Как выйти из состава учредителей тоо в казахстане

Обновлено: 03.05.2024

17 июня 2018 года вступил в силу Закон Украины "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", который определяет правовой статус обществ с ограниченной ответственностью, порядок их создания, деятельности и прекращения, права и обязанности участников. О порядке выхода из общества с ограниченной ответственностью, расскажет prostopravo.

Добровольный выход участника из общества

Согласно ст. 24 Закона участник общества, доля которого в уставном капитале составляет менее 50 процентов, может выйти из общества в любое время без согласия других участников. Ранее такой возможности у участника ООО не было.

Участник общества, доля которого в уставном капитале общества составляет 50 или более процентов, может выйти из общества с согласия других участников. Решение о предоставлении согласия на выход участника из общества может быть принято в течение одного месяца со дня подачи участником заявления, если иной срок не предусмотрен уставом.

Если для выхода участника необходимо согласие других участников общества, он может выйти из общества в течение одного месяца со дня предоставления такого согласия последним участником, если меньший срок не определен таким согласием.

Законом прямо установлено, что участник считается вышедшим из общества, со дня государственной регистрации его выхода.

Выход участника из общества, в результате которого в обществе не останется ни одного участника, запрещается.

Исключение из состава участников ООО

или препятствование своими действиями достижению целей общества. Собственно оснований для исключения участника по новому Закону всего два:

  • невнесение вклада участником общества.

Если участник общества не внес вклад для погашения задолженности в течение предоставленного дополнительного срока, исполнительный орган общества должен созвать общее собрание участников, которые могут принять одно из следующих решений:

  1. об исключении участника общества, имеющего задолженность по внесению вклада;
  2. об уменьшении уставного капитала общества на размер неоплаченной части доли участника общества;
  3. о перераспределении неоплаченной доли (части доли) между другими участниками общества без изменения размера уставного капитала общества и уплату такой задолженности соответствующими участниками;
  4. о ликвидации общества.

При этом голоса, приходящиеся на долю участника, имеющего задолженность перед обществом, не учитываются при определении результатов голосования для принятия решения.

  • Отказ наследника (правоприемника) от вступления в общество.

В случае смерти или прекращения участника общества его доля переходит к его наследнику или правопреемнику без согласия участников общества.

В случае смерти, объявления судом безвестно отсутствующим или умершим участника - физического лица или прекращения участника - юридического лица, доля которого в уставном капитале общества составляет менее 50 процентов, и если в течение года со дня истечения срока для принятия наследства, установленного законодательством, наследники (правопреемники) такого участника не подали заявление о вступлении в общество в соответствии с законом, общество может исключить участника из общества. Такое решение принимается без учета голосов участника, исключается. Если доля такого участника в уставном капитале общества составляет 50 процентов или более, общество может принимать решения, связанные с ликвидацией общества, без учета голосов участника.

Выплата доли выбывшему участнику

Не позднее 30 дней со дня, когда общество узнало или должно было узнать о выходе участника, оно обязано сообщить такому прежнему участнику стоимость его доли, предоставить обоснованный расчет и копии документов, необходимых для расчета. Стоимость доли участника определяется по состоянию на день, предшествующий дню подачи участником соответствующего заявления в порядке, предусмотренном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований".

Общество обязано в течение одного года со дня, когда оно узнало или должно было узнать о выходе участника выплатить такому прежнему участнику стоимость его доли. Уставом общества, действующим на момент выхода участника, может устанавливаться иной срок для осуществления такой выплаты.

Стоимость доли участника определяется исходя из рыночной стоимости совокупности всех долей участников общества пропорционально размеру доли такого участника.

По согласованию участника общества, который вышел, и общества обязательство по уплате денежных средств может быть заменено обязательством по передаче другого имущества.

Общество выплачивает участнику, который вышел из общества, стоимость его доли или передает имущество только пропорционально размеру оплаченной части доли такого участника.

Общество обязано предоставлять участнику, который вышел из общества, доступ к документам финансовой отчетности, другим документам, необходимым для определения стоимости его доли.

Уставом общества могут быть предусмотрены другие срок, порядок, размер и способ проведения расчетов с участником, который выходит из общества, а также порядок выбора субъекта оценочной деятельности. Соответствующие положения могут быть внесены в устав, изменены или исключены из него единогласным решением общего собрания участников, в которых приняли участие все участники общества.

Такой же порядок применяется в случае исключения участника из общества. Не позднее 30 дней со дня принятия общим собранием участников такого решения общество обязано сообщить бывшему участнику (его наследнику, правопреемнику) стоимость его доли. Стоимость доли определяется по состоянию на день, предшествующий дню принятия общим собранием участников решения об исключении участника из общества.

Такие же правила применяются к отношениям по выходу из общества наследника или правопреемника участника.

Государственная регистрация выхода участника

Для государственной регистрации изменений в сведения о составе участников общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью представляются следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений в этих сведений;
  2. документ об уплате административного сбора (0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц);
  3. один из таких документов:
    • а) решение общего собрания участников общества об исключении участника из общества;
    • б) заявление о выходе из общества;

Подлинность подписей участников, которые голосовали за решение, удостоверяется нотариально. Если в случаях, предусмотренных законом (смерть участника, реорганизация и т.п.), такое решение принимается без учета голосов участника в связи с наступлением определенного обстоятельства, подается также доказательство наступления такого обстоятельства (оригинал документа или его копия, верность которой удостоверена нотариально или органом, выдавшим документ).

Подлинность подписи на заявлении о выходе удостоверяется нотариально.

Если в соответствии с законом или уставом общества требуется согласие других участников на выход из общества, подается также такое согласие, подлинность подписей на котором удостоверяется нотариально.

В случае проведения государственной регистрации изменений в сведения Единого государственного реестра об исключении или выходе участника (наследника или правопреемника) общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, а также связанных с передачей (получением) доли (части доли) в уставном капитале самому обществу с ограниченной или дополнительной ответственностью, государственный регистратор одновременно вносит запись об уменьшении размера уставного капитала на размер соответствующей доли (части доли) в уставном капитале. Это правило не применяется, если общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, которое приобретает долю (часть доли) в своем уставном капитале, вместе с заявлением о государственной регистрации предоставит справку о формировании резервного капитала в размере, который в соответствии с законом допускает владение долей (частью доли ) в своем уставном капитале.

Как зарегистрировать ТОО в Казахстане и какие документы потребуются.

Какими документами регулируется процедура регистрации ТОО?

Этапы регистрации ТОО в Казахстане.

Зарегистрировать ТОО может как единственный участник, так и группа лиц.

Желающие зарегистрировать организацию в Казахстане, должны предварительно пройти несколько этапов:

1. выбрать уникальное название, которое не дублируется с уже существующими организациями;

2. выбрать юридический адрес (зарегистрировать ТОО по домашнему адресу учредителя, арендовать или купить нежилое или офисное помещение, заключить договор на покупку юрадреса);

3. определиться с видом деятельности и подобрать для него ОКЭД;

4. определиться с масштабом будущей деятельности (будет ли ТОО относиться к субъектам малого бизнеса, среднего или крупного бизнеса;

5. в зависимости от масштабов деятельности определиться с размером уставного капитала (для малого бизнеса -0 тг., для прочих организаций минимально 100 МРП на дату подачи документов);

6. подписать учредительный договор (если участников несколько);

7. оформить решение о создании ТОО;

8. утвердить устав ТОО (по типовой форме или разработать с помощью юристов);

9. определиться с тем, будет ли регистрация проводиться самостоятельно или с привлечением специалистов.

Оформление учредительного договора и устава не являются обязательными именно для прохождения процедуры регистрации (онлайн), но их необходимо оформить, чтобы соблюсти требования законодательства к функционированию ТОО. Поэтому лучше оформить эти документы сразу, чтобы избежать проблем в будущем.

Если будущий учредитель решил провести процедуру самостоятельно, на выбор ему предоставляется два варианта:

  • регистрация при личной явке в регистрирующий орган (документы в бумажном формате подаются через ЦОН);
  • регистрация онлайн (через портал Egov).

Второй вариант (онлайн –регистрация) наиболее удобен и экономит время и нервы учредителя.

Какие документы потребуются?

Перечень документов зависит от способа регистрации. Если подавать документы в бумажном виде в ЦОН, потребуются:

  • заявление;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • решение учредителя о создании ТОО;
  • документ, подтверждающий место нахождения;
  • квитанция об оплате госпошлины (если ТОО не относится в МСБ).

Для открытия счета ТОО в банке потребуются:

  • заявление;
  • заполненная анкета банка;
  • документ с образцами подписей руководителя;
  • свидетельство о госрегистрации ЮЛ;
  • устав (оригинал и копия);
  • документы, удостоверяющие личность учредителей, собственников;
  • доверенности и их копии.

Для страховой компании понадобятся:

  • заявление-анкета;
  • штатное расписание;
  • устав.

Та же процедура в электронном виде позволяет сократить количество документов до минимума, т.к. большая их часть подтягивается в систему автоматически из баз данных госорганов.

Для электронной заявки понадобится заполнить электронные анкеты для Минюста, банка и страховой и приложить сканы:

  • устава;
  • образца подписей;
  • доверенности;
  • списка работников.

Однако, отметим, что приложение сканов не является обязательным пунктом.

Поскольку онлайн-регистрация - наиболее простой и удобный способ открыть ТОО, рассмотрим процедуру подробнее.

Как зарегистрировать ТОО онлайн.

Сама процедура онлайн-регистрации на Egov проста:

Онлайн-услуга позволяет за одну процедуру зарегистрировать ТОО, открыть банковский счет и заключить договор страхования, что избавляет заявителя от посещения трех разных учреждений и организаций.

Что еще потребуется сделать после регистрации ТОО?

После прохождения регистрации необходимо выбрать подходящую систему налогообложения. По умолчанию новым компаниям автоматически присваивается общеустановленный режим (ОУР), что не всегда выгодно собственникам с точки зрения налогообложения.

ТОО вправе выбрать спецрежим на основе упрощенной декларации, если отвечает требованиям, установленным для данного режима (ст.683 НК РК):

  • численность работников не более 30 человек;
  • доход за полугодие не превышает лимит в 24 038 МРП (63 724 738 тг);
  • нет структурных подразделений;
  • доля участия других юрлиц составляет не более 25 %;
  • учредитель или участник одновременно не является участником (учредителем) другого ТОО на упрощенке.

Также имеются ограничения по видам деятельности, перечисленные в пп.3 п.2 ст.683 НК РК.

Также потребуется приобрести онлайн-кассу, и зарегистрировать ее в налоговой. Если деятельность будущей организации подлежит лицензированию, потребуется оформить соответствующие лицензии.

Желательным будет получение фирменной печати, а также потребуется получение ЭЦП юридического лица.

В чем особенность регистрации ТОО, если учредители (участники) –иностранцы?

  • копия паспорта иностранца;
  • казахстанский ИИН (получить его можно в ЦОНе).

Для иностранного юрлица:

Документы должны быть нотариально заверены в стране происхождения иностранного юрлица, и апостилированы или легализованы в Казахстане. Исключение –страны СНГ, для которых апостиль и легализация не требуются.

Личное присутствие иностранных граждан при оформлении всех процедур не требуется –все можно сделать по доверенности, которая также должна быть переведена на казахский и русский языки и нотариально заверена.

Если иностранец-физлицо присутствует в стране лично, у него должна быть оформлена виза бизнес-иммигранта С5, которая выдается на срок от 3 месяцев до 2 лет. Открытие ТОО по деловой визе может быть признана незаконной.

Также следует иметь ввиду, что не все виды деятельности вправе осуществлять на территории Казахстана иностранные граждане. Уточнить список ограничений можно в законах:

Стоимость Открытия ТОО (1 участник - по типовому уставу) - 35 000 тенге

Алматинское Юридическое Агентство

Процедура добровольной ликвидации ТОО в Казахстане

Ликвидация ТОО в Казахстане достаточно длительный и сложный процесс, который состоит из строго установленных сроков и порядка. Ниже рассматривается как поэтапно закрыть ТОО в Казахстане.

1. Принятие решения о ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии

Процедура начинается с принятия решения участниками ТОО о ликвидации. Решение оформляется протоколом общего собрания участников (решением единственного участника).

Назначение ликвидационной комиссии. Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) должен содержать назначение и состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия должна состоять в количестве не менее двух лиц и назначается из числа любых дееспособных лиц, включая сотрудников юридического лица. С момента назначения к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, а также право выступать от имени юридического лица в суде.

2. Уведомление госорганов и объявление о ликвидации

Уведомление госорганов. После принятия решения о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней нужно письменно или через интернет-сайт с применением ЭЦП уведомить НАО "ГК "Правительство для граждан" и налоговый орган по месту регистрации о ликвидации ТОО (п. 1 ст. 50 ГК РК).

Предоставление информации о высвобождаемых работниках. Информация предоставляется в центр занятости населения о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией, с указанием количества работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона РК "О занятости населения").

Подача объявления в газету. Одновременно в периодическое печатное издание, распространяемое на всей территории Республики Казахстан (Юридическая газета), подается объявление о ликвидации юридического лица, с указанием порядка и сроках приема претензий от кредиторов.

3. Трудовые отношения при ликвидации

Увольнение сотрудников. Трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя-юридического лица (пп. 1 п. 1 ст. 52 ТК РК).

Компенсация сотрудникам. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией, работодатель производит компенсационные выплаты работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц (пп. 2 п. 1 ст. 131 ТК РК).

В случае задолженности перед сотрудниками. При ликвидации, работодатель обязан при наличии задолженности перед работником выдать справку о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом (п. 3 ст. 62 ТК РК).

4. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса

Составление промежуточного ликвидационного баланса. После истечения срока для предъявления претензий от кредиторов, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержат сведения о составе имущества ликвидируемого ТОО, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.

Расчет по долгам ТОО. В случае наличия обоснованных заявленных требований по задолженности ТОО, следует произвести расчёт с кредиторами. При недостаточности денег для погашения задолженности продается имущество ТОО с публичных торгов.

Оплата налогов. Параллельно производится расчет по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.

Оставшееся имущество после расчета. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого ТОО передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица либо направляется на цели, указанные в учредительных документах.

Составление ликвидационного баланса. После завершения расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ТОО.

В случае неспособности рассчитаться по долгам. Признание банкротства. При неспособности ТОО в полном объеме рассчитаться с контрагентами и перед бюджетом, возможно признание банкротства. Признание банкротства осуществляется по заявлению самого ликвидируемого ТОО либо кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц.

5. Подача налогового заявления и прохождение налоговой проверки при ликвидации

При ликвидации юридическое лицо должен пройти проверку на предмет исполнения налогового обязательства. Поэтому в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса в налоговый орган одновременно представляется:

  • налоговое заявление о проведении налоговой проверки;
  • ликвидационная налоговая отчетность.

Начало налоговой проверки. Налоговая проверка должна начаться не позднее 20 рабочих дней после подачи налогового заявления о проведении проверки.

Срок налоговой проверки. Налоговая проверка не должна превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок может быть продлен либо приостановлен по основаниям, предусмотренным ст. 146 Налогового кодекса РК.

Получение акта налоговой проверки. По завершении налоговой проверки составляется акт налоговой проверки в 2-х экземплярах, один из которых вручается ликвидируемому ТОО.

Представление ликвидационного баланса. После завершения налоговой проверки, в течение 3-х рабочих дней со дня завершения либо исполнения дополнительных налоговых обязательств (п. 12 ст. 58 НК РК), ликвидируемое ТОО представляет ликвидационный баланс в налоговый орган по месту нахождения.

Условия для установления камерального контроля. Порядок камерального контроля устанавливается, если ликвидируемое ТОО одновременно соответствует следующим условиям:

  • не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС);
  • не применяет налоговый спец. режим для производителей сельхоз продукции, продукции аквакультуры (рыболовства) и сельхоз кооперативов;
  • не реорганизовано или не является правопреемником реорганизованного юридического лица (не распространяется в отношении юридических лиц, реорганизованных путем преобразования);
  • не включено в план налоговых проверок или в список выборочных налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков либо не включено в полугодовой график налоговых проверок, проводимых по особому порядку на основе оценки степени риска;
  • не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

Представляемые документы. При соответствии условиям, в налоговый орган по месту нахождения одновременно представляется:

  • налоговое заявление о прекращении деятельности;
  • ликвидационная налоговая отчетность;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (при наличии).

Срок камерального контроля. Нормы ст. 58 Налогового кодекса РК, устанавливает общий срок камерального контроля в 33 рабочих дня, по результатам которого налоговый орган составляет заключение, где отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.

Получение заключения результатов камерального контроля. Заключение составляется в 2-х экземплярах, один из которых вручается ликвидируемому ТОО не позднее 3-х рабочих дней после завершения камерального контроля.

Представление ликвидационного баланса. После завершения камерального контроля, в течение 3-х рабочих дней со дня получения заключения результатов камерального контроля, ликвидируемое ТОО представляет ликвидационный баланс в налоговый орган по месту нахождения.

Приведены наиболее распространённые виды налогового контроля при ликвидации, полный перечень налогового контроля при ликвидации юридического лица содержится в главе 7 Налогового кодекса РК.

Если ТОО является приостановленным/бездействующим. В процедуре ликвидации следует сдавать налоговую отчетность, поэтому если ТОО приостановило представление налоговой отчетности/признано бездействующим, то предварительно потребуется в налоговом органе возобновить представление налоговой отчетности/исключить из числа бездействующих.

6. Закрытие банковского счета

После завершения налоговых проверок ликвидируемое ТОО производит закрытие банковского счета.

7. Уничтожение печати

Печать при ликвидации ТОО подлежит уничтожению. При уничтожении составляется акт уничтожения печати, по установленной форме, согласно приложению 23 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях.

Осторожность перед уничтожением. Печать следует уничтожить в последнюю очередь, удостоверившись в готовности и правильности всех документов.

8. Государственная регистрация прекращения деятельности

Подача заявления на регистрацию ликвидации. Последним этапом ликвидации ТОО является государственная регистрация прекращения деятельности в НАО "ГК "Правительство для граждан" по месту нахождения. Для этого в НАО "ГК "Правительство для граждан" предоставляется следующий перечень документов:

Срок регистрации прекращения деятельности. Если в процессе проверки не выявлены нарушения порядка ликвидации, регистрация прекращения деятельности производится в течение 5 рабочих дней, следующих за днем подачи заявления.

Завершение ликвидации ТОО. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

9. Получение приказа о государственной регистрации прекращения деятельности

После ликвидации ТОО в НАО "ГК "Правительство для граждан" (ЦОН) выдается приказ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

10. Последствия ликвидации

Прекращение обязательств. Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое юридическое лицо (по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью и др.) (п. 1 ст. 377 ГК РК).

Алматинское Юридическое Агентство

Процедура добровольной ликвидации ТОО в Казахстане

Ликвидация ТОО в Казахстане достаточно длительный и сложный процесс, который состоит из строго установленных сроков и порядка. Ниже рассматривается как поэтапно закрыть ТОО в Казахстане.

1. Принятие решения о ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии

Процедура начинается с принятия решения участниками ТОО о ликвидации. Решение оформляется протоколом общего собрания участников (решением единственного участника).

Назначение ликвидационной комиссии. Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) должен содержать назначение и состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия должна состоять в количестве не менее двух лиц и назначается из числа любых дееспособных лиц, включая сотрудников юридического лица. С момента назначения к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, а также право выступать от имени юридического лица в суде.

2. Уведомление госорганов и объявление о ликвидации

Уведомление госорганов. После принятия решения о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней нужно письменно или через интернет-сайт с применением ЭЦП уведомить НАО "ГК "Правительство для граждан" и налоговый орган по месту регистрации о ликвидации ТОО (п. 1 ст. 50 ГК РК).

Предоставление информации о высвобождаемых работниках. Информация предоставляется в центр занятости населения о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией, с указанием количества работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона РК "О занятости населения").

Подача объявления в газету. Одновременно в периодическое печатное издание, распространяемое на всей территории Республики Казахстан (Юридическая газета), подается объявление о ликвидации юридического лица, с указанием порядка и сроках приема претензий от кредиторов.

3. Трудовые отношения при ликвидации

Увольнение сотрудников. Трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя-юридического лица (пп. 1 п. 1 ст. 52 ТК РК).

Компенсация сотрудникам. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией, работодатель производит компенсационные выплаты работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц (пп. 2 п. 1 ст. 131 ТК РК).

В случае задолженности перед сотрудниками. При ликвидации, работодатель обязан при наличии задолженности перед работником выдать справку о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом (п. 3 ст. 62 ТК РК).

4. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса

Составление промежуточного ликвидационного баланса. После истечения срока для предъявления претензий от кредиторов, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержат сведения о составе имущества ликвидируемого ТОО, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.

Расчет по долгам ТОО. В случае наличия обоснованных заявленных требований по задолженности ТОО, следует произвести расчёт с кредиторами. При недостаточности денег для погашения задолженности продается имущество ТОО с публичных торгов.

Оплата налогов. Параллельно производится расчет по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.

Оставшееся имущество после расчета. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого ТОО передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица либо направляется на цели, указанные в учредительных документах.

Составление ликвидационного баланса. После завершения расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ТОО.

В случае неспособности рассчитаться по долгам. Признание банкротства. При неспособности ТОО в полном объеме рассчитаться с контрагентами и перед бюджетом, возможно признание банкротства. Признание банкротства осуществляется по заявлению самого ликвидируемого ТОО либо кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц.

5. Подача налогового заявления и прохождение налоговой проверки при ликвидации

При ликвидации юридическое лицо должен пройти проверку на предмет исполнения налогового обязательства. Поэтому в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса в налоговый орган одновременно представляется:

  • налоговое заявление о проведении налоговой проверки;
  • ликвидационная налоговая отчетность.

Начало налоговой проверки. Налоговая проверка должна начаться не позднее 20 рабочих дней после подачи налогового заявления о проведении проверки.

Срок налоговой проверки. Налоговая проверка не должна превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок может быть продлен либо приостановлен по основаниям, предусмотренным ст. 146 Налогового кодекса РК.

Получение акта налоговой проверки. По завершении налоговой проверки составляется акт налоговой проверки в 2-х экземплярах, один из которых вручается ликвидируемому ТОО.

Представление ликвидационного баланса. После завершения налоговой проверки, в течение 3-х рабочих дней со дня завершения либо исполнения дополнительных налоговых обязательств (п. 12 ст. 58 НК РК), ликвидируемое ТОО представляет ликвидационный баланс в налоговый орган по месту нахождения.

Условия для установления камерального контроля. Порядок камерального контроля устанавливается, если ликвидируемое ТОО одновременно соответствует следующим условиям:

  • не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС);
  • не применяет налоговый спец. режим для производителей сельхоз продукции, продукции аквакультуры (рыболовства) и сельхоз кооперативов;
  • не реорганизовано или не является правопреемником реорганизованного юридического лица (не распространяется в отношении юридических лиц, реорганизованных путем преобразования);
  • не включено в план налоговых проверок или в список выборочных налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков либо не включено в полугодовой график налоговых проверок, проводимых по особому порядку на основе оценки степени риска;
  • не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

Представляемые документы. При соответствии условиям, в налоговый орган по месту нахождения одновременно представляется:

  • налоговое заявление о прекращении деятельности;
  • ликвидационная налоговая отчетность;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (при наличии).

Срок камерального контроля. Нормы ст. 58 Налогового кодекса РК, устанавливает общий срок камерального контроля в 33 рабочих дня, по результатам которого налоговый орган составляет заключение, где отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.

Получение заключения результатов камерального контроля. Заключение составляется в 2-х экземплярах, один из которых вручается ликвидируемому ТОО не позднее 3-х рабочих дней после завершения камерального контроля.

Представление ликвидационного баланса. После завершения камерального контроля, в течение 3-х рабочих дней со дня получения заключения результатов камерального контроля, ликвидируемое ТОО представляет ликвидационный баланс в налоговый орган по месту нахождения.

Приведены наиболее распространённые виды налогового контроля при ликвидации, полный перечень налогового контроля при ликвидации юридического лица содержится в главе 7 Налогового кодекса РК.

Если ТОО является приостановленным/бездействующим. В процедуре ликвидации следует сдавать налоговую отчетность, поэтому если ТОО приостановило представление налоговой отчетности/признано бездействующим, то предварительно потребуется в налоговом органе возобновить представление налоговой отчетности/исключить из числа бездействующих.

6. Закрытие банковского счета

После завершения налоговых проверок ликвидируемое ТОО производит закрытие банковского счета.

7. Уничтожение печати

Печать при ликвидации ТОО подлежит уничтожению. При уничтожении составляется акт уничтожения печати, по установленной форме, согласно приложению 23 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях.

Осторожность перед уничтожением. Печать следует уничтожить в последнюю очередь, удостоверившись в готовности и правильности всех документов.

8. Государственная регистрация прекращения деятельности

Подача заявления на регистрацию ликвидации. Последним этапом ликвидации ТОО является государственная регистрация прекращения деятельности в НАО "ГК "Правительство для граждан" по месту нахождения. Для этого в НАО "ГК "Правительство для граждан" предоставляется следующий перечень документов:

Срок регистрации прекращения деятельности. Если в процессе проверки не выявлены нарушения порядка ликвидации, регистрация прекращения деятельности производится в течение 5 рабочих дней, следующих за днем подачи заявления.

Завершение ликвидации ТОО. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

9. Получение приказа о государственной регистрации прекращения деятельности

После ликвидации ТОО в НАО "ГК "Правительство для граждан" (ЦОН) выдается приказ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

10. Последствия ликвидации

Прекращение обязательств. Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое юридическое лицо (по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью и др.) (п. 1 ст. 377 ГК РК).

Читайте также: