Какая деятельность человека не является предметом правового регулирования приведите примеры

Обновлено: 02.07.2024

Социальный смысл права состоит в регулировании поведения субъектов путем предоставления им социально признанной меры свободы и возложения соответствующих правовых обязанностей. Таким образом, право не может не регулировать поведение субъектов, права не существует там, где отсутствуют проявления его регулятивных свойств.

В этатистски ориентированной отечественной теории права правовое регулирование определяется как процесс целенаправленного воздействия на общественные отношения со стороны государства при помощи правовых средств (правовых норм, правоприменительных актов и т. д.).

Вместе с тем и в советской правовой доктрине разрабатывался более широкий подход к понятия правового регулирования, не сводящий его исключительно к государственно-властному воздействию. Так, по определению С. С. Алексеева, правовое регулирование — это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями данного социального строя.1

в телеологическом смысле — как целенаправленное текстуальное (информационно-ценностное) правовое воздействие на субъектов правовой коммуникации, вызывающее их ответное поведение, адекватное воздействующему тексту;

в функциональном смысле — как ориентация поведения субъектов правовой коммуникации на ее нормативные условия.

Как полагает А. В. Поляков, правовое регулирование осуществляется прежде всего через различные правовые тексты, как первичные (текстуальные источники права), так и вторичные (тексты реализации права, юридической практики и др.), а также через тексты правовой культуры (правовой идеологии, правовой политики и т. д.).

Ценностно-ориентационное воздействие права, полагает С. С. Алексеев, базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право одновременно является носителем многих политических, моральных, духовных ценностей и потому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном и запрещенном поведении формировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, влиять на принятую ими систему ценностей.4

Как механизм воспроизводства правовой реальности, являющегося частным случаем механизма воспроизводства общества трактует правовое регулирование И. Д. Честнов.7

Можно предложить следующее определение понятию правового регулирования: это результативное информационно-ценностное воздействие на взаимообусловленное поведение субъектов путем определения их взаимных прав и обязанностей при помощи правовых средств с целью его подчинения моделям поведения, зафиксированным в правовых нормах.

Таким образом, предмет правового регулирования — это взаимообусловленное поведение субъектов или, иначе говоря, общественные отношения, которые объективно требуют правовой регламентации и могут существовать в форме взаимосвязи субъективных прав и правовых обязанностей, определяемых правовой нормой.

Основной их массив этих общественных отношений может быть распределен по трем группам:

отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными);

отношения по властному управлению ценностями;

отношения по охране ценностей.

Существуют различные виды правового регулирования. В частности, можно выделить нормативное (общенормативное) и индивидуальное (индивидуально-нормативное) правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование представляет собой правовое целенаправленное воздействие на поведение субъектов, осуществляемое на основе общих правовых норм, т. е. правил поведения, адресованных неопределенному кругу лиц.

Как нормативное (общенормативное), так и индивидуальное (индивидуально-нормативное) может быть как автономным, так и гетерономным.

Автономное правовое регулирование представляет собой саморегулирование. Оно имеет место тогда, когда субъекты права сами устанавливают для себя или для неопределенного круга лиц правила поведения и следуют им, например, заключают индивидуальный или нормативный правовой договор. В первом случае имеет место автономное индивидуальное правовое регулирование, во втором — автономное нормативное правовое регулирование.

Таким образом, можно выделить четыре вида правового регулирования:

автономное нормативное (регулирование на основе норм нормативно-правового договора);

гетерономное нормативное (регулирование на основе норм нормативно-правового акта);

автономное индивидуальное (регулирование на основе правил индивидуального договора);

гетерономное индивидуальное (регулирование на основе правоприменительного акта).

Т. В. Кашанина предлагает иную классификацию видов индивидуального правового регулирования. Она выделяет три вида индивидуального регулирования: автономное, координационное (договорное), субординационное. Кашанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Советское государство и право. 1992. № 1. С. 126-127

§ 2. Методы, способы и типы правового регулирования

Методы правового регулирования — это способы правового воздействия на общественные отношения с целью подчинения поведения субъектов моделям поведения, зафиксированным в правовых нормах. В рамках этатистской теоретико-правовой традиции метод правового регулирования определяется как способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.

Методы определяются предметом правового регулирования, т. е. многообразием соответствующих общественных отношений, которые, как показано выше, могут быть разделены на три группы. В первую группу входят отношения между собственниками. Такие отношения не могут строиться на основе доминирования властеподчинения и требуют соответствующего метода правового регулирования. Во вторую и третью группы входят отношения между властвующими и подвластными, требующие принципиально иных способов воздействия.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода нормативно-правового регулирования: императивный (централизованный , авторитарный) метод и диспозитивный (децентрализованный, автономный) метод.

По мнению С. С. Алексеева, специфика метода правового регулирования выражается в следующих основных признаках:

в правовом положении субъектов;

в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

в способах определения содержания прав и обязанностей участников правоотношений;

в характере юридических санкций.12

Таким образом, каждый из двух методов правового регулирования может быть охарактеризован в соответствии с указанными критериями.

С помощью императивного метода регулируются общественные отношения, один из участников которых обладает властными полномочиями, а другой — обязанностью подчиняться. Императивным методом, таким образом, регулируются отношения субординации, властеподчинения, т. е. публично-правовые отношения. Правило поведения, которое формулируется при использовании данного метода, является императивным, т. е. властно предписывающим лишь один возможный вариант поведения обязанной стороны: соблюдение запрета или исполнение обязанности. Таким образом, данный метод правового регулирования характеризуется доминированием двух способов правового регулирования: запрета и обязывания. Нарушение установленных правовых обязанностей (активных либо пассивных) вызывает наступление негативных последствий (санкций) для правонарушителя независимо от воли и желания потерпевшего.

Таким образом, императивный метод — это способ правового воздействия на отношения субординации, властеподчинения, путем властного определения лишь одного возможного варианта поведения обязанной стороны: соблюдение запрета или исполнение обязанности.

Отношения между юридически равными субъектами, не связанными друг с другом отношениями власти и подчинения, регулируются при помощи диспозитивного метода. Метод автономии является, таким образом, методом координации отношений, характерным для частного права. Нормы, используемые при данном методе правового регулирования, предоставляют субъектам право выбора варианта поведения в границах, установленных правовой нормой, в том числе право добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязанности по отношению друг к другу. Таким образом, данный метод правового регулирования характеризуется доминированием управомочивания (дозволения), предоставляющего субъектам определенную меру социальной свободы, границы которой устанавливаются с помощью запретов. Нарушение установленных правовых обязанностей влечет наступление негативных последствий (санкций) не из самого факта нарушения, а лишь по требованию заинтересованной стороны (в исковом порядке). Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 294-295

Можно предложить следующее определение диспозитивному методу правового регулирования: это способ правового воздействия на отношения между юридически равными субъектами, не связанными друг с другом отношениями власти и подчинения, путем предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах, установленных правовой нормой, в том числе право добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязанности по отношению друг к другу.

Следует отметить, что в современной научной литературе обосновывается концепция единого метода правового регулирования, соответствующего единому предмету правового регулирования. По мнению автора данной концепции В. Д. Сорокина, существуют три первичных способа воздействия на правовые отношения: дозволение, предписание (обязывание), запрет, соответствующие трем видам регулятивных норм — управомочивающим, обязывающим, запрещающим. Соответственно, полагает ученый, метод правового регулирования проявляется при помощи трех основных, первичных способов воздействия на поведение людей, тесно взаимодействующих между собой и закрепленных в правовых нормах. Все способы правового регулирования, составляющие содержание метода, выступают не разрозненно, не в изоляции друг от друга, а в самом тесном взаимодействии, иначе говоря, во взаимообеспечении.13 В этом, по мнению В. Д. Сорокина, выражается системность и универсальность метода правового регулирования. Сорокин В. Д. Правовое регулирование. Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003. С. 112-115

Способ правового регулирования определяется характером сформулированного в норме правила поведения. Любое правовое правило имеет предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что оно и предоставляет субъективные права, и возлагает субъективные обязанности (активные и пассивные). В зависимости от того, на что направлена правовая норма, — на право или на обязанность, выделяют три основных способа правового регулирования: управомочивание, обязывание и запрет.

Управомочивание (дозволение) выражается в предоставлении субъекту определенных правомочий — субъективных прав как на собственные действия, так и на бездействие, а также права требования соответствующего правомочию поведения от обязанных субъектов.

Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия, т. е. в возложении на субъекта активной обязанности.

Запрет представляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность). Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 298

Трем указанным способам правового регулирования соответствуют три разновидности регулятивных норм: управомочивающие, обязывающие,запрещающие.

Дозволение, обязывание и запрет могут быть как нормативными (общенормативными), т. е. возникающими на основе общих норм, так и индивидуальными (индивидуально-нормативными), возникающими на основе индивидуальных норм и являющимися способом регулирования конкретных субъектов.

В теории права выделяют такое понятие, как тип правового регулирования. Согласно определению С. С. Алексеева, тип правового регулирования — это общая направленность правового регулирования, зависимая от того, что лежит в основе регулирования, — общее дозволение или общий запрет. Данное понятие характеризует наиболее существенные разновидности сочетаний способов регулирования;17 выражает наиболее существенное в социальной и юридической специфике правового регулирования;18 Существуют два типа правового регулирования:: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный).

Право, как специальный механизм управления отношениями между людьми и их объединениями, представляет системную категорию, элементами которой являются правовые нормы, институты, подотрасли и отрасли права. Отрасль, составляя наиболее широкую единицу правовой системы, регламентирует определенную часть взаимодействия в обществе, используя специальные приемы и средства регулирования. Разнообразие видов общественных отношений обусловило выделение в правовой системе различных отраслей права (например, уголовное, конституционное, административное и др.), специфику каждой из которых составляет особый предмет и метод правового регулирования. Именно наличие этих двух составляющих позволяет говорить о самостоятельности правовой отрасли.

Характеристика предмета правового регулирования

Категория предмета правового регулирования имеет особую значимость для правовой сферы, поскольку считается основным критерием, разграничивающим комплекс норм права и регулируемых ими отношений на правовые отрасли. Необходимо отметить, что поскольку право распространяет свое действие не на всю область отношений в обществе, в качестве предмета выступают также не все виды этих отношений, а только представляющие правовую значимость.

Под предметом правового регулирования следует понимать совокупность устойчивых общественных отношений однородного характера, регулируемых нормами определенной отрасли права.

Предмет

В качестве признаков рассматриваемой категории можно выделить:

  • устойчивый, повторяющийся характер отношений;
  • наличие волевого элемента в регламентируемых отношениях;
  • объективный, не зависящий от воли законодателя, характер отношений;
  • отношения, подлежащие контролю со стороны государственной власти;
  • однородность регулируемых отношений.

Однородные отношения, объективно сложившиеся в результате взаимодействия индивидов и их объединений, зачастую требуют правового оформления. Такая необходимость в регламентации со стороны права приводит к выделению в правовой системе определенной правовой отрасли, ответственной за данную область общественной жизни.

Для понимания сущности рассматриваемого понятия можно привести несколько примеров. Так, одной из центральных отраслей является гражданское право, предмет которого составляют имущественные отношения, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения. В правовой системе выделяется также трудовое право, предметом которого являются трудовые отношения между работником и работодателем, а также иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Поскольку признаком предмета правового регулирования является однородность отношений, неоднородные отношения, возникающие в определенной области, не могут составлять сферу воздействия правовой отрасли, но могут относиться к нескольким отраслям. Такое объединение качественно неоднородных отношений в определенной области общественной жизни представляет комплексные правовые отрасли, к которым относятся, например, жилищное, предпринимательское, муниципальное право и др.

Отрасли права

Метод правового регулирования

Метод правового регулирования составляет второй критерий для разграничения правовых отраслей и позволяет ответить на вопрос о том, каким образом нормы отрасли права регулируют отношения, являющиеся предметом регулирования. Если предмет имеет объективный, материальный характер, то метод представляет дополнительный критерий юридического характера, не имеющий самостоятельного значения.

Данная категория может быть определена как обусловленная предметом совокупность правовых средств, способов, приемов воздействия норм права на общественные отношения. Являясь юридическим критерием разграничения норм, метод обусловлен не только спецификой регулируемых отношений, но и волей законодателя.

Метод правового регулирования представляет структурное образование, включающее в себя следующие элементы:

  • механизм возникновения прав и обязанностей;
  • юридическое положение субъектов правоотношений;
  • характер и распределение прав и обязанностей между субъектами правоотношений;
  • способы обеспечения прав и обязанностей субъектов правоотношений;
  • способы регулирования деятельности субъектов правоотношений.

Сочетаясь определенным образом, данные элементы образуют определенный метод правового регулирования. Среди них выделяются императивный и диспозитивный методы. Если первый метод основан на власти и подчинении и применении властных предписаний, не допускающих отступления от них, то второй – на автономии воли и равенстве субъектов. Диспозитивный метод, в отличие от императивного, дает возможность субъектам самим выбирать направление своего поведения в рамках нормы права.

Методы регулирования

В рамках методов правового регулирования существуют различные виды средств воздействия. К основным средствам относятся запрет, дозволение и позитивное обязывание, а к дополнительным – поощрение, подтверждение, уполномочивание, ограничение, рекомендация и др.

Для каждой отрасли законодательно предусмотрен свой метод правового регулирования. Так, например, для административного права, характеризующегося строгой вертикалью отношений, установлен императивный метод, для гражданского права – преимущественно диспозитивный, для гражданского процессуального права – диспозитивно-императивный. Таким образом, правовое регулирование в рамках отрасли права может осуществляться не только исключительно одним методом, но и их определенным сочетанием. При этом сочетание методов может быть предусмотрено как для комплексных, так и для некомплексных правовых отраслей.

Заключение

Предмет и метод правового регулирования составляют центральные категории как правовой системы в целом, так и любой правовой отрасли, позволяют их отграничивать друг от друга и выявлять своеобразие каждой. Данные категории также дают возможность увидеть, какая часть возникающего в обществе взаимодействия включена в область правового регулирования и какими способами оно реализуется.

правовое регулирование стадии

Любое человеческое общество имеет свой уровень упорядоченности и организованности. Это связано с осуществлением необходимых людям интересов, согласованием потребностей.

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии

Правовым регулированием (воздействием) называют целенаправленное воздействие на социальные отношения, а также поведение людей при помощи правовых средств.

Правовое регулирование, понятие, стадии, механизм его входят в сам рассматриваемый процесс, который завершается формированием правопорядка.

Каждый конкретный исторический этап развития общества должен сопровождаться сферой законного регулирования. В тех случаях, когда сферой охватывается только узкий круг отношений, это вызывает в обществе хаос, произвол, невозможность упорядочить социальные отношения там, где их необходимо урегулировать при помощи права. В случае, когда неоправданно расширена область деятельности правового регулирования, рождаются условия, укрепляющие тоталитарный режим. При нем поведение людей становится социально пассивным, а члены общества становятся безынициативными.

Правовое регулирование должно включать в сферу своего управления только те отношения, которые обладают определенными признаками:

  1. Они отражают интересы общесоциальные.
  2. Отдельные потребности членов общества.
  3. Данные отношения осуществляются его участниками путем взаимного интереса, каждый из которых ущемляет свои потребности с целью удовлетворения желания другого.
  4. Для таких отношений необходимо соблюдение подкрепленных действенной силой правил.
  5. Построение отношений происходит на согласии исполнять определенные требования, а также принятии обязательств выполнения данных правил.

Исторический опыт демонстрирует сферу регулирования, в которую входят общественные отношения, состоящие их трех групп.

Первый вид состоит из отношений по обмену нематериальными и материальными ценностями. В основном эта группа регулирует имущественные отношения, так как взаимоприемлемый обмен имуществом выгоден как всему обществу, так и отдельному гражданину. Например, признание правил поведения обеспечено силой аппарата правового принуждения.

Вторая группа формирует отношения в обществе путем властного управления. Такое хозяйствование призвано удовлетворять как общесоциальные, так и индивидуальные интересы. И это реализуется с соблюдением строгих правил и обеспечено силой принуждения.

Третья группа отвечает за обеспечение правопорядка. Призвана она создать нормальную тенденцию протекания процессов управления в обществе и факторов по обмену ценностями.

Методы

Множество общественных отношений имеют отличия в способах и методах юридического воздействия. Это хорошо видно из групп общественных отношений, в которых между первой, второй и третьей группами очевидны различия.

Исходя из зависимости между данными отличиями в группах, теория правового регулирования выделяет несколько методов воздействия.

Способ децентрализованного управления основан на согласовании интересов и целей сторон общественных отношений. Используется он для регулирования в гражданском обществе отношений его субъектов, удовлетворяющих преимущественно свои интересы.

Метод централизованного управления основывается на соблюдении субординации. С помощью рассматриваемого способа регулируются отношения, в которых приоритетным является общесоциальный интерес. В первую очередь, такие интересы выражает государство, наделенное властными полномочиями.

Основные способы правового регулирования

Варианты влияния на поведение человека, характер предписания указанного в норме права определяются тремя способами законодательного регулирования.

Первый вариант правового регулирования отвечает за наделение участника правовых отношений субъективными правами. Это выражается в делегировании определенных полномочий на осуществление прописанных действий управомоченному лицу. Например, собственнику недвижимости дозволяется распоряжаться, владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Второй способ правового регулирования регламентирует как предписание обязанность лица совершать какие-либо действия.

основные стадии процесса правового регулирования

Третий способ является запретом, то есть возложение обязанностей по воздержанию от определенных действий. Например, трудовое право регламентирует запрет работодателя на привлечение к сверхурочному труду несовершеннолетних.

Понятие механизма

Систематизировать и собрать юридические средства на общественные отношения, определить роль и место этого понятия в общественной жизнедеятельности позволяет именно механизм правового регулирования (элементы, стадии которого неразрывно взаимосвязаны между собой и не могут существовать один без другого).

К составным частям или элементам относятся следующие факторы.

  1. Юридические факты.
  2. НПА.
  3. Юридические нормы.
  4. Нормы права.
  5. Акты правореализации, правоотношения, правосознания.
  6. Официальные акты толкования.
  7. Правоприменительные акты.
  8. Режим законности.

Конкретный элемент воздействует своим способом и реализует свои регулятивные функции.

Норма права

механизм правового регулирования элементы стадии

Данная норма является основой всего механизма, предписанием, образцом. Она является моделью поведения в правоотношениях. Другие элементы считаются поднормативными по отношению к норме права.

Нормативный правовой акт

НПА является документом, содержащим правовые нормы. Он воздействует на поведение людей с помощью установления правового режима. Это понятие регламентирует тот или иной вид отношений.

Официальные акты толкования

Что это такое? Данный элемент является определенным документом. Издается он специальными уполномоченными органами. Направлен акт на пояснение смысла норм права.

Юридические факты

Юридические факты – это события реальной жизни. Здесь все просто. Это жизненные ситуации. Но они предусмотрены правовыми нормами и вызывают определенные юридические последствия.

Правоотношения

Правоотношения являются общей моделью поведения. Заложена она в нормах законодательства. Все эти понятия прописаны в индивидуализированных и конкретизированных актах.

Акты реализации права

стадии правового регулирования

Данный элемент подразумевает определенные действия людей (участников правовой жизни) по реализации предписаний правовых норм. Такие действия осуществляют выраженные в обязанностях и правах меры обязательного или допустимого поведения.

Акты применения права

Правоприменительными актами являются индивидуализированные властные предписания, регламентирующие общественные отношения, то есть акты индивидуализированного правового регулирования.

Режим законности и правосознание

Своеобразными элементами являются правосознание и режим законности. Это связано с их нематериальностью. И это не мешает им влиять на весь процесс правового регулирования. Уровень режима законности и правосознания влияет на действенность работы всех элементов.

Понятие и стадии правового регулирования

Рассмотрим более подробно правовое регулирование: понятие, стадии. Что это? Правовое регулирование - это длящийся процесс во времени. Он подразумевает активную деятельность коллективов, их людей в процессе воплощения права в жизнь. Следовательно, стадиями правового регулирования являются определенные процессы, включающие четыре основных и одну дополнительную функцию.

Право начинает воздействовать на общественные отношения людей с момента осознания возможности и необходимости регламентации каких-либо жизненных ситуаций с его помощью.

стадиями правового регулирования являются

Регулятивное воздействие рассматриваемого понятия начинается с издания органами государственной власти нормативных актов. А эти документы в процессе создания проходят определенные стадии правового регулирования. К стадиям правового регулирования относятся следующие понятия. Рассмотрим их более подробно.

Первая стадия

В основные стадии процесса правового регулирования входит первоначальный этап. Он отвечает за придание строгости юридическим формам и возведение в закон норм права, то есть создание нормативной основы. На данной стадии путем введения правовых норм регламентируется поведение участников. Иными словами, определяется круг обязанностей и возможностей для субъектов права.

К стадиям правового регулирования относится (как создание нормативной основы), прежде всего, статус человека и гражданина. Это понятие определяется Конституцией РФ и иными НПА. А правовое положение организаций определяется нормативными актами, регламентирующими их компетенцию, то есть устанавливающими права и обязанности. Например, в Гражданском кодексе существует статья, в которой организации или отдельному лицу предоставляется право в судебном порядке требовать опровержение порочащих их деловую репутацию, честь и достоинство сведений. Данная норма позволяет обратиться за судебной защитой любому члену общества.

Осуществляемое правовое регулирование стадии создания нормативной основы является общим, неиндивидуализированным, неперсонифицированным воздействием права. Первая стадия направлена на ориентацию участников социальной жизни. При достижении ими поставленных целей она предупреждает о возникновении возможных негативных или позитивных последствий. Нормы права как бы прогнозируют предполагаемые препятствия в процессе удовлетворения правовых интересов и указывают на допустимые методы их преодоления.

В стадии механизма правового регулирования в качестве его элемента выступают нормы законодательства.

Вторая стадия

Что это такое? Стадии правового регулирования включают в себя процесс конкретизации и индивидуализации обязанностей и прав. Это определение характеризует рассматриваемый этап. Его и называют второй стадией. На данном этапе после наступления определенных обстоятельств, регламентированных нормами права (юридический факт), появляются индивидуализированные отношения. Их участники начинают обладать конкретными обязанностями и правами.

То есть, находясь в определенной правовой ситуации, представители правовой жизни обладают определенными вариантами поведения, исходящими из правовых норм и условий ситуации. Следовательно, осуществляется индивидуализация их обязанностей и возможностей. Например, на этой стадии процесса правового регулирования в случае, когда репутация, честь и достоинство конкретного человека или организации опорочены, возникает определенное право за обращением в судебный орган за защитой. И обязанность этого органа власти - принять к рассмотрению исковое заявление.

На рассматриваемом этапе возникают отношения между конкретными лицами.

стадии механизма правового регулирования схема

В стадии механизма правового регулирования (схема ниже) включены определенные элементы. Так, первый этап в качестве элемента использует юридический факт, являющийся поводом для достижения определенных интересов. Случаются ситуации, когда для этого необходим целый набор таких факторов, в котором один из них должен быть решающим.

Третья стадия

В качестве третьей стадии правового регулирования ТГП (Теория государства и права) включает воплощение или реализацию обязанностей и прав определенных субъектов, которые обладают ими в конкретной ситуации (правоотношении).

Например, правовая защита преследует цель защитить деловую репутацию, честь и достоинство организации или конкретного гражданина, которая достигается путем опровержения ложной информации по решению суда и возмещения морального вреда, а также иных убытков потерпевшему.

Правовое регулирование стадии реализации обязанностей и прав может захватывать длительный промежуток времени. Например, трудовые отношения, в которых реализуется правоохранительная, правообеспечительная функции права.

Третья стадия реализуется в таком элементе как правоотношение.

Четвертая стадия

основные стадии правового регулирования

В число стадии механизма правового регулирования (схема приведена ранее) включена четвертая стадия. Этот этап отвечает за реализацию юридических обязанностей и субъективных прав. В процессе этой стадии правовое регулирование позволяет удовлетворить интерес субъекта. Основным средством, с помощью которого обязанности и права претворяются в жизнь, а именно реализуются в поведении определенных субъектов, является акт субъективных обязанностей и прав. Что это? Акты стадии механизма правового регулирования выражаются в нескольких формах: исполнение, соблюдение и использование. Данная стадия выражается в таком элементе, как акт реализации обязанностей и прав.

Пятая стадия

Правовое регулирование стадии вступает в действие в том случае, когда субъекты в ходе реализации нарушают правовые нормы. Также это происходит, когда на помощь неудовлетворенному интересу обязана прийти определенная правоприменительная деятельность. Рассматриваемый этап является дополнительным и не всегда имеет место.

Правовое регулирование стадии выражается в возникновении применения норм права в случае, когда существуют обстоятельства негативного характера. А они проявляются при наличии реальной опасности или прямого нарушения. Факультативная стадия отражается также в дополнительном элементе – охранительные правоприменительные акты.

Таким образом, стадии и элементы правового регулирования взаимосвязаны между собой. Определенному этапу соответствует свой элемент. Поэтому все стадии правового регулирования неразрывно связаны с его элементами.

Основные стадии правового регулирования в научной литературе могут быть указаны и по иным основаниям, чем вышерассмотренные факторы.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений [1] .

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Содержание

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.



Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства [2] .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений [2] :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание — обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.



Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

    В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

    • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
    • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

    В зависимости от степени централизации:

    • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
    • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

    В зависимости от сферы действия права:

    • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
    • Ведомственное — распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
    • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
    • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

    Стадии и механизм регулирования

    Стадии

    правотворчество
    (создание нормы права)
    юридический
    факт
    возникновение правоотношения реализация права
    применение права
    (факультативная стадия)


    Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

    Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

    Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

    Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

    Механизм

    Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

    Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

      ; и юридические обязанности;
    • акты реализации права; .

    Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М .: ИНФРА М-Норма, 1997. — 570 с. — ISBN 5-86225-404-4
    • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М .: Юрайт-М, 2002. — 432 с. — ISBN 5-7975-0616-5

    Ссылки

    • Теория государства и права
    • Социальная философия

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Правовое регулирование" в других словарях:

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагаетосознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых… … Финансовый словарь

    Правовое регулирование — (англ law/juridi cal/legal regulation/rules) гос ное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектное права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический… … Энциклопедия права

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Юридический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, процесс воздействия государства (см. ГОСУДАРСТВО) на общественные отношения с помощью юридических норм. Предметом правового регулирования является форма общественных отношений, которая закрепляется группой юридических норм … Энциклопедический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Юридическая энциклопедия

    правовое регулирование — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Большой юридический словарь

    Правовое регулирование — осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов, правовая регламентация (организация, упорядочение) общественных отношений. В правовом регулировании выделяются следующие компоненты: а) предмет регулирования, т.е. то, на что… … Теория государства и права в схемах и определениях

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Он основывается на предмете и методе П.р. Предмет П.р. составляет определенная форма общественных отношений. которая закрепляется соответствующей… … Энциклопедия юриста

    Читайте также: