Какая древняя цивилизация давала женщинам равные права на трон

Обновлено: 02.07.2024

§ 3. Довольно высокое общественное и семейное положение хеттской женщины привело ряд исследователей к мысли о существовании у хеттов материнского права (или сильных его пережитков) наряду с наличием патриархальной семьи. 63)

Хотя это мнение почти никогда не высказывается в категорической форме, а скорее говорится о пережитках матриархата с наличием матрилокального брака наряду с патрилокальным, 64) мы считаем необходимым несколько подробнее остановиться на этом довольно спорном вопросе, тем более, что в последнее время появились утверждения даже о недоразвитости норм отцовского права на всем протяжении существования Хеттской державы вплоть до ее падения. 65)

Одним из оснований для подобных утверждений являются положения § 171 ХЗ-ов, который указывает на возможность изгнания сына матерью. Тот факт, что мужчина (сын) был подвластен женщине (матери), считается показателем наличия матриархальных пережитков. Однако здесь женщина действует в отсутствие мужа (быть может, она — вдова) и является как бы исполнительницей воли супруга, 66) т. е. подобное положение женщины можно рассматривать как часть отцовского права.

В пользу материнского права не должно говорить и право женщины распоряжаться собственным имуществом, получение ею наследства и т. п. (см. ниже), ибо детальный анализ всех соответствующих положений ХЗ-ов и других документов приводит нас к мысли, что в любом случае закон прежде всего ограждал интересы мужчины (отца, мужа, сына).

Мы далеки от мысли утверждать полное отсутствие всяких следов (именно следов и только!) материнского права в хеттском обществе. Невозможно отрицать высокое положение хеттской царицы (таваннанна), 68) что является отголоском той далекой эпохи, когда женщина, по всей видимости, играла более важную роль. Мы видим, как активно действует таваннанна на политической арене, в экономической жизни страны, при отправлении культа. Она же выступает зачинщицей многих интриг при дворе. Однако никогда она не добивается власти лично для себя, а действует обычно в интересах близкого ей человека (мужа, сына). И, конечно, в этих условиях все эти интриги трудно рассматривать в свете борьбы отжившего себя материнского права с наступающим отцовским. 69) Нельзя же, в самом деле, всерьез [173] утверждать, что патриархат — это система, в которой политическую активность проявляют только мужчины, а женщины способны проявлять инициативу лишь при матриархате.

Наше мнение в данном вопросе сводится к следующему: патриархальная система в хеттском обществе окончательно утвердилась до возникновения государственности, в пределах обозримой истории хеттской цивилизации мы не сталкиваемся с реальными проявлениями материнского права, хотя и не отрицаем сохранения отдельных следов этого последнего в виде весьма заметных пережитков. 72)

Конечно, в раннюю эпоху, хеттская женщина пользовалась большими правами и была более видным членом общества, чем в последующий период. Это наглядно видно из сопоставления §§ 6 и IV ХЗ-ов, которые являются двумя редакциями (относящимися к разному времени) одной и той же статьи. Из § 6 видно известное равноправие женщины и мужчины перед лицом закона: ответственность за убийство [174] обоих одна и та же (селение, на территории которого произошло убийство, выделяет 100 гипессар поля). В дальнейшем происходит модификация этой нормы права. Согласно § IV ХЗ-ов, в аналогичной ситуации ответственное за преступление поселение (община) выплачивает уже разную компенсацию: за мужчину дается угодье, дом и 1 мина 20 сиклей серебра, а за женщину — лишь 3 мины серебра. 73)

Все это приводит нас к мысли, что уже ко времени написания первой таблицы ХЗ-ов социальный статус женщины был довольно низким. Сюда же добавим, что, согласно положению § 26, женщина, покинувшая мужа, лишается родительских прав на своих детей, а муж лишь выплачивает определенный штраф (12 сиклей), очевидно, в пользу семьи своего тестя. 77)

Фактически существовавшая в хеттском обществе полигамия отнюдь не может свидетельствовать о независимом положении женщины.

Отметим также, что женщина получала значительно меньшую наемную плату, чем мужчина (§ 158 ХЗ); она наказывалась супругом за измену (§§ 197-198) 81) и т. п.

Однако, тем не менее мы говорим о сравнительно высоком положении женщины в Хатти, 82) что вовсе не было чем-то исключительным на Древнем Востоке. 83)

Как известно, царь Урхи-Тешуб был сыном от наложницы (правда, не NAPṬARTU, a ESIRTU, но в данном случае это не меняет положения) 88) и, тем не менее, он назван сыном не законной (sakuṷassar) жены, а наложницы ( SAL ESIRTU), т. е. с приобретением им законных прав на наследование, его мать, как видно, отнюдь не стала законной супругой царя. Однако, положение законной жены для SAL NAPṬARTU (а также, возможно и SAL ESIRTU) не исключалось, но, видимо, было связано со смертью главной супругой царя. Однако, положение законной жены для своих наложниц. 89) HF>

Как видим, единоутробный брат царя, несмотря на желание захватить престол, не осмеливается это сделать прямо (или, во всяком случае, вынужден воздержаться от этого в силу существующего закона), не имея возможности лишить наследства законного наследника, пусть даже сына наложницы. Таким образом, если сама наложница не имела никаких прав и не считалась членом семьи ни при каких обстоятельствах, то ее дети приобретали известные права, если не имели конкурентов в лице наследников от главной жены.

Судя .по этим данным, не может быть никакого сомнения в том, что если дети от SAL EŠIRTI могли на что-либо претендовать лишь в случае отсутствия детей от законной жены, то сыновья SAL NAPṬARTU имеют определенные права даже при наличии детей у главной жены. Их родство (в данном случае с царским родом) признается, они считаются членами семьи и, видимо, имеют определенные права на наследование, хотя мать их в отношении семьи остается, по всей видимости, совершенно бесправной, ибо согласно закону полигамия формально не допускалась.

63) См. Иванов, Соц. организация, стр. 49 сл.; ИХЯ, стр. 20: Kleinasien, стр. 93, 111-112; Korošec, ZSS, LII, Rom. Abt., 1932, стр. 167 и др.

64) Scharff и Moortgat, стр. 351; RAss., II, 3, стр. 293 и др.

65) См. Г. И. Довгяло, О переходе к наследованию царской власти по отцовско-правовому принципу, СЭ, 6, 1963, стр. 82.

66) Впрочем, это отнюдь не редкое явление на Древнем Востоке. Так, напр., в Нузи по праву abbūtu жена (или даже дочь!) в отсутствии мужа руководила всеми остальными членами семьи и распоряжалась всем имуществом. См. Е. Сassin, Nouvelles données sur les relations familiales à Nuzi, RA, LVII., 3, 1963, стр. 114 сл. Даже у древних евреев вдова возглавляет свою семью. См. Ruth 1:2 сл. Поэтому можно согласиться с Э. Ньюфельдом, когда он говорит о том, что эта статья ХЗ-ов вовсе не подтверждает существования матриархата (NHL, стр. 184-185), который был делом довольно отдаленного прошлого (NHL, стр. 121-122).

67) См. NHL, стр. 124; NAHML, стр. 58; его же, Notes on Hittite Laws. Ar. Or., XVIII, 4, 1950, стр. 126. Мысль Э. Кюка (Études, стр. 435 сл.) о том, что для патриархальной системы характерен лишь брак cum manu, также не должна соответствовать истине (аналогично и у Ring'a, IRL, стр. 13 сл.; и у Monier, Institutions, стр. 56). Более или менее независимое положение женщины, учитывание законом ее воли еще не означают матриархата и господства материнского права. Ср. Kaser, Privatrecht, I, стр. 17.

68) См. Иванов, Соц. организация, стр. 49; Kleinasien, стр. 93.

70) См. R. D. Barnett, Ancient Oriental Influences on Archaic Greece, ANE, стр. 222. P. Барнетт считает этот культ показателем матриархата.

71) Ср. Е. Dussaud, Les Religions des Hittites et des Hourites, de Phénieiens et des Syriens (Les Anciennes religions Oriental, II), Paris, 1945, стр. 335-336.

И. М. Дунаевская (ЗВАХ, II стр. 281) вообще опускает перевод идеограммы GEME.

Изменение социального положения женщины в сторону все большего ее подчинения власти мужчины характерная черта развития в странах Древнего Востока. Так, напр., Н. Сен Гупта (N. С. Sen Gupta, Comparative View of Law in Ancient India, CHM, II, 2, стр. 296) говорит о том, что в древности индийская женщина имела определенные права, а впоследствии утратила их и превратилась в рабыню, имевшую лишь одну обязанность: рожать детей своему мужу.

74) О равноправном положении женщины и мужчины в древнейший период говорит и А. Гётце (Kleinasien, стр. 74, сн. 7) вслед за турецким ученым Э. Билгичем.

76) Хотя размер компенсации не удается точно установить, все же хочется указать, что в одном из вариантов статьи (КВо, VI, 2, I, 55) за беглого раба выплачивается 12, а за рабыню 6 сиклей серебра. Ср. Friedrich, Gesetze, стр. 22 иен. 13, 15 на той же стр.

77) Данная статья сильно повреждена, однако большинство переводчиков (см. Иванов, ХИДВ, стр. 313; Friedrich, Gesetze, стр. 25; ANET, стр. 190; Нaase, HKR, стр. 65) считает, что здесь речь идет о продаже (глагол ḫapraizzi) мужем своей жены. Хотя, в принципе, такое предположение допустимо, в данном случае, как нам кажется, говорится лишь о возвращении женщины в отчий дом. Это — развод по инициативе мужа, за что он и уплачивает определенный штраф.

78) Такое же положение мы видим и в Вавилонии и других странах Древнего Востока. См. напр., Cruveilhier, Introduction du Code d'Hammurabi, стр. 12-13.

79) Ср. NHL, стр. 142-143.

81) Ср. с КХ, § 129; САЗ, § 15. См. RAss., II, 3, стр. 293. Обычное явление на Древнем Востоке.

82) RAss., II, 3, стр. 293; Delaporte, стр. 149; Contenau, Civilisation, стр. 109; Kleinasien, стр. 93-94.

83) С. Н. Gordon, Рец. на кн. Selms, Marriage and Family Life in Ugaritic Literature, Or., 24, 3, 1955, стр. 327-328; R. Harris, On the Process of Secularization under Hammurabi JCS, XV, 4, 1961, стр. 117 сл.; Yaron, Introduction to the Law of the Aramaic Papyri, стр. 42 сл. и т. д.

84) См. Delaporte, стр. 179; А. Götze, Über die hethitische Königsfamilie, Ar. Or., II, I, 1930, стр. 154.

85) См. NHL, стр. 122; Feigin, AJSL, L, 4, 1934, стр. 233.

86) Feigin, ibid., стр. 232; Götze, Ar. Or., II. I, стр. 153.

87) Ср. также Gen., 16:2-3; 25:6.

88) Sturt. Chrest., стр. 74-75.

92) Речь идет о дочери хеттского царя, жене Маттивазы (стк. 58). Анологичный призыв содержится в Gen. 31:50.

93) Э. Вайднер (ibid., стр. 19) переводит: „neben".

94) Хеттский царь Муваталли (1306—1282 гг. до н. э.).

95) См. Schuler, Anweisungen, стр. 23 (KUB, XXI, 42).

96) Имеется в виду ныне здравствующий правитель Хеттского царства.

женщины рима фото

Общественный строй строй Римской империи считался патриархальным — важное влияние на порядок в государстве устаналивали мужчины. Они занимали высокие должности и зачислялись в ряды римской армии. Вместе с тем, женщины Древнего Рима пользовались правовой защитой и имели множество привилегий, в отличие от рабов и граждан иностранных государств. Статус женщин определялся положением отца.


женщины рима фото
Положение женщины Древнего Рима в обществе

Влияние женщин в Древнем Риме распространялось через материнство и брак. К примеру, матери Юлия Цезаря и Гракхов считались в римском обществе образцовыми женщинами, поскольку они способствовали правильному воспитанию и блестящей карьере сыновей. Они пользовались политической властью, их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве.
Жена Марка Антония, римлянка Фульвия, осуществляла командование во время военных кампаний во время беспорядков среди гражданского населения. Ее профиль украшал римские монеты того времени.
Плотина, получившая неограниченную власть в обществе благодаря влиятельности супруга — императора Траяна и приеемника трона Адриана. Письма Плотины служили эталоном культуры переписки, приравниваемой к государственным документам. Петиции — ответы на вопросы населения Рима были открыты для общественности. Это свидетельствовало о высоком положении женщин в империи.

женщины рима фотоо
Права женщин в древнем Риме

Отличия положения женщин в древнем Риме

римлянки фото

Теорию о равных правах мужчин и женщин, справедливых отношениях, впервые озвучили философы Музониус Руфус и Сенека. Они утверждали, что природа мужчин и женщин одинакова, поэтому женщины могут выполнять те же обязанности, равно как и иметь те же права наряду с мужчинами. Их воззрения благотворно повлияли на обособление прав женщин в республиканский период.
Женщины в Древнем Риме наделялись всей полнотой прав свободных граждан. Они наследовали, распоряжались имуществом, заключали сделки, вели торги, могли открыть собственный бизнес. Многие римлянки занимались благотворительностью, организовывали общественные работы.
Император Август впервые в истории Древнего Рима принял ряд законов по созданию определенного морального облика женщин. Прелюбодеяние стало трактоваться как преступление stuprum — запрещенный законом половой акт, произошедший между женщиной, находящейся в браке, и любым мужчиной — не ее мужем. Любовные отношения женатых мужчин считались нормой, если женщина была из низших маргинальных слоев общества — infamis.
Дочери получали одинаковые с мальчиками права на образование. Доступность посещения начальной школы определялась состоятельностью семьи: если родители могли заплатить за образование, дети ходили в школу. Дочери сенаторов и служащих римской армии брали уроки в возрасте с 7 до 12 лет. Женщины могли получить достаточный уровень образования для работы секретарями или писцами.

римлянки картинки
Допускались ли пытки женщин в древнем Риме

В Древнем Риме женщины подвергались разнообразным пыткам. При Тиберии применялось битье до смерти ключими ветвями терновника, отрубание конечностей. Если после сбрасывания в реку Тибр несчастным удавалось спастись, их топили с лодок палачи. Император Гай Калигула прославился страстью к страданиям заключенных. Он придумывал все новые и новые способы доведения людей до гибели. Их закрывали в клетках с хищными голодными животными, отрубали им конечности, клеймил раскаленным железом. Женщины и дети не составляли исключения. Самыми страшными были пытки перед смертью версталок — женщин, поклявшихся сохранить целомудрие до 30 лет. Их в древнем Риме было всего шесть. Тех, которые не исполняли обещание, закапывали под городскими воротами, били плетьми. Часто женщин сжигали на костре. Император Неров вошел в историю как жестокий палач, присутствующий на пытках в качестве зрителя.

freska-zhen-minoan_adorants_fresco_art_closeup

Английский археолог Артур Эванс, изучая открытые им произведения критского искусства, пришёл к выводу, что женщины в минойском обществе занимали особое, привилегированное положение. На эту мысль его натолкнули, поражающие воображение своей живой экспрессией, изображения придворных дам на миниатюрных фресках Кносского дворца. Подобной свободы женщин вы не найдёте в искусстве стран древнего Востока, и среди художественных шедевров классической Греции.

freska-zhen-minoan_women_ladies_in_blue_fresco_art

На фресках дворцов Крита женщина изображена не в замкнутом пространстве дворцового гарема, как на египетских стенных росписях, а под открытым небом, в толпе, среди участников празднества, оживленно переговаривающихся и жестикулирующих. Необычна и удивительна свобода и раскованность поведения женщин Крита, их поведение совершенно не характерно для древнего Востока, а скорее созвучно свободолюбивому характеру скифских амазонок.

fres-zhenshh

Женщины-жрицы на дворцовых фресках Крита, восседающие на почётном ложе по обе стороны от святилища Великой богине-матери. Молодые женщины стоят на лестничных ступенях в проходах, но среди них нет ни одного мужчины. Длинные ряды мужских голов, лица которых раскрашены красной охрой, согласно принятому в минойском искусстве канону, виднеются на заднем плане, заполняя места для публики.

freska-zhen-mycenaean-fresco-from-mycenae-1250-1180-bce

Женщина в минойской цивилизации была частицы той благодетельной и одновременно смертельно опасной, враждебной человеку силы, присутствие которой минойцы постоянно ощущали в своей повседневной жизни. Рядом с загадочной женщиной, приобщенной к грозным и непостижимым силам самой природы, мужчина минойского общества должен был особенно остро и болезненно осознавать свою слабость.

freska-rybak

По-видимому, этот врожденный или, может быть, приобретенный в процессе воспитания комплекс неполноценности уже сам по себе ставил мужчину в зависимость от женщины, превращая его как бы в большого ребенка, всю жизнь остающегося на попечении и под присмотром заботливых, но строгих мамушек, нянюшек, бабушек.

ris-nestor-palace-megaron

Представления о некой неполноценности мужского пола и его зависимости от женского начала, доминирующего в жизни природы и общества, нашли своё воплощение в образе умирающего и воскресающего юного бога — избранника Великой богини. Проявления этого минойского культа дошли до нас в позднейших греческих мифах о критском Зевсе, вскормлённом козой Амалфеей в пещере Крита, и о Дионисе — Загрее (др.-греч. Ζαγρεύς), убитом, растерзанном и съеденном титанами.

freska-zhen-yun-knoss

Разумеется, как и в любом другом древнем обществе, мужчины на Крите всегда оставались наиболее активной и предприимчивой частью социума. От их целенаправленной деятельности в первую очередь зависел прогресс минойской цивилизации в первые века II тыс. до н.э. Именно, мужчины предпринимали далекие морские экспедиции к берегам Сирии и Египта, проектировали и строили дворцовые комплексы, непрерывно экспериментировали, разрабатывая новые, более совершенные технологии в металлургии и других отраслях ремесленного производства.

freska-zhenshh-minojskaya

freska-zhen-mycenaean_woman

Вне всякого сомнения, мужчинами Крита были созданы все наиболее известные шедевры минойского искусства, с благословения женщин. Именно женщины, оставаясь всё время у своих очагов, держали в своих руках наиболее важную, с точки зрения самих минойцев, часть системы их жизнеобеспечения — контакты с потусторонним миром и с населяющими его бесчисленными божествами и духами. Именно, женщины были тем неподвижным центром, вокруг которого вращался и к которому неизменно тяготел весь микрокосм минойского общества.



Римское общество по определению является патриархальным, где либо отец, либо муж играли центральную роль как в обществе, так и в семье. Мужчины были гражданами Рима, в то время как женщины были гражданами только благодаря своим родственникам мужского пола. Несмотря на столь ограниченную роль и жизнь, обременённую домашним хозяйством, римским женщинам всё же удавалось завоевывать влияние в Римской империи и порой даже решать судьбу государства. В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые аспекты жизни римских женщин и поразмышляем об их реальной власти в Империи.

Правовой статус женщин

После сауны, Сэр Лоуренс Альма-Тадема, 1890 год. \ Фото: fanpage.it.

В глазах римского права женщины не были равны мужчинам. Женщины не считались полноправными гражданами Римской империи, но были ими только в связи с другими мужчинами. Например, дочь или жена могут быть римскими гражданами благодаря гражданству своего отца или мужа. Это правовое неравенство имело и практические последствия.

Повседневная жизнь римских женщин. \ Фото: infocamp.cat.

Важно было быть признанным полноправным гражданином Римской империи, потому что благодаря этому статусу можно было напрямую воспользоваться законами, направленными на защиту римских граждан. Поскольку женщины были гражданами благодаря своим отношениям с мужчинами, они могли получить доступ к юридическим преимуществам гражданства только с помощью мужчины. Таким образом, римские женщины зависели от мужчин из своей ближайшей и расширенной семьи во всех юридических вопросах. Однако, как и во многие периоды истории, существовали исключения. Для некоторых женщин эти правила вообще не применялись. Однако эта ситуация была справедлива для большинства женщин и особенно для тех, кто не происходил из влиятельной семьи или не состоял в браке с её представителем.

Повседневная жизнь

Женщины Рима. \ Фото:

Как и в большинстве древних культур того времени, различия между жизнью бедной римлянки и богатой были значительными. Однако как богатые, так и бедные римлянки в основном воспитывались в закрытых помещениях. Для богатых женщин этот закрытый образ жизни обычно продолжался и во взрослом возрасте. Для бедных женщин это было не так, поскольку им иногда приходилось работать так же усердно и так же много, как мужчинам, чтобы помочь содержать семью.

Tocador de una dama romana, Хуан Хименес Мартин. \ Фото: ru.m.wikipedia.org.

Поскольку жизнь женщины вращалась в основном вокруг дома, её общее образование не представляло интереса. Обычно это включало навыки, необходимые для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Интересно, что при императоре Августе был принят новый закон, формализующий уже существующий предрассудок: женщины, которые не были замужем до двадцати лет, будут подвергнуты маргинализации и некоторым юридическим санкциям. Подобные законы демонстрируют, как римские женщины ценились в обществе. Согласно обществу и государству, они должны были вступить в брак, и их жизнь должна была вращаться вокруг домашнего хозяйства, мужа и детей. Давайте подробнее рассмотрим их образование и то, чем оно отличалось от того, что предлагалось мальчикам.

Образование

Римская настенная живопись, вилла Фанния Синистра в Боскореале, ок. 50-40 до н. э. \ Фото: pinterest.it.

Римская настенная живопись, вилла Фанния Синистра в Боскореале, ок. 50-40 до н. э. \ Фото: pinterest.it.

В то время как Римская республика, как правило, допускала больше исключений в отношении прав женщин, Римская империя, начиная с Августа, придерживалась более строгих правил в общественной жизни. Исключением со времён Республики является Гортензия, дочь соперника Цицерона, которая была очень образованной женщиной. Она стала знаменитым оратором, покоряя слушателей своими блестящими речами. Это действительно было очень редко, поскольку произнесение речей рассматривалось как занятие исключительно для мужчин и часто являлось одним из главных навыков политиков. Однако с расцветом Римской империи возможности, подобные этим, для женщин изменились. Для девочек среднего и высшего класса Римской империи образование включало в себя базовые навыки чтения, письма и некоторые математические навыки.

Римская мраморная голова и бюст Афины, I-II век н. э. \ Фото: ar.m.wikipedia.org.

Этим навыкам обучали, чтобы девочки могли управлять домашним хозяйством и его расходами, быть хорошими жёнами и развлекать своих мужей. Поскольку таковы были цели образования девочек, римляне верили, что всё, выходящее за рамки основ, может стать неприятным и даже опасным. Считалось, что чем образованнее женщина, тем более претенциозной она станет, что приведёт к трудностям. Более того, высокий интеллект часто считался связанным с интимной распущенностью, что, безусловно, было нежелательным.

Развод

Спальня, вилла Фанния Синистра в Боскореале, ок. 50-40 до н. э. \ Фото: artofit.org.

Вопреки тому, что можно было бы ожидать, разводы действительно происходили во времена Римской империи. Даже если женщины не имеют равных прав с мужчинами и не считаются полноправными гражданами, они все равно могут развестись. Никаких специальных юридических процедур для развода не существовало, поскольку одному из супругов было достаточно сказать, что он просто хочет расторгнуть брак. В результате разводы были довольно распространены, особенно в случаях политических браков. Когда одна из сторон сочтёт, что они больше не нуждаются в политической поддержке другой стороны, супруги просто получат развод.

Брак, Эмилио Васарри. \ Фото: blogspot.com.

Более того, отцы также могут принять решение о том, чтобы их дочери развелись со своими мужьями. После развода дочь снова попадёт под опеку отца, как и до замужества. Кроме того, интересно отметить, что в большинстве случаев опеку над детьми обычно получали мужья. Поэтому в случае развода женщина, скорее всего, вернётся в дом своих родителей и оставит своих детей. В случаях жестокого обращения мужья пытались воспользоваться разводом и сохранить приданое, с которым женщины вступали в брак. Муж обычно обвинял женщину в неверности и поэтому просил оставить приданое себе.

Политика

Великодушие Сципиона Африканского, Симон де Вос, 1641 год. \ Фото: blogspot.com.

Римские женщины не имели прямого доступа к политике и поэтому обычно не играли значительной роли на политической арене. Но при этом они не были полностью бессильны. Женщины могли влиять на политику через свои браки и своих мужей. Например, если муж римлянки был кандидатом на выборах, она могла повлиять на результат с помощью своего имиджа, своего дома и того, как она принимала гостей.

Римские императрицы

Римская мраморная копия греческой статуи старухи, ок. 14-68 н. э. \ Фото: chegg.com.

Императрица Ливия Друзилла. \ Фото: thereaderwiki.com.

Что наиболее вероятно, так это то, что переработанные истории, изображающие жён императоров отравительницами, предательницами и заговорщицами, говорили о тревогах по поводу того, насколько близко эти женщины были к сердцу власти в эпоху императоров. Там, где когда-то власть принадлежала римскому сенату, теперь женщины руководили домашним хозяйством, которое также было эпицентром правления.

Красота

Марс и Рея Сильвия, Питер Пауль Рубенс, 1617 год. \ Фото: vk.com.

Красота всегда играла важную роль в обществе на протяжении всей истории. Внешностью римских женщин нельзя было пренебрегать, потому что считалось, что её красота влияет на репутацию мужа. Если она выглядела приятно, это благоприятно отразилось бы на ее муже. Буквально говоря, женщина была олицетворением домашнего хозяйства, и её внешность говорила больше, чем просто хорошие гены или личная красота.

Видение Святой Елены (Императрица Флавия Юлия Елена Августа), Паоло Веронезе, 1580 год. \ Фото: fansshare.com.

Например, поэт Овидий издевался над женщинами, которые пытались казаться моложе, чем они были, и преувеличивал их черты с помощью косметики. Несмотря на это, от женщин всё равно ожидалось, что они будут заботиться о своей внешности и использовать косметику со вкусом и утонченно. Но все эти рассказы исходят из точки зрения других людей. Поэтому историкам довольно трудно точно определить, как женщины чувствовали и реагировали на римские стандарты красоты. Тем не менее в Римской империи существовала процветающая культура красоты: богатые женщины нанимали парикмахеров, чтобы красить и укладывать волосы по последней моде. Римские женщины также регулярно использовали натуральные продукты, такие как мёд или розы в качестве косметических и уходовых средств.

Заключение

Три римские женщины. \ Фото: google.com.

Читайте также: