Как закрыть ип самозанятый

Обновлено: 04.07.2024

Я работал на упрощенке, но после ваших статей стал самозанятым. Занимаюсь грузоперевозками по Москве. Клиенты — физлица и компании. Зарегистрировался 10 января и не знаю, что делать дальше. Пока просто формирую чеки для клиентов и отправляю им на почту.

У меня такие вопросы:

  1. Что делать с упрощенкой?
  2. Что будет, если доход превысит 2,4 млн рублей, на какой системе налогообложения я тогда окажусь?
  3. Можно ли уменьшить доходы на траты на бензин и агентские диспетчерам?
  4. Как платить страховые взносы, которые я платил раньше?
  5. Можно ли мне кроме грузоперевозок еще и квартиру сдавать на этом режиме?

Дмитрий Сергеевич, в отличие от физлиц, у самозанятых предпринимателей могут быть проблемы, если они не разберутся в особенностях спецрежима и вовремя не оформят важные документы. Вот что нужно делать и знать ИП , который решил платить налог на профессиональный доход.

Самозанятый ИП должен отказаться от других спецрежимов

Самозанятый индивидуальный предприниматель не может совмещать упрощенку, вмененку и налог на профессиональный доход. Это запрещено законом. Поэтому после регистрации на льготном налоговом режиме нужно отказаться от других спецрежимов.

Срок для отказа. На отказ есть один месяц со дня регистрации. Если опоздать, регистрацию аннулируют и вы снова окажетесь на УСН с отчетами и взносами.

Куда подавать. Уведомление об отказе от спецрежима нужно подать в налоговую инспекцию по месту жительства или ведения деятельности. То есть в ту налоговую, где вы стояли на учете на этом спецрежиме. Сохраните второй экземпляр или подтверждение отправки, чтобы в случае чего доказать, что не пропустили срок.

Если доход ИП за год превысит 2,4 млн рублей, нужно опять выбрать спецрежим

Как выбрать спецрежим. Нужно подать уведомление в налоговую по месту жительства. Такое же, как обычно, — по стандартной форме. Если вы раньше применяли УСН , то после превышения лимита доходов вы опять окажетесь на этом режиме. Обязательно подайте уведомление.

В какой срок. Выбрать спецрежим после прекращения регистрации в качестве самозанятого нужно в течение 20 календарных дней. Если не успеть, будете платить налоги на общей системе до конца года. И только с 1 января следующего года перейдете на УСН в обычном порядке.

Доходы на расходы уменьшать нельзя

Даже если прибыль всего 30%, налог все равно будет 4 или 6% от выручки.

Платить страховые взносы не нужно, но только пока есть регистрация на НПД

Если доход превысит 2,4 млн рублей, после прекращения регистрации и до конца года придется тоже заплатить часть взносов. Их нет только в период применения льготного спецрежима.

Самозанятый ИП может совмещать бизнес и аренду квартиры

Если вы самозанятый и ваша основная деятельность попадает под льготный режим, можно заниматься и другой деятельностью на этом режиме — например, сдавать квартиру. Тогда налог с доходов от нанимателей-физлиц составит 4%, а декларацию по итогам года подавать не придется. И на каждый платеж можно выдавать квартирантам настоящий чек.

То есть вы будете платить налог на профессиональный доход и с грузоперевозок, и с аренды квартиры.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.



Стоит учесть и то, что при переходе ИП на самозанятость, необходимо не только подать в налоговую службу уведомление "О прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения", но и сдать декларацию "По налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" и налоговый период(код) указать 96.

не раскрыт вопрос, как отчитаться по усн за неполный год по ИП, если например сейчас перейти на самозанятость



Maria, "Уведомление об отказе от УСН" по форме 26.2-3 личный кабинет предлагает утвердить с 1 января 2021 года. Вот цитата со страницы формы уведомления:
"Уведомляю об отказе от применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2021 года и переходе на иной режим налогообложения."
Другой период в середине года выбрать невозможно.
Какой смысл в этом уведомлении, если я прямо сейчас прекращаю УСН, перейдя на НПД, о чем заявляю в форме 26.2-8?
Кстати, выше в тексте статьи не правильно написано название формы. Форма 26.2-8 - это Уведомление о прекращении деятельности УСН, а не об отказе от УСН.

Руслан, это-то нигде не раскрыто, и в налоговой не объясняют, но это требуют: написать в первую очередь о прекращении деятельности по усн в течение 15 дней после перехода на нпд (неважно, когда Вы переходите, можно и в середине года), и далее написать отказ от усн в течение месяца после перехода на нпд. Просите из налоговой справки подтверждающие все эти отказы и переходы на нпд. У меня в ЛК налоговой так и отображается и усн и нпд, и никак поменять это нельзя из-за каких-то их технических сложностей, о чем я и запросила и получила бумагу из налоговой. Но все это неприятно очень, поскольку в ЛК налоговой у меня все еще висит УСН. И вот я должна ходить и доказывать, показывая в налоговой их же справки, что у меня не усн, а нпд, и что налоги я плачу теперь иначе.


Maria, да, нестыковки есть к сожалению. У меня в ЛК тоже была противоречивая информация о режимах после всех заявлений. Но вот сейчас все обновилось и стало корректным. Все справки приняты, подтверждения получены.

Maria, посмотрите содержание Уведомления для отказа от УСН, которое приводится в статье, там написано: 15 дней, а не 1 мес.


Это же не правда, что ИП не может быть самозанятым. Он не может быть самозанятым по тем услугам, что продает ИП, а по другой сфере деятельности – может.


Marina, Может.
А вот совмещать НПД (налог по самозанятости) с другими налоговыми режимами - не может.


Здравствуйте! А я могу сначала сняться с УСН, а потом оформить самозанятство (на ИП)?


Добрый вечер! Я пенсионерка и ИП,поэтому не получаю индексацию пенсии. Если с упрощенки я перейду в разряд самозанятых, но ИП. Буду ли я считаться неработающих пенсионером и получать индексацию пенсии?


Aleksandra, Добрый, пока не прекратите деятельность, индексацию вы не получите, так как считаетесь работающей и получающей определенный доход.

Nina, нет. Работающим пенсионером, внезапно, считается пенсионер, за которого платятся страховые взносы, так что у самозанятых всё индексируется и региональные надбавки не снимаются.


Юрий, вы хотите сказать что ПФР сделает перерасчет пенсии с переходом на самозанятость ИП.

Подскажите, а если я перейду на НПД к примеру в конце января, нужно ли уплатить частичные взносы за январь?

Andrey, нужно. Я ИП на НПД с 3 января 2019г., и за 2 январских дня я платила взносы в ФСС и ПФР. Причем сначала я не платила, и обнаружила только тогда, когда пошли пени. Тогда побежала платить. К сожалению, в ЛК Тинькофф банка это никак не отражалось, но тогда систему только запустили, возможно дальше исправят?

Maria, а по усн как-то отчитывались?

Valeri, да, подала налоговую декларацию за весь год, хотя из этого года я была на УСН всего 2 дня.

Maria, а по какой формуле вы их посчитали?

Andrey, у ФНС есть специальный калькулятор на такой случай


Andrey, Обязательно надо заплатить взносы за январь и после перехода на НПД, сдать декларацию за январь месяц с указанием налогового периода (код) 96


Я оказываю услуги по написанию научных работ.
Я работаю с фрилансерами - работы пишут они. Плачу им я через биржу или напрямую на карту. Многие из них находятся в других странах.
Если я стану самозанятым - смогу ли я работать таким образом, или эти люди будут признаны сотрудниками, наши отношения - трудовыми? Потому что они выполняют работу под моим контролем, в моих интересах, за оговоренную плату

Может ли самозанятый ИП сдавать в аренду свой автомобиль под такси?

Добрый день, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ и пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ плательщик НПД обязан подать налоговую декларацию по УСН не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем перехода на НПД. В функционале Бухгалтерия ЛК Тинькофф-бизнес декларацию по УСН можно подать только в следующем году за предыдущий, "промежуточные" декларации не предусмотрены. Было бы удобно такую декларацию делать через ваш ЛК, счет в банке остается ведь.



Я несколько лет ИП на УСН. Нормальный налоговый режим для молодых людей. Перехожу на самозанятость для того, чтобы пересчитать пенсию по старости. Если бы ни это обстоятельство так бы и работала на УСН. ИП и стаж идет и в пенсионный фонд отчисления надо делать и льготы есть по упрощенке и декларацию и другие отчеты стало легко сдавать не выходя из дома.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, а то налоговая никак не ответит. Я был ИП на УСН, 2 января 2019 года зарегистрировался как плательщик НПД, успешно подал уведомление об отказе от УСН, подал декларацию за 2018 год и забыл о прежнем режиме. Стал работать как ИП на НПД. В начале этого года обнаружил у себя задолженность по страховым взносам за один день (видимо, 1 января 2019 года). Заплатил и снова забыл. И так и не понял, должен я ли я налоговой отчетность за этот один день или нет? Они бы сообщили о том, что я просрочил подачу отчетности или нет? Сейчас собираюсь закрывать ИП и не могу понять, останусь я плательщиком НПД или нет. И как добиться от налоговой ответа о задолженностях по отчетности? Не отвечают уже полтора месяца. Когда прошел первый месяц, они официально уведомили о том, что по закону могут продлить срок ответа на обращение еще на 30 дней.

Я ИП перешел с УСН на НПД, оставил рассчетный счет в банке. Вопрос - получая проценты на остаток суммы на рассчетном счету я должен из указывать в доходах?
Как платить с них налог, указывать в ПРИЛОЖЕНИИ МОЙ НАЛОГ собственный ИНН как лица от которого получен доход?

Сам себе выдал доход, с заработанных денег.. и опять заплатил налог.


Добрый день. Онлайн школу художественную ка можно оформить ИП или самозанятость ? Предлагают открыть через 15 дней после обучения. А если не будет сразу набора или не получится, или вовсе передумаю. Спасибо.


Если индивидуальный предприниматель хочет прекратить деятельность, это необходимо сделать по определенным правилам. Иначе последуют санкции со стороны налоговиков и других контролирующих органов. Рассказываем, как правильно закрыть ИП.

Содержание статьи

Основания для закрытия ИП

Например, предприниматель решил закрыть бизнес или изменить форму собственности для своего дела. Он пишет заявление о прекращении работы под статусом индивидуального предпринимателя. После этого ИП снимают с регистрационного учета.

Но существуют другие основания:

  1. Смерть человека. С учета снимают после справки из загса.
  2. Решение суда. Здесь есть несколько вариантов. Это банкротство, запрет заниматься бизнесом со стороны правоохранительных органов, требования ФНС из-за нарушения налогового законодательства.
  3. Решение налоговиков. Если не платить налоги и взносы в течение 15 месяцев, то ИП закроют контролирующие органы.
  4. Окончание срока проживания в России. Это правило действует для иностранцев, которые занимаются бизнесом на территории РФ.

Если ИП добровольно хочет прекратить работу, то необходимо выполнить определенные действия.

1. Рассчитать и уволить сотрудников

Если ИП выступает в качестве работодателя, то при закрытии необходимо соблюдать требования закона о защите прав сотрудников:

Уведомление службы занятости

Это требование закона, а не Трудового кодекса, так как государство контролирует ситуацию с количеством безработных. Поэтому предприниматель обязан сообщить в Службу занятости о сокращении сотрудников. Это нужно сделать за 2 недели до увольнения. Закон разрешает подать уведомление в свободной форме. В документе указывают должность, квалификацию, специальность и зарплату.

Предупреждение сотрудников

По закону, организация предупреждает сотрудника о сокращении за 2 месяца, но для ИП это правило не действует. Поэтому важно этот момент заранее закрепить в трудовом договоре. Например, установить срок в 2 недели.

Затем издают приказ о прекращении действия трудового договора. Для этого проще использовать стандартную форму № Т-8.

Форма Т-8

Затем делают отметку об увольнении в трудовой книжке и карточке сотрудника. В последний рабочий день сотрудникам выдают справку о стаже СЗВ-СТАЖ, справку о доходах 2-НДФЛ, трудовую книжку и справку СТД-Р, если попросит сотрудник.

И самое главное, сотрудникам обязательно выплачивают зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие начисления по трудовому договору.

2. Уплатить взносы и сдать отчеты

Не стоит забывать, что при закрытии за сотрудников обязательно платят взносы и налоги. Для этого отправляют документы в контролирующие органы:

РСВ и 6-НДФЛ для Федеральной налоговой службы.
Форма 4-ФСС для Фонда социального страхования.
Формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД для Пенсионного фонда России.

Взносы необходимо уплатить в течение 15 дней после увольнения сотрудников. К тому же, надо подать заявление, что работодатель снимается с учета. Это делают через личный кабинет в ФСС. Бланк для заявления можно скачать на сайте Фонда социального страхования.

3. Снять с учета ККТ (онлайн-кассу)

По закону предприниматель должен обратиться к налоговикам, если он потерял кассовый аппарат или передал в пользование другому лицу. В случае закрытия ИП сотрудники ФНС обязаны автоматически снять онлайн-кассу после появления отметки в ЕГРИП. Но если предприниматель хочет убедиться, что кассу точно снимут с учета, то надо написать заявление в ФНС. Это делают в налоговой инспекции, на сайте службы или через личный кабинет оператора фискальных данных.

4. Уничтожить печать

Индивидуальные предприниматели имеют право работать без печати, но некоторые ее используют. Когда статус ИП закрыт, то печать становится недействительной. Но ее могут использовать мошенники, и тогда у правоохранительных органов могут появиться вопросы. Поэтому лучше ее уничтожить.

Это можно делать самостоятельно. Но придется издать приказ об уничтожении печати, составить акт и все это сделать в присутствии специальной комиссии. В комиссию могут входить любые люди. Например, родственники, друзья или сотрудники. Акт и приказ нужно обязательно сохранить. Все документы заполняются в свободной форме. Главное, не забыть указать номер печати или штампа и фио членов комиссии.

Печать может уничтожить и сторонняя организация. Но это сделают за дополнительные деньги. В этом случае попросят заявление, документы ИП и выписку из ЕГРИП. После уничтожения печати, нужно обязательно забрать акт.

5. Закрыть все дела с партнерами и контрагентами

Это одна из самых важных вещей в процессе закрытия ИП. Необходимо прекратить все договоры и оплатить все задолженности перед контрагентами. Это важно сделать, потому что индивидуальный предприниматель отвечает за долги собственным имуществом.

Например, организатор концертов заказал рекламу на билбордах и smm-продвижение в рекламном агентстве. За все работы он должен заплатить 100 тысяч рублей. Если он не рассчитается за эту работу и закроет ИП, то агентство имеет право подать в суд. Скорее всего, это приведет к аресту банковских счетов, а приставы могут забрать часть имущества. Но если контрагенты готовы ждать, то можно вернуть деньги и после закрытия ИП.

Необходимо добиться и того, чтобы контрагенты оплатили все долги перед ИП. Просто физическому лицу будет сложнее это сделать. Потому что дела будет рассматривать обычный суд, а индивидуальный предприниматель имеет право сразу обратиться в арбитражный суд. Это более компетентный орган в денежных спорах.

6. Подготовить пакет документов для налоговой

Придется предоставить документы в налоговую, а именно в отделение, где проходила регистрация ИП. Для этого заполняют форму № Р26001.

Заявление о закрытии ИП

Форму заполняют ручкой или на компьютере. В разделе 3 ничего писать не нужно, а раздел 4 заполняется, если заявление подает представитель ИП. При этом у него должна быть доверенность, которую заверили у нотариуса. Подпись предпринимателя тоже должна быть заверена, кроме случая, когда он передает документы сам и подтверждает личность паспортом.

Нужно оплатить Госпошлину в 160 рублей. Ее можно сформировать на сайте ФНС. Еще в правилах написано, что нужно предоставить справку в ПФР, что предприниматель вел персонифицированный учет. Но на практике налоговики делают это самостоятельно в рамках межведомственного обмена документами.

Для подачи документов есть несколько способов:

  • Самостоятельно в отделении ФНС. Обязательно возьмите с собой паспорт.
  • Через доверенное лицо. Его полномочия нужно обязательно заверить у нотариуса.
  • Почтой. Не забудьте объявить стоимость и сделать опись документов. Подпись предпринимателя должна быть заверенной у нотариуса.
  • Сайт ФНС или портал Госуслуги. Понадобится квалифицированная электронная подпись.
  • В МФЦ. Самостоятельно или через представителя.

Если в документах нет ошибок, а у налоговиков не появились вопросы, то в течение 5 рабочих дней налоговики высылают уведомление о снятии с учета и запись в ЕГРИП. В целом, нужно сказать, что контролирующие органы спокойно смотрят на закрытие ИП и не подозревают заранее предпринимателя в чем-то. Проблемы будут только, если не оплатить взносы и налоги.

7. Закрыть расчетный счет

Это довольно просто сделать — достаточно написать в свой банк через личный кабинет и представители банка пришлют бланк для заявления. После этого счет закроют.

8. Уплатить взносы

Все индивидуальные предприниматели платят фиксированные взносы:

Обязательное пенсионное страхование — 32 448 рублей.
Обязательное медицинское страхование — 8426 рублей.

Когда закрывают ИП, есть 15 календарных дней после снятия с учета, чтобы уплатить страховые взносы. Если предприниматель проработал не весь год, то сумма уменьшается пропорционально количеству отработанных дней. Используйте калькулятор страховых взносов, чтобы узнать точную сумму. Еще придется заплатить 1% с суммы, которая приносила доход в 300 000 рублей.

9. Заплатить налоги и сдать отчетность

Сроки для сдачи отчетности зависят от систем налогообложения:

ИП должен обязательно заплатить налоги. Если прекратите бизнес и останетесь должны, то контролирующие органы не оставят вас в покое. Все долги переходят на физическое лицо. Их взыщут с помощью судебных приставов или через процедуру банкротства. А после этого могут запретить заниматься бизнесом на 5 лет.

Юрист в сфере HoReCa Юлия Вербицкая рекомендует применять небольшие хитрости, чтобы снизить налоги:

А Марат Самитов рекомендует еще один лайфхак:

Кстати, в ПланФакте мы писали про законные способы сокращения налогов на УСН. Прочитайте и используйте их, чтобы улучшить финансовое положение бизнеса.

10. Обязательно хранить документы

Многие предприниматели ошибочно думают, что закрыли статус индивидуального предпринимателя, и можно обо всем забыть, но это не так. Налоговые документы и книги учета и расходов необходимо хранить еще 4 года после закрытия ИП. Дело в том, что налоговики имеют право задать вопросы или попросить пояснения в любой момент. Например, ваш контрагент попал под подозрения, и инспекторы начали проверку всех сделок.

Документы кадрового учета хранят в течение 50 лет. Это трудовые договоры, приказы о приеме на работу или увольнении, личные дела, карточки сотрудников, ведомости по начислению зарплаты.

Как узнать, что статус ИП закрыт

На сайте ФНС есть специальный раздел для уточнения информации. Достаточно выбрать регион, ввести ИНН или ФИО, чтобы узнать о состоянии статуса индивидуального предпринимателя.

Как закрыть ИП, если не велась деятельность

В этом случае нет принципиальных отличий. Нужно уплатить все взносы, налоги и сдать отчеты. И уже потом выполнить весь порядок действий, который описан в этой статье.

Какие ошибки чаще всего допускают при закрытии ИП

Главные ошибки связаны с тем, что люди не платят взносы и налоги. Многие считают, что этого не нужно делать, раз предприниматель прекратил свою деятельность. Вторая распространенная ошибка — потеря документов. Предприниматели в целом часто довольно плохо следят за документооборотом, а после прекращения деятельности тем более. Но это неправильно.

Закрывать ИП самостоятельно или с помощью специалистов

В целом, закрытие ИП — это довольно легкая и стандартная процедура, которую реально сделать самому. Но если у предпринимателя большие обороты и десятки сотрудников, то имеет смысл привлечь специалистов. Например, юристов или бухгалтера. Они помогут рассчитать все налоги и защитят от ошибок в объемной документации.

Сооснователь магазина Ячей Александр Мясников считает, что для закрытия ИП лучше обратиться к специалистам:

Подводя итоги, стоит сказать, что процесс закрытия ИП довольно простой, но сложности появляются, если у предпринимателя работают наемные сотрудники. В этом случае, кроме налогов, придется заплатить и страховые взносы. Поэтому при закрытии лучше проконсультироваться с бухгалтером или юристом.

Итак, давайте подведем итоги. Что нужно сделать, чтобы закрыть ИП без штрафов и санкций:


На практике возникают ситуации, когда индивидуальный предприниматель желает прекратить свою деятельность. Это может быть связано как с неудачами в бизнесе, так и, наоборот, с желанием переоформить ИП в юридическое лицо — ООО, АО. Здесь сразу уточним, что индивидуальный предприниматель не является с точки зрения законодательства юридическим лицом. Это особый статус физического лица, поэтому ИП несет ответственность по обязательствам всем своим личным имуществом.

В целом, снять ИП с учета несложно, однако долги и налоговые обязательства ИП после всех процедур не прекращаются: они переходит на физическое лицо (бывшего ИП). Процедура закрытия ИП зависит от характеристик предпринимательской деятельности. Так, например, ИП без работников и кассового аппарата могут пропустить первые два шага нашей инструкции.

Как уволить сотрудников при закрытии ИП

Как гласит пункт 2 ст. 25 этого закона, работодатель-ИП не позднее чем за две недели до начала проведения увольнений обязан в письменной форме сообщить об этом в центр занятости.

ТК РФ устанавливает, что если есть риск массовой потери работы, то работодатель обязан уведомить орган занятости не позднее трех месяцев до начала увольнений. Поскольку официальная форма уведомления центра занятости законодательством РФ не предусмотрена, то можно воспользоваться как рекомендуемой формой, так и собственной (письмо Роструда от 26.09.2016 № ТЗ/5624-6-1).

Предлагаемую форму можно найти в приложениях № 1-2 Постановления Правительства РФ от 05.02.1993 № 99. Можно подать документ и по свой форме, в которой будут обязательные графы на каждого работника:

  • должность;
  • профессия;
  • специальность;
  • квалификационные требования;
  • условия оплаты труда.

За неподачу уведомления в центр занятости предпринимателя подвергнут штрафу по ст. 19.7 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей. Обычно это денежное взыскание не умножается на количество работников, по которым не подано уведомление.

Увольнение лучше проводить по п. 1 ч. 1 ст. 81 (расторжение договора при ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем). Согласно части 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Однако Верховный Суд неоднократно указывал, что выплата работодателем работнику выходного пособия и сохранение за ним среднего заработка на период его трудоустройства в связи с увольнением по п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ гарантированы только в случае увольнения работника из организации. Лицам, занятым у физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, указанная гарантия ТК РФ не предусмотрена. Прекращение трудового договора для этой категории работников урегулировано специальной нормой — ст. 307 ТК РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.09.2016 № 74-КГ16-23). Поэтому выходное пособие платить не нужно, если оно не закреплено в трудовых договорах с работниками.

Далее следует провести следующие мероприятия.

Напомним, что в 2020 году начался переход на электронные трудовые книжки. Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности, индивидуальный предприниматель выдает трудовую книжку на руки. Таким образом, он освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ (ч. 3 ст. 2 закона № 439-ФЗ, письмо Минтруда РФ от 12.02.2020 № 14-2/В-150).

Запись о выдаче трудовой книжки должна быть заверена подписью индивидуального предпринимателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью (при наличии) и подписью самого работника (ч. 3 ст. 2 закона № 439-ФЗ, письмо Минтруда РФ от 16.03.2020 № 14-2/В-267).

Если работник откажется от ведения трудовой книжки в бумажном виде, то при увольнении ему должны быть предоставлены указанные сведения о трудовой деятельности у данного индивидуального предпринимателя (по форме СТД-Р) (ч. 5 ст. 66.1, ч. 4, 6 ст. 84.1 ТК РФ, приложение № 1 к Приказу Минтруда РФ от 20.01.2020 № 23н).

Так, в Центральный районный суд г. Читы обратилась женщина с иском к своему бывшему работодателю — ИП о восстановлении на работе, изменении формулировки увольнения, о взыскании зарплаты за время вынужденного прогула.

В заявлении она пояснила, что работала у индивидуального предпринимателя в салоне штор в качестве продавца-консультанта. За весь период работы нареканий не имела, должностные обязанности выполняла надлежащим образом. В дальнейшем она сообщила ответчику о своей беременности, в связи с чем ответчик начал создавать невыносимые условия для работы: на нее стали кричать, предъявлять претензии по малозначительным поводам, отказывать в предоставлении времени для обеда, оказывать психологическое воздействие с целью увольнения по собственному желанию.

Под давлением ИП она вынуждена была написать заявление об увольнении по собственному желанию, хотя в действительности прекращать трудовые отношения она не желала, в связи с чем в этот же день она обратилась в прокуратуру с заявлением о незаконных действиях ИП. На следующий день она предприняла попытку отозвать свое заявление об увольнении, на что ИП пояснил, что приказ об увольнении уже подготовлен. Вскоре ИП ликвидировал свою деятельность.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца. При этом суд исходил из того, что заявление об увольнении написано ею собственноручно, в нем указаны даты увольнения и написания этого заявления, а также основание увольнения. Из текста заявления следует, что истица выразила свое волеизъявление об увольнении с работы по собственному желанию с даты, определенной ею в заявлении, в связи с чем изданный работодателем приказ об увольнении истицы соответствует содержанию заявления об увольнении.

Районный суд пришел к выводу, что действия работодателя по изданию приказа об увольнении истца являются соответствующими требованиям п. 2 ст. 80 ТК РФ и не могут расцениваться как нарушающие трудовые права работника. Суд апелляционной инстанции отметил, что так как предпринимательница прекратила свою деятельность в качестве ИП, то решение районного суда в части отказа в восстановлении истца на работе подлежит оставлению без изменения. В то же время судьи признали работницу уволенной с должности продавца-консультанта у индивидуального предпринимателя на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем). Суд апелляционной инстанции также не согласился с доводами первой инстанции, что доказательства принуждения к увольнению не были представлены.

В итоге суд постановил признать увольнение незаконным, признать работницу уволенной с должности продавца-консультанта на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем), обязать ИП внести в трудовую книжку запись о признании записи об увольнении недействительной, внести запись об изменении формулировки и даты увольнения, взыскать с ИП в пользу работницы заработную плату за время вынужденного прогула (Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 11.12.2015 по делу № 33-5111/2015).

Следующим вашим шагом будет снятие с учета кассового аппарата.

Как снять с учета ККТ в налоговой

Вот уже несколько лет в России происходит поэтапный переход на онлайн-кассы. Если сначала этот переход касался только средних и крупных предприятий, то постепенно обязанность иметь кассу появилась и у малого бизнеса. В 2021 году большинство ИП будут обязаны использовать ККТ, поэтому важно знать, как снять их с учета.
ИП должен обратиться за снятием ККТ с учета в следующих случаях (п. 5 ст. 4.2 закона о применении ККТ):

  • при передаче ККТ другому пользователю;
  • хищении или потере ККТ.

Обратиться за снятием ККТ с учета нужно не позднее следующего рабочего дня после передачи ККТ или обнаружения факта ее хищения либо потери (п. 5 ст. 4.2 закона о применении ККТ). В Интернете нередко можно встретить информацию, что при ликвидации ИП предпринимателю нужно специально снимать кассу с учета, подаватель отдельное заявление. Однако это не совсем так.

В пункте 18 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ сказано, что ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой техники с регистрационного учета в случае внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве ИП.

Это значит, что при прекращении ИП деятельности и внесении соответствующей записи в ЕГРИП ему самому не нужно снимать ККТ с учета. За него это сделает налоговая инспекция (об это ФНС выпустила письмо от 10.06.2020 № АБ-4-20/9617@).

Если вы сомневаетесь, снимет ли ФНС кассу автоматически с учета, то можете подать самостоятельно заявление о снятии. Его можно подать как в электронном, так и в бумажном виде в том же порядке, что и заявление о регистрации ККТ. В любом случае после успешного снятия ККТ налоговая служба выдаст карточку о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета снятия по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@.

Если ИП не требовалось использовать ККТ, то можно сразу переходить к следующему шагу.

Какие документы нужны для закрытия ИП

В целях успешного прекращения статуса индивидуального предпринимателя потребуется собрать пакет документов:

Законодательство предусматривает только три этих документа, необходимых для снятия с учета в качестве ИП.

Еще раз напомним, что ИП не является юридическим лицом и налоговые обязательства физического лица после ликвидации статуса ИП сохраняюся. При этом есть следующие способы подачи упомянутых документов (п. 1 ст. 9, п. 7 ст. 22.3 закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате):

  • личное посещение УФНС или МФЦ либо через представителя по доверенности. Если пакет подается через представителя, то у него должна быть нотариальная доверенность, подпись ИП в заявлении тоже должна быть заверена нотариально (п. п. 1, 1.2 ст. 9 закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Причем подписывать заявление от имени ИП представитель не имеет право. Он может лишь сдать документы в регистрирующий орган (п. 1.5 ст. 9 закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
  • ценным письмом с описью вложения. Подпись должна быть заверена нотариально (п. 1.2 ст. 9 закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
  • в электронном виде через портал госуслуг или сайт ФНС;
  • через нотариуса (такая услуга обычно оплачивается отдельно).

Также некоторые сервисы онлайн-бухгалтерии предлагают собрать и подать пакет документов для закрытия ИП не выходя из дома (при наличии электронной подписи).

В аналогичном порядке происходит и снятие с учета в ФСС (если ИП вставал там на учет). Форма заявления о снятии с регистрационного учета в территориальном органе ФСС РФ физического лица утверждена приложением № 2 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 22.04.2019 № 215. Снятие с учета ИП в ФСС осуществляется в срок не позднее 14 рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с учета (в случае прекращения трудового договора с последним из принятых работников) (пп. 3 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Как закрыть расчетный счет ИП

Обычно при открытии ИП предприниматели оформляют себе и расчетный счет в одном из уполномоченных банков. Что же делать со счетом при ликвидации ИП?

Чтобы закрыть счет, достаточно обратиться в банк, в котором данный счет открыт. Процедура, форма заявления и сроки могут отличаться в зависимости от кредитной организации. В некоторых банках есть возможность подать заявление на закрытие счета в электронном виде. Лучше всего уточнить у банковского менеджера, можно ли так сделать. Обычно банк рассматривает заявления о закрытии счета не более одной рабочей недели.

Как рассчитать и оплатить взносы при закрытии ИП

Как уже было сказано, ИП не является юрлицом. Закрыть ИП можно и с долгами, однако все задолженности не исчезнут, а перейдут на физическое лицо. При прекращении статуса последним налоговым периодом по взносам для такого ИП будет период с 1 января календарного года, в котором прошла ликвидация ИП, до дня внесения записи о ликвидации в ЕГРИП. Напомним, что ИП платят фиксированные страховые взносы за себя, а также нефиксированные взносы за работников (при их наличии).

Если у ИП в расчетном периоде были работники, то крайний срок для уплаты нефиксированных взносов за работников при ликвидации ИП считается с даты подачи последнего расчета по страховым взносам — 15 календарных дней со дня его подачи (п. 15 ст. 431 НК РФ). При этом сам расчет нужно подать до дня подачи в ИФНС заявления о закрытии ИП.

Какую отчетность сдавать при закрытии ИП

Отчетность ИП при ликвидации зависит от применяемой системы налогообложения. ИП на ОСН подают 3-НДФЛ и декларацию по НДС. Декларацию по НДФЛ следует подать в течение пяти дней после внесения записи о ликвидации ИП. Декларацию по НДС нужно подать не позднеее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором ИП ликвидировался.

Коммерсанты на УСН при закрытии обязаны подать годовую декларацию по УСН за год, в котором прекратили деятельность перед подачей документов на госрегистрацию.
ИП на НПД (налог на профессиональный доход) отчетность не сдают. Снятие с режима происходит через личный кабинет плательщика НПД.

Предприниматели на ПСН не обязаны сдавать декларацию при ликвидации ИП, но обязаны подавать отчетность по страховым взносам.

Независимо от применяемой системы налогообложения, ИП с работниками необходимо будет подать:

  • 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по работникам (не позднее дня закрытия ИП);
  • расчет по страховым взносам (не позднее дня закрытия ИП);
  • расчет 4-ФСС (не позднее дня закрытия ИП);
  • персотчетность, в частности, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-ТД (в сроки, установленные для каждой формы отчетности);
  • статистическую отчетность, если ИП был обязан ее сдавать.

Какие налоги платит ИП при закрытии

Виды налогов и сроки их уплаты зависят от системы налогообложения.

Плательщикам УСН лучше всего рассчитать и заплатить налог до закрытия ИП (письмо ФНС РФ от 03.08.2006 № 02-6-10/55@, п. п. 1, 9 ст. 22.3 закона о госрегистрации юрлиц и ИП);

На ОСН нужно заплатить НДФЛ не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи 3-НДФЛ, а уплатить НДС надо равными долями (по 1/3) не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев квартала, следующего за кварталом ликвидации.

Если до момента прекращения деятельности на ПСН первая часть суммы патента не была уплачена, то данная сумма с учетом перерасчета подлежит уплате в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента. Сроки уплаты налога указываются в патенте.

На НПД нужно просто оплатить начисленный налог не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

При обращении нового клиента каждый раз я рассказываю одну и ту же телегу — поэтому решил написать ее и просто давать ссылку всем интересующимся.


Что такое самозанятость

Самозанятость или НПД (Налог на Профессиональный Доход) — экспериментальный налоговый режим, который может применяться как к физ.лицу так и к ИП. Я предполагаю, что он появился как более простой и доступный УСН.

Основная его цель — “вывести из тени” всех фрилансеров, которые принимают оплату “черным налом” — и заставить их платить деньги в бюджет.

Обращаю особое внимание на то, что самозанятый — это не профессия, а льготный налоговый режим (так сказал Мишустин). То есть самозанятый — это специалист, работающий на себя, а не “швец и жнец и на-дуде-игрец” в одном флаконе.

И вот — сначала режим вводился в 4 регионах России, а теперь же он действителен по всей РФ. Получается, что самозанятость — это такой же налоговый режим, как УСН, ПСН, ОСНО и ЕСХН (только с некоторыми ограничениями по разным организационным моментам).

Ну и конечно же с официальным самозанятым сотрудничать выгоднее.

Преимущества сотрудничества с самозанятым

Если сравнивать самозанятого и обычного фрилансера, то сотрудничать с самозанятым выгоднее по 2 причинам.

Не нужно платить дополнительные налоги за обналичку. И за перевод тоже не нужно. Самозанятый платит свой налог сам (4% или 6%).

Все официально. Договор, чек. При необходимости можно организовать счет и АВР (Акт Выполненных Работ) — но требовать их заказчик не имеет права.

Однако не все гладко.

Минусы работы с самозанятыми

Доходы самозанятого не должны превышать более 2,4 млн. рублей за год (не более 200 000 рублей/месяц). Если доходы превысят 2,4 млн. рублей, то самозанятый должен будет уплатить НДФЛ со всех сумм сверху, а организация страховые взносы (об этом читайте далее).

Организация не может расторгнуть отношения с работником, а потом сотрудничать с ним, как с самозанятым — в течение 2 лет после его увольнения и регистрации..

А то была такая мошенническая схема — предприниматель “типа увольняет” сотрудника, но начинает сотрудничать с ним, как с самозанятым Это такая схема для уменьшения налоговой нагрузки.

Но ФНС бдит — и быстренько обнаружила эту схему и уточнила наказание за нее в соответствующей статье (пункт 2, подпункт 8).

Налоговая может расценить отношения с самозанятым как трудовые. В этом случае грозит штраф — Штраф — от ₽10 000 до ₽100 000. (В соответствии с КоАП ст 5.27). А также придется платить доп.налоги и страховые.

Чтобы этого не случилось, обязательно нужно требовать у самозанятого чек (образец ниже). Это основной документ плательщика НПД.

Также можно заморочиться и найти информацию о нем в Интернете, но это того не стоит. Чек “решает”.

В чем разница между ИП и самозанятым

По большому счету разницы между ИП и самозанятым нет (по-крайней мере, после 19 октября 2020 года, когда режим распространился на всю Россию). Раньше разница была, но с 1 июля 2020 года статус самозанятого фактически приравнен к статусу ИП.

Разница между НПД и ИП — в том, что самозанятые не имеют право нанимать персонал, ограничены по выручке и видам деятельности.

Получается, что НПД — это налоговый режим для фрилансеров-одиночек, которые не хотят быть ИП — им дали возможность работать официально, с минимальной налоговой нагрузкой и абсолютно без отчетности.

Какие документы предоставляет самозанятый

Чек (который имеет юридическую силу и является полноценным платежным документом).

Такой чек формируется в мобильном приложении “Мой налог”. Можно переслать его по e-mail или в каком-нибудь из мессенджеров. Вы можете распечатать его или сохранить в JPG — и приложить к вашим отчетным документам.

Предоставлять счет тоже можно, но для самозанятых это не обязательно (даже где-то читал, что требовать это незаконно). Но если прям сильно горит, могу заключить договор с Яндексом или с АлиЭкспресс — и тогда будет счет. Но не хотелось бы делать это.

Как платить тогда самозанятому? Читайте далее.

Как юридическому лицу и ИП оплачивать услуги самозанятого

Есть возможность работать через расчетный счет без оплаты дополнительного налога. Как? По банковским реквизитам.

Например, вот мои реквизиты.


Здесь реквизиты банковской карты и ИНН физического лица. Заказчик вносит их в 1С — и переводит денежку непосредственно с р/с.

Без дополнительных налогов, НДФЛ и прочего. По крайней мере мне так платили за разработку некоторых прототипов и текстов.

Вот так — просто и без лишних заморочек.

Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым

Никаких. Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.

Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.

Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого НДФЛ отменяется. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.

Оплата взносов по добровольному страхованию за самозанятого не перекладывается на заказчика — соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Кстати, это же касается взносов в Пенсионный Фонд (говорится там же).

Но иногда все же происходят сложные случаи.

Что-то непонятное

В статье про сотрудничество с самозанятыми автор рассказывал интересный случай.

Когда юрлицо пытается перевести деньги самозанятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается. В результате юрлица с удивлением обнаруживают, что и очередного платежа само занятому банк удержал 20%, например.

Так вот: я поразбирался в данной ситуации — и пришел к некоторым выводам.

Банк не является налоговым агентом, он — просто посредник. Начислять налоги он не имеет права. Другой разговор, что банк удержал комиссию как “за обналичку” — это уже более вероятно (уточняйте банковские тарифы).

Самозанятый платит налог сам — 4% за работу с физическим лицом, 6% — с юридическим.

Доначислить НДФЛ могут только в одном случае — если самозанятый заработал больше, чем ₽2,4 млн за год (хотя в IT это не редкость в принципе). Этот случай описан в Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ . В этом случае ИП или юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении бывшего самозанятого физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в ₽2,4 млн). Но автоматически начислять НДФЛ банк не имеет право.

А еще возможно, что произошло мошенничество. Нужно выбирать честный банк.

Других оснований для решения данного вопроса не известно.

Резюмируем

Сотрудничать с самозанятым — это выгодно и просто: просто переводите ему денежку и просите чек. В большинстве случаев, проблем не должно возникнуть (к слову: у меня не было ни одной проблемы за 3 года статуса).

Иногда в этом плане случаются проблемы. Но от большинства уже разработано решение.

При обращении нового клиента каждый раз я рассказываю одну и ту же телегу — поэтому решил написать ее и просто давать ссылку всем интересующимся.


Что такое самозанятость

Самозанятость или НПД (Налог на Профессиональный Доход) — экспериментальный налоговый режим, который может применяться как к физ.лицу так и к ИП. Я предполагаю, что он появился как более простой и доступный УСН.

Основная его цель — “вывести из тени” всех фрилансеров, которые принимают оплату “черным налом” — и заставить их платить деньги в бюджет.

Обращаю особое внимание на то, что самозанятый — это не профессия, а льготный налоговый режим (так сказал Мишустин). То есть самозанятый — это специалист, работающий на себя, а не “швец и жнец и на-дуде-игрец” в одном флаконе.

И вот — сначала режим вводился в 4 регионах России, а теперь же он действителен по всей РФ. Получается, что самозанятость — это такой же налоговый режим, как УСН, ПСН, ОСНО и ЕСХН (только с некоторыми ограничениями по разным организационным моментам).

Ну и конечно же с официальным самозанятым сотрудничать выгоднее.

Преимущества сотрудничества с самозанятым

Если сравнивать самозанятого и обычного фрилансера, то сотрудничать с самозанятым выгоднее по 2 причинам.

Не нужно платить дополнительные налоги за обналичку. И за перевод тоже не нужно. Самозанятый платит свой налог сам (4% или 6%).

Все официально. Договор, чек. При необходимости можно организовать счет и АВР (Акт Выполненных Работ) — но требовать их заказчик не имеет права.

Однако не все гладко.

Минусы работы с самозанятыми

Доходы самозанятого не должны превышать более 2,4 млн. рублей за год (не более 200 000 рублей/месяц). Если доходы превысят 2,4 млн. рублей, то самозанятый должен будет уплатить НДФЛ со всех сумм сверху, а организация страховые взносы (об этом читайте далее).

Организация не может расторгнуть отношения с работником, а потом сотрудничать с ним, как с самозанятым — в течение 2 лет после его увольнения и регистрации..

А то была такая мошенническая схема — предприниматель “типа увольняет” сотрудника, но начинает сотрудничать с ним, как с самозанятым Это такая схема для уменьшения налоговой нагрузки.

Но ФНС бдит — и быстренько обнаружила эту схему и уточнила наказание за нее в соответствующей статье (пункт 2, подпункт 8).

Налоговая может расценить отношения с самозанятым как трудовые. В этом случае грозит штраф — Штраф — от ₽10 000 до ₽100 000. (В соответствии с КоАП ст 5.27). А также придется платить доп.налоги и страховые.

Чтобы этого не случилось, обязательно нужно требовать у самозанятого чек (образец ниже). Это основной документ плательщика НПД.

Также можно заморочиться и найти информацию о нем в Интернете, но это того не стоит. Чек “решает”.

В чем разница между ИП и самозанятым

По большому счету разницы между ИП и самозанятым нет (по-крайней мере, после 19 октября 2020 года, когда режим распространился на всю Россию). Раньше разница была, но с 1 июля 2020 года статус самозанятого фактически приравнен к статусу ИП.

Разница между НПД и ИП — в том, что самозанятые не имеют право нанимать персонал, ограничены по выручке и видам деятельности.

Получается, что НПД — это налоговый режим для фрилансеров-одиночек, которые не хотят быть ИП — им дали возможность работать официально, с минимальной налоговой нагрузкой и абсолютно без отчетности.

Какие документы предоставляет самозанятый

Чек (который имеет юридическую силу и является полноценным платежным документом).

Такой чек формируется в мобильном приложении “Мой налог”. Можно переслать его по e-mail или в каком-нибудь из мессенджеров. Вы можете распечатать его или сохранить в JPG — и приложить к вашим отчетным документам.

Предоставлять счет тоже можно, но для самозанятых это не обязательно (даже где-то читал, что требовать это незаконно). Но если прям сильно горит, могу заключить договор с Яндексом или с АлиЭкспресс — и тогда будет счет. Но не хотелось бы делать это.

Как платить тогда самозанятому? Читайте далее.

Как юридическому лицу и ИП оплачивать услуги самозанятого

Есть возможность работать через расчетный счет без оплаты дополнительного налога. Как? По банковским реквизитам.

Например, вот мои реквизиты.


Здесь реквизиты банковской карты и ИНН физического лица. Заказчик вносит их в 1С — и переводит денежку непосредственно с р/с.

Без дополнительных налогов, НДФЛ и прочего. По крайней мере мне так платили за разработку некоторых прототипов и текстов.

Вот так — просто и без лишних заморочек.

Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым

Никаких. Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.

Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.

Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого НДФЛ отменяется. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.

Оплата взносов по добровольному страхованию за самозанятого не перекладывается на заказчика — соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Кстати, это же касается взносов в Пенсионный Фонд (говорится там же).

Но иногда все же происходят сложные случаи.

Что-то непонятное

В статье про сотрудничество с самозанятыми автор рассказывал интересный случай.

Когда юрлицо пытается перевести деньги самозанятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается. В результате юрлица с удивлением обнаруживают, что и очередного платежа само занятому банк удержал 20%, например.

Так вот: я поразбирался в данной ситуации — и пришел к некоторым выводам.

Банк не является налоговым агентом, он — просто посредник. Начислять налоги он не имеет права. Другой разговор, что банк удержал комиссию как “за обналичку” — это уже более вероятно (уточняйте банковские тарифы).

Самозанятый платит налог сам — 4% за работу с физическим лицом, 6% — с юридическим.

Доначислить НДФЛ могут только в одном случае — если самозанятый заработал больше, чем ₽2,4 млн за год (хотя в IT это не редкость в принципе). Этот случай описан в Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ . В этом случае ИП или юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении бывшего самозанятого физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в ₽2,4 млн). Но автоматически начислять НДФЛ банк не имеет право.

А еще возможно, что произошло мошенничество. Нужно выбирать честный банк.

Других оснований для решения данного вопроса не известно.

Резюмируем

Сотрудничать с самозанятым — это выгодно и просто: просто переводите ему денежку и просите чек. В большинстве случаев, проблем не должно возникнуть (к слову: у меня не было ни одной проблемы за 3 года статуса).

Иногда в этом плане случаются проблемы. Но от большинства уже разработано решение.

Читайте также: