Как называется обеспечение безопасности при выполнении упражнений осуществляемое тренером

Обновлено: 12.05.2024

Средством силовой тренировки являются упражнения с различными отягощениями. Масса внешнего отягощения, как правило, весьма значительна, его значение колеблется в диапазоне 70%-100% от максимального результата в конкретном упражнении. Данная специфика силовой тренировки предъявляет определенные требования к технике выполнения упражнений с отягощениями. При подъеме больших по массе внешних отягощений опорно-двигательный аппарат занимающегося испытывает значительную травмирующую нагрузку, что в перспективе может привести к получению травмы или развитию различных болезненных состояний организма. Для предотвращения подобных проблем, помимо грамотного планирования тренировочного процесса, необходимо выполнять упражнения с правильной техникой. В силовой тренировке техника любого упражнения строго регламентирована. При выполнении упражнения определяется правильное исходное положение основных звеньев тела перед началом работы, начальное и конечное их положение при подъеме отягощения, траектория и скорость движения. Подобная регламентация техники упражнения необходима для решения двух задач: обеспечения максимально эффективной нагрузки целевых мышечных групп и минимизации травмирующих воздействий на суставно-связочный аппарат занимающегося. Подобный подход применятся при формировании техники любого упражнения применяемого в силовой тренировке. Техника каждого упражнения содержит множество технических элементов, несоблюдение которых повышает травмоопасность упражнения. При этом значительная часть данных элементов техники является универсальной для большинства упражнений и их достаточно легко систематизировать и применять в любом упражнении из арсенала силовой тренировки. Универсальные элементы травмобезопасной техники выполнения упражнений распределяются по следующим частям опорно-двигательного аппарата: позвоночник, плечевые суставы, локтевые суставы, тазобедренные суставы, коленные суставы. Рассмотрим данные элементы техники более подробно.

Элементы техники снижающие травмоопасную нагрузку на позвоночник

При выполнении большинства упражнений с отягощениями в положении стоя, сидя, в упоре лежа позвоночник испытывает значительную осевую нагрузку, что может в перспективе привести к получению травмы. К основным травмоопасным элементам техники для позвоночника относятся: округление спины, чрезмерное выгибание, скручивание позвоночника и асимметричная нагрузка.

Ключевым элементом техники травмобезопасного выполнения практически любого упражнения является удержание, в ходе подъема отягощения, прогиба в спине, который достигается за счет прогиба в грудном отделе позвоночника и выпячивания грудной клетки вперед. Линия спины при этом принимает дугообразную форму. Подобный прогиб в спине обеспечивает более жесткую фиксацию позвонков, что позволяет снизить травмоопасную нагрузку на позвоночник, особенно на его поясничную часть. Техническая ошибка связанная с округлением спины обычно проявляется при выполнении упражнений связанных с наклоном туловища вперед. Подобная техническая ошибка очень травмоопасна для поясничного отдела позвоночника.


Также рекомендуется избегать чрезмерного разгибания туловища, при котором плечи и голова смещаются назад за проекцию таза. Это тоже травмоопасно для поясничного отдела позвоночника.






Кроме того, на позвоночник возрастает травмоопасная нагрузка при несимметричном удержании штанги разноименным хватом, когда одна кисть удерживает снаряд хватом сверху, а другая хватом снизу, что разворачивает штангу и создает разнонаправленную нагрузку на позвоночник.


Для снижения нагрузки на позвоночник в ходе работы , также не рекомендуется, в ходе выполнения наклона туловища вперед, полностью выпрямлять ноги в коленях, так как это у величивает нагрузку на поясничный отдел позвоночника.


Правильное и неправильное положение коленных суставов при выполнении н аклон ов вперед со штангой в руках


Т акже травмоопасная нагрузка на позвоночник возрастает при неправильном положении головы. Оптимальное положение головы в ходе работы – на одной линии с туловищем, взгляд при этом должен быть направлен вперед. При опускании головы вниз спина начинает округляться. При задирании головы вверх происходит отклонение туловища назад и выход его за проекцию таза. Обе технические ошибки повышают травмоопасную нагрузку на позвоночник.





Для снижения травмоопасной нагрузки на шейный отдел позвоночника следует избегать, в ходе работы, повороты головы в стороны и ее максимального вытягивания подбородком вверх.



Для снижения травмоопасной нагрузки на грудной и поясничный отдел позвоночника следует отказаться от упражнений связанных со скручиванием позвоночника или его изгибаний в стороны. Как правило, к подобной группе относятся некоторые упражнения для мышц живота. Примеры подобных упражнений представлены ниже.




Еще одним потенциально травмоопасным для позвоночника видом работы является выполнение упражнения только одной рукой (унилатеральные упражнения). Так как в этом случае на позвоночник идет несимметричная нагрузка. Для уменьшения негативного эффекта от упражнений данного типа рекомендуется выполнять одинаковый объем работы на каждую руку в отдельности и, в ходе работы, избегать значительных скручиваний позвоночника или его наклонов в стороны.


Для уменьшения осевой нагрузки на позвоночник рекомендуется отказаться от использования в силовой тренировке упражнений выполняемых в положении сидя на скамье, так как при таком исходном положении тела снижаются амортизационные возможности опорно-двигательного аппарата. В первую очередь это касается таких упражнений как жимы сидя. В качестве примера ниже представлено одно из подобных упражнения.


Элементы техники снижающие травмоопасную нагрузку на плечевые суставы

Плечевые суставы подвергаются значительной нагрузке при выполнении любых упражнений жимового и тягового характера. Травмоопасными для плечевых суставов являются следующие элементы техники: чрезмерное вытягивание плеч во фронтальной, сагиттальной и поперечной плоскостях.

При выполнении различных вариантов таких упражнений как подтягивания, тяга верхнего или нижнего блока травмоопасная нагрузка на плечевые суставы создается при значительном вытягивании плечевых суставов вверх или вперед. Правильным является промежуточное положение плечевых суставов в ходе работы, при котором не происходит растяжения их связок.



Для снижения травмоопасной нагрузки на плечевые суставы не рекомендуется, в ходе работы, заводить руки за спину. Кроме того, следует отказаться от применения в тренировочном процессе упражнений требующих поднимать отягощение из-за головы или тянуть за голову, так как это повышает травмоопасную нагрузку на плечевые суставы.




Элементы техники снижающие травмоопасную нагрузку на локтевые суставы



Элементы техники снижающие травмоопасную нагрузку на тазобедренные суставы

Тазобедренные суставы подвергаются значительной нагрузке при выполнении упражнений для мышц ног, таких как жимы ногами, приседания и выпады. Травмоопасная нагрузка на тазобедренные суставы создается при их максимальном сгибании и прижимании передней части бедра к груди, а также при заведении ног друг за друга.



Элементы техники снижающие травмоопасную нагрузку на коленные суставы





Следует также избегать максимального сгибания коленных суставов при выполнении упражнений на ноги, когда бедра касаются задней части голени. При правильной технике допустимо сгибание ног в коленных суставах до угла 90-70 градусов. При полном сгибании колен, с последующим разгибанием из такого положения, на них возрастает травмоопасная нагрузка.


Кроме того, следует избегать, в ходе сгибания колен, чрезмерного выхода их вперед за носок, так как это значительно увеличивает травмоопасную нагрузку на коленные суставы. В ходе выполнения упражнений на ноги основная опора должна приходиться на середину стопы - при переносе опоры на переднюю часть стопы и отрыве пяток от пола значительно возрастает нагрузка на коленные суставы. По этой же причине не рекомендуется, перед началом работы, ставить пятки выше носков.


Также, для снижения травмоопасной нагрузки на коленные суставы, рекомендуется избегать выполнения различных прыжковых упражнений с дополнительным отягощением, так как это создает ударную нагрузку на них, причем травмоопасная нагрузка создается не во время прыжка, а при приземлении после него.

Тесты по физической культуре с ответами 66 вопросов

Если вы искали тесты по физической культуре с ответами, у нас есть 66 вопросов по тестам с ответами, которые помогут вам в изучении физ культуры, доступны они на этой странице нашего сайта greednews.su

Сборник контрольных тестов по темам: основы теории физической культуры, теория физической культуры, адаптивная физическая культура с ответами.

1. В спорте выделяют:

+ А. Инвалидный, массовый, детский, юношеский, высших достижений.

Б. Олимпийский, дворовый, любительский.

В. Любительский, профессиональный, массовый.

А. Диета, упражнения, правильное дыхание.

Б. Физические упражнения и тренировки.

+ В. Диета, упражнения, правильное дыхание. Деятельность, проводимая в соответствии с некоторыми правилами, состоящая в честном сопоставлении сил и способностей участников.

3. Отличительным признаком физической культуры является:

+ А. Правильно организованный и воспроизводимый алгоритм движений.

Б. Использование природных сил для восстановления организма.

В. Стабильно высокие результаты, получаемые на тренировках.

4. Следует ли после длительной болезни приступать к разучиванию сложных гимнастических упражнений?

А. Да, в малом темпе.

В. Да, под присмотром тренера.

5. Физическая культура представляет собой:

+ А. Определенную часть культуры человека.

Б. Учебную активность.

В. Культуру здорового духа и тела.

6. Под физической культурой понимается:

А. Воспитание любви к физической активности.

Б. Система нагрузок и упражнений.

+ В. Некоторый фрагмент деятельности человеческого общества.

7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий, называются:

+ А. Скоростная способность.

Б. Двигательный рефлекс.

В. Физическая возможность.

8. Эффект физических упражнений определяется, прежде всего:

+ А. Их содержанием.

В. Скоростью их выполнения.

9. Разновидность аэробики, особенностью которой является использование специальной платформы, называется:

10. Какие размеры теннисного стола указаны правильно?

+ А. Длина-2740 мм., ширина-1525 мм., высота-760 мм.

Б. Длина-2940 мм., ширина-1425 мм., высота-820 мм.

В. Длина-2540 мм., ширина-1625 мм., высота-720 мм.

11. Сколько подач подряд выполняет один игрок в настольном теннисе?

12. Основные средства защиты из спортивных и восточных единоборств это:

+ В. Атлетическое единоборство.

13. Какой гимнаст разработал популярную ныне систему тренировок “кроссфит”?

А. Майк Бургенер.

+ В. Грег Глассман.

14. Влияние физических упражнений на организм человека:

+ А. Положительное, если эти упражнения выполняются регулярно, в правильном темпе, верной последовательности, а занимающийся не имеет противопоказаний, исключающих данные занятия.

Б. Нейтральное, даже если заниматься усердно.

В. Положительное, только в случае, если заниматься ими на пределе своих физических возможностей.

15. Главной причиной нарушения осанки является:

+ А. Малая подвижность в течение дня, неправильное поднятие тяжестей, часто принимаемая неправильная поза.

Б. Сутулость, сгорбленность, “страх” своего роста.

В. Слабые мышцы спины.

16. Одна из форм аэробики, в которой используется специальное покрытие и обувь, называется:

17. В каком году был проведен первый чемпионат мира по настольному теннису?

18. Как называется одно из новых направлений в фитнесе, сочетающее в себе бокс, танец и пилатес?

Тест — 19. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время:

+ А. Спортивных игр с обилием быстрых движений.

Б. Бега с препятствиями.

20. Ритм, как комплексная характеристика техники физических упражнений, отражает:

А. Количество действий в единицу времени.

+ Б. Некоторый алгоритм распределения физических усилий, степень и скорость их изменения.

В. Скорость выполнения упражнений.

21. Что представляет собой направление “пол дэнс”?

+ А. Упражнения с использованием шеста.

Б. Упражнения с использованием фитнесбола.

В. Упражнения с использованием эспандера.

22. Разновидность аэробики, особенностью которой является использование специальной платформы, называется:

23. Какой предмет используется для занятий “босу”?

А. Резиновая лента.

Б. Целый мяч из резины.

+ В. Половина резинового мяча.

24. Какой гимнаст разработал популярную ныне систему тренировок “кроссфит”?

+ А. Грег Глассман.

25. Какой из приемов игры в настольный теннис является атакующим действием?

26. Памп-аэробика характеризуется выполнением упражнений:

А. Со штангой небольшого веса.

+ Б. С гибкой, пружинящей пластиной.

В. С резиновым мячом.

27. Сколько подач подряд выполняет один игрок в настольном теннисе?

28. Может ли игрок в настольный теннис, принимающий подачу, стоять сбоку от стола?

В. Может только у угла теннисного стола.

29. Что такое атлетическое единоборство?

А. Система упражнений, физических нагрузок и приемов дыхания, улучшающая физические кондиции организма.

Б. Вид единоборства, наиболее эффективно развивающий организм.

+ В. Основные средства защиты из всей совокупности спортивных и восточных единоборств.

30. Позы, принимаемые человеком, занимающимся йогой, называются:

+ 31. Что дословно означает слово “фитнес” (от англ. “fitness”)?

А. Соответствие, пригодность.

Б. Физическая культура.

32. Разрешаются ли произвольные метания снарядов?

А. Да, разрешаются.

+ Б. Нет, не разрешаются.

В. Да, но только при отсутствии людей в зоне метания.

33. В практике физического воспитания важно иметь в виду, что специального обучения требуют:

+ А. Перекрестные координации.

Б. Любые сложные координации.

В. Координации, связанные с поднятием тяжестей, метанием, плаванием и др. специальными активностями.

34. В основу физиологической классификации физических упражнений положены:

+ А. Некоторые признаки физиологии, характерные для любой деятельности мышц, входящей в определенную группу.

Б. Зависимость полученного результата от силы, частоты и алгоритма выполнения упражнений.

В. Разделения занимающихся на группы, в зависимости от физиологических кондиций и ограничений.

35. Какого направления фитнеса не существует?

36. Экскурсией грудной клетки называется:

+ А. Разница размеров окружности грудной клетки между состояниями вдоха и выдоха.

Б. Средний размер окружности грудной клетки между состояниями вдоха и выдоха.

В. Объем вдыхаемого воздуха.

37. В качестве финишной ленточки используют:

+ А. Ткани, которые легко рвутся при легком физическом воздействии.

Б. Искусственные нити.

В. Шелковую ленту.

38. Во время занятий все острые выступающие предметы должны быть:

А. Удалены из зоны занятий.

+ Б. Огорожены или заблокированы от прямого касания.

В. Обозначены цветными ярлыками.

Тест. 39. Следует ли после длительной болезни приступать к разучиванию сложных гимнастических упражнений?

+ А. Нет, не следует.

Б. По желанию самого спортсмена.

В. Да, под присмотром спортивного врача.

40. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться нужно:

А. На прямые ноги.

+ Б. Мягко, пружинисто приседая.

В. Приседая и совершая кувырок или бросок на руки.

41. Где нужно находиться во время упражнения в метании?

А. За спиной метателя.

Б. Справа от метателя.

+ В. С левой стороны от метателя, в зоне, куда не может долететь спортивный снаряд.

42. Так называемое “второе дыхание” наступает:

+ А. Когда организм перестраивается в соответствии с нагрузками и в кровь начинает поступать достаточное количество кислорода.

Б. Когда мышцы входят в удобный ритм работы.

В. Когда мозг и мышцы привыкают к действующим нагрузкам.

43. Основные средства защиты из спортивных и восточных единоборств это:

+ А. Атлетическое единоборство.

44 — тест. Какие виды спорта тренируют дыхание?

А. Бег с препятствиями, футбол, тяжелая атлетика.

Б. Большой теннис, плавание, волейбол.

+ В. Спортивная ходьба, лыжные и велосипедные виды спорта,

45. Какова высота теннисной сетки для большого тенниса?

46. Что понимается под выражением “второе дыхание”?

+ А. Ситуация, при которой потребление кислорода организмом возрастает до уровня, требуемого для выполнения действующих нагрузок.

Б. Одновременное дыхание носом и ртом.

В. Резкое повышение работоспособности, вызванное внешними для организма факторами.

47. Двигательные физические способности это:

А. Способности двигаться и принимать нагрузки.

+ Б. Способности, помогающие обеспечить оптимальный уровень двигательной активности.

В. Умения выполнять сложные комплексы физических упражнений без подготовки.

48. Уровень развития двигательных способностей человека определяется:

+ А. Ответной реакцией организма на внешние физические раздражители.

Б. Способностью неоднократно выполнить требования спортивных разрядов.

В. Личными спортивными достижения человека.

49. Число движений в единицу времени характеризует:

+ А. Темп движений.

Б. Ритм движений.

В. Физический уровень занимающегося.

50. Результатом физической подготовки является:

А. Количество разученных упражнений.

+ Б. Степень физической подготовленности.

В. Физическое совершенство.

+ А. Разрешен, если в зале находится преподаватель, тренер.

Б. Разрешен, если зал открыт и свободен.

В. Разрешен, если на входящем надета спортивная форма.

52. Несколько упражнений, подобранных в определенном порядке для решения конкретной задачи, называется:

53. В местах соскоков со снаряда:

А. Должно располагаться страхующее лицо.

Б. Должа быть ровная, нескользкая поверхность.

+ В. Необходимо располагать гимнастический мат.

54. Выход учащихся из спортивного зала возможен:

+ А. После разрешения тренера.

Б. По окончании комплекса упражнений.

В. При необходимости.

55. Обувь для занятий спортивными играми должна быть:

+ А. На подошве, выполненной из нескользкого материала.

Б. Мягкой и удобной.

В. Плотно облегающей.

56. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру нужно:

А. По желанию любого участника игры.

Б. По необходимости.

+ В. После разрешения преподавателя, тренера.

57. Можно ли в настольном теннисе играть мужчине и женщине в одной команде при парной встрече?

В. Решают организаторы соревнований.

58. Можно ли выполнять прыжки на неровном и скользком грунте?

В. Можно, если надета обувь на нескользкой подошве, наколенники и налокотники.

59. Можно ли выполнять упражнения на гимнастических снарядах с влажными руками?

Б. Можно, если используются кистевые бинты.

60. Какого направления фитнеса не существует: калланетика, цигун, аквабосу?

61. Физическая культура представляет собой:

+ А. Область деятельности человека, поддерживающую и укрепляющую его здоровье.

Б. Различные занятия в спортивных секциях.

В. Культуру занятия профессиональным спортом.

62. При выполнении другими учащимися физических упражнений, необходимо стоять:

А. На безопасной дистанции от лиц, выполняющих упражнения, не создавать им препятствий.

Б. Возле снаряда, на котором выполняются упражнения.

+ В. Вне места занятий.

63. Можно ли выполнять сложные двигательные действия без разминки?

В. Можно только под присмотром спортивного врача или тренера.

Тест — 64. Основу двигательных способностей человека составляют:

+ А. Задатки психодинамических способностей.

Б. Степень тренированности и выносливости мышц.

В. Медицинские показания.

65. Под техникой физических упражнений понимают:

А. Способы выполнения группы последовательных движений.

+ Б. Алгоритм действий, обеспечивающий наибольшую эффективность движения для организма.

В. Четко заданный и неизменный порядок движений.

66. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности называется:

Читайте также: