Как уволить врача за хамство

Обновлено: 04.07.2024

Оказание бесплатной медицинской помощи нередко сопровождается неэтичным поведением медработников, которое сказывается на моральном самочувствии и физическом здоровое пациентов.

Противостоять хамству медсестер и врачей можно разными способами – от устных попыток разрешить конфликт до подачи жалоб в вышестоящие инстанции.

Понятие хамства медицинских работников

Под хамством медработников понимается грубое, неуважительное отношение к пациентам в процессе лечения, а также игнорирование их проблем или жалоб.

Такое поведение медсестер или врачей является нарушением п. 1 ст. 6 закона № 323, согласно которому пациент имеет право на соблюдение медсестрами моральных и этических норм, принятых в обществе, и уважительное к себе отношение.

Хамство медсестер может проявляться как:

  • невнимание к просьбам пациентов;
  • нежелание пояснять смысл медицинских процедур;
  • употребление пренебрежительного тона или ругательств; пациента в присутствии других больных.

Последний случай может являться не только нарушением врачебной этики, но и нарушением ст. 128.1 Уголовного кодекса, если оскорбление пациента содержало ложные сведения о его заболевании или унижало честь и достоинство больного публично.

Как правильно бороться с хамством

При столкновении с нарушением этики в процессе лечения пациентам следует придерживаться следующих правил:

  • не отвечать на хамство повышением голоса или угрозами;
  • при игнорировании спокойно, но настойчиво повторить вопрос или просьбу;
  • по возможность узнать имя и отчество медсестры и обращаться напрямую;
  • при криках, грубости или пренебрежении нужно спокойно и вежливо потребовать разговаривать в другом тоне, после чего повторить просьбу.

Попытка устно разрешить конфликт осуществляется, в первую очередь, в ответ на хамство. Если конфликт не удается разрешить в течение более 2-х дней, следует обратиться к заведующему отделением.

Сделать это можно также в устной форме, порядок действий при этом следующий:

  1. Записаться на прием.
  2. Изложить проблему заведующему.
  3. Попросить сменить ухаживающую за пациентом медсестру или повлиять на нее.

При описании ситуации важно подчеркнуть стремление избежать конфликта и продолжить лечение с максимальной эффективностью.

Если визит к заведующему не принес результата или только усугубил ситуацию, следует позвонить в страховую компанию по единому телефону поддержки клиентов и подробно изложить ситуацию. В большинстве случаев звонка страховщику становится достаточно, чтобы руководство медучреждения приняло меры в отношении неэтичного сотрудника.

Важно учесть, что при звонке в страховую компанию специалист попросит назвать фамилию, имя и отчество пациента, год его рождения, а также точное наименование лечебного учреждения, после чего уточнит, обращался ли пациент к заведующему отделением.

Страховые компании рассматривают устные обращения по телефону только после попыток пациента урегулировать ситуацию через заведующего отделением или главного врача.

Составление и подача жалобы на хамство

Подача письменной жалобы на медсестру или врача является крайней мерой, применяемой в следующих случаях:

  • если медработник продолжает вести себя неэтично, несмотря на визит к заведующему;
  • когда от медработника, нарушающего этические нормы, во многом зависит здоровье и выздоровление тяжелобольного пациента;
  • когда хамство препятствует получению важных сведений о здоровье больного;
  • при необоснованном отказе врача принять амбулаторного пациента в приемные часы;
  • при отсутствии реакции представителей страховой компании.

В тексте жалобы должны быть следующие пункты:

  • место подачи жалобы;
  • ФИО, адрес и контактные данные пациента;
  • ФИО медработника, на которого подается жалоба, его должность и отделение;
  • повод для жалобы;
  • обстоятельства неэтичного поведения;
  • описание попыток разрешить конфликт;
  • просьба прекратить нарушение прав;
  • дата составления жалобы и подпись.

В обстоятельствах следует подробно описать ситуацию в хронологическом порядке, указывая не на эмоции, а конкретные факты хамского поведения с указанием фамилий и имен.

При перечислении попыток решить конфликт миром указываются устные просьбы, копии направленных жалоб и обращений, а также реакция должностных лиц на данные просьбы, по возможности подкрепленная доказательствами (показанием свидетелей, письменными ответами или диктофонной записью разговоров).

В просьбе прекратить правонарушение нужно указать конкретные ссылки на законы, которые были нарушены хамством медсестры. Например, при отказе врача сообщить о состоянии здоровья пациента нужно ссылаться на ст. 22 закона № 323, а при грубом обращении – на ст. 6 закона № 323.

Жалоба на медсестру подается сначала главному врачу больницы, а при отсутствии его реакции – в областное или федеральное управление Росздравнадзора.

Согласно п. 1 ст. 12 закона № 59, максимальное время рассмотрения жалобы составляет не более месяца с момента регистрации обращения, которая осуществляется в течение 3-х рабочих дней. Если жалоба содержит некорректные или недостаточные сведения для рассмотрения, она должна быть возвращена пациенту в течение 10 дней со дня подачи с указанием причин возврата.

Заключение

Жалоба является эффективным способом прекратить хамское поведение медработников и восстановить нормальный процесс лечения. Чтобы избежать отказов в регистрации обращения, важно решать конфликт последовательно, начиная с попыток разрешить конфликт самостоятельно и заканчивая обращением в Росздравнадзор.

Хамство и ненадлежащее выполнение должностных обязанностей врача наказуемы

Многие сталкивались с грубостью врачей. Врачи забывают, что они должны прислушаться к пациенту, оказать ему помощь, не навредить. Они не оказывают медицинскую помощь должным образом. Вежливость – это признак профессионализма врача, хамством прикрывается профессиональная непригодность. Врач работает с больными, он должен быть вежливым, внимательным и терпимым.

Уважительное отношение к пациенту

Неуважительное отношение к пациенту

Однако врач не соблюдает этические и моральные нормы, неуважительно и негуманно относится к пациенту, не обеспечивает комфортные условия пребывания пациентов в медицинских организациях. Так, например, мама ребенка на приеме врача хирурга высказала жалобу на боль в ногах, которая у него не прекращалась, а усиливалась. Ребенку была необходима экстренная помощь. Врач сказал, что делать ничего не надо, он запишет на прием к ортопеду, которому надо будет показаться. Обращение 5 марта, на прием к ортопеду записали только на 12 марта. На вопрос матери, что ей делать, хирург сказал, что надо ждать и мыться. Мыться и ждать. В этой семье малыш так любит воду, что моется по нескольку раз в день. И поэтому предложение о необходимости мыться можно считать оскорблением. Мама не стала ждать, а начала искать помощь в других инстанциях, обратилась в приемное отделение больницы к врачу хирургу. Тот дал направление в соматическое отделение больницы. Мальчика в тот же день определили на стационарное лечение. Боль в ногах пока не прошла, но его лечат.

При этом врач не подумал о том, что за его действия может быть предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.

Как обжаловать недостойное поведение врача

Если врач хамит и ведет себя недостойно подайте заявление на имя главного врача больницы, где подробно опишите суть проблемы, добавьте требование о принятии необходимых мер. При подаче жалобы лично секретарю на копии, предназначенной вам, ставятся дата приема и номер входящего заявления.

Жалоба на хамство и грубость врача может быть подана в областной отдел здравоохранения. Для ее рассмотрения проводится внутрибольничная проверка, при подтверждении нарушения прав пациента врачу грозит замечание, выговор и увольнение. При безрезультативности обращения жалоба подается в Росздравнадзор по месту нахождения медучреждения.

Вы вправе обратиться в суд, приобщив к исковому заявлению подтверждающие документы. Ответчиком будет медицинское учреждение, может быть проведена внутрибольничная проверка. Врач может подать встречный иск, мотивируя решение защитой чести и достоинства. Если вы обратитесь за помощью к опытному юристу, то выиграете.

Уголовная ответственность

В соответствии со ст. 124 УК РФ подлежит уголовной ответственности лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь, за ее неоказание больному без уважительных причин, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного.

Диагноз будет поставлен, будет установлено, что грозило бы ребенку при несвоевременном оказании медицинской помощи. Врачом направление в медицинское учреждение выписано не было. Мама проявила инициативу самостоятельно. Врач не только бездействовал, но и пытался препятствовать выдаче амбулаторной карты. Когда мама попросила дать направление, так как состояние здоровья ее ребенка ухудшается, врач сказал, что не видит необходимости. Якобы они должны сидеть дома и ждать дня, когда их может принять ортопед.

В соответствии со ст. 125 УК РФ подлежит уголовной ответственности заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние


ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА

Под моббингом понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства. Цель такой травли — заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе.

Существует два основных вида моббинга:

  • Вертикальный (боссинг) — от начальства к сотруднику, или от коллег к новому руководителю, которого коллектив не принимает.
  • Горизонтальный — от группы коллег к одному сотруднику.

ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ

№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.

В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.

№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.

Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.

№ 3. Фаза насилия.

Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.

№ 4. Социальная изоляция.

Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.

№ 5. Потеря рабочего места.

Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.


Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.

Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.

Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.

Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки не имеют никакого отношения к делу.

Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.

Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.

Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.

В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой, безвольной и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

В сфере здравоохранения нередко можно встретиться с хамством как со стороны врача, так и со стороны пациента. Что делать в этой ситуации? Куда обращаться? На какие законы опираться? Мы задали эти вопросы юристу в сфере здравоохранения Татьяне Чариной.


Хамство, словесные оскорбления, крики на другого человека (от пациента к врачу и от врача к пациенту) — какие это правонарушения?

Одна из самых распространенных причин для жалоб пациентов — некорректное, хамское или оскорбительное поведение врача.

Медицинские работники абсолютно также часто жалуются на постоянно выражающих свое недовольство (зачастую и нецензурно), хамящих, кричащих и хлопающих дверью пациентов.

Первоначально важно понимать, что в отношениях врач — пациент субъекты данных отношений не находятся в равных условиях, и тому есть свое логичное и правовое объяснение.

Медицинский работник — это должностное лицо, выполняющее свои обязанности в соответствии с добровольным договором о приеме на работу и Трудовым кодексом РФ и получающее за это заработную плату.

Данным законом установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, который реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации.

Пациенту, который обращается за помощью, связанной с жизнью и здоровьем человека, законодательно предоставлено больше привилегий, нежели врачу.

Всем абсолютно понятно, что наличие вышеуказанных привилегий не означает, что пациент имеет право на противоправные действия в отношении врачей. Не говоря уже об обратной ситуации и противоправных действиях медицинских работников в отношении пациентов.

Если мы говорим о хамстве со стороны врача, куда пациенту подавать жалобу? И какие меры наказания могут быть применены к врачу?

Если поведение врача и пациента носит оскорбительный характер или, того хуже, в речи присутствует нецензурная брань, тогда нужно обращаться в прокуратуру с заявлением. Заявление можно подать через интернет-приемную ведомства, в дальнейшем потерпевшего вызовут для дачи устных показаний. Но существуют и другие ситуации, и здесь мы уже поговорим о хамстве и крике со стороны врача.

Хамство — это поведение человека, характеризующееся грубым, жестоким, наглым способом общения. Любое негативное оценочное высказывание (в том числе про внешность и возраст) — это хамство.


Также в связи с хамским поведением медицинского работника можно обратиться:

  • в вашу страховую компанию;
  • в Росздравнадзор;
  • или/и в министерство здравоохранения региона.

В связи с некорректным поведением во время исполнения своих должностных обязанностей к врачу могут быть применены:

  • дисциплинарные взыскания;
  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Как пациенту можно доказать случившееся, если рядом не было свидетелей?

Очень важно понимать, что ваша жалоба должна быть обоснованной. Если врач нахамил, этому должно быть подтверждение в виде свидетельских показаний, аудио или видеозаписей.

Зависит ли степень ответственности от должности медицинского работника?

Степень ответственности зависит только от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.

Стоит ли в моменте реагировать на хамство с точки зрения закона или лучше промолчать и после написать жалобу на холодную голову?

Лично я рекомендую зафиксировать разговор или те негативные обстоятельства, послужившие причиной для жалобы. Узнать ФИО и должность медицинского работника. Прийти домой и, если сочтете нужным, написать жалобу на холодную голову.

Самое главное — изложить емко, лаконично, деловым языком, без эмоций и оскорблений все обстоятельства сложившейся ситуации. Рекомендую подавать жалобу в виде напечатанного, а не рукописного текста.

Если вы будете подавать жалобу лично, не забудьте попросить проставить в ведомстве отметку о получении вашей жалобы, с этого срока и будет считаться срок для дачи ответа. Если жалоба отправляется по почте, отправление нужно оформлять заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. В Минздрав и Роспотребнадзор можно обратиться через интернет, просто заполнив электронную форму на их сайте.


Бывают ситуации, когда хамство врача зависит от того, что ему самому нагрубили другие пациенты. Если в очереди есть пациенты, скажем так, слегка нервные, громкие, что можно сделать другим пациентам, наблюдающим это? Можно ли как-то привлечь к ответственности тех, кто нарушает общественный порядок?

Для начала рекомендую прервать возможную цепочку правонарушений, когда пациент хамит врачу, а тот, в свою очередь, следующему пациенту — и так до бесконечности. Иногда для этого достаточно просто указать человеку на то, что он нарушает общественный порядок.

Но если на грубияна невозможно повлиять словами, тогда его можно привлечь к административной ответственности. Для этого нужно либо вызвать сотрудников полиции на место конфликта, или написать заявление позже при наличии свидетельских показаний или видео- / аудиофиксации произошедшего.

Вообще, в таких ситуациях люди предпочитают не вызывать полицию, и тому есть объяснение: нарушитель общественного порядка успеет уйти, пока сотрудники прибудут в медицинскую организацию. Но полицию можно вызвать даже после того, как нарушитель порядка покинет лечебное учреждение. Главное — написать заявление, приложить к нему видеозапись или указать данные свидетелей.

Читайте также: