Как защитить лес от незаконной вырубки

Обновлено: 30.06.2024

Ситуация, сложившаяся вокруг вырубки лесов в 2020 году, показала, что, несмотря на все принимаемые со стороны правительства Российской Федерации меры по противодействию нелегальной лесозаготовке и декриминализации отрасли в целом, полностью искоренить проблему в одночасье не удастся. Существования законопроектов, а после и самих федеральных законов на бумаге для этого определённо мало, необходимы решительные действия, а с этим, считают эксперты, в нашей стране всё обстоит несколько сложнее.

Незаконная вырубка лесов 2020 в России

Информация, полученная благодаря космическому мониторингу, показала, что в прошлом году наибольшее количество незаконных вырубок было организовано на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Эксперты отметили эти положительные изменения: если в 2019 году на миллион гектаров космического мониторинга приходилось около 6,6 кубометра нелегальной лесозаготовки, то в 2020 году это число за аналогичный период времени снизился до 5,8 кубометра.

В целом по стране объём нелегальной вырубки леса в 2020 году составил 6,3 кубометров на каждую 1000 гектаров. Подавляющая часть незаконной лесозаготовки пришлась на Сибирский федеральный округ, в частности 37% от указанного масштаба – на Иркутскую область.

В октябре 2020 года вице-премьер России Виктория Абрамченко поделилась информацией о том, что ежегодно темпы сокращения российских лесов превышают их восстановление примерно на 450 тыс. гектаров.

В связи со столь неблагополучной динамикой правительство РФ приняло решения о разработке нескольких ключевых законопроектов, направленных на решение проблемы с нелегальной лесозаготовкой.

В соответствии с планом Правительства РФ по декриминализации лесного комплекса России было принято решение о модернизации системы ЛесЕГАИС и её последующей повсеместной эксплуатации. Согласно плану, под взор системы попадут все цепочки движения древесины, от момента её добычи на лесосеке до получения готовой продукции.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ также выступило с законопроектом, в рамках которого предполагается разделение лесного надзора и лесной охраны. Надзор должен быть полностью переведён на государственный уровень.

Ещё одна мера противодействия деятельности недобросовестных лесорубов —- запрет на экспорт необработанного круглого леса (кругляка) лиственных и хвойных пород. Законодательно решение должно заработать уже в следующем году.

Также в январе текущего года правительство РФ выступило с инициативой создания новой федеральной службы лесных инспекторов, что предусмотрено в обновлённой редакции Стратегии развития лесного комплекса страны до 2030 года.

Чем грозит нарушителям незаконная вырубка леса?

Наказание за противозаконную заготовку древесины в значительном, крупном и особо крупном размерах предусматривает 260 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации.

2-годичные исправительные работы/обязательные работы на 480 часов.

Принудительные работы на 3-4 года со штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

Лишение должности сроком на 3 года.

Принудительные работы на 5 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч рублей.

Лишение должности сроком на 3 года.

Санитарно-оздоровительные мероприятия как прикрытие для незаконной вырубки

Зачастую рубки санитарного ухода, предназначенные для оздоровления лесного участка, становятся для него и близлежащих посадок настоящим бедствием. Часто ширмой для организации незаконных лесозаготовительных работ являются документы, законодательно оформленные на иные виды деятельности, включая проведение санитарных рубок.

Под данным термином обозначают ситуацию, когда документация на проведение вырубки леса присутствует, однако она выдана без каких-либо на то оснований либо, напротив, выдана с соблюдением всех правил, а на деле работы идут совсем не по плану.

В обоих случаях страдает здоровый, не назначенный в рубку лес — под топор недобросовестных лесорубов попадают большие объёмы деревьев ценных пород, зачастую произрастающих вовсе за пределами обозначенной лесосеки.

Проблема нелегальных заготовок леса под видом санитарно-оздоровительных мероприятий, по словам эксперта, в недавнем прошлом остро стояла в Сибирском федеральном округе, а именно в Иркутской области. Ранее рубки санитарного назначения проводились там без каких-либо стоящих оснований, однако к текущему времени ситуация успела выровняться.

Более всего, по мнению Константина Кобякова, от действий дровосеков-нарушителей страдают южные территории Дальнего Востока, поскольку именно на них произрастают столь ценные породы деревьев, как ясень и дуб. Эти виды древесины пользуются большим спросом у покупателей за границей, и потому практически весь объём незаконно заготовленного леса отправляется на экспорт. На внутренний рынок страны от этого количества поступает крайне малый процент.

Эксперт WWF отмечает, что постепенно объёмы переправляемой через таможню древесины снижаются. Если ранее количество экспортируемого ценного леса превышало количество выписанных разрешений на его вырубку в 2, а то и в 5 раз, то сейчас таможенные службы фиксируют сравнительно небольшое превышение по транспортировке дуба, а по ясеню этот процент почти вовсе отсутствует.

Не обошла проблема незаконных вырубок леса и зелёные богатства Кавказа — древесину таких ценных пород, как бук и дуб, вырубают там с незавидной регулярностью. Однако именно на экспорт, как утверждает Кобяков, идёт малый процент срубленного: практически всё отправляется на внутреннюю переработку. Потому масштабы нелегальной лесозаготовки на Кавказе не так велики, как стоило бы ожидать, хотя основную проблему это всё-таки не отменяет.

Незаконная вырубка 2020: кого ещё волнует российский лес

А волнует он, в первую очередь, природозащитные организации. Всемирный фонд дикой природы встревожен тем, что в ходе проведения санитарных вырубок российскую древесину могут заготавливать с крупными нарушениями действующего законодательства.

Посему WWF в декабре 2020 года призвал правительство и представителей лесной промышленности РФ принять меры по усилению контроля за ведением рубок санитарно-оздоровительного назначения, поддержав при этом опасения Лесного попечительского совета (FSC).

Ранее FSC России также обеспокоился ситуацией, сложившейся вокруг санитарных рубок в России. Связано это с тем, что древесина, заготовленная нелегальным путём могла попасть в FSC-сертифицированные цепочки, что, конечно же, совершенно недопустимо.

Именно поэтому Лесной попечительский совет в начале декабря 2020 года выступил инициатором исследования легальности санитарно-оздоровительных рубок в российских лесах. Привлечённые эксперты оценят, насколько часто проводятся санитарные рубки, каковы масштабы использования древесины, заготовленной в рамках подобных мероприятий держателями FSC-сертификатов, а также подвергнут анализу существующие пробелы в нынешнем лесном законодательстве и т. д.

К участию в исследовании FSC готов привлечь представителей гражданского общества ответственных лесных организаций и компаний.

Беспокоятся о состоянии российского леса и, как это ни парадоксально, в Великобритании. Печатное издание Guardian со ссылкой на доклад экологической организации Earthsight, пишет о том, что в некоторых британских магазинах торгуют дальневосточной древесиной.

Так, по данным Earthsight, доход от продажи дальневосточного леса в европейские страны составил около 870 млн евро. На снимках из космоса видно, что действия лишь одной компании-заготовителя обезлесили территорию, сопоставимую по площади со столицей Туманного Альбиона, а это около 1580 кв. км.

УК РФ Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 260 УК РФ

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, -

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 13.07.2015 N 267-ФЗ)


Одна из главных тем современности – это проблемы нарушения естественного функционирования экологической системы нашей планеты и как следствие – экологическая катастрофа, которую мы не сможем остановить. Проблем, которые ставят человечество на эту скользкую дорожку много. И одна из главных – это вырубка лесов. В России это явление в последние десятилетия приобрело угрожающие масштабы. Ведь территория располагает огромными ресурсами. И если раньше нас беспокоили потери тропического леса, то сегодня массовая вырубка лесов в России вывела нашу страну на лидирующие позиции в мире.

факты о вырубке лесов в россии

Зачем нам леса

Еще со школы все мы запомнили – только зеленые растения, благодаря уникальному процессу фотосинтеза, пополняют кислородом нашу атмосферу. Не многие помнят о том, что в результате этого процесса из атмосферы растения забирают углекислый газ – продукт нашего дыхания и горения топлива. Именно наличием избытка углекислого газа в атмосфере мы обязаны парниковому эффекту и климатическим изменениям на планете. По некоторым оценкам, именно вырубке лесов в России и во всем мире мы обязаны образованием порядка 20% всех парниковых газов в атмосфере планеты.

И это еще не все

Лес считается возобновляемым природным ресурсом. Это может говорить о том, что, сколько бы мы его не взяли, природа восстановит его количество. Но современные темпы рубки не дают возможности лесным экосистемам самовосстановиться. И человечество теряет леса, вводя планету в фазу экологического кризиса.

незаконная вырубка леса в россии

Экологическая проблема

Вырубка лесов в России и в мире приводит к таким негативным последствиям для экологии всей планеты:

  • Исчезновение и сокращение численности представителей флоры и фауны.
  • Обеднение видового биоразнообразия.
  • Возрастание в атмосфере доли парниковых газов.
  • Литосферные изменения – эрозии почв, опустынивание, заболачивание.

Это далеко не полный, но значимый, перечень проблем, которые напрямую связаны с обезлесением нашей планеты.

Проблема мирового масштаба

Вырубка лесов в России лишь часть общепланетарного процесса, в результате которого планета теряет до 200 тысяч гектаров леса ежегодно.

Последние данные Института мировых ресурсов и Института Мэриленда совместно с компанией Google на основании анализа спутниковых снимков, показали, что в вырубке лесов Россия занимает лидирующую позицию. За нами следует Канада, вместе с которой мы ответственны за 34% всех потерь леса на планете.

массовая вырубка лесов

Статистические данные говорят о потере 20 гектаров леса на планете за 1 минуту. При этом 13 миллионов гектаров мирового леса ежегодно исчезает безвозвратно. Оцените масштаб.

Зачем мы рубим лес

Конечно, причина очевидна – это обеспечение нашей жизнедеятельности и технического прогресса.

Древесина – ценный ресурс многих отраслей хозяйствования, существенная составляющая прогресса.

Но, главная причина – это вообще наше существование на планете. Наш биологический вид, который в силу определенных эволюционных преимуществ, оказался успешным на этой планете, о чем говорит рост численности особей и общая экспансия территорий. Нет ни одного биологического вида, ареалом обитания которого является абсолютно вся территория планеты. Наша численность уже перевалила за 7 миллиардов и продолжает расти.

С появлением сельского хозяйства мы уничтожили половину лесов планеты. Стоит только посмотреть на карты распределения природных зон на нашем континенте и это становится очевидным. Зона хвойных лесов есть и в Европе, но где там вы видели лес похожий на сибирский? И мы продолжаем увеличивать площади сельскохозяйственных земель.

В природе все взаимосвязано. Изменения климата, которые были вызваны и обезлесением планеты в том числе, привели к участившимся природным пожарам. Они и без нашей помощи уменьшают площади лесов и пополняют атмосферу углекислым газом.

И все же лес рубить нам необходимо, другое дело – как.

Лес бывает разный

Лес в России и в мире рубят ради добычи полезных ископаемых, древесины, расчистки сельскохозяйственных угодий. Все леса на планете поделены на три категории:

  • Леса, где вырубка запрещена. Это заповедные территории с особым природоохранным режимом.
  • Леса ограниченной эксплуатации. Это различные заказники, национальные парки, где ведется контроль за восстановлением лесных насаждений.
  • Эксплуатационные леса. Это часть массива. Которая вырубается полностью, а затем засаживается заново.

вырубка лесов в россии статистика

Рубить можно по-разному

В связи с этим существует и несколько типов вырубки:

  • Рубки главного пользования (выборочные, сплошные, постепенные). Их цель – заготовление древесины.
  • Рубки для ухода за растениями. Это прореживание леса с уничтожением растений плохого качества. В их результате также получают древесину технологического производства.
  • Комплексные лесовосстановительные рубки. Цель – реконструкции лесных массивов для восстановления полезных свойств леса.
  • Санитарные – это рубки для создания ландшафтов и противопожарных полос.

Из сказанного ясно – проблемы вырубки лесов в России связаны с рубками главного пользования, особенно сплошными. Тут появляются понятия "недоруб" и "переруб", что одинаково нехороши для леса. Но это все, если рубка законная.

незаконная вырубка леса

Сертификат на лес - решение проблемы

С середины 1990-х годов мировое сообщество приняло концепцию устойчивого развития. Частью которой была концепция устойчивого лесопользования. В соответствии с ней, вырубка леса должна отвечать определенным требованиям, которые должны обеспечить разумное и контролируемое потребление данного ресурса – леса. Внедрение специальных технологий создаст баланс между потребностью в древесине и экологическими функциями леса. А также учтет интересы будущих поколений людей.

Сегодня сертификаты FSC (Forest Stewardship Council - Лесной попечительский совет) получают легальные лесозаготовительные компании, которым выдаются квоты на вырубку леса. Наша страна вторая в мире, после Канады, по количеству сертифицированных лесных массивов (38 миллионов гектаров). Сертификаты выданы 189 субъектам лесного управления, а субъектов лесопользования у нас в стране порядка 565 тысяч. И именно они получают государственные квоты на объемы вырубки лесов в России и обязаны маркировать древесину редких пород при экспорте (пока).

Вот, как-то так выглядит законная лесозаготовительная деятельность. Но это вершина айсберга, а основной оборот леса - там, под водой.

вырубка лесов

Статистика незаконной вырубки лесов в России поражает своими масштабами. По данным Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund), порядка 1 миллиарда долларов теряет страна из-за нелегальной вырубки лесов. В 2017 году только в Архангельской области зафиксировано 359 нелегальных рубок, потери от которых составили 12 миллионов долларов. Факты о вырубке лесов в России регистрируются в северо-западной части страны и Дальнем Востоке. Это вызывает беспокойство экологов и простых жителей.

Статистика вырубки лесов в России от Международного агентства экологических исследований (Environmental Investigation Agency) говорит о том, что 80% леса ценных пород (липа, дуб, кедр, ясень) на Дальнем Востоке вырубается нелегально.

Общественность обеспокоена

Общественность и экологи, лесники и чиновники предпринимают определенные попытки прекратить бесконтрольное уничтожение леса.

Но и легальные вырубки иногда приводят к совершенно противоположным результатам. Например, в Усть-Илимске возбуждено уголовное дело на руководителя лесничества, который под видом санитарной вырубки погубил здоровые деревья на общей площади в 83 гектара. Ущерб – 170 миллионов рублей.

объем вырубки лесов в россии

Масштабная борьба с обезлесением

Решение проблемы вырубки лесов в России должно вестись на всех уровнях: международном, государственном, региональном и личном.

Главными мерами должны стать:

  • Формирование взвешенной законодательной базы для управления лесными ресурсами на федеральном и международном уровне.
  • Внедрение жесткой системы учета и контроля за вырубками. Совершенствование систем маркировки древесины.
  • Ужесточение мер наказания за незаконные вырубки и использование несертифицированной древесины.
  • Меры по увеличению площади лесных массивов и создание зон с особым природоохранным статусом.
  • Совершенствование противопожарной деятельности.
  • Активизация вторичной обработки древесины и снижение использования этого ресурса в промышленной сфере.
  • Расширение социальных программ и информированности населения о бережном отношении к данному природному ресурсу. Экологическое воспитание и образование всех слоев населения, начиная с дошкольников.

Определенные шаги уже сделаны на многих уровнях. Последние обращения общественности Иркутской области к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину привели к пересмотру квот на вырубку лесов, в составе которых есть ценные породы деревьев (в частности - кедры). Маркирование древесины и ее оборота внутри страны находит все больше сторонников.

проблема вырубки лесов в россии

И что тогда?

Нам давно пора задуматься о состоянии экосистемы нашего прекрасного дома. Иначе мы рискуем остаться без него. И начать необходимо каждому - с самого себя. Бережное отношение к природе, раздельный сбор мусора, экономное использование природных ресурсов, посадка деревьев, покупка продукции из переработанных материалов (она имеет маркировку "recycled") – вот совсем маленький перечень того, что каждый может сделать для сохранения уникальных лесов России.

Не стоит забывать и о духовной составляющей леса. На протяжении тысячелетий он формировал культуру, обычаи множества этнических групп. Мы не можем существовать без природы. Но с другой стороны, цивилизация невозможна без ресурсов леса.

Экологи говорят, что для полного восстановления лесного массива нашей страны, который составляет 20% площади мирового леса, нам необходимо 100 лет. И это при том, что вырубка прекратится. Конечно, это утопические мечты. Но кое-что мы все же можем сделать для того, чтоб наши дети и внуки узнали запах хвойного леса не из освежителей воздуха в гигиенических комнатах.

О причинах незаконных рубок и организационно-правовых мерах по обеспечению борьбы с ними

Причины незаконных рубок

  1. Бедность и безработица, в особенности среди сельского населения, жителей лесных деревень и поселков;
  2. Чрезмерные и несправедливые ограничения доступа к жизненно важным для населения ресурсам леса;
  3. Невыполнимые требования законодательства и коррупционная нагрузка, подавляющие развитие законного лесного бизнеса;
  4. Слабость лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для эффективной охраны лесов или неправильная ее организация.

Почти столь же значимы чрезмерные и несправедливые ограничения доступности жизненно важных для населения лесных ресурсов. Имеют значения ограничения на использование жизненно важных ресурсов как для собственных нужд (дрова, материалы для построек, грибы, ягоды и др.), так и для продажи (пищевые и недревесные ресурсы леса). В последнем случае ограничиваются доходы обычно беднейшей части сельского населения, что ведет к дальнейшему росту нищеты и тем самым способствует росту лесных правонарушений. Вообще, ограничения на доступ к жизненно важным ресурсам леса сильнее всего затрагивают именно наименее благополучные и наименее социально защищенные социальные группы граждан, тех, кому труднее всего эти ресурсы или их аналоги купить по условно "рыночной" цене. Отсутствие возможности законно приобрести жизненно важные ресурсы леса (дрова, материалы для построек или ремонта, грибы, ягоды, орехи и др.) часто толкает жителей лесных деревень и поселков на незаконные рубки и подобные лесонарушения.

Невыполнимые или противоречивые требования лесного законодательства, и тесно связанная с ними коррупционная нагрузка на законных лесопользователей, в значительной степени подавляет развитие законного лесного бизнеса и способствует развитию незаконного. Предприниматель, не имеющий возможности вести свой лесной бизнес на законных условиях (в силу невыполнимости или чрезмерности предъявляемых к нему требований и коррупционной нагрузки), тем самым подталкивается к незаконным рубкам или использованию незаконно заготовленной древесины, обычно более дешевой, чем древесина законного происхождения. Большое количество невыполнимых требований постепенно формирует у предпринимателей, чиновников и граждан привычку искать не столько пути выполнения требований лесного законодательства, сколько пути их "обхождения". Эта привычка, называемая "правовым нигилизмом", в большой степени усиливает действие остальных причин незаконных рубок и других лесных правонарушений.

Слабость лесной охраны, ее видимое отсутствие в лесах, нехватка полномочий для борьбы с незаконными рубками и неправильная организация, делают невозможной эффективную борьбу с массовыми незаконными рубками - особенно в условиях, когда бедность, несправедливые ограничения и правовой нигилизм способствуют их массовому распространению.

Какие рубки являются незаконными?

В мае 2008 г. в Государственную Думу был внесен законопроект "О внесении изменения в Лесной кодекс Российской Федерации" (авторы - члены Совета Федерации Новиков В.А., Орлов В.П., Чуркин Н.П.), предусматривавший внесение определения незаконной рубки непосредственно в Лесной кодекс Российской Федерации. Предложенное определение основывалось на том же принципе, что и приведенное выше определение Пленума Верховного Суда, но учитывало новые правовые основы для заготовки древесины, установленные Лесным кодексом 2006 года. К сожалению, данный законопроект был возвращен авторам без рассмотрения в Государственной Думе в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации. Таким образом, официальное или хотя бы общепризнанное определение того, что такое незаконная рубка, отсутствует до сих пор.

В связи с этим незаконный характер рубки может быть доказан, а ее виновник - привлечен к установленной ответственности, лишь в ряде простейших случаев (например, в случае самовольной рубки на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны или в городских лесах). В более сложных случаях, когда разрешительные документы есть, но рубка произведена с нарушением их требований или требований действующего законодательства, сверх установленного количества, или же сами разрешительные документы выданы с нарушениями - доказать незаконный характер рубки оказывается сложно или даже невозможно. Это способствует тому, что виновными в незаконных рубках чаще всего признаются граждане, действующие сами по себе (как одиночки, не вовлеченные в организованную преступную деятельность), как правило, из-за нищеты и безысходности. В то же самое незаконная (с грубейшими нарушениями действующего законодательства, с последующей деградацией лесов) заготовка древесины под видом санитарных рубок или ухода за лесами, имеющая значительно большие масштабы и наносящая лесному фонду значительно больший ущерб, обычно не влечет за собой никакой ответственности.

  1. Самовольные рубки, осуществляемые гражданами для собственных нужд или для мелкой торговли или бартера в пределах населенного пункта, также для собственных нужд. Годовой объем этих незаконных рубок можно приблизительно оценить как минимум в 20 миллионов кубометров (по состоянию на начало 2008 года). Необходимо отметить, что эти рубки в основном связаны с обеспечением жизненно важных потребностей населения (отопления, мелкого строительства и ремонта), в связи с чем их невозможно ликвидировать - но необходимо принять меры к их упорядочению и возвращению в правовое поле.
  2. Самовольные рубки, осуществляемые гражданами и предпринимателями для продажи или переработки заготовленной древесины, т.е. воровство леса с целью получения дохода. Годовой объем этих незаконных рубок можно приблизительно оценить в 10 миллионов кубометров (по состоянию на начало 2008 года, в настоящее время, предположительно, происходит некоторое сокращение незаконных рубок данного вида в связи с кризисным состоянием лесной отрасли и падением спроса на древесину).
  3. Рубки, проводящиеся на основании разрешительных документов, но с явными грубыми нарушениями действующих правил (например, заготовка древесины в здоровых насаждениях под видом санитарных рубок, рубка лучших деревьев под видом ухода за лесом, сплошные рубки в водоохранных зонах, рубки, нарушающие режим особо охраняемых природных территорий, и т.д.). Годовой объем неучтенной или неправильно учтенной древесины, заготавливаемой этими рубками, можно приблизительно оценить в 20 миллионов кубометров (по состоянию на начало 2008 г.). Однако, ущерб, наносимый этими рубками, связан не только с неучтенной заготовкой древесины (фактически - воровством леса), но и расстройством оставляемых после них лесных насаждений. Леса, пройденные подобными "санитарными рубками" или "уходом" (при которых выбираются лучшие деревья или лучшие насаждения), как правило, в значительной степени теряют биологическую устойчивость и продуктивность, и нередко надолго выбывают из хозяйственного использования.

К сожалению, незаконные рубки третьего типа часто вообще не рассматриваются государственными органами управления лесами как незаконные - из-за смешения понятий "незаконная рубка" и "самовольная рубка". Поэтому в большинстве регионов практические меры по искоренению незаконных рубок оказываются направленными только против самовольных рубок (т.е. незаконных рубок первого и второго типов), которые обычно играют далеко не главную роль в разорении лесов, и служат не главными источниками коммерческой древесины, имеющей незаконное происхождение.

Влияние нового лесного законодательства на незаконные рубки

Новый Лесной кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, вместе с основанными на нем нормативно-правовыми актами лесного хозяйства, существенно усиливает действие всех четырех причин незаконных рубок.

  • сокращение занятости в государственных органах лесного хозяйства и образованных на их основе лесохозяйственных предприятиях (бывших лесхозах) за счет значительного перераспределения финансов в пользу бюрократических структур в региональных центрах и сокращения внебюджетных доходов лесохозяйственных предприятий;
  • подавления малого и среднего лесного бизнеса (основного работодателя в лесных деревнях и поселках) за счет административного перераспределения лесных ресурсов в пользу приоритетных инвестиционных проектов, резкого роста бумагооборота (отраслевой планово-отчетной документации), коррупционной нагрузки и других отрицательных явлений, особенно пагубных именно для небольших предприятий;
  • перехода от конкурсной к аукционной системе распределения лесных ресурсов и заказов на работы по охране, защите и воспроизводству лесов (аукционная система не позволяет учитывать социальную значимость предприятий при принятии решения о предоставлении лесных участков или размещении заказа на работы и услуги).

Новое российское лесное законодательство существенно ограничивает доступ граждан к жизненно важным для них лесным ресурсам, прежде всего - дровам и пищевым ресурсам (грибам, ягодам, орехам и др.).

Похожая ситуация и с пищевыми ресурсами леса. Согласно статьям 11 и 35 Лесного кодекса, граждане имеют право свободно и бесплатно заготавливать грибы, ягоды, орехи и тому подобные ресурсы для собственных нужд. Однако, если они заготавливают их не для собственных нужд, а на продажу (на рынках, у дорог, или на пунктах приема грибов и ягод у населения) - это уже классифицируется как предпринимательская деятельность. Для ее осуществления требуется регистрация юридического лица (со всей сопутствующей этому отчетностью), заключение договора аренды по результатам аукциона на срок от 10 до 49 лет, составление проекта освоения лесов, ежегодная подача лесной декларации и отчета об использовании лесов. На этого арендатора в какой-то мере (а если он единственный арендатор - то в полной) ложатся обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов, по обеспечению пожарной безопасности. Если следовать требованиям нового лесного законодательства буквально, то деревенский житель, собирающий грибы и ягоды для продажи у дороги, для того, чтобы делать это полностью законно, должен содержать штат из двух квалифицированных офисных работников и, в зависимости от ситуации, до нескольких лесохозяйственных рабочих. Конечно, всегда есть пути для обхождения неразумных требований закона (продавец грибов или ягод на рынке может заявить, что собирал их для собственных нужд, а продает непредвиденные излишки) - но далеко не каждый такой продавец знает законы и умеет отстаивать свои права. Количество людей, для которых сбор пищевых и недревесных ресурсов леса на продажу является важным источником средств к существованию, в России исчисляется первыми сотнями тысяч - и формально все они с принятием нового кодекса стали лесонарушителями. Если же эта норма лесного законодательства будет применяться на практике (т.е. сборщики грибов и ягод на продажу больше не смогут заниматься данным видом деятельности) - это неизбежно приведет к резкому росту нищеты в лесных деревнях и поселках.

Новое лесное законодательство содержит большое количество невыполнимых, нелогичных или несовместимых с реальными условиями ведения хозяйственной деятельности в лесу положений. Абсолютное большинство таких положений содержится не в самом Лесном кодексе, а в нормативно-правовых актах лесного хозяйства, разработанных на его основе. Например, в соответствии с Правилами заготовки древесины (утверждены приказом МПР от 16 июля 2007 г. № 184), "рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке". В соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации (утвержден приказом МПР от 2 апреля 2007 г. № 74), "лесная декларация подается ежегодно . за один месяц до начала декларируемого календарного года". Возможность подачи дополнительной лесной декларации в течение года не предусматривается. Таким образом, получается, что в декабре каждого года - через 12 месяцев после подачи лесной декларации на этот год - арендатор теряет правовую основу для осуществления рубок, хранения и вывоза древесины с лесосек (необходимо отметить, что в большинстве северных регионов декабрь является месяцем наиболее интенсивных работ в лесу).

Таких примеров много (сотни), и каждый новый месяц работы по новому лесному законодательству открывает в нем все новые и новые ошибки и недочеты. Невыполнимые, нелогичные или несовместимые с жизнью требования лесного законодательства нередко полностью парализуют работу отдельных лесных предприятий или, по меньшей мере, способствуют значительному увеличению непроизводительных расходов и коррупционной нагрузки.

Новый Лесной кодекс вообще не предусматривает наличия лесных сторожей (лесников), обеспечивающих охрану лесов от имени собственника - государства. Кодекс предусматривает осуществление государственного лесного контроля и надзора - но это совсем не то же самое, что охрана лесов (надзор и контроль подразумевают выборочные плановые или внеплановые проверки, но не предусматривают наличие в лесу сторожа - лесника). Кодекс предусматривает передачу органам государственной власти субъектов РФ полномочий по организации охраны лесов - но в само понятие "охрана лесов" не включена охрана лесов от незаконных рубок (статья 51).

Таким образом, введение нового лесного законодательства и проведение основанных на нем реформ в лесной отрасли создало условия для значительного роста незаконных рубок в России. Необходимо отметить, что в полной мере негативное воздействие нового лесного законодательства на социально-экономическое положение лесной отрасли должно проявиться в первом квартале 2009 года. 1января 2009 г. истекает срок приведения старых договоров аренды в соответствие с новым кодексом, фактически вступают в силу нормы нового кодекса, относящиеся к аренде лесов, вводится аукционная система размещения заказа на услуги по охране, защите и воспроизводству лесов, а также происходит значительное увеличение большинства тарифов и платежей. Действие этих неблагоприятных изменений усиливается экономическим кризисом.

В связи с этим в I квартале 2009 года наиболее вероятен глубокий спад объемов производства во всей лесной отрасли, и, как следствие, сокращение спроса на древесину. Скорее всего, результатом этого будет сокращение объемов рубок - как законных, так и незаконных. Однако, с учетом вышеперечисленных причин, способствующих развитию незаконных рубок, наиболее вероятно, что объемы законного лесопользования сократятся сильнее, чем объемы незаконных рубок. Из-за этого доля незаконных рубок в общем объеме заготовки древесины в 2009 году в России может существенно увеличиться.

Необходимые меры по правовому и организационному обеспечению борьбы с незаконными рубками

Как уже отмечалось выше, главным условием эффективной борьбы с незаконными рубками является борьба с безработицей, бедностью и социальным неблагополучием жителей лесных деревень и поселков, и сельского населения в целом.

К незаконной относят вырубку деревьев в лесах, а также совершение действий подобного характера на охраняемой территории или в заповедниках и объектах природно-заповедного фонда. Это наказуемое преступление, так как проведение вырубки без разрешения и соблюдения норм может привести к серьезным экологическим последствиям.

Что относится к незаконной вырубке леса, а что нет?

Далеко не всё, что срубается, считается незаконным. Например, на своём личном участке вы можете спокойно убирать ненужные вам деревья даже без специального на то разрешения, но с той оговоркой, что участок не должен прилегать к природным зонам, которые находятся под охраной государства.

незаконная вырубка леса

К деревьям, которые нельзя вырубать без наличия сопроводительной документации, относят:

  • те, которые располагаются вдоль автомобильных и железных дорог;
  • которые растут на территории аллей и парков;
  • входят в состав государственного лесного фонда;
  • растут на территории лесных питомников или сельскохозяйственных угодий.

Вырубка деревьев значит, что деревья были повреждены до состояния полного прекращения их жизни и роста, но незаконной она считается только тогда, когда организатор процедуры не может доказать обратного документально.

Также к такому определению относят незаконно выданные и оформленные разрешения на проведение вырубки и те вырубки, которые провели с нарушениями сроков или технологий.

Основой нормативно-правовых актов, которые имеют прямое отношение к данной теме, являются Лесной и Уголовный кодексы РФ.

Кто занимается задержанием и расследованием?

Помимо правоохранительных органов, регулярные рейды по своим территориям обязаны совершать и государственные инспекторы от лесных хозяйств, а также РосПриродНадзор, лесничие, егеря, члены лесного патруля.

Жалобы и сигналы от граждан о том, что совершается, вероятно, незаконная вырубка насаждений, принимает специальная Природоохранная прокуратура. При фиксации нарушения на месте преступления до выяснения обстоятельств к ответственности привлекают всех участвующих – и заказчиков, и исполнителей.

Участники рейда составляют протокол, устанавливают размер ущерба, и если он не превышает 5 тыс. рублей, то в дело вступает КОАП РФ.

Наказание и ответственность

За проведение незаконной вырубки вы будете привлечены к ответственности, которая предусмотрена административным и уголовным законодательством.

Административная

Вырубка деревьев, кустарников и прочих насаждений преследуется, согласно положениям статьи 8.28 КоАП РФ, если деяние не содержит в себе признаков уголовного преступления. Наказание за нарушение этой статьи предусматривает выплату штрафов.

Штрафы за простую вырубку составляют следующие суммы (в тыс. рублей):

  • 3-4 - для обычных граждан;
  • 20-40 - для должностных лиц;
  • 200-300 - юридическим лицам.
  • 4-5 - для простых граждан;
  • 40-50 - для должностных лиц;
  • 300-500 - для организаций.

Наличие таких отягчающих обстоятельств, как использование специального оборудования, подразумевает ещё и конфискацию всех лесозаготовок, а по решению суда могут забрать и орудия, и транспортные средства.

Наказание может коснуться и тех лиц, которые занимаются перевозкой заготовок, зная, что они были получены незаконным путем. Таким образом, даже если человек не участвовал непосредственно в самом процессе вырубки, размеры штрафов будут следующие (в тыс. рублей):

  • 5 – для граждан;
  • 50 – для должностных лиц;
  • 400-700 – для юридических лиц.

Уголовная

Любой снос деревьев, если на него не было получено разрешения, автоматически приравнивается к одному из видов экологического преступления. Если говорить об уголовном, то рассмотрение проходит в соответствии со статьей 260 УК РФ.

Причем, для того чтобы попасть под эту статью, не обязательно уничтожать лес или его часть - достаточно поврежденного лесного покрова без возможности его последующего восстановления. И даже если вырубался сухостой, смягчения наказания не последует.

О существовании такого закона должен знать каждый человек, который владеет землей. Данная статья предусматривает несколько видов наказаний, среди которых:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • лишение права заниматься определенным видом деятельности (до 3-х лет);
  • лишение свободы (сроком до 4-х лет со штрафом в 300-500 тыс. рублей).
  • при значительном – от 5 тысяч до 49 999 рублей;
  • при крупном размере – 50 000-149 999 рублей;
  • при особо крупном размере – от 150 000.

Штраф

Когда ответственности можно избежать?

Кроме этого, в ряде регионов разнится сама трактовка закона – некоторые считают, что под уголовно-правовым запретом является только непосредственная вырубка, и виноватыми можно считать конкретных участников, а те, кто занимаются сопутствующей деятельностью, являются всего лишь пособниками. В ряде других регионов нарушителями, наоборот, считаются все зафиксированные лица вне зависимости от того, какую роль они выполняли в процессе.

Именно из-за таких разногласий в законодательстве адвокаты имеют большое пространство для совершения маневров. Подобная практика наглядно демонстрирует, что фактически зафиксировать, после чего ещё и доказать нарушение крайне сложно, а иногда и вовсе не представляется возможным.

Например, не всегда вывоз леса производится в тот же день, в который проводилась вырубка. В таких случаях задержанные могут утверждать, что они ничего не вырезали, а просто вывозят брошенные деревья.

Подобными несовершенствами системы пользуются как мелкие рубщики, так и серые промышленники, из-за чего ежегодно масштабы незаконных вырубок продолжают увеличиваться.

Получение разрешения на вырубку

При намерении осуществить вырубку или пересадку деревьев, необходимо получить так называемый "порубочный билет", который является разрешением на проведение процедуры. Обращаться за ним можно в следующих случаях:

  • при реконструкции объектов капитального строительства;
  • при проведении капитального и текущего ремонта инженерных коммуникаций;
  • при сносе зданий и сооружений;
  • при восстановлении нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях;
  • при проведении инженерно-геологических изысканий.
  • заявление;
  • паспорт или любой другой документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • дендроплан;
  • документ, который удостоверяет личность представителя заявителя;
  • документ, который подтверждает полномочия представителя;
  • перечетная ведомость.

Законодательная база

В зависимости от ситуации и обстоятельств правонарушения виновная сторона может быть привлечена к ответственности различного характера, согласно статьям:

Читайте также: