Как узнать решение мсэ при заочном освидетельствовании

Обновлено: 09.05.2024

Тимирязевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Барановой Н.С., при секретаре Любецкой Л.Н., при участии представителя истца – адвоката Домкина П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-90/12 по иску Ч.В.А к ФГУ Федеральному бюро медико-социальной экспертизы о признании решения филиала №29 ФГУ ГБ МСЭ незаконным, признании отказа ФГУ ГБ МСЭ незаконным, признании акта освидетельствования ФГУ ФБ МСЭ незаконным, признании ответа ФГУ ГБ МСЭ незаконным,

Истец Ч.В.А. обратился в суд с иском к ответчику ФГУ ФБ МСЭ и просит признать решение экспертного состава смешанного профиля № 13 ФГУ ФБ МСЭ, проводившего освидетельствование в порядке обжалования решения ГБ МСЭ Москвы незаконным, как принятого с нарушением действующего законодательства.

В ходе рассмотрения гражданского дела истцом были уточнены исковые требования, согласно которым он просит признать решение филиала № 29 ГБ МСЭ Москвы от 23.04.2010 г. установившим Ч.В.А. 50% утраты профессиональной трудоспособности незаконным, признать незаконным акт № 361-1213 от 31 мая 2010 года ФГУ ГБ МСЭ по Москве установившим Ч.В.А. 50% утраты профессиональной трудоспособности, признать незаконным акт освидетельствования № 368 от 19 октября 2011 года ФГУ ФБ МСЭ установившим Ч.В.А. 50% утраты профессиональной трудоспособности, признать незаконным ответ председателя ГБ МСЭ Москвы от 31 мая 2010 года о признании обоснованным решения филиала № 29 ФГУ ГБ МСЭ по Москве от 23.04.2010 г., установившим Ч.В.А. 50% утрату профессиональной трудоспособности, обязать филиал № 29 ФГУ ГБ МСЭ по Москве провести в отношении Ч.В.А. освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии с нормами действующего законодательства, взыскать с ФГУ ГБ МСЭ по Москве и ФГУ ФБ МСЭ в пользу Ч.В.А. судебные расходы в сумме 75684 руб.

Заявленные исковые требования истца мотивированы тем, что Ч.В.А. линейный пилот первого класса, с 1986 по 2006 годы командир воздушного судна ИЛ-62, выполнял международные полёты по условиям Международная организация гражданской авиации (ИКАО), лётный стаж — 37 лет, налёт 18.000 часов, освоил несколько типов самолетов, последнее место работы — аэропорт Домодедово. 29 мая 2006 года решением (Справка №11556) Центральной врачебно- летной экспертной комиссией гражданской авиации (далее — ЦВЛЭК ГА) истец признан полностью негодным к летной работе по состоянию здоровья. Актом комиссии от 04 сентября 2006 года, утверждённым Министерством здравоохранения РФ от 20 сентября 2006 года заболевание Ч.В.А. признано профессиональным.

Заключением консультативной поликлиники ГУ НИИ Медицины труда РАМН от 25 сентября 2007 г. Ч.В.А. установлен основной диагноз — двухсторонняя нейросенсорная тугоухость со значительной степенью снижения слуха.

Подобное решение было вынесено Филиалом №29 несмотря на то, что ЦВЛЭК ГА на основании указанного законодательства и лицензии, являясь высшим органом врачебно-лётной экспертизы гражданской авиации в Российской Федерации и обладая исключительным правом вынесения объективного обоснованного медицинского заключения о годности (негодности) к летной работе авиационного персонала на основе современных достижений медицинской науки и практики, а также международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, постановил заключение о полной негодности Ч.В.А. к лётной работе предшествующей профессиональному заболеванию. Для разрешения возникших разногласий в решениях вышеуказанных уполномоченных государственных органов истец 18.11.2011 года обратился с заявлением к Председателю ЦВЛЭК ГА о вынесения медицинского экспертного заключения о его годности по состоянию здоровья к выполнению лётной работы в должности командира воздушного судна ИЛ-62 в обычных производственных условиях, в специально созданных, с выраженным снижением квалификации, с умеренным или незначительным снижением квалификации, с уменьшением объема выполняемой работы, с изменёнными условиями труда, как на то указал в своем решении Филиал №29. Рассмотрев заявление Ч.В.А., Председатель ЦВЛЭК ГА дал ему мотивированный ответ о том, что по состоянию здоровья Ч.В.А. не может выполнять профессиональную деятельность, предшествующую профессиональному заболеванию в качестве линейного пилота командира воздушного судна ИЛ-62 ни в обычных производственных условиях, ни в специально созданных, ни с выраженным снижением квалификации, ни с умеренным или незначительным снижением квалификации, ни с уменьшением объема выполняемой работы, ни с изменёнными условиями труда, ни при каких условиях и ни при каких обстоятельствах. На этом основании в проведении повторного освидетельствования истцу было отказано. Таким образом, ЦВЛЭК ГА повторно подтвердил полную профессиональную непригодность истца к выполнению деятельности, предшествующей профессиональному заболеванию в качестве линейного пилота, командира воздушного судна ИЛ-62. Руководствуясь, ответом ЦВЛЭК ГА истец сделал вывод, что Филиал №29, выходя за. пределы компетенции и отказываясь признавать утрату истцом профессиональной трудоспособности, делает незаконный вывод о его пригодности к полетам, фактически допуская его (инвалида), к полётам на вышеуказанных условиях.

16 июня 2010 года Ч.В.А. обжаловал решение МСЭ Москвы ответчику в лице ФГУ Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. По результатам рассмотрения его жалобы в Федеральном бюро МСЭ был составлен акт освидетельствования №368, в котором комиссия подтвердила степень утрату трудоспособности в 50 %. В сопроводительном письме руководителем комиссии было сообщено, что степень утраты трудоспособности истцу установлена в 50% до окончания текущего срока, при очередном освидетельствовании якобы, постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. №789, дает основания установить ему 30% утраты трудоспособности, снизив степень тяжести заболевания со значительной на незначительную.

В целях объективного подтверждения своих выводов о незаконности и необоснованности решений ответчиков истец обратился в Центр Судебно-медицинской экспертизы Росздрава с целью получения независимого заключения о степени утраты трудоспособности. На основании проведённых исследований, Центр вынес заключение специалиста о том, что имеющееся у истца профессиональное заболевание и его степень тяжести, соответствует 100% утраты профессиональной трудоспособности. На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию судебные расходы, связанные с рассмотрением искового требования, в виде оплаты услуг представителя в размере 50.000 рублей , государственной пошлины в размере 200 рублей, издержки в сумме 25.484 руб., связанные с получением заключения Центра Судебно- медицинской экспертизы Росздрава. Истец Ч.В.А., его представитель Домкин П.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили исковые требования удовлетворить.

Представители ответчика ФГУ ФБ МСЭ М.Э.И. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика ФГУ ГБ МСЭ – Б.Ю.Н., в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, просила в иске отказать.

  • Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты
  • Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов
  • Изучение уровня и причин инвалидности населения
  • Участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и Социальной защиты инвалидов
  • Определение степени утраты профессиональной трудоспособности

Определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семьи умершего.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789, в случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов.

В соответствии пунктом 19 Постановления Правительства РФ № 789, при повторном освидетельствовании пострадавшего после проведения реабилитационных мероприятий специалисты учреждения медико-социальной экспертизы при установлении степени утраты профессиональной трудоспособности учитывают повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, возможность выполнять работу по профессии, полученной в результате обучения или переобучения, способность пострадавшего выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, с учетом имеющихся у него профессиональных знаний и умений.

В соответствии пункта 27 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789, степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.

Профессиональная трудоспособность — способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.

Степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2, 3, 12, 14 и 16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 789, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3, 13, 14 и 20 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. №56, основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев:

  • клинико-функциональных;
  • характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению);
  • категории и степени ограничений жизнедеятельности

Клинико-функциональные критерии включают:

  • характер и тяжесть травмы, профессионального заболевания;
  • особенности течения патологического процесса, обусловленного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • характер (вид) нарушений функций организма;
  • степень нарушений функций организма (значительно выраженная, выраженная, умеренная, незначительная);
  • клинический и реабилитационный прогноз;
  • психофизиологические способности;
  • клинико-трудовой прогноз.

Основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев: клинико-функциональных; характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению); категории и степени ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Временных критериев).

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности в рамках клинико-функционального критерия проводится совокупный анализ характера и тяжести травмы, профессионального заболевания; особенности течения патологического процесса, обусловленного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; характер (вид) нарушений функций организма; степень нарушений функций организма; клинический и реабилитационный прогноз; психофизиологические способности; клинико-­трудовой прогноз (пункт 3 Временных критериев).

В судебном заседании установлено, что с 23 марта 2010 года по 19 апреля 2010 года Ч.В.А. на основании личного заявления прошел очередное переосвидетельствование в филиале бюро №29 ФГУ ГБ МСЭ по г.Москве. По результатам освидетельствования, Ч.В.А. было установлено 50 % утраты профессиональной трудоспособности сроком на два года — 01 апреля 2012 года. Согласно представленному акту N21213, освидетельствование Ч.В.А. проведено составе врачей — терапевта, xирурга, невролога. При освидетельствовании принята (иограмма — от 13 ноябр;-: 2 09 гола — снижение слуха 3 степени. Из акта следует, что от консультации лор-врача — эксперта ГО МСЭ Ч.В.А. отказался. Указан основанной
диагноз — двусторонняя нейросенсорная потеря слуха. Двусторонняя нейросенсорная тугоухость 3 степени, со значительной степенью снижения слуха на оба уха. Основанием для вынесения экспертного заключения явились — акт расследования профессионального заболевания от 04 сентября 2006 года, форма 088, форма 070, заключение КЭК о дополнительных медикаментах, результаты амбулаторного исследования.

В обоснование выводов эксперта указало — Постановление Минтруда РФ от 18 июля года №56, Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789 п. 16. Ч.В.А. установлено 50 % утраты профессиональной трудоспособности.

Не согласившись с решением филиала ФГУ ГБ МСЭ по г.Москве Ч.В.А. обратился с соответствующим заявлением в ФГУ ГБ МСЭ. Как видно из представленного акта ФГУ ГБ МСЭ состава №3 (л.д.160 -162), освидетельствование Ч.В.А. в порядке обжалования решения филиала проведено не было. Из акта следует, что пациент требовал записи освидетельствования на аудиотехнику, от освидетельствования отказался.

Таким образом, суд полагает, что акт освидетельствования ФГУ ГБ МСЭ и Акт освидетельствования ФГУ ФБ МСЭ, оставившего решение ФГУ ГБ МСЭ без изменений не может соответствовать требованиям закона, поскольку: освидетельствование Ч.В.А. в ФГУ ГБ МСЭ по его заявлению не проведено, решение ФГУ ГБ МСЭ по вопросу обжалования решения филиала не принято. Несмотря на это, при проведении освидетельствования ФГУ ФБ МСЭ, комиссией врачей принято решение об обоснованности решения ФГУ ГБ МСЭ.

Вместе с тем, при проведении освидетельствования в ФГУ ГБ МСЭ по г.Москве, каких-либо заявлений от Ч.В.А. об отказе от проведения освидетельствования по его заявлению не поступало, однако освидетельствование комиссией врачей не проведено, акт не содержит сведений о состоянии здоровья Ч.В.А., представленные на экспертизу медицинские документы не изучены, о чем свидетельствует представленный акт освидетельствования.

Несмотря на это, 31 мая 2010 года Ч.В.А. дан ответ руководителем ФГУ ГБ МСЭ но г.Москве о том, что решение филиала № 29 установившее 50 % утраты профессиональной трудоспособности вынесено обоснованно на основании нормативных документов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушено право Ч.В.А. на обжалование решения филиала, Главного бюро МСЭ, предоставленное п. 31-32 Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года №789.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Ч.В.А. к ФГУ ФБ МСЭ и ФГУ ГБ МСЭ о признании акта от 31 мая 2010 года ФГУ ГБ МСЭ, ответа ФГУ ФБ МСЭ от 31 мая 2010 года, акта ФГУ ФБ МСЭ от 19 октября 2011 года незаконными подлежит удовлетворению.

Кроме того, суд полагает, что требование Ч.В.А. о признании решения Филиала №29 ГБ МСЭ от 23 апреля 2010 года незаконным и обязании филиала №29 ГБ МСЭ провести в отношении Ч.В.А. освидетельствования для установления степени утраты профессиональной трудоспособности также обоснованным.

Кроме того, комиссий врачей не указана степень выраженности нарушения функций организма, которая была учтена при определении степени утраты профессиональной трудоспособности. Обоснованных выводов экспертной комиссии по данному вопросу кат освидетельствования не содержит.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение филиала №29 ФГУ ГБ МСЭ от 19 апреля 2010 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, суд обязывает ФГУ ГБ МСЭ провести освидетельствование Ч.В.А для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, суд полагает, что в связи с удовлетворением заявленных требований, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя. Истцом представлен договор на оказание юридической помощи от 12 декабря 2011 года, истцом по договору произведена оплата услуг в размере XX.000 рублей. С учетом требований разумности, объема оказанных услуг, принимая во внимание, что с участием представителя Домкина
полагает, что взысканию с ответчиков в пользу истца подлежат- расходы в размере XX.000 рублей, по XX.000 рублей с каждого из ответчика.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, взысканию с ответчиков в пользу истца подлежат расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, то есть по 100 рублей с каждого из ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

  1. Исковые требования Ч.В.А. к ФГУ ФБ МСЭ, о признании решения филиала №29 ФГУ ГБ МСЭ незаконным, признания акта ФГУ ГБ МСЭ незаконным, признании акта освидетельствования ФГУ ФБ МСЭ не законным, признания ответа ФГУ ГБ МСЭ незаконным удовлетворить частично.
  2. Признать решение Филиала №29 ГБ МСЭ от 19 апреля 2010 года незаконным, обязать филиал №29 ГБ МСЭ провести в отношении Ч.В.А. освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
  3. Признать акт №361-123 от 31 мая 2010 года ФГУ ГБ МСЭ, ответ руководителя ФГУ ГБ МСЭ от 23 апреля 2010 года незаконным.
  4. Признать акт №368 от 19 октября 2011 года ФГУ ФБ МСЭ незаконным.
  5. Взыскать с ФГУ ФБ МСЭ в пользу Ч.В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере XX.000 рублей, всего ХХ.00 рублей.
  6. Взыскать с ФГУ ГБ МСЭ в пользу Ч.В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей, всего 3100 рублей (три тысячи сто рублей 00 коп.).
  7. В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тимирязевский районный суд г. Москвы.

Уважаемая Нина Николаевна!

Благодарим вас за обращение на сайт нашего учреждения.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 (далее – Правила), гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Направление на медико-социальную экспертизу в течение 3 рабочих дней со дня выдачи направляется медицинской организацией в бюро МСЭ. По результатам рассмотрения поступивших документов бюро МСЭ определяет дату проведения медико-социальной экспертизы.

Таким образом, граждане из указанной категории могут воспользоваться автоматическим продлением инвалидности на шесть месяцев и не обращаться в медицинскую организацию за направлением. В этом случае не требуется подавать заявление и какие-либо документы в бюро МСЭ. Продление выполняется специалистами бюро по спискам, представленным из Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае же, если вы решите пройти освидетельствование в обычном порядке, то следует обратиться в медицинскую организацию для проведения необходимых обследований. По их результатам будет оформлено направление на медико-социальную экспертизу и передано в бюро медицинской организацией.

заместитель руководителя Н.М.Рычкова

по экспертной работе

Уважаемая Ирина Александровна!

Благодарим вас за обращение на сайт нашего учреждения.

Справка об установлении инвалидности и ИПРА, оформленные по результатам заочной медико-социальной экспертизы (в том числе при автоматическом продлении), направляются гражданину заказным почтовым отправлением.

Таким образом, в случае, если срок вашего переосвидетельствования наступает до 1 октября 2021 г. включительно, вы относитесь к категории граждан, которые могут воспользоваться автоматическим продлением инвалидности на шесть месяцев и не обращаться в медицинскую организацию за направлением. В этом случае не требуется подавать заявление и какие-либо документы в бюро МСЭ. Продление выполняется специалистами бюро по спискам, представленным из Пенсионного фонда РФ. В случае же, если вы решите пройти освидетельствование в обычном порядке, то следует обратиться в медицинскую организацию для проведения необходимых обследований. По их результатам будет оформлено направление на медико-социальную экспертизу и передано в бюро медицинской организацией.

И. о. руководителя – главного эксперта по

медико-социальной экспертизе Н. М. Рычкова

Уважаемый Александр Валерьевич!

Благодарим вас за обращение на сайт нашего учреждения.

В случае изменения состояния здоровья гражданин имеет право обратиться в медицинскую организацию для проведения лечебно-диагностических мероприятий и, при наличии оснований, для оформления направления на медико-социальную экспертизу с целью усиления группы инвалидности в установленном порядке.

Направление на медико-социальную экспертизу в течение 3 рабочих дней со дня выдачи передается медицинской организацией в бюро МСЭ.

В случае если медицинская организация отказала гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка медицинской организации об отказе в направлении на МСЭ, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Таким образом, вы имеете право обратиться в медицинскую организацию для проведения обследования и, при наличии медицинских показаний, направления на медико-социальную экспертизу. При поступлении из медицинской организации в бюро МСЭ вашего направления, вам будет проведена медико-социальная экспертиза с целью усиления группы инвалидности.

начальник отдела по организации работы с документами

Афанасьева Екатерина Николаевна

Уважаемый Василий Леонидович!

Благодарим вас за обращение на сайт нашего учреждения.

Направление на медико-социальную экспертизу в течение 3 рабочих дней со дня выдачи направляется медицинской организацией в бюро МСЭ.

По результатам рассмотрения поступивших документов бюро МСЭ определяет дату проведения медико-социальной экспертизы.

В период распространения новой коронавирусной инфекции медико-социальная экспертиза проводится заочно, по представленным медицинской организацией документам, в соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697 и действующим до 1 октября 2021 г. включительно.

О факте проведения медико-социальной экспертизы гражданин информируется по телефону. Документы (правка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида) направляются гражданину заказным почтовым отправлением.

начальник отдела по организации работы с документами

Афанасьева Екатерина Николаевна

29.03.2021 г. Поступил вопрос от Ирины: «Здравствуйте. Моему папе продлили инвалидность 2 группы на 6 месяцев до июля 2021 года, в связи с пандемией - заочно. Как сейчас осуществляется порядок продления инвалидности, так же заочно, автоматически? (в январе 2021 г. папе пришел пакет документов по почте: справка об установлении группы инвалидности и ИПР) или очно?

Благодарим вас на обращение на сайт нашего учреждения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 155 действие Временного порядка продлено до 1 октября 2021 г. включительно.

Таким образом, если срок ранее установленной (продленной) инвалидности истечет до 01.10.2021 г. включительно, то, при отсутствии нового направления на медико-социальную экспертизу из медицинской организации, специалистами бюро МСЭ будет осуществлено продление инвалидности на шесть месяцев в соответствии с Временным порядком.

В случае же, если гражданин решит пройти освидетельствование в обычном порядке, он имеет право обратиться в медицинскую организацию для проведения необходимых обследований и оформления направления на медико-социальную экспертизу. При поступлении направления из медицинской организации в бюро МСЭ, ему будет проведено освидетельствование и вынесено новое экспертное решение. В соответствии с Временным порядком, медико-социальная экспертиза до 1 октября 2021 г. проводится заочно, по представленным медицинским документам.

Документы, оформленные по результатам продления, либо заочного освидетельствования (справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида) будут направлены в адрес гражданина заказным почтовым отправлением.

начальник отдела ОРД

Екатерина Николаевна Афанасьева

Уважаемый Владимир Иванович!

Благодарим вас за обращение на сайт нашего учреждения.

Таким образом, если срок, на который вам была ранее установлена инвалидность, заканчивается в период с 02.10.2020 г. по 01.03.2021 г., вы можете воспользоваться автоматическим продлением инвалидности на шесть месяцев и не обращаться в медицинскую организацию за направлением. В этом случае подавать заявление и какие-либо документы в бюро МСЭ не требуется. Продление выполняется специалистами бюро по спискам, представленным из Пенсионного фонда РФ.

В случае же, если вы решите пройти освидетельствование с направлением на МСЭ, или инвалидность будет устанавливаться вам впервые, а также если нужно решить вопрос об усилении группы в связи с изменением состояния здоровья, то вам следует обратиться в медицинскую организацию для проведения необходимых обследований. По их результатам будет оформлено направление на медико-социальную экспертизу и передано в бюро медицинской организацией. Освидетельствование проведут заочно.

Справка об установлении инвалидности и ИПРА, оформленные по результатам заочной медико-социальной экспертизы (в том числе при автоматическом продлении), направляются гражданину заказным почтовым отправлением.

заместитель руководителя по экспертной работе

Наталья Михайловна Рычкова

Уважаемый Вадим Михайлович!

Благодарим вас за обращение на сайт нашего учреждения.

Программа реабилитации пострадавшего на производстве (ПРП) оформляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

В период распространения новой коронавирусной инфекции медико-социальная экспертиза гражданам проводится заочно, по представленным медицинским документам.

Поскольку срок переосвидетельствования для разработки ПРП у вас входит в указанный период, то при отсутствии направления из медицинской организации, программа реабилитации будет вам продлена на шесть месяцев.

В случае же, если вы решите пройти освидетельствование с направлением на МСЭ, или если степень утраты профтрудоспособности и ПРП будут оформляться вам впервые, а также если нужно решить вопрос об усилении степени утраты профтрудоспособности или внесения в ПРП новых реабилитационных мероприятий в связи с изменением состояния здоровья, то вам следует обратиться в медицинскую организацию для проведения необходимых обследований. По их результатам будет оформлено направление на медико-социальную экспертизу и передано в бюро медицинской организацией. Освидетельствование проведут заочно.

ПРП, оформленная по результатам заочной медико-социальной экспертизы (в том числе при автоматическом продлении), будет направлена в ваш адрес заказным почтовым отправлением.

Порядок и условия признания гражданина инвалидом

(извлечения из Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95)

Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертиз, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минтрудом России. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одного из указанных выше условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Категория "ребенок инвалид" устанавливается сроком на 1 год, 2 года, 5 лет, до достижения гражданином возраста 14 лет либо 18 лет.

Категория "ребенок инвалид" сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет устанавливается гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделами и II приложением к Правилам признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (в редакции постановления Правительства РФ от 29.03.2018 № 339).

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:

не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам;

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к настоящим Правилам, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на производственном объединении "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий; иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном и Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро (главного бюро), а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к настоящим Правилам, инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании.

Также медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.

При решении бюро (главного бюро, Федерального бюро) о заочном освидетельствовании гражданина учитываются следующие условия:

тяжелое общее состояния гражданина, препятствующее его транспортировке.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией, (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро и доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом. В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации. При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида).

Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы"

При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:

  • способность или неспособность к самообслуживанию;
  • степень зависимости от других лиц для осуществления жизнедеятельности;
  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.

Критерии установления инвалидности для граждан РФ

К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:

  • нарушение психических функций;
  • расстройство языкового и речевого аппарата;
  • нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
  • нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
  • расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
  • нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 %;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 %;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 %;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 %.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

По результатам проведения МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

ИПРА - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок реализации программы реабилитации является обязательным для любых видов учреждений, их осуществляющих, но для самого инвалида носит рекомендательный характер.

Координация мероприятий по реализации ИПРА осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий реабилитации осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида.

Что относится к техническим средствам реабилитации (ТСР)

При проведении МСЭ определяются показания к техническим средствам реабилитации (ТСР).

ТСР - это общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.

К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Порядок обжалования решения Бюро МСЭ

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро.

Решение Главного бюро может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро (г. Москва, ул Ивана Сусанина д.3) на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству РФ, обжаловать решение бюро в Федеральном бюро (минуя этап Главного бюро) нельзя.

Читайте также: