Как важно знать свои права мероприятие

Обновлено: 04.07.2024

Цели и задачи: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной компетентности; культуры участия в интеллектуальной игре.

Формы и методы урока: беседа, игра, обобщение, рефлексия.

Ход урока

1. Приветствие.

Станет радостно кругом!

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны
  • На что они имеют право и на что не имеют?

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.(Демонстрация книги.)

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

4. Обязанности ребёнка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

5. Игра.

Класс делится на две команды.

1 задание: Разминка. Разгадать анаграммы:

Н О К Е В Н И Ц Я, Г О У С А Р Д Т С О В,

И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.

Вопросы игры разделены на 5 категорий.

1 категория: Права и обязанности.

2 категория: Правовой словарь.

3 категория: Цифры и факты.

4 категория: Пословицы.

5 категория: Сказки.

В каждой категории 5 вопросов. Цена вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов.

Команды имеют право выбрать в 5 категориях любой из 5 вопросов.

За правильный ответ выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса.

В конце игры команды подсчитывают набранные баллы.

Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.

Вопросы:

1 категория.

100. Действия в соответствии с законом. (Обязанность)

200. Законные возможности. (Права)

300. Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)

400. То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)

500. То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)

2 категория.

100. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)

200. Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)

300. Открытое столкновение. (Конфликт)

400. Норма, поддерживаемая государством. (Закон)

500. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)

3 категория.

100. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)

200. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее)

300. Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?

400. С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?

500. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?

Релаксация.

“Вверх по радуге”. Это упражнение научит тебя справляться с обидой, злостью, просто с плохим настроением. Встань. Закрой глаза, сделай глубокий вдох и представь, что вместе с этим вдохом ты взбираешься вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаешь вниз, как с горки. Проделай это несколько раз. Твоё настроение и чувства улучшатся.

Вопросы:

4 категория.

100. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).

200. Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).

300. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).

400. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).

500. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

5 категория.

100. Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

200. Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

300. Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

400. Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).

500. Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –

Итог игры “Счастливый случай.

Учащиеся подсчитывают баллы. Выявляется победитель.

ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,

ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ.

В Конвенции каждый найдёт

На вопрос ответ: Помни!

Ребёнком считают того,

Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради !

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

6. Итоги классного часа.

Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. А я хочу вам всем пожелать побольше друзей!

Цель : обобщить знания детей о их правах и обязанностях.

  1. Расширять и закреплять представления детей об их правах и обязанностях.
  2. Развивать словарный запас речи (Конвенция, здоровье, поликлиника, больница, свидетельство о рождении, согласная семья, педиатр, хирург, стоматолог, комплимент, отдых, досуг).
  3. Развивать мышление, внимание, память.
  4. Закреплять знание пословиц, стихотворений.
  5. Воспитывать любовь к семье , толерантность, стремление к получению знаний, умение проводить отдых с пользой, учить заботиться о своем здоровье.

Цветик-правоцветик на лепестках которого, изображены права; иллюстрации с изображением Конвенции, свидетельства о рождении.

проектная деятельность : беседы, игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Эта книга не простая

Развернешь – как хороша

Где написано что можно

Где написано нельзя.

И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок

Появляются права.

Что же такое право? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Все ваши права можно изобразить с помощью такого Цветика-правоцветика. Переворачивая каждый лепесток, мы вспомним знакомое право и узнаем новое.

Перевернем 1 лепесток. Назовите право: каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры. А когда дают ребенку имя? Какой документ подтверждает это право?

Давайте поиграем в игру "Назови свое имя на определенную букву" (буква В; Виталий, Ваня и т.д)

У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

- не придумывать клички;

- обращаться друг к другу вежливо, ласково;

- к взрослым обращаться по имени, отчеству.

Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Перевернем 2 лепесток. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни! А кто еще помогает родителям воспитывать детей? А как называется группа людей, в которую входят мама, папа, ребенок, братья, сестры и даже дедушка с бабушкой? Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Вспомним пословицы о семье:

Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Перевернем 3 лепесток. Право на образование. Все дети должны иметь возможность учиться. А для чего нужно учиться? Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. Знания дают возможность развития личности и выбора любимого дела. А где человек получает знания?

  1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?
  2. Как называется школьный стол?
  3. Как называютсязанятия в школе?
  4. Кто ведет уроки?
  5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?
  6. Школьный урок, где позволяют громко петь?
  7. Перерыв между уроками?
  8. Сигнал на урок?
  9. Какой отметки радуются ученики?
  10. В нем школьники несут учебные принадлежности?

Но нет прав без обязанностей, потому что учеба это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это! На какие оценки нужно учиться в школе?

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле ,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Откроем 4 лепесток. Дети, скажите, что на свете всего дороже и ни за какие деньги не купишь? Что такое здоровье? У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. А кто заботится о вашем здоровье? Если заболел ребенок, то родители ведут его в поликлинику или больницу. А чем отличается поликлиника от больницы?

Только ли врачи должны заботиться о вашем здоровье? Что, значит, беречь свое здоровье?

И мы в д/с соблюдаем режим дня, закаляемся и занимаемся физкультурой:

Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

Мяч бросать и принимать, (Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)

Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Ног своих совсем не жалко,

Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

Откроем 5 лепесток. Это новое право, которое говорит, что каждый человек имеет право на отдых, досуг. А что такое отдых и досуг?

Человек обязательно должен отдыхать. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали - ночью отдохнули, поспали. Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу? Что они делают в эти дни? Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване или спать. Иногда, когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и по-другому: путешествовать, ходить в походы, в театры, в кино, в гости. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. В нашем городе для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Расскажите, в какие кружки, студии ходите вы? Бывает отдых длительный. Кто знает, как называется длительный отдых? Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели?

Итак, о чем же мы сегодня говорили? Для чего они нужны? Давайте еще раз назовем их. Но нельзя забывать, что наряду с правами мы не должны забывать и о своих обязанностях.

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго защищает

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают

Чтоб нас никто не мог побить

Украсть, унизить и обидеть.

А сейчас вы можете воспользоваться правом на отдых и поиграть с друзьями.

Инсценировка по сказке А.С. Пушкина
У окна на лавочке с зеркальцем в руках сидит Царевна и любуется своим отражением. Перед нею сундук с украшениями.
Царица: Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркалу рукой.)
Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка)
Зеркальце: А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(музыка стихает, Царица бросает зеркальце по лавку, топает ногами, кличет служанку)
Царица: Эй, Чернавка!
(входит девушка, смиренно склонив голову)
Царица: Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам!
(девушка, поклонившись, уходит, Царица радостно потирает руки)
Воспитатель: Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась..
Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя…
Воспитатель: Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Воспитатель: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники: Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Воспитатель: Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
Итак, ребята, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?
(ответы детей)
Воспитатель: Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать всё взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
(воспитатель заполняет маршрутный лист)

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы мероприятия. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной.
Мероприятие содержит разнообразную деятельность воспитанников, инсценирование той или иной ситуации, которые применительны к закреплению правовых знаний детей.

Ожидаемый результат: снижение преступности среди подростков; рост правовой культуры, правосознания воспитанников, обеспечивающих надежное будущее государству и обществу; знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний, научить детей адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Темы мероприятий по правовому воспитанию

Мероприятия по правовому воспитанию

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Классный час по правовому воспитанию у младших школьников

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Читайте также: