Как вставить рабочий лист

Обновлено: 19.05.2024

Каждая книга Excel содержит по крайней мере один лист. Вы можете создать несколько рабочих листов, чтобы упорядочить данные, и каждый рабочий лист отображается в виде вкладки в нижней части окна Excel. Эти вкладки облегчают управление вашими листами.

В настоящее время ограничение числа строк таблицы Excel превышает 1 миллион, а ограничение столбцов — 16,384. Может показаться, что вы никогда не достигнете этого предела, но с определенными задачами вы можете просто достичь этого предела. Возможно, у вас есть список миллионов адресов электронной почты для вашей маркетинговой кампании.

Если вы обнаружите, что достигли предела количества строк или столбцов, вы можете разбить данные на несколько листов или вкладок. Вы можете экспортировать файл Excel в файл CSV, перейдя в Файл> Экспорт> Изменить тип файла> CSV (через запятую) (* .csv) а затем разбить один большой файл CSV на более мелкие файлы

Сегодня мы рассмотрим, как работать с вкладками в Excel, чтобы эффективно управлять несколькими листами в одной книге.

Вставить новую вкладку

Чтобы добавить другой лист Excel в свою книгу, щелкните вкладку, после которой вы хотите вставить лист. Затем щелкните значок плюса справа от панели вкладок.

добавить лист Excel

Новая вкладка нумеруется следующим номером последовательного листа, даже если вы вставили вкладку в другом месте. В нашем примере наш новый лист вставляется после Sheet3, но пронумерован Sheet6.

добавить лист Excel

Нужно искать данные в ваших таблицах Excel? Узнайте, как использовать формулы INDEX и MATCH

Переименовать вкладку

Новые вкладки названы Лист1, Sheet2, и т. д. в последовательном порядке. Если у вас есть несколько рабочих листов в вашей книге, полезно назвать каждое из них, чтобы упростить организацию и поиск ваших данных.

Чтобы переименовать вкладку, дважды щелкните вкладку или щелкните ее правой кнопкой мыши и выберите переименовывать. Введите новое имя и нажмите Войти.

Каждая вкладка должна иметь уникальное имя.

переименовать вкладку листа Excel

Прокрутка вкладок

Если у вас много вкладок, они могут отображаться не все одновременно, в зависимости от размера вашего окна Excel. Существует несколько способов прокрутки вкладок.

Вы увидите три горизонтальные точки на одном или обоих концах панели вкладок. Нажмите на три точки на одном конце, чтобы прокрутить вкладки в этом направлении. Затем нажмите на три точки на другом конце, чтобы прокрутить в обратном направлении.

Вы также можете щелкнуть стрелки вправо и влево на правой стороне панели вкладок, чтобы прокрутить вкладки. Эти стрелки также имеют другое применение, о чем свидетельствует всплывающее окно, которое отображается, когда вы наводите указатель мыши на одну из них.

прокручивать вкладки листа Excel

Посмотреть больше вкладок на панели вкладок

Полоса прокрутки в нижней части окна Excel занимает место, которое можно использовать для вкладок рабочего листа. Если у вас много вкладок, и вы хотите видеть больше их одновременно, вы можете расширить панель вкладок.

Наведите указатель мыши на три вертикальные точки слева от полосы прокрутки, пока она не превратится в две вертикальные линии со стрелками влево и вправо. Нажмите и перетащите три точки вправо, чтобы сделать панель вкладок шире. Вы увидите больше своих вкладок.

Нужно распечатать свой лист Excel? Мы покажем вам, как отформатировать документ для печати таблицы на одной странице.

Копировать или переместить вкладку

Вы можете сделать точную копию вкладки в текущей рабочей книге или в другой открытой рабочей книге, что полезно, если вам нужно начать с тех же данных с одной вкладки на новой вкладке. Вы также можете перемещать вкладки в другое место в той же книге или другой открытой книге. Щелкните правой кнопкой мыши вкладку, которую вы хотите скопировать или переместить, и выберите Переместить или скопировать.

скопировать или переместить вкладку листа Excel

На Переместить или скопировать диалоговое окно, текущая активная книга выбрана в Бронировать выпадающий список. Если вы хотите скопировать или переместить вкладку в другую рабочую книгу, убедитесь, что она открыта, и выберите ее в списке. Вы можете только копировать или перемещать вкладки, чтобы открывать рабочие книги.

На моем первом собрании компании я показал им, как копировать вставить вкладку Excel, и я получил овации. Старые люди поражены технологиями

— Муравей (@ AJ_Cola_44) 8 сентября 2016 г.

в Перед листом В списке выберите лист или вкладку, перед которой вы хотите вставить скопированную (или перемещенную) вкладку.

Если вы копируете вкладку и не перемещаете ее, убедитесь, что Создать копию установите флажок и нажмите Хорошо. Если Создать копию Если флажок не установлен, вкладка будет перемещена в выбранное место, а не скопировано.

скопировать вкладку листа Excel

Если вы переместили вкладку, имя остается прежним. Номер версии не добавляется.

скопировать вкладку листа Excel

Если вы хотите переместить вкладку только на небольшое расстояние в пределах одной и той же книги, вы можете вручную переместить вкладку в новое место. Нажмите и удерживайте вкладку, пока не увидите треугольник в верхнем левом углу вкладки. Затем перемещайте вкладку, пока треугольник не укажет туда, куда вы хотите переместить вкладку, и отпустите кнопку мыши.

Удалить вкладку

Вы можете удалить рабочие листы из своей рабочей книги, даже те, которые содержат данные. Вы потеряете данные на удаленном листе Excel, и это может привести к ошибкам, если другие листы ссылаются на данные

на удаленном листе.

Помните, что рабочая книга должна содержать хотя бы одну рабочую таблицу, поэтому вы не можете удалить рабочую таблицу, если она единственная в вашей рабочей книге.

Чтобы удалить лист Excel, щелкните правой кнопкой мыши вкладку листа, который вы хотите удалить, и выберите удалять.

удалить вкладку Excel лист

Если удаляемый лист содержит данные, отобразится следующее диалоговое окно подтверждения. Нажмите удалять, если вы уверены, что хотите удалить данные на листе.

удалить вкладку Excel лист

Сохраняйте данные Excel в порядке

Вкладки — это отличный способ упорядочить данные Excel и упростить их поиск. Вы можете настроить вкладки, чтобы организовать ваши данные наилучшим образом в соответствии с вашими потребностями.

Вы также можете ускорить навигацию и ввод данных на своих листах с помощью сочетаний клавиш

, а также эти советы, чтобы сэкономить время в Excel

, Если ваша рабочая книга содержит конфиденциальную информацию, вы можете защитить свой файл Excel паролем.

Есть ли у вас какие-либо дополнительные советы по использованию вкладок на листе Excel? Поделитесь своими идеями и опытом с нами в комментариях ниже.

В Excel файлы называются рабочими книгами. Рабочие книги могут содержать несколько рабочих листов и листы диаграмм. При сохранении файла сохраняется вся рабочая книга.

1. Настройка шрифта в рабочей книге

По умолчанию рабочим шрифтом в книге Excel принят шрифт Calibri размер 11 пт. Но в большинстве организаций рабочий шрифт Times New Roman. Можно, конечно выделить весь лист и задать нужный вам шрифт

Шаг 1. Выделяем всю таблицу (щелкаем курсором выделения ячеек по пересечению строки имен столбцов и строки имен строк):

Рабочий лист Excel

Шаг 2. Назначаем шрифт для работы в книге (лента Главная → группа команд Шрифты → кнопка выпадающего меню с названием шрифта → название нужного шрифта):

шрифт Excel

Но… Каждый раз при создании новой книги вы должны будете делать эту операцию.

шрифт Excel

Говорим ОК. Теперь при создании новой книги шрифт по умолчанию будет Times New Roman.

Скачайте файл тут и откройте его. Впрочем можете воспользоваться собственным файлом.

2. Ярлычки рабочего листа

В рабочей книге, как правило, содержится несколько рабочих листов. Чтобы не запутаться в листах, рекомендую давать им имена.

Рабочий лист Excel

Но можно обойтись двойным щелчком мышкой ЛМ на ярлычке листа.

В результате, будет выделено Имя ярлычка.

Шаг 2. Вводим новое имя с клавиатуры и нажимаем Enter

Рабочий лист Excel

Когда листов много (а у меня бывает до 23 листов и больше), то очень удобно ключевые листы выделить цветом ярлычка.

Рабочий лист Excel

Не пренебрегайте этими возможностями Excel. Если листов в книге больше 4-х, то вероятность запутаться возрастает в геометрической прогрессии.

3. Перемещение по рабочей книге

Бывают ситуации, когда в вашей книге Excel много листов, между которыми нужно постоянно переключаться.

Способ 1.

Переход по листам рабочей книги с помощью ярлычков.

Способ 2.

Переход по листам рабочей книги с помощью клавиатуры.

Ctrl + Page DownПерейти на следующий лист
Ctrl + Page UpПерейти на предыдущий лист

Способ 3.

Переход по листам рабочей книги с помощью контекстного содержания.

Поэтому-то так важно давать значимые имена листам, чтобы не запутаться в контекстном содержании.

4. Выделение рабочих листов

Ярлычок рабочего листа, на котором вы работаете, белого цвета, т.е. лист активен и считается выделенным.

Выделение нескольких рабочих листов аналогично выделению группы ячеек.

ЛМ + ShiftВыделение смежных листов
ЛМ + CtrlВыделение несмежных листов

Рабочий лист Excel

Выделив несколько рабочих листов, можно вводить одни и те же данные одновременно в каждый из них.

Шаг 3. Убеждаемся, что на другом листе в соответствующих ячейках появился соответствующий текст:

Рабочий лист Excel

5. Вставка и удаление рабочих листов

Шаг 1. Щелкаем по имени рабочего листа ПМ и выбираем команду Удалить (Delete).

Рабочий лист Excel

Рабочий лист Excel

6. Перемещение и копирование рабочих листов

Внутри рабочей книги можно перемещать и копировать рабочие листы. Это позволит систематизировать информацию в файле, располагать ее в логическом порядке.

Шаг 1. Щелкаем ЛМ на имени листа, который требуется переместить, и перетащите указатель листа в нужное место. При перемещении стрелка указывает то место, в котором будет находиться лист, если отпустить кнопку мыши.

Копируем рабочий лист аналогично операции перемещения, только при этом нужно держать нажатой клавишу Ctrl и отпустить ее в последнюю очередь.

Понять и запомнить!Имя рабочего листа на ярлычке уникально!

Если у нас много рабочих листов, то эта операция уже будет проблемой. Поэтому воспользуемся контекстным меню.

Шаг 3. Выбираем место куда хотим переместить лист и нажимаем ОК.

Переместить или скопировать выбранный рабочий лист можно не только внутри открытой книги, но и в новую книгу или открытую книгу.

Копировать или перемещать можно не только единичный рабочий лист, но и несколько выбранных листов, как смежных так и несмежных.

Некоторым финансовым и торговым специалистам может потребоваться каждый день вставлять новый рабочий лист с текущей датой для статистики ежедневной работы. Если вы вставите новый рабочий лист, а затем переименуете его вручную, он будет громоздким. Сегодня я расскажу вам несколько быстрых приемов решения этой проблемы.

Вкладка Office позволяет редактировать и просматривать в Office с вкладками и значительно упрощает работу .

  • Повторное использование чего угодно: Добавляйте наиболее часто используемые или сложные формулы, диаграммы и все остальное в избранное и быстро используйте их в будущем.
  • Более 20 текстовых функций: Извлечь число из текстовой строки; Извлечь или удалить часть текстов; Преобразование чисел и валют в английские слова.
  • Инструменты слияния : Несколько книг и листов в одну; Объединить несколько ячеек / строк / столбцов без потери данных; Объедините повторяющиеся строки и сумму.
  • Разделить инструменты : Разделение данных на несколько листов в зависимости от ценности; Из одной книги в несколько файлов Excel, PDF или CSV; От одного столбца к нескольким столбцам.
  • Вставить пропуск Скрытые / отфильтрованные строки; Подсчет и сумма по цвету фона ; Отправляйте персонализированные электронные письма нескольким получателям массово.
  • Суперфильтр: Создавайте расширенные схемы фильтров и применяйте их к любым листам; Сортировать по неделям, дням, периодичности и др .; Фильтр жирным шрифтом, формулы, комментарий .
  • Более 300 мощных функций; Работает с Office 2007-2019 и 365; Поддерживает все языки; Простое развертывание на вашем предприятии или в организации.

Добавить новый лист с текущей датой с помощью кода VBA

Удивительный! Использование эффективных вкладок в Excel, таких как Chrome, Firefox и Safari!
Экономьте 50% своего времени и сокращайте тысячи щелчков мышью каждый день!

Следующий код VBA поможет вам вставить новый рабочий лист с текущей датой, когда вы запускаете код каждый день.

1. Удерживайте ALT + F11 ключи, и он открывает Окно Microsoft Visual Basic для приложений.

2. Нажмите Вставить > Модуль, и вставьте следующий макрос в Окно модуля.

Код VBA: добавить новый лист с текущей датой

3, Затем нажмите F5 ключ для запуска этого кода, и новый лист с сегодняшней датой был вставлен после существующих листов. Смотрите скриншот:

документ-добавить-лист с-датой-1

Внимание: Когда вы сохраните и закроете эту книгу, сохраните ее как Excel Macro-Enabled Workbook форматировать, нажав Файл > Сохранить как. И когда вы запустите книгу на следующий день, обязательно нажмите Включить контент, чтобы вы могли успешно запустить код для добавления нового листа даты.

Добавить новые рабочие листы с последовательной датой с помощью Kutools for Excel

Приведенный выше код может помочь вам вставить только один лист с датой текущего дня за раз, если вы хотите вставить несколько листов с последовательной датой, эта утилита Создать рабочие листы последовательностей of Kutools for Excel сделаю вам одолжение.

Kutools for Excel включает более 300 удобных инструментов Excel. Бесплатная пробная версия без ограничений в течение 30 дней. Получить сейчас.

Если вы установили Kutools for Excel, сделайте следующее:

1. В пустой ячейке введите сегодняшнюю дату, а затем перетащите маркер заполнения, чтобы заполнить ячейки нужной последовательностью дат.

документ-добавить-лист с-датой-1

2. Затем нажмите Предприятие > Инструменты рабочего листа > Создать рабочие листы последовательностей, см. снимок экрана:

документ-добавить-лист с-датой-1

3. В Создать рабочие листы последовательностей диалоговом окне укажите рабочий лист, на основе которого вы хотите создать новые листы Базовый рабочий лист раскрывающийся список. А затем выберите Данные в диапазоне вариант под Имена листов на основе раздел, чтобы выбрать диапазон данных, который вы хотите использовать в качестве имен листов. Смотрите скриншот:

документ-добавить-лист с-датой-1

4. Затем нажмите OK, и будет создана новая книга с именами листов в порядке дат. Смотрите скриншот:

Создание новых рабочих листов осуществляется с помощью метода Sheets.Add.

Синтаксис метода Sheets.Add

expression.Add [Before, After, Count, Type]

где expression — переменная, представляющая собой объект Sheet.

Компоненты метода Sheets.Add

  • Before* — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий на лист, перед которым будет добавлен новый.
  • After* — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий на лист, после которого будет добавлен новый.
  • Count — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий, сколько листов будет добавлено (по умолчанию — 1).
  • Type — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий тип листа: xlWorksheet** (рабочий лист) или xlChart (диаграмма), по умолчанию — xlWorksheet.

*Если Before и After не указаны, новый лист, по умолчанию, будет добавлен перед активным листом.

**Для создания рабочего листа (xlWorksheet) можно использовать метод Worksheets.Add, который для создания диаграмм уже не подойдет.

Примеры создания листов

Создаваемый лист можно присвоить объектной переменной:

Если создаваемый лист присваивается объектной переменной, он будет помещен перед активным листом. Указать дополнительные параметры невозможно.

Копирование листов

Копирование рабочих листов осуществляется с помощью метода Worksheet.Copy.

Синтаксис метода Worksheet.Copy

expression.Copy [Before, After]

где expression — переменная, представляющая собой объект Worksheet.

Компоненты метода Worksheet.Copy

  • Before* — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий на лист, перед которым будет добавлена копия.
  • After* — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий на лист, после которого будет добавлена копия.

*Если Before и After не указаны, Excel создаст новую книгу и поместит копию листа в нее. Если скопированный лист содержит код в проекте VBA (в модуле листа), он тоже будет перенесен в новую книгу.

Примеры копирования листов

Если рабочие книги указаны как элементы коллекции Workbooks, в том числе ActiveWorkbook и ThisWorkbook, листы нужно указывать как элементы коллекции Worksheets, использование уникальных имен вызовет ошибку.

Перемещение листов

Перемещение рабочих листов осуществляется с помощью метода Worksheet.Move.

Синтаксис метода Worksheet.Move

expression.Move [Before, After]

где expression — переменная, представляющая собой объект Worksheet.

Компоненты метода Worksheet.Move

  • Before* — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий на лист, перед которым будет размещен перемещаемый лист.
  • After* — необязательный параметр типа данных Variant, указывающий на лист, после которого будет размещен перемещаемый лист.

*Если Before и After не указаны, Excel создаст новую книгу и переместит лист в нее.

Примеры перемещения листов

Простые примеры перемещения листов:

Если рабочие книги указаны как элементы коллекции Workbooks, в том числе ActiveWorkbook и ThisWorkbook, листы нужно указывать как элементы коллекции Worksheets, использование уникальных имен вызовет ошибку.

Удаление листов

Удаление рабочих листов осуществляется с помощью метода Worksheet.Delete

Синтаксис метода Worksheet.Delete

где expression — переменная, представляющая собой объект Worksheet.

Примеры удаления листов

Если рабочие книги указаны как элементы коллекции Workbooks, в том числе ActiveWorkbook и ThisWorkbook, листы нужно указывать как элементы коллекции Worksheets, использование уникальных имен вызовет ошибку.

Как обратиться к рабочему листу, переименовать, скрыть или отобразить его с помощью кода VBA Excel, смотрите в этой статье.

48 комментариев для “VBA Excel. Рабочий лист (создание, копирование, удаление)”

А как удалить листы не указывая постоянно их название?:

Привет, Мон!
Можно удалить все листы, кроме указанных в условии, с помощью цикла For Each … Next:

Если по крупному
нет Проверки наличия Листа в книге
нет Переименования Листа

Добрый день! не могу сделать в макросе — чтобы сделанному скопированному листу присваивалось свое имя, которое при новом запуске макроса новому листу будет присваивать новое имя из этой книги (переменное)

Добрый день, Эдуард!
Я правильно понял вопрос: нужно, чтобы макрос при каждом запуске создавал копию листа и присваивал ему новое имя, отличное от имени по умолчанию? Если так, то по каким правилам должно создаваться новое имя?

Здравствуйте. Не могу найти макрос может кто поможет.
Задача состоит в том что бы макрос читал все листы книги после чего делал копию этих листов и вставлял в эти же листы данные как значения. Т.е. фактически разрывал связи методом копи паст но на всех листах книги (колличество листов в книге может быть каждый раз разное.

Добрый день!
У меня вопрос.
Как перемещать лист перед другим листом, номер или название которого будет вводить пользователь?

Спасибо!
У меня ещё вопрос. А если указывать номер листа, перед которым будет другой лист, какое изменение будет в коде?

А так можно вводить и номер, и имя:

Бладораю.
У меня последний вопрос.
Нужно, чтобы при отмене операции по перемещению не было ошибок. Я пробовал с If… Then GoTo, но не выходит.

Добрый день! Возможно ли полное копирование листа на нужный мне лист? В январе заполняются данные каждый день и надо чтобы за каждый день создавалась копия на заранее созданные 31 лист по дням?

Добрый день, Эдуард!
Это можно сделать двумя строками, но перед копированием следует проверить, не был ли исходный лист сегодня уже сохранен под новым именем:

Спасибо за помощь! Нашел другое решение более мне подходящее но не знаю как сделать чтобы созданые листы вставлялись по порядку нумерации 1,2,3 и т.д. после активного листа? Не поможете вот код

Спасибо все работает!

Еще вопрос, можно ли скопировать лист не в конец книги а между листами, есть 12 месяцев в книге ексель чтобы копировалось после января, февраля?

И может еще чтобы кнопка с макросом не копировалась а создавалась гипперссылка обратно на лист?

Я добавил код перемещения нового листа относительно исходного листа с именем текущего месяца и удаления ненужного нового листа, который создается при повторном вводе одного и того же числа:

Евгений огромное спасибо это то что и требовалось весьма признателен за Вашу помощь.

Эдуард, представленный выше код будет работать только с одним месяцем. Excel не даст создать в одной книге несколько листов с одним именем (одно и то же число, но разных месяцев). Вам придется как-то изменить наименование листов, например: 1.01-31.01, 1.02-28.02. Тогда для перемещения новых листов придется использовать другой алгоритм или по окончании одного месяца, все его листы переименовать, например так:

Я понял этого и не требуется по окончанию месяца листы будут сохранены отдельно.
А вот по предедущему коду нельзя ввести произвольное число т.е не по порядку 1,2,3 а сразу например 17 пропустив с 1 по 16?

Можно и так, если указать имя листа, перед которым вставлять перемещаемый (вместо всего блока If … End If):

В таком виде все работает как задумывалось — может кому то пригодится. Спасибо огромное Евгению за помощь!

Помогите с мелочью никак не пойму куда вставить умножить на 2,1 и на 1,9 чтобы не считалось +_ 20% в этой формуле?
=ДВССЫЛ(АДРЕС(СТРОКА();СТОЛБЕЦ()-1;1;1))

Нет числовой. условное форматирование со стрелками вверх вниз и вправо
=ДВССЫЛ(АДРЕС(СТРОКА();СТОЛБЕЦ()-1;1;1*2,6)) для стрелки вверх
=ДВССЫЛ(АДРЕС(СТРОКА();СТОЛБЕЦ()-1;1;1*2,4)) для стрелки вправо
но не работает может я не туда вставляю *2,6

Синтаксис функции АДРЕС:
АДРЕС(номер_строки;номер_столбца;[тип_ссылки];[A1];[имя_листа])
Там, где вы умножаете, должно быть логическое значение [A1]: ИСТИНА или ЛОЖЬ (1 или 0).

Ребята привет! Подскажите как решить (буду очень признателен за готовый код) проблему.
Есть Гугл таблица с 10 листами. Один лист требуется скачивать на комп в формате CSV — это легко делается самой таблицей — есть возможность сохранить текущий лист. А вот второй лист нужно скачивать в формате ексель. И гугл уже не позволяет скачать текущий лист. Он скачивает в формате ексель всю книгу целиком. Это не удобно. Приходится удалять вручную ненужные листы. Либо сначала копировать весь лист в гугле, а затем вставлять в лист екселя.
В общем нужен код, который в дальнейшем привяжу к кнопочке, для скачивания определенного листа из книги с данными без формул и в формате ексель.

удаляю Лист по имени на ярлычке

Евгений, помогите пожалуйста со следующей задачей.
В папке несколько документов эксель, в каждом из которых несколько листов.
Необходимо, чтобы макрос открывал по порядку каждый документ, проходил по каждому листу и брал оттуда нужную информацию. Затем эта информация переносится в новый документ эксель в заданном порядке.
В целом программу я реализовал, но столкнулся с проблемой, что debug упирается в последний лист первого открытого документа и не может дальше перейти к следующему документу. Т.е. необходимо прописать условие, чтобы vba понимал, что данный лист в документе последний.
Подскажите пожалуйста, как это сделать?

Александр, для обхода листов каждой книги используйте цикл For Each… Next:

Цикл будет завершен после обработки последнего листа.

Здравствуйте!
Возможно ли при копировании листа из другого файла перенести и пользовательский стиль таблицы?

Добрый день!
Если не ошибаюсь, пользовательский стиль таблицы всегда копируется вместе с листом, но внешний вид таблиц будет одинаков, если оба файла созданы и открыты в одной версии Excel.

Я провел тест: создал умную таблицу, создал пользовательский стиль и применил его к таблице. Далее изменил у разных блоков строк цвет шрифта и начертание (полужирное, курсив). Программно скопировал лист с таблицей в другую книгу. Все форматирование сохранилось и пользовательский стиль тоже появился в разделе со стилями таблиц. У меня версия Excel — 16.0 (Excel 2016). Оба файла должны быть созданы в одной версии Excel, так как более старые версии Excel могут не поддерживать возможности новых версий.

Хм. Эксель 2016, всё выше описанное по-прежнему.
Если не затруднит, скопируйте умную таблицу макросом на новый лист, перед этим созданный тем же макросом.

Читайте также: