Как зреет замысел большова объявить себя банкротом островский

Обновлено: 04.07.2024

Одним из основных персонажей произведения является Лазарь Елизарыч Подхалюзин, представленный писателем в образе приказчика купца Большова.

Подхалюзин описывается в пьесе в виде мужчины средних лет, осуществляющим ведение бухгалтерских бумаг, управление торговыми точками купца, на которого он работает с молодых лет, начиная свою трудовую деятельность с подметания лавки.

Герой характеризуется писателем как опытный человек, прошедший в своей жизни многое, являясь умным, дельным мужчиной с понятиями. Среди подчиненных служащих Подхалюзин слывет нечестным, подлым приказчиком, заставляющих продавцов использовать в работе обман и обсчет покупателей. В общении с хозяином мужчина проявляет робость и скромность, а в отношении подчиненных – грубость и хамство.

Подхалюзин имеет небольшой капитал, хотя предпочитает представляться бедным человеком. Он давно и искренне влюблен в дочь купца Большова Липочку, которая поначалу воспринимает Подхалюзина как противного неуча и необразованного дурака, но впоследствии соглашается стать его супругой. Чувства Подхалюзина к жене истинные и в Липочке герой видит возможность подняться в собственном развитии.

Хозяин решает провернуть сделку со своим имуществом, представившись ложным банкротом, переоформив свое имущество на новоявленного зятя Подхалюзина. Но в результате неудачной аферы Большова привлекают к ответственности в виде долговой ямы и ему грозит ссылка в Сибирь.

В этой ситуации проявляются самые негативные черты характера Подхалюзина в виде лицемерности, лживости, жажды собственной наживы, отказываясь вместе с женой Липочкой участвовать в спасении хозяина, присвоив имущество тестя. Отчаявшийся Большов понимает, что Подхалюзин представляет собой бесчувственного подлеца, змея подколодного, а, по мнению жены купца, отказывая в помощи хозяину Подхалюзин является варваром и разбойником.

Вступив в права собственности на имущество Большова, Подхалюзин приобретает еще несколько торговых точек и получает звание купца второй гильдии, по сути дела обокрав собственного тестя. Не терзаясь муками совести, Подхалюзин считает себя правым, поскольку, по его мнению, длительная и верная работа на Большова должна принести ему определенный доход в виде подвернувшегося случая.

В образе Подхалюзина писатель раскрывает черты новых современных купцов, желающих лишь получать собственные выгоды, обуреваемых жаждой наживы.

Другие сочинения: ← Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз и характеристика Кудряша в пьесе Гроза →

История создания

Большов считает, что вокруг них одни мошенники, все их обворовывают, в том числе и портные. Они получают газету, в которой указан список разорившихся. Этот список вызывает у них недовольство, тем что, они только испортили газету. Разорение и есть мораль купечества. Большов сам подумывает стать банкротом.

Герои вызывают у читателя негативное чувство. Монолог Большова толкуется, как корысть и жадность к деньгам, ради которых он готов на все: продавать в три дорого, искать должников и обманывать покупателей. Деньги для него важнее человеческих ценностей.

Единственное беспокойство Большова — что его кто-нибудь обернёт, обсчитает, не поделиться с ним. Большов не надеется на себя, он ищет варианта разбогатеть от всех, в том числе, от Лазаря, который из-за боязни своего начальника не может ничего предложить. Он поддерживает его во всех начинаниях и готов работать за идею, лишь бы Большов был спокоен.

появляется в действии втором, явлении втором. Он причитает о том, что все мальчишки пристроены к лавке, а он лишь метёт двор. Он злится на все своё окружение, что все им командуют, и так хочет убежать из дома. Подхалюзин появляется внезапно и ставит Тишку на место. Подхалюзин отправляет мальчика за рябиновкой для барина и разрешает потратить сдачу на пряники. Тишка забывает про все обиды и бежит в лавку.

Рисположенский обращается к Лазарю с просьбой занять деньги. Они начинают торговаться, Рисположенский унижается, заискивает.

Что же делают деньги с этими людьми? Благодаря заискиванию и лести Подхалюзин пытается купить каждого человека в прямом и переносном смысле. Начиная от Тишки и до Большова. Он обманул Липочку и ее мать, пообещав деньги и шубу. Когда они пришли за обещанным, то получили сотню и неважное платье.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Сравнительная характеристика Липочки и Митрофанушки Сравнительная характеристика Агафены Большовой и госпожи Простаковой Сравнительная характеристика Подхалюзина и Молчалина Сравнительная характеристика Тишки и Осипа

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Краткое содержание пьесы


Выйдя замуж за Подхалюзина, Липочка не прогадала: у неё много новой одежды, роскошный дом.

А в отношении Рисположенского и свахи новоиспеченный купец обещания не сдержал: ничего они не получили. Большова посадили в тюрьму, даже копеечные долги Подхалюзин выплачивать не стал.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери. Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко. Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

В пьесе представлена картина жизни всего общества во всем многообразии ее проявлений. Противопоставление отрицательных персонажей, каждый из которых заслуживает осуждения, приводит к победе одного из них над другим, а не к наказанию обоих. Само действие комедии строится на сравнении героев друг с другом, которое потом вырастает в контрастное противопоставление. Сравнения влияют и на характеристики героев, раскрывают их внутренний мир.

Основанием для сравнения главных героев является их возраст. Молодые Липочка и Подхалюзин (дети) сравниваются со стариками – Самсоном Силычем и Аграфеной Кондратьевной – родителями. В результате этого сравнения выявляется противопоставленность героев: в нравственном отношении старшее поколение превосходит детей.

Подхалюзин и Липочка – люди нового времени, которые ради денег способны отказаться от Бога, от отца и матери.

В финале пьесы Рисположенский и Устинья Наумовна оказываются наказаны за своё корыстолюбие и противопоставлены Подхалюзину. Они, как и Большов, осознали глупость своих поступков и смирились с участью быть обманутыми.

Устинья Наумовна оказывается противопоставлена и сама себе. Сваха тоже в начале льстива (эпитеты в её речи), а в конце – груба. Льстив и Рисположенский. Он готов за деньги угождать любому, но оказавшись обманутыми, он перестает подбирать выражения и кидает упреки с сторону Подхалюзина.

Таким образом, можно сделать вывод, что сравнения и противопоставления Островский использует не случайно. В пьесе, где нет положительного героя, языковые сравнения используются для того, чтобы раскрыть смысловой подтекст, индивидуальность каждого персонажа, его характерные черты и особенности. Сравнения и противопоставления раскрывают внутреннюю сущность героев. Влияют на изменение каждого персонажа внутри себя. Противопоставлены герои в пьесе по двух основаниям: в нравственном отношении – дети противопоставлены родителям и во внутреннем противопоставлении каждой личности самой себе.

А.И.Журавлева. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 111

Шалимова Н.А. Человек в художественном мире А.Н.Островского. Ярославль, 2007. С. 12

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях. Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Выводы

Дикой Подхалюзин Миловзоров Кручинина Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского. — презентация



Дикой Подхалюзин Миловзоров Кручинина Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского

Дудкин и Миловзоров Второстепенные герои, о которых мало сказано, но, увидев их фамилии, можно без труда охарактеризовать этих персонажей. Дудкин – человек болтливый, слову которого верить нельзя. Миловзоров – идеальная фамилия для первого любовника.

2) Фамилия у Островского может указывать на внешний вид человека:Пузатов, Бородкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова; На манеру поведения: Гневышев, Громилов, Лютов, Грознов; На образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужев; На социальное и материальное положение: Большов, Великатов. В фамилиях Гольцов, Мыкин, Тугина, Кручинина указывается трудная, полная нужды и лишений жизнь их носителей. 3)Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названия зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.

История создания

Жанр и направление

Смысл названия

Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.

Композиция и конфликт

  1. Первое действие сочетает в себе экспозицию, в которой нам представляют основных действующих лиц и предысторию, а также завязку, в которой намечается и приходит в движение основной конфликт.
  2. Второе действие знаменуется кульминацией, в которой конфликт достигает наивысшей точки напряжения.
  3. Третье действие отведено под развязку, в которой конфликт логично разрешается.
  4. В четвёртом действии происходит финал, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению и подводит общие итоги всего повествования.

В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.

Суть: о чём?

Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.

В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.

План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.

Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.

Главные герои и их характеристика

  1. Семья – семейные отношения в среде купечества, показанные в пьесе, производят самое отрицательное впечатление. Каждый член семьи думает исключительно о своём благополучии, а к остальным относится в лучшем случае с равнодушием, а в худшем — с враждебностью.
  2. Любовь – на примере отношений Олимпиады и Лазаря Островский показывает, что настоящей любви нет места в обществе, где господствуют меркантильные эгоистичные интересы. В браке же ей давно нет места: люди сходятся только ради удовлетворения амбиций.
  3. Быт и нравы купечества – писатель ярко вырисовывает невежество, грубость, цинизм и жестокость, царящие в купеческих семьях. По мнению Островского, такие порядки не могут не вызывать отвращения у любого порядочного человека.
  4. Честь — купец предпочитает позор честному выполнению своих обязательств, что тоже характеризует этот социальный класс.

Проблемы

  1. Алчность – именно жадность Островский считает самым главным пороком купеческого сословия. Если бы Большов умерил свои амбиции и не стремился к увеличению своего богатства любыми средствами, он не пришёл бы к такому печальному финалу.
  2. Нравственные проблемы – купеческая семья представлена в пьесе сосредоточием самых ужасных пороков: двуличие, гордыня, лицемерие, невежество, ханжество и многое другое – нет числа мерзостям, которые скрываются за богатыми фасадами купеческих особняков.
  3. Равнодушие – эгоизм и равнодушие, которые демонстрирует чета Подхалюзиных к Самсону Силычу – самому близкому для них человеку, становится низшей точкой их нравственного падения.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:

Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.

Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.

Автор: Михаил Щепин

Анализ рассказа Ионыч (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 08.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 27.10.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Творчество А. Н. Островского заслуженно считается неотъемлемой частью классической русской литературы. Родившийся в Замоскворечье писатель первым открыл для читателей и зрителей купеческий мир старой Москвы.

Богатый купец Самсон Силыч Большов, чтобы избавиться от долгов, решает объявить себя банкротом. Для этого он переписывает все недвижимое имущество на своего приказчика – Лазаря Елизарыча Полхалюзина. Большов даже выдает за него замуж свою единственную дочь – Олимпиаду Самсоновну.

Молодой подлец клянется хозяину в верности, а сам прибирает к рукам его собственность. После завершения аферы Самсона Силыча садят в долговую тюрьму. “Дети” наотрез отказываются помочь ему деньгами.

Главные герои и их характеристика:

  • Самсон Силыч Большов – главный герой, богатый купец-самодур. Большое состояние он нажил нечестным путем. Всю жизнь Большов обманывал людей и в таком же духе воспитал своего главного помощника. Самсон Силыч держит семью в страхе и полном повиновении. Единственной дочери он делает кое-какие поблажки, но в конце концов выдает ее замуж по своей прихоти.
  • Аграфена Кондратьевна – жена Большова. Это типичная купчиха, привыкшая во всем повиноваться мужу. Она безумно любит дочь и всячески ее балует.
  • Олимпиада Самсоновна (Липочка) – дочь Большовых, изнеженная и избалованная барышня. Девушка на дому “нахваталась” поверхностных знаний (танцы, игра на фортепьяно, французский язык) и поэтому считает себя очень “образованной”. В финале выясняет истинный уровень ее образования и культуры: дорогие вещи и роскошный образ жизни.
  • Лазарь Елизарыч Подхалюзин – приказчик Большова, очень ловкий плут, бессердечный и наглый человек. Его предательство по отношению к бывшему хозяину легко объяснить: Самсон Силыч сам постоянно твердил приказчику, что без обмана прожить нельзя.
  • Сысой Псоич Рисположенский – стряпчий, которого уволили со службы за пьянство. Это абсолютно беспринципный человек, который за деньги пойдет на любое мошенничество.
  • Устинья Наумовна – сваха, являющаяся символом этой сомнительной женской “профессии”. Устинья Наумовна ради хорошего вознаграждения готова сосватать кого угодно. Ложь и грубая лесть – ее главные способы в работе.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Фоминишна – ключница в доме Большовых. Это старая, глуховатая женщина, привязанная к Липочке не меньше матери.
  • Тишка – слуга Большовых, бойкий и острый на язык мальчик.

Действие 1.

Липочка сидит с книгой в руках и мечтает вслух. Фантазия купеческой дочери очень ограничена. Больше всего в жизни ей нравятся танцы, особенно с военными. Полтора года назад она брала уроки у танцмейстера и теперь пытается вспомнить, чему он ее научил.

В комнату входит Аграфена Кондратьевна и начинает упрекать Липочку за легкомысленное поведение (танцы). Между матерью и дочерью вспыхивает ссора. Липочка страстно желает выйти замуж за “благородного человека”.

Островский

Автор: Александр Николаевич Островский

Становится понятно, что девушка очень избалована. Как только Липочка начинает плакать, Аграфена Кондратьевна извиняется и обещает купить ей драгоценный подарок. Обе женщины с нетерпением ждут сваху – Устинью Наумовну.

Ключница Фоминишна докладывает, что пришла долгожданная гостья. Мать с дочерью радостно приветствуют Устинью Наумовну. Сваха сетует на то, что очень трудно найти подходящего жениха. Все же она сообщает, что разыскала одного “благородного” человека.

Аграфена Кондратьевна и Устинья Наумовна беседуют наедине. Сваха на все лады расхваливает найденного кавалера.

Появляется Рисположенский, который начинает рассказывать какую-то историю. На протяжении всего разговора стряпчий выпивает рюмку за рюмкой.

Самсон Силыч жалуется стряпчему на свое тяжелое финансовое положение: кредиторы требуют срочно вернуть долг. Сысой Псоич предлагает хитрую махинацию. Всю недвижимое имущество нужно заложить или продать надежному человеку. После этого следует оформить признание себя банкротом и поторговаться с кредиторами о снижении размеров долга. Стряпчий предлагает привлечь к афере приказчика Большова – Подхалюзина.

В это время входит сам Лазарь Елизарыч. Он обсуждает с Большовым торговые дела. При этом выясняется, что купец и его приказчик часто действуют обманным путем.

Самсон Силыч читает газету, из которой узнает, что многие купцы (его должники) признаны обанкротившимися. Рисположенский уходит, а купец жалуется приказчику на то, что приближается срок расплачиваться по долгам.

Самсон Силыч уверен, что Подхалюзин, которого он “в люди вывел”, никогда его не обманет. Он посвящает приказчика в задуманный план. Лазарь Елизарыч клянется в верности и обещает взять на себя все хлопоты по сбыту имущества.

Действие 2.

Мальчик-слуга Тишка убирается в доме Большова и разговаривает сам с собой о тяжелой жизни на побегушках. К нему подкрадывается Подхалюзин и начинает распекать за баловство. Ведет себя приказчик как настоящий хозяин.

Оставшись один, Лазарь Елизарыч рассуждает о предстоящей махинации. Никакой выгоды для себя он в ней не видит. Банкротство Самсона Силыча лишает его хорошего места. Приказчик решает обернуть все дело в свою пользу. Он уже давно мечтает жениться на Олимпиаде Самсоновне.

Подхалюзин первым встречает Рисположенского, щедро угощает его водкой, дает денег и обещает еще две тысячи рублей и енотовую шубу за защиту своих интересов. Лазарь Елизарыч намекает, что все имущество Самсона Силыча должно действительно перейти к нему.

Подхалюзин и Рисположенский уходят обсудить детали плана. Вместо них появляются Устинья Наумовна с Фоминишной. Ключница жалуется на тяжелый характер Большова.

Когда Фоминишна уходит к Липочке, возвращается Лазарь Елизарыч. Он убеждает сваху отказаться от найденного ею жениха. Подхалюзин говорит, что есть более достойный кандидат в мужья Олимпиады Самсоновны. За помощь Подхалюзин тоже обещает две тысячи рублей и соболью шубу. К тому же он намекает, что денег у Большова мало. Все сватовство может обернуться большим скандалом.

Приезжает пьяный Самсон Силыч, что приводит к переполоху во всем доме. Подхалюзин говорит ему, что единственный выход из положения – объявить себя несостоятельным должником. Купец на все согласен.

Лазарь Елизарыч начинает говорить о своей безграничной любви и верности к хозяину. При этом он часто упоминает об Олимпиаде Самсоновне, которую бы не помешало удачно выдать замуж до банкротства. Ничего не подозревающий Большов соглашается со всеми доводами приказчика и сам предлагает ему взять Липочку в жены.

Действие 3.

К сидящему в одиночестве Большову входят жена и наряженная дочь. Обе женщины тщательно подготовились к встрече с женихом. Самсон Силыч разговаривает с ними грубо. Он задумал огорошить семью своим неожиданным решением.

Приходит Устинья Наумовна и сообщает, что “благородный” жених почему-то не захотел приехать. Тишка докладывает, что прибыли Рисположенский и Подхалюзин. Самсон Силыч приказывает позвать их, а дочери говорит, что скоро она познакомится со своим женихом.

Когда все гости собираются, Большов объявляет, что намерен выдать Липочку за Подхалюзина. Это производит сильный эффект. Мать с дочерью в ужасе. Сваха с ключницей тоже недоумевают. Лишь Рисположенский говорит, что дети должны слушаться родителей. Самсон Силыч непреклонен. Он требует оставить молодых наедине.

Подхалюзин начинает осторожно уговаривать Липочку. В первую очередь приказчик заявляет, что все имущество Большова теперь принадлежит ему. Затем он красочно описывает, какой пышный образ жизни ждет девушку после свадьбы. Олимпиада Самсоновна думает недолго и принимает предложение Подхалюзина.

Лазарь Елизарыч торжественно объявляет о согласии невесты. Все чрезвычайно рады, а Большов приказывает подать шампанского. Самсон Силыч поздравляет молодых. От радости он обещает приказчику отдать в приданое дом и лавки (которые уже и так ему не принадлежат). Большов лишь просит Подхалюзина расплатиться с кредиторами, на что тот отвечает: “Свои люди – сочтемся!”.

Действие 4.

Подхалюзин с Липочкой изменили обстановку в доме до неузнаваемости. Гостиная богато обставлена. Одетые по последней моде супруги обсуждают, что им купить и как лучше развлечься. Оба в восторге друг от друга. В это время Тишка докладывает о приходе Устиньи Наумовны.

Сваха намерена получить обещанную награду. К ее разочарованию Подхалюзин дает всего лишь сто рублей и смеется при упоминании о собольей шубе. Устинья Наумовна в гневе уходит, а супруги видят в окно Самсона Силыча.

Свои люди - сочтемся! А. Н. Островский. Краткое содержание.

Большова ненадолго выпустили из “ямы” – долговой тюрьмы. Кредиторы требуют от него вернуть хотя бы четверть долга (двадцать пять копеек с рубля). Самсон Силыч умоляет бывшего приказчика помочь ему. Подхалюзин категорически отказывается, заявляя, что больше пятнадцати копеек дать не может. Ему с молодой женой требуется много денег. Липочка поддерживает мужа.

Большов с горечью понимает, что помощи от “детей” не дождется. Он прощается с ними и с Аграфеной Кондратьевной и возвращается в тюрьму.

После ухода Самсона Силыча Подхалюзин собирается поехать к кредиторам, чтобы попробовать их разжалобить.

К Лазарю Елизарычу приходит Рисположенский и просит выдать полторы тысячи за “труды”. Подхалюзин дает ему пять рублей и выгоняет из дома. Стряпчий в возмущении кричит, что он грабитель, пустивший по миру тестя.

Когда Рисположенский уходит, Подхалюзин обращается к публике. Он уверяет, что все это – ложь. Лазарь Елизарыч приглашает всех в свой новый магазин, в котором никто не обманет и ребенка.

Пьеса была написана Островским в 1847-1849 гг. В ее основе лежали собственные наблюдения писателя за время службы в Коммерческом суде.

В 1849 г. Островский послал произведение на рассмотрение цензуры и получил отказ на поставку. После этого автор неоднократно читал пьесу в известных московских домах. На одном из таких вечеров присутствовал Н. В. Гоголь. Ободренный успехом Островский в 1850 г. опубликовал пьесу в журнале “Москвитянин”.

Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Художественные средства

Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.

Выводы

"Банкрот"("Свои люди — сочтёмся") комедия с элементами драмы. О том, как купец, чтобы избежать долгов, выдал дочь замуж, переписал имущество на приказчика и объявил себя банкротом. Расчет был на то, что приказчик выкупит купца из долговой ямы, заплатив кредиторам по десяти копеек за рубль долга. Тот же, завладев имуществом, отказался выкупать купца. Вор у вора дубинку украл.

и крайне капризную натуру характеризуют Липу, которая поддерживает Подхалюзина, отказывается помочь , когда когда в долговую яму Большов попадает.

В итоге чересчур самоуверенный,переоц­ енивающий свои возможности, в чем-то наивный Большов быстро лишается дочери и всего принадлежащего ему достояния. Расчетливость, прагматизм и большая хитрость Подхалюзина в конце концов побеждает.

В пьесе "Банкрот" отец Липочки, Самсон Силыч Большов, не желая возвращать долги, прикинулся несостоятельным должником, банкротом. Все свое состояние он перевел на имя старшего приказчика Подхалюзина. Пронырливый приказчик становится мужем Липочки и присваивает имущество своего тестя. Большова сажают в "яму" (долговую тюрьму). его можно спасти, уплатив кредиторам хотя бы небольшую часть долга. Но зять и дочь отказывают старику в помощи. Самсон Силыч Большов был деспотом, типичным самодуром, не "знавшим никакого удержу". Вся семья трепетала перед ним. Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.

Свои люди ,сочтемся - даже само название этой пьесы А.Н.Островского ,стало крылатым выражением.Удивительный язык,которым автор " наградил "героев - завораживает,и когда вчитываешься в слова ,невольно приходит сравнение с современностью.Как много сейчас появилось "Липочек",которым мнение родителей - пустое слово.Как много мечтает о женихах знатных ,"бизнесменах".Просто будто вчера эта пьеса написана.Но самое современное - это когда вор обманывает вора,и из аферы "сухим из воды" выходит молодой и ловкий,хитрый и предусмотрительный,Подхалюзин.Да и всем участникам аферы так и хочется сказать "Поделом"Говорят ,что история по спирали повторяется.Пьеса "Свои люди сочтемся" - яркое тому подтверждение.Думаю найдется режиссер,который поставит пьесу - римейк,и в ней только декорации поменять на современные.

По моему скромному мнению - тех, кто там живет, устраивает, а те, кого не устраивает - уехали жить в другие места.

..Прошли шальные годы девяностые. прошло многое из того, что было , но жива память в народе о шальных возможностях и о ШАЛЬНЫХ ДЕНЬГАХ тех лет. деньги тогда текли просто шальные и теперь текут, только через руки всяких там мадам Васильевых. и прочих. А пьеса Александра Островского так и называлась "ШАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ" только о других деньгах та пьеса и о других временах.

В телевизионной викторине "Поле чудес" сегодня был вопрос: В основу какой пьесы Островского легло стихотворение Киплинга.

Я знала, что в фильме "Жестокий романс" с Ларисой Гузеевой в главной роли звучит романс на стихи Киплинга "За цыганской звездой". Сейчас посмотрела полный текст этого стихотворения, он, конечно, очень сильно отличается от текста романса в фильме. Несмотря на цыганскую тематику стихотворения, смысл его гораздо глубже, и выходит за рамки этой тематики. Но мне все же довольно сложно представить себе, как именно это стихотворение вдохновило Александра Николаевича на написание его драматической пьесы "Бесприданница". Безусловно, стихотворение Киплинга и пьеса Островского это произведения разного уровня глубины и драматизма.

Ответ: стихотворение "Цыганской тропой".

Ответ напрашивается сам собой, поскольку у А.Н. Островского есть пьеса с таким названием. Она называется "Доходное место". Так что из предложенных вариантов смело выбираем вариант С - ДОХОДНОЕ.

Эта пьеса великого русского драматурга, написанная в 1856 году, актуальна, по моему мнению, и в настоящее время. Даже сверхактуальна, хотя и ведется непримиримая борьба с коррупцией на всех уровнях. И это очень грустно. Прошло более 100 лет, а в России по сути ничего не изменилось или изменилось, но мало. Сюжет очень простой: главный герой Жадов пытается остаться честным, избежать соблазнов в том мире, где правят нажива и деньги.

Читайте также: