Какие формы принимало движение за реформу избирательного права великобритании
Обновлено: 02.07.2024
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА В АНГЛИИ КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП УТВЕРЖДЕНИЯ ВЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
Аннотация. В статье проведен историко-правовой анализ избирательной системы Англии, сформировавшейся в ходе проведения реформ английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг., выделены основные политико-правовые предпосылки избирательных реформ XIX в., результаты их проведения.
Ключевые слова: Англия, избирательные реформы, парламент, избирательное право.
ELECTORAL REFORMS OF THE XIX CENTURY IN ENGLAND AS THE END-POLITICAL POLICY OF THE APPROVAL OF THE INDUSTRIAL BOURGEOISIE
Annotation. The article contains a historical and legal analysis of the electoral system in England, which was formed during the reform of the English electoral legislation in 1832, 1862, 1867, 1884–85, highlighted the main political and legal prerequisites for electoral reforms of the 19th century, and reflected the results of their conduct.
Key words: England, electoral reforms, parliament, electoral law,
Произошло увеличение электората почти в два раза. Между тем закон сохранил диспропорцию избирательных округов. Аграрный юг по–прежнему продолжал преобладать в парламенте. Десять южных графств с четвертью населения Англии имели треть мест. Вместе с тем осталась неизменной диспропорция представительства графств. Так, например, Миддлсекс, с большим населением, чем графство Ланкашир, избирал 14 депутатов против 26 от Ланкашира. В то же время представительство от ряда графств значительно сократилось, например, Корнуолл стал посылать 13 вместо 44 депутатов. 56 местечек (за исключением 15, относившихся к югу) потеряли свое представительство. Создано 22 новых избирательных округа, 14 из них – в индустриально развитых городах севера страны. Однако еще осталось 5 местечек с электоратом менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек. Хотя и раздавались скептические голоса, утверждавшие, что закон проведен в интересах собственников и рабочие не получат ничего от реформы, билль был встречен восторженно, по всей стране прокатилась волна празднеств и многочисленных митингов. Героям событий – вигам, стоявшим во главе правительства, благодарные граждане подносили ценные подарки на память об этом событии.
Реформа 1832 г. прекращала связь с феодальными традициями представительства и способствовала превращению Палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с аристократией.
К 1850–1860 гг. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план Палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.
В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось больше чем на миллион. Однако 2/3 мужского населения Англии – основная масса рабочих, не говоря о женщинах, – по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1870 гг. сохранялось открытое голосование [4, С. 192] .
В последней четверти XIX в. был принят ряд законов, предусматривавших дальнейшую демократизацию избирательного права. Среди них особое место заняли законодательные акты 1884 и 1885 гг., оформившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями явились снижение и упорядочение имущественного избирательного ценза, введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, сложный порядок регистрации избирателей стали серьезными недостатками новой избирательной системы [5, С. 446] .
Итак, реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг. имели далеко идущие последствия, так как покончили со средневековой системой формирования высшего представительного органа – палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформ стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция – магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Реформы избирательного права соответствовали проведенным ранее мероприятиям по демократизации государственно-политической системы Англии и способствовали наделению реальной властью представителей буржуазных кругов .
1 Акт о народном представительстве 1867 года // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. Книга 1: Внутриполитическое развитие. Часть 2: XIX в. Благовещенск: Издательство БГУ, 2010. – С.121.
2 Альмухаметова М.Ш., Кузнецов А.В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / М.Ш. Альмухаметова, А.В. Кузнецов. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуд. ун-та, 2014. – 280 с.
3 Минькова А.А., Явнова И.И. Парламентская реформа в Великобритании 1832 года /А.А. Минькова, И.И. Явнова // Инновационная наука. – 2016. – № 10-3. – С. 196-197.
4 Потапов И.В. Роль электоральных реформ в преобразовании Великобритании в парламентскую монархию в XIX в. / И.В. Потапов // Управленческое консультирование. – 2008. – № 4. – С. 184-193.
5 Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – М: Юрайт, 2013. – 811 с.
6 Сажина В.В., Тагунов Д.Е. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов. – Минск: Тетра-Системс, 2006. – 340 с.
2.1 ДВИЖЕНИЕ ЗА ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Реформа 1832 г. явилась завершением одного и началом нового периода в истории страны, продолжавшегося вплоть до середины века. Общество встретило ее с большим воодушевлением. Буржуазия, ремесленники, рабочие и фермеры ожидали проведения дальнейших преобразований. С ними связывались надежды на улучшение экономического положения, смягчение налогового бремени и ликвидацию злоупотреблений. Выборы в новый парламент осенью 1832 г. проходили в обстановке всеобщего подъема. Новый состав палаты общин отразил царившее в обществе ожидание дальнейших перемен. Виги, осуществившие изменение системы представительства и обещавшие решить наиболее важные проблемы общества, получили большинство мест в палате. В новом парламенте изменилась роль радикалов. Вместе с ирландскими депутатами, диссентерами и независимыми они составляли группу в 190 человек. Консерваторы (как теперь все чаще стали называть тори) потерпели сокрушительное поражение на выборах и оказались в палате в меньшинстве.
Реформа не изменила сложившуюся на протяжении веков процедуру подготовки и рассмотрения законопроектов, однако в политическую жизнь она привнесла существенные изменения. В результате сокращения представительства “карманных” местечек изменилось соотношение сил между обеими палатами и короной за счет усиления роли палаты общин. Возрастал объем ее деятельности: сессии становятся длиннее, работа в парламенте идет интенсивнее. Расширение электората, то внимание, с которым избиратели следили за выступлениями депутатов, явились серьезным стимулом для активизации деятельности членов нижней палаты. Численность пассивной группы, так называемых “заднескамеечников”, со временем уменьшалась. К середине века значительно сократилось и число независимых депутатов, что отражало дальнейшее размежевание политических сил в стране и в парламенте.
Реформа способствовала формированию двухпартийной системы. Если к началу 30-х гг. тори и виги были по своему характеру скорее парламентскими группировками, то уже к середине века все заметнее становилось их превращение в партии консерваторов и либералов. Они не были партиями в современном смысле этого слова, однако и консерваторы, и либералы на протяжении 30-40-х гг. существенно продвинулись в выработке партийной идеологии, организационных структур, форм и методов деятельности в выборном процессе.
Первый пореформенный кабинет состоял из вигов. Но осенью 1834 г. вопреки сложившейся традиции король поручил формировать правительство Роберту Пилю, представителю консервативного лагеря. Назначение Пиля стало последним в истории страны вмешательством британской короны в политическую жизнь парламента. Последовавшие за отставкой лорда Мельбурна новые выборы увеличили представительство консерваторов в палате общин, но не повлияли на расстановку сил в ней. Консерваторы по-прежнему оставались в меньшинстве. Правительство Р. Пиля встретило жесткую оппозицию со стороны вигов, радикалов и ирландских депутатов, объединившихся против консерваторов. Кабинет не смог провести через палату ни одного решения, а в апреле 1835 г. Пиль был вынужден уйти в отставку.
Недолгое существование первого кабинета Пиля имело важные результаты для политической жизни страны, ускорив формирование консервативной и либеральной партий викторианского периода. Решением короля Пиль стал не только главой кабинета, но и парламентским лидером консерваторов. Таким образом был решен наиболее важны для них на этом этапе вопрос.
Консерваторов объединяла идея незыблемости конституционных устоев -короны, палаты лордов и палаты общин, унии с Ирландией и колониальной империи. Разделяло их отношение к реформам. Уже к 1832 г. определились три основные ветки консерваторов. В первую входили так называемые “ультра”. Это были непримиримые противники любых перемен в конституции; не смиряясь с принятием тех или иных реформ, они настаивали на их отмене. Вторая группа - ”сердитые” - в отличие от “ультра” утвержденные законопроекты рассматривала как свершившийся факт и уже не выступала против них. Третья - “пилиты”, сторонники Пиля. Они разделяли его убеждение, что назревшие реформы проводить следует, но осуществлять их должны консерваторы, а не радикалы. На лидерство в лагере консерваторов претендовали представители всех трех группировок. Благодаря назначению короля вопрос о лидере был решен в пользу Пиля, тем самым победило направление “разумного” консерватизма, признававшего необходимость перемен в обществе. Эти принципы были провозглашены Пилем во время выборов 1835 г. в обращении к избирателям своего округа, опубликованном на страницах ведущих газет и вошедшем в историю как “Тамвортский манифест”. Впервые в истории страны лидер партии и глава правительства обратился к населению страны через прессу, разъясняя свою позицию и публикуя программу действий. Это и помогло консерваторам значительно увеличить число мест в палате общин, хотя они и оставались в меньшинстве.
Отставка Пиля ясно показала, что консерваторы смогут прийти к власти, лишь получив большинство мест в палате общин. В дальнейшем все усилия Пиля были подчинены решению этой задачи.
Главной тактикой в парламенте, где была сконцентрирована политическая жизнь страны, Пиль считал не противостояние правительству, а усиление и объединение разрозненных консервативных сил. Важнейшим направлением деятельности консерваторов стала активизация работы вне парламента. В это время политическая борьба перестает быть прерогативой лишь избранной привилегированной группы; 30-40-е гг. - время беспрецедентной внепарламентской агитации в интересах различных слоев и групп, время широких общественных движений. В стране создавались многочисленные ассоциации, общества, что отражало возрастание роли общественного мнения в жизни страны, политизации широких слоев населения. Как правило, в своей деятельности они опирались на прессу, которая к этому времени становится важным фактором в политической жизни, не только отражая, но и формируя общественное мнение. К середине 30-х гг. как столичные, так и все провинциальные издания, за исключением специальных коммерческих, имели свою определенную политическую направленность. В каждом крупном городе выходило по крайней мере по одной либеральной и одной консервативной газете. Кроме выпуска газет, журналов, различного рода памфлетов и листовок, лидеры движений и партий активно разъезжали по стране для выступлений на митингах, собраниях и банкетах.
Недолгое существование кабинета Пиля явилось стимулом для создания консервативных организаций в провинции. К 1836 г. по всей стране была развернута сеть ассоциаций, обществ и клубов. Они устраивали регулярные собрания и обеды, собирали по подписке средства. Каждое общество имело секретаря и казначея. Главным направлением их деятельности стали подготовка и проведение выборов. Они подбирали кандидатов, оказывали им материальную поддержку, участвовали в регистрации избирателей. По реформе 1832 г. избиратели были обязаны ежегодно вносить свое имя в избирательные списки, уплачивая при этом определенную сумму, что создавало почву для злоупотреблений и покупки голосов избирателей. Консерваторы раньше своих политических противников оценили те “возможности”, которые предоставляла регистрация, и ежегодно активно участвовали в ней. Вслед за ними так же стали поступать и виги и радикалы.
Тактика консерваторов оказалась успешной. К 1841 г. им удалось вернуть почти всех своих сторонников, отошедших от них в ходе борьбы за реформу 1832 г. Главной их опорой оставались аграрные графства, та часть землевладельцев, которая в меньшей степени была вовлечена в процесс промышленного производства или в другие несельскохозяйственные предприятия в отличие от землевладельцев-вигов. На их стороне были “старые” коммерческие структуры, заинтересованные в сохранении протекционистской политики. Кроме того, Пиль сумел преодолеть предубежденное отношение к нему молодой королевы Виктории, политическим советником и руководителем которой в первые годы ее правления был лорд Мельбурн. Существенно расширить социальную базу Пиль не сумел, тем не менее каждые выборы приводили к постепенному увеличению числа депутатов-консерваторов - от 150 в 1832 г. к 313 в 1837 г. Весной 1841 г. за отставкой правительства последовали выборы, на которых консерваторы получили большинство мест палате общин. Правительство вновь возглавил Пиль.
Победа консерваторов означала приход партии к власти в современном смысле слова, так как она стала результатом длительной и целенаправленной политической кампании, которую консерваторы вели в обществе. Впервые был сформирован кабинет, опиравшийся на большинство своей партии в палате общин, которого она добилась на выборах, сумев привлечь на свою сторону электорат. Консерваторы победили благодаря тому, что во главе стоял талантливый политик и организатор Роберт Пиль. Вместе с тем корни победы консерваторов лежат и в разочаровании политикой кабинета Мельбурна, и в экономических кризисах, сотрясавших в эти годы страну, и в социальном напряжении тех лет. Фермеры, напуганные размахом деятельности “Лиги борьбы против хлебных законов” и чартистского движения, безоговорочно перешли на сторону консерваторов и поддержали их на выборах. Политика Пиля в кабинете строилась на тех же принципах, что и во времена его оппозиции к правительству вигов. Он был вынужден провести ряд реформ, прежде всего экономического характера. Постепенно снижая таможенные тарифы, консерваторы в 1846 г. пошли на отмену “хлебных законов”. Но курс, проводимый Пилем, вызвал острые разногласия в обществе, объединение оказалось непрочным, и в 1846 г. произошел раскол консервативной партии.
Период с середины 20-х до конца 40-х гг. в истории Великобритании отличался небывалым общественным подъемом и массовыми движениями. Разнообразные по своим целям, задачам, составу участников и размаху, они имели и некоторые общие черты. Появление той или иной идеи вело к созданию обществ или ассоциаций с единым центром, который руководил деятельностью по ее осуществлению. В агитации использовались демократические права граждан - свобода прессы, собраний, митингов, шествий и обращения с петициями в парламент. Общества издавали газеты, памфлеты, организовывали лекции (нередко используя платных ораторов), проводили митинги. Особая роль отводилась обращению к законодательному органу, парламенту, и к королю через петиции, сбор подписей под которыми также становится важной частью агитации. Когда идея находила значительную поддержку в обществе, ассоциации проводили своих депутатов в парламент, где они использовали каждую возможность для отстаивания интересов движения. Наиболее крупными, повлиявшими на ход развития страны движениями были: борьба за реформу парламента, за отмену рабства в британских колониях, за переход к свободе торговли (фритред), борьба диссентеров за свои социальные права, за фабричное законодательство, чартизм, кооперативное движение.
Наряду с борьбой за реформу парламента в формировании гражданского общества в Великобритании важную роль сыграло движение аболиционистов. Великобритания, крупнейшая колониальная держава, активно использовала рабский труд на плантациях в своих владениях и занимала ведущее место среди стран, участвовавших в работорговле. И именно в ней зародилось и добилось успеха самое мощное аболиционистское движение. К началу 30-х гг. аболиционисты, используя тактику давления на правительство петициями, сконцентрировали свою пропаганду в стенах парламента и довольно быстро добились успеха. Так, 30 мая 1832 г. был создан парламентский комитет для изучения положения рабов.
После 1832 г., когда вест-индские плантаторы потеряли значительную часть своих мест в парламенте, неизбежность освобождения рабов стала очевидной. Плантаторы и связанные с ними торгово-финансовые и промышленные круги не смогли противостоять натиску аболиционистов, вопрос состоял лишь в пути разрешения этой проблемы. Соответствующий билль был принят летом 1833 г. По его условиям, хозяева обязывались предоставить свободу рабам, которые, однако, должны были пройти так называемый срок “ученичества” и в течение его продолжать работать на своих господ. Дети, не достигшие шестилетнего возраста ко времени утверждения закона, объявлялись свободными с момента его вступления в силу. Плантаторы получили компенсацию в 20 млн ф.ст., которая в основном пошла на уплату их долгов английским кредиторам. В 1838 г. отменена и система “ученичества”; рабство в английских колониях, таким образом, было окончательно упразднено.
Вывод: Принятие этого закона ознаменовало победу мощного общественного движения, выдвинувшего на первый план идеи гуманизма, прав и свободы личности. Однако деятельность аболиционистов не прекратилась, они создавали новые комитеты, которые ставили задачу отмены рабства и работорговли во всем мире.
Читайте также: