Какая из этих модных новинок появилась у советских граждан позже всего

Обновлено: 19.05.2024

Что пер­вым делом при­хо­дит на ум, когда мы вспо­ми­на­ем совет­скую моду вось­ми­де­ся­тых? Навер­ня­ка, это варён­ки, огром­ные пле­чи, сума­сшед­шие при­чёс­ки и яркая пома­да. Кто-то счи­та­ет эту эпо­ху пери­о­дом кри­ча­щей без­вку­си­цы, а кто-то, наобо­рот, до сих пор копа­ет­ся на бара­хол­ках в поис­ках цве­та­стых блуз и гро­мозд­ких пиджа­ков. При нали­чии тер­пе­ния и натре­ни­ро­ван­ных рук, спо­соб­ных на про­тя­же­нии пары-трой­ки часов раз­гре­бать зава­лы тря­пок на рын­ках и в секонд-хен­дах, сей­час эти вещи най­ти куда про­ще, чем в совет­ское вре­мя — тогда, в эпо­ху тоталь­но­го дефи­ци­та, мод­ни­кам при­хо­ди­лось прой­ти через огонь, воду и бес­ко­неч­ные оче­ре­ди для того, что­бы обза­ве­стись желан­ны­ми вещами.

Олимпиада-80 и спортивный стиль

Сим­во­ли­ка игр ста­ла появ­лять­ся вез­де — на фут­бол­ках, знач­ках, брел­ках, сум­ках, олим­пий­ках и даже шей­ных шар­фи­ках. Но если эмбле­ма Олим­пи­а­ды — коль­ца с пятью бего­вы­ми дорож­ка­ми, увен­чан­ны­ми звез­дой — вско­ре поте­ря­ла попу­ляр­ность, то Олим­пий­ско­го Миш­ку мож­но уви­деть на одеж­де и сейчас.



Олим­пий­ские игры сде­ла­ли спор­тив­ный стиль в одеж­де неве­ро­ят­но популярным.


Увле­че­ние спор­тив­ным сти­лем этим не огра­ни­чи­ва­лось. Люди ста­ли носить спор­тив­ную одеж­ду и обувь в повсе­днев­ной жиз­ни. Напри­мер, попу­ляр­ность набра­ли крас­ные олим­пий­ки с белой отдел­кой — совет­ские спортс­ме­ны высту­па­ли в таких на сорев­но­ва­ни­ях. Спор­тив­ные костю­мы наде­ва­ли на про­гул­ки и дискотеки.


Плечи

Но как извест­но, мода все­гда воз­вра­ща­ет­ся. В 1980‑х годах объ­ём­ные пле­чи — не толь­ко важ­ный эле­мент сти­ля силь­ной и реши­тель­ной жен­щи­ны, пре­успе­ва­ю­щей в поли­ти­ке и биз­не­се, но и остро­мод­ный тренд, попу­ляр­ный сре­ди мод­ниц по все­му миру. Новый фасон про­ник и в муж­ской гар­де­роб — широ­ко­пле­чие пла­щи, паль­то, пиджа­ки и курт­ки были очень распространены.

Во вто­рой поло­вине деся­ти­ле­тия на стра­ни­цах жур­на­ла ста­ли появ­лять­ся моде­ли пря­мо­го или при­та­лен­но­го кроя с мас­сив­ны­ми пле­ча­ми. Пле­чи чаще все­го соче­та­ют с про­стым ворот­ни­ком с лац­ка­на­ми, но есть и более роман­тич­ные вари­а­ции — ворот­ник-бант, ворот­ник-стой­ка, рюши и вышив­ка в народ­ном сти­ле. Талию под­чёр­ки­ва­ют рем­нём или широ­кой обор­кой — бас­кой. Под­плеч­ни­ки в огром­ных коли­че­ствах начи­на­ют шить и при­ши­вать само­сто­я­тель­но — в таких же огром­ных коли­че­ствах эти про­дол­го­ва­тые кус­ки поро­ло­на нач­нут лихо­ра­доч­но спа­ры­вать в девяностые.




Потёртые джинсы, варёнки и бананы

Их шьют из тон­ких глад­ких мате­ри­а­лов, напо­ми­на­ю­щих шёлк, и носят в тёп­лое вре­мя года, а те, кто и в холо­да не хотел рас­ста­вать­ся с люби­мы­ми брю­ка­ми, кро­и­ли их из более плот­ных костюм­ных тканей.

Космическая мода — комбинезоны, шапки-трубы, сапоги и куртки-дутики

В первую оче­редь сто­ит упо­мя­нуть ком­би­не­зо­ны — эта неотъ­ем­ле­мая часть эки­пи­ров­ки кос­мо­нав­та, пре­тер­пев ряд мод­ных транс­фор­ма­ций, ста­ла объ­ек­том жела­ния мно­гих жен­щин. Сход­ство с ори­ги­на­лом допол­ня­ла длин­ная мол­ния, кото­рая вши­ва­лась спе­ре­ди. Ком­би­не­зо­ны дела­ли при­та­лен­ны­ми, носи­ли с рем­нём, поя­сом или затя­ги­ва­ли на кулис­ку. Верх с пря­мой лини­ей пле­ча и все­воз­мож­ны­ми фор­ма­ми ворот­ни­ков допол­ня­ли брю­ки-бана­ны. В зави­си­мо­сти от тка­ни, деко­ра и фур­ни­ту­ры, фор­му кос­мо­нав­тов теперь мож­но было надеть на рабо­ту, в ресто­ран или на тан­цы. В холод­ное вре­мя года осо­бым шиком счи­та­лись тёп­лые лыж­ные ком­би­не­зо­ны, кото­рые носи­ли в городе.

Ещё один футу­ри­сти­че­ский тренд — сапо­ги-дути­ки или луно­хо­ды. В СССР они нача­ли появ­лять­ся уже в кон­це 1970‑х годов и почти сра­зу заво­е­ва­ли серд­ца тех, кто ста­рал­ся успе­вать за мод­ны­ми тен­ден­ци­я­ми. Несмот­ря на внеш­ний вид, такие сапо­ги спор­тив­ной обу­вью не счи­та­лись — их носи­ли с паль­то, дуб­лён­ка­ми и даже шубами.



Кста­ти, дети девя­но­стых навер­ня­ка пом­нят дет­ские шапоч­ки-тру­бы с кисточ­кой и тре­мя раз­но­цвет­ны­ми пом­по­на­ми на макушке.

Мини-юбки, тюльпаны и годе

Спо­ры о том, кто пер­вым создал новую уко­ро­чен­ную модель юбки, идут до сих пор. Кто-то убеж­дён, что сво­им появ­ле­ни­ем мини обя­за­на бри­тан­ско­му дизай­не­ру Мери Куант, дру­гие счи­та­ют её созда­те­лем фран­цу­за Андре Кур­ре­жа. Так или ина­че, в 1960‑е годы мини-юбка поль­зо­ва­лась огром­ной попу­ляр­но­стью сре­ди моло­дё­жи наря­ду с пла­тья­ми А‑силуэта ана­ло­гич­ной дли­ны. В 1970‑е годы ноги деву­шек сно­ва спря­та­лись под скром­ны­ми миди и богем­ны­ми мак­си, но нена­дол­го — корот­кие юбки и пла­тья вер­ну­лись в восьмидесятые.

Гово­ря о корот­кой юбке, нель­зя не вспом­нить и её посто­ян­но­го спут­ни­ка — остро­мод­ные кол­гот­ки с ажур­ным рисун­ком. Девуш­ки, кото­рые не мог­ли поз­во­лить себе такую рос­кошь, дела­ли такие кол­гот­ки сами — у обыч­ной хлоп­ча­то­бу­маж­ной пары отре­за­ли носок и рас­пус­ка­ли изна­ноч­ные ряды по вер­ти­ка­ли. Кто-то пытал­ся выво­дить ажур­ные узо­ры с помо­щью иголки.


Дей­стви­тель­но, юные девуш­ки их люби­ли, осо­бен­но в соче­та­нии с низ­кой тали­ей. Поль­зо­ва­лись попу­ляр­но­стью и дру­гие похо­жие моде­ли — юбки-тюль­па­ны и юбки-бочон­ки. Все они появи­лись бла­го­да­ря фран­цуз­ско­му дизай­не­ру Пье­ру Кар­де­ну, кото­рый, кста­ти, очень любил при­ез­жать в Союз и гово­рил, что на созда­ние футу­ри­сти­че­ских дизай­нов его вдох­но­вил полёт Юрия Гага­ри­на в кос­мос. Кар­ден шил наря­ды для Майи Пли­сец­кой, кото­рую назы­вал сво­ей музой, а в 1986 году открыл в СССР своё про­из­вод­ство. Так что тёп­лые отно­ше­ния фран­цуз­ско­го моде­лье­ра с совет­ской мод­ной инду­стри­ей не мог­ли не повли­ять на жен­ский гардероб.




Бас­ка — ещё один мод­ный тренд, появив­ший­ся на стра­ни­цах жур­на­лов во вто­рой поло­вине 1980‑х годов. Широ­кая обор­ка, кото­рая изна­чаль­но была пред­на­зна­че­на для того, что­бы обра­тить вни­ма­ние на затя­ну­тую в тугой кор­сет талию при­двор­ной дамы, ста­ла появ­лять­ся повсе­мест­но — бас­ка дей­стви­тель­но выгод­но под­чёр­ки­ва­ла фигу­ру, даже если её обла­да­тель­ни­ца не мог­ла похва­стать­ся изящ­ны­ми фор­ма­ми. Мно­гие навер­ня­ка пом­нят пла­тья, коф­точ­ки и даже юбки с такой обор­кой, кото­рые вер­ну­лись в моду в нача­ле 2010‑х годов и дол­гое вре­мя мель­ка­ли в соци­аль­ных сетях и на пол­ках магазинов.

Лоферы, лодочки, мыльницы



Аксессуары

Сре­ди мод­ных аксес­су­а­ров сто­ит выде­лить широ­кие кожа­ные рем­ни, кото­рые дела­ли фигу­ру жен­щи­ны, обла­чён­ной в широ­ко­пле­чую блу­зу и про­стор­ные брю­ки-бана­ны более изящ­ной. Носи­ли шар­фы, кото­рые были задра­пи­ро­ва­ны, завя­за­ны бан­том или хит­ро­ум­ны­ми узлами.

Носи­ли и шля­пы — свои необыч­ные дизай­ны демон­стри­ро­вал на совет­ских (а поз­же — на евро­пей­ских) поди­у­мах Вяче­слав Зай­цев, не отста­вал от него и горя­чо люби­мый в сою­зе Карден.

Кол­лек­ция Вяче­сла­ва Зайцева Кол­лек­ция Пье­ра Кардена

Сре­ди моло­дё­жи было очень мод­но повя­зы­вать на голо­ву яркий узкий шар­фик — такой аксес­су­ар часто мож­но было встре­тить на дис­ко­те­ках — или скру­чен­ную в жгут бан­да­ну — так дела­ли брей­ке­ры и дру­гие пред­ста­ви­те­ли моло­дёж­ных субкультур.

Причёски и макияж

Это деся­ти­ле­тие ста­ло эпо­хой сума­сшед­ших при­чё­сок и испор­чен­ных впо­след­ствии волос. Загра­нич­ные крас­ки, счи­тав­ши­е­ся более береж­ны­ми, появи­лись в про­да­же ещё в 1970‑х годах, но пер­гид­роль для освет­ле­ния шеве­лю­ры всё ещё исполь­зо­ва­ли. Увле­че­ние хими­че­ской завив­кой мог­ло при­ве­сти к пре­вра­ще­нию здо­ро­вых и густых волос в подо­бие жёст­кой мочал­ки. Кро­ме того, воло­сы ста­ра­тель­но начё­сы­ва­ли и зали­ва­ли лаком, а если лака не было — укла­ды­ва­ли при­чёс­ку слад­кой водой или пивом.


Соби­ра­ясь на дис­ко­те­ку, девуш­ки нано­си­ли яркие тени, под­чёр­ки­ва­ли ску­лы кон­траст­ны­ми румя­на­ми и выби­ра­ли соч­ные оттен­ки пома­ды — осо­бен­но полю­бил­ся мод­ни­цам ярко-розо­вый цвет. Пер­ла­мут­ро­вый эффект стал попу­ля­рен на зака­те СССР — теперь мы ассо­ци­и­ру­ем его с модой 1990‑х годов.

Неформалы

В СССР нефор­ма­лы ста­ра­лись выгля­деть как их зару­беж­ные собра­тья, но, если гово­рить о повсе­днев­но­сти, а не о сце­ни­че­ских обра­зах совет­ских роке­ров, оде­ва­лись они в то вре­мя менее вызы­ва­ю­ще. Кожа, цепи, рем­ни с тяжё­лы­ми бля­ха­ми, клёп­ки и шипы мог­ли соче­тать­ся с менее экс­тре­маль­ны­ми веща­ми — джин­са­ми, рубаш­ка­ми и кроссовками.


Майк Нау­мен­ко

И, конеч­но же, самый извест­ный пред­мет гар­де­роба, кото­рый до сих пор любят не толь­ко нефор­ма­лы — косуха.


Харак­тер­ные при­ме­ты сти­ля улич­ных тан­цо­ров: курт­ки и шта­ны с боль­шим коли­че­ством кар­ма­нов — ино­гда их шили само­сто­я­тель­но — фут­бол­ки и тол­стов­ки с ино­стран­ны­ми над­пи­ся­ми, цепи, застёж­ки-мол­нии, напульс­ни­ки, повяз­ки на голо­ву. Важ­ный атри­бут — белые пер­чат­ки и крос­сов­ки, что­бы дви­же­ния тан­цо­ра были хоро­шо раз­ли­чи­мы в темноте.


С пред­ста­ви­те­ля­ми мно­гих нефор­маль­ных тече­ний враж­до­ва­ли любе­ра. Они обла­да­ли хоро­шей физи­че­ской фор­мой бла­го­да­ря посто­ян­ным тре­ни­ров­кам в качал­ках, заня­ти­ям бок­сом, руко­паш­ным боем, бегом и дру­ги­ми вида­ми спорта.

Суровая реальность

Трен­ды-трен­да­ми, но суро­вая совет­ская дей­стви­тель­ность дик­то­ва­ла свои пра­ви­ла. Мно­гие хоте­ли запо­лу­чить мод­ную загра­нич­ную вещи­цу, но дале­ко не все мог­ли себе это поз­во­лить. В сто­ли­це и пор­то­вых горо­дах ещё мож­но было купить что-то с рук при нали­чии денег, но на пери­фе­рии хоро­шие вещи были боль­шой редкостью.

Совет­ская лёг­кая про­мыш­лен­ность мод­ны­ми веща­ми не бало­ва­ла. Если моде­льер раз­ра­ба­ты­вал новый фасон, его нель­зя было сра­зу отдать на про­из­вод­ство, для это­го тре­бо­ва­лось согла­сие спе­ци­аль­ной худо­же­ствен­ной комис­сии. Часто после мно­го­чис­лен­ных исправ­ле­ний и согла­со­ва­ний изна­чаль­ный замы­сел худож­ни­ка менял­ся до неузна­ва­е­мо­сти, и дале­ко не в луч­шую сто­ро­ну. Свя­за­но это было с тем, что мас­со­вый пошив слож­ных моде­лей был более тру­до­ём­ким, а сле­до­ва­тель­но — невыгодным.

Спра­ши­ва­ют об отно­ше­нии к оте­че­ствен­но­му лег­про­му и саму моло­дёжь. На вопрос, какую вещь — нашу или загра­нич­ную — ты выбе­решь, если обе будут выгля­деть оди­на­ко­во мод­но, улыб­чи­вый пар­ниш­ка отве­ча­ет — конеч­но же загра­нич­ную, у них каче­ство луч­ше! Ана­ло­гич­ные отве­ты дают прак­ти­че­ски все опро­шен­ные. Дело здесь не толь­ко в каче­стве — одеж­да совет­ско­го про­из­вод­ства у моло­дё­жи попу­ляр­но­стью не поль­зо­ва­лась в прин­ци­пе, носить импорт­ные вещи было престижнее.

А вот кол­кий сти­шок про каче­ство дет­ской одежды:

И тут же про обувь:

Раз­го­во­ры об улуч­ше­нии каче­ства про­дук­ции и выпус­ке новых мод­ных изде­лий шли посто­ян­но, но, види­мо, без осо­бо­го успе­ха, так как люди про­дол­жа­ли искать дефи­цит­ную одеж­ду, выста­и­вая в оче­ре­дях и тор­гу­ясь с фарцовщиками.

В выгод­ном поло­же­нии ока­зы­ва­лись и работ­ни­ки почты — жур­на­лы, кото­рые полу­ча­ли, в основ­ном, жёны боль­ших началь­ни­ков, перед выда­чей мож­но было на свой страх и риск на одну ночь уне­сти домой и пере­снять выкройки.

Дру­гая про­бле­ма тех, кто мог шить наря­ды само­сто­я­тель­но — недо­ста­ток хоро­ших тка­ней. Даже Кар­ден, открыв­ший про­из­вод­ство в СССР во вто­рой поло­вине 1980‑х годов, жало­вал­ся на каче­ство мате­ри­а­лов. Что уж гово­рить о про­стых совет­ских жен­щи­нах (и муж­чи­нах — неко­то­рые из них тоже шили себе сами или рабо­та­ли в ателье).

На одном из фору­мов опи­сан слу­чай: когда в одном из теат­ров меня­ли зана­вес и ста­рые што­ры соби­ра­лись выбро­сить за нена­доб­но­стью, этот тяжё­лый пыль­ный бар­хат рас­та­щи­ли на кус­ки — каж­до­му доста­лось по три мет­ра. Кто-то даже умуд­рил­ся из этой тка­ни сшить сво­е­му сыну костюм на выпускной.

В кол­лек­ции извест­но­го исто­ри­ка моды, Алек­сандра Васи­лье­ва, есть курт­ка Любо­ви Поли­щук, сши­тая из белых и голу­бых лос­ку­тов — не дань моде, а попыт­ка сде­лать кра­си­вую вещь из остат­ков кожи, кото­рые уда­лось достать.


Дефи­цит все­гда мож­но было купить у фар­цов­щи­ков — людей, кото­рые тор­го­ва­ли импорт­ны­ми веща­ми в част­ном поряд­ке, про­да­вая их по беше­ным ценам. В то вре­мя фар­цо­ва­ли все, у кого была такая воз­мож­ность — в пор­то­вых горо­дах это были моря­ки даль­не­го пла­ва­ния, совер­шав­шие рей­сы за гра­ни­цу. Тор­го­ва­ли мод­ным дефи­ци­том работ­ни­ки сфе­ры туриз­ма, общав­ши­е­ся с ино­стран­ца­ми, и, конеч­но, те, кто был занят в сфе­ре тор­гов­ли — они про­да­ва­ли ред­кие това­ры из-под при­лав­ка. Най­ти про­дав­ца было не так-то про­сто — мно­гие счи­та­ют, что сто­и­ло толь­ко прий­ти на тол­куч­ку, как к тебе сра­зу сле­та­лась тол­па фар­цов­щи­ков с джин­са­ми и кроссовками.

В дей­стви­тель­но­сти такой тол­пой мог­ли обсту­пить толь­ко для того, что­бы обла­по­шить. Обыч­но, так как сдел­ка часто про­ис­хо­ди­ла меж­ду незна­ко­мы­ми людь­ми, осто­рож­ни­ча­ли все — и поку­па­те­ли, и спекулянты.

Но, несмот­ря ни на что, те, кто хотел успе­вать за мод­ны­ми тен­ден­ци­я­ми или исполь­зо­вал одеж­ду как спо­соб само­вы­ра­же­ния, ста­ра­лись изыс­ки­вать пути при­об­ре­те­ния жела­е­мой вещи. Тогда воз­ве­де­ние в культ тех или иных пред­ме­тов одеж­ды или обу­ви — явле­ние, с кото­рым в СССР боро­лись и без­успеш­но пыта­лись иско­ре­нить — это не столь­ко при­знак лег­ко­мыс­лия и узко­го кру­го­зо­ра, сколь­ко след­ствие тоталь­но­го дефи­ци­та и закры­то­сти страны.

Мода 1980‑х годов оста­ёт­ся с нами и сего­дня. Мно­гие девуш­ки носи­ли и про­дол­жа­ют носить пиджа­ки пря­мо­го кроя с объ­ём­ны­ми пле­ча­ми, кото­рые сно­ва ста­ли попу­ляр­ны пару лет назад, уко­ро­чен­ные брю­ки-бана­ны вер­ну­лись к нам в сере­дине 2010‑х годов наря­ду с варён­ка­ми, а косу­ха уже дав­но счи­та­ет­ся частью как жен­ско­го, так и муж­ско­го базо­во­го гар­де­роба. Сей­час эти вещи мож­но купить прак­ти­че­ски вез­де, а узнать об акту­аль­ных трен­дах про­ще про­сто­го — доста­точ­но загля­нуть в соци­аль­ные сети. Вре­мя идёт, мир меня­ет­ся, а вме­сте с ним меня­ет­ся и мода. Но каж­дый раз она всё рав­но воз­вра­ща­ет­ся к нам, напо­ми­ная, что новое — это хоро­шо забы­тое старое.

Читайте также: