Какая функция характерна для правительства распорядительная

Обновлено: 28.06.2024

Организационно-распорядительные функции связаны с управлением людьми, а административно-хозяйственные — сраспоряжением и управлением имуществом. Поэтому всякий работник государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, служащий Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, который имеет в своем служебном подчинении других людей, руководит их деятельностью, направляет и организует их работу (службу), является должностным лицом в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей. Соответственно лица, распоряжающиеся и управляющие в названных органах, учреждениях и войсках имуществом, материальными ценностями, учитывающие выполненную работу, начисляющие вознаграждение за труд и т. п., — это должностные лица, выполняющие административно-хозяйственные функции.

Заключение договора между работниками и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания работника должностным лицом. Для этого необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по распоряжению и управлению. Таким образом, не всякий государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений является должностным лицом.

Применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т. е. имеющие организационно-распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу. Поэтому, в частности, должностным лицом является нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе.

Специалист, работающий в государственном или муниципальном учреждении и выполняющий сугубо профессиональные или технические обязанности, не является должностным лицом. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данного специалиста в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он несет ответственность как должностное лицо (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с направлением на госпитализацию, выдачей листков нетрудоспособности, оформлением других документов, участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии). Таким образом, необходимо отличать должностную деятельность отдельных категорий служащих государственных и муниципальных учреждений, связанную с выполнением имеющихся у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, от сугубо профессиональной, производственной деятельности этих же служащих, когда последние не осуществляют указанные функции и, следовательно, не выступают в качестве должностных лиц.

Для признания субъекта ответственным за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления не имеет значения, исполняет он функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по назначению или по выборам, постоянно или временно. Возможны и случаи выполнения субъектами разовых, отдельных поручений должностного характера (например, поручения принять участие в проверке, работе той или иной комиссии и т. п.), в процессе и в связи с выполнением которых они рассматриваются как должностные лица, способные нести ответственность за различные преступления.

Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления против интересов государственной или муниципальной службы лишь при условии, если указанные обязанности или полномочия были возложены на него в установленном законом порядке правомочными на то органами или должностными лицами.

Частное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примечание 1 к ст. 201 УК), не может быть субъектом — исполнителем (соисполнителем) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК вполне законным будет привлечение таких лиц к ответственности за соучастие в таких преступлениях в качестве организатора, подстрекателя или пособника или же за участие в совершении некоторых из этих преступлений в составе организованной группы (п. "б" ч. 3 ст. 287, п. "а" ч, 4 ст. 290 УК). ,

Таким образом, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностным лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).

В модельном уголовном кодексе, являющемся рекомендательным законодательным актом для Содружества Независимых Государств, принятом, на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ 17 февраля 1996 г., эта группа преступлений, названа преступлениями против интересов публичной службы. В нее включены: злоупотребление служебным положением, бездействие по службе, превышение служебных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, служебный подлог, служебная халатность. Субъектом преступлений против интересов публичной службы.назван публичный служащий, как-то: 1) депутаты представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их помощники; 2) служащие органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), прокуратуры, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций; 3) лица, участвующие в отправлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей либо выполняющие функции иных представителей власти по специальному полномочию. Как видно, модельный УК рекомендует признавать субъектами преступлений против интересов публичной службы всех служащих органов и организаций публичного управления, а не только должностных лиц. Такое решение представляется правильным.

Составы преступлений, включенных в гл. 30 УК, — это составы так называемых общих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они могут совершаться любыми должностными лицами (служащими), в любом государственном или муниципальном органе либо учреждении и влечь разнообразные последствия. Помимо них в других главах УК есть немало специальных составов преступлений, совершаемых должностным лицами в определенной, указанной в законе сфере деятельности либо конкретно определенными должностными лицами. Это ряд преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 169, 170 и др.), преступлений против правосудия (гл. 31) и др. Согласно закону (ч. 3 ст. 17 УК), если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Помимо признаков, характеризующих объект и субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, можно указать еще на некоторые обстоятельства, общие для большинства преступлений, отнесенных к этой группе.

Ссубъективной стороны,как правило, эти преступления совершаются путем активных действий виновных лиц. Однако в некоторых случаях (ст. 285, 287, 293 УК) закон в качестве формы осуществления общественно опасного посягательства на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления допускает и преступное бездействие, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностным лицом лежащих на нем служебных обязанностей.

Составы преступлений, включенных в гл. 30, конструируются как по типу материальных (ст. 285, 286, п. "в" ч. 2 ст. 287, 288, 293), так и формальных (ст. 287, 289 - 292) составов. Характерным последствием в материальных составах является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а в квалифицированных составах — тяжкие последствия.

В самих статьях Уголовного кодекса не предлагается никаких критериев для определения существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, а также критериев для отграничения существенного нарушения от тяжких последствий. Таким образом, правоприменителю предоставляется возможность и налагается обязанность самому произвести оценку наступивших последствий и аргументирование отнести их к одной из названных категорий последствий служебного преступления. В качестве некоего ориентира можно воспользоваться толкованием понятий существенного вреда и тяжких последствий должностных преступлений, данным в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге" применительно к нормам УК 1960 г. Пленум подчеркнул, что существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, общественным и государственным интересам может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, тяжких преступлений и т. п. Тяжкие последствия усматривались, когда в результате преступления был причинен такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы государственного (муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т. п.

С субъективной стороны,все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления за одним исключением (халатность), являются умышленными. Помимо формы вины элементами составов некоторых преступлений является мотив их совершения — корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 285 и 292 УК). Общим для ряда преступлений, включенных в гл. 30 УК, является то, что в качестве квалифицированного видапредусмотрено совершение их лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ст. 285-287, 290 УК).

Согласно примечанию 2 к ст. 285 УК, ст. 1 Федерального закона от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 "О государственных должностях Российской Федерации" лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, считаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним относятся, в частности, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Счетной палаты, судьи, аудиторы Счетной палаты, Секретарь Совета Безопасности, Председатель Центрального банка РФ и др.

Лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, считаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1287 “Об утверждении Правил передачи государственных функций и полномочий федерального органа исполнительной власти”


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1287 “Об утверждении Правил передачи государственных функций и полномочий федерального органа исполнительной власти”

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 71 "Об утверждении Положения о регулировании некоторых вопросов, связанных с упразднением федеральных органов исполнительной власти и принятием решений о передаче отдельных государственных функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила передачи государственных функций и полномочий федерального органа исполнительной власти.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2021 г. N 1287

Правила
передачи государственных функций и полномочий федерального органа исполнительной власти

1. Настоящие Правила определяют условия передачи государственных функций и полномочий упраздняемого федерального органа исполнительной власти (далее - федеральный орган), условия изменения структуры федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия, условия перераспределения его штатной численности, условия перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете упраздняемому федеральному органу, а также определяют указанные условия в случае принятия решения о передаче отдельных государственных функций и полномочий федерального органа (без упразднения федерального органа) и распространяются на федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы федерального органа (далее - работники федерального органа), и работников организации, наделенной правом осуществлять от имени Российской Федерации отдельные государственные функции и полномочия в установленной сфере деятельности, если иное не установлено указом Президента Российской Федерации об упразднении федерального органа.

2. При упразднении федерального органа в положение о федеральном органе, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, в срок не позднее 3 месяцев со дня принятия такого решения вносятся изменения путем его дополнения соответствующими государственными функциями и полномочиями.

Одновременно положение об упраздняемом федеральном органе подлежит признанию утратившим силу.

Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта нормативного правового акта, предусматривающего положения, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, осуществляются федеральным органом, которому передаются государственные функции и полномочия.

В случае если государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа передаются нескольким федеральным органам или организации (организациям), которая наделена правом осуществлять от имени Российской Федерации отдельные государственные функции и полномочия в установленной сфере деятельности, разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта нормативного правового акта, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, осуществляются федеральным органом, определенным Правительством Российской Федерации ответственным за проведение ликвидационных процедур.

3. В случае принятия решения о передаче государственной функции (полномочия) в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации (без упразднения федерального органа) в положение о федеральном органе, которому передаются государственные функции и полномочия, и в положение о федеральном органе, ранее осуществлявшем указанные государственные функции и полномочия, в срок не позднее 3 месяцев со дня принятия такого решения вносятся соответствующие изменения.

4. В положение о федеральном органе вносятся изменения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящих Правил, в объеме, предусмотренном нормативным правовым актом, устанавливающим соответствующие государственные функции и полномочия.

5. При внесении изменений в положение о федеральном органе, которому передаются государственные функции и полномочия, и в положение о федеральном органе, ранее осуществлявшем указанные государственные функции и полномочия, федеральный орган, осуществляющий ведение реестра функций (полномочий) федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении этих федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, вносит в указанный реестр в установленном порядке соответствующие изменения.

6. При передаче государственной функции и полномочия передаче подлежат в том числе функции ответственного исполнителя государственных программ Российской Федерации в части передаваемых федеральному органу государственных функций и полномочий.

7. Поручения Правительства Российской Федерации, исполнение которых не завершено упраздняемым федеральным органом, подлежат исполнению федеральным органом, которому передаются государственные функции и полномочия, связанные с реализацией передаваемых федеральному органу государственных функций и полномочий.

8. В структуру федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия, при необходимости вносятся изменения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Осуществление передаваемых государственных функций и полномочий может быть возложено на существующие структурные подразделения федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия, либо в структуре данного федерального органа могут быть созданы новые структурные подразделения.

9. Федеральный орган, которому передаются государственные функции и полномочия, формирует и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о сбалансированном увеличении численности федеральных государственных служащих и работников федерального органа с учетом соотношения уровней оплаты труда федеральных государственных служащих и работников федерального органа, ранее осуществлявшего указанные государственные функции и полномочия, и федерального органа, которому передаются указанные государственные функции и полномочия.

10. Численность федеральных государственных служащих и работников федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия, может быть увеличена в связи с передачей ему государственных функций и полномочий в количестве, не превышающем численность федеральных государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа или численность федеральных государственных служащих и работников федерального органа (без упразднения федерального органа), ранее осуществлявших указанные государственные функции и полномочия.

11. Увеличение численности федеральных государственных служащих и работников федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия, осуществляется без учета численности федеральных государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа (федерального органа, ранее осуществлявшего указанные государственные функции и полномочия), на которых возложено исполнение типовых функций по обеспечению деятельности федерального органа в сфере кадровой работы и организации прохождения федеральной государственной службы в органе, профилактики коррупционных и иных правонарушений, юридического (правового), бухгалтерского (финансового), документационного (делопроизводство, контроль, архив), информационно-технологического, организационно-технического и хозяйственного обеспечения органа, закупочной деятельности, а также защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и мобилизации.

При установлении численности федеральных государственных служащих и работников федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия, к указанной численности применяется повышающий коэффициент 1,3.

12. В случае прекращения в соответствии с федеральным законом, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации осуществления государственной функции (полномочия) федерального органа без передачи их иному федеральному органу численность федеральных государственных служащих и работников соответствующего федерального органа подлежит сокращению на количество штатных единиц федеральных государственных служащих и работников федерального органа, ранее осуществлявших указанные государственные функции и полномочия.

13. Перераспределение численности федеральных государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа (федерального органа, ранее осуществлявшего государственные функции и полномочия) в связи с передачей его государственных функций и полномочий влечет за собой перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период на оплату труда, объем которых определяется исходя из соотношения уровней оплаты труда федеральных государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа (федерального органа, ранее осуществлявшего государственные функции и полномочия) и федерального органа, которому передаются указанные государственные функции и полномочия.

14. Объем бюджетных ассигнований, подлежащий передаче федеральному органу, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа (федерального органа, ранее осуществлявшего указанные государственные функции и полномочия), определяется по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, в том числе с учетом:

а) срока проведения организационно-штатных мероприятий, предусмотренного законодательством Российской Федерации;

б) расчетного среднемесячного уровня материально-технического обеспечения одного федерального государственного служащего (работника) упраздняемого федерального органа (федерального органа, ранее осуществлявшего указанные государственные функции и полномочия);

в) объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда федеральных государственных служащих и работников федерального органа, осуществлявших реализацию переданных государственных функций и полномочий;

г) объемов иных бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение переданных государственных функций и полномочий.

Обзор документа

Правительство регламентировало условия передачи государственных функций и полномочий упраздняемого федерального органа исполнительной власти.

Прописаны условия изменения структуры федерального органа, которому передаются функции и полномочия, перераспределения его штатной численности. Определены условия перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных упраздняемому органу.

Установлен порядок передачи отдельных государственных функций и полномочий федерального органа без его упразднения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: