Как ведет себя дубровский в этой сцене как проявляется его отношение к приказным

Обновлено: 03.05.2024

Урок литературы в 6 классе 12.10.2017

Планируемые результаты:

Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:

уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
.
Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Беседа.

  1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?
  2. Какие эпизода романа вам запомнились и чем именно?
  3. Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие героя?
  4. В чем же сходство и различие характеров Кирилла Троекурова и Андрея Дубровского?

2. Как жилось крестьянам у таких помещиков, как Троекуров? (собакам лучше жилось, чем людям)

3. Какие взаимоотношения сложились с крепостными у Андрея Гавриловича Дубровского?

4. После чего погиб Дубровский-старший? (передача жилья с крепостными Троекурову)

5. К чему это привело?

_Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего с вами урока.

Открываем тетр и записыв число, классная работа и тему урока

тема перед вами, а какие цели мы с вами определим ?

  1. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
  • Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
  • Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
  • Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
  • — Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

  • — Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

— Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

— Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

— Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

— Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Физкультминутка.

Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

Хотел ли Дубровский смерти приказных?

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца… Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII — XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

Тема бунта в повестях Дубровский и Капитанская дочка.

В произведениях Пушкина много внимания уделено не только любовной лирике, но и историческим событиям. Его главные произведения отражающие тему крестьянских волнений и отношение самого Пушкина к этим событиям – в нашей статье.

Тема крестьянского бунта в творчестве Пушкина исторически обусловлена ростом стихийного народного движения в 1830—1831 гг. Художественное воплощение ее различно в этих повестях.

Руководит крестьянским бунтом Владимир Дубровский — обедневший дворянин, которого толкнула на это несправедливость властей по отношению лично к нему, т.е. в основе бунта лежит не осознанная идея несовершенства общественного устройства, а личная обида. Дубровский выступает не как политический борец, а как авантюрно-романтический герой — благородный разбойник. У крестьян нет осознанной цели, потому стихийно начавшийся бунт иссякает, и по приказу своего помещика Дубровского крестьяне прекращают борьбу.

Пушкин идеализирует Пугачева, хотя показывает и некоторые отрицательные его черты: хвастливость, невежество, тщеславие. Повествование ведется от лица дворянина Петра Гринева, воспитанного в высоких понятиях чести и долга. Это дает возможность Пушкину объективно показать события. Автор и его герой-повествователь во многом расходятся во взглядах. Гринев отрицательно относится к Пугачеву и бунту, Пугачев для него злодей, изверг, а его соратники — шайка разбойников, умеющих только грабить, убивать, творить насилие. Однако Гринев высказывает не только свои оценки, но и говорит о непосредственных впечатлениях и наблюдениях при общении с Пугачевым. И в этих впечатлениях Пугачев предстает отнюдь не злодеем.

Краткое содержание

Глава 1.

На званом обеде между друзьями происходит ссора. Увидев псарню Троекурова, Андрей Гаврилович обвиняет того в том, что за собакам у него живется намного лучше, чем простым людям. В этот на такое замечание слуга Троекурова оскорбительно высказывается в адрес Дубровского и тот уезжает.

В Кистиневке он узнает, что троекуровские крепостные воруют его лес. Он приказывает выпороть мужиков и отнять у них лошадь. Разгневанный Троекуров начинает строить планы мести и задумывает отобрать у бывшего друга имение.

Глава 2.

В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.

Глава 3.

Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.

Глава 4.

Глава 5.

Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись, и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.

Глава 6.

Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.

Глава 7.

Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.

Глава 8.

Троекуров стремится дать Саше достойное образование, для чего нанимает француза Дефоржа. Учитель учит музыке Машу и покоряет ее сердце. Сам Кирила Петрович учителем доволен. Немаловажную роль в этом сыграл случай: когда Троекуров решил посмеяться над французом и втолкнул его к медведю, тот не испугался и убил животное из пистолета.

Глава 9.

В усадьбе Троекурова проходит храмовый праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие – осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят, практически, каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.

Глава 10.

Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.

Глава 11.

Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.

Глава 12.

Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, на котором рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.

Глава 13.

Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилом Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей кандидатурой на роль его жены.

Глава 14.

Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.

Глава 15.

При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.

Глава 16.

Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.

Глава 17.

Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.

Глава 18.

Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.

Урок литературы в 6 классе 12.10.2017

Планируемые результаты:

Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:

уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
.
Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Беседа.

  1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?
  2. Какие эпизода романа вам запомнились и чем именно?
  3. Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие героя?
  4. В чем же сходство и различие характеров Кирилла Троекурова и Андрея Дубровского?

2. Как жилось крестьянам у таких помещиков, как Троекуров? (собакам лучше жилось, чем людям)

3. Какие взаимоотношения сложились с крепостными у Андрея Гавриловича Дубровского?

4. После чего погиб Дубровский-старший? (передача жилья с крепостными Троекурову)

5. К чему это привело?

_Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего с вами урока.

Открываем тетр и записыв число, классная работа и тему урока

тема перед вами, а какие цели мы с вами определим ?

  1. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
  • Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?
  • Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
  • Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
  • — Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

  • — Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

— Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

— Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

— Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

— Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Физкультминутка.

Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

Хотел ли Дубровский смерти приказных?

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца… Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII — XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

Литература 6 класс ___.___.___

Планируемые результаты:

Ученик научится владеть: изученной терми­нологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстри­рования.

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:

уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
.
Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Беседа.
III. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.

3.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
4.
Сравнительная работа.
– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли замечательно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца…

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

Задачи:

Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

Формы работы с учащимися: Коллективная.

Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

Средства обучения:

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

  • Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
  • Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
  • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

Ход урока

I. Пояснение.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

(Слайд 6)

IV. Работа с текстом.

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:

– Чем отличаются эти изображения?

– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вариант 2.

Выводы учащихся: (Слайд 9)

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, - чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше. (Слайд 10, Слайд 11)

XI. Слово учителя.

В чем же идейный смысл повести? Чтобы лучше понять это, припомним тему произведения – жизнь русского барства в крепостные времена. Мы видели, что тему эту Пушкин развернул при изображении многих событий и людей. Изображая русское барство, поэт с беспощадной правдивостью показал, как несправедлив крепостной строй, как Троекуровы и им подобные издевались над подвластными им крестьянами, как в угоду тщеславию и самодурству расправлялись они с людьми. Поэт правдиво рассказал о том, как крепостной барский строй воспитывал в людях отвратительные черты характера: угодливость, подхалимство, мошенничество, рабскую трусость.

XII. Решение проблем. Вывод учеников

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

XIII. Рефлексия.

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

XIV. Домашнее задание (на выбор).

(Слайд 12)

Слово учителя:

В этой статье мы опишем ключевые эпизоды "Дубровского" - произведения, созданного Пушкиным. Начнем с представления главных героев.

Троекуров и Дубровский

ключевые эпизоды в романе дубровский

Троекуров Кирила Петрович живет в поместье Покровское. Это знатный и богатый барин. Его опасаются все соседи, зная крутой нрав этого человека, лишь Дубровский Андрей Гаврилович, бедный помещик, поручик гвардии в отставке и бывший сослуживец Кирила Петровича, не боится его. И тот и другой - вдовцы. У Дубровского есть сын Владимир, который служит в Петербурге, а у Троекурова - дочь Маша, которая живет с отцом. Часто Троекуров говорит о том, что хотел бы поженить детей.

Ссора друзей

Ключевые эпизоды "Дубровского" открываются раздором друзей. Ссорит их неожиданная размолвка, а независимое и гордое поведение главного героя еще сильнее отдаляет друг от друга. Всесильный и самовластный Троекуров решает выместить свое раздражение тем, что замышляет отнять имение у Дубровского. Он приказывает Шабашкину, заседателю, найти для этого "законный" путь. Тот исполняет желание, и вот Дубровского наконец вызывают для решения данного дела. Эти события описывает в произведении "Дубровский" эпизод в суде.

В присутствии сторон на судебном заседании читается решение, которое исполнено множеством юридических казусов. По нему имение Кистеневка, принадлежащее Дубровскому, переходит во владение Троекурова. У бывшего владельца происходит припадок безумия.

Дубровский умирает

Ухудшается здоровье старшего Дубровского, и старуха Егоровна, ходившая за ним, пишет сыну помещика в Петербург письмо, уведомляя того о случившемся. Владимир едет домой, получив отпуск. Кучер дорогой рассказывает молодому человеку об обстоятельствах данного дела. Дома он находит одряхлевшего больного отца.

Ключевые эпизоды "Дубровского" впереди. А повесть продолжается тем, что Андрей Гаврилович медленно умирает. Троекуров, мучимый совестью, отправляется мириться. При виде гостя хворающего помещика разбивает паралич. Сын больного велит передать соседу, чтобы тот убирался прочь из их дома, и тогда же умирает Дубровский-старший.

После его похорон приезжают в Кистеневку исправник и судейские чиновники, чтобы ввести в права владения Троекурова. Отказываются повиноваться ему крестьяне, хотят разделаться с чиновниками. Останавливает их Владимир Дубровский.

Дубровский поджигает дом

эпизод из дубровского

В доме своем он ночью застает Архипа, кузнеца, который решил было убить приказных, и Дубровскому удается отговорить его от этого дела. Владимир решает покинуть свое имение и приказывает также вывести людей, чтобы сжечь дом. Он посылает Архипа отпереть двери, для того чтобы из дома могли выйти чиновники, но тот нарушает приказ и запирает их. Поджигает дом Дубровский и отправляется прочь со двора, а в образовавшемся пожаре погибают приказные.

Весть о разбойниках

На главного героя падает подозрение в убийстве чиновников и поджоге дома. Троекуров начинает новое дело, послав губернатору донесение. Но здесь отвлекает от Дубровского внимание всех другое событие: разбойники появились в губернии. Они грабят всех помещиков, и лишь владения Троекурова не трогают. Все считают, что предводителем является Дубровский.

Дефорж

Для Саши, своего внебрачного сына, Троекуров из Москвы выписывает мсье Дефоржа, учителя-француза, на которого огромное впечатление производит красота Марьи Кириловны, семнадцатилетней дочери его. Но девушка на наемного учителя никакого внимания не обращает. Подвергают испытанию Дефоржа, вталкивая его в комнату вместе с голодным медведем (это является обычной шуткой в обращении с гостями в семье Троекурова). Убивает зверя учитель. На Машу производят сильное впечатление его смелость и решительность. Она сближается с учителем, и близость эта перерастает в любовь.

Праздник в доме Троекурова

дубровский эпизод в суде

Ключевые эпизоды "Дубровского" продолжает праздник в доме Троекурова. Сюда съезжаются гости. За обедом заходит речь о Дубровском. Спицын Антон Пафнутьич, помещик, один из гостей, признается в том, что он дал ложные показания в суде в свое время в пользу Кириллы Петровича против Дубровского. Сообщает одна дама о том, что главный герой обедал у нее неделю назад, и рассказывает, что посланный с деньгами и письмом для сына приказчик вернулся и сказал, что Дубровский его ограбил. Однако он был уличен во лжи бывшим сослуживцем покойного мужа, приехавшим в гости. Приказчик рассказывает, что, действительно, Дубровский по дороге к почтовому отделению остановил его, но не стал грабить, прочитав письмо матери. В сундуке у приказчика нашлись деньги. Дама же полагает, что выдавший себя за друга мужа человек был самим Дубровским. Однако, по ее описаниям, у нее находился человек примерно 35 лет, а Троекуров между тем точно знает, что главному герою было 23 года. Данный факт подтверждает и обедающий у него новый исправник.

Завершается балом этот праздник. Антон Пафнутьич решает ночевать с Дефоржем в одной комнате, так как знает о его храбрости и надеется, что тот в случае нападения разбойников его защитит. Однако ночью тот его грабит и сообщает, что является Дубровским. Он встретил француза, едущего к Троекурову, дал ему денег, взамен получив бумаги учителя. Так Дубровский и поселился в доме у Троекурова.

Свидание Дубровского с Машей

ключевые эпизоды дубровского

Ключевые эпизоды в романе "Дубровский" продолжаются свиданием главного героя с Машей. Спицын утром покидает дом, не обмолвившись о происшествии. Марья Кириловна влюбляется в Дефоржа. Однажды тот просит о свидании. Маша в назначенное время является, и тот сообщает о своем скором отъезде, открыв, кто он такой. Дубровский говорит, что простил отца девушки.

Маша, возвратившись в дом, застает здесь тревогу, и Троекуров говорит ей, что Дефорж - это Дубровский.

Эпизод с кольцом

На другое лето князь Верейский возвращается в свое поместье. Он поражает Машу красотой, но замуж за него девушка выходить не хочет, думая о главном герое. Продолжаем описывать ключевые эпизоды в романе "Дубровский". Влюбленные встречаются ночью, договариваются, что Маша не станет выходить за Верейского. Дубровский на прощание дает ей кольцо, говорит, что в случае беды нужно будет опустить его в дупло дерева, и девушка узнает, что делать.

Маша накануне свадьбы пишет письмо Верейскому, умоляя отказаться от нее. Но Кирилла Петрович, узнав о письме, назначает свадьбу уже на другой день. Отец приказывает запереть девушку. Саша приходит ей на помощь, относит в дупло кольцо. Но оборванный мальчик при его виде пытается завладеть украшением. Выручает садовник. На обратном пути встречается Троекуров, который под угрозами заставляет Сашу рассказать о поручении. Он запирает мальчика, но вскоре тому удается пробраться в Кистеневку.

Венчание Маши

дубровский эпизод с кольцом

Отметим и еще один важный эпизод из "Дубровского" - венчание. Молодые отправляются в Арбатово, но вдруг карету на дороге окружают, и человек в полумаске открывает дверцы. Князь ранит его. Его хватают и хотят убить, но Дубровский велит не трогать. Молодой человек теряет сознание.

Дубровский скрывается в лесу с разбойничьей шайкой. Однажды приходят солдаты, но разбойники их побеждают. После этого Дубровский говорит о своем решении оставить шайку. Он исчезает. По слухам, находится где-то за границей.

Читайте также: