Как уволиться ликвидатору без согласия учредителей 2020

Обновлено: 18.05.2024

Ликвидация ООО в 2020 году — пошаговая инструкция: 1) инвентаризация имущества; 2) принятие решения общим собранием; 3) уведомление кредиторов; 4) подготовка ликвидационного баланса; 5) выплаты кредиторам; 6) увольнение сотрудников; 7) исключение из реестра юридических лиц.

Закрытие ООО может происходить по различным причинам, но способа в законодательстве предусмотрено только два — по решению его участников (добровольная ликвидация фирмы) и по решению суда (принудительное закрытие предприятия).

Как закрыть ООО самостоятельно? Если ликвидировать общество решили его собственники, то тут можно обратиться за помощью к юристам, специалистам в этой области или изучить вопрос, как закрыть ООО, самостоятельно. Имея общее представление о порядке действий при ликвидации, это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Тем более, что многие справочно-правовые системы предоставляют в помощь таблицы с описанием, как ликвидировать ООО самостоятельно (пошаговая инструкция 2020). Остановимся на наиболее значимых моментах процедуры закрытия.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

1 этап. Принятие решения

2 этап. Инвентаризация

Проведение инвентаризации имущества общества, которое находится в стадии закрытия. На данном этапе составляется приказ о формировании комиссии по инвентаризации, ее сроках и порядке проведения. По итогам должны быть оформлены инвентаризационные описи или акты инвентаризации, а также ведомость результатов, выявленных инвентаризацией. Нормативный акт, которым необходимо руководствоваться при проведении инвентаризации на этом этапе, — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

3 этап. Общее собрание

Следующим шагом является оформление решения общего собрания участников общества о его ликвидации соответствующим протоколом. Одновременно определяется состав ликвидационной комиссии или назначается ликвидатор. С этого момента полномочия по управлению деятельностью компании передаются комиссии или ликвидатору. Ликвидацию проводят эти лица. Полномочия директора прекращаются.

Шаблон решения общего собрания участников общества

После этого необходимо известить Федеральную налоговую службу о ликвидации по форме № Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ, такое уведомление должно быть направлено в регистрирующий орган в срок не более трех дней с даты принятия решения о прекращении работы. Несоблюдение этого срока наказывается по ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ. С момента регистрации уведомления в сведениях о данном юридическом лице появится информация, что юридическое лицо приняло решение о закрытии. Здесь стоит помнить, что налоговый орган после получения такой информации может прийти в организацию с проверкой.

4 этап. Уведомление кредиторов

Далее уведомляются кредиторы и работники предприятия. Порядок этой процедуры предусмотрен п. 1 ст. 63 ГК РФ и Трудовым кодексом РФ. Ликвидационная комиссия размещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о закрытии фирмы и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации). Комиссия также самостоятельно принимает меры к выявлению кредиторов организации, исходя из документации.

Образец публикации в печати

До наступления следующего этапа проходит срок минимум два месяца, в течение которого ликвидируемое общество ждет предъявления требований от кредиторов. Последним дается время на обращение и защиту своих прав. Процедура рассмотрения обращений кредиторов законодательно не установлена, поэтому общество само определяет, каким образом вести учет предъявляемых претензий и рассматривать их.

5 этап. Ликвидационный баланс

После истечения срока на предъявление претензий кредиторов общество составляет промежуточный ликвидационный баланс, это следующий этап ликвидации. Его форма не утверждена, но из анализа практики можно сделать вывод, что такой баланс должен отвечать всем требованиям Правил бухгалтерского учета. На уровне закона установлен только перечень сведений, которые необходимо включить в ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечень предъявленных кредиторами требований;
  • результаты рассмотрения требований;
  • требования, удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению общим собранием участников, и о факте его составления уведомляется налоговый орган. Для этого используется та же форма уведомления, что и при принятии решения о ликвидации общества — № Р15001.

6 этап. Выплаты кредиторам

На этой стадии происходит выплата денежных средств кредиторам. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ, общество при выплатах руководствуется утвержденным промежуточным ликвидационным балансом. После выплат кредиторам общества следует обратить внимание на обязанность уведомить о прекращении деятельности Пенсионный фонд РФ. Данный этап заканчивается составлением ликвидационного баланса. Иногда юридическое лицо проводит перед этим повторную инвентаризацию. К ликвидационному балансу стоит подойти со всей ответственностью, т. к. в судебной практике имеется достаточно споров, где запись в реестре о ликвидации общества признается недействительной по причине отсутствия ряда сведений в ликвидационном балансе.

Утверждение ликвидационного баланса является исключительной компетенцией общего собрания участников.

7 этап. Распределение имущества организации

На заключительной стадии между собственниками предприятия распределяется имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, происходит увольнение всех сотрудников, а также вносится запись о ликвидации общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Шаблон решения последнего общего собрания общества

Таким образом, ликвидация предприятия (пошаговая инструкция 2020 года) состоит из вышеописанных этапов и заканчивается соответствующей записью в ЕГРЮЛ.

Увольнение сотрудников при ликвидации

Необходимо строго соблюдать порядок ликвидации ООО: пошаговая инструкция 2020 года должна обязательно включать пункты о своевременном увольнении работников, а также об уведомлении службы занятости. При этом должны быть соблюдены все гарантии работников, иначе ликвидация не будет считаться законной. Уведомление о ликвидации необходимо сделать не менее чем за 2 месяца, выплатить положенные компенсации, выдать необходимые документы и сделать отметку в трудовой книжке, что увольнение производится в связи с ликвидацией.

Нюансы ликвидации

Процедура принудительного закрытия организации (по решению суда) практически не отличается от вышеописанной процедуры ликвидации. Здесь основной правовой нормой является п. 3 ст. 61 ГК РФ, где перечислены случаи, когда общество может быть ликвидировано принудительно. Решением суда о ликвидации общества на его участников или на орган, уполномоченный на такую процедуру по учредительным документам, могут быть возложены обязанности по осуществлению всех необходимых мероприятий.

Налоговая инспекция может провести проверку после получения уведомления о ликвидации. Если будет обнаружена задолженность перед ИНФС, ликвидация станет невозможной.

Ответственность ликвидационной комиссии и ликвидатора

В процессе ликвидации необходимо строго придерживаться требований закона. В случае их нарушения перечисленные лица могут быть привлечены к ответственности:

Таким образом, ликвидация организации производится в порядке, установленном законом, и в зависимости от ее условий может быть как проблемной и затратной, так и достаточно простой процедурой.

При обращении к юристам в целях ликвидации организации следует учитывать, что стоимость услуги зависит от объема работы. Например, в рекламных объявлениях по Москве заявлено, что ликвидация стоит от 10 000 рублей, однако речь идет о простейших случаях, когда нет сотрудников и долгов. При таких обстоятельствах провести ликвидацию можно и самостоятельно. Предварительную консультацию по набору документов для ликвидации можно получить в налоговой инспекции, ведь весь процесс будет контролироваться ИФНС. Ликвидация организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Ольга Воропаева

Добровольная ликвидация ООО — процесс долгий и непростой. Он занимает примерно 4 месяца, а может растянуться и на год. Вам предстоит трижды подать заявление в налоговую, два раза подготовить бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ. Обо всём по порядку — в нашей инструкции.

1 шаг. Принять решение о ликвидации

Проведите собрание участников ООО или подготовьте решение единственного учредителя, если открыли организацию в одиночку.

В протоколе собрания или решении учредителя напишите, что вы:

  1. Решили начать добровольную ликвидацию ООО.
  2. Утвердили состав ликвидационной комиссии и её председателя или назначили единоличного ликвидатора.
  3. Утвердили порядок и сроки ликвидации. Максимальный срок — один год.

2 шаг. Сообщить о ликвидации в налоговую

В течение трёх рабочих дней после принятия решение о ликвидации, подайте в регистрирующую налоговую:

  • уведомление по форме № Р15016. Есть два варианта: а) подать уведомление на бумаге — но тогда придётся заверять его у нотариуса, б) воспользоваться сервисом налоговой — но тогда понадобится электронная подпись. Выпустить электронную подпись будет дешевле, если её ещё нет. И она пригодится для публикации сведения на Федресурсе.
  • протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.

Если не подать документы в налоговую в течение трёх дней, могут оштрафовать на 5 000 рублей.

Как подать документы:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Через 5 рабочих дней налоговая выдаст вам лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процедуре ликвидации. С этого момента нельзя изменять учредительные документы и участвовать как ООО в составе других организаций.

Уведомлять ПФР и ФСС о ликвидации больше не нужно, налоговики сделают это самостоятельно.

3 шаг. Рассказать о ликвидации в СМИ, опубликовать сведения на Федресурсе и сообщить контрагентам

4 шаг. Сообщить в службу занятости и сотрудникам об увольнении

  1. Предупредите всех сотрудников о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца. Для этого составьте письменное уведомление и ознакомьте с ним работников под роспись. Основание увольнения — по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ.

5 шаг. Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и сдать его в налоговую

  • о составе имущества организации,
  • о требованиях, которые предъявили кредиторы, и результатах их рассмотрения,
  • о требованиях, которые удовлетворил суд вступившим в законную силу решением.

Для подготовки баланса нужно разбираться в бухучёте, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь за помощью к бухгалтеру.

Когда промежуточный бухбаланс готов, утвердите его на собрании учредителей или решением единственного участника, чтобы утвердить бухбаланс.

6 шаг. Рассчитаться по долгам

Платите по долгам в порядке очередности по Гражданскому кодексу. Сразу после утверждения ликвидационного баланса рассчитайтесь:

  • в первую очередь с гражданами, перед которыми ваша организация отвечает за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью, если такие есть,
  • во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.

Спустя месяц со дня утверждения ликвидационного баланса, погасите долги третьей и четвертой очереди:

  • в третью очередь заплатите все налоги и страховые взносы, штрафы и пени,
  • в четвертую очередь — оставшиеся долги.

Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество организации на торгах. А если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. Для этого лучше обратиться к специалистам по делам о банкротстве.

7 шаг. Составить окончательный ликвидационный баланс

После расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, составьте и утвердите ликвидационный баланс. Он также составляется по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждается на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.

8 шаг. Отчитаться по налогам, уволенным сотрудникам и снять с учёта кассу

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, сдайте в фонды отчёты по уволенным сотрудникам:

  • СЗВ-Стаж в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в течение года ликвидации,
  • СЗВ-М, если в течение последнего месяца ликвидации в ООО были сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам,
  • СЗВ-ТД за кадровые события, например, за увольнения,
  • расчёт по страховым взносам в налоговую,
  • 4-ФСС в фонд социального страхования.

Также сдайте налоговую отчётность — закон не устанавливает сроки, но нужно это сделать до перехода к последнему этапу.

Снять кассу с учёта в налоговой можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Срок подачи заявления законодательно не ограничен.

9 шаг. Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО

После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подают документы в налоговую на закрытие:

    .
  1. Ликвидационный бухгалтерский баланс
  2. Квитанцию об уплате госпошлины 800 рублей. Согласно поправкам, с 2019 года госпошлина не уплачивается в случае представления в регистрирующий орган электронных документов, необходимых для регистрации ликвидации юрлица. Статья 333.35 НК РФ

Подайте документы одним из способов:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Кто может помочь с документами

Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для ликвидации ООО.

А что если не закрывать ООО?

Закрывать ООО — долго и сложно, поэтому часто встречаются организации без сотрудников, доходов и сделок. Такие фирмы не платят налоги и взносы, но по-прежнему должны сдавать нулевую отчётность.

Бывают брошенные организации, у которых нет движений по банковскому счёту и которые не сдают отчётность. Если это продолжается больше 12 месяцев, у налоговой появляется основание ликвидировать ООО в одностороннем порядке без согласия учредителей. Но это право, а не обязанность налоговой, поэтому на практике случается редко. Гораздо чаще брошенная организация продолжает числиться в ЕГРЮЛ, и её штрафуют за несданную отчётность.

Ещё один вариант избавиться от ООО — продать его. Это проще, чем закрыть организацию, но тут есть свои минусы:

  • Такая возможность должна быть предусмотрена в уставе организации.
  • Договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса — это стоит минимум 10 тысяч рублей, а максимальная стоимость может достигать 150 тысяч.

Как закрыть ООО в Эльбе

Эльба поможет сдать декларацию по УСН или ЕНВД с учётом даты ликвидации ООО.



Статья актуальна на 01.02.2021

В зависимости от того, является ликвидация добровольной или принудительной, меняется перечень и последовательность действий, которые должны выполнить собственники. В статье речь пойдет как о добровольной ликвидации, так и о банкротстве компании.

Ликвидация со всеми вытекающими

Ликвидация организации — это прекращение ее существования путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с погашением всех ее прав и обязанностей. В соответствии с этой процедурой бывшие руководители компании и ее собственники полностью освобождаются от любых претензий со стороны кредиторов и налоговых органов.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (акционеров или дольщиков) компании. Это самый простой путь исключения компании из ЕГРЮЛ, освобождающий ответственных лиц, в частности главного бухгалтера и генерального директора, от неприятных последствий в виде субсидиарной ответственности. Худшее, что может произойти при таких обстоятельствах, — это возможные доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов.

Собственник может принять решение о ликвидации компании по различным причинам. Согласно закону юридическое лицо ликвидируется в связи с истечением срока и/или с достижением цели, ради которой юрлицо создано. Это может произойти при реструктуризации бизнеса или из-за нерентабельности продолжения деятельности.

На заметку!
Согласно части 2 статьи 62 ГК РФ, оплата действий по ликвидации юридического лица осуществляется за счет его имущества. В том случае, когда имущества компании оказывается недостаточно для оплаты, учредители совершают указанные действия солидарно за свой счет.

Добровольная ликвидация предприятия включает в себя несколько этапов и, как показывает практика, занимает пять–шесть месяцев. Однако в некоторых случаях это может затянуться на срок до одного года.

Порядок добровольной ликвидации предприятия

  • полное наименование юридического лица;
  • ИНН;
  • дату и номер решения о ликвидации;
  • сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

Этап 3. Уведомление работников организации, ее кредиторов и службы занятости о ликвидации . Работников компании и службу занятости уведомляют о сокращении штата не позднее чем за два месяца. Кредиторам также необходимо дополнительно сообщить о ликвидации не позднее чем за два месяца. Одной лишь публикации в СМИ недостаточно.

Важно!
Для того чтобы кредиторы имели возможность предъявить свои требования, они должны быть уведомлены о предстоящей ликвидации фирмы в письменной форме.

Этап 4. Прохождение налоговой проверки. Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (пункт 11 части 1 статьи 89). Подобная налоговая проверка осуществляется независимо от того, когда и по каким причинам проводилась предыдущая. Проверяется правильность исчисления и своевременность выплаты налогов. При этом анализируются данные за период, который не превышает три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ликвидации компании. Принятие решения о необходимости налоговой проверки закон возлагает на ИФНС, а именно на руководителя налогового органа либо его заместителя. По итогам могут быть начислены дополнительные налоговые платежи, пени и штрафы.

Этап 5. Инвентаризация и составление промежуточного ликвидационного баланса, уведомление регистрирующего органа о его составлении . По истечении срока, отведенного на заявление требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Он имеет форму обычного бухгалтерского баланса и отражает сведения об имуществе организации, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. Решение выносит ликвидатор, после чего уведомление об утверждении ПЛБ направляется в регистрирующие органы.

Этап 6. Расчеты с кредиторами. На этом этапе ликвидируемая компания производит расчеты с кредиторами, успевшими предъявить свои требования в установленный законом срок. Если имеющихся у ликвидируемого юрлица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает с торгов имущество, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания.

После погашения текущих расходов, необходимых для ликвидации, удовлетворяются требования кредиторов. К ним относится и выплата компенсаций, выходных пособий, платежей в бюджет.

Этап 7. Распределение оставшегося имущества компании и закрытие счета. Проводится после окончательных расчетов с кредиторами. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям, имеющим на него права.

Этап 8. Формирование ликвидационного баланса. Государственная регистрация ликвидации. Ликвидационный баланс формируется после всех расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации. На собрании учредителей принимается решение об утверждении ликвидационного баланса. После этого подготавливается заявление о регистрации факта ликвидации юрлица и оплачивается госпошлина. Также стоит учесть, что с 2019 года при подаче заявления о факте ликвидации через ЭЦП сбор за госпошлину отменен. Затем в регистрирующий орган передается пакет документов. Он включает в себя ликвидационный баланс, решение о его утверждении, квитанцию об оплате госпошлины (если подавали не через ЭЦП). По истечении пяти дней выдается лист записи о ликвидации. Процедура завершена.

Процесс добровольной ликвидации предприятия очень бюрократизирован. И потому высок риск доначисления налогов, штрафов или пеней.

Однако преимуществ у добровольной ликвидации гораздо больше:

  • Процедура не слишком продолжительна по сравнению с процедурой банкротства.
  • Все обязанности ликвидированной организации перед ИФНС и третьими лицами прекращаются.
  • Исключается возможность проведения последующих проверок.
  • После ликвидации кредиторы и уполномоченные органы не вправе настаивать на исполнении своих требований, если не успели заявить о них в процессе ликвидации в установленный законом срок.
  • Претензии потребителей на ликвидированное предприятие также не распространяются.

На что обратить внимание при добровольной ликвидации предприятия?

В первую очередь важно определиться, кого назначить на должность ликвидатора. Именно к этому лицу перейдет руководство предприятием в период ликвидации. Таким человеком может быть и прошлый руководитель компании, и любое третье лицо. Полномочия прежнего руководства прекращаются с момента принятия решения о его увольнении и назначении ликвидатора.

Важно!
Срок проверки ликвидируемого лица налоговым органом фактически остается на усмотрение руководства ИФНС. Хотя, как гласит закон, выездная налоговая проверка не должна продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в отдельных случаях — и до шести. Процедуру ликвидации невозможно закончить до момента завершения проверки и урегулирования предъявленных в ее ходе требований налоговых органов.

Важно строго соблюдать регламент процедуры ликвидации, поскольку регистрирующие и налоговые органы выдвигают жесткие условия для выполнения обязательных действий. При нарушении срока или порядка оформления документации в ликвидации компании может быть отказано. Чтобы благополучно завершить процедуру, необходимо тщательно подготовить документы и соблюсти все требования.

Как закрыть фирму с долгами: банкротство не приговор

Данный закон определяет понятие банкротства как полную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед персоналом и кредиторами в связи с нехваткой имущества. Заявление о признании юридического лица банкротом принимается арбитражным судом в следующих случаях:

  • компания не производит обязательные выплаты кредиторам по денежным обязательствам, по возмещению выходных пособий или оплате труда либо оказывается не в состоянии исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов и иных) в течение трех месяцев;
  • долговые обязательства юридического лица в совокупности составляют не менее 300 000 рублей.

На заметку
При наличии предпосылок банкротства инициировать процедуру может не только кредитор, но и сам должник.

Признание юридического лица банкротом, так же как и добровольная ликвидация компании, производится в определенном порядке и может включать следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение

Процедура вводится по решению арбитражного суда и предназначена для выявления реальных финансовых возможностей компании, а также для анализа ее положения как состоятельного или несостоятельного участника хозяйственной деятельности. При помощи этой процедуры можно определить, позволяют ли материальные возможности должника осуществлять необходимые платежи в полном объеме. К тому же наблюдение помогает выяснить, достаточно ли принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве.

Процедура наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления предприятия-должника. Они продолжают осуществлять свои полномочия, но с некоторыми ограничениями. На это время арбитражный суд назначает временного управляющего, который получает доступ ко всей информации компании, включая коммерческую тайну. Для совершения сделок в этот период необходимо согласие временного управляющего, выраженное в письменной форме.

Наблюдение имеет четкие временные ограничения: оно не может длиться более семи месяцев. После завершения процедуры временный управляющий представляет в арбитражный суд заключение о финансовом состоянии должника. Документ содержит подтверждение возможности или невозможности восстановления платежеспособности компании и обоснование целесообразности введения последующих процедур.

На этом этапе отменяются начисления штрафов, пеней, дивидендные выплаты, снимается арест с имущества, приостанавливается производство по исполнительным листам.

Финансовое оздоровление, или санация

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Процедура заключается в утверждении определенного плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности на основании решения собрания акционеров. Кроме того, арбитражный суд назначает административного управляющего.

Должник не вправе совершать крупные сделки и принимать решения о своей реорганизации без согласия собрания кредиторов.

При проведении процедуры санации должны быть соблюдены определенные условия:

  • ее продолжительность не может составлять более двух лет;
  • должен быть сформирован план оздоровления, содержащий график погашения задолженности с объяснением возможности удовлетворения требований кредиторов;
  • график погашения долгов обязательно утверждается арбитражным судом;
  • полное погашение всех требований кредиторов должно быть завершено не позднее чем за месяц до окончания санации.

Важно!
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности обеспечивается залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством либо другими способами.

Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно. Для этого необходимо ходатайство собрания кредиторов о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Во время процедуры оздоровления предприятия на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, которая устанавливается Центральным банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления.

Внешнее управление

На этом этапе все функции руководства компанией берет на себя внешний управляющий. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и вводится мораторий на удовлетворение данных требований. Исключение составляют требования о взыскании задолженности по заработной плате. Внешним управляющим разрабатывается план управления, который утверждается собранием кредиторов. Для восстановления платежеспособности могут быть предложены меры, включающие:

  • смену профиля деятельности;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • возврат дебиторской задолженности;
  • уступку права требования юридического лица;
  • дополнительный выпуск акций;
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • продажу организации-неплательщика;
  • замещение активов должника;
  • продажу части имущества компании-должника.

Важно!
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Если с даты введения санации до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло больше 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

После завершения этапа внешнего управления подготавливается отчет и принимается решение о начале выплат кредиторам. Если есть возможность полностью удовлетворить все требования, процедура банкротства прекращается. В противном случае приступают к следующему шагу.

Конкурсное производство

Этот этап является окончательным и переход к нему означает, что признание несостоятельности компании произошло на уровне арбитражного суда. В результате собственность компании подлежит продаже на торгах, чтобы удовлетворить требования кредиторов, выплатить судебные издержки и долги персоналу по заработной плате. Процедура конкурсного производства занимает шесть месяцев и может быть продлена еще на такой же срок.

Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку собственности/активов компании, составляет отчет с полным отражением конкурсной массы (имущества должника) и отслеживает ход торгов. В обязанность конкурсного управляющего входит также поиск, выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц.

Конкурсное производство — крайняя мера в процессе банкротства. По итогам торгов сумма средств может не соответствовать размеру долга компании Долговые обязательства в этом случае гасятся не полностью, что не согласовывается с интересами кредиторов. Возможны ситуации, когда полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий или же бездействия лица, контролирующего компанию-должника. И законом предусмотрено, что в таких случаях это лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Важно!
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в срок до трех лет со дня завершения конкурсного производства. Это возможно, если человек, имеющий право на подачу такого заявления, узнал о наличии основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.

Конкурсное производство завершается прекращением деятельности компании и исключением ее из ЕГРЮЛ.

Мировое соглашение

На любой стадии процедуры банкротства между участниками может быть заключено мировое соглашение. Инициатором выступает любая из сторон, но возможно оно только при согласии всех участников процесса.

На заметку
Ликвидация предприятия-банкрота может проходить по упрощенной процедуре, минуя такие предварительные этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

После заключения мирового соглашения процедура банкротства прекращается. Если одна из сторон не соблюдает условия мировой сделки, то процесс признания несостоятельности возобновляется.

Итак, руководители и собственники вправе сами выбирать, каким способом ликвидировать компанию. Однако эта процедура содержит немало подводных камней, о которых могут знать только профессионалы с большим опытом. Самостоятельно довести ликвидацию до благополучного завершения довольно сложно. Гораздо эффективнее поручить это специалистам, которые сделают все в соответствии с требованиями законодательства и в максимально короткие сроки.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Сопровождение процедуры банкротства

Сопровождение банкротства: стоимость услуги и порядок проведения процедуры

Банкротство ООО

Процедура банкротства ООО: как проходит ликвидация путем банкротства и во сколько обойдутся услуги сопровождения

Оспаривание решения налогового органа

Оспаривание решения налоговой: порядок и особенности процедуры

Случаи, когда можно ликвидировать ООО, указаны в статье 61 Гражданского кодекса. В целом, общество можно ликвидировать:

Информационный портал для предпринимателей

добровольно (об этом и пойдет речь в статье),

по решению суда.

Внимание!
Есть альтернатива ликвидации ООО – вы можете его продать или сменить состав учредителей. Иными словам, компания будет существовать, но уже без вас.

При добровольной ликвидации вам нужно:

1. Принять решение о ликвидации ООО и создать ликвидационную комиссию.

5. Уведомить персонал и центр занятости, что вы будете расторгать трудовые договоры в связи с ликвидацией ООО.

6. Подготовиться к выездной проверке со стороны ИФНС (как правило, налоговые проверки проходят в связи с ликвидацией).

8. Рассчитаться по долгам с кредиторами, которые имеются в настоящий момент у ООО (в порядке очередности).

9. Подготовить ликвидационные баланс, распределить оставшиеся активы между участниками.

Instagram Деловой среды

Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Instagram

Шаг 1. Примите решение о ликвидации и создайте ликвидационную комиссию

Прежде чем закрывать ООО, нужно провести общее собрание участников ООО. Важно – решение о ликвидации должно быть принято единогласно. По итогам нужно оформить протокол общего собрания участников.

Внимание!
Зачастую в ООО бывает только один участник. В этой ситуации решение о ликвидации он принимает единолично. Затем он составляет решение единственного учредителя.

Обязательный этап на этом шаге – создание ликвидационной комиссии и выбор ее руководителя. В состав комиссии обычно включают: учредителей, директора ООО, главбуха, юриста, других значимых сотрудников. Вместе с тем, комиссия может состоять всего из одного человека – ликвидатора.

В решение (протокол) о ликвидации надо внести паспортные данные каждого участника комиссии. Комиссия (или ликвидатор, если он один) обладаем всеми полномочиями по управлению ООО. Все обязанности лиц, которые входят в ликвидационную комиссию, перечислены в статье 62 ГК РФ. В частности, комиссия представляет общество в суде и несет ответственность за все действия, которые совершает на стадии ликвидации.

Шаг 2. Сообщите о начале ликвидации в ИФНС

После того, как вы примете решение о ликвидации ООО, нужно в течение трех рабочих дней подать в налоговую инспекцию по месту учета следующие документы:

уведомление по форме Р15016 (его необходимо нотариально заверить);

протокол собрания участников или решение единственного учредителя.

На основании полученных данных ИФНС вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что общество в процессе ликвидации. Делает она это в течение пяти 5 рабочих дней после подачи документов. При этом вы должны получить на руки копию листа, который подтверждает внесение данных в госреестр.

Внимание!
Больше не нужно уведомлять ПФР и ФСС о том, что ООО закрывается. Данную информацию в фонды должна предоставлять налоговая служба. Однако рекомендуется уточнить в вашей ФНС, сделат ли она это.

Шаг 3. Опубликуйте извещение в СМИ

Шаг 4. Уведомите кредиторов ООО

Шаг 5. Сообщите о предстоящих увольнениях

Вам нужно уведомить сотрудников, а также центр занятости о том, что вы ликвидируете ООО. Сотрудникам надо сообщить не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Срок предупрждения об увольнении начинает течь с момента, когда работник расписался в получении уведомления на почте. Увольняемым нужно выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также бывшие сотрудники вправе получить зарплату на период трудоустройства, но не более чем за 2 месяца со дня увольнения.

О предстоящих увольнениях нужно сообщить в службу занятости – за 2 месяца до увольнения. Если предстоят массовые увольнения, то предупредить надо за 3 месяца. Как правило, увольнение считается массовым, если расторгаются договоры более чем с 15 сотрудниками (конкретная цифра зависит от региона и специфики деятельности). Для центра занятости в отношении каждого работника указывают: должность, профессию, специальность, квалификационные требования, условия оплаты труда.

Отчетность за сотрудников
После того, как бухгалтерия полностью рассчитается с сотрудниками, нужно сдать отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам).

6. Подготовьтесь выездной налоговой проверке

ИФНС вправе (но не обязательно) провести выездную проверку ликвидируемого ООО. И неважно, когда и почему проходила предыдущая проверка.

Если ИФНС уже вынесла решение о проверке, то продолжить ликвидацию можно лишь после окончании проверки. При этом нужно решить все вопросы, которые возникнут в ходе проверки.

7. Подайте в налоговую промежуточный ликвидационный баланс

Отдельных требований к ликвидационному балансу нет, но рекомендуется его составлять по тем же правилам, что и обычный бухгалтерский баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

сведения об имуществе организации;

данные о требованиях кредиторов;

результаты рассмотрения требований кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс нужно утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем), оформив соответствующий протокол (решение).

Далее, нужно представить в ИФНС:

заверенное у нотариуса уведомление по форме Р15016 (на этот раз в разделе 2 поставьте галочку в пункте 2.3);

промежуточный ликвидационный баланс.

После сдачи промежуточного баланса налоговая служба вносит соответствующие данные в ЕГРЮЛ. У нее на это есть пять рабочих дней с момента принятия документов. Вы получаете на руки копию листа с подтверждением, что запись внесена в госреестр.

8. Рассчитайтесь по долгам

Комиссия утвердила промежуточный баланс. Теперь пора определиться, как рассчитываться с кредиторами.

Из статьи 64 ГК РФ следует, что долги оплачиваются в следующем порядке:

первая очередь – граждане, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью;

вторая очередь – работники по трудовым договорам (зарплата и выходные пособия), выплаты авторских вознаграждений;

третья очередь – расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.);

четвертая очередь – расчеты с оставшимися кредиторами.

Внимание!
Если на погашение всех долгов денег не хватает, то ООО нужно выставить на публичные торги имущество. Если полученные средства не позволят рассчитаться с кредиторами, то ООО ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юрлица.
Если до начала ликвидации вы понимаете, что денег для расчетов с кредиторами не хватит, то лучше сразу обратиться к специалистам по банкротству.

9. Составьте ликвидационный баланс, распределите активы

Окончательный ликвидационный баланс составляют после расчетов с контрагентами, сотрудниками и бюджетом. Он содержит сведения об оставшихся активах компании, которые нужно распределить между участниками.

Окончательный ликвидационный баланс утверждает общее собрание участников (единственный учредитель). После нужно оформить протокол (решение) об утверждении. Затем уже можно приступать к распределению оставшихся активов – в соответствии с долями участников в уставном капитале ООО.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Кредиты от Сбербанка

Получите кредит для бизнеса на любые цели – с возможностью подать заявку онлайн

10. Подайте в ИФНС окончательный пакет документов

Итоговый пакет включает:

заявление Р15016 (его нужно нотариально заверить);

окончательный ликвидационный баланс;

протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;

квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей;

справки из фондов об отсутствии задолженностей (их можно и не сдавать, поскольку ИФНС самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

Налоговая служба ликвидирует ООО в течение 5 рабочих дней после подачи документов – она внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ. Вы получите на руки копию листа с подтверждением о внесении записи в госреестр. Затем закройте расчетный счет в банке, уничтожьте печать в специализированной организации и сдайте оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.

Оценить

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставлять комментарии

У меня возник вопрос касаемо этапа ПУБЛИКАЦИЯ в СМИ.
1.Публикация в СМИ должна быть в течении трёх дней с момента принятия решения.

2.Но по требованиям Вестника, для публикации требуется выписка из ЕГРЮЛ о том что компания находится на стадии ликвидации.

3. ФНС после получения уведомления о ликвидации вносит в течении ПЯТИ рабочих дней или более, суля по информации которую сообщили мне.

Тем самым абсурд.

Как можно опубликовать в течении ТРЁХ рабочих дней информацию в Вестнике и предоставить им ВЫПИСКУ из ЕГРЮЛ в течении этих ТРЁХ рабочих дней, в которую инфа о стадии ЛИКВИДАЦИИ будет внесена налоговой в течении ПЯТИ рабочих дней или более?

Противоречий нет, просто пользователь неправильно понял – для публикации срока нет. Вот чуть подробнее:

В п. 1 ст. 62 ГК РФ установлен трехдневный срок для уведомления налогового органа о том, что принято решение о ликвидации юрлица. Кроме того, в течение этого срока после принятия решения о ликвидации необходимо внести уведомление о ликвидации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. "н.5" п. 7, п. п. 8, 9 ст. 7.1 Закона госрегистрации юрлиц и ИП).

Читайте также: