Как заставить ребенка признаться в воровстве

Обновлено: 09.05.2024

Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация - новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения, или представлением о себе как о преступнике.

Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка, - это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь.Но только в принципе: к счастью, настоящая клептомания — очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.

Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь.Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа,можно прямо спросить: "Ты взял ее?" Важно запомнить два "не" в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи.Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.

Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку,спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенкапостарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.

Ребенок ворует и врет

Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.


Причины, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети. Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений только из-за страха перед неизбежным наказанием. Но это не единственная причина.

Почему дети воруют?

Учащимся первых и вторых классов предложили послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Тёмка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью). На глазах у Вити Тёмку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Тёмкой. Затем у ребят спрашивали: почему Витя не идет воровать яблоки? 27 % опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39 % – что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34 % указали на моральные соображения (Коле стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т. д.).

dom_01

От этого не скрыться

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество. Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Советы родителям

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

1

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните – это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Самое главное – ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция – словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Фото: school12nkh.ucoz.ru

Предупрежден – значит, вооружен

Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и, непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. Из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст. Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи – это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста – это черта характера.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.


Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.

Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Содержание:

Феномен детского воровства


Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Почему дети воруют?

Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:

1. Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения


Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.

2. Ощущение ребёнком своей неполноценности

В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.

Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.

Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.

Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.


Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.

Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.

Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.

4. Клептомания

Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.

Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.

5. По принуждению


Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.

Кражи детей разного возраста


Дошкольный возраст

Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.

Случай из практики: Ваня принес в детский сад игрушечный подъемный кран. Дети попросили Ваню дать поиграть с ним, но Ваня отказал, даже лучшему другу Паше. Когда вечером Ваню пришла забирать мама, оказалось, что кран пропал из шкафчика. Все бросились искать пропажу, но так и не нашли. На следующий день выяснилось, что кран забрал из Ваниного шкафчика Паша, когда никто не видел. Он хотел наказать Ваню за жадность и заодно сам поиграть с такой чудесной игрушкой.

Школьный возраст


В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.

Случай из практики: Учительница дала задание – сделать грибы из цветной бумаги и картона. Самая красивая поделка получилась у Олеси – её мама купила самоклеющуюся цветную пленку и вместе с дочерью разрисовала каждый гриб. После окончания урока дети пошли в столовую обедать, а грибы остались у каждого на парте. По возвращению Олеся нашла на своей парте чужую поделку. После разбирательства Олесины грибы нашлись на парте Алёны – девочки из малообеспеченной семьи, которая уже не раз была замечена в подобных поступках.

Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.

Подростковый возраст


Случай из практики: Даша росла примерной, спокойной девочкой. Хорошо училась, помогала маме по дому. Все изменилось, когда Даше исполнилось 15 лет. Она стала гулять по ночам с компанией сверстников, врать, прогуливать уроки. Родители переживали, что их девочка так изменилась, но надеялись, что вскоре это пройдет. И тут, как гром среди ясного неба, звонок: Даша доставлена в отделение полиции по подозрению в соучастии в угоне автомобиля. Оказалось, что мальчик из Дашиной компании украл ключи от гаража своего отчима, чтобы вместе со всеми покататься на машине. Подростки залезли в гараж, выкатили автомобиль, и тут подъехали сотрудники полиции. На гараже сработала сигнализация, которую ребята забыли отключить.

Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или записать звук вокруг гаджета.

Ошибки родителей


Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:

Как правильно реагировать на случаи детского воровства?


Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку

  • Ваша реакция будет зависеть от возраста ребёнка. Трёхлетнему малышу нет смысла полчаса объяснять, как плохо он поступил и как расстроится Вася, когда не найдет свою машинку. С ребёнком постарше поговорите наедине, без свидетелей. Донесите до ребёнка смысл его поступка и возможных последствий.
  • Выясните, не поменял ли ребёнок чужую игрушку на свою. Такая практика широко распространена среди детей.
  • Если игрушка принесена из группы детского сада, то её следует вернуть, а ребёнку впоследствии можно купить такую же или похожую. Возможно, это его давняя мечта, а вы не знали об этом.
  • Если принесённая игрушка или вещь – чужая, она должна быть возвращена владельцу с принесением извинений. Лучше это сделать один на один.
  • Если сын или дочь не испытывает чувства вины за сделанное, чётко выразите свою позицию по отношению к воровству, скажите, что это неприемлемо в вашей семье. Если ребёнок раскаивается в своем поступке, обратите его внимание на чувства пострадавшей стороны, как человек переживает из-за украденной вещи.

Если ребёнок украл деньги

Как отучить ребёнка красть: советы психолога


В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.

Профилактика детского воровства


  • Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями. Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).
  • Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
  • Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
  • Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.
  • Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
  • Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
  • Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
  • Следите за разговорами в семье. Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.
  • Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.

Читайте также: