почему рождалась вера вообще.

Несомненно, человек – часть природы. Но человек обладает сознанием, поэтому он – не только “природное” существо. Стать человеком – значит обрести способность “осознавать” себя, т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека — это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым – и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что “доверяют” опыту соплеменников – прошлому и настоящему. Вот почему вера — это коллективное представление о мире.
Интересно разобрать определение веры по словарю Даля:

Думаю, здесь комментарии излишни.

Почти сходно с определением Даля характеристика веры в трактовке Ожегова:


Таким образом, налицо сходства и различия между религией и верой. Религии при сравнении с верой, как ни странно, оказалась присуща некоторая рациональность – всё-таки, это действительно одна из форм общественного сознания, отражение действительности, основанное на специфическом мироощущении, основанном на вере в существование Бога или богов (политеизм), сверхъестественные силы, управляющие миром и поведением людей, а соответственно их судьбами. Да, она основана на вере, но это, тем не менее, - форма сознания определённого социума, а сознание можно поменять, потерять, исказить, и даже просто – стереть. А веру (в истинном понимании этого слова и понятия, явления) – невозможно уничтожить или поменять. Она – либо есть, либо её нет. Но если жизнь без религии возможна и представима, то без веры человек не может жить: хоть во что-то, но он должен верить, иначе просто не выживет. Поэтому, если вы видите перед собой человека, который утверждает, что он не верит ни во что, то знайте, что он лжёт, сам того не понимая: вера есть в каждом из нас, иначе мы бы сейчас не жили в этом странном, суетном, противоречивом и опасном, но вместе с тем, в самом прекрасном среди известных нам миров.

Читайте также: