Как выглядят права пилота самолета

Обновлено: 30.06.2024

Летчик и пилот — это одно и то же?

На первый взгляд, понятия схожи: представители и той и другой профессии управляют летательными аппаратами. Только летчик сидит за штурвалом военного самолета, а пилот — гражданского. У них и методика обучения разная: у летчиков все гораздо сложнее. Нас же интересует судьба пилотов.

Тест Юга.ру:

Перед тем как пойти учиться на пилота, важно трезво оценить свою физическую подготовку и состояние здоровья — оно должно быть как у космонавтов. В течение всей карьеры пилоты регулярно проходят медицинскую комиссию, и если выявляются отклонения, их тут же отстраняют от полетов. Не менее важны и личные качества, без которых в авиации делать нечего, — ответственность, усидчивость, уверенность в себе и в своих действиях, лидерские качества, умение быстро принимать решения. Перед поступлением врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) проводит ряд психологических тестов и решает, годен абитуриент или нет. Если по этим пунктам порядок, можно переходить к выбору учебного заведения.

Куда пойти учиться на пилота?

Его филиалы — Сасовское и Краснокутское летные училища гражданской авиации — тоже готовят пилотов.

Училище открылось в 1943 году, всего из его стен вышли более 20 тыс. пилотов отечественной гражданской авиации и более 1 тыс. пилотов зарубежных авиакомпаний. Учебные полеты выполняются на 39 воздушных судах типа Ан-2, Як-18Т 36-й серии, Cessna-172S, L-410 UVP E-20, L-410 UVP E.

Свою историю училище ведет с 1940 года и подготовило за это время более 27 тыс. пилотов. Парк воздушных учебных судов включает 5 самолетов Як-18Т (36‑й серии), 61 самолет Ан-2, 14 легкомоторных самолетов Cessna-172, 12 бортов Diamond DA 40 NG и 2 двухмоторных LET L410UVP-E.

С 1955 года университет успел выпустить свыше 50 тыс. специалистов. Полеты на тренажерах и на воздушных судах выполняются в полном соответствии с требованиями ICАО, которые предусматривают изучение и полеты на однодвигательном самолете (Cessna-172S/R или Diamond DA 40 NG) и на двухдвигательном (Diamond DA 42 NG). Всего парк учебных ВС насчитывает более 100 единиц.

Созданному в 1940 году училищу сегодня присвоен статус колледжа. Практиковаться можно на семи аэродромах и 52 воздушных судах Diamond DA 42 NG и Diamond DA 40 NG.

Теоретически при наличии высшего или среднего технического образования можно пройти профессиональную переподготовку в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ) и получить профессию коммерческого пилота примерно за год. Однако с таким свидетельством будет чрезвычайно сложно устроиться в авиакомпанию.

А девушек берут в пилоты?

Еще совсем недавно даже речи быть не могло, чтобы женщину в России приняли в академию гражданской авиации на летную специальность. Однако в 2007 году жительница Екатеринбурга, студентка юрфака Ксения Борисова подала в суд на учебное заведение за дискриминацию и выиграла дело. Так что сегодня девушки тоже могут смело поступать на пилотов, и не только гражданской авиации: в этом году в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков впервые приняли не только парней.

Что нужно для поступления?

Первое: получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК ГА) о годности к обучению и карту прохождения психологического обследования. Для этого у вас должны быть стопроцентные зрение и слух, отсутствие дальтонизма, нормальное давление и содержание сахара/холестерина в крови, никаких серьезных физических и неврологических заболеваний типа сахарного диабета, болезней сердца, психоза или наркотической зависимости.

Также нужно будет сдать физические нормативы (бег: 1 км — не более 3 мин. 30 сек., 100 метров — 13,4 сек., подтягивание — от 9 раз) и пройти множество психологических тестов.

Второе: предоставить в приемную комиссию пакет документов.

Третье: заполнить заявление о приеме, анкету абитуриента и автобиографию.

Четвертое: сдать экзамены по математике, русскому языку, физике. Иногда еще добавляют английский и информатику.

Во сколько обойдется обучение?

Тем, кто поступил на бюджет, государство обеспечивает полное содержание: форменное обмундирование, питание, общежитие, стипендию, необходимые часы налета.

Что делать после получения диплома?

Однако не все так просто: чтобы получить возможность летать на больших авиалайнерах в качестве командира, требуется куда больше часов налета — 1500.

Так что же делать? В России более 60 авиакомпаний. Сначала обратите внимание на небольшие региональные компании, которые осуществляют внутренние авиаперевозки: туда намного проще устроиться, и у вас появится возможность налетать нужное количество часов и получить опыт самостоятельных рейсов.

Каковы требования к пилотам у крупных авиакомпаний?

Диплом, свидетельство и 1500 часов налета в качестве командира воздушного судна или второго пилота — это не все требования крупных авиакомпаний к соискателям.

Помимо этого от вас потребуют:

— владение английским языком на уровне не ниже 4-го по шкале ICAO (в переводе с авиационного языка Advanced);
— перерыв в летной работе не более 2–5 лет (в зависимости от компании);
— наличие действующего заключения медицинской комиссии о том, что вы полностью здоровы как физически, так и психологически;
— допуски на те типы самолетов, на которых ищут пилотов (этот пункт не всегда обязателен).

Сколько получают пилоты?

А пенсия когда?

Вообще, в гражданской авиации можно уйти на пенсию после 6 тыс. часов налета. Предельный же возраст пилота на должности командира не должен превышать 65 лет. После этого он может продолжить полеты, но только в качестве второго пилота и если ему позволяет здоровье.

Как проходит полет

Мне предстоит лететь на легком двухместном самолете Tecnam P2002. Если сравнивать его с автомобилем, то по характеристикам он напоминает летающую малолитражку: мощность двигателя 98 лошадиных сил, объем 1,4 литра, расход топлива 18 литров на 100 километров. Топливом служит бензин АИ-95, однако горючее с автозаправки не подходит: для самолетов нужен качественный сертифицированный бензин, поскольку двигатель самолета более привередлив.

Перед каждым полетом самолет должен пройти проверку. Без этих действий взлетать категорически запрещено. Каждую деталь нужно вовремя менять, не дожидаясь происшествия, ведь безопасность превыше всего. Только после проверки можно забраться в кабину (для этого нужно встать на крыло и, держась за специальную раму, занять свое место), пристегнуть ремни и завести двигатель.

Кабина рассчитана на двух человек, можно также разместить небольшой груз. Внутри самолета мало свободного места, но находиться там вполне комфортно. Приборная панель выглядит на первый взгляд замысловато. Очевидно, что навыки управления автомобилем в этом случае не помогут.

Когда самолет достаточно прогрелся, выезжаем на взлетную полосу. Диспетчер дает разрешение на взлет. Разгоняемся примерно до 120 км/ч, и земля начинает быстро отдаляться. Я даже не почувствовала, как шасси оторвались от земли, взлет оказался очень плавным. Затем самолет, который не весит и тонны, движется ровно и уверенно, без какой-либо тряски, несмотря на порывистый ветер.

Внизу проплывают заснеженные сосны, по узким лентам-дорогам бегут крохотные машины, с высоты даже промышленные районы выглядят не так уж и плохо. Ловлю себя на мысли, что пилотам таких самолетов, как и птицам, очень повезло с видами. И это ведь только окрестности аэродрома. Что же будет в Альпах?

Виды во время полета

Посадка тоже проходит относительно спокойно, напоминает поездку на автомобиле по бездорожью. Нет ни страха высоты, ни эффекта заложенных ушей — эмоции и впечатления только положительные. Однако у меня возникает закономерный вопрос насчет безопасности. Его я первым задаю после завершения полета.

Конечно, малая авиация тоже может попадать во всяческие происшествия. Однако автомобильных аварий в пропорциональном соотношении гораздо больше. Чаще всего авиакатастрофы связаны с человеческим фактором, пренебрежением правилами безопасности полетов, а не техническим состоянием самолета как такового. Иллюзия, что самолет может легко разбиться, связана с тем, что такие случаи получают громкую огласку в массмедиа. Автомобильные аварии, которые происходят в огромном количестве ежедневно, освещаются лишь в исключительных случаях, когда их масштаб невозможно игнорировать.

Каждый день в небо поднимаются тысячи легкомоторных самолетов. Медленно, но верно они становятся полноценным транспортным средством. Безопасность полета полностью зависит от умений пилота, от его внимательности и способности принимать решения в нестандартных ситуациях. Звучит сложно, но есть большой плюс — этим навыкам можно научиться.

Как выбрать самолет

Как и в случае с получением водительских прав, вы не можете учиться на легковом автомобиле, а затем без специальной подготовки начать водить грузовик или автобус. Наиболее популярные во всем мире легкомоторные самолеты производит американская компания Cessna. Она выпускает и модернизируют свою продукцию с 1920-х годов. Однако авиалюбители не ограничиваются одной лишь Cessna, выбор гораздо шире: итальянский Tecnam, канадский Zodiac, французский Dassault, американские Piper, Cirrus, Beechcraft и другие.

В воздухе самолеты ведут себя тоже по-разному. Конструкция высокоплана Cessna обеспечивает устойчивость при боковом порывистом ветре и турбулентности. Небольшой по габаритам Tecnam обладает лучшей маневренностью, на нем проще и удобнее летать. И Cessna, и Tecnam негерметичны, поэтому подняться на высоту более четырех километров на них нельзя. В принципе для путешествий хороши оба варианта, только Cessna вместит больше пассажиров и багажа, чем Tecnam.

Самолеты также бывают двухдвигательные и однодвигательные. Считается, что два двигателя обеспечивают большую грузоподъемность, однако на деле все зависит от характеристик конкретной модели. Пилотирование двухдвигательным самолетом потребует более сложных навыков, чем в случае с одномоторным самолетом. При отказе одного из двигателей возникает асимметрия тяги, поэтому нужно уметь управлять самолетом в двух конфигурациях — симметричной и асимметричной. С одномоторным самолетом все гораздо проще. Кстати, бояться отказа двигателя не стоит: самолет не упадет камнем вниз, будет долгое время планировать. У пилота останется достаточно времени, чтобы найти подходящую площадку на равнинной местности и безопасно совершить посадку.

Кто может стать частным пилотом

Чтобы управлять самолетом, не нужно обладать какими-то особыми характеристиками и показателями здоровья, как у космонавтов. Зачастую получение лицензии частного пилота мало чем отличается от получения водительских прав, только вместо автомобиля — самолет. К начинающим пилотам предъявляется всего три критерия: достижение совершеннолетия, наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, справка о прохождении медицинской комиссии ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия).

Если говорить о неприятностях, с которыми новичок может столкнуться во время практики (а она наступит не скоро, только после успешной защиты теории и многочисленных часов тренировок на авиасимуляторе), стоит упомянуть недомогание, которое некоторые авиалюбители называют воздушной болезнью. Она проявляется в таких симптомах, как общий дискомфорт, тошнота, головокружение. Все это не является показателем непригодности к полетам и проходит благодаря постоянной практике.

Как проходит обучение

Подготовка будущих пилотов строится на четырех китах: теория, практика на авиатренажере, летная практика, экзамен в Росавиации. Учебная программа построена таким образом, чтобы максимально подготовить слушателя к самостоятельному управлению самолетом в разных ситуациях. Каждый этап обучения дополняет предыдущий. Убрать какую-то дисциплину или сократить количество часов на ее освоение нельзя.

Во время прохождения теории преподаватели объясняют основы международного и российского воздушного права, авиационной безопасности, летной эксплуатации, планирования полетов и управления воздушным движением. Всего 11 дисциплин, по каждой из которых нужно сдать экзамен, иначе к практике такой студент допущен не будет.

Следующий этап подготовки — авиатренажеры. Они позволяют познакомиться с устройством кабины и отработать основные действия по управлению самолетом. На тренажере можно изменить условия полета, погоду, географическое положение. Также авиасимулятор позволяет попробовать себя во внештатных ситуациях, которые или опасны в реальном полете, или их отработка на практике вообще запрещена.

Финальная стадия обучения перед экзаменом в Росавиации — летная практика. Это 40 часов полетного времени: 212 заходов на посадку и 167 посадок (заход на посадку — это этап перед посадкой самолета; сначала доводится до совершенства заход на посадку, а затем уже сама посадка, отсюда и разница в цифрах), пять часов самостоятельного полета и три часа полетов в условиях ограниченной видимости.

Какие перспективы

Свобода передвижения — главное преимущество, которое дает самолет. Покупать такой транспорт необязательно (хотя подержанный самолет может стоить дешевле иномарки люксового сегмента), его можно взять в аренду. Нужно только тщательно спланировать маршрут с учетом остановок и дозаправок. Малая авиация в России переживает этап возрождения, как и многие другие сферы.

С античности и вплоть до изобретения самолета у человека была мечта отрастить крылья и взглянуть на привычные пейзажи с высоты. Современному человеку не нужно ничего изобретать, подобно Дедалу, все давно придумано за него. Кто знает, может, в ближайшем будущем путешествия на легкомоторных самолетах станут такими же привычными явлениями, как поездки на автомобилях. Для влюбленных в небо романтиков многообещающее начало уже положено.

Сколько зарабатывает пилот самолета, как стать пилотом гражданской авиации?

Чтобы претендовать на должность летчика, нужно как минимум получить среднее полное образование, то есть окончить 11 классов. Продолжить обучение по специальности можно вступив на соответствующий факультет в ВУЗе, где помимо необходимой теории, студент получит практические навыки. Можно стать летчиком, окончив и 9 классов: лётные училища и частные школы для будущих пилотов всегда нуждаются в абитуриентах.

Чтобы стать пилотом, недостаточно отучиться в государственном учреждении. Студент должен подтвердить, что ментально и физически здоров. В противном случае могут отклонить заявку абитуриента на поступление. Также нужно учитывать тот факт, что между абитуриентами с одинаково высокими экзаменационными рейтингами предпочтут лудирующего по показателям здоровья. Будущему абитуриенту нужно задуматься о состоянии физической подготовки уже сегодня.
В добавок к вышеперечисленному, курсанты проходят специальные тесты на стрессоустойчивость, чтобы выявить свои слабые стороны. В такой способ происходит отбор психически устойчивых претендентов. Этот этап важен по многим причинам: во время полёта лётчик подвергается многим стрессовым ситуациям и только сильный организм способен справляться с ними на постоянной основе; профессия требует выносливости, развитой логики и реакции.

Обучающий процесс займет много времени, в него включены частые проверки курсантов на стрессоустойчивость и выносливость. Нужно морально подготовиться к постоянному выходу из зоны комфорта.

Какие нормативы нужно сдать

Абитуриенты постоянно будут сталкиваться с разносторонней нагрузкой для поддержания физической формы. Подготовка включает в себя такие дисциплины:
· бег на дистанцию;
· прыжки в долготу;
· подтягивания;
· отжимания.

На то, как будут оцениваться сданные нормативы, влияет возраст и пол курсанта. Если студент не показывает нужных результатов, его могут отчислить.

Почему от показателей здоровья зависит тот факт, сможет ли студент получить желаемую работу? Это обусловлено модификациями организма во время перелетов — человек с проблемами сердечно-сосудистой системы или слабыми легкими попросту не справится со сменой давления.

Типы лётчиков

Для начала нужно определиться, пилотом какого типа абитуриент хочет быть. Различают: гражданская, военная авиация и управляющий вертолетом. Выучиться на все эти специальности можно как после 9, так и по окончанию 11 класса(к примеру, выучиться на пилота пассажирских перевозок можно в университете гражданской авиации, расположенном в Петербурге).

Детальный список учреждений и училищ для поступления можно найти в интернете.

Формат обучения

Помимо углубленных теоретических знаний, абитуриент приобретёт практический опыт. Практика начинается со второго или третьего курса, этот фактор зависит от типа учреждения, в котором обучается курсант.

Изучаются:
· теории по управлению самолётом;
· в какие методы осуществляется эксплуатация самолёта;
· основы картографии и маршрутизации;
· дисциплины аэродинамики и метеорологии;
· как сконструированы двигатели и прочие запчасти;
· медицинская помощь, как себя вести в чрезвычайной ситуации;
· иностранные языки и прочие предметы.
Современные ВУЗы или частые школы предлагают практику, приближенную к реальности — виртуальные симуляторы. На последнем курсе студент должен будет прыгнуть с парашютом. Также он сможет совершить свой первый полёт на пассажирском самолете.

Военная авиация

Смежная профессия, которая не менее востребована и высоко оплачивается. Отличие в том, что военному летчику, помимо всего перечисленного, нужен отдельный курс подготовки. В среднем заработок капитана военного экипажа начинается от 110 тысяч рублей ежемесячно.
Положительные стороны: оплата выше средней по российским меркам, небольшая конкуренция, востребованность профессии; перспектива карьерного роста и повышения должности.
В связи с тем, что военная авиация — составляющая армии, то есть военной силы, в РФ эта отрасль быстро развивается и ей уделяют должное внимание. Военным летчикам предоставляют сбалансированное питание, инвентарь и льготы. Также военным летчикам предусмотрена ранняя пенсия.

Отрицательные стороны:
· высокий уровень риска; постоянное перемещение и проживание в условиях, далеких от комфортных и удобных;
· не исключены проблемы со здоровьем, ведь на нервной почве могут возникать различные заболевания и так далее.

Зарплата пилота

Пилот воздушного судна — одна из самых опасных профессий, требующая железной выдержки, самоконтроля и ответственности. Заработок представителей авиационного флота на порядок выше, чем у занятых в других отраслях(65 — 300 тысяч рублей в месяц).

На уровень заработной платы пилотов влияют следующие факторы:
1. престиж автокомпании;
2. суммарное количество отработанных часов (минимум, который считается нормой — отлетать 65 часов в месяц. Чем больше часов способен отлетать пилот, тем выше его зарплата);
3. профессионализм в области обслуживания авиационной техники.

Перспектива

В России транспортная инфраструктура находилась в не самом лучшем состоянии и сейчас активно развивается. Эта отрасль экономики всегда будет востребована, соответственно, как и опытные работники. После завершения карьеры летчика человек может реализовать себя во многих смежных профессиях благодаря ценным навыкам, которые он обрёл во время учебы и практики. Он может работать в посольстве, переводчиком, гидом, инструктором или даже ректором в университете.
Выбор огромный, и всегда можно найти занятие по душе.

Кто из членов экипажа зарабатывает больше

Кабина воздушного судна представляет собой два места для ведущего и второстепенного пилота. В некоторых случаях команда может быть увеличена до трёх специалистов — лайнеры практикуют присутствие авиатехника на борту.

Труд пилотов выше всего оплачивается в Москве и Санкт-Петербурге.

Чего ожидать выпускникам российских ВУЗов?

К сожалению, получение диплома не всегда гарантирует выпускнику удачное трудоустройство, с этим могут возникнуть проблемы. Несмотря на дефицит ведущих лётчиков в стране, устроиться на работу мечты можно только в таком случае:
· наличие диплома, подтверждающего профессионализм и результативность студента во время обучения;
· рекомендации от государственного учреждения на желаемую должность;
· наличие опыта перелетов(все авиакомпании выставляют свои требования насчёт нужного количества отработанных часов, руководствуясь своей политикой).

Естественно, получить нужный работодателям опыт сразу после окончания университета крайне сложно. Самая полезная рекомендация будущему пилоту — выжимать максимум из полученных знаний практической базы, которую он освоил во время обучения. Профессионализм и опытность в рабочем деле повышают шансы выпускника на трудоустройство. Также важно проявлять себя как конкурентоспособную личность и отстаивать собственные интересы.

Крупные авиакомпании: как попасть к ним на стажировку

Стать пилотом в крупной компании непросто, это потребует многих усилий и хороших навыков.
Теоретическая база — неотъемлемая вещь, однако популярных авиаперевозчиков, в первую очередь, интересуют практические навыки потенциальных сотрудников. Чтобы устроиться в такой авиакомпании, нужно иметь за плечами определенное количество отработанных часов. Для этого отлично подойдёт курс стажировки в региональных кадрах.

Несомненно, свободное владение несколькими языками считается базовым требованием для пилота. Это преимущество откроет будущему летчику множество возможностей и сделает его привлекательным для работодателей.

Женщина–пилот: как стать

Пилот пассажирского лайнера — крайне престижная и высокооплачиваемая профессия, которую мечтают получить не только юноши, но и девушки. В гендерно равном обществе это стало досягаемо.

Как девушка может стать пилотом и что для этого нужно делать? Парни и девушки вступают в ВУЗы и другие частные школы на общих требованиях и основаниях. Девушка должна сдать вступительные экзамены, пройти медицинскую комиссию и показать результаты выше среднего на нормативах. Если она, как и каждый другой желающий абитуриент, соответствует требованиям, то будет зачислена на образовательный курс.

Разумеется, девушки могут столкнуться с трудностями на пути к желаемой профессии. До сих пор есть люди, считающие, что пилот — сугубо мужская работа, однако эти стереотипы постепенно развеиваются.

Если есть мечта и все способности для её реализации — стоит бороться за своё счастье.

Кому подойдёт профессия пилота

Эта работа высокооплачиваемая и престижная не просто так: немногие смогут пройти весь путь испытаний, чтобы наконец получить звание капитана. Человек, претендующий на этот пост, должен обладать следующими характеристиками:
· выносливость, железная выдержка, умение контролировать эмоции;
не паниковать при чрезвычайных ситуациях, сохранять холодную рассудительность;
· гибкий интеллект, долгосрочная память;
ответственность;
· цельное здоровье: зрение на уровне, способность различать все цвета;
· внимательность, отвага, педантичность и рационализм.

Какие обязанности должен выполнять капитан воздушного судна

Обязанности:
· он организовывает и подготавливает экипаж к взлету;
обеспечивает безопасность всех пассажиров и экипажа во время полёта;
· должен суметь осуществить полёт в неподходящих, а то и сложных погодных условиях;
· должен быть подготовлен к нестандартным ситуациям и иметь четкий план, как доставить пассажиров невредимыми;
· держать под контролем уровень топлива;
· проводить метеорологический и орнитологический анализ;
пересекать действия пассажиров, если они угрожают благополучию и здоровью остальных;
· заполнять необходимую документацию;
разбирать полёт, делать анализ с коллегами по экипажу.

Как стать пилотом-любителем

Это подойдёт для тех, кто хочет овладеть теоретической базой и практическими навыками для себя, и не рассматривает возможность трудоустройства. Это можно реализовать, записавшись на специальные подготовительные курсы для всех желающих.

Как проходят курсы? Занятия распределены так, что несколько часов отведено на теорию, а остальное время — практикум на настоящем самолете в присутствии инструктора. Также есть возможность записаться на курсы в училище, которое оснащено взлетно-посадочной площадкой и личным самолётом. Ученик, окончивший курсы, стает обладателем сертификата и лётного удостоверения.

Преимущества этой профессии

Стать обладателем этой профессии — мечта многих юношей и девушек, и это не удивительно. Зарплата выше средних показателей(сеть глобальных авиаперевозчиков обещает капитану пассажирского самолёта заработную плату от 400 000 рублей ежемесячно), перспектива карьерного роста и возможность увидеть мир — это все ждёт тех счастливчиков, которые пройдут свой путь до конца. Также плюс стать пилотом в том, что появится возможность в совершенстве выучить несколько языков, это поможет в дальнейшем свободно путешествовать. Такая профессия позволит окружить себя новыми, влиятельными, талантливыми людьми и обзавестись связями.

Недостатки

Быть пилотом — значит ежедневно подвергаться эмоциональному напряжению и рисковать не только своей, а и жизнью всего пассажирского экипажа.
Не всем подойдёт такое дело жизни, каким бы привлекательным и романтичным оно не казалось бы. Также в этой отрасли жёсткая конкуренция, выбирают сильнейших и более способных людей. Нужно обладать десятками качеств, привести в порядок физическую подготовку, и ещё, что самое главное, не иметь врожденных заболеваний и пороков. Путь обещает быть нелёгким, и нужно каждый день совершенствоваться, чтобы соответствовать званию пилота в престижной и глобальной авиакомпании.

У людей, занятых в этом деле, практически не остаётся времени на личную жизнь. Они редко видятся с семьей, про друзей тоже можно практически забыть. Работа требует отдавать всего себя, и если читатель на это готов, почему бы и не попробовать.

Пилоты рано уходят в отставку, от 35 до 40 лет. Также экипаж старше 30 лет не нанимают.

Как начать путь пилота: советы и рекомендации от действующего летчика

Вывод

Стать летчиком сложно, но возможно. Для этого нужно немало постараться и использовать весь свой потенциал, чтобы пробиться к желаемой должности. Обучиться этой профессии можно в ВУЗе или в частной школе, после 9 и после 11 класса. Для зачисления нужно написать экзамены, пройти медикаментозное обследование и сдать вступительные нормативы. Зарплата пилотов зависит от многих факторов, и решающий из них — количество отработанных часов. Чем больше стаж, тем выше заработная плата. Нужно иметь крепкое здоровье и быть эмоционально готовым к возможным трудностям во время работы капитаном воздушного судна. Желающие могут пройти подготовительные курсы для любителей.

Какая она профессия - пилот, где можно получить документ, удостоверяющий твою к ней принадлежность, что следует знать, прежде чем сделать выбор. Что же нужно для того, поднятия самолета в небо? Как стать гражданским пилотом? Хватит ли определенного багажа знаний, который получают в летных СУЗах или ВУЗах. Эти и многие другие вопросы интересуют молодое мужское поколение.

К великому сожалению абитуриентов и авиакомпаний, все не так просто. Более того, ситуация в профессии крайне запутанная - с одной стороны, нехватка пилотов, с другой стороны выпускников не принимают на работу. Но, все по порядку.

Как стать гражданским пилотом

Критерии отбора.

Образовательные учреждения такого плана в основном существуют на основе бюджетных мест, но не все желающие попадут в них. Причина в прохождении медицинского обследования, любое отклонение от нормы может стать поводом для отказа.

У будущего пилота должны быть здоровые сердце, сосуды, легкие, нормальное артериальное давление, а вестибулярный аппарат без нарушений. Во время учебного процесса, студенты, а вернее, курсанты, неоднократно будут проходить комиссию, при любой проблеме со здоровьем, с профессией можно расстаться.

Медицинский осмотр пилоты проходят не только во время обучения, но и на протяжении всей своей рабочей жизни, проходят тщательно, с предвзятостью заглядывая вперед. Наверное, по этой причине в наше время выпускается гораздо меньше представителей этой профессии, чем буквально пару десятков лет назад, это ведет к тому, что, например, за пятилетний отрезок времени, на пенсию уходят в два раза больше пилотов, относительно поступающих на службу.

Чему учат пилотов.

Жизнь студента летной профессии очень интересна и насыщенна. Для начала он знакомится с устройством самолетов различных видов. Изучает способы и возможности эксплуатации и управления судном, на профессиональном языке это называется - навигация, в объем которой входят – теория и практика способов управления воздушным средством, а так же маршрутизация - ориентирование его в оптимально выбранном пространственном пути.

Изучают конструирование самолетов и их двигателей, метеорологию, аэродинамику. Учатся оказывать первую помощь, прыгать с парашютом, осваивают навыки спасателя. А еще каждому пилоту обязательно нужно знать английский язык, для работы на международных рейсах.

Практика обычно проходит в учебно-тренировочных комплексах на специальных тренажёрах.

Как стать гражданским пилотом 2

Что ждет выпускников.

Но, несмотря на нехватку специалистов этой профессии, не каждая компания раскрывает свои двери молодым выпускникам, а, вернее сказать и вовсе не раскроют. После выпуска из учебного заведения, где курсанты приобретают небольшое количество часов проведенных за штурвалом, следует заняться повышением своей квалификации: увеличить налет часов и получить лицензию на полеты. Чем больше часов налетает выпускник, тем в более выгодном свете он появится пред будущим работодателем

И вот здесь пилот-выпускник сталкивается с большой проблемой. Еще в прошлом столетии все это было очень легко и просто, но учебные организации, которые выдавали лицензию и помогали налетать часы, были закрыты или переданы в частное управление. Потому что, все это невероятно дорого - топливо, техника, ремонт и простой уход.

Как стать пилотом без образовательного заведения.

Как уже говорилось выше, существуют аэроклубы, предоставляющие курсы пилотирования и часы полетов, в основном коммерческие, где действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень - по окончании вдается сертификат пилота-любителя, с которым вы можете летать, но не сможете устроиться на работу, так сказать – сам себе пилот.

Вторая ступень – пилот коммерческого характера. До получения сертификата этой ступени допускаются только при наличии сертификата предыдущей ступени. Пилот уже имеет право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на самолетах, у которых имеется лишь один двигатель. Таких коммерческих пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании, для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень – линейные пилоты. Сертификат этой категории также нельзя получить без первых двух или диплома пилота, любого учебного заведения. Линейный пилот имеет в десять раз больше летных часов, чем выпускник ВУЗа и право вождения всех самолётов, именно таких пилотов и ищут работодатели авиакомпаний. И не просто ищут, а в буквальном смысле, отслеживают и ждут.

В помощь будущим абитуриентом составлен список основных Высших и средних учебных заведений.

ВУЗы - нажмите здесь, чтобы увидеть все вузы и их описание

Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Московская Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина, поселок Монино, Московская область. Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт Петербурге, Университет гражданской авиации‎ в Санкт Петербурге. Авиационный технический университет‎ в Рыбинске. Государственный аэрокосмический университет‎ в Самаре Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже. Государственный авиационный технический университет в Уфе.

СУЗы.

Калужское авиационное летно-техническое училище Таганрогский авиационный колледж им. В. М. Петлякова Троицкий авиационный технический колледж.

Это, конечно, не полный список, но почти у каждого образовательного учреждения есть свой сайт, где можно посмотреть более подробную информацию.

Цель: авиационный туризм; полёты по маршруту.

Как же всё-таки стать гражданским пилотом? Если Вы желаете периодически летать за границу, то в таком случае получать сертификат пилота-любителя в России не имеет вообще никакого смысла. Лучше сразу определить, в каком регионе Вы будете чаще всего летать - в Европе или Соединенных Штатах Америки. Если в Европе, то и учиться необходимо в Европе, дабы получить признаваемый всеми странами Евросоюза PPL . Если в будущем планируете большую часть полётов в неевропейских странах, то намного выгоднее получить PPL в Соединенных Штатах Америки. Он значительно дешевле и его легче получить: необходимо сдавать не такое огромное количество экзаменов.

Как стать гражданским пилотом.

За рубежом Вас могут научить гораздо большему, чем просто взлетать, летать по кругу и садиться на полосу. Также Вы будете уметь выполнять полёты по маршруту, овладеете навигационными знаниями, умением работать с синоптическими прогнозами и принимать решение о возможности взлета. С самого начала Вы будете учиться на английском , поэтому полёты за границей в будущем не будут связаны со сложностями языка - фразеология радиообмена также входит в курс PPL.

Как стать гражданским пилотом.

Даже если в Соединенных Штатах Америки или Европе Вы планируете не такие частые эпизодические полеты, всё равно необходимо получать PPL именно там, за рубежом. Ведь хотя в России требуется для выполнения полётов российское пилотское удостоверение, как уже было выше упомянуто, Вы практически никогда не сможете летать в одиночку. А, это значит, что отсутствие или наличие у Вас свидетельства не играет в этом отношении огромной роли.

Если же Вы планируете учиться основам пилотирования и впоследствии приобрести свой личный самолёт с целью полётов в России, то иностранный PPL преобразовать в российский будет совсем несложно.

В последние годы в России стала появляться возможность аренды лёгкого для самостоятельных полётов самолёта. Поэтому если Вы не планируете в ближайшее время покупать личный самолёт и собираетесь летать меньше 100 часов в год, вариант с арендой будет для Вас одним из наиболее подходящих. Для его воплощения в жизнь будет проще пройти обучение в российском клубе, в котором впоследствии Вы собираетесь в аренду брать самолёт.

Как стать гражданским пилотом.

В Европе и Соединенных Штатах Америки есть различные программы учебы, нацеленные на приобретение лицензии CPL (коммерческого пилота) или ATPL (линейного пилота). Можно добавить "рейтинг" к каждой лицензии, дающий Вам полное право летать ночью, на многодвигательных самолётах, по приборам и так далее. После прохождения обучения на ATPL Вам также необходимо получить тип-рейтинг (допуск для управления воздушным судном конкретного типа, например, Боинг-737-500). Также потребуется возможно прохождение курсов взаимодействия в экипаже для слаженной работы командира экипажа и второго пилота (MCC).

Как стать гражданским пилотом.

Большое преимущество обучения за рубежом заключается в том, что после приобретения лицензии инструктора, набирать следующий налёт часов можно не тратя свои средства, а зарабатывая их. Например, подрабатывая инструктором.

Недостаток в том, что хотя Российская Федерация формально обязана признавать лицензии ATPL и CPL в соответствии с Международной Чикагской конвенцией о гражданской авиации, на самом деле российские службы создают все предпосылки к тому, чтобы такое преобразование в жизни не происходило. Поэтому для приобретения российских сертификатов придётся, скорее всего, поступать на программу увеличения квалификации и по второму разу слушать теорию в российском учебном заведении.

Читайте также: