Как записаться на госпитализацию через госуслуги

Обновлено: 15.06.2024

Застрахованное лицо — физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с Законом.

Согласно статье 16 Закона, застрахованные лица имеют право на:

  • Бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
    • На всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования
    • На территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования

    Застрахованные лица обязаны:

    • Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи
    • Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования
    • Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли
    • Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин

    Выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме — его родителями или другими законными представителями), путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций, который размещается в обязательном порядке территориальным фондом на его официальном сайте в сети Интернет и может дополнительно опубликовываться иными способами.

    Для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации непосредственно в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. На основании указанного заявления застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Если застрахованным лицом не было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой он был застрахован ранее, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 2 настоящей статьи.

    Сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, ежемесячно до числа направляются территориальным фондом в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации, пропорционально числу застрахованных лиц в каждой из них для заключения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Соотношение работающих граждан и неработающих граждан, не обратившихся в страховую медицинскую организацию, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, которое отражается в сведениях, направляемых в страховые медицинские организации, должно быть равным.

    Граждане Российской Федерации, застрахованные в системе ОМС, имеют право на получение медицинской помощи в стационаре в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования г. Москвы.

    Согласно части 1 статьи 16 Закона № застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

    • На всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования
    • На территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования

    С полным перечнем прав и обязанностей застрахованных лиц в соответствии с Законом № можно ознакомиться ниже .

    Предоставление медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по полису обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы ОМС г. Москвы осуществляется:

    В стационаре по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 45 по профилям медицинской помощи:

    • Акушерство и гинекология (гинекология)
    • Хирургия (абдоминальная)
    • Урология

    Для получения медицинской помощи в стационаре по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 45 по Территориальной программе ОМС г. Москвы необходимо при себе иметь:

    Оригиналы и копии следующих документов пациента:

    • Документ, удостоверяющий личность пациента
    • Полис обязательного медицинского страхования пациента
    • Страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС) (при наличии)
    • Направление на госпитализацию (форма )

    Направление на госпитализацию для оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС г. Москвы по установленной форме (форма ) из медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной помощи. Направление должно быть заверено личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя медицинской организации (уполномоченного лица), печатью лечащего врача, печатью направляющей медицинской организации, и содержать следующие сведения:

    • Фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента, дата его рождения, адрес регистрации по месту жительства (пребывания)
    • Номер полиса обязательного медицинского страхования и название страховой медицинской организации
    • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии)
    • Код диагноза основного заболевания по
    • Результаты лабораторных, инструментальных и других видов диагностики, подтверждающие установленный диагноз и наличие медицинских показаний для оказания медицинской помощи
    • Профиль показанной пациенту медицинской помощи и условия ее оказания (стационарно)
    • Наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для оказания медицинской помощи (из числа участвующих в реализации территориальной программы ОМС)
    • Фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лечащего врача, контактный телефон (при наличии), электронный адрес (при наличии)

    Выписка из медицинской документации , заверенная личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя (уполномоченного лица) направляющей медицинской организации, содержащая диагноз заболевания (состояния), код диагноза по , сведения о состоянии здоровья пациента, проведенных диагностике и лечении, рекомендации о необходимости оказания медицинской помощи с указанием формы ее оказания (плановая).

    Как получить медицинскую помощь по полису ОМС в рамках Территориальной программы ОМС г. Москвы в стационаре по адресу: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 45.

    Если в наличии имеются документы, указанные выше, необходимо обратиться в Отдел госпитализации по телефону: ; . В случае самостоятельного обращения пациента определение медицинских показаний для оказания медицинской помощи стационарно осуществляется (амбулаторные консультации). На консультации будут оценены показания или противопоказания для госпитализации в стационар, даны рекомендации по дополнительному обследованию перед плановой госпитализацией. Амбулаторные консультации и предгоспитальное обследование проводятся на платной основе.

    По результатам консультации может быть принято решение об отказе или переносе даты госпитализации по следующим причинам:

    • В случае выявления противопоказаний к оказанию медицинской помощи на базе стационара
    • В случае сомнений в результатах анализов или отсутствии необходимого исследования (вы можете пройти необходимое обследование по месту жительства, при этом мы оставляем за собой право предложить пройти обследование в условиях на платной основе)

    В рамках предоставления медицинской помощи по Территориальной программе ОМС г. Москвы возможно ожидание оказания медицинской помощи с учетом установленных критериев доступности медицинской помощи. В случае наличия очереди на госпитализацию дата госпитализации будет сообщена дополнительно.

    Необходимо приехать в стационар на госпитализацию в назначенный день и время. С собой в обязательном порядке необходимо иметь полный пакет документов, указанный выше .

    Госпитализация по полису ОМС возможна только в случае, когда пациент обследован в необходимом объеме, что должно быть подтверждено медицинскими документами, и при отсутствии противопоказаний.

    В обязательном порядке перед оформлением госпитализации вы будете проконсультированы .

    Плановая госпитализация пациентов проводится ежедневно с 09:00 до 16:00 в приемном отделении стационара (г. Москва, улица Каланчевская, дом 45, 1 этаж, Приемное отделение), 8 495 104 8605; 8 800 775 4274.

    Если вы не можете прибыть в указанный день и время, просим заранее сообщить об этом по телефону Отдела госпитализации: 8 495 104 8605; 8 800 775 4274.

    Перечень страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС:

    Я работаю врачом четыре года и все это время слышу разговоры, что медицина в России давно не бесплатная.

    На самом деле все не так плохо. Есть сложные операции, которые сделают только за деньги или по квоте, но большинство операций покрывает полис ОМС. Расскажу на примере Москвы, что надо сделать, чтобы вас прооперировали без денег, и за что все-таки придется заплатить.

    Все это касается только планового лечения, когда проблемы со здоровьем выявили при обследовании. Острые состояния требуют экстренной медицинской помощи, и ее в любом случае обязаны оказать бесплатно.

    Медицинская этика

    О каких операциях речь

    В этой статье речь пойдет о болезнях и их лечении — но только по назначению врача. Я понимаю желание погуглить диагноз, чтобы узнать больше о своем состоянии, но лечиться по интернету не советую: это может нанести организму непоправимый вред.

    Лечить людей сложно. Перед тем как начать практиковать, врачи учатся минимум восемь лет, а потом всю карьеру продолжают совершенствовать свои навыки. Поэтому не доверяйте лечение никому, кроме врачей.

    Но лечиться тоже сложно, даже по рекомендации врача. Если болезнь не очень сильно беспокоит, лечение часто откладывают на потом. Как врач, я считаю, что себя стоит перебороть: ведь чем сильнее запустить болезнь, тем сложнее ее вылечить. Но, как человек, я знаю, что легче сказать, чем сделать.

    Кроме желчекаменной болезни по ОМС чаще всего оперируют грыжи, липомы, варикозное расширение сосудов, а всего в списке бесплатных плановых операций более двух тысяч наименований. Полный список можно скачать с сайта Московского городского фонда ОМС.

    Если врач рекомендует вам операцию из списка фонда ОМС и вы твердо намерены лечиться, нужно пройти несколько этапов.

    Как сделать операцию по ОМС

    Выбрать больницу

    По полису ОМС можно оперироваться в любой государственной городской больнице. Вы не обязаны никому объяснять, почему выбрали то или иное учреждение. Это может быть рекомендация знакомых, результат всестороннего исследования, знак высших сил — что угодно.

    Исследование можно начать с рейтинга Мосгорздрава. Его составляют на основе нескольких критериев — в первую очередь отзывов пациентов.

    Кроме рейтинга я бы советовал учитывать, как далеко находится место будущей операции от вашего дома. Ехать домой два часа с пересадками после операции — удовольствие сомнительное. Организму требуется время на реабилитацию, и предсказать все реакции невозможно. Скорее всего, швы не разойдутся, но можно, скажем, потерять сознание в метро.

    После того как вы определитесь с больницей, стоит в нее позвонить и узнать, когда вас готовы принять. Отделение, в котором вы планируете делать операцию, может быть закрыто на ремонт или карантин — или просто переполнено. Об этом лучше узнать заранее.

    Выбрать врача

    Следующий шаг — выбрать врача, который будет вас оперировать. Начать проще всего с сайта больницы. Найдите нужное вам отделение, например офтальмологию, кардиологию, лор-заболевания. Там публикуют списки докторов, работающих в отделении.

    На каждого врача собрано короткое досье: стаж, категория, достижения. Я советую ориентироваться не на стаж и категорию, а на ученые звания, научные публикации и участие в международных конференциях. По моему опыту, пациенты чаще выбирают врачей в возрасте и с большим стажем: мол, советская школа и старая закалка. Но это не всегда разумно.

    Например, в одной из больниц, где я работал, врач с тридцатилетним стажем делал все операции ровно так, как его научили 30 лет назад. Его не волновало, что медицина с тех пор кое-чему научилась. В том же отделении трудился молодой доктор. Он мог часами беседовать с пациентами, чтобы найти наилучший метод лечения. А еще он раз в три месяца публиковал статьи в зарубежных медицинских журналах и постоянно выступал на международных конференциях. Профессионализм не всегда зависит от стажа.

    Врач работает с 2007 года — стаж только 12 лет. Зато он пишет научные работы и выступает на конференциях, поэтому лучше ориентируется в прогрессивных методах лечения. Я бы рекомендовал обратиться к такому врачу

    Оформить документы

    Получить направление на госпитализацию. Без направления операцию не сделают, выдать его должен хирург из поликлиники. Записаться к нему можно напрямую, минуя терапевта. На прием возьмите результаты обследований, которые выявили проблему, а также заключения других врачей.

    Направление выдают в конкретную больницу, поэтому я советую сразу сказать хирургу, какую вы выбрали. По закону выбор места лечения остается за пациентом. Поэтому, если хирург настаивает на определенной больнице и не хочет давать направление в вашу, сошлитесь на пункт 15 приказа Минздравсоцразвития РФ № 406н. Если не выбрать больницу самому, врач направит в одну из ближайших.

    Уточнить список документов для госпитализации. В общем случае для госпитализации достаточно паспорта, полиса ОМС и направления из поликлиники. Но бюрократия бывает непредсказуемой, поэтому перед посещением больницы я советую позвонить в консультативно-диагностический центр или поликлинику при больнице и узнать точный список документов.

    Завести медкарту. Это можно сделать в амбулаторном отделе или поликлинике при той больнице, где вас будут оперировать, — в регистратуре или на информационной стойке. В крайнем случае можно спросить любого сотрудника, где проходит плановая госпитализация. После оформления медкарты вас направят к хирургу для беседы.

    В недалеком будущем медицинская документация должна стать электронной. Данные пациентов из поликлиник и стационаров будут синхронизироваться, и новую медкарту можно будет не заводить. Но на начало 2019 года это еще не работает.

    Встретиться с врачом. Доктору важно узнать как можно больше о вашем здоровье: чем вы болели, как лечились, делали ли уже какие-то операции. На медицинском языке это называется сбором анамнеза. Врач также расскажет о предстоящих расходах. Саму операцию проводят бесплатно, но полис не покрывает стоимость некоторых материалов, например при грыже это эластичные бинты и сетчатые имплантаты для выполнения пластики грыж.

    После беседы вам выдадут список необходимых анализов и исследований, а также сообщат примерную дату операции. Направление из поликлиники не выкидывайте: на нем распишется заведующий хирургическим отделением и его еще попросят показать, когда будут вас госпитализировать.

    О взятках

    К сожалению, бывает так, что лечащий врач предлагает положить пациента в больницу за вознаграждение, например говорит, что есть знакомый врач, который хорошо оперирует, но попасть к нему непросто.

    Я с подобным связываться не советую. Во-первых , вас могут посадить за дачу взятки. Во-вторых , все то же самое можно сделать бесплатно. А если хочется заплатить за одиночную палату или дополнительные услуги, это можно сделать официально, через кассу — и получить налоговый вычет за лечение.

    Сдать анализы

    У всех анализов и исследований есть срок годности, и он не очень долгий. Например, для общего и биохимического анализа крови это всего две недели. Если вы сдавали кровь раньше, то результаты анализа уже недостаточно информативны. А хирургу важно знать, что происходит с вашим организмом прямо сейчас. Поэтому вас попросят все пересдать: вдруг вам уже противопоказано любое оперативное вмешательство.

    Список исследований почти везде одинаков — это анализы крови и мочи, ЭКГ, флюорография и УЗИ. Если есть хронические заболевания, список могут расширить. Скажем, если у человека проблемы со щитовидкой, его попросят сделать анализ на определение уровней гормонов щитовидной железы, а при бронхиальной астме — пройти функциональные тесты.

    Если не хочется ждать, можно обратиться в любой коммерческий медицинский центр. УЗИ, кардиограмму и флюорографию выдадут в тот же день, а результаты анализов — максимум через два дня. Там же можно получить консультацию нужного специалиста, если по каким-то причинам не удается попасть к нему на прием по бесплатной линии. Это добавит к чеку еще полторы-две тысячи рублей.

    Для начала работы с Системой на рабочем месте пользователя должен быть настроен постоянный доступ к сети Интернет. Интерфейс пользователя Системы поддерживает следующие веб-браузеры:

    • Google Chrome от версии 40.0 и выше;
    • Mozilla Firefox от версии 50.0 и выше.


    Порядок предоставления доступа:


    1. Подготовить сведения по сотрудникам, для которых необходимо предоставление доступа в Систему:
    2. Передать подготовленные сведения ответственным представителям ОИВ субъектов РФ в сфере охраны здоровья, ТФОМС и ФОИВ:

    i. по направляющим субъектовым МО - представителям ОУЗ;

    ii. по направляющим частным МО - представителям ТФОМС;

    iii. по принимающим МО ФГУ - представителям ФОИВ;

    1. По факту успешной автоматической проверки внесенных сведений с ФРМР (для роли направляющая МО) сотрудники СТП ЕГИСЗ предоставляют доступ в систему СМП.

    Примечания

    1. Использование учетной записи пользователя информационной системы другими лицами недопустимо. В случае необходимости расширения количества пользователей информационной системы необходимо подать дополнительную заявку в соответствии с вышеописанным Порядком.
    2. ЕГИСЗ является объектом критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. В связи с этим в ЕГИСЗ организован постоянный мониторинг подозрительной активности пользователей. В случае выявления подозрительной активности данные об инциденте передаются в Государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак ФСБ России.


    Рисунок 2 – Окно авторизации

    Примечание – в связи с тем, что ИА не доступна из ЗСПД, необходимо осуществить дополнительную настройку рабочего места. Для работы с СМП через ЗСПД МО должна подключиться к региональному узлу доступа ЗСПД Минздрава России. Описание порядка подключения можно получить у представителей органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, ответственного за функционирование региональной инфраструктуры ЗСПД.

    В случае успешной авторизации произойдет переход на главную страницу Системы.


    Рисунок 3 – Стартовая страница Системы

    Должностные лица


    В разделе реализована функция просмотра, добавления и редактирования данных о должностных лицах организации.

    После сохранения сведений о должностных лицах в Федеральный регистр медицинских работников (далее – ФРМР) отправляется запрос для подтверждения данных о сотруднике.

    Смена статуса записи, возможные сценарии:

    Поиск карты пациента


    Рисунок 5 – Поиск карты пациента

    Форма поиска карты пациента содержит следующие фильтры:


    Рисунок 6 – Количество записей на странице


    Примечание – при нажатии на название столбца происходит сортировка параметров по выбранным полям. Например, после нажатия на столбец будут отсортированы в алфавитном порядке все имеющиеся в выборке ФИО пациентов. Предусмотрена возможность сортировки по следующим полям, которые отображаются по результатам поиска: идентификатор, ФИО, дата рождения.

    Поиск талона


    Рисунок 7 – Поиск талона

    Форма поиска заявок содержит следующие фильтры:

    Создание карты пациента

    Карта пациента предназначена для регистрации паспортных данных пациента.


    Рисунок 8 – Создание карты пациента

    Карта пациента содержит следующие поля:

    Предусмотрена возможность заполнения нескольких документов, удостоверяющих личность пациента.

    Для успешной регистрации пациента в Системе необходимо выполнение следующих условий:


    Рисунок 9 – Наличие карты пациента в Системе


    При нажатии кнопки возможен переход к существующей карте пациента.

    Добавление документа, удостоверяющего личность


    Рисунок 10 – Добавление документа, удостоверяющего личность

    Просмотр карты пациента


    Рисунок 11 – Результат поиска пациента по заданным параметрам

    Для перехода к карте пациента необходимо нажать на ФИО пациента. Откроется страница с картой выбранного пациента.


    Рисунок 12 – Просмотр карты пациента

    Примечание – предусмотрены: функция объединения карт (по кнопке ) и окно просмотра истории изменений в карте () .


    Рисунок 13 – Прикрепление документа

    Создание талона на СМП

    Общие принципы

    В работе с талоном на СМП существует 7 этапов: от процесса его создания и до закрытия.

    Для направляющих организаций доступны для заполнения 1, 2, 4 и 7 этапы. Остальные этапы (3, 5, 6 этапы) заполняет сотрудник принимающей МО.

    После сохранения талону на СМП будет присвоен уникальный номер.

    Примечание – создание нового талона на СМП возможно при наличии у пациента активных талонов, но до 3 этапа (лист ожидания).

    Талон на СМП может находиться в следующих статусах:

    При работе с талонами на СМП все этапы для одного талона заполняются последовательно. Если не заполнены предыдущие этапы талона на СМП, то заполнение следующих этапов невозможно.

    Талон на СМП. 1 этап


    Рисунок 14 – Талон на СМП. 1 этап

    На 1-ом этапе создания талона на СМП доступны для заполнения следующие поля:

    Талон на СМП. 2 этап

    На 2-ом этапе направляющая МО вносит сведения о пациенте, указывая основное и сопутствующие заболевания (МКБ-10), выбирает профиль специализированной медицинской помощи и федеральную МО, оказывающую такую медицинскую помощь. К талону прикрепляются все необходимые документы, такие как выписка из медицинской документации, результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований.


    Рисунок 15 – Талон на СМП. 2 этап

    На данном этапе заполнения талона на СМП доступны следующие поля:

    Примечание:

    1. 101.1. – при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара,
    2. 101.2. – при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.

    Талон на СМП. 3 этап

    После заполнения 1-го и 2-го этапа направляющей МО талон переходит на 3 этап к принимающей (федеральной) МО.

    Принимающая МО рассматривает направление и выписку из медицинской документации пациента, фиксирует решение о возможности приема пациента протоколом врачебной комиссии.

    Сведения о принятом решении вносятся в Систему, прикрепляется протокол врачебной комиссии. Информация о принятом решении доводится до направляющей МО и до пациента.


    Рисунок 16 – Талон на СМП. 3 этап

    На 3-ем этапе принимающей МО заполняются следующие поля:

    Талон на СМП. 4 этап

    При подтверждении талона на 3 этапе сотрудником принимающей МО талон переходит на 4-ый этап к сотруднику направляющей МО.


    Рисунок 17 – Талон на СМП. 4 этап

    На 4 этапе направляющей МО заполняются следующие поля:

    Талон на СМП. 5 этап

    На 5-ом этапе сотрудник принимающей МО указывает сведения о госпитализации пациента.


    Рисунок 18 – Талон на СМП. 5 этап

    На 5 этапе принимающей МО заполняются следующие поля:

    Талон на СМП. 6 этап

    На 6-ом этапе принимающая МО последовательно вносит в Систему сведения о выписке пациента, результатах оказания медицинской помощи, диагнозе при выписке, рекомендации по реабилитации или наблюдении лечащим врачом.


    Рисунок 19 – Талон на СМП. 6 этап

    На 6 этапе принимающей МО заполняются следующие поля:

    Талон на СМП. 7 этап


    Рисунок 20 – Талон на СМП. 7 этап

    На 7 этапе направляющей МО заполняются следующие поля:

    Работа с уведомлениями



    Создание нового уведомления


    Рисунок 23 – Создание нового уведомления


    Рисунок 24 – Отправка уведомления

    Имеется возможность выбора нескольких организаций при создании нового уведомления, в результате чего будет создана Группа. Созданные группы будут отображаться в левой части экрана.

    После перехода в Группу при нажатии на название группы в нижней части экрана отобразятся участники данной группы.

    В личном кабинете на портале "Госуслуг" каждый человек может узнать информацию из своей медицинской карты. Можно получить данные исследований, результаты анализов, заключения специалистов, выписки из стационара и т.д. Но также можно увидеть записи о медпомощи, например, о диспансеризации, которую в реальности человек не проходил. Минздрав опубликовал в начале октября приказ с соответствующими изменениями в Правила оказания медицинской помощи по ОМС. Как увидеть нужные данные на портале и как ими воспользоваться, "РГ" рассказал эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин.

     Фото: Татьяна Андреева/РГ

    Приписки в медицинских картах (то есть записи о медицинской помощи, которую в реальности пациент не получал) появляются по очень простой причине. В системе ОМС все медорганизации получают деньги за факт выполненной работы: принял пациента, обследовал, провел анализы, допустим, назначил и выполнил курс инъекций в процедурном кабинете - все это отражается в карте больного, и исходя из объемов оказанной помощи, поликлиника или больница получает финансирование.

    Фото: Олеся Курпяева/ РГ

    Чем большему количеству пациентов помогли в конкретном медучреждении, тем больше денег оно получит - так работает установленный законом принцип "деньги идут вслед за пациентом". А если учесть, что закон предусматривает возможность выбора медицинской организации пациентом, то вся эта система в совокупности должна стимулировать медучреждения работать более качественно, привлекать пациентов, конкурируя друг с другом. При этом на практике руководство некоторых больниц и поликлиник "улучшает" работу с помощью "приписок", чтобы получать деньги за помощь, которой не было.

    "Некоторые недобросовестные руководители больниц и поликлиник действительно используют "приписки", чтобы получить от государства, а фактически от нас с вами - налогоплательщиков, деньги за якобы оказанную медицинскую помощь, которая "оказана" только на бумаге, - объясняет Сергей Шкитин. - Например, поликлиника в ряде случаев оформляет медицинские документы по отдельным медуслугам, финансируемым за рамками подушевого норматива, а также за диспансеризацию, несмотря на то, что их не проводит. К концу года с таких "приписок" набегает приличная сумма. Проблема в том, что на эти "приписки" могут тратиться деньги ОМС - их можно было бы потратить на действительно необходимую, реальную медицинскую помощь".

    Во время проверок медучреждений страховые компании могут обнаружить такие приписки, проводя специальные экспертизы. Но без участия самих пациентов это сделать трудно - ведь только пациент может подтвердить (или опровергнуть), что он действительно получил медпомощь, зафиксированную в его медкарте.

    "Застрахованный гражданин на портале "Госуслуг" вправе запросить информацию об оказанной медицинской помощи, а затем, получив официальный электронный документ, сравнить, действительно ли он получал медицинскую помощь в объеме, поданном на оплату медорганизациями на его имя за конкретные даты с конкретным диагнозом", - пояснил Шкитин. Не все пользовались этой возможностью, но многие из тех, кто заинтересовался сведениями в своей медкарте, обнаружили, что они якобы были на приеме у врача, обследовались, порой даже находили поставленные им "диагнозы". Часто в карту вписывалась информация о якобы пройденной диспансеризации. "О таких случаях много писали в социальных сетях. Но надо понимать, что по закону страховые компании зачастую проверяют не более 10% страховых случаев, то есть большая доля злоупотреблений может остаться незамеченной", - поясняют страховщики.

    Фото: Олеся Курпяева

    Что же изменилось с вступлением в силу нового приказа минздрава?

    Если вы обнаружили "приписку" - медицинскую помощь, которую вы реально не получали - нужно сообщить об этом в вашу страховую компанию, которая выдавала вам полис ОМС. У каждой страховой компании есть круглосуточная телефонная "горячая линия", номер которой указан на полисе ОМС, - дает совет эксперт.

    "Обращаться в страховую компанию нужно также в случае нарушения ваших прав медицинским учреждением и в любом спорном случае по вопросам получения медицинской помощи по ОМС. Страховые представители уполномочены защищать пациента в спорах с медицинской организацией, решать конфликты в досудебном порядке и помогать пациенту получить необходимую медицинскую помощь.

    Если гражданин сменил фамилию, место жительства или иные данные, удостоверяющие личность, необходимо сообщить об этом в свою страховую медицинскую организацию. Это поможет сохранить контакт со страховыми представителями и поможет оперативно решать многие проблемы", - заключил Шкитин.

    Читайте также: