Как ввести временную должность в штатное расписание

Обновлено: 07.06.2024

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

ФОРМИРОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Штатное расписание формирует любой работник, на которого возложена соответствующая обязанность. Как правило, этим занимаются специалисты кадровой службы (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел управления персоналом), реже — специалисты бухгалтерского или финансового подразделения.

ЭТО ВАЖНО

Прежде чем приступить к формированию штатного расписания, определитесь с организационной структурой предприятия. Этот шаг не обязателен к исполнению, но значительно облегчает дальнейшую работу.

Организационная структура предприятия представляет собой комплекс взаимосвязей между различными уровнями организации, нацеленный на оптимальное распределение обязанностей и степени подчиненности.

Элементы организационной структуры предприятия:

  • работники;
  • отделы, бюро, подразделения и другие внутренние службы.

Основа взаимосвязи между элементами организационной структуры — горизонтальные и вертикальные связи.

Горизонтальные связи являются одноуровневыми, носят характер согласования. Они строятся между подразделениями предприятия, которые находятся на одном управленческом уровне (не подчиняются друг другу). Вертикальные связи предполагают наличие факта подчинения и руководства.

Существует несколько основных форм управления предприятием:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная.

Линейная форма управления

Линейная структура управления предполагает наличие единоличного руководителя, в подчинении которого находятся исполнители или руководители подразделений (линейные руководители). Здесь присутствуют:

  • вертикальные связи от основного руководителя к руководителям подразделений и от руководителя подразделений к исполнителям в данном подразделении;
  • горизонтальные связи только от одного руководителя подразделения к другому. Наличие горизонтальных связей между исполнителями в разных подразделениях не предусмотрено.

Функциональная форма управления

Функциональная форма управления является следствием линейной, когда возникает необходимость в специализации подразделений предприятия. В таком случае происходит распределение функциональных обязанностей между подразделениями и исполнителями.

Линейно-функциональная форма управления

Объединяя основы линейной и функциональной форм управления, данная структура предполагает наличие как функциональных, так и линейных руководителей. Функциональные руководители ставят задачи для линейных руководителей, которые в дальнейшем могут делегировать их своим подчиненным.

Функциональный руководитель осуществляет руководство над несколькими линейными руководителями подразделений предприятия (например, заместитель директора по экономике и финансам может осуществлять руководство над начальниками планово-экономического отдела, отдела труда и заработной платы, бухгалтерии).

Кроме представленных структур управления выделяют линейно-штабную форму, дивизиональную, проектную, матричную и бригадную.

Линейно-штабная структура управления

Линейно-штабная структура — развитие линейной структуры. Данная структура управления включает специальные подразделения, так называемые штабы. Они не обладают правом принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями, предназначены для оказания помощи в выполнении каких-либо заданий, осуществляют планирование и анализ. Другими словами, штабные подразделения выполняют функции, какими ранее не были наделены линейные руководители при простой линейной структуре управления.

Дивизиональная структура управления

В дивизиональной структуре предполагается распределение обязанностей и ответственности: высшее руководство занимается планированием и решением стратегических задач, а руководители подразделений отвечают за оперативные решения (в то же время несут ответственность за получение прибыли своим подразделением).

Проектная структура управления

Проектная форма относится к органическому (гибкому, адаптивному) типу управления предприятием. Основной принцип данной формы: создание временных органов управления для решения конкретных задач (для конкретного проекта). После решения поставленных задач подразделение, как правило, расформировывают.

Матричная структура управления

Аналогично проектной форме при матричном управлении создаются проектные подразделения, но здесь их руководители подчиняются функциональному руководителю, а исполнители этих подразделений находятся в двойном подчинении (у проектного и функционального руководителя).

Бригадная структура управления

Бригадная форма очень схожа с матричной, только в основе лежит групповая форма организации труда. Применение этой формы предполагает создание автономных бригад, которые состоят из управляющего звена, звена специалистов и рабочей силы.

Следует отметить, что наибольшее распространение имеет линейно-функциональная структура управления предприятием.

Используя организационную структуру предприятия, формировать штатное расписание намного проще.

В действующем законодательстве нет ни слова о том, что штатное расписание обязаны оформлять все предприятия без исключения. В то же время в нем нет указания об отсутствии такого обязательства. Таким образом, формирование не является обязательным, но это не значит, что им можно пренебрегать.

Зачастую возникают ситуации, когда вышестоящие органы (инспекция по труду, судебные органы, налоговая служба и др.) могут затребовать штатное расписание или выписку из него (цели: проверить обоснованность применения льгот по налогам, достоверность представленных сведений о трудовом стаже, заработке и др.).

Заполнение и утверждение штатного расписания

Рассмотрим порядок заполнения унифицированной формы штатного расписания № Т-3 на примере (табл. 1).

Таблица 1. Пример заполнения штатного расписания предприятия

Структурное подразделение

Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации

Количество штатных единиц

Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.

Надбавка, руб.

Всего в месяц, руб. (гр. 5 + гр. 6 + гр. 7 + гр. 8) × гр. 4

В жизни предприятия могут происходить разные изменения, в том числе и введение новой должности.

В этом случае необходимо обновление штатного расписания – как и в случае всех глобальных перемен в жизни фирмы.

К таким глобальным переменам относится и назначение либо выведение из аппарата фирмы тех или иных кадров.

Решение об этом принимает глава предприятия, если делает вывод о их обоснованности.

Обоснование необходимости введения новой должности

Одним из внутренних нормативных актов, на которое организация опирается в своей деятельности, является штатное расписание.

Оно отражает, какие должности существуют в данной фирме, какой месячный оклад положен каждой из них.

Руководитель фирмы или иное уполномоченное лицо осуществляет это на основании своего приказа.

Подробнее о том, кто составляет, утверждает и делает его проверку на предприятии, читайте тут.

Обычно это связано с расширением бизнеса.

Также новая должность создается, скажем так, с “разгрузочной” целью, если например, на одном специалисте, отвечающем за ту или иную сферу деятельности компании, лежит несколько функций – к примеру, финансист одновременно является и секретарем, и эйчар-менеджером.

Или, к примеру, секретарь компании является и кофе-леди, и бухгалтером, и переводчиком одновременно. Одно дело, если сотрудник справляется с этим легко, но если нагрузка ощутимая и выполняются не все функции, которые отвечают потребностям бизнеса,то ответ на вопрос о необходимости введения нового специалиста может быть только одним – он нужен.

Остается другой вопрос, как сделать это правильно. Собственно, принцип здесь один и тот же: сперва работники отдела приходят к выводу, что действующих единиц у них в департаменте мало и они явно не справляются с поставленными задачами или делают это с огромными сложностями.

Далее инициатива передается сотрудникам службы персонала и директорату , которые уже проводят аналитическую работу, подсчет данных, делают выводы о предстоящей нагрузке будущего работника, его функционале.

Готовится проект должностной инструкции и предъявляется генеральному директору, а уже он сам принимает решение, действительно ли нужен новый специалист в его компании.

Издается приказ, в бухгалтерию поступает распоряжение о внесении новшеств в штатное расписание.

На новую вакансию осуществляется поиск кандидатов и нужный утверждается.

В штатное расписание обязательно вносятся следующие нюансы:

  • структурные метаморфозы фирмы – например создание одного департамента и ликвидация другого;
  • нюансы в организации производства и труда, изменения в зарплате;
  • добавление или исключение тех или иных единиц исходя из потребностей бизнеса.

Подробнее о том, что должно в себя включать правильное штатное расписание, читайте тут, а о его составлении узнайте в этом материале.

Как внести изменения в штатное расписание по должностям?

Итак, как ввести новую должность в штатное расписание? Исходят при этом из того, что будет вменяться в должностные обязанности будущему сотруднику.

Если будущая должность не сопряжена ни с какими особыми ограничениями или гарантиями, для нового названия достаточно грамотности и фантазии одного лишь генерального директора. Но это годится только для той должности, которую и придумал, строго говоря, сам глава предприятия.

Обычно же при подборе имени к должности следует опираться на данные Единого тарифно-квалификационного справочника (ст. 195.2 ТК) – это обусловлено требованиями, которые установлены к Профессиональным стандартам. В государственных учреждениях это обязательно, в частных справочник выступает уже скорее как рекомендация, чем что-то незыблемое.

ТК РФ, Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Иными словами, глава фирмы должен учитывать следующие нюансы:

  • насколько название соответствует будущим обязанностям;
  • соответствуют ли квалификационные требования будущим работам.

Уведомлять остальных сотрудников о внесении изменений не обязательно. Обычно директора все же это делают -чтобы обеспечить бесперебойную работу фирмы и чтобы остальные работники знали, к кому с указанной даты обращаться с тем или иным вопросом. Уведомляют по корпоративной электронной почте, также это можно узнать из приказа генерального директора.

На нашем сайте можно узнать о составлении и утверждении штатного расписания о том, как оно утверждается на год, как сделать штатное расписание, как отражаются совместители.

Инструкция по введению новых штатных единиц, в том числе и контрактного управляющего

Итак, предстоит увеличение штата.

Первым этапом предстоит аналитическая работа на предмет соответствия нового специалиста и объему общей работы.

Осуществляется сбор статистических данных в отношении такой должности и затем уже производится подсчет.

Если в данной фирме не установлены свои принципы нормирования труда, используются те, что предлагает Минтруда.

Если уже , скажем так, проект нового специалиста создан, то следующим этапом следует внести новую должностную инструкцию в устав фирмы.

Далее глава отдела, где нужен новый специалист составляет докладную записку на имя генерального директора.

В записке обязательно должно присутствовать весомое обоснование для того, почему нужна новая должность, пусть даже и временного типа контрактного управляющего. К нему должен обязательно прилагаться составленный проект должностной инструкции будущего специалиста.

Следующий шаг – приказ. Дата введенных изменений может не совпадать с датой выхода этого документа. Бумага издается генеральным директором от первого лица и по правилам содержит в себе распорядительную и констатирующую части. В документ входят такие сведения:

  1. полное название организации;
  2. наименование отдела, где будет введен новый специалист;
  3. основание для этого;
  4. на кого возложен контроль за исполнением;
  5. подписи с расшифровками, печати.

После издания приказа необходимо представить его для ознакомления под подпись заинтересованным лицам компании.

Далее можно непосредственно переходить к внесению изменений в штатное расписание. Изменения могут быть вписаны на любом этапе деятельности фирмы.

Если речь идет о внесении новой должности, оформляется дополнение к штатному расписанию. Его должны подписать генеральный директор и главбух организации. В нем обязательно содержатся:

  • название (так и называется -приложение к штатному расписанию, далее оформляется как обычное штатное расписание, по такому же принципу);
  • код по ОКУД;
  • дата составления;
  • номер;
  • полное наименование фирмы;
  • данные структурного подразделения;
  • профессия;
  • количество штатных единиц;
  • данные тарифной ставки;
  • надбавка;
  • примечания;
  • подписи руководителей подразделений.

Если же изменения затрагивают сразу несколько должностей,а также оклады,то директор издает приказ об утверждении нового штатного расписания .

Подробнее о том, кем проводится утверждение штатного расписания, в каком порядке и когда, происходит ли задним числом, узнайте тут.

Итак, впечатление, что введение новой должности в фирме – дело очень легкое и зависит только лишь от желания генерального директора, обманчиво.

Обязательно проводится подсчет статистических данных, аналитическая работа – только после этого можно будет делать выводы о том, оправданно или не оправданно введение новой должности, а затем вносится изменение в штатное расписание фирмы.

Анна Викулина

Планирование количества персонала и ФОТ, кадровое администрирование, штатное расписание, учет рабочего времени.

Настройка штатного расписания в 1С:ЗУП

Оплата за результат. Сертификат качества ISO 9001:2015. Гарантия 12 месяцев, прописывается в договоре.

Поддержка вашей работы в 1С, регулярные консультации, помощь в формировании штатного расписания

При первом открытии любой программы 1С автоматически запускается Стартовый помощник: пользователь может сразу сделать первоначальную настройку информационной базы, просто установив соответствующие флажки. Нас интересует, как активировать, настроить и ввести новое штатное расписание

ЗУП версии 3.1 предусматривает три способа его ведения:

Рис.1 Ведение штатного расписания

Рис.1 Ведение штатного расписания

Рис.2 Первый этап настройки

Рис.2 Первый этап настройки

Предлагаем подробнее рассмотреть следующие опции:

Опция, указанная на рисунке ниже, отвечает за проверку соответствия кадровых документов штатному расписанию и предупреждает в случае обнаружения ошибки.

Рис.3 Установка автоматической проверки

Рис.3 Установка автоматической проверки

Следующая опция позволяет не только сохранять историю ведения штатного расписания, но и строить отчеты за любой период, в котором будут отражаться все изменения. При отсутствии опции в справочнике штатного расписания будет храниться только последнее значение. Но, на основании нашего многолетнего опыта работы, хотелось бы отметить, что ведение учета с сохранением истории наиболее удобно, информативно.

Рис.4 Активация ведения истории

Рис.4 Активация ведения истории

Если в системе необходимо учитывать разряды и категории, то необходимо включить опцию, указанную на рисунке ниже. При этом данные (категория и разряд) в документах кадрового учета устанавливаются автоматически.

Рис.5 Использование категорий и разрядов

Рис.5 Использование категорий и разрядов

Для настройки печатной формы штатного расписания отвечает опция, изображенная на рисунке ниже, с указанием способа отображения надбавок.

Рис.6 Настройка Т-3

Рис.6 Настройка Т-3

Рис.7 Бронь позиции

Рис.7 Бронь позиции

Настройки подразделений

Рис.8 Формируем подразделения организации

Рис.8 Формируем подразделения организации

Рассмотрим окно отображения подразделений.

Рис.9 Окно отображения подразделений

Рис.9 Окно отображения подразделений

Рис.10 Списку подразделений можно задать три режима просмотра

Рис.10 Списку подразделений можно задать три режима просмотра

Настройка должностей

Рис.11 Создание новой должности

Рис.11 Создание новой должности

Рис.12 Подбор должности из ОКПДТР

Рис.12 Подбор должности из ОКПДТР

Если должность выбрана, то в перечне она становится серой, неактивной.

Рис.13 Уже выбранная должность

Рис.13 Уже выбранная должность

Закрыв ОКПДТР, мы увидим, что новая должность выделена жирным шрифтом. То есть программа нас предупреждает, что это новая, еще не действующая запись.

Рис.14 Новая запись

Рис.14 Новая запись

  • Код по ОКПДТР
  • Контрольное число
  • Категория*.

Рис.15 Позиция утверждена

Рис.15 Позиция утверждена

*Они нужны при заполнении формы статистики 57-Т, поэтому если ввести новую должность просто по кнопке «Создать, отчетность придется формировать вручную.

История ведения

Существует два варианта ведения расписания:

  • Без ведения истории*;
  • С историей изменения**.

*Вид без истории изменений:

Рис.16 Два варианта ведения расписания

Рис.16 Два варианта ведения расписания

**Вид с историей изменения, с документами изменения:

Рис.17 Два варианта ведения расписания

Рис.17 Два варианта ведения расписания

Рис.18 Вариант с историей

Рис.18 Вариант с историей

После наших действий изменения в расписании возможны только с помощью специальных документов утверждения* и изменения, поэтому просто так открыть штатную единицу и поменять ее содержание не получится.

Рис.19 Утверждение штатного расписания специальным документом

Рис.19 Утверждение штатного расписания специальным документом

*Если в списке есть несколько документов, предыдущий документ можно открыть только для просмотра, но отредактировать нельзя. Чтобы появилась такая возможность, нужно сначала отключить изменения более позднего документа, для этого отменить проведение документа.

Рис.20 Отмена проведения документа

Рис.20 Отмена проведения документа

Работа с должностями в программе ЗУП

Рис.21 Работа с должностями

Рис.21 Работа с должностями

Рис.22 Утверждение должностей

Рис.22 Утверждение должностей

Автоматизация кадрового учета

Планирование количества персонала и ФОТ, кадровое администрирование, штатное расписание, учет рабочего времени

Работа

Доработка 1С:ЗУП

Доработаем учет штатного расписания под ваши бизнес-процессы. Предоставляем гарантии на услуги!


Штатное расписание (далее по тексту ШР) представляет собой внутренний нормативный документ компании, которым закрепляется внутренняя структура юридического лица, утверждается количество сотрудников и должности, которые они занимают. В нем же указывается размер заработной платы сотрудника.

Рассмотрим, как правильно составить штатное расписание.

Что такое штатное расписание

Точного определения этому понятию в нормативно-правовых документах нет. Однако Постановлением № 1 Госкомстата введена в действие форма Т-3 штатного расписания. В этом НПА дается перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны во внутреннем документе. Обратите внимание, что в постановлении приведены лишь рекомендации по составлению ШР. Использовать их предприятию не обязательно, ответственность за выбор собственной формы не предусмотрена.

Кроме того, необходимость сам термин и, как следствие, необходимость составления-изменения штатного расписания указаны в таких нормативно-правовых актах:

  • ТК РФ в статье 15;
  • ТК РФ в статье 57;
  • Постановлении Министерства труда № 69, которым регламентирован порядок ведения трудовых книжек сотрудников.

Какие сведения в штатном расписании должны быть?

  • Данные о структуре компании, штатном составе предприятия и численности наемных сотрудников;
  • Данные о структуре компании, если она имеется;
  • Названия должностей и специальностей, которые введены на предприятии, а также указание квалификации сотрудников, которые могут их занимать;
  • Размер заработной платы по каждой из должности в виде твердого оклада или тарифной ставки при сдельной оплате;
  • Наличие и размеры надбавок за выполнение наемными работниками своих обязанностей на конкретных должностях;
  • Иные сведения.

Форма штатного расписания

Как указывалось выше, унифицированная форма штатного расписания введена в действие постановлением Государственного комитета статистики. Документ принят в 2004 году и действует до настоящего времени.

Применять ее не обязательно, однако ввиду того, что форма Т-3 имеет все необходимые реквизиты, ее использовать практически все субъекты предпринимательской деятельности.

Кто должен составлять

ШР на предприятии составляет работник, на которого возложены обязанности по ведению кадрового учета. Он должен знать особенности составления штатного расписания, чтобы избежать проблем при проверке со стороны контролирующих органов. Но составлять документ рекомендуется до того, как будет заключено трудовое соглашение хотя бы с одним из работников. Поэтому имеет смысл обратиться к квалифицированным юристам в области трудового права, которые помогут подготовить документ.

Попросить для проверки этот документ могут:

  • Представители Трудинспекции при проверке соблюдения трудового законодательства;
  • Проверяющие из фонда социального страхования для проверки правильности начисления и уплаты взносов;
  • Представители П Ф для проверки правильности начисления обязательных платежей;
  • Инспекторы налоговой службы, если считают, что компанией или предпринимателем неправильно начислены налоговые платежи на зарплату.

Чем грозит отсутствие штатного расписания

Если в компании отсутствует документ, который регламентирует организационную структуру субъекта предпринимательства, виновные несут ответственность в рамках административного законодательства.

Санкции статьи 5.27 предусматривают:

  • Наложение штрафа на компанию в размере до 50 тыс. рублей;
  • Наложение штрафа на должностное лицо или предпринимателя в размере до 5 тыс. рублей.

Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам

Требования к штатному расписанию

Постановлением № 1 введены в действие такие рекомендации по составлению штатного расписания:

  • Документ должен иметь название и название компании, которая его принимает;
  • В документе рекомендуется указать его номер по ОКУД;
  • Нужно указать сведения о структуре компании;
  • Необходимо перечислить должности и специальности, квалификацию сотрудников;
  • В документе указываются данные о количестве единиц на конкретной должности и их заработную плату.

Ошибки при составлении штатного расписания

Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа:

  • В документе указываются фамилии и имена работников. Нужны только названия должностей и численность по каждой из них;
  • В расписание не включены надбавки, которые обязательны согласно действующему законодательству. Например, за работу в условиях Крайнего Севера;
  • Нет необходимости менять ШР каждый год, если за прошедшее время структура компании и зарплата не менялись;
  • Необязательно использовать названия должностей в таком же написании, как в действующем классификаторе профессий;
  • Оклад указывается не в твердой сумме или тарифе, а в виде вилки (например, ЗП от 20 до 40 тыс. рублей). Так делать нельзя.
  • В ШР указаны условия по отдельным должностям, которые дискриминируют сотрудников или ухудшают условия их работы, установленные ТК.

Как утвердить штатное расписание

Порядок составления штатного расписания предусматривает необходимость его утверждения. Для этого нужно издать приказ, подписанный руководителем юридического лица. Форма приказа не регламентируется, однако в нем явно указывается, что он утверждает конкретное ШР.

Обратите внимание, что утверждать новое ШР каждый год необязательно. Исключение делается лишь в том случае, если дата составления штатного расписания на следующий год установлена внутренней инструкцией. Во всех остальных случаях документ принимается только в случае, если в структуре произошли изменения.

Другие особенности утверждения:

Как внести изменения в штатное расписание

Правила составления штатного расписания требуют внесения изменений в документ в следующих случаях:

  • Появились новые или были упразднены старые должности;
  • Названия должностей изменились;
  • Претерпела изменения внутренняя структура компании;
  • Поменялся размер заработной платы или тарифы при сдельной оплате труда;
  • Изменилось количество сотрудников для конкретной должности.
  1. Составляется новое расписание и вводится в действие в обычном порядке. Для этого составляется отдельный приказ.
  2. Вносятся изменения в действующее расписание. Для этого также издается внутренний приказ по предприятию.

Есть также альтернативный вариант: в течение года в расписание вносятся изменения, а в декабре они консолидируются и составляется новое ШР, которое утверждается приказом.

Периодичность составления документа и сроки хранения

Кроме того, не установлен и предельный срок внесения правок при изменении структуры компании. Однако здесь есть один момент. При приеме на работу сотрудника в его трудовом договоре нужно упомянуть о штатном расписании. Поэтому, если вы планируете расширить штат, нужно заранее позаботиться об изменении ШР.

Читайте также: