Какая команда осуществляет сопряжение

Обновлено: 25.06.2024

Плавный переход от одной линии к другой в черчении называют сопряжением. Для построения сопряжений необходимы следующие элементы: радиус сопряжения, центр дуги сопряжения и точки сопряжения. Рассмотрим алгоритмы построения разного вида сопряжений в САПР КОМПАС 3D

Оценить 156 0

Тема: Сопряжение

Цел и:

образовательные: сформировать понятие о сопряжениях в САПР КОМПАС; научить правилам п остроения элементов сопряжения ; развить представление о п остроении чертежа плоской детали с элементами сопряжения в САПР КОМПАС;

развивающие: формировать интерес к учению; развивать познавательные интересы, творческие способности; прививать исследовательские навыки;

воспитательные: воспитание активности учащихся; обеспечение сознательного усвоения материала.

Ход занятия

Актуализация знаний

Где расположены команды редактирования геометрических объектов?

Где расположены кнопки для вызова команд редактирования геометрических объектов?

С помощью какой команды можно удалить часть объекта?

С помощью какой команды можно удалить вспомогательные кривые и точки?

Каким образом можно удалить весь объект?

С какой целью на чертеже применяют заливку цветом?

Где расположена кнопка штриховка?

Где расположена команда Заливка цветом?

Как выбрать цвет заливки?

В каком случае система может не произвести заливку цветом?

Плавный переход от одной линии к другой в черчении называ­ют сопряжением.Для построения сопряжений необходимы следую­щие элементы: радиус сопряжения, центр дуги сопряжения и точки сопряжения.

Рассмотрим алгоритмы построения разного вида сопряжений вСАПР КОМПАС:

4 .1. Сопряжение двух пересекающихся прямых дугой заданного радиуса:

откройте документ Фрагмент;

инструментальная панель Геометрия;

текущий масштаб на Инструментальной панели вид М 1:1;

с помощью команды непрерывный ввод объекта Ин­струментальной панелиКомпактная и привязки Вырав­нивание постройте изображение в соответствии с рис  ;

введите радиус скругления 15 мм в соответствующее поле на панели свойств;

п о умолчанию на панели свойств в группах Элемент 1 и Элемент 2активен переключатель Усекать элемент, т.е. оставшиеся части объектов после создания скругления автоматически удаляются;

у кажите два объекта, между которыми нужно построить скру­ гление (рис  ).

Система автоматически выполнит плавный переход между прямыми, пересекающимися под прямым углом;

выполните сопряжение оставшихся углов (рис слева)

Сопряжение окружности и прямой:

о ткройте документ Фрагмент;

>постройте окружность с осями радиусом 30 мм и горизон­тальный отрезок (рис  );

>введите радиус скругления 25 мм в соответствующее поле на панели свойств;

> укажите два объекта, между которыми нужно построить скругление (отрезок и часть окружности с левой стороны от вертикальной оси симметрии)

>используйте команду - отменить;

> укажите два объекта, между которыми нужно построить скругление (отрезок и часть окружности с правой стороны от вертикальной оси симметрии) – рис 

4.3.Сопряжение двух окружностей:

С опряжение двух окружностей бывает внешним и внутренним. При первом сопряжении центры этих окружностей находятся вне сопрягающей дуги. При внутреннем – внутри сопряга­ющей дуги:

>откройте документ Фрагмент;

>постройте две окружности с осями: первая радиусом 30 мм, вторая – 20 мм (рис  );

> введите радиус скругления 40 мм в соответствующее поле на панели свойств;

>укажите два объекта, между которыми нужно построить скругление (рис слева );

с истема построила внешнее сопряжение (рис)

>используйте команду - отменить;

>введите радиус скругления 60 мм в соответствующее поле на панели свойств;

>укажите два объекта, между которыми нужно построить скругление (рис  );

> система построила внутреннее сопряжение

4.4.Построение чертежа плоской детали с элементами сопряжения:

Рассмотрим алгоритм построения чертежа плоской детали с элементами сопряжения (рис  )

откройте документ Фрагмент;

инструментальная панель Геометрия;

текущий масштаб на Инструментальной панели вид М 1:1;

постройте окружность с осями радиусом 30 мм, центр - на­чало координат;

непрерывный ввод объекта Инструментальной па­нели Компактная;

ортогональное черчение панельТекущее состояние;

укажите первую точку отрезка (пересечение горизонтальной оси симметрии и окружности справа). Сработает глобальная привязкаБлижайшая точка;

постройте отрезок длиной 108 мм вертикально вниз; постройте отрезок длиной 36 мм (т.к. радиус окружности 18 мм) горизонтально влево;

постройте отрезок вертикально вверх до окружности. Сра­ботает глобальная привязка пересечение (рис. а);

>с помощью Параллельных прямых панели расши­ренных команд раскрывающейся из кнопки вспомога­тельная прямаянайдите центр второй окружности. Радиус первой окружности 30 мм ( D = 60 мм), радиус второй окружности 20 мм ( D = 40 мм), они соприкасаются верх­ ней точке пересечения с осью симметрии, значит, расстояние между центрами можно рассчитать 30 - 20 = 10. Таким обра­зом, укажите горизонтальную ось симметрии и разведите параллельные прямые на расстояние 10 мм. Подтвердите только верхнюю прямую (рис. б);

>постройте окружность радиусом 20 мм. Центр пересечения вертикальной оси симметрии и горизонтальной прямой;

>удалите вспомогательную прямую (рис. в);

Точки по кривой ;

в поле Количество участков кривойпанели свойств вы­берите значение 6;

разделите окружность на 6 частей. Начало деления верхняя точка пересечения окружности и вертикальной оси симметрии;

с помощью непрерывного ввода объектасоедините точки, отключив командуортогональное черчение (рис. г);

отрезок, ортогональное черчение.Продолжите от­ резок вертикально вверх с двух сторон до пересечения с окружностью радиусом 30 мм (рис. д);

прервать команду;

>щелчком ЛКМ выделите окружность радиусом 20 мм и нажмите ;

>кнопка переключения Редактирование, команда Усечь кривую;

>удалите часть окружности (рис. е);

>кнопка переключения Геометрия,скругление;

>введите радиус скругления 12 мм в соответствующее поле на панели свойств;

>укажите два объекта, между которыми нужно построить скругление (отрезок и часть окружности с левой стороны от вертикальной оси симметрии);

>выполните сопряжение прямых углов радиусом 18 мм (рис. ж).

З акрепление темы

Проверьте себя

Что называется сопряжением?

Перечислите основные элементы сопряжения.

Перечислите виды сопряжений.

С помощью какой команды выполняется сопряжение в программе КОМПАС? Где расположена соответствующая кнопка?

Редактирование трехмерных объектов

Команды редактирования в двумерном пространстве, например команды переноса MOVE, копирования COPY, поворота ROTATE, зеркального отображения MIRROR и размножения массивом ARRAY, могут использоваться и в трехмерном пространстве. Кроме того, существуют команды редактирования, применяемые только в трехмерном пространстве, как то: команды поворота, создания массива объектов, зеркального отображения, снятия фаски, скругления.

Команды редактирования трехмерных объектов запускаются из падающего меню Modify > 3D Operations или с плавающей панели инструментов Modeling (рис. 14.1).


Команда 3DMOVE перемещает объекты на указанное расстояние в заданном направлении, при этом отображает инструмент ручки перемещения в трехмерном виде. Вызывается команда из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Move или щелчком на пиктограмме 3D Move на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DMOVE:

Select objects: – выбрать объекты для переноса

Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify base point or [Displacement] : – указать базовую точку

Specify second point or 3D Operations > 3D Rotate или щелчком на пиктограмме 3D Rotate на панели инструментов Modeling.

Запросы команды 3DR0TATE:

Current positive angle in UCS: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов в ПСК

Select objects: – выбрать объекты для поворота

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify base point: – указать базовую точку

Pick a rotation axis: – указать ось вращения

Specify angle start point: – указать точку на первом луче угла

Specify angle end point: – указать точку на втором луче угла

Команда ROTATE3D осуществляет поворот объектов в трехмерном пространстве вокруг заданной оси.

Запросы команды ROTATE3D:

Current positive angle: ANGDIR=counterclockwise ANGBASE=0 – текущие установки отсчета углов

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point on axis or define axis by [Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]: – указать первую точку оси

Specify second point on axis: – указать вторую точку оси

Specify rotation angle or [Reference]: – указать угол поворота

Ключи команды ROTATE3D:

? Object – поворот вокруг выбранного объекта;

? Last – поворот вокруг оси, использовавшейся в предыдущей команде поворота;

? View – поворот вокруг оси, выровненной вдоль направления вида текущего видового экрана и проходящей через заданную точку;

? Xaxis, Yaxis, Zaxis – поворот вокруг оси, выровненной соответственно вдоль направления оси X, Y или Z и проходящей через заданную точку;

? 2point – поворот вокруг оси, проходящей через две заданные точки.

Зеркальное отображение относительно плоскости


Команда MIRROR3D, осуществляющая зеркальное отображение объектов относительно заданной плоскости, вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Mirror.

Запросы команды MIRROR3D:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] : – указать первую точку плоскости отражения

Specify second point on mirror plane: – указать вторую точку плоскости отражения

Specify third point on mirror plane: – указать третью точку плоскости отражения

Delete source objects? [Yes/No] : – удалять ли исходные объекты

Ключи команды MIRROR3D:

? Object – отображение относительно выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги или сегмента двумерной полилинии;

? Last – отображение относительно плоскости, использовавшейся в предыдущей команде отображения;

? Zaxis – отображение относительно плоскости, заданной двумя точками, первая из которых лежит на плоскости, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

? View – плоскость отражения ориентируется согласно плоскости взгляда текущего видового экрана, проходящей через указанную точку;

? XY, YZ, ZX – плоскость отражения ориентируется вдоль одной из стандартных плоскостей (XY, YZ или ZX), проходящей через указанную точку;

? 3points – отображение относительно плоскости, проходящей через три заданные точки.

Плоскость отображения может представлять собой: плоскость построения двумерного объекта; плоскость, параллельную одной из плоскостей координат (XY, YZ или XZ) текущей ПСК и проходящую через заданную точку; плоскость, определяемую тремя указанными точками.

Размножение трехмерным массивом


Команда 3DARRAY позволяет создавать прямоугольный и круговой массивы объектов в трехмерном пространстве. Отличие от аналогичной команды, применяемой в двумерном моделировании, состоит в том, что при создании прямоугольного массива объектов кроме количества столбцов и строк запрашивается (задается вдоль направления оси Z) количество уровней, а при создании кругового массива вместо центра вращения используется ось вращения, начальная и конечная точки которой следует указать в ответ на запросы. Команда 3DARRAY вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > 3D Array. Запросы команды 3DARRAY:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Enter the type of array [Rectangular/Polar] : – указать тип массива

Enter the number of rows (– ) : – указать число рядов

Enter the number of columns (|||) : – указать число столбцов

Enter the number of levels (. ) : – указать число уровней

Specify the distance between rows (– ): – указать расстояние между рядами

Specify the distance between columns (|||): – указать расстояние между столбцами

Specify the distance between levels (. ): – указать расстояние между уровнями

Для формирования кругового массива следует выбрать ключ Polar. При этом команда выдает следующие запросы:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для окончания выбора объектов

Enter the type of array [Rectangular/Polar] : R – выбрать круговой тип массива

Enter the number of items in the array: – указать количество элементов в массиве

Specify the angle to fi ll (+=ccw, -=cw) : – указать угол заполнения

Rotate arrayed objects? [Yes/No] : – указать, поворачивать ли объекты массива

Specify center point of array: – указать центральную точку массива

Specify second point on axis of rotation: – указать вторую точку оси поворота

Обрезка и удлинение трехмерных объектов

Любой трехмерный объект можно обрезать либо удлинить до другого объекта независимо от того, лежат ли они оба в одной плоскости и каким кромкам параллельны – режущим или граничным. Чтобы произвести обрезку (удлинение), с помощью системных переменных PROJMODE и EXTEDGE следует выбрать одну из трех проекций: плоскость XY текущей ПСК, плоскость текущего вида или реальное трехмерное пространство.

Чтобы данные операции были выполнены успешно, объекты должны пересекаться с граничными кромками в пространстве, иначе в результате обрезки (удлинения) с проецированием на плоскость XY текущей ПСК новые границы объектов могут не соответствовать указанным кромкам в пространстве.

При вызове команд TRIM и EXTEND, первая из которых выполняет обрезку части объекта по заданной границе, а вторая осуществляет вытягивание до границы в трехмерном пространстве, используется ключ Project, который определяет режим отсечения/вытягивания.

Сопряжение трехмерных объектов

В AutoCAD можно сопрягать любые объекты, расположенные в одной плоскости и имеющие направления выдавливания, не параллельные оси Z текущей ПСК. Направление выдавливания сопрягающей трехмерной дуги определяется следующим образом:

? если объекты расположены в одной плоскости и имеют одно направление выдавливания, перпендикулярное ей, сопрягающая дуга лежит в той же плоскости и имеет то же направление выдавливания;

? если объекты расположены в одной плоскости, но имеют противоположные или вообще различные направления выдавливания, сопрягающая дуга располагается в этой же плоскости. Направление ее выдавливания перпендикулярно плоскости построения объектов; из двух перпендикуляров выбирается ближайший к оси Z текущей ПСК.

Команда SECTION осуществляет построение поперечного сечения тела в виде области или неименованного блока. Поперечное сечение – это пересечение плоскости и выбранного тела (рис. 14.2).


Рис. 14.2. Формирование сечения

Запросы команды SECTION:

Select objects: – выбрать объекты

Select objects: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify first point on Section plane by [Object/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] : – указать первую точку на секущей плоскости или один из ключей

Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

Specify third point on plane: – указать третью точку на плоскости

Ключи команды SECTION:

? Object – выравнивание секущей плоскости с сегментом круга, эллипса, круговой или эллиптической дуги, двумерного сплайна или двумерной полилинии;

? Zaxis – определение секущей плоскости посредством задания двух точек этой плоскости, одна из которых расположена на оси Z;

? View – проводит секущую плоскость параллельно плоскости вида на текущем видовом экране. Расположение секущей плоскости определяется указанной точкой;

? XY – выравнивание секущей плоскости с плоскостью XY текущей ПСК;

? YZ – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости YZ текущей ПСК;

? ZX – выравнивание секущей плоскости параллельно плоскости ZX текущей ПСК;

? 3points – задание секущей плоскости по трем точкам.

По умолчанию секущая плоскость задается путем указания трех точек.


Команда SLICE осуществляет построение нового тела путем разрезания какого-либо существующего тела плоскостью (рис. 14.3). Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Slice.


Рис. 14.3. Формирование разреза

Запросы команды SLICE:

Select objects to slice: – выбрать объекты

Select objects to slice: – нажать клавишу Enter для завершения выбора объектов

Specify start point of slicing plane or [planar Object/Surface/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] : – указать первую точку на режущей плоскости

Specify second point on plane: – указать вторую точку на плоскости

Specify a point on desired side or [keep Both sides] : – указать точку с нужной стороны от плоскости

Ключи команды SLICE:

? Object – задает плоскость с помощью выбранного плоского объекта: отрезка, окружности, дуги, эллипса, эллиптической дуги, двумерного сплайна или сегмента двумерной полилинии;

? Zaxis – задает плоскость двумя точками, первая из которых лежит на ней, а вторая определяет вектор нормали к плоскости;

? View – задает плоскость, выровненную с плоскостью вида текущего видового экрана и проходящую через заданную точку;

? XY, YZ, ZX – задают плоскость, выровненную соответственно с плоскостью XY, YZ или ZX и проходящую через заданную точку;

? 3points – определяет плоскость, проходящую через три заданные точки;

? keep Both sides – оставляет обе части разрезанного тела.

Преобразование в тело


Команда CONVTOSOLID преобразует в трехмерные тела полилинии и окружности, для которых задана высота. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Solid.

В выдавленные трехмерные тела можно преобразовать следующие объекты:

? полилинии с равномерной шириной, имеющие высоту;

? замкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту;

? окружности, обладающие высотой.

Системная переменная DELOBJ определяет, будут ли выбранные пользователем объекты удалены после создания тела или будет выдана подсказка на удаление объектов.

Преобразование в поверхность


Команда CONVTOSURFACE преобразует объекты в поверхности. Команда вызывается из падающего меню Modify > 3D Operations > Convert to Surface.

В поверхности можно преобразовать следующие объекты: двумерные фигуры; области; разомкнутые полилинии с нулевой шириной, имеющие высоту; отрезки, имеющие высоту; дуги, имеющие высоту; плоские трехмерные грани.

Снятие фасок на гранях


Команда CHAMFER осуществляет снятие фасок (скашивание) на пересечениях смежных граней тел, как и в двумерном пространстве. Команда вызывается из падающего меню Modify > Chamfer или щелчком на пиктограмме Chamfer на панели инструментов Modify. При использовании команды необходимо вначале выбрать базовую поверхность, затем ввести размеры фаски и выбрать ребра (рис. 14.4).


Рис. 14.4. Пример снятия фаски с тела

Запросы команды CHAMFER:

(TRIM mode) Current chamfer Dist1 = 10.0000, Dist2 = 10.0000 – параметры фаски

Select first line or [Undo/Polyline/Distance/Angle/Trim/mEthod/Multiple]: – выбрать первый отрезок или один из ключей

Base surface selection. – выбирается базовая поверхность

Enter surface selection option [Next/OK (current)] : – нажать клавишу Enter, если подсвечена нужная поверхность.

Если требуется другая поверхность, следует ввести N, для того чтобы подсветить смежную поверхность, а затем нажать клавишу Enter

Specify base surface chamfer distance : – указать длину фаски для базовой поверхности

Specify other surface chamfer distance : – указать длину фаски для другой поверхности

Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро

Select an edge or [Loop]: – выбрать ребро

Ключи команды CHAMFER:

? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде;

? Polyline – построение фасок вдоль всей полилинии;

? Distance – задание длин фасок, то есть расстояний от выбранного пересечения до концов линии фаски;

? Angle – задание в качестве параметров фаски одной из ее длин и величины угла;

? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные грани по конечным точкам фаски;

? mEthod – определяет, используются ли для построения фаски значения двух длин или значение длины и величины угла;

? Multiple – создает фаски для кромок нескольких наборов объектов.


Команда FILLET осуществляет плавное сопряжение (скругление) граней, как и в двумерном моделировании (рис. 14.5). Для скругления тел можно воспользоваться несколькими способами. Во-первых, так же, как и для плоских объектов, можно задать радиус и затем указать ребра. Второй путь – указать радиус скругления для каждого ребра. И наконец, еще один способ – скруглять последовательность касательных ребер. Команда вызывается из падающего меню Modify > Fillet или щелчком на пиктограмме Fillet на панели инструментов Modify.

Запросы команды FILLET:

Current settings: Mode = TRIM, Radius = 10.0000 – текущие настройки

Select first object or [Undo/Polyline/Radius/Trim/Multiple]: – выбрать первый объект

Enter fillet radius : – указать радиус сопряжения

Select an edge or [Chain/Radius]: – выбрать ребро

Select an edge or [Chain/Radius]:

Select an edge or [Chain/Radius]: – нажать клавишу Enter для завершения работы команды


Рис. 14.5. Пример скругления тела

Ключи команды FILLET:

? Undo – отменяет предыдущую операцию в команде;

? Polyline – строит дуги сопряжения во всех точках пересечения линейных сегментов двумерной полилинии;

? Radius – задание радиуса сопрягающей дуги;

? Trim – определяет, обрезаются ли выбранные кромки по конечным точкам дуги сопряжения;

Поскольку, как известно, повторение – мать учения, мы начнем работу с повторения приемов черчения с использованием упомянутых выше инструментов.

Как видно из рис. 4.3, чтобы начертить внутренние линии конструктивных элементов, достаточно скопировать внутрь чертежа линии, обозначающие габариты рабочей зоны. Расстояние смещения при этом мы будем считать равным 18 мм. На практике мебель могут изготавливать из плит ДСП или массива дерева толщиной 16–28 мм, а неответственные элементы могут иметь толщину 10–14 мм. Точно так же, столешницы могут иметь толщину 38 мм и больше, но мы будем считать, что практически все конструктивные элементы рабочей зоны изготовлены из плиты ДСП толщиной 18 мм. Исключение лишь составляют стенки выдвижного ящика парты, которые имеют толщину 5 мм.

2. Щелкните на кнопках-индикаторах Сетка и Шаг, чтобы отключить соответствующие режимы, поскольку сетка и привязка к ней нам пока не понадобятся.

4. Запустите инструмент Подобие (Offset), например, введя в командном окне под или выбрав из меню команду Изменить ? Подобие (Modify ? Offset).

5. В ответ на приглашение AutoCAD Укажите расстояние смещения или [Через/Удалить/Слой] : введите в командном окне 18.

7. Для задания направления смещения щелкните в пустой области внутри прямоугольника. Первая линия будет смещена на 18 мм внутрь габаритов рабочей зоны (рис. 4.4). Инструмент Подобие останется работать, поэтому AutoCAD снова предложит в командном окне выбрать следующий объект.

Внутренняя линия создана путем смещения внешней

Рис. 4.4 Внутренняя линия создана путем смещения внешней

8. Выберите верхнюю горизонтальную линию контура габаритов рабочей зоны и щелкните внутри прямоугольника, а затем нажмите Enter для завершения команды Подобие (рис. 4.5).

Созданы внутренние линии боковой и задней стенок

Рис. 4.5 Созданы внутренние линии боковой и задней стенок

9. Теперь необходимо сопрячь угол с помощью инструмента Сопряжение, а затем продлить внутреннюю горизонтальную линию, как на рис. 4.3, с помощью инструмента Удлинить до пересечения с наружной вертикальной линией. (Можно, конечно, просто отсечь лишнюю часть внутренней вертикальной линии с помощью инструмента Обрезать, но мы пойдем более длинным путем, чтобы закрепить навыки использования инструмента Сопряжение.) Однако сначала давайте изменим масштаб просмотра, чтобы было удобнее использовать инструмент Сопряжение. Запустите инструмент Уменьшить, но не через меню или панель инструментов, а введя в командном окне сначала Показать или просто по, а затем 1.5x. Изображение увеличиться в полтора раза.

Совет. При запуске инструмента Увеличить из меню или с помощью панели инструментов AutoCAD автоматически запускает команду Показать с коэффициентом масштабирования 2.0x, а при запуске инструмента Уменьшить – с коэффициентом 0.5x. В тех случаях, когда нужно использовать другие значения коэффициентов масштабирования, их можно ввести, запустив соответствующий инструмент вручную в командном окне.

11. Щелкните на линиях, образующих внутренний угол. (Если вы не очень уверено применяете инструмент Сопряжение), вернитесь к материалу главы 2.) Линии будут сопряжены так, как показано на рис. 4.6, а команда Сопряжение автоматически завершит работу.

Линии внутреннего угла сопряжены

Рис. 4.6 Линии внутреннего угла сопряжены

13. Выберите в качестве ограничивающего ребра левую вертикальную линию, а затем, нажав Enter для завершения выбора, щелкните отмечающим указателем на нижней горизонтальной линии. AutoCAD продлит эту линию до пересечения с ограничивающим ребром в соответствии с рис. 4.3 и предложит выбрать следующую линию для продления. Нажмите Enter для завершения команды Удлинить. Чертеж примет вид, показанный на рис. 4.7.

Стык задней и левой боковой стенок оформлен должным образом

Рис. 4.7 Стык задней и левой боковой стенок оформлен должным образом

Как выполняется сопряжение и скругление в Автокаде?

Наглядный пример (см. рис. 1).

Рис.1. Округление углов и сопряжение AutoCAD.

Рис.1. Округление углов и сопряжение AutoCAD.

Рис. 2. Сопряжение AutoCAD.

Рис. 2. Сопряжение AutoCAD.

Для выполнения команды нужно:

1. Выбрать первый объект в графическом пространстве. Нажать Enter.

2. Выбрать второй объект в графическом пространстве. Нажать Enter.

Но при этом скругление не произойдет. Поскольку по умолчанию радиус сопряжения = 0 (см. рис. 3).

Рис. 3. Радиус сопряжения Автокад.

Рис. 3. Радиус сопряжения Автокад.

Алгоритм выполнения данного инструмента следующий:

3. Задать числовое значение радиуса, отличное от нуля. Нажать Enter.

4. Выбрать первый объект. Enter.

5. Выбрать второй объект. Enter.

Сопряжение окружностей в Автокаде с помощью этой команды выполняется автоматически, без дополнительных построений. Вы так же можете задавать значение радиуса.

Сопряжение окружностей(дуг) с прямой линией

Внешнее сопряжение дуги и прямой линии

В этом примере будет построено сопряжение заданным радиусом r прямой линии, заданной отрезком AB, и дуги окружности радиусом R.

Сначала найдём центр сопряжения. Для этого проведём прямую, параллельную отрезку AB и отстоящую от него на расстояние радиуса сопряжения r, и дугу, из центра окружности O R радиусом R+r. Точка пересечения дуги и прямой и будет центром сопряжения – точкой О r .

Из центра сопряжения, точки О r , опустим перпендикуляр на прямую AB. Точка D, полученная на пересечении перпендикуляра и отрезка AB, и будет точкой сопряжения. Найдём вторую точку сопряжения на дуге окружности. Для этого соединим центр окружности О R и центр сопряжения О r линией. Получим вторую точку сопряжения – точку C. Из центра сопряжения проведём дугу сопряжения радиусом r, соединив точки сопряжения.

Внутреннее сопряжение прямой линии с дугой

По аналогии строится внутреннее сопряжение прямой линии с дугой. Рассмотрим пример построения сопряжения радиусом r прямой линии, заданной отрезком AB, и дуги окружности радиуса R. Найдём центр сопряжения. Для этого построим прямую, параллельную отрезку AB и отстоящую от него на расстояние радиуса r, и дугу, из центра окружности O R радиусом R-r. Точка О r , полученная на пересечении прямой и дуги, и будет центром сопряжения.

Из центра сопряжения(точка О r ) опустим перпендикуляр на прямую AB. Точка D, полученная на основании перпендикуляра, и будет точкой сопряжения.

Для нахождения второй точки сопряжения на дуге окружности, соединим центр сопряжения Оr и центр окружности О R прямой линией. На пересечении линии с дугой окружности получим вторую точку сопряжения – точку C. Из точки О r , центра сопряжения, проведём дугу радиусом r, соединив точки сопряжения.

Видео

Сопряжение двух окружностей

Сопряжение двух окружностей может быть внешним, внутренним и смешанным. Пусть задан радиус сопряжения R, а центры сопряжения и точки сопряжения следует найти.

 Для нахождения центра сопряжения О проведем окру

Пример 1. Построим сопряжение с внешним касанием двух данных окружностей m и n с радиусами дугой заданного радиуса R (рис. 15а).

Пример 2. Построим сопряжение с внутренним касание

 Для нахождения центра сопряжения О проведем окруж

Пример 2. Построим сопряжение с внутренним касанием двух данных окружностей m и n с радиусами дугой радиусом R (рис. 15б).

Пример 3. На рис. 16 приведен пример построения сопряжения с внешне- внутренним касанием.

При вычерчивании деталей машин и приборов, кон­туры очертаний которых состоят из прямых линий и дуг окружностей с плавными переходами от одной линии в другую, часто применяют сопряжения. Сопря­жением называется плавный переход одной линии в другую. На рис. 60 показаны примеры применения сопряжений.

Рис. 60

Контур рычага (рис. 60а) состоит из отдельных линий, плавно переходящих одна в другую, например, в точках А, А1 виден плавный переход от дуги окруж­ности к прямой линии, а в точках В, В1 — от дуги одной окружности к дуге другой окружности (рис. 60, б). На рис. 60, в изображен двурогий крюк. На чертеже кон­тура крюка (рис. 60, г) в точке А виден плавный пере­ход от дуги окружности D=200 к прямой линии, а в точке В — от дуги окружности радиуса R460 к дуге ра­диуса R260.

Для точного и правильного выполнения чертежей необходимо уметь выполнять построения сопряжений, которые основаны на двух положениях.

  1. Для сопряжения прямой линии и дуги необходимо, чтобы центр окружности, которой принадлежит дуга, лежал на перпендикуляре к прямой, восставленном из точки сопряжения (рис. 61, а).
  2. Для сопряжения двух дуг необходимо, чтобы центры окружностей, которым принадлежат дуги, ле­жали на прямой, проходящей через точку сопряжения (рис. 61, 6).

Рис. 61

СОПРЯЖЕНИЕ ДВУХ СТОРОН УГЛА ДУГОЙ ОКРУЖНОСТИ ЗАДАННОГО РАДИУСА

При выполнении чертежей деталей, показанных на рис. 62, б, г, е, выполняют построение сопряжения двух сторон угла дугой окружности заданного радиуса. На рис. 62, а выполнено построение сопряжения сто­рон острого угла дугой, на рис. 62, в — тупого угла, на рис. 62, д — прямого.

Сопряжение двух сторон угла (острого или тупого) дугой заданного радиуса R выполняют следующим образом (рис. 62, а и в).

Параллельно сторонам угла на расстоянии, равном радиусу дуги R, проводят две вспомогательные прямые линии. Точка пересечения этих прямых (точка О) будет центром дуги радиуса Я, т. е. центром сопряже­ния. Из центра О описывают дугу, плавно переходя­щую в прямые — стороны угла. Дугу заканчивают в точках сопряжения n и n1 которые являются Основаниями перпендикуляров, опущенных из центра О на сто­роны угла.

Рис. 62

При построении сопряжения сторон прямого угла центр дуги сопряжения проще находить с помощью циркуля (рис. 62, д). Из вершины угла А проводят дугу радиусом R, равным радиусу сопряжения. На сторонах угла получают точки сопряжения n и n1 . Из этих точек, как из центров, проводят дуги радиусом R до взаим­ного пересечения в точке О, являющейся центром со­пряжения. Из центра О описывают дугу сопряжения.

СОПРЯЖЕНИЕ ПРЯМОЙ С ДУГОЙ ОКРУЖНОСТИ

Сопряжение прямой с дугой окружности может быть выполнено при помощи дуги с внутренним касанием (рис. 63, в) и дуги с внешним касанием (рис. 63, а).

На рис. 63, а показано сопряжение дуги окружности радиусом R и прямой линии А В дугой окружности радиуса r с внешним касанием. Для построения такого сопряжения проводят окружность радиуса R и прямую АВ. Параллельно заданной прямой на расстоянии, рав­ном радиусу r (радиус сопрягающей дуги), проводят прямую ab. Из центра О проводят дугу окружности

Рис. 63

радиусом, равным сумме радиусов и r, до пересече­ния ее с прямой ab в точке О1 Точка О1 является цент­ром дуги сопряжения.

Точку сопряжения с находят на пересечении прямой 00 1 с дугой окружности радиуса R. Точка сопряжения C1 является основанием перпендикуляра, опущенного из центра О1 на данную прямую При помощи ана­логичных построений могут быть найдены точки 02,

На рис. 63, б показан кронштейн, при вычерчивании контура которого необходимо выполнить построения, описанные выше.

На рис. 63, в выполнено сопряжение дуги радиуса R с прямой А В дугой радиуса r с внутренним касанием. Центр дуги сопряжения О1 находится на пересечении вспомогательной прямой, проведенной параллельно данной прямой на расстоянии r, с дугой вспомогатель­ной окружности, описанной из центра О радиусом, рав­ным разности Rr. Точка сопряжения является основанием перпендикуляра, опущенного из точки О1 на данную прямую. Точку сопряжения с находят на пересечении прямой ОО1 с сопрягаемой дугой. Такое сопряжение выполняют, например, при вычерчивании контура маховика, показанного на рис. 63, г.

СОПРЯЖЕНИЕ ДУГИ С ДУГОЙ

Сопряжение двух дуг окружностей может быть вну­тренним, внешним и смешанным.

При внутреннем сопряжении центры O и O1 сопря­гаемых дуг находятся внутри сопрягающей дуги ради­уса R (рис. 64, б).

При внешнем сопряжении центры и сопрягае­мых дуг радиусов R1 и R2 находятся вне сопрягающей дуги радиуса R (рис. 64, в).

При смешанном сопряжении центр О, одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги

Рис. 64

радиуса R, а центр О другой сопрягаемой дуги вне ее (рис. 65, а).

На рис. 64, а показана деталь (серьга), при вычерчи­вании которой необходимо построение внутреннего и внешнего сопряжения.

Построение внутреннего сопряжения.

а) радиусы сопрягаемых окружностей R1 и R2

б) расстояния l1 и l2 между центрами этих дуг;

в) радиус R сопрягающей дуги.

а) определить положение центра 02 сопрягающей дуги;

б) найти точки сопряжения s1 и s

в) провести дугу сопряжения.

Построение сопряжения показано на рис. 64, б. По заданным расстояниям между центрами 11 и l2 на чер­теже намечают центры О и O1 из которых описывают сопрягаемые дуги радиусов R1 и R2. Из центра О1 про­водят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R и сопрягаемой R2, а из центра О — радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R и сопрягаемой R1 Вспомогательные дуги пересекутся в точке 02 которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.

Для нахождения точек сопряжения точку 02 соеди­няют с точками О и О1 прямыми линиями. Точки пере­сечения продолжения прямых 020 и 020 с сопрягае­мыми дугами являются искомыми точками сопряжения (точки S и s1).

Радиусом R из центра Ог проводят сопрягающую дугу между точками сопряжения s и s1

Построение внешнего сопряжения.

б) расстояния и l2 между центрами этих дуг;

в) радиус R сопрягающей дуги.

Рис. 65

а) определить положение центра 02 сопрягающей дуги;

б) найти точки сопряжения и s1;

в) провести дугу сопряжения.

Построение внешнего сопряжения показано на рис. 64, в. По заданным расстояниям между центрами l1 и l2 на чертеже находят точки О и О1 из которых описывают сопрягаемые дуги радиусов R1 и R2. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным сумме радиусов сопрягаемой дуги R1, и сопряга­ющей R, а из центра О1 — радиусом, равным сумме

радиусов сопрягаемой дуги R2 и сопрягающей R. Вспо­могательные дуги пересекутся в точке O2, которая будет искомым центром сопрягающей дуги Для нахождения точек сопряжения центры дуг сое-

Рис. 66

диняют прямыми линиями 002 и 0102. Эти две пря­мые пересекают сопрягаемые дуги в точках сопряже­ния S и s1

Из центра 02 радиусом R проводят сопрягающую ду­гу, ограничивая ее точками сопряжения и

Построение смешанного сопряжения. Пример сме­шанного сопряжения приведен на рис. 65, и где изображены кронштейн и его чертеж.

б) расстояния l1 и l2 между центрами этих дуг;

в) радиус R сопрягающей дуги.

а) определить положение центра 02 сопрягающей дуги;

б) найти точки сопряжения s и s1

в) провести дугу сопряжения.

По заданным расстояниям между центрами l1 и l2 на чертеже намечают центры 0 и 01, из которых описы­вают сопрягаемые дуги радиусов R1 и R2. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным сумме радиусов сопрягаемой дуги R1 и сопрягающей R, а из центра 01 — радиусом, равным разности радиусов R и R2. Вспомогательные дуги пересекутся в точке 02, которая будет искомым центром сопряга­ющей дуги.

Соединив точки О и 02 прямой, получают точку сопряжения соединив точки О1 и 02, находят точку сопряжения s. Из центра 02 проводят дугу сопряжения от s до s1

При вычерчивании контура детали необходимо разо­браться, где имеются плавные переходы, и предста­вить себе, где надо выполнить те или иные виды сопря­жения.

Для приобретения навыков построения сопряжения выполняют упражнения по вычерчиванию контуров сложных деталей. Перед упражнением необходимо просмотреть задание, наметить порядок построения сопряжений и только после этого приступить к выпол­нению построений.

На рис. 66, а изображена деталь (кронштейн), а на рис. 66, б, в, г показана последовательность выполне­ния контурного очертания этой детали с построением различных видов сопряжений.

Читайте также: