Какая категория присваивается нарядчику при назначении на должность

Обновлено: 25.06.2024

Утвердить прилагаемый Порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, имеющих квалификационные звания.

приказом Минюста России

от 30.03.2020 N 66

ПОРЯДОК

ПРИСВОЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО

ЗВАНИЯ, СНИЖЕНИЯ В КВАЛИФИКАЦИОННОМ ЗВАНИИ, ЛИШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЗВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ УЧЕТА СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ИМЕЮЩИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЗВАНИЯ

1. Порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, имеющих квалификационные звания (далее - Порядок) устанавливает процедуру присвоения, подтверждения квалификационных званий, снижения в квалификационных званиях, лишения квалификационных званий и ведения учета сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, имеющих квалификационные звания (далее - сотрудник, орган принудительного исполнения соответственно).

2. Квалификационные звания присваиваются сотруднику по результатам проведения специальной подготовки (далее - испытания) с учетом показателей, указанных в пункте 9 Порядка.

Подпункт 4 пункта 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2016, N 15, ст. 2070).

3. С учетом уровня образования, стажа службы в органах принудительного исполнения или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотруднику присваиваются следующие квалификационные звания:

"специалист третьего класса";

"специалист второго класса";

"специалист первого класса";

"мастер (высшее квалификационное звание)".

4. Квалификационные звания сотруднику присваиваются последовательно.

5. Квалификационные звания сотруднику присваиваются (подтверждаются) на следующие сроки:

"специалист третьего класса" - на два года;

"специалист второго класса" - на три года;

"специалист первого класса" - на три года;

"мастер (высшее квалификационное звание)" - на три года.

Очередные квалификационные звания сотруднику присваиваются (подтверждаются) по истечении установленных сроков.

6. Руководитель федерального органа принудительного исполнения имеет высшее квалификационное звание "мастер (высшее квалификационное звание)" со дня назначения на должность.

Квалификационное звание "мастер (высшее квалификационное звание)" присваивается без прохождения испытаний сотруднику:

а) замещающему должности высшего начальствующего состава, а также должности руководителя территориального органа принудительного исполнения, на весь период замещения этих должностей;

б) прошедшему квалификационные испытания на право ношения зеленого берета;

в) победителю третьего этапа Всероссийского конкурса на звания "Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России", "Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России, осуществляющий розыск", "Лучший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России" и "Лучший дознаватель ФССП России".

7. К испытаниям на присвоение квалификационных званий допускаются сотрудники, не имеющие дисциплинарных взысканий.

8. Для проведения испытаний приказами органа принудительного исполнения ежегодно назначаются квалификационные комиссии по проведению испытаний (далее - комиссии).

9. Показателями, характеризующими профессиональный уровень сотрудников в соответствии с замещаемой должностью, являются:

для квалификационного звания "мастер (высшее квалификационное звание)":

соответствие квалификационным требованиям к должностям;

наличие оценки "отлично" по итогам проведения испытаний;

для квалификационного звания "специалист первого класса":

соответствие квалификационным требованиям к должностям;

наличие оценки не ниже "хорошо" по итогам проведения испытаний;

для квалификационного звания "специалист второго класса":

соответствие квалификационным требованиям к должностям;

наличие оценки не ниже "хорошо" по итогам проведения испытаний;

для квалификационного звания "специалист третьего класса":

соответствие квалификационным требованиям к должностям;

наличие оценки не ниже "удовлетворительно" по итогам проведения испытаний.

10. Сотрудникам, не участвовавшим в испытаниях по уважительным причинам (в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском (в том числе отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), командировкой), предоставляется возможность для участия в испытаниях в течение трех месяцев со дня прекращения данных оснований.

Очередное квалификационное звание сотруднику присваивается (подтверждается, снижается) с даты прохождения испытаний.

11. Решение о присвоении сотруднику (подтверждении, снижении, лишении) квалификационного звания с указанием даты вынесения указанного решения оформляется приказами:

руководителя федерального органа принудительного исполнения - в отношении всех сотрудников;

руководителей территориальных органов принудительного исполнения - в отношении подчиненных сотрудников соответствующих территориальных органов принудительного исполнения.

12. Сотрудник подает через непосредственных начальников в комиссию рапорт о присвоении квалификационного звания, в котором указываются:

должность и срок службы в указанной должности;

квалификационное звание, на которое претендует сотрудник;

наличие ранее присвоенного или отсутствие квалификационного звания, (реквизиты соответствующего приказа о присвоении, снижении, лишении квалификационного звания);

дата присвоения, снижения, лишения квалификационного звания.

13. Квалификационное звание сотрудника снижается на одну ступень, а сотрудник, имеющий квалификационное звание "специалист третьего класса", лишается квалификационного звания, в случаях:

наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии;

получения сотрудником более двух раз подряд итоговой оценки "неудовлетворительно" по результатам испытания.

15. О присвоении (подтверждении, снижении, лишении) квалификационного звания сотруднику кадровым подразделением органа принудительного исполнения производится запись в его личном деле.

16. Учет сотрудников, имеющих квалификационные звания, ведется кадровыми подразделениями органов принудительного исполнения.

1. Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, зачисление в распоряжение, увольнение их с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) по личному составу**.

Назначение военнослужащих на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, увольнение с военной службы высших офицеров и присвоение воинских званий высшим офицерам осуществляются указами Президента Российской Федерации и оформляются приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

2. Приказы по личному составу (далее именуются – приказы) имеют право издавать***:
Министр обороны Российской Федерации;
статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации;
командующие войсками военных округов;
начальники военно-учебных научных центров, военных академий (далее именуются – военно-учебные заведения);
командиры соединений и им равные, имеющие в подчинении кадровые органы.
3. Переводы военнослужащих между видами Вооруженных Сил, военными округами, родами войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления, военно-учебными заведениями осуществляются Министром обороны Российской Федерации, а по должностям, не отнесенным к его исключительной компетенции, – на основании приказов Министра обороны Российской Федерации, подписываемых начальником Генерального штаба – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации, или на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Переводы военнослужащих в видах Вооруженных Сил, военных округах и родах Вооруженных Сил, за исключением воинских должностей, на которые назначает Министр обороны Российской Федерации, осуществляются:
между органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, непосредственно подчиненными главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим родами войск Вооруженных Сил, – на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации;
между органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, непосредственно подчиненными командующим войсками военных округов, – на основании приказов соответствующих командующих войсками военных округов.

Основанием для подготовки документов по переводу военнослужащих являются планы замены и перевода, приказы и распоряжения должностных лиц Вооруженных Сил, отдаваемые в соответствии с предоставленными им полномочиями, отношения, подписанные командующими войсками военных округов, начальниками военно-учебных заведений, в распоряжение которых переводится военнослужащий, а также другие основания, определенные законодательством.

4. Назначение в Объединенный штаб Организации Договора о коллективной безопасности, секретариат Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств, на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производит Министр обороны Российской Федерации, на остальные – статс-секретарь заместитель Министра обороны Российской Федерации.

5. Назначение на воинские должности военнослужащих, непосредственно подчиненных Министру обороны Российской Федерации, за исключением воинских должностей, на которые назначает Министр обороны Российской Федерации, производит статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации.

6. Назначение военнослужащих на воинские должности в военно-учебные заведении осуществляется Министром обороны Российской Федерации, а по должностям, не отнесенным к его исключительной компетенции, – на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Направление военнослужащих не на воинские должности в учебные военные центры, на факультеты военного обучения (военные кафедры) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется приказами Министра обороны Российской Федерации по представлениям заместителей Министра обороны Российской Федерации, командующих войсками военных округов.

Назначение военнослужащих на должности профессорско-преподавательского состава и научных работников, а также перемещение военнослужащих, направленных в образовательное учреждение, на другие должности в учебном военном центре и на военной кафедре осуществляются ректором образовательного учреждения по согласованию с руководителями центральных органов военного управления.

7. Военнослужащие, принятые решениями приемных комиссий на учебу в военно-учебные заведения, зачисляются в них приказом Министра обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, отчисленные из военно-учебного заведения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, направляемых для прохождения военной службы по призыву, направляются к прежнему месту военной службы и зачисляются в распоряжение ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов по личному составу.

Отчисление военнослужащих из военно-учебного заведения и зачисление в распоряжение соответствующих должностных лиц производится:
со всех курсов, кроме выпускного - приказом начальника военно-учебного заведения;
с выпускного курса - приказом Министра обороны Российской Федерации.

8. Военнослужащие с их согласия могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящих составов, в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность и при отсутствии их подчиненности военнослужащим нижестоящих составов.

9. Освобождение военнослужащих от занимаемых воинских должностей производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.

10. Представление военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы, присвоению им воинских званий указами Президента Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации, статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации осуществляется через Главное управление кадров.

Согласование представлений военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий на основании приказов Министра обороны Российской Федерации, или на основании приказов статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации, производится по подчиненности до представления документов в Главное управление кадров.

В остальных случаях согласование представлений военнослужащих к назначению на воинские должности, освобождению от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий с заинтересованными должностными лицами осуществляет кадровый орган, непосредственно подчиненный должностному лицу, чьим приказом будут реализованы указанные представления.

II. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности, освобождению от воинских должностей

от 8 февраля 2019 года N 27

Порядок присвоения первых воинских званий отдельным категориям военнослужащих, граждан при поступлении на военную службу в Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

1. В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534; 2000, N 16, ст.1678; 2009, N 28, ст.3519; 2016, N 32, ст.5096; N 52, ст.7603; 2018, N 28, ст.4198; N 33, ст.5402) (далее - Положение), воинское звание лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее образование, назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - по окончании подготовки по программе обучения офицеров в составе учебной группы либо при назначении на указанную воинскую должность, если он окончил подготовку по программе обучения офицеров в составе учебной группы до назначения на эту должность;

б) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее образование, при поступлении на военную службу по контракту, - одновременно с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, при условии последующей подготовки по программе обучения офицеров в составе учебной группы в течение первого года военной службы.

2. В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 21 Положения воинское звание младшего лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное или среднее общее образование, назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - по окончании подготовки по программе обучения офицеров в составе учебной группы либо при назначении на указанную воинскую должность, если он окончил подготовку по программе обучения офицеров в составе учебной группы до назначения на эту должность;

б) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное или среднее общее образование, при поступлении на военную службу по контракту, - одновременно с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, при условии последующей подготовки по программе обучения офицеров в составе учебной группы в течение первого года военной службы.

3. В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 статьи 21 Положения воинское звание прапорщика присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее образование, среднее профессиональное или среднее общее образование, назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, - по окончании подготовки по программе обучения прапорщиков в составе учебной группы либо при назначении на указанную воинскую должность, если он окончил подготовку по программе обучения прапорщиков в составе учебной группы до назначения на эту должность;

б) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика, имеющему высшее образование, среднее профессиональное или среднее общее образование, при поступлении на военную службу по контракту, - одновременно с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, при условии последующей подготовки по программе обучения прапорщиков в составе учебной группы в течение первого года военной службы.

4. Условие о последующей подготовке военнослужащего, поступающего на военную службу по контракту, по программе обучения офицеров или прапорщиков в составе учебной группы указывается сотрудником кадрового подразделения в заключении о зачислении на военную службу по контракту в ГУСП. Сведения о прохождении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, подготовки по программе обучения офицеров или прапорщиков в составе учебной группы указываются сотрудником кадрового подразделения в представлении к присвоению воинского звания.

5. Ответственность за организацию и своевременное прохождение обучения в составе учебной группы военнослужащих, указанных в пунктах 1-3 настоящего Порядка, возлагается на начальников подразделений, в которых проходят военную службу по контракту указанные военнослужащие.

6. В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Положения при поступлении на военную службу по контракту в ГУСП гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах, органах прокуратуры Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации или федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и имеющего специальное звание (классный чин прокурорского работника), ему может быть присвоено в порядке переаттестации (аттестации) воинское звание, равное его специальному званию (классному чину прокурорского работника), но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для воинской должности, на которую назначается гражданин.

7. Вопрос о присвоении воинского звания в порядке переаттестации (аттестации) должен быть рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, созданной в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Положения. Результат рассмотрения отражается сотрудником кадрового подразделения в заключении о зачислении на военную службу по контракту в ГУСП. При этом в заключении о зачислении на военную службу по контракту в ГУСП сотрудником кадрового подразделения указываются дата присвоения специального звания (классного чина прокурорского работника), федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, издавший правовой акт о присвоении специального звания (классного чина прокурорского работника), дата и номер такого правового акта.

8. Воинское звание в порядке переаттестации (аттестации) присваивается одновременно с назначением военнослужащего на воинскую должность.

Вправе ли работодатель перевести работника на должность заместителя главного энергетика, если в силу требований Единого квалификационного справочника должностей на указанную должность вправе претендовать только лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы от 5 лет? Какая ответственность может наступить в данном случае у работодателя?

Решение вопроса о возможности перевода работника на должность Заместителя Главного энергетика при несоответствии им требованиям Единого квалификационного справочника, зависит от того, устанавливаются ли данному работнику дополнительные компенсации и льготы либо ограничения в связи с занятием указанной должности, что обуславливает обязательность применения положений Единого квалификационного справочника, а также имеются ли требования федерального закона или иных нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали обязанность работодателя учитывать уровень образования по соответствующей должности.

Если данная обязанность была установлена, а работодатель принял работника на должность не по квалификации, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Например, для исполнения обязанностей ответственного за электрохозяйство и его заместителя данные работники должны быть обучены и пройти проверку знаний с получением группы по электробезопасности в соответствии с требованиями ПТЭЭП и Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163.

Соответственно, если работа в должности в организации не связана с тяжелыми условиями труда или предоставлением дополнительных льгот и компенсаций, то требования к квалификации, предъявляемые работодателем к работнику, могут не соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Соответственно, решение вопроса о возможности перевода работника на должность Заместителя Главного энергетика при несоответствии им требованиям Единого квалификационного справочника, зависит от того, устанавливаются ли данному работнику дополнительные компенсации и льготы либо ограничения в связи с занятием указанной должности, что обуславливает обязательность применения положений Единого квалификационного справочника, а также имеются ли требования федерального закона или иных нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали обязанность работодатель учитывать уровень образования по соответствующей должности.

В случае если данная обязанность была установлена, а работодатель принял работника на должность не по квалификации, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Кроме того, анализ судебной практики о прекращении трудового договора также свидетельствует о допустимости перевода работника на должность в отсутствии высшего образования в случае, если требований к наличию такого уровня образования не было установлено федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами.

Так, трудовой договор может быть прекращен вследствие отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний согласно федеральному закону или иным нормативным правовым актам (ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Документ об образовании и (или) квалификации или наличии специальных знаний необходим при поступлении на работу, если характер этой работы предполагает наличие у работника определенной квалификации (ст. 65 ТК РФ).

При прекращении трудового договора по данному основанию должны соблюдаться следующие условия:

  • у работника должен отсутствовать специальный документ об образовании, которое необходимо для выполнения поручаемой работы, если работник не представляет данный документ, считается, что у него его нет;
  • необходимо наличие установленного федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами запрета на использование труда работника, не имеющего специального образования для выполнения порученной ему работы. Если подобного запрета нет, работник не может быть уволен из-за отсутствия соответствующего документа об образовании. Так, в Постановлении президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2008 N 44г-40/08 указано на незаконность увольнения работника, не имеющего высшего профессионального образования, по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Суд также отметил, что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) носит рекомендательный характер и не устанавливает в качестве обязательного требования наличие высшего образования по конкретной должности. Увольнение в связи с отсутствием документа об образовании с должности, для которой его наличие предусмотрено лишь локальными нормативными актами или должностной инструкцией, а не федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами, незаконно. Так, Астраханский областной суд восстановил главного инженера на работе, потому что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих носит рекомендательный характер и не обязывает работодателя требовать наличия высшего образования по конкретной должности, а федеральных законов или нормативных правовых актов, устанавливающих необходимость наличия у главного инженера высшего образования, не имеется (Кассационное определение Астраханского областного суда от 29.02.2012 по делу N 33-543/2012).
  • у работодателя должна отсутствовать возможность перевести работника на другую вакантную должность в организации (ч. 2 ст. 84 ТК РФ).

Читайте также: