Как узнать место прописки умершего родственника

Обновлено: 15.05.2024

Надо ли выписывать умершего из квартиры, в какой срок, каков порядок такой процедуры, какие потребуются документы, ответы на эти вопросы рассмотрим в данной статье.

Надо ли выписывать умершего из квартиры

Согласно действующему закону, каких-либо определенных сроков для снятия умершего с регистрационного учета по месту жительства из квартиры или частного дома не установлено. Поэтому в случае затягивания этого вопроса каких-то наказаний или штрафов не последует.

Однако своевременное снятие с учета позволит родным избежать проблемных моментов в будущем, которые неизбежно возникнут, включая такие вопросы, как начисление оплаты за коммунальные услуги, в случае продажи жилья, получения льгот и др.

Родственники умершего человека, не выписанного своевременно, могут столкнуться со следующими проблемными юридическими вопросами, которые придется решать:

  • Управляющая компания не узнает о смерти человека и будет продолжать начислять коммунальные платежи.
  • При продаже недвижимости может произойти ситуация, когда возможных покупателей оттолкнет то, что в квартире все еще прописан какой-то гражданин. Неизбежно возникнет вопрос, почему он не снят с учета.
  • Если жилье муниципальное, то все платежные документы будут также начисляться на имя умершего. Это может вызвать затруднения в ситуации, если, например, возникнут сомнения в правильности начисленных платежей за услуги ЖКХ, и наследники не смогут написать заявление об их перерасчете.
  • Если в муниципальной квартире еще числится умерший гражданин, то ее невозможно приватизировать в частную собственность.

Поэтому для того, чтобы не возникло вышеуказанных сложностей, желательно не тянуть с вопросом выписки умершего из квартиры. К тому же, процедура снятия усопшего с учета не сложная и не потребует много времени.

Нужно лишь знать, где осуществляется выписка и какие для этого необходимы документы. НО если у наследников нет времени заниматься этим вопросом, или, если документы нужно собирать в другом регионе, то можно обратиться за услугами юриста, который займется оформлением на основании нотариальной доверенности.

Кто может выписать умершего?

Как правило, все юридические действия по снятию умершего с учета по месту жительства совершаются одним из его родственников. Это может быть муж или жена умершего, его дети, родители, дяди, тети и т.д.

Порядок снятия с учета

Многие граждане не знают, как снять с регистрационного учета с места жительства умершего, поэтому подробно разберем все стадии такой процедуры. Для выписки усопшего из квартиры или частного дома, необходимо выполнить следующие действия:

1. Получение справки о смерти умершего

Кто выдает и куда обращаться за ней? В зависимости от обстоятельств смерти гражданина, и кто зафиксировал этот факт:

  • в морге – в случае, когда умершего доставили в учреждение судебно-медицинской экспертизы для опознания, вскрытия или выдачи родным;
  • в больнице – в случае смерти в этом медицинском учреждении;
  • на дому – в случае, если гражданин скончался своей смертью у себя дома. В этих обстоятельствах справку составляет врач скорой помощи, после приезда по вызову.

Справка о смерти, как правило, предоставляется одному из родственников скончавшегося человека. Но как быть, если, например, родные не знают о произошедшем либо у умершего нет родных? В таких ситуациях получить справку о смерти человека могут:

  • работники социальной службы по уходу за одиноким лицом;
  • командиры воинских частей, в случае смерти при исполнении военнослужащим своих обязанностей;
  • следователи СК, если произошла смерть в результате преступления против жизни;
  • должностные лица исправительных учреждений, если человек скончался в местах лишения свободы.

Если у умершего остались только проживавшие с ним лица, признанные недееспособными, то в такой ситуации обратиться за выпиской умершего из квартиры могут сотрудники социальных служб или врач медицинского учреждения.

2. Получение свидетельства о смерти

Когда справка о смерти будет на руках, наследники умершего должны обратиться в органы ЗАГС для оформления свидетельства о смерти. Это основной юридический документ для того, чтобы родные усопшего могли заниматься оформлением наследства и снятия человека с регистрации.

Часто данный документ наследник оформляет в районном отделе ЗАГС, к которому относился дом, в котором проживал человек. Но возможна выдача свидетельства о смерти не по месту проживания, к примеру:

  • в случае смерти человека в транспорте, например, в поезде, на борту самолета, на водном транспорте, то документ можно оформить в ближайшем ЗАГСе, расположенном по маршруту следования;
  • если произошла смерть в экспедиции, в дальних регионах, то свидетельство предоставляется в ближайшем отделе ЗАГС.

3. Снятие с регистрации

Для выписки с места жительства, родственник должен обратиться в отдел по вопросам миграции (УВМ МВД РФ) по адресу регистрации умершего. Потребуется составить заявление с просьбой снять усопшего гражданина с рег. учета, предоставив сотрудникам отдела копию свидетельства о смерти.

4. Обращение в управляющую компанию

Для прекращения начисления управляющей организацией (ТСЖ, ЖЭК и т.д.) коммунальных платежей за скончавшегося человека, наследникам необходимо подать заявление в УК для изменения тарифов оплаты, учитывая сокращение состава проживающих лиц в квартире. В заявлении указывается номер лицевого счета им адрес квартиры, в которой проживал умерший.

Необходимые для выписки документы

В соответствии с законом, сотрудники отдела по вопросам миграции не должны запрашивать другие документы, помимо паспорта родственника умершего и свидетельства о смерти. Однако зачастую сотрудники УВМ требуют дополнительные бумаги. Чтобы избежать необходимости повторного обращения в отдел миграции, лучше сразу подготовить и взять с собой всю документацию, которая может потребоваться, а именно:

  • паспорт умершего и паспорт обратившегося лица (если снятие с учета оформляет юрист, то у него должна быть доверенность от нотариуса);
  • документы, подтверждающие права заявителя на квартиру (чаще всего это свидетельство на наследство);
  • документ, подтверждающий родство с умершим лицом;
  • выписка из домовой книги (если снятие с регистрации осуществляется из приватизированной квартиры);
  • свидетельство о смерти (оригинал и копия).

В отделении миграции необходимо написать заявление о снятии с регистрационного учета умершего гражданина.

Оригиналы представленных бумаг, кроме паспорта покойного, остаются у заявителя. Паспорт умершего отправляется в органы ЗАГС.

Снятие с учета из приватизированного жилья

Выписка умершего из приватизированной квартиры или частного дома происходит быстро, но эту процедуру нужно начинать после вступления наследников в свои права. Что позволит избежать возникновения спорных вопросов, так как снятие с учета умершего в этом случае будет оформлять гражданин, вступивший в наследование и получивший право собственности на жилье.

Вслед за получением свидетельства и вступлением в наследство необходимо подать заявление в миграционный отдел и приложить свой паспорт. Сотрудники УВМ выпишут умершего из приватизированной квартиры в день обращения.

При необходимости родственник умершего может одновременно подать заявление о постановке себя на регистрационный учет по месту жительства в квартире, в которой проживало скончавшееся лицо. Но нужно понимать, что на него будут возложены обязанности по оплате коммунальных платежей. Также после получения права собственности на квартиру возникает обязанность по оплате налога на имущество физических лиц, который платится раз в год.

Выписка из муниципальной квартиры

Процедура снятия с учета из муниципального жилья, в котором проживал человек на основании договора соц. найма, немного сложнее. Если с умершим были прописаны другие члены семьи, то они вправе подать заявление в муниципалитет на перезаключение договора найма квартиры.

  1. Оформить свидетельство о смерти.
  2. Подать заявление в отдел по вопросам миграции о снятии умершего с регистрации.
  3. Обратиться в муниципалитет с заявлением на заключение нового договора соц. найма, приложив к нему необходимые документы.
  4. Сменить лицевой счет плательщика коммунальных услуг, обратившись в УК (подробнее об этом — далее в статье).
  5. Выполнить перерасчет платежей с момента смерти скончавшегося лица, который являлся нанимателем жилья (при необходимости).

Для обращения подготовьте справку о смерти и документы, подтверждающие родство с умершим. Снятие с регистрационного учета из муниципальной квартиры потребует больше времени, чем выписка из частного жилья.

Получение свидетельства о смерти в МФЦ

Для получения свидетельства с помощью МФЦ нужно:

  1. Обратиться в отделение Мои документы (записаться можно заранее по телефону) с требуемыми документами — паспорт умершего и наследника, справка о смерти, документ, устанавливающий родство с покойным.
  2. В отделении составить заявление о предоставлении свидетельства.
  3. Взять у сотрудника МФЦ расписку о получении документов с указанием даты и номера для отслеживания заявки;
  4. В назначенный день получить результат услуги.

При получении свидетельства о смерти через МФЦ, нужно рассчитывать на срок подготовки документы в 2-3 дня.

Как снять с учета умершего, который являлся собственником

Если гражданин при жизни имел в собственности недвижимое имущество, например, квартиру, то порядок снятия с регистрационного учета имеет определенные нюансы.

Не рекомендуется сразу же осуществлять выписку его из квартиры, т.к. родные смогут по закону вступить в права наследования лишь спустя 6 месяцев после смерти прежнего собственника.

Для выписки покойного из приватизированного жилья, наследникам необходимо подготовить не только справку и свидетельство о смерти, но и документ о составе семьи.

Смена лицевого счета на коммунальные платежи

Также не стоит забывать еще об одном немаловажном действии после снятия с учета умершего – своевременно переоформить лицевой счет на коммунальные платежи.

Какие документы нужны для переоформления лицевого счета:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Свидетельство о смерти.
  3. Правоустанавливающие документы на квартиру (выписка из ЕГРН).

После чего управляющая компания внесет изменения в лицевые счета и изменит информацию о плательщике.

Важно учитывать, что с момента смерти умершего прекращается действие льгот по оплате коммунальных платежей, если наследник не обладает правом на подобные льготы.

Выписка умершего из домовой книги

Выписка из домовой книги является основным документом, удостоверяющим количество прописанных в квартире или частном доме лиц. Поэтому важно, чтобы количество фактически проживающих лиц и информация, отраженная в домовой книге, совпадали.

Для выписки покойного из домовой книги, нужно обратиться в УК, ТСЖ или ЖСК, в зависимости от способа управления домом, в котором расположена квартира. Сотрудники исключают старую запись из домовой книги. При необходимости проставляется новая запись, например, если родственник хочет сделать регистрацию в жилом помещении, и скрепляется печатью.

Образец акта о непроживании или о фактическом проживании лица, смотрите здесь .

Видео: Как выписать умершего человека из квартиры:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Обязательна ли выписка в связи со смертью

Как говорилось ранее, выписка умершего из квартиры – необязательное условие, но лучше снимать покойных граждан с регистрационного учета по нескольким причинам:

  1. Для снижения суммы коммунальных платежей.
  2. Для продажи недвижимости.
  3. Для участия в приватизации.

Рассмотрим каждую причину детально.

Коммунальные платежи

Родственники умершего могут намеренно не обращаться для выписки, чтобы пользоваться его льготами по ЖКХ. Но когда в учреждении станет об этом известно, все излишне полученные деньги придется вернуть, иначе их взыщут через суд.

Чтобы ТСЖ перестало начислять плату с учетом умершего, нужно обратиться туда со свидетельством о смерти, паспортом и заявлением (заполняется на месте). В компании должны сделать перерасчет за весь период со дня смерти человека. После этого платежи станут меньше.

Примечание: если ТСЖ отказывается делать перерасчет, взыскать уплаченные деньги можно в судебном порядке. Но желательно затребовать в компании письменный отказ с указанием причин.

Продажа квартиры

Приватизация

По понятным причинам умерший человек не может участвовать в приватизации, но, если он остается прописан в приватизируемой квартире, оформить ее в собственность не получится – нужно сначала выписать.

Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купли-продажи квартиры в вашем случае

Как узнать, где был прописан умерший?

После смерти человека его паспорт забирает загс. Если же он еще не сдан, посмотреть место регистрации можно там. В остальных случаях придется обращаться в УВМ МВД с заявлением о предоставлении информации об адресе, если известен город, в котором жил покойный.

Если последний город проживания неизвестен, ситуация сложнее. Сначала придется уточнять его, обратившись в загс, выдавший свидетельство о смерти. Если нет сведений и о нем – в главный загс области. Там дадут выписку из актовой записи с указанием последнего места жительства. После этого нужно обратиться с заявлением в УВМ МВД.

Если человек умер не по месту прописки

Если гражданин скончался не по месту регистрации, и этот адрес неизвестен, сначала придется узнавать его. Только после этого собственник жилья или родственник умершего смогут подать заявление о снятии с регистрационного учета в связи со смертью.

Можно ли и как выписать человека из квартиры без его присутствия

Можно ли и как выписать человека из квартиры без его присутствия?

Выписка из муниципальной квартиры

Как выписать человека из муниципальной квартиры? Пошаговый порядок

Выписка дарителя из подаренной квартиры или дома

Можно ли и как выписать дарителя из подаренной квартиры? Пошаговая инструкция

Выписка человека из квартиры после смерти: сроки

Где снимают с регистрационного учета?

УВМ МВД – единственный орган, принимающий решение о регистрации, снятии регистрационного учета. Но документы можно подать через МФЦ. Еще один вариант – Госуслуги, но не во всех регионах это возможно.

Обратите внимание! Даже если заявление подается не напрямую в территориальное подразделение УВМ МВД, решение о снятии с регистрационного учета принимается этим ведомством. МФЦ не несет ответственности за результат оказания услуги в случае отказа.

Как снять с регистрационного учета из муниципальной квартиры?

Если умерший проживал в квартире на основании договора социального найма, оформленного на него, сначала придется его переоформлять на родственника, имеющего на это право. Нужно обратиться в администрацию с заявлением и свидетельством о смерти. Процедура занимает не более одного дня.

Процедура может выглядеть и иначе:

  1. Получение свидетельства о смерти в загсе.
  2. Подача заявления о снятии с регистрационного учета умершего в УВМ МВД или МФЦ, паспортный стол ТСЖ.
  3. Получение домовой книги с изменениями.
  4. Перезаключение договора соцнайма.
  5. Переоформление лицевого счета в ТСЖ.
  6. Перерасчет коммунальных платежей.

Примечание: если родственник покойного на момент его смерти уже был указан в договоре соцнайма, переоформлять его не нужно.

Документы

Какие документы надо, чтобы выписать человека из муниципального жилья:

  • старый договор соцнайма.
  • паспорт.
  • свидетельство о смерти.

Понадобятся и документы, подтверждающие родство с покойным, если заявление подает не собственник жилья.

Содержание и образец заявления

Что указывается в заявлении:

  1. Наименование и адрес органа, в который оно подается.
  2. Ф.И.О., адрес регистрации, паспортные данные, дата рождения заявителя.
  3. Просьба о снятии с регистрационного учета умершего гражданина.
  4. Ф.И.О., реквизиты свидетельства о смерти.
  5. Дата и подпись.

Заявление о снятии умершего гражданина с регистрационного учета

Как выписать без вести пропавшего человека из квартиры?

Если человек признан умершим или без вести пропавшим, для аннулирования прописки понадобится решение суда, вступившее в законную силу.

Признание безвестно отсутствующим возможно, если о гражданине нет никаких сведений в течение одного года (ст. 42 ГК РФ). Умершим признают только по истечении пяти лет. Если гражданин пропал при обстоятельствах, угрожающих его жизни – по истечении 6 месяцев (ст. 45 ГК РФ).

Обратите внимание! Военнослужащие, пропавшие при выполнении служебных обязанностей, могут быть признаны умершими не ранее двух лет с момента окончания военных действий.

Документы

Чтобы выписать безвестно отсутствующего или признанного умершим, понадобится:

  • вступившее в силу решение суда;
  • паспорт;
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности;
  • документы для подтверждения родства.

Как выписать умершего родственника из квартиры?

Если недвижимость находится в собственности выписывающего гражданина, это проще всего.

Что нужно для выписки умершего из квартиры:

  1. Получить свидетельство о смерти.
  2. Подать заявление в УВМ МВД или МФЦ.
  3. Получить уведомление от регистратора о снятии с регистрационного учета.

Совет юриста: если квартира принадлежала умершему, но правопреемник еще не вступил в наследство, лучше дождаться получения свидетельства от нотариуса, затем переоформить право собственности и выписать покойного. Плату за ЖКУ обязаны пересчитать за все время, начиная от даты смерти наследодателя.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Документы

Какие документы нужны для выписки после смерти:

  • паспорт;
  • заявление;
  • свидетельство о смерти;
  • выписка из ЕГРН.

Обратите внимание! Те же документы и порядок действий нужны для аннулирования временной регистрации.

Сроки выписки из квартиры по смерти

Если документы подаются напрямую в УВМ МВД, срок составит три дня. При обращении через МФЦ он может быть увеличен до 6 дней.

Как снять с регистрационного учета умершего человека через Госуслуги?

Снять умершего с регистрации по месту жительства можно и через Госуслуги, если у заявителя есть подтвержденный аккаунт.

Пошагово процедура выглядит так:

В завершение остается только прийти и представить документы лично, взамен выдадут справку о снятии с регистрационного учета.

Расходы при выписке человека после смерти

Если человек умер, перед тем, как выписать его из квартиры, придется столкнуться с несколькими статьями расходов:

Снятие с регистрационного учета производится бесплатно.

Ответы юриста на частные вопросы

Какие документы нужны для получения свидетельства о смерти, чтобы потом выписать родственника из квартиры?

Сначала нужно получить справку о смерти из медучреждения. Она выдается в течение суток с момента смерти человека. Потом необходимо представить в загс по последнему месту жительства умершего эту справку, свой паспорт, паспорт покойного (при наличии). Заявление о регистрации смерти подается в загс не позднее трех дней. В результате составляется запись акта о смерти, выдается свидетельство и справка. Госпошлина не взимается.

Мне нужно подтвердить родство с умершим отцом и выписать его из моей квартиры, но свое свидетельство о рождении я потерял. Что делать?

Вы можете заказать повторное свидетельство о рождении, в том числе и через Госуслуги. Оно выдается в день обращения, размер госпошлины составляет 350 р. Потом с этим свидетельством и паспортом отца вы сможете подтвердить родство. В остальных случаях факт родства устанавливается через суд.

Мой брат умер, мне по завещанию досталась его квартира. Обнаружила, что у него были долги по коммунальным услугам. Могут ли мне из-за них отказать в МФЦ в снятии с регистрационного учета?

Нет, не могут. Но на основании ст. 1175 ГК РФ долги наследодателей переходят к наследнику в пределах стоимости наследуемого имущества.

Что делать с документами умершего человека? Какими бумагами доказать факт родства с родной сестрой, если нужно выписать ее из квартиры?

Паспорт покойного сдается в загс, взамен выдается свидетельство о смерти. Если он утерян, придется устанавливать личность, что затянет сроки похорон. Свидетельство о рождении понадобится для вступления в наследство, если нужно доказать факт родства. Важно сохранить и свидетельство о заключении брака, документы на имущество: они могут понадобиться в любой момент.
Остальные документы вроде СНИЛС и ИНН особой роли не играют, хранить их нет смысла.
Доказать родство с сестрой можно ее и вашим свидетельствами о рождении, паспортами матери и отца.

Заключение эксперта

  1. Перед тем, как снять с учета умершего человека, нужно получить свидетельство о смерти в загсе.
  2. Документы для выписки умершего человека из частного дома такие же, как и для аннулирования регистрации в квартире.
  3. Можно выписать умершего гражданина через МФЦ, УВМ МВД или Госуслуги. При дистанционной подаче заявления документы придется представлять лично в назначенное время.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Как выписать осужденного из квартиры

Можно ли и как выписать осужденного из квартиры?

Как выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры

Можно ли и как выписать ребёнка из квартиры?

Выписка ребенка из квартиры при продаже

Как выписать ребенка из квартиры при продаже? Пошаговый порядок

Как выписать бывшего собственника из купленной квартиры

Как выписать бывшего собственника из купленной квартиры, если он не выписывается?

Выписать бывшего мужа или жену из квартиры

Как выписать бывшего супруга из квартиры после развода? Пошаговый порядок

Можно ли и как выписать человека из квартиры без его согласия

Как выписать из квартиры не собственника жилья без его согласия?

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

добрый день, умерла мама, проживала в другом городе. У нас с ней доли по 1/2, чтобы оформить квартиру на себя что нужно сделать? Можно ли сделать всё удалённо, чтобы не ехать за 3500 км

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить в моей ситуации. У меня умерла мама, она была собственником приватизированной квартиры. Завещание на меня написано. Прочитала, что выписывать в таком случае лучше через полгода. С чем это связано? А я думала заняться этим сейчас, чтобы не переплачивать за коммуналку. И действительно ли идёт расчёт из количества человек. На электроэнергию и газ у нас счётчики.

Доброе утро, Ольга.
Вы станете собственником квартиры только через 6 месяцев как наследник, и получите право выписывать кого хотите. Но для выписки умершего гражданина ждать 6 месяцев не нужно. Вы пойдете переоформлять договора с ресурсопоставляющими организациями уже на свое имя, только через полгода после вступление в наследство. А сейчас ждать полгода не обязательно. Обратитесь в местные органы власти либо паспортный стол, представьте домовую книгу и свидетельство о смерти для снятия граджданина с регистрации. Далее предоставьте во все организации ( свет, вода, газ и т.д.) копию свидетельства о смерти вашей мамы и заявление о том, чтобы начисление за отопление, воду и т.д. производилось с учетом того, что гражданин умер.
Будут еще вопросы, обращайтесь.

Доброе утро, Роман.
Умершие граждане снимаются с регистрации сразу после смерти. Обратитесь в орган, который отвечает за внесение записей в домовые книги в вашем населенном пункте. В квартирах за внесение записей отвечают паспортисты при Управляющих компаниях либо же ЖКО, домоуправлениях. Подойдите к паспортисту со свидетельствами смерти родителей и их снимут с регистрации.
Будут еще вопросы, обращайтесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Условия использования смотрите здесь.

ИП Браташов А.С. ИНН: 633038934522. ОГРНИП: 321631300031072

Какие документы нужны для получения свидетельства о смерти, чтобы потом выписать родственника из квартиры?

Сначала нужно получить справку о смерти из медучреждения. Она выдается в течение суток с момента смерти человека. Потом необходимо представить в загс по последнему месту жительства умершего эту справку, свой паспорт, паспорт покойного (при наличии). Заявление о регистрации смерти подается в загс не позднее трех дней. В результате составляется запись акта о смерти, выдается свидетельство и справка. Госпошлина не взимается.

Мне нужно подтвердить родство с умершим отцом и выписать его из моей квартиры, но свое свидетельство о рождении я потерял. Что делать?

Вы можете заказать повторное свидетельство о рождении, в том числе и через Госуслуги. Оно выдается в день обращения, размер госпошлины составляет 350 р. Потом с этим свидетельством и паспортом отца вы сможете подтвердить родство. В остальных случаях факт родства устанавливается через суд.

Мой брат умер, мне по завещанию досталась его квартира. Обнаружила, что у него были долги по коммунальным услугам. Могут ли мне из-за них отказать в МФЦ в снятии с регистрационного учета?

Нет, не могут. Но на основании ст. 1175 ГК РФ долги наследодателей переходят к наследнику в пределах стоимости наследуемого имущества.

Что делать с документами умершего человека? Какими бумагами доказать факт родства с родной сестрой, если нужно выписать ее из квартиры?

Паспорт покойного сдается в загс, взамен выдается свидетельство о смерти. Если он утерян, придется устанавливать личность, что затянет сроки похорон. Свидетельство о рождении понадобится для вступления в наследство, если нужно доказать факт родства. Важно сохранить и свидетельство о заключении брака, документы на имущество: они могут понадобиться в любой момент.
Остальные документы вроде СНИЛС и ИНН особой роли не играют, хранить их нет смысла.
Доказать родство с сестрой можно ее и вашим свидетельствами о рождении, паспортами матери и отца.

Альбина, г.Казань

Когда умер отец, мы с братом решили подавать на вступление в наследство. Все документы были подготовлены, нам сказали, что нужно получить еще и справку о прописке папы, он же наследодатель. И такую бумагу взяли, хоть и заняло это немало времени. Но потом началось самое интересное – сказали, что заявление не примут. Причина отказа банальная – долги за коммунальные услуги. Да, я знаю, что отец был болен, некоторое время не оплачивал счета, но тут нет криминала.

Потом появились другие проблемы, поэтому о справке на время забыли. Но проблема не решилась. Время получения наследства истекает, а документы не собраны до конца. Боюсь, что имущество перейдет государству, новым владельцам – не знаю возможного исхода. Подскажите, как нужно нам поступить со справкой о прописке умершего на день смерти, где получить, что для этого требуется сделать.
Альбина

Я могу заверить, что вас ввели в заблуждение. Ответ, который был получен при попытке подать заявление, это манипуляция чистой воды. За такое можно смело подавать в суд. Я бы сказал, что это злоупотребление сотрудниками МФЦ, ЖКУ своим служебным положением с целью взыскать долги умершего с его родственников. Вы по праву можете получить справку о последнем месте жительства наследодателя, а затем уже заниматься получением права собственности. Но следует дополнительно изучить и другие особенности этой процедуры, чтобы избежать прочих неожиданностей. Рассмотрим варианты ниже.

Зачем получать справку о последнем месте прописки человека после его смерти

После смерти родственника его близкие люди должны оформить документацию, чтобы получить возможность распоряжаться его имуществом. Законом установлен срок для выполнения этих действий – 6 месяцев. На протяжении этого периода нужно подать все бумаги с целью наследования. Среди прочих документов представляют справку о последнем месте прописки покойного. Главной целью ее получения является соблюдение процедуры, установленной законом, при этом родственники получают возможность открыть наследственное дело. Кроме того, такая бумага позволяет узнать или подтвердить информацию:

  • последний адрес регистрации умершего или место его жительства на протяжении длительного периода;
  • перечень лиц, которые жили на одной территории с покойным до момента смерти последнего.

Как результат, родственники получают возможность обозначить круг лиц, которые имеют право получить свою долю наследства.

При выдаче справки, которая подтверждает место прописки усопшего, предоставляется информация:

Кому можно подавать заявление

Сначала на право наследования могут рассчитывать ближайшие родственники:

Если таковых нет (покойный рос сиротой или все родные умерли раньше него), для получения наследства за справкой о прописке умершего могут приходить другие родственники. Но случаются разные ситуации. Иногда нужно предоставить право представлять интересы родных совершенно чужому человеку. Для этого у нотариуса оформляется доверенность. Законом определен порядок вступления в наследство и при иных обстоятельствах.

Речь идет о возможности получения права наследовать имущество посторонним человеком, если других родственников у покойного нет.

Получение выплат за близкого после смерти: пакет документов, исключения из правил

Для предоставления справки о месте прописки покойного человеку нужно подтвердить, что родственники давно не живут с ним, а также не поддерживают связь. Тогда все права могут перейти к тем, кто обратился в соответствующее учреждение:

  • сотрудник соцслужбы, который посещал покойного;
  • для военнослужащих: командир воинской части, где служил умерший;
  • сотрудник правоохранительных органов, но такая возможность есть, если человек погиб насильственной смертью;
  • сотрудник учреждения, где отбывал срок покойный.

Нотариус, который был выбран для ведения дела о получении наследства, тоже может получить документ, подтверждающий прописку умершего.

Где и за какой период получают справку

Когда возникнет такая необходимость, нужно подать заявление о том, что родные или другие ответственные лица намереваются получить справку о регистрации:

Справка, подтверждающая регистрацию покойного, готовится 1 день, но сроки нужно уточнять в каждом из приведенных случаев. Иногда на это отводится до 10 дней. Однако срок регистрации заявки всегда составляет 1 рабочий день. Нужно учитывать, что во время пребывания в такой организации с целью оформления заявления может быть очередь. Документы, получаемые для открытия дела наследования имущества, готовятся до полугода со дня смерти владельца. Длительность действия бумаги о месте его прописки – 30 дней.

Справка, подтверждающая регистрацию покойного

Какую документацию необходимо собрать

Что нужно взять с собой, когда планируется получать справку, содержащую информацию о месте регистрации человека после кончины:

  • паспорт заявителя;
  • документ, который позволит подтвердить родственную связь с умершим;
  • свидетельство о смерти владельца имущества;
  • документ, который определяет полномочия заявителя.

Может потребоваться также справка об открытии дела о наследовании. Если интересы родственников представляет постороннее лицо, понадобится его паспорт и доверенность, оформленная нотариально.

Если справка о регистрации покойного нужна людям, не являющимся родственником умершему, то вместе с остальными документами подается также еще одна бумага – нотариальный запрос.

Документы, предоставляемые по завершении оказания услуги

Чтобы воспользоваться государственной услугой для получения нужной бумаги, подают заявление, написанное по определенной форме. К нему прилагают пакет документации, предварительно собранный. Если при его рассмотрении сотрудники не увидели нарушений, они обязаны давать в подобных случаях положительный ответ – выдавать справку о месте прописки. Бумага предоставляется в единственном экземпляре.

Сколько стоит получить справку о регистрации покойного

Перед подачей заявления на получение бумаги о регистрации нужно уточнить, какие затраты понесет ответственное лицо. Этот документ предоставляется на бесплатной основе. Единственными расходами, которые возможны, считают стоимость отправки заказного письма, если ответ будет выслан почтой, а не вручен лично.

Причины, по которым дается отказ в получении документа

Не всегда дают положительный ответ при обращении за справкой. Органы, ответственные за такую функцию, отказывают заявителю в нескольких случаях:

  • нарушен регламент подачи заявки, что означает отсутствие некоторых документов, их несоответствие установленному законодательству;
  • если документы были поданы с нарушением регламента, заявитель обязуется привезти их не позднее, чем через 15 суток с момента обращения, иначе будет снова дан отказ.

В отдельных случаях заявителю отказывают в получении справки безосновательно с нарушением действующего законодательства. Подобные случаи имеют место, если у покойного была задолженность за предоставленные коммунальные услуги. В этом случае вопрос должен решаться через суд. Причем истец выиграет дело, т. к. отказ в выдаче справки о прописки умершего возможен только в двух случаях (когда не предоставлены все необходимые документы или они не соответствуют действующему законодательству).

Документы для получения недополученной пенсии умершего пенсионера после 6 месяцев

Справка, предоставляемая нотариусу, о регистрации покойного, образец

Чтобы получить бумагу, нужно иметь представление о том, как она выглядит, какую информацию содержит. Получатель также обязан проверить правильность заполнения справки (соответствие фамилий, прочих данных), т. к. малейшая ошибка приведет к тому, что нужно будет повторно создавать запрос на получение такой бумаги. Образец доступен для скачивания, находится в свободном доступе.

svidetelstvo o smerti

Постоянная регистрация

Справка о последнем месте проживания умершего человека – один из необходимых документов для организации процесса вступления в наследство. Рассмотрим, как происходит получение официального подтверждения о регистрации покойного.

Кому и зачем нужна справка о прописке умершего?

Данный вид документа требуется для открытия наследственного дела. Предоставляется он нотариусу.

В справке указывается:

Вышеуказанная информация необходима:

  • для открытия наследства;
  • обозначения круга лиц, способных претендовать на движимое и недвижимое имущество.

В документе отражаются следующие данные:

  • ФИО покойного;
  • дата рождения и гибели;
  • адрес прописки в момент наступления смерти;
  • наличие/отсутствие людей, которые проживали на одной жилой площади с погибшим, их фамилии, имена, родственная или иная связь;
  • должность, Ф.И.О., подпись лица, выдавшего справку;
  • дата выдачи.

Срок действия документа – 30 дней.

Так выглядит справка о месте жительства покойного человека:

Справка

Документ выдаётся только на основании заявления, которое направляется:

  • в управляющую компанию, ТСЖ;
  • в территориальное отделение ГУВМ МВД.

Кто может подать заявление?

Право на получение справки имеют претенденты на наследство любой очереди:

  • муж/жена покойного человека;
  • дети;
  • родители умершего;
  • брат и сестра (полнородные и не полнородные);
  • бабушка и дедушка.

Также документ о регистрации по месту жительства умершего может получить представитель, нанятый для ведения дела о наследстве. Он обязан иметь нотариально заверенную доверенность.

Случаются жизненные ситуации, когда погибший не имел родственников или не поддерживал с ними связи.

В таком случае справку могут получить:

  • командир воинской части, если покойный был на военной службе;
  • работник социальной службы, если им осуществлялся уход за умершим;
  • сотрудник следственных органов, если человек умер в результате противоправного деяния;
  • работник исправительной колонии, если человек умер в тюрьме.

Также сделать запрос в службу по регистрационному учёту граждан может сам нотариус.

Необходимые документы

Перечень документов зависит от факта совместного/раздельного проживания с наследодателем.

Если заявитель прописан и жил с умершим на одной жилплощади, понадобится:

  • заявление;
  • паспорт;
  • свидетельство о смерти человека.
  • заявление;
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество;
  • свидетельство о смерти.

Граждане, не являющиеся близкими родственниками покойному человеку, должны к заявлению приложить нотариальный запрос.

Где и в какой срок можно получить справку?

Услуга доступна при личном обращении в государственные и административные органы по месту прописки усопшего гражданина, а именно:

  • в многофункциональный центр “Мои документы”;
  • в ГУВМ МВД России;
  • к уполномоченному лицу в ЖКУ, ТСЖ, управляющей компании (паспортный стол).

Получает справку

Срок рассмотрения заявления и выдачи справки в госорганах составляет 1 месяц. При посещении управляющей компании услугу можно получить в день обращения.

Пошаговые действия по получению справки:

  1. Напишите дома заявление в свободной форме. В шапке укажите название госоргана, Ф.И.О. и должность руководителя, а также от имени кого подаётся прошение. В основной части выразите просьбу. Ниже поставьте дату, подпись. Образец заявления можно посмотреть здесь.
  2. Обратитесь в обозначенное учреждение. Отдайте заявление. К нему приложите копию паспорта, свидетельство о смерти (+ копию документа на владение имуществом по необходимости). Для сверки предоставьте в оригинале все указанные документы.
  3. Через 30 дней посетите организацию повторно, и заберите готовую справку.

Возможные причины отказа в выдаче справки

Порой люди сталкиваются с отказом в выдаче справки о прописке умершего. На это могут быть разные причины.

Несколько примеров и способ решения проблемы:

  • Отсутствие документов на собственность. Иногда в имущественных спорах в процессе наследственного дела родственники не дают другим претендентам официальные бумаги о праве собственности, домовые книги и т. п.
    Выходом из ситуации является обращение в суд. На основании решения суда можно будет подать заявление на получение справки повторно.
  • Некомпетентность сотрудников госучреждений. Случается, что работники МФЦ, ЖКУ отказываются принимать заявление при наличии у покойного долгов по оплате коммунальных услуг и т. п.
    Данные действия неправомерны. Их следует обжаловать в суде или обратиться в прокуратуру.

Получение справки о месте жительства умершего человека не потребует долгого хождения по инстанциям. Следует помнить, что обратиться за открытием наследства можно только до истечения 6 месяцев после смерти наследодателя. А срок действия справки ограничен во времени.

Читайте также: