Как выразить несогласие с законопроектом

Обновлено: 14.05.2024

В законотворческой практике нередки случаи, когда Совет Федерации не одобряет принятый Государственной Думой закон либо принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон отклоняется главой государства. Возникающий таким образом конфликт требует своего разрешения. В законодательном процессе выделяются факультативные, или дополнительные, стадии, связанные с преодолением возникших между палатами Федерального Собрания, а равно между палатами и Президентом РФ разногласий по принятому федеральному закону. На этой стадии применяются специфические конституционные средства разрешения возникшего спора - согласительные процедуры.

В частности, в случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не принимает предложения согласительной комиссии и выразит свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае он считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

Как отмечалось, одобренный федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Конституцией и регламентными нормами предусмотрен порядок (процедуры) рассмотрения палатами закона, в отношении которого Президентом применено право вето.

В обоих случаях возникновения правотворческого конфликта создается согласительная комиссия. Так, при споре палат такая комиссия образуется на паритетных началах по инициативе самих палат Федерального Собрания, а также (как это практикуется) Президента РФ и субъекта права законодательной инициативы из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Цель комиссии - выработать единый согласованный текст отклоненного верхней палатой федерального закона. При этом согласительная комиссия рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между палатами, и преследует цель выработать единый текст закона. Решения комиссии принимаются путем раздельного и открытого голосования представителей каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии.

Государственная Дума обсуждает результаты работы согласительной комиссии и принимает решение простым большинством голосов по каждому ее предложению. Решение оформляется протоко- лом - итоговым документом, содержащим предложения по преодолению разногласий палат. В протоколе фиксируются: 1) предложения по преодолению разногласий и 2) обоснования невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии. Кроме протокола по результатам своей работы согласительная комиссия составляет сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. Протокол и таблица подписываются сопредседателями комиссии от каждой из палат. Эти документы и федеральный закон в редакции согласительной комиссии с заключением на него Правового управления вносятся на рассмотрение Совету Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона. В уточненной редакции принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. Если Государственная Дума не принимает закон в редакции согласительной комиссии, выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Если за данный закон проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов, он считается принятым. В этом случае Председатель Государственной Думы в течение 5 дней направляет данный закон для подписания и обнародования (одновременно уведомив об этом Председателя Совета Федерации).




Для устранения разногласий, возникших в связи с примененным Президентом РФ вето в отношении принятого федерального закона, создается трехсторонняя согласительная комиссия, главная задача которой - выработать приемлемое для палат Федерального Собрания и главы государства законотворческое решение.

Заявление об отказе от вакцинации коронавируса — документ, реализующий право заявителя на несогласие проведения вмешательства в связи с COVID-19 по медицинским или иным основаниям. Обязательное указание причин несогласия в тексте не требуется.

Кто и по каким причинам вправе отказаться от прививки от коронавируса

Правовое регулирование вакцинации (профилактической прививки) осуществляется:

В вышеуказанных актах не сказано, как написать отказ от вакцинации против коронавируса правильно, но разъясняются общие положения по медицинскому вмешательству для физических лиц совершеннолетнего возраста.

Отказаться от вакцинации вправе каждый человек. Никаких дополнительных причин для этого не требуется.

За несовершеннолетних до 16 лет такое право предоставлено родителям или законным представителям. Отдельный закон об отказе от прививок от коронавируса отсутствует. Но есть постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 с перечнем профессий, для которых прививки, в том числе в связи с опасной эпидемиологической обстановкой, являются обязательными. Представители отраслей, которые в него входят, не утрачивают возможность на несогласие, но оно несет для них определенные негативные последствия — отстранение от работы или невозможность устроиться по специальности.

Разъяснения устанавливаются письмами Минздрава России, которые несут рекомендательный характер. Приоритетность вакцинации определена для отдельных категорий граждан. Приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н устанавливает три уровня приоритетности по COVID-19. Действующими нормами законодательства не установлен рапорт на отказ от прививки от коронавируса, обязательность предоставления такого документа отсутствует. Медицинским работником следует руководствоваться алгоритмом действий, утвержденным по разъяснениям Минздрава России.

Новый календарь профилактических прививок (редакция от 09.12.2020), утвержденный Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н, предусматривает проведение действий против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Из текста документа видно, что для определенных категорий граждан установлен приоритетный порядок, но официальный законный отказ от прививки от коронавируса действует, и каждый человек вправе не объяснять свое нежелание делать прививки от ковида, если это не противоречит общим нормам о здравоохранении.

Разъяснениями Минздрава России от 09.12.2020 № 17-о/и/2-18965 установлено, что медицинские вмешательства по COVID-19 проводятся с добровольного согласия граждан. Противопоказаниями от вакцинации являются:

  • аллергические реакции;
  • возраст до 18 лет;
  • обострение хронических заболеваний или острые стадии других болезней;
  • беременность (теперь не противопоказание);
  • кормление ребенка грудью;
  • тяжелые осложнения после введения первой дозы препарата (повышение температуры, судорожный синдром);
  • гиперчувствительность к компонентам вакцины.

Кроме этого перечня существуют случаи, когда медицинское вмешательство по COVID-19 осуществляется с особой осторожностью. Например, к ним относятся заболевания печени, почек, сахарный диабет, инсульт, астма. Из этого перечня видно, что писать как причину отказа от прививки от коронавируса — медотвод или просто нежелание вакцинироваться.

На основании выявленных болезней медицинский работник вправе порекомендовать не делать прививку или провести ее с особой осторожностью. От лица, подвергшегося медицинскому вмешательству, мотивированные объяснения о несогласии не требуются. Достаточно зафиксировать это в письменном виде.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю организовать вакцинацию сотрудников. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как составить отказ от вакцинации от коронавируса в медорганизации

Специализированной формы не установлено. Перед тем как оформить несогласие с вакцинированием против коронавируса, следует ознакомиться с Письмом Минздрава России от 09.12.2020 № 17-о/и/2-18965. Учитывая, что документ оформляется в момент обращения в медучреждение, необходимый бланк предоставляется вам по месту осуществления процедуры. Приложением № 5 утверждена форма письменного отказа от вакцинации от коронавируса и других инфекций. В тексте следует заполнить следующие данные:

  • ФИО гражданина;
  • год рождения;
  • адрес регистрации;
  • название медучреждения;
  • подпись, должность и ФИО медработника;
  • подпись гражданина;
  • дату составления документа.

Образец отказа от прививки от коронавируса

Требования специалиста медучреждения об указании причин несогласия являются необоснованными. Формой не установлено, что писать в причине отказа от прививки от ковид, такая информация не является обязательной. Помимо функции удостоверения решения физического лица, согласие подразумевает информированность об особенностях процедуры (что подразумевает вакцинация, количество этапов процедуры, возможные осложнения, обязательность предварительного медицинского осмотра). Вот так выглядит пример отказа от вакцинации от коронавируса на официальном бланке:

образец письменного отказа от вакцинации коронавируса

На законодательном уровне не закреплено, в каком виде совершается отказ от вакцинации от коронавируса военным, отдельная форма документа не установлена. Каждому физическому лицу до момента начала медицинской процедуры выдается информационный материал, который знакомит с порядком действий и возможными последствиями. Форма материала установлена приложением № 3 к Письму Минздрава России от 09.12.2020 № 17-о/и/2-18965. На основании этих разъяснений составлен текст отказа от прививки от ковида и других болезней.

Как выразить несогласие с вакцинацией на работе

В более чем 20 российских регионах главные санитарные врачи ввели обязательную вакцинацию для государственных и муниципальных служащих и представителей целого ряда профессий. Речь идет не только о тех, кто указан в Постановлении правительства № 825, но и о лицах, которые заняты в:

  • торговле;
  • культурно-массовом секторе;
  • организации детского досуга и отдыха;
  • СПА-услугах;
  • услугах населению (химчистках, прачечных, ремонтных мастерских);
  • клиентском секторе банков, почтовых отделениях и МФЦ;
  • общественном транспорте;
  • курьерских услугах;
  • услугах ЖКХ.

Разберемся, как написать заявление об отказе от прививки от коронавируса на работе правильно:

Композиция делового письма обыкновенно трехчастна. Первая часть вводная (зачин), вторая часть основная, информативная, третья часть заключительная, резюмирует информацию и содержит пожелания дальнейшего сотрудничества.

• Просим.
• Также просим.
• А также просим.
• Сообщаем.
• Одновременно сообщаем.

Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому предложению принимается самостоятельное решение.

Первая часть письма обычно содержит информацию о реальных, имевших место фактах, событиях (ссылка, мотивация, история вопроса); вторая часть называет желаемые, предполагаемые события.

Многоаспектное письмо представляет собой последовательно повторяющиеся содержательные аспекты, синтаксически оформленные в виде абзацев.

Для связи аспектов и содержательных фрагментов одноаспектных писем используются стандартные выражения:

• Во-первых. Прежде всего.
• Во-вторых. Затем.
• В-третьих. В заключение.
• Переходя к следующему вопросу.
• Что касается вопроса о.
• Учитывая все вышесказанное.
• Исходя из вышесказанного.
• В связи с необходимостью вернуться к вопросу о.
• Подводя итоги, необходимо подчеркнуть.
• В заключение выражаем надежду на.
• В заключение хотим напомнить Вам о.

Стандартные выражения деловой переписки

Первой частью любого письма (аспекта) является мотивация, объясняющая побудительные мотивы, причины составления текста.

Стандартные выражения, указывающие на причину
• По причине задержки оплаты.
• В связи с неполучением счета-фактуры.
• Ввиду несоответствия Ваших действий ранее принятым договоренностям.
• Ввиду задержки получения груза.
• Вследствие изменения цен на энергоносители.
• Учитывая, что производственные показатели снизились на.
• Учитывая социальную значимость объекта.

При ссылках
• Ссылаясь на Вашe письмо от.
• В соответствии с достигнутой ранее договоренностью.
• Ссылаясь на Ваш запрос от.
• Ссылаясь на устную договоренность.
• В ответ на Ваше письмо (запрос).
• В соответствии с нашей договоренностью.
• На основании нашего телефонного разговора.
• На основании устной договоренности.
• Согласно постановлению правительства.
• Согласно Вашей просьбе.
• Согласно протоколу о взаимных поставках.
• Согласно спецификации.
• Ссылаясь на переговоры.

Указание на цель
• В целяx скорейшего решения вопроса.
• В целях выполнения распоряжения.
• Для согласования спорных вопросов.
• Для согласования вопросов участия.
• Для наиболее полного освещения деятельности Вашей oрганизации в СМИ.
• Для решения спорных вопросов.
• В целях безопасности прохождения груза.
• В ответ на Ваш запрос.
• Во избежание конфликтных ситуаций.

Все перечисленные выражения необходимо использовать с учетом контекста и речевой ситуации.

Стандартизована в деловых письмах, равно как и в других типах документов, сочетаемость слов:

• контроль - возлагается,
• цена - устанавливается (снижается, поднимается),
• задолженность - погашается,
• сделка - заключается,
• рекламация (претензия) - предъявляется (удовлетворяется),
• платеж - производится,
• счет - выставляется (оплачивается),
• вопрос - поднимается (решается),
• скидки - предоставляются (предусматриваются),
• оплата - производится,
• возможность - предоставляется,
• договоренность - достигается,
• кредит - выделяется и т. п.

Сотрудничество чаще всего бывает плодотворным, взаимовыгодным,
деятельность - успешной,
вклад - значительным,
позиции - конструктивными (прочными),
доводы - вескими,
необходимость - настоятельной,
спектр (услуг) - широким,
скидки - значительными / незначительными,
предложение - конструктивным,
разногласия - существенными / несущественными,
рентабельность - высокой / низкой,
расчеты - предварительными или окончательными и т. п.

Так, между контрагентами возник спор о сумме пени, подлежащей уплате покупателем за задержку денежных переводов за полученную продукцию. Ответчик заявил, что неустойка в 346 616 рублей завышена и не соответствует последствиям нарушения обязательств. Но суд посчитал, что пеню рассчитали верно – согласно условиям из протокола разногласий (1). ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ – ЭТО ЧАСТЬ ОСНОВНОГО ДОГОВОРА, ЕГО СИЛА РАВНА СИЛЕ ДОГОВОРА.

Когда составлять протокол разногласий обязательно, а когда желательно

Как составить протокол разногласий (правила + пример)

  • Населенный пункт и дату составления документа
  • № основного договора (или проекта)
  • Номера и содержание пунктов, которые предлагается скорректировать: в изначальной редакции и с изменениями
  • Реквизиты контрагентов (по желанию — эта информация есть в договоре)
  • Подписи директоров организаций или лиц, имеющих право заключать договоры от имени компании по доверенности (можно с печатями, но они необязательны).

Что учесть при составлении протокола разногласий, чтобы заключить выгодную сделку и выиграть в суде, если возникнет спор

1. Всегда составляйте протокол разногласий, даже если знаете, что контрагент не пойдет навстречу

Когда возникнет спор, вы сможете доказать суду, что использовали возможность выразить несогласие с кабальными, несправедливыми, несоразмерными условиями договора. Если протокол не составлять – суд сочтет, что условия вас полностью устраивали (2, 3) .

2. Делайте отметку, что условия в протоколе – существенные

Если будет спор по условиям из протокола, для суда важно, существенные они или несущественные. Вы сможете оспорить сделку и выиграть спор, если контрагент выразит несогласие с существенными (по протоколу) условиями (4) и не будет их исполнять. Кроме того, такая отметка защитит ваши интересы, если договор заключили, но партнер не подписал протокол. Если контрагент не подписал протокол разногласий с существенными условиями, суд признает сделку незаключенной (5), и вы освободитесь от обязательств. Если контрагент не подписал протокол с несущественными условиями, суд может признать невыгодный для вас договор заключенным, и вы будете вынуждены его исполнять (6).

3. Фиксируйте в протоколе срок, когда вторая сторона должна вернуть вам подписанный экземпляр

Потенциальный партнер может долго тянуть с подписанием протокола (если это не обязательный договор), а вы терпеть убытки. Например, связанные с тратами на подготовку исполнения обязательств по договору, простоем оборудования и т. д. Указание срока, в течение которого вы ожидаете ответа от контрагента, дает вам право в случае безосновательного уклонения контрагента от подписания протокола, в судебном порядке требовать заключения договора и/или возмещения понесенных убытков.

4. Не начинайте работать, не пересылайте аванс контрагенту, пока он не подписал протокол разногласий

Если вы начали работу или перевели часть оплаты партнеру, а условия до конца не согласовали, суд может признать договор действующим (7). Даже если вы не подписали ни договор, ни протокол разногласий, и вернули документы, но успели перечислить аванс, – вы будете вынуждены исполнять условия невыгодной оферты (8) .

5. Подписывайте основное соглашение только после того, как партнер подпишет, а вы получите протокол разногласий

6. Обращайте внимание на числа

Протокол разногласий, как правило, содержит не одну дату, а несколько: когда составлен протокол, когда он подписан одной и другой стороной, с какого числа документ считается вступившим в силу (когда начинается его действие). Оптимальный вариант – датировать все одним числом. Если это невозможно, проследите, чтобы дата вступления в силу протокола разногласий была аналогичной дате вступления в силу основного соглашения. Или укажите, что договор признаётся заключенным с момента подписания протокола разногласий. Иначе протокол, датированный более ранним, чем контракт, числом, может быть воспринят судом как преддоговорная переписка, а его условия признаны не имеющими силу (9).

Учреждения здравоохранения, как и другие организации госсектора, довольно часто подвергаются проверкам со стороны различных контрольно-надзорных органов. При этом на практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами проверяющих. В статье мы поговорим о порядке обжалования таких выводов проверяющих. Напомним, что по общему правилу оспорить выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде.

Внесудебный порядок.

Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены. На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц[1] по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

Согласно ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

№ страницы акта проверки (при необходимости можно указать номер абзаца)

Описание выявленного нарушения

Позиция проверяемого учреждения

Отметим, что аналогичные нормы содержатся, например, в п. 45, 65 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, в силу которых проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения прилагаются к материалам проверки (ревизии).

Материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения и будет принято решение о принятии либо непринятии возражений.

Если возражения не будут приняты, учреждение может либо оспорить их в вышестоящем органе (допустим, если проверку проводил территориальный орган Роструда, следует обращаться непосредственно в Роструд), либо в суде.

Если возражения на акт проверки не будут приняты, учреждению нужно дождаться поступления представления или предписания контрольного органа и обжаловать уже данные документы.

Напомним, что в силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба.

И представление, и предписание можно также обжаловать во внесудебном порядке. Внесудебный порядок обжалования предполагает направление жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Для осуществления обжалования во внесудебном порядке должностным лицам проверяемого учреждения необходимо ознакомиться с документами, регламентирующими порядок осуществления деятельности контрольного органа (административным регламентом, положением о порядке проведения контрольных мероприятий и т. д.), которые должны включать в себя порядок внесудебного обжалования решений, а также действий (бездействий) должностных лиц контрольных органов.

Далее рассмотрим порядок внесудебного обжалования результатов проверок, осуществляемых должностными лицами Федерального казначейства. Жалоба на решения территориальных органов и действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал о принятии решения территориальным органом, действии (бездействии) его должностных лиц или должен был узнать об этом решении территориального органа, действии (бездействии) его должностных лиц. Например, такой срок следует исчислять с момента поступления в учреждение предписания или представления территориального органа Федерального казначейства либо с момента подписания акта проверки.

Необходимо отметить, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения территориального органа Федерального казначейства или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.

Направляемая в Федеральное казначейство жалоба должна содержать:

наименование органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, должностного лица;

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, должностного лица.

К жалобе нужно приложить документы (их копии), подтверждающие изложенные в ней доводы поверяемого учреждения.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с даты ее регистрации в Федеральном казначействе. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства либо уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 рабочих дней, уведомив об этом учреждение с указанием причин продления срока.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства принимает одно из следующих решений:

удовлетворение жалобы полностью или в части;

оставление жалобы без удовлетворения.

Данное решение в течение трех рабочих дней оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства.

Судебный порядок.

Право государственных (муниципальных) учреждений на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) контрольных органов закреплено в ст. 46 Конституции РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц осуществляется в порядке гл. 25 ГПК РФ при обращении граждан с соответствующими требованиями в суды общей юрисдикции, в порядке гл. 24 АПК РФ – при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в арбитражные суды, а также в порядке гл. 22 КАС РФ (например, при обжаловании предписаний государственной инспекции труда).

Далее рассмотрим порядок обжалования, установленный АПК РФ. В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ государственные (муниципальные) учреждения вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что решение или действие (бездействие) не соответствует закону либо иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создает дополнительные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений) может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

Для справки:

Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

И предписания, и представления контрольных органов по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными подается в арбитражный суд в письменном или электронном виде (посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете) (ч. 1 ст. 125 АПК РФ). Указанное заявление должно содержать:

наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

наименование учреждения, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

перечень прилагаемых документов.

К заявлению необходимо приложить (в бумажном или электронном виде) (ст. 126 АПК РФ):

уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования;

копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска (при наличии);

документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения учреждения и его контрагента. Такие документы должны быть получены не ранее чем за 30 дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Исходя из ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) контрольных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, определяет наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также выясняет, нарушают ли оспариваемые решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды, давая оценку требованиям заявителей и приводимым в обоснование требований доводам, исследуют вопросы наличия либо отсутствия доказательств нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями контрольного органа.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В заключение еще раз отметим, что оспорить выводы контрольных органов можно как в судебном, так и во внесудебном порядке. Рекомендуем начать все же с внесудебного порядка – как требующего меньшего привлечения ресурсов учреждения.

Читайте также: