Как в дореволюционной россии называлось предпринимательское право

Обновлено: 16.05.2024

В связи с происходящими на современном этапе процессами формирования и развития рыночных отношений, основой которых является развитие предпринимательской деятельности, вопрос о правовом регулировании налогообложения данного вида деятельности представляет особую значимость. Равномерное распределение бремени налогообложения хозяйствующих субъектов с учетом общепринятых экономических принципов является наиболее важной задачей современного законодателя, так как от этого зависит дальнейшее развитие предпринимательства в России. Однако, для того чтобы разработать действенное налоговое законодательство, которое позволило бы рационально управлять экономикой, получать необходимые доходы в бюджет государства, не провоцируя налогоплательщика скрывать свои доходы, необходимо тщательно изучать не только экономические законы, но и ранее действовавшее отечественное законодательство. Особенного интересен в этом отношении период ХУШ-Х1Х в.в., когда происходили становление и развитие отечественного предпринимательства, благодаря которому Россия была признана на мировом уровне экономически развитой державой.

Основными этапами развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в дореволюционной России являются периоды, связанные с развитием торговой и иной промысловой деятельностью. Первый период – с 1721 по 1775 г.г., когда была установлена система налогообложения в виде частных промысловых сборов и купеческой подушной подати. Второй – с 1775 по 1824 г.г. – была введена система гильдейских сборов с объявленных капиталов. Третий – с 1824 по 1863/65 г.г. закрепляется сословная патентная система обложения торговли и промыслов. Четвертый – с 1865 по 1898 г.г., когда устанавливается патентно-подоходная система налогооб­ложения.

Преимущественное право заниматься предпринимательской деятельностью в истории России принадлежало купцам. Иные категории населения, независимо от сословной принадлежности, если занимались такой деятельностью, то чаще всего обязаны были причисляться к купеческому состоянию. Статус купцов и иных категорий городского населения впервые наиболее четко был определен Регламентом Главного Магистрата 1721 г.[1] и Инструкцией Магистратам 1724 г.[2]. В соответствии с данными актами устанавливались гильдии для городского населения. Принадлежность к определенной гильдии определяла объем прав на занятие торговлей или промыслами по роду и виду деятельности.

Неравномерность распределения налогового бремени для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью повлекла за собою отсутствие ожидаемых финансовых результатов при сборе гильдейских податей. Объяснялось это несовершенством действовавшего законодательства, слабостью юридической техники по закреплению понятий, используемых в торговой и промышленной деятельности. Множественность нормативных актов, закрепляющих порядок обложения лиц, занимавшихся торговлей и промыслами, порождало отсутствие единообразного применения законодательства. Как следствие этого, стал наблюдаться процесс массового уклонения купечества от уплаты гильдейских сборов, что и приводило к снижению поступлений в казну государства от данного вида налогов.

Принципы патентной системы юридически были оформлены и в пореформенном законодательстве второй половины ХIХ в. Наряду с данной системой, стала развиваться система подоходного налогообложения лиц (физических и юридических), извлекающих доход от торгово-промышленной деятельности. Различие между патентной и подоходной системой заключалось в том, что в первом случае налогообложению подлежали лица – представители торгово-промышленной категории населения, вне зависимости от сословной принадлежности, во втором – налогообложению подлежал вид торговой, промышленной и иной промысловой деятельности, то есть конкретный вид предпринимательской деятельности.

Несмотря на сложность структуры промыслового налога, постепенно закреплялась более равномерная и рациональная система налогообложения предпринимательской деятельности, предоставляя возможность для формирования рыночных отношений в дореволюционной России. Низкие налоговые ставки, в частности, по обложению прибыли предприятий, способствовали бурному развитию торгово-промышленных заведений, занятий личными промыслами и как следствие такого развития налоговые сборы от занятия предпринимательской деятельности являлись одним из основных источников формирования доходной части бюджета государства. Введение элементов подоходной системы в сферу налогообложения промыслов дало возможность увеличить поступления от этого налога к 1900 г. в 1,5 раза. При этом динамика роста сбора данного вида налога сохранила высокие темпы вплоть до 1914 г., когда сумма поступлений достигал более 150 млн.руб., что составило к тому времени уже свыше половины доходов от всех прямых налогов, в результате чего произошло увеличение сбора в 3 раза[16].

Эволюция развития отечественного законодательства в части налогообложения предпринимательской деятельности показывает стремления законодателя к переходу западно-европейской системе подоходного обложения, при которой основным критерием являлась чистая доходность хозяйствующих субъектов, а не только формальные внешние признаки таких предприятий. Исчислением чистого дохода торгово-промышленных предприятий, как объекта промыслового налога, обеспечивалась однообразность и равномерность обложения торговых и промышленных предприятий, что способствовало увеличению их количества, а следовательно и увеличение числа субъектов данного вида налога. Подоходная система обложения была связана с установлением ставок прогрессивного обложения для каждого вида дохода, при чем все предприятия дифференцировались по разрядам или классам, каждому из которых присваивался строго определенный законом процент обложения. Определение разрядов промыслов строилось на основе разработки промыслового кадастра. Хотя данная система являлась достаточно сложной при определении объекта налога, но зато достигалось социаль­ное равноправие и облегчение бремени среди налогоплательщиков промыслового налога, увеличение дохода от сбора промыслового налога в государственный бюджет.

Читайте также: