Берут ли взятки в бауманке

Обновлено: 30.06.2024

В приемной комиссии — ажиотаж. Эксперты отмечают — популярность технических вузов плавно растет. Вот и в МГТУ им. Баумана каждый день приходят выбирать будущую специальность тысячи абитуриентов. Для удобства — электронная очередь, как в банке.

- Борис Васильевич, отличаются школьники, которые пришли сейчас, от тех ребят, что штурмовали Бауманку лет десять назад?

- Нынешнее поколение выросло в других условиях. Этих людей с самых первых лет жизни окружает цифровой мир. Конечно, здорово поменялись за последние годы приоритеты и понимание того, какими специальностями надо овладевать. Нынешнее поколение не сказать, что более инфантильное, но оно выросло в условиях стабильной жизни и материального роста своих родителей. С другой стороны, поступающие к нам ребята очень мобильные, они хорошо подготовлены — кто бы что ни говорил, но уровень знаний вполне приличный. Ребята хорошие. Наша задача их выучить.

- В этом году ЕГЭ по физике в Москве сдавали почти 10 тысяч. А вот литературу выбрали меньше 5 тысяч школьников. Физики обходят лириков с большим отрывом.

- Да, мы тоже заметили: внимание к инженерным специальностям за последние годы увеличилось. Промышленность (любая — легкая, тяжелая, космическая) с каждым годом все больше и больше предъявляет спрос на квалифицированных инженеров. Люди нужны, это сразу отражается на рынке труда.

- Кого бы вы отговорили поступать в МГТУ?

- У кого нет фундамента знаний и вообще желания учиться.Лучше пойди поработай. Кем хочешь — озеленителем, фотографом, в армию сходи отслужи. После этого у тебя появятся мотивы для продолжения учебы, желание получить профессию — вот тогда иди и учись. А просто так, из-под палки, — это самое плохое, что может быть.

- Большой процент отчисленных?

- На общем фоне цифра небольшая — 7–8 процентов за все годы обучения.

- А почему стоит выбрать Бауманку?


- Просматривала мониторинг трудоустройства выпускников вузов Министерства образования и науки. У МГТУ неплохие показатели — 90 процентов выпускников находят работу в течение года…

- Оставшиеся 10 процентов — это не значит, что люди нигде не работают, просто они по каким-то причинам не попали в этот рейтинг. Например, человек уехал из Москвы в другой город, а на новом месте не указал, что он выпускник МГТУ им. Баумана.

- А какие направления самые популярные, кто лидирует?

- А за границу много ребят уезжает, есть утечка мозгов?

Наверное, ребята все-таки нацелены на деятельность в условиях нашей промышленности. Система технической документации, система допусков и посадок, технические правила, нормы для конструкторов, для инженеров свои в каждой стране. Мы здесь учим по нашим нормам. И конечно, в других странах это серьезный барьер.

СПРАВКА

1868 год — учебное заведение реорганизуют в Императорское московское техническое училище (ИМТУ).

1918 год — ИМТУ переименовывается в Московское высшее техническое училище (МВТУ) и продолжает подготовку инженеров в области машиностроения и приборостроения.

1938 год — открывают новые факультеты: танковый, артиллерийский, боеприпасов. Позже — факультет ракетной техники.

2009 год — присвоен статус Национального исследовательского университета.

ПРИБОР ПОКАЖЕТ СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ

— В 2010 году на 350-летие Лондонского Королевского общества — Национальной академии наук Великобритании — на берегу Темзы устроили грандиозную выставку.


Он рассказывает почти шпионскую историю — в университет обратились спецслужбы с просьбой разработать прибор для строительных конструкций. Придумать такое — не в магазин за хлебом сходить. Тут пошевелить мозгами нужно. Пока шевелили, спецслужбы от заказа отказались.

И зря. Могли гордиться правом обладания. Ученые не растерялись и сделали прибор на свои деньги, запустили серию и стали продавать.

— Это первый в мире радиолокатор для обследования строительных конструкций. Не единственная разработка, но самая удачная, — Ивашов листает изображения на компьютере. Вот лист ДСП, а под ним — микрофон и телекамера. Изображение не фотографическое, но предметы различить можно.

— Глубина проникновения — 20–25 сантиметров, больше и не надо. Работает по одной поверхности, и, в отличие от рентгена, абсолютно безопасен. Мощность излучения на два порядка меньше, чем у сотового телефона!


— Да, — кивает Ивашов. — Один богатенький Буратино потребовал от нас прозондировать пол в его доме. Видите, у батарей отопления нет труб — их бросили, закрыли цементной стяжкой, и после этого хозяин решил уложить паркет. А по технологии нужно фанеру прикрепить дюбелями, а потом паркет укладывать. Трубы пластиковые. Как не повредить? Наш прибор показал, где спрятаны трубы, — картинку на экране компьютера сменяет фотография католической церквушки.

— А это Тоскана и древняя церковь. Мои друзья, профессоры Тим Биктел и Лоренцо Капинери, попросили нас обследовать пол церкви и плиту-медальон, под которой мы обнаружили нишу. Поднять плиту нам не разрешили, но потом выяснилось, что там находится захоронение какого-то высокопоставленного клерка.

Сергей Ивашов отпивает чай из кружки с надписью NASA. Как не патриотично!

Есть предположение, что во время заправки кислородом и водородом туда просачиваются пары воды, конденсируются, а при взлете происходит падение давления, взрывное вскипание, и кусок пены отрывается. Один из кусков ударил в носок крыла шаттла и повредил его.

Американцы пригласили Ивашова с командой исследовать плитку теплоизоляции на предмет непроклеек и прочих дефектов. Но совместная работа далеко не продвинулась — эксплуатация шаттлов прекратилась.

Зато откликнулись наши специалисты.

Делайте выводы. Но была еще история с динозаврами. Ивашов смеется: прибор помог найти следы древних ящеров на одном из плато в Италии.

— Следы нечеткие, но радиолокатор их распознал, — Ивашов показывает видеоролик.

Итальянский репортер скачет по долине, повествуя о битвах динозавров в этих местах. Рядом профессор Капинери сидит с приборчиком. — Надо знать, где были динозавры, а просто так ходить по Италии бессмысленно.

Ивашов мечтает привезти в Москву конференцию по подповерхностной радиолокации (есть такая, проводится раз в два года), даже заявку подал. Как-никак это у нас придумали хитрый прибор. Теперь ждем ответа.

ЭХ, ПРОКАЧУ! СЧАСТЬЯ ПОЛНЫЕ ТАЗЫ


ЗДЕСЬ УЧИЛИСЬ ВЕЛИКИЕ И ИЗВЕСТНЫЕ: ОТ АВИАКОНСТРУКТОРОВ ДО АКТЕРОВ

За 185 лет даже сложно подсчитать, сколько специалистов покинули стены своей альма-матер. Только инженеров — свыше 200 тысяч человек. Они работают на заводах, в небольших фирмах и крупных корпорациях. Всех перечислить — газеты не хватит, но есть имена, которыми до сих пор гордится не только Бауманка, но и вся страна. Мы решили напомнить о некоторых представителях когорты великих.

Семен Алексеевич Лавочкин, авиаконструктор

Семен Львович Фарада, актер театра и кино

Сергей Павлович Королев, конструктор

Павел Осипович Сухой, авиаконструктор

Андрей Николаевич Туполев, авиаконструктор

Трижды Герой Социалистического Труда. Под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На машинах легендарного авиаконструктора было выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова. Туполев поступил в тогда еще Императорское московское техническое училище в 1908 году, увлекся аэродинамикой.

В 1911 году из-за студенческих волнений был отправлен на родину, в Тверскую губернию. Вернулся к учебе накануне Первой мировой войны и в 1918 году окончил училище с отличием.

ОБ АВТОРЕ

Елена Мотренко - специальный корреспондент. Выпускница Кубанского государственного университета.

Мы поговорили со студентами и выпускниками Бауманки о вузе, перспективах обучения, интересных традициях и их будущих планах. Перед тем как поступать в МГТУ им. Баумана — почитайте отзывы!

В этой статье:

МГТУ им. Баумана: отзывы студентов и выпускников

МГТУ им. Баумана: отзыв студента кафедры Э4

Артем учится на инженера-конструктора криогенной техники специальных систем жизнеобеспечения.

Почему выбрал именно МГТУ?

Хотел заниматься чем-то наукоемким, но не классической наукой.

А в инженерном деле ты можешь буквально придумать, собрать и увидеть результат. А кафедру выбрал исходя из того, что можно себя легко найти потом и круг знаний, который получаешь, очень широк.

Получилось ли найти работу по специальности в процессе обучения?

Работу по специальности нашел, но почти. Работа в отрасли, но не инженером-конструктором. Хотя без знаний получаемых делать особо нечего.

Какие перспективы после обучения по специальности видишь?

Помимо работы по специальности общие знания помогают легко устроиться в других направлениях.

Также вижу часто схожие моменты у друзей и знакомых. Люди, которые должны заниматься механикой, создавать ракеты и подводные лодки — уходят в бизнес, IT и прочее. И это кризис не обучения, а работы.

Люди, после МГТУ обладают широкими знаниями и логично, что они не пойдут работать по специальности за копейки. Репетитор получает больше, чем инженер, к сожалению.

А инженерные навыки пригождаются в абсолютно разных областях. За счет умения анализировать ситуацию, видеть слабые элементы, наблюдать за ошибками, разбивать сложное на простые элементы ты справляешься с любой задачей, и это главный плюс инженерного образования, главное, чему учит Бауманка.

Также ты учишься создавать новое на основе умений, которые приобретаешь. По сути, у тебя есть навыки, и ты делаешь что-то из пустоты — за счет этого ты пригождаешься в любой отрасли!

МГТУ им. Баумана: отзыв студента кафедры Э10

Почему выбрал именно МГТУ?

Выбрал МГТУ по случайности. Так получилось, что я выбирал между двумя разными направлениями. Первое (и желанное) — архитектура и градостроительство, второе — авиация. В 18 на меня надавили родители, поэтому я поступил в Бауманку, а когда понял, что мне не нравится учиться, было поздно.

Я даже в академ уходил, чтобы подумать и поработать, хотел отчисляться. Когда вернулся, учеба мне начала нравиться, поэтому решил, что закончу здесь, а на архитектора отучусь на курсах.

Какие перспективы после обучения по специальности видишь?

Перспективы, наверное, как и везде: если плыть по течению — завод и за 9 лет рост от младшего инженера до ведущего (30—100 тыс.).

Думаю получить опыт конструкторской деятельности, параллельно развиваясь в других направлениях, а затем организовать своё дело на стыке. Меня не покидает мечта о дизайне и архитектуре, поэтому очень хочу открыть место, которое станет объектом притяжения.

Получилось ли найти работу по специальности в процессе обучения?

Ещё не нашёл. У работодателей обязательное требование — знание специфических предметов со старших курсов.

Наше обучение построено так, что в начале никаких знаний по специальности мы не получаем, поэтому устроиться смогу только после этого семестра.

Об универе можно судить двояко: с одной стороны, очень хорошие, сильные преподаватели, с другой — абсолютно устаревшие методики преподавания, не работающая система контроля знаний и дисциплины, которые стоят для галочки и на деле не усваиваются.

Не хватает изучения иностранных языков на должном уровне, взаимодействия с иностранными источниками. Особенно грустно из-за курсачей — большинство преподавателей предлагают использовать технические решения середины прошлого века, игнорируя достижения современной техники.

МГТУ им. Баумана: отзыв студента, бросившего кафедру СМ9

Эмиль в 2013 году поступил в Бауманку, но потом отчислился.

Почему выбрал именно МГТУ?

Специальность выбралась, потому что не попал по конкурсу на СМ10, на колесные машины. Аизначально шёл за технической базой, чтобы в будущем заняться дизайном автомобилей.

МГТУ имени Н.Э. Баумана — старейший технический вуз россии. С 1830 по 1930 годы в Москве существовало единственное место, где готовили высококлассных инженеров-механиков, механиков-строителей и инженеров технологов — Императорское механико-техническое училище. МГТУ — его прямой наследник. Сегодня это по-прежнему престижнейшее высшее техническое учебное заведение, диплом которого высоко котируется за рубежом.


Борис Васильевич, кто приходит учиться в Бауманку? Кто эти прекрасные люди, готовые добровольно потратить лучшие годы на мозголомные чертежи и дифференциальные уравнения с решением на полтетради?

Влечет сюда ребят перспектива создавать новую технику. Таких много, система нашей довузовской подготовки позволяет нам студентов подбирать. Средний конкурс в Бауманку — три человека на место. Поступить-то реально. А как пойдет, будет зависеть от мозгов и самодисциплины. Как говорится, на первом курсе выгоняют тех, кто учиться не хочет. На втором — тех, кто учиться не может. Ну, а дальше уже за особые заслуги — вплоть до 6-го курса отчисляем безжалостно. Если кто-то очень увлекся работой и пропускает занятия, выгоняем, какими бы качествами человек ни обладал. Особенность обучения у нас — постоянное напряжение мысли. Человек должен все время думать. Перестал — вылетел.

Это писатель может писать в стол в надежде, что эти рукописи когда-нибудь заинтересуют издателя, их опубликуют, и он проснется знаменитым. Для того чтобы инженер реализовывался по профессии, конечно, нужно по этой профессии работать. Раньше существовала практика распределения, когда молодые инженеры после вуза направлялись на производство.

Вопрос очень спорный. Ведь распределение было связано с низкой эффективностью рабочей силы. Ведь идиоты из фильмов Эльдара Рязанова, которые ниткой батарею перетерли, — это тоже порождение той системы, когда каждый год выпускались специалисты объективно не нужные.

А разве не предполагается, что каждый ваш выпускник должен создать свой собственный условный самолет?

Конечно, может! Слава наших сегодняшних выпускников, конечно, впереди. В последние годы в целом ряде отраслей произошло полное техническое переоснащение производства: новые станки, новые технологические процессы по всей цепочке. Но многие ли об этом знают? Об этом разве где-то пишут? Об этом говорят? Показывают? А ведь кто-то эту технику проектирует, оборудование кто-то создает. Понятно, что есть международное разделение труда, что-то можно заказать у зарубежных партнеров. Есть мировые бренды, которые делают первоклассное оборудование — сейчас нет необходимости заниматься натуральным хозяйством и придумывать свое. Но в любом случае, отечественная инженерная школа сохранилась.

Вот молодой человек получил дипломом Бауманки, горит желанием быть именно инженером — сможет ли он в полной мере реализовать свое желание в России?

Начинать нужно задолго до окончания вуза. Наши преподаватели, особенно профессора, заведующие кафедрами — люди, как правило, востребованные промышленностью. В нашем вузе ведется огромный объем опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по заказу промышленности. И практически на любой кафедре постоянно нужны люди. На техническую работу мы очень охотно берем своих студентов. Сначала, конечно, проектировать с нуля машину никто им не даст. Но старт может быть дан именно здесь. Человек, работая на старших курсах в рамках выполнения каких-то НИОКРов, получает практический опыт, он понимает, чему и для чего его учили. К тому же за это деньги платят. После вуза можно работать в промышленности, у наших партнеров. Они наблюдают за ребятами и охотно берут их к себе.

Не факт. Если он занимается техническим аудитом, ему надо разбираться в оборудовании. Через два-три года стажер переходит на следующую позицию. Правда, многие не выдерживают работы на износ, уходят. Но с ними остаются колоссальный опыт и добытые в бою знания.

Может быть, все-таки стоит выбирать специальности с уклоном не в инженерию, а в IT? Все-таки и денег побольше в среднем, и спрос на программистов большой.

Программированию мы обучаем всех. Но программы сегодня уже редко пишут руками, код собирается из комплексов, из больших кусков. Этими комплексами надо уметь пользоваться, а это инженерная работа. Кодировщик в чистом виде — это не выпускник вуза, это продукт среднего образования. Соответственно и потолок низкий: так и будешь сидеть и писать код за еду. Более сложные и хорошо оплачиваемые вещи требуют приличного образования.

Не ослабла ли подготовка инженеров в связи с переходом вузов на Болонскую систему и разделением на бакалавриат и магистратуру?

Если речь идет о заводском персонале уровня мастера, например, инженер смены на классическом машиностроительном производстве, то хорошей четырехлетней подготовки, безусловно, достаточно. Человек получил диплом бакалавра и может либо пойти работать, либо поступать в магистратуру — углубляться по своей специальности или осваивать новые сферы. Также в области IT сегодня гораздо выгоднее двухступенчатая форма, потому что все развивается очень быстро, знания стремительно устаревают, так что выпускник может уже никогда не применить на практике то, что изучал в вузе. Но если говорить об инженерах-разработчиках, которых мы традиционно готовим, прежде всего, для отраслей, близких к хай-теку, ракетно-космической технике, то здесь, конечно, четырех лет не достаточно ни в коем случае — это будет профанация. Не зря ведь в 1980-е годы нам ввели шестилетнее обучение, добавили так называемый одиннадцатый семестр, причем на этом семестре лекции читали специалисты из промышленности, организаций-разработчиков, чтобы познакомить студентов с самыми последними достижениями науки и техники. Так что, у нас по-прежнему половина факультетов — специалитет. Продолжительность учебы — 5 лет 10 месяцев. К сожалению, некоторые специальности попали на двуступенчатую систему, на наш взгляд, неоправданно. Например, робототехника. Но мы сейчас работаем над тем, чтобы вместе с Минобрнауки вернуть эту специальность на классическую шестилетнюю подготовку.

В западной системе образования нет некоторых понятий, которыми мы привыкли оперировать. Например, понятие федерального стандарта в Соединенных Штатах отсутствует. Программу определяет сам университет. Во Франции есть классические университеты с бакалаврами и магистрами, которые ведут свою историю с XIII века, та же Сорбонна. А есть созданные в конце XVIII века политехнические школы — Эколь Политекник, Эколь Нормаль и другие. Там учатся по монопрограммам — то, что у нас называется специалитетом.

Если человек не проходит на бюджет в Бауманку, как вы ему по-отечески посоветуете поступить? Учиться у вас за деньги или пойти в другой инженерный вуз, где проходной балл пониже?

У нас большой план приема, так что процентов 90 студентов учатся на бюджете. Платные студенты — всего около 10 процентов. Больше всего платников на факультетах информатики и систем управления, лазерной электроники, биомедицинской техники, инженерного бизнеса и менеджмента. У нас обычно происходит так: человек проходит на бюджет на менее популярную специальность, но хочет учиться на более популярной и перспективной на его взгляд. Вот он и идет туда на платное.

Значит, все-таки лучше заплатить за престижное и заведомо качественное образование, чем идти в вуз попроще?

Тоже не факт. Качество образования зависит от стартовых условий и проходных баллов совершенно нелинейно. Например, человек сознательно выбрал институт попроще, но ближе к дому. Зато у него каждый день появились два часа свободного времени дополнительно, которые он может потратить на чтение книжек. Самый наш титулованный физик из ныне живущих — нобелевский лауреат академик Жорес Алферов. Но он сначала он поступил в скромный Минский политех, а в итоге закончил Ленинградский электротехнический институт, который также не является первым выбором для тех, кто ищет первоклассное техническое образование. Просто те, кто добирается до вершин — это люди с искрой божией. Для них вуз — просто старт.

МГТУ имени Н.Э. Баумана — старейший технический вуз россии. С 1830 по 1930 годы в Москве существовало единственное место, где готовили высококлассных инженеров-механиков, механиков-строителей и инженеров технологов — Императорское механико-техническое училище. МГТУ — его прямой наследник. Сегодня это по-прежнему престижнейшее высшее техническое учебное заведение, диплом которого высоко котируется за рубежом.


Борис Васильевич, кто приходит учиться в Бауманку? Кто эти прекрасные люди, готовые добровольно потратить лучшие годы на мозголомные чертежи и дифференциальные уравнения с решением на полтетради?

Влечет сюда ребят перспектива создавать новую технику. Таких много, система нашей довузовской подготовки позволяет нам студентов подбирать. Средний конкурс в Бауманку — три человека на место. Поступить-то реально. А как пойдет, будет зависеть от мозгов и самодисциплины. Как говорится, на первом курсе выгоняют тех, кто учиться не хочет. На втором — тех, кто учиться не может. Ну, а дальше уже за особые заслуги — вплоть до 6-го курса отчисляем безжалостно. Если кто-то очень увлекся работой и пропускает занятия, выгоняем, какими бы качествами человек ни обладал. Особенность обучения у нас — постоянное напряжение мысли. Человек должен все время думать. Перестал — вылетел.

Это писатель может писать в стол в надежде, что эти рукописи когда-нибудь заинтересуют издателя, их опубликуют, и он проснется знаменитым. Для того чтобы инженер реализовывался по профессии, конечно, нужно по этой профессии работать. Раньше существовала практика распределения, когда молодые инженеры после вуза направлялись на производство.

Вопрос очень спорный. Ведь распределение было связано с низкой эффективностью рабочей силы. Ведь идиоты из фильмов Эльдара Рязанова, которые ниткой батарею перетерли, — это тоже порождение той системы, когда каждый год выпускались специалисты объективно не нужные.

А разве не предполагается, что каждый ваш выпускник должен создать свой собственный условный самолет?

Конечно, может! Слава наших сегодняшних выпускников, конечно, впереди. В последние годы в целом ряде отраслей произошло полное техническое переоснащение производства: новые станки, новые технологические процессы по всей цепочке. Но многие ли об этом знают? Об этом разве где-то пишут? Об этом говорят? Показывают? А ведь кто-то эту технику проектирует, оборудование кто-то создает. Понятно, что есть международное разделение труда, что-то можно заказать у зарубежных партнеров. Есть мировые бренды, которые делают первоклассное оборудование — сейчас нет необходимости заниматься натуральным хозяйством и придумывать свое. Но в любом случае, отечественная инженерная школа сохранилась.

Вот молодой человек получил дипломом Бауманки, горит желанием быть именно инженером — сможет ли он в полной мере реализовать свое желание в России?

Начинать нужно задолго до окончания вуза. Наши преподаватели, особенно профессора, заведующие кафедрами — люди, как правило, востребованные промышленностью. В нашем вузе ведется огромный объем опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по заказу промышленности. И практически на любой кафедре постоянно нужны люди. На техническую работу мы очень охотно берем своих студентов. Сначала, конечно, проектировать с нуля машину никто им не даст. Но старт может быть дан именно здесь. Человек, работая на старших курсах в рамках выполнения каких-то НИОКРов, получает практический опыт, он понимает, чему и для чего его учили. К тому же за это деньги платят. После вуза можно работать в промышленности, у наших партнеров. Они наблюдают за ребятами и охотно берут их к себе.

Не факт. Если он занимается техническим аудитом, ему надо разбираться в оборудовании. Через два-три года стажер переходит на следующую позицию. Правда, многие не выдерживают работы на износ, уходят. Но с ними остаются колоссальный опыт и добытые в бою знания.

Может быть, все-таки стоит выбирать специальности с уклоном не в инженерию, а в IT? Все-таки и денег побольше в среднем, и спрос на программистов большой.

Программированию мы обучаем всех. Но программы сегодня уже редко пишут руками, код собирается из комплексов, из больших кусков. Этими комплексами надо уметь пользоваться, а это инженерная работа. Кодировщик в чистом виде — это не выпускник вуза, это продукт среднего образования. Соответственно и потолок низкий: так и будешь сидеть и писать код за еду. Более сложные и хорошо оплачиваемые вещи требуют приличного образования.

Не ослабла ли подготовка инженеров в связи с переходом вузов на Болонскую систему и разделением на бакалавриат и магистратуру?

Если речь идет о заводском персонале уровня мастера, например, инженер смены на классическом машиностроительном производстве, то хорошей четырехлетней подготовки, безусловно, достаточно. Человек получил диплом бакалавра и может либо пойти работать, либо поступать в магистратуру — углубляться по своей специальности или осваивать новые сферы. Также в области IT сегодня гораздо выгоднее двухступенчатая форма, потому что все развивается очень быстро, знания стремительно устаревают, так что выпускник может уже никогда не применить на практике то, что изучал в вузе. Но если говорить об инженерах-разработчиках, которых мы традиционно готовим, прежде всего, для отраслей, близких к хай-теку, ракетно-космической технике, то здесь, конечно, четырех лет не достаточно ни в коем случае — это будет профанация. Не зря ведь в 1980-е годы нам ввели шестилетнее обучение, добавили так называемый одиннадцатый семестр, причем на этом семестре лекции читали специалисты из промышленности, организаций-разработчиков, чтобы познакомить студентов с самыми последними достижениями науки и техники. Так что, у нас по-прежнему половина факультетов — специалитет. Продолжительность учебы — 5 лет 10 месяцев. К сожалению, некоторые специальности попали на двуступенчатую систему, на наш взгляд, неоправданно. Например, робототехника. Но мы сейчас работаем над тем, чтобы вместе с Минобрнауки вернуть эту специальность на классическую шестилетнюю подготовку.

В западной системе образования нет некоторых понятий, которыми мы привыкли оперировать. Например, понятие федерального стандарта в Соединенных Штатах отсутствует. Программу определяет сам университет. Во Франции есть классические университеты с бакалаврами и магистрами, которые ведут свою историю с XIII века, та же Сорбонна. А есть созданные в конце XVIII века политехнические школы — Эколь Политекник, Эколь Нормаль и другие. Там учатся по монопрограммам — то, что у нас называется специалитетом.

Если человек не проходит на бюджет в Бауманку, как вы ему по-отечески посоветуете поступить? Учиться у вас за деньги или пойти в другой инженерный вуз, где проходной балл пониже?

У нас большой план приема, так что процентов 90 студентов учатся на бюджете. Платные студенты — всего около 10 процентов. Больше всего платников на факультетах информатики и систем управления, лазерной электроники, биомедицинской техники, инженерного бизнеса и менеджмента. У нас обычно происходит так: человек проходит на бюджет на менее популярную специальность, но хочет учиться на более популярной и перспективной на его взгляд. Вот он и идет туда на платное.

Значит, все-таки лучше заплатить за престижное и заведомо качественное образование, чем идти в вуз попроще?

Тоже не факт. Качество образования зависит от стартовых условий и проходных баллов совершенно нелинейно. Например, человек сознательно выбрал институт попроще, но ближе к дому. Зато у него каждый день появились два часа свободного времени дополнительно, которые он может потратить на чтение книжек. Самый наш титулованный физик из ныне живущих — нобелевский лауреат академик Жорес Алферов. Но он сначала он поступил в скромный Минский политех, а в итоге закончил Ленинградский электротехнический институт, который также не является первым выбором для тех, кто ищет первоклассное техническое образование. Просто те, кто добирается до вершин — это люди с искрой божией. Для них вуз — просто старт.

Читайте также: