Какая из этих модных новинок появилась у советских граждан позже всего
Обновлено: 19.05.2024
Что первым делом приходит на ум, когда мы вспоминаем советскую моду восьмидесятых? Наверняка, это варёнки, огромные плечи, сумасшедшие причёски и яркая помада. Кто-то считает эту эпоху периодом кричащей безвкусицы, а кто-то, наоборот, до сих пор копается на барахолках в поисках цветастых блуз и громоздких пиджаков. При наличии терпения и натренированных рук, способных на протяжении пары-тройки часов разгребать завалы тряпок на рынках и в секонд-хендах, сейчас эти вещи найти куда проще, чем в советское время — тогда, в эпоху тотального дефицита, модникам приходилось пройти через огонь, воду и бесконечные очереди для того, чтобы обзавестись желанными вещами.
Олимпиада-80 и спортивный стиль
Символика игр стала появляться везде — на футболках, значках, брелках, сумках, олимпийках и даже шейных шарфиках. Но если эмблема Олимпиады — кольца с пятью беговыми дорожками, увенчанными звездой — вскоре потеряла популярность, то Олимпийского Мишку можно увидеть на одежде и сейчас.
Олимпийские игры сделали спортивный стиль в одежде невероятно популярным.
Увлечение спортивным стилем этим не ограничивалось. Люди стали носить спортивную одежду и обувь в повседневной жизни. Например, популярность набрали красные олимпийки с белой отделкой — советские спортсмены выступали в таких на соревнованиях. Спортивные костюмы надевали на прогулки и дискотеки.
Плечи
Но как известно, мода всегда возвращается. В 1980‑х годах объёмные плечи — не только важный элемент стиля сильной и решительной женщины, преуспевающей в политике и бизнесе, но и остромодный тренд, популярный среди модниц по всему миру. Новый фасон проник и в мужской гардероб — широкоплечие плащи, пальто, пиджаки и куртки были очень распространены.
Во второй половине десятилетия на страницах журнала стали появляться модели прямого или приталенного кроя с массивными плечами. Плечи чаще всего сочетают с простым воротником с лацканами, но есть и более романтичные вариации — воротник-бант, воротник-стойка, рюши и вышивка в народном стиле. Талию подчёркивают ремнём или широкой оборкой — баской. Подплечники в огромных количествах начинают шить и пришивать самостоятельно — в таких же огромных количествах эти продолговатые куски поролона начнут лихорадочно спарывать в девяностые.
Потёртые джинсы, варёнки и бананы
Их шьют из тонких гладких материалов, напоминающих шёлк, и носят в тёплое время года, а те, кто и в холода не хотел расставаться с любимыми брюками, кроили их из более плотных костюмных тканей.
Космическая мода — комбинезоны, шапки-трубы, сапоги и куртки-дутики
В первую очередь стоит упомянуть комбинезоны — эта неотъемлемая часть экипировки космонавта, претерпев ряд модных трансформаций, стала объектом желания многих женщин. Сходство с оригиналом дополняла длинная молния, которая вшивалась спереди. Комбинезоны делали приталенными, носили с ремнём, поясом или затягивали на кулиску. Верх с прямой линией плеча и всевозможными формами воротников дополняли брюки-бананы. В зависимости от ткани, декора и фурнитуры, форму космонавтов теперь можно было надеть на работу, в ресторан или на танцы. В холодное время года особым шиком считались тёплые лыжные комбинезоны, которые носили в городе.
Ещё один футуристический тренд — сапоги-дутики или луноходы. В СССР они начали появляться уже в конце 1970‑х годов и почти сразу завоевали сердца тех, кто старался успевать за модными тенденциями. Несмотря на внешний вид, такие сапоги спортивной обувью не считались — их носили с пальто, дублёнками и даже шубами.
Кстати, дети девяностых наверняка помнят детские шапочки-трубы с кисточкой и тремя разноцветными помпонами на макушке.
Мини-юбки, тюльпаны и годе
Споры о том, кто первым создал новую укороченную модель юбки, идут до сих пор. Кто-то убеждён, что своим появлением мини обязана британскому дизайнеру Мери Куант, другие считают её создателем француза Андре Куррежа. Так или иначе, в 1960‑е годы мини-юбка пользовалась огромной популярностью среди молодёжи наряду с платьями А‑силуэта аналогичной длины. В 1970‑е годы ноги девушек снова спрятались под скромными миди и богемными макси, но ненадолго — короткие юбки и платья вернулись в восьмидесятые.
Говоря о короткой юбке, нельзя не вспомнить и её постоянного спутника — остромодные колготки с ажурным рисунком. Девушки, которые не могли позволить себе такую роскошь, делали такие колготки сами — у обычной хлопчатобумажной пары отрезали носок и распускали изнаночные ряды по вертикали. Кто-то пытался выводить ажурные узоры с помощью иголки.
Действительно, юные девушки их любили, особенно в сочетании с низкой талией. Пользовались популярностью и другие похожие модели — юбки-тюльпаны и юбки-бочонки. Все они появились благодаря французскому дизайнеру Пьеру Кардену, который, кстати, очень любил приезжать в Союз и говорил, что на создание футуристических дизайнов его вдохновил полёт Юрия Гагарина в космос. Карден шил наряды для Майи Плисецкой, которую называл своей музой, а в 1986 году открыл в СССР своё производство. Так что тёплые отношения французского модельера с советской модной индустрией не могли не повлиять на женский гардероб.
Баска — ещё один модный тренд, появившийся на страницах журналов во второй половине 1980‑х годов. Широкая оборка, которая изначально была предназначена для того, чтобы обратить внимание на затянутую в тугой корсет талию придворной дамы, стала появляться повсеместно — баска действительно выгодно подчёркивала фигуру, даже если её обладательница не могла похвастаться изящными формами. Многие наверняка помнят платья, кофточки и даже юбки с такой оборкой, которые вернулись в моду в начале 2010‑х годов и долгое время мелькали в социальных сетях и на полках магазинов.
Лоферы, лодочки, мыльницы
Аксессуары
Среди модных аксессуаров стоит выделить широкие кожаные ремни, которые делали фигуру женщины, облачённой в широкоплечую блузу и просторные брюки-бананы более изящной. Носили шарфы, которые были задрапированы, завязаны бантом или хитроумными узлами.
Носили и шляпы — свои необычные дизайны демонстрировал на советских (а позже — на европейских) подиумах Вячеслав Зайцев, не отставал от него и горячо любимый в союзе Карден.
Коллекция Вячеслава Зайцева Коллекция Пьера Кардена
Среди молодёжи было очень модно повязывать на голову яркий узкий шарфик — такой аксессуар часто можно было встретить на дискотеках — или скрученную в жгут бандану — так делали брейкеры и другие представители молодёжных субкультур.
Причёски и макияж
Это десятилетие стало эпохой сумасшедших причёсок и испорченных впоследствии волос. Заграничные краски, считавшиеся более бережными, появились в продаже ещё в 1970‑х годах, но пергидроль для осветления шевелюры всё ещё использовали. Увлечение химической завивкой могло привести к превращению здоровых и густых волос в подобие жёсткой мочалки. Кроме того, волосы старательно начёсывали и заливали лаком, а если лака не было — укладывали причёску сладкой водой или пивом.
Собираясь на дискотеку, девушки наносили яркие тени, подчёркивали скулы контрастными румянами и выбирали сочные оттенки помады — особенно полюбился модницам ярко-розовый цвет. Перламутровый эффект стал популярен на закате СССР — теперь мы ассоциируем его с модой 1990‑х годов.
Неформалы
В СССР неформалы старались выглядеть как их зарубежные собратья, но, если говорить о повседневности, а не о сценических образах советских рокеров, одевались они в то время менее вызывающе. Кожа, цепи, ремни с тяжёлыми бляхами, клёпки и шипы могли сочетаться с менее экстремальными вещами — джинсами, рубашками и кроссовками.
Майк Науменко
И, конечно же, самый известный предмет гардероба, который до сих пор любят не только неформалы — косуха.
Характерные приметы стиля уличных танцоров: куртки и штаны с большим количеством карманов — иногда их шили самостоятельно — футболки и толстовки с иностранными надписями, цепи, застёжки-молнии, напульсники, повязки на голову. Важный атрибут — белые перчатки и кроссовки, чтобы движения танцора были хорошо различимы в темноте.
С представителями многих неформальных течений враждовали любера. Они обладали хорошей физической формой благодаря постоянным тренировкам в качалках, занятиям боксом, рукопашным боем, бегом и другими видами спорта.
Суровая реальность
Тренды-трендами, но суровая советская действительность диктовала свои правила. Многие хотели заполучить модную заграничную вещицу, но далеко не все могли себе это позволить. В столице и портовых городах ещё можно было купить что-то с рук при наличии денег, но на периферии хорошие вещи были большой редкостью.
Советская лёгкая промышленность модными вещами не баловала. Если модельер разрабатывал новый фасон, его нельзя было сразу отдать на производство, для этого требовалось согласие специальной художественной комиссии. Часто после многочисленных исправлений и согласований изначальный замысел художника менялся до неузнаваемости, и далеко не в лучшую сторону. Связано это было с тем, что массовый пошив сложных моделей был более трудоёмким, а следовательно — невыгодным.
Спрашивают об отношении к отечественному легпрому и саму молодёжь. На вопрос, какую вещь — нашу или заграничную — ты выберешь, если обе будут выглядеть одинаково модно, улыбчивый парнишка отвечает — конечно же заграничную, у них качество лучше! Аналогичные ответы дают практически все опрошенные. Дело здесь не только в качестве — одежда советского производства у молодёжи популярностью не пользовалась в принципе, носить импортные вещи было престижнее.
А вот колкий стишок про качество детской одежды:
И тут же про обувь:
Разговоры об улучшении качества продукции и выпуске новых модных изделий шли постоянно, но, видимо, без особого успеха, так как люди продолжали искать дефицитную одежду, выстаивая в очередях и торгуясь с фарцовщиками.
В выгодном положении оказывались и работники почты — журналы, которые получали, в основном, жёны больших начальников, перед выдачей можно было на свой страх и риск на одну ночь унести домой и переснять выкройки.
Другая проблема тех, кто мог шить наряды самостоятельно — недостаток хороших тканей. Даже Карден, открывший производство в СССР во второй половине 1980‑х годов, жаловался на качество материалов. Что уж говорить о простых советских женщинах (и мужчинах — некоторые из них тоже шили себе сами или работали в ателье).
На одном из форумов описан случай: когда в одном из театров меняли занавес и старые шторы собирались выбросить за ненадобностью, этот тяжёлый пыльный бархат растащили на куски — каждому досталось по три метра. Кто-то даже умудрился из этой ткани сшить своему сыну костюм на выпускной.
В коллекции известного историка моды, Александра Васильева, есть куртка Любови Полищук, сшитая из белых и голубых лоскутов — не дань моде, а попытка сделать красивую вещь из остатков кожи, которые удалось достать.
Дефицит всегда можно было купить у фарцовщиков — людей, которые торговали импортными вещами в частном порядке, продавая их по бешеным ценам. В то время фарцовали все, у кого была такая возможность — в портовых городах это были моряки дальнего плавания, совершавшие рейсы за границу. Торговали модным дефицитом работники сферы туризма, общавшиеся с иностранцами, и, конечно, те, кто был занят в сфере торговли — они продавали редкие товары из-под прилавка. Найти продавца было не так-то просто — многие считают, что стоило только прийти на толкучку, как к тебе сразу слеталась толпа фарцовщиков с джинсами и кроссовками.
В действительности такой толпой могли обступить только для того, чтобы облапошить. Обычно, так как сделка часто происходила между незнакомыми людьми, осторожничали все — и покупатели, и спекулянты.
Но, несмотря ни на что, те, кто хотел успевать за модными тенденциями или использовал одежду как способ самовыражения, старались изыскивать пути приобретения желаемой вещи. Тогда возведение в культ тех или иных предметов одежды или обуви — явление, с которым в СССР боролись и безуспешно пытались искоренить — это не столько признак легкомыслия и узкого кругозора, сколько следствие тотального дефицита и закрытости страны.
Мода 1980‑х годов остаётся с нами и сегодня. Многие девушки носили и продолжают носить пиджаки прямого кроя с объёмными плечами, которые снова стали популярны пару лет назад, укороченные брюки-бананы вернулись к нам в середине 2010‑х годов наряду с варёнками, а косуха уже давно считается частью как женского, так и мужского базового гардероба. Сейчас эти вещи можно купить практически везде, а узнать об актуальных трендах проще простого — достаточно заглянуть в социальные сети. Время идёт, мир меняется, а вместе с ним меняется и мода. Но каждый раз она всё равно возвращается к нам, напоминая, что новое — это хорошо забытое старое.
Читайте также: