Как вести себя при повышении в должности в коллективе

Обновлено: 28.06.2024

Одним из результатов старательной работы может стать повышение в должности. Происходит подобное не ежедневно, а у кого-то даже так никогда в жизни и не произойдет. Радость человека, поднявшегося по ступеням карьерной лестницы, вполне очевидна, однако не всем. Соответственно счастливчику необходимо держать под контролем свои эмоции.

Радуйтесь в меру

Чего не делать? Не раздражайте окружающих своим чрезмерно довольным видом и тем более не делитесь эмоциями по поводу произошедшего повышения. Душа нараспашку – это, конечно, в духе нашего народа, однако, деловая этика имеет свое мнение на этот счет. И заключается оно в том, что радоваться чужим успехам умеют не все. Чем ограниченнее коллега, тем агрессивнее он отнесется к вашему назначению и омрачит его своей завистью.

Что делать? Безусловно, коллектив коллективу рознь, есть и такие, где можно душевно отметить свой праздник. Уделите этому один вечер, посидите где-нибудь после работы и со следующего дня больше не поднимайте эту тему. Беспроигрышный вариант получить порцию заслуженной похвалы и искренних пожеланий – это отпраздновать повышение в кругу людей, которые действительно смогут за вас порадоваться. То есть с семьей и друзьями.

Не забудьте о работе

Лучший способ отвлечься от тщеславных мыслей – заняться работой, на которую вас и назначили.

Чего не делать? Ошибочно полагать, что вышестоящее начальство перестанет присматриваться к вашей работе после повышения (вроде, раз повысили, значит, признали компетентность и теперь дадут работать в свое удовольствие). Вам дали шанс проявить себя в новом качестве, и еще не факт, что ожидания руководства будут оправданы.

Что делать? Проявите максимальную активность. Внимательно ознакомьтесь с новыми делами, обязанностями и полномочиями. Составьте план работы на ближайшие 2-3 месяца. Медлить с нововведениями, равно как и спешить с ними, толком не овладев ситуацией, не рекомендуется. Если есть идеи по оптимизации работы, подкрепленные конкретным планом действий, озвучивайте.

Полезно наладить контакты с коллегами, которые занимают в компании аналогичные должности. Их опыт может пригодиться. Осторожно отзывайтесь о работе своего предшественника, поскольку среди вашего нового окружения могут быть его приятели.

Продолжайте совершенствоваться как специалист. Критично оценивайте свои знания, своевременно обновляйте их. Посещайте форумы, инициируйте командировки.
Будьте ответственны, однако не пытайтесь все взвалить на себя. Разделять работу между подчиненными и контролировать ее выполнение – теперь часть ваших обязанностей.

Проявите внимание к сослуживцам

Более высокий статус обязательно потребует перемен в поведении. Причем как в отношениях с коллегами (часть из которых перешла в разряд ваших подчиненных), так и с руководством.

Чего не делать? Не спешите фамильярничать со своим начальством. Вы все еще не можете общаться на равных, хотя дистанция между вами и сократилась.

Не отказывайтесь от корпоративных традиций, принятых в вашем новом кругу.

Что делать? Руководству потребуется некоторое время, а также основания, для того чтобы начать воспринимать вас в новом статусе. Под основаниями подразумеваются ваши успехи на новой должности, поведение (не робеть в присутствии начальника, уверенно говорить, спокойно держаться) и внешний вид (в одежде придерживайтесь стиля, принятого на той ступени, где вы находитесь).

Постарайтесь сохранить нормальные человеческие отношения с коллегами, из числа которых вас повысили. Порой это сложно сделать по их собственной вине (зависть, обида), поэтому проявите великодушие и не демонстрируйте свое превосходство в чем бы то ни было. Острые углы, вызванные появившимся между вами расстоянием, сглаживайте здоровым юмором и самоиронией. По возможности, принимайте участие в привычных общих мероприятиях (кофе в обед, боулинг в пятницу).

Сложнее придется с новоявленными подчиненными. Оставаться с ними в приятельских отношениях под час себе дороже. Субординация между начальником и подчиненными быть должна, хотя она и не исключает доброжелательной атмосферы в отделе.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Приходилось ли вам в приподнятом настроении ожидать повышения на работе и остаться у разбитого корыта, потому что выбрали не вас? Многие долго приходят в себя после того, как работа мечты выскользнула буквально из рук.

Возьмем, к примеру, Толгара, генерального менеджера крупной компании, который пришел в организацию сразу после университета и быстро вырос до руководящей должности. Через полтора года после последнего повышения Толгар с удивлением узнал, что его начальница уходит и рекомендует его на свое место. Он был польщен, хотя вначале и не был уверен, что готов к такому серьезному повышению. Толгар обновил резюме, подготовился к собеседованию и стал обдумывать, кого бы предложил следующим кандидатом на свою должность в случае, если его утвердят. Но, попав в тройку финалистов, Толгар все-таки не получил это назначение. И хотя сначала он не питал больших надежд, он был глубоко разочарован, когда его обошел более опытный кандидат со стороны.

Такая история не редкость среди внутренних претендентов на открывшуюся вакансию: бывает, они показывают хорошие результаты, но не получают желаемую должность. Они падают духом, им кажется, что их не ценят, и часто без энтузиазма возвращаются к прежней работе. Они могут решить уйти с занимаемой должности и из компании.

Через три недели после поражения Толгар был готов забыть о сильных эмоциях и двигаться дальше, оценив лежащий перед ним путь. Вот альтернативы, которые мы с ним проработали. Вы тоже можете выбрать любые из этих вариантов. Ответьте на следующие вопросы, чтобы определить, какими будут ваши дальнейшие шаги.

1. Чему еще я могу научиться на этой работе? Если еще есть чему поучиться, снова включайтесь в работу на прежнем участке. Толгар осознал, что еще многого не знает об управлении глобальным бизнесом – области, в которой у его нового менеджера имеется богатый опыт.

Как делать карьеру без поддержки начальства

3. Сколько времени придется ждать изменений? Установите для переходного периода ограничение по времени, скажем, три месяца. Возможно, поиск подходящей альтернативы покажется вам более интересным, чем ваши рабочие обязанности, но повременить будет полезно. Толгар выделил год на установление партнерских отношений со своим новым начальником и дальнейшее развитие команды и возглавляемого им направления. Прошло десять месяцев, и Толгар снова полюбил свою работу и получил дополнительные обязанности, расширяющие его компетенцию.

4. Чем я больше всего увлечен сейчас? Какой особый вклад я могу внести? Сейчас самое время рассмотреть еще какую-то позицию внутри организации, позволяющую сменить надоевшие функции. Когда ушел менеджер другой моей клиентки, она временно исполняла обязанности руководителя отдела. Новый постоянный начальник отдела обладал теми же компетенциями, что и она, но на более высоком уровне. Вместо того чтобы делить полномочия с начальником, она выбрала более техническую роль, работая с тем же менеджером. Она вернулась к прежним задачам и с удовольствием занялась инновациями, в то время как ее руководитель мог более свободно решать управленческие вопросы.

5. Верно ли, что я могу многому научиться и научить на этом уровне? Не буду ли я с большим удовольствием выполнять ту же работу в другом подразделении компании?

Прежде чем ответить на эти два вопроса, спросите, почему вас не взяли на более высокую должность. Если вы утвердительно ответили на оба вопроса, проанализируйте самый широкий круг вариантов. Если ваши ответы покажут, что вы не хотите возвращаться на текущую должность или вам слишком сложно работать с новым менеджером, рассмотрите аналогичную позицию в другом подразделении. Если вы работаете в достаточно крупной компании и у вас хороший послужной список, пора освежить полезные связи внутри организации.

6. Какие другие функции более высокого уровня компетенции уравновесят мой опыт и расширят круг задач? После заманчивых мыслей об освоении новых обязанностей текущая роль может показаться слишком тесной. Можно попробовать пройти отбор на другую руководящую должность. Например, с позиции технического директора (CTO) стать директором по информационным технологиям (CIO). На обеих должностях требуются технические навыки, но в роли CIO больше возможностей иметь дело непосредственно с проблемами внутренних клиентов.

7. Достиг ли я той точки, когда вести переговоры бессмысленно? Получают ли люди со стороны более выгодные предложения, чем я? Если вы утвердительно ответили на любой из этих вопросов, уходите из компании. То, что не удалось получить желанную новую должность, может открыть вам глаза. Возможно, вы поймете, что слишком долго довольствовались текущим статусом и стали пассивно относиться к развитию своей карьеры. Как бы заманчиво ни выглядела перспектива стать претендентом на интересную должность, не всегда выходит получить ее. Полезно помнить, что отступать тяжело, и это нормально. Вам понадобится время, чтобы прийти в себя, а затем выберите следующие шаги, ответив на приведенные вопросы – они совсем не такие, какие обычно задают на собеседованиях.

Об авторе: Сабина Наваз – коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500


Безболезненно проходим путь до состоявшегося управленца в интервью с экспертом в области лидерства, сервиса и управления персоналом, преподавателем MBA в Русской Школе Управления Елизаветой Ефремовой.

В жизни руководителей есть этап своеобразной инициации: сначала вы были рядовым исполнителем, отвечали только за себя, и ваша успешность определялась тем, насколько вы эффективно решаете поставленные задачи. Потом вас начинают оценивать через эффективность других людей, приходится заниматься новой деятельностью — организовывать их работу. Таких навыков не дают ни школа, ни институт — только жизнь.

Книга предназначена для начинающего руководителя, который еще не в полной мере владеет навыками управления персоналом. Я давно преподаю на курсе Mini MBA, сначала в программе лидерства, сейчас — на управлении персоналом. И хорошо вижу, что одним из трудных, очень личных вопросов является вхождение в должность — когда коллеги привыкли видеть в вас обычного члена команды, но при этом (как подчиненные) ждут каких-то сложных решений. А вышестоящее руководство в новой роли вас еще не знает и устраивает множество испытаний. И поговорить об этом не с кем: в семью жалобы не потащишь, на работе хочется всяческих поощрений и проявлений силы.

По сути, книга о том, как человек проходит этапы карьерного роста и становится руководителем. Я выделяю 11 параметров, часть из них профессиональные, часть — личностные и один мотивационный.

И когда мы говорим про сложности, с которыми сталкивается новоиспеченный руководитель, первая проблема — это переход от рутинной деятельности. Ведь жизнь руководителя проходит в неопределенной среде, ему приходится постоянно менять системы для адаптации к меняющимся условиям. И жизнь по правилам летит ко всем чертям. Хаос, в котором оказывается руководитель и который нельзя структурировать, — это сложно.

О трансформации компании, власти и рисках

На каждый винт — своя гайка. На разных этапах развития организации перед человеком стоят новые вызовы: вы растете вместе с компанией или приходите в нее на каком-то этапе. Иногда требуется принимать те самые непопулярные решения, идти на конфликты с близкими, которые были когда-то единомышленниками. И в какой-то момент приходится брать власть в свои руки. Но потом возникает следующий важный вопрос: как эту власть отдать. То есть создать команду, которая будет твоей дружиной.

Поэтому я считаю, что нужно учиться, ходить на курсы, читать книги. Можно подключиться к коллективному знанию и не допустить ошибок, которые уже сделаны и описаны предшественниками.

О корпоративной культуре

Руководство — это управление живым: нужно фиксировать лучшее и удалять ненужное. Когда в корпоративный организм попадает что-то новое, он сопротивляется, идет воспалительный процесс. Потом это новое или встраивается, или отторгается. И даже если новая метла будет мести по-новому, это войдет в корпоративную культуру или не пройдет этап фильтрации.

О распространенных ошибках начинающих руководителей

В книге есть глава, которая посвящена жизненному циклу руководителя. Этот цикл не уникальный, он повторяется от человека к человеку:

Первое событие — мотивационный подъем. Хорошо, когда у руководителя есть азарт, вызов, ощущение новизны и интереса. Первая точка — это желание быть у руля, может быть, иметь волю к власти. Не у всех она есть и не всем нужна, но руководитель без нее не может обойтись.

Вторая важная точка (где можно вылететь) — это так называемый кризис адаптации. Он происходит, когда человек приходит на новое место с ожиданиями, амбициями, иллюзиями и сразу сталкивается с новой неспецифической деятельностью и новыми людьми (даже если это прежний коллектив, то люди уже находятся в новых ролях). На этом этапе важно встретить реальность лицом к лицу и понять, чего не хватает, какие недостатки мешают новоиспеченному руководителю. Потому что пока вы не осознаете сферу своей некомпетентности и свои трудности, измениться очень сложно.

Потом начинается пассионарный первый год работы управленца. Он готов к изменениям, видит все свои недостатки и недоработки системы, сильные и слабые места сотрудников. Он готов к переменам, поэтому этот год энергетически заряжен. На этом этапе трудно вылететь с работы: организация дает ему кредит доверия. Оценить деятельность руководителя можно, сравнив годовые показатели. Невозможно сравнить, например, в отделе продаж февраль с сентябрем — разные сезоны и цифры.

Поэтому следующая важная точка — кризис оценки, когда к концу первого года становится понятно, имели ли эффект все принятые решения. Здесь можно реально вылететь, если они не дали результатов.

По каким критериям оценивают эффективность руководителя

Традиционно таких маркера три:

Результативность по показателям, взятым на себя в начале работы.

Личностная и культурная составляющая: насколько человек соответствовал корпоративной культуре, ценностям, демонстрировал нужное организационное поведение. Например, если через год он находится в конфликте со всей внутренней экосистемой, это тоже показатель.

Снова мотивационная составляющая: хочет ли он быть на этом месте.

О профессиональном выгорании управленца

Потом начинается второй год, и для руководителя это довольно стабильное время. Команда собрана, процессы отлажены. Но к концу второго — началу третьего года (в зависимости от интенсивности жизни в организации) возникает кризис выбора. Когда у управленца появляется субъективное ощущение, что он решил все задачи на этом месте, ему хочется чего-то большего, стало неинтересно.

Первый вариант действий — перемещаться на следующий уровень спирали. В умных организациях специалиста просто не отпускают, подбрасывая ему новые задачи и вызовы. Второй вариант — более страшный, когда люди решают, что уже все хорошо, теряют желание трансформироваться, конкурировать, тратят энергию на посторонние проблемы.

Поэтому для конца второго или третьего года руководителю важно выходить из сложившейся зоны комфорта, как ни пошло это звучит. Под комфортом понимается состояние расслабленности, нужно быть постоянно включенным.

Об идеальном руководителе и его проблемах

Возьмем классическое определение идеальной системы по ТРИЗ: предмета нет, а функция выполняется. Поэтому у идеального руководителя все работает без него. К такому надо стремиться: те, кто делает организацию слишком зависящей от себя, очень рискует. Блокируется карьера, все ресурсы направляются на управление. На эту тему написано много.

Боли руководителя организации можно перечислять до бесконечности.

Но самое важное на трансформационном этапе — косяки в самоорганизации, когда человек не в ладу со своим временем, расписанием, стрессами. Это приводит к выгоранию, усталости, потере ресурса.

Второе — неумение выстраивать связи, коммуницировать с людьми (руководителями, коллегами).

Я вижу еще миллион проблем, но эти самые существенные.

Должен ли руководитель быть лидером

В структуре командных ролей в группе руководитель и лидер — понятия разного порядка. Руководитель — это названный лидер, с короной, погонами и всем, что нужно. Это назначаемая в группе роль.

А лидер — не назначаемый, а сформированный в группе человек с кредитом доверия. Люди в группе принимают его позицию, мнение, отношение. Поэтому руководитель вполне может и не быть лидером: он обустраивает систему управления своей группой через лидеров, которые сформировались внутри коллектива.

Но все точки власти могут сходиться и в одном человеке: тогда он будет руководителем (формальным и операционным) и эмоциональным лидером. На некоторых этапах развития команды это хороший вариант, но он не всегда срабатывает.

Что управленцу делать в начале карьеры и как избежать ошибок

Есть пять основных инструментов власти, опорных точек, которые нужно озвучить группе. Они создадут каркас взаимоотношений.

Очень важный момент — принцип, по которому будут распределяться ресурсы: как делятся клиенты, территория, отпуска.

Принцип, по которому вы собираете команду: какие люди в нее войдут, а кто отсеется.

Если вы склонны к коллективному творчеству, транслируйте эти идеи. Если вы сторонник жестких мер и рамок — так и говорите. Но эти основные моменты проговорить нужно обязательно. Когда появятся все опорные точки, коллектив на какое-то время стабилизируется. Это поможет руководителю войти в группу в новой роли, снимет часть напряжения и сопротивления.

Как руководителю снять сопротивление, если выдвинутые им ценности не совпадают с ценностями группы

Об эмоциональном лидерстве

Люди управляются словами, поэтому очень важно правильно подбирать слова, понятия, смыслы. Единый смысловой конструкт создает единое интеллектуальное поле в группе. Но, с другой стороны, люди также управляются эмоциями. Есть мнение, что все начинают испытывать чувства самого сильного человека в группе. И когда руководитель может транслировать коллективу свое отношение к происходящему, например, в сложный для компании период при спаде продаж активизировать, зарядить группу на уровне эмоций, это здорово.

Эмоциональному интеллекту нужно учиться. В больших организациях есть курсы для начинающих руководителей. Но часто они остаются со своей трансформацией один на один. Надеюсь, моя книга, и специальные курсы в Русской Школе Управления помогут ее пережить, потому что следующая трансформация еще более сложная. Если до нее вы управляли людьми, следующая задача — переход на директорский уровень, когда приходится думать не только за себя и свою группу, но и за всю организацию. Просчитывать любое изменение (про финансам, стратегии, маркетингу, персоналу).

То есть первая трансформация — от эксперта к руководителю, а вторая — от руководителя к директору. От управления организацией вы переходите на уровень управления социумом со сложными задачами. Например, вы отвечаете за жизнь города (если это градообразующее предприятие или компания с большим числом сотрудников). Вопрос в том, где вы остановитесь: у всех есть компетенции для такого роста. Но я с уважением отношусь к людям, выбирающим путь мастера — там тоже можно до бесконечности совершенствоваться. И путь руководителя — интересный, сложный.

4 совета начинающему руководителю

  • Первое — вовлекайте людей в поток своих смыслов, чтобы они четко понимали, чего вы хотите.
  • Второе — принимайте непопулярные решения ради интересов будущего группы.
  • Третье — ставьте перед собой амбициозные цели, потому что они мотивируют.
  • Четвертое — достойно несите бремя власти. Ваша функция — рушить спокойное настоящее людей ради будущих результатов, менять процессы и планы, вводить технологии.

Беседовала Марьям Ткачева.


Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

Самоизоляция и удаленка заставили многих пересмотреть отношение к работе.

Кто-то понял, что не хочет больше возвращаться в офис, и взялся за освоение новых навыков. Кто-то лишился части доходов и вынужден искать другие способы заработка. А некоторые решили воспользоваться шансом и резко изменить жизнь — перейти на новую должность или вообще сменить специальность. Собрали в подборку советы HR-специалиста Алены Владимирской по поиску работы и карьерному развитию: как вести себя на собеседовании, куда податься после 40 и как договориться о хорошей зарплате.

Как объяснить желание сменить работу потенциальному работодателю?


Что не стоит говорить про причины ухода с предыдущего места работы? На какие маркеры, стоп-слова смотрят HR? И наоборот, какие причины смены работы считаются приемлемыми — мало денег, отсутствие роста, нездоровая атмосфера?

Начну с приемлемого: невозможность карьерного роста, желание перейти именно в эту компанию — это основное, задержки зарплаты, очень долгий путь до работы — например, компания переехала в офис на другом конце большого города.

Как доказать работодателю, что готов работать в новой для себя сфере?


Есть желание поменять профессию. В текущей профессии я уже 10 лет, большой опыт, профильное образование. В новой профессии я могу опираться на знания и опыт из нынешней работы, но все-таки придется много учиться. Скорее всего, на первых порах работа будет приносить меньше денег из-за отсутствия релевантного опыта. Я сейчас занимаюсь очень плотно, но пока не понимаю, как правильно указать все это обучение в резюме, чтобы сделать на нем акцент. Как правильно преподнести весь предыдущий опыт? Хочется, чтобы из резюме было понятно, что я много времени и сил вложила в переориентацию и сильно замотивирована развиваться в новой сфере.

Буду вас расстраивать — не хочу, но давайте скажу правду. Само обучение не решит эту задачу. Людей старше 30 без опыта в новой сфере на работу не берут. На стажерские вакансии уже оверквалифайд — боятся, даже если человек хочет. А на более высокие — опыта нет.

Вам нужно не только поучиться, но и поработать в этой отрасли — хоть бесплатно, тут идеально подходят стартапы, где нет денег, но нужны профессионалы. Это позволит и опыт записать, и нетворк создать. Или надо вытаскивать из вашего прошлого опыта все более-менее релевантное и продавать — это уже платная работа с резюме. Ну или третий путь. Проще всего в любую отрасль зайти через продажи. Там всегда и вакансий больше, и критерии мягче. Если готовы продавать, то двигайтесь туда. Потом через продажи можно дорасти и до бизнес-девелопмента, и до продукта, и до маркетинга.

Как договориться о хорошей зарплате на новом месте?


Не нужно писать об этом в резюме. На собеседовании лучше назвать ваш текущий доход и сказать, что хотели бы увеличить его на 15—20%. Торговаться можно только после экспертного собеседования, когда станет очевидно, что вы понравились. Нужно торговаться прошлым опытом и проектами, то есть результатами — продается это. Сейчас в целом не лучшее время для торгов, но очень зависит от отрасли — например, в ИТ вполне можно. Далее надо смотреть: если вы работаете в банке, то в Сбере и ВТБ можно поторговаться, в остальных случаях надо учитывать нюансы.

В целом закономерность такая. Если вас хантят — то есть вы работаете, а вас активно зовет другая компания, — прибавляйте 20—30% к текущему доходу. Если вы не работаете менее трех месяцев, то запрашивайте текущий доход. Если вы не работаете более трех месяцев и при этом активно ищете работу — сбавляйте 15%.

Как увеличить доход после 40?


Каковы перспективы для увеличения дохода, если возраст за 40 и работаю в регионе? Сфера деятельности — финансы, уровень должности — руководитель среднего звена. Переезжать в Москву? Переучиваться на более перспективную специальность?

Лучший способ — это релокация в своей компании в более крупный регион, например в Москву. Шансов хорошо адаптироваться и расти больше, а дальше обрастете в Москве связями и сможете перейти в другую компанию, если захотите. Если переучиваться на другую специальность, то в первые 2—3 года это точно не увеличит, а уменьшит ваш доход.

Стоит ли рисковать, если есть стабильная работа?


Хорошая ли идея уходить сейчас со стабильной, неплохо оплачиваемой работы, если по разным причинам пребывание на ней стало ужасно некомфортным? Лучше подождать более спокойных времен или рискнуть?

Лучше сходить в долгий отпуск без телефона и рабочей почты хотя бы на две недели, жестко выключив все рабочие коммуникации. А вернувшись, понять, от чего вы устали: от конкретной компании — тогда менять ее, от профессии в целом — тогда надо менять отрасль, но это чаще всего долго и сложно, или просто сильно устали и после отдыха все стало ок. Если устали от отрасли и хотите перейти в другую, не экономьте, придите на консультацию к карьерному специалисту: он реально оценит, куда и на какие деньги вы сейчас сможете перейти, — сбережете кучу нервов и денег.

Кем стать копирайтеру, чтобы зарабатывать больше?


Я копирайтер, пишу тексты, люблю и умею это делать, есть хорошее портфолио. Опыт работы — больше 10 лет, зарплата ближе к верхней планке для моих навыков — вакансий с зарплатой выше появляется мало. И я не понимаю, какие у меня перспективы карьерного и зарплатного роста.

Мне нравится редакторская работа, приходилось и приходится иногда заниматься редактированием текстов, но официально я редактором никогда не работала, а в вакансиях обычно просят опыт работы. Пока учу английский — в перспективе это дает некоторую возможность роста. Беру подработки. Но что потом — непонятно. Хотелось бы найти что-то , связанное с текстами и редактурой: учить других я могу, но не очень люблю. Какие у меня есть варианты увеличить заработок?

Рекомендую просто переходить в более дорогие и брендовые компании, где нужны редакторы. Особенно если можете работать с английским текстом — в мире вполне неплохо платят за ИТ-редактуру.

Переходить надо через работу на западных и престижных фриланс-биржах, набирая там качественное портфолио, рекомендации и клиентуру. Английский и какая-то интересная вам узкая востребованная тематика — ваше все.

Как недавнему выпускнику поменять специальность?


Я недавняя выпускница вуза, есть небольшой опыт работы по специальности, сейчас трудоустроена. Однако понимаю, что хочу работать совсем в другой сфере. Пытаюсь найти точки соприкосновения и устроиться для начала в смежную отрасль или попасть в нужную компанию, а там уже понять, как перейти на интересующую должность. Параллельно прохожу требуемые курсы. К сожалению, отказывают без указания причин. Как молодому специалисту после выпуска сменить сферу деятельности? Увольняться, проходить курсы и получать дополнительное образование и только потом пытаться? Или не увольняться, пока не найду хотя бы стажировку? Что отвечать на вопросы про смену и как доказать серьезность намерений?

Я советую не увольняться, а взять в отпуске или в свободное время бесплатную стажировку или волонтерство по новой специальности, чтобы посмотреть, насколько это ваше. А то и текущую работу потеряете, и на новой может не понравиться. Да и на бесплатную стажировку попасть намного проще, чем на полноценную работу в новой сфере. Если уж понравится, то оттуда легче перейти на постоянную работу: у вас уже будет опыт, да и с самих этих стажировок часто лучших забирают в штат — по сути, они для этого и делаются.

Читайте также: