Как увеличить поток кандидатов на вакансию

Обновлено: 17.05.2024

Иногда компании тратят много времени и денег, чтобы найти хорошего специалиста, а он уходит через пару месяцев.

Полностью предотвратить это не получится, но можно выстроить процесс найма так, чтобы такое случалось редко.

Я более 15 лет руковожу командами и выработал несколько системных приемов. Они помогут предпринимателям и руководителям, которые сталкиваются со сложностями в подборе сотрудников. Например, если есть большая текучка кадров или новые работники не вписываются в культуру компании.

Эти приемы актуальны для предпринимателей малого и среднего бизнеса, а также для специалистов и руководителей, которые хотят нанять нужного человека.

В чем суть моего подхода

Когда я подбираю сотрудника, мне важно, чтобы человек проработал долго, не снижал эффективность команды и вписался в дух и культуру компании. Кроме того, я стараюсь максимально ускорить этап выбора кандидата, чтобы вакансия быстрее закрылась и специалист начал работать.

При подборе я оцениваю не только профессиональный опыт, но и личные качества, которые подходят к конкретной вакансии: темперамент, инициативность, самодисциплина, энергичность и другое. А еще подбор сотрудника для меня не ограничивается его выходом на работу.

Вот как выглядит мой алгоритм:

  1. Определить профессиональный и личный профиль кандидата — какой человек нам нужен для конкретной вакансии, что он должен уметь и какими личными качествами обладать.
  2. Отобрать резюме, которые подходят под этот профиль.
  3. Использовать на собеседовании разные приемы в зависимости от уровня вакансии.
  4. Помочь сотруднику влиться в работу.

Давайте разберем каждый пункт подробнее на примере: скажем, найдем в компанию финансового аналитика.

Определяем профессиональный и личный профиль кандидата

Этот шаг нужно сделать до размещения вакансии: расписать рабочие обязанности и требования к личности кандидата.

Рабочие обязанности. Здесь важно максимально полно и четко расписать все, чем будет заниматься человек. Чем подробнее расписаны обязанности, тем меньше риск, что специалист уйдет через полгода. Чтобы не было ситуации, когда сотрудник думал, что будет развивать проект, а пришлось выполнять рутинную работу.

Если обязанности прописаны нечетко, подбор может затянуться надолго: компания не будет понимать, кто ей нужен, а кандидаты — чего от них требуют.

Вот как могут выглядеть обязанности финансового аналитика:

  1. Проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и ее подразделений, готовит аналитические отчеты и предложения руководству.
  2. Собирает данные и готовит презентации на основе аналитики и отчетности.
  3. Проводит расчеты, финансовые исследования, анализирует финансовые риски.

Сразу же можно прописать подчиненность — перед кем будет отчитываться сотрудник. Например, финансовый аналитик иногда может подчиняться руководителю отдела или финансовому директору, а иногда отчитываться сразу по двум направлениям.

Эти вещи тоже желательно определить при формировании профиля, чтобы потенциальный кандидат сразу понимал, с кем ему надо будет работать и какие у будущих коллег требования. А руководителям лучше будет понятен профиль искомого сотрудника.

Личностные характеристики сотрудника. Они не войдут в должностную инструкцию или в описание вакансии, но пригодятся, чтобы лучше понимать, кто нужен.

Это описание или портрет будущего коллеги с его личными навыками и привычками. От того, кто будет работать рядом и насколько хорошо он или она впишется в команду, зависит эффективность всей компании.

Скорее всего, на должность финансового аналитика подойдет человек сдержанный, склонный к анализу, умеющий четко и конкретно излагать свои мысли, особенно на бумаге, строить гипотезы и графики, хорошо считать и анализировать полученную информацию.

Отбираем резюме под выбранный профиль

Обычно при подборе кандидата я рассматриваю такие пункты: образование, стаж, чем занимался на предыдущих местах работы, а также какие слова и фразы использует в резюме. Чем тщательнее проработаем все нюансы на этом этапе, тем более подходящих кандидатов можно найти и тем релевантнее будет финальный отбор.

Образование. Для меня важно, чтобы у человека была хорошая профильная база: если это вакансия финансиста, то и вуз или дополнительное образование финансовое. Или, например, если человек отучился на инженера, а потом прошел профильные курсы и успел поработать по новой специальности, такой кандидат тоже подходит.

Статус вуза для меня значения не имеет. Как показывает опыт, какой-то особой связи между статусом учебного заведения и эффективностью на работе не прослеживается. Гораздо важнее стремление работать и самообучаться, а это уже можно отследить по резюме и на этапе собеседования.

Например, человек долго работал в одной и той же сфере, на стабильной должности. Или если у него есть дополнительное профильное образование, которое расширяет знания в выбранной профессии. Все это может говорить о желании кандидата развиваться в профессиональной сфере.

Стаж работы. Есть должности, для которых стаж важен. Напомню, что мы для примера подбираем финансового аналитика. Финансовая сфера требует знаний и навыков, которые можно получить, только отработав какое-то количество лет. На должность финансового аналитика даже начального уровня нельзя взять человека без опыта работы. Иначе как он сможет анализировать то, в чем не разбирается? А вот количество лет стажа зависит уже от сложности задач.

По своему опыту знаю, что для финансового аналитика начального уровня достаточно стажа в 2—3 года и общего понимания, как устроена отчетность, какие есть варианты аналитики и подходов к анализу. Для более опытного — более 3—5 лет и уже глубокий уровень практики по составлению отчетности и анализу.

С управленческими должностями так же , только чем больше подчиненных и ответственности, тем больше желательно иметь опыт. Допустим, чтобы руководить отделом из пяти человек, хватит трех лет управленческого стажа и опыта руководства двумя сотрудниками, потому что алгоритмы похожие. Конечно, все это очень условно — в каждой компании и сфере бизнеса своя специфика.

Количество мест работы и стаж работы на каждом. Для тех, кто только начинает строить карьеру, часто переходить по разным работам и должностям нормально. Но если человек работает условные пять лет и постоянно меняет сферы деятельности и компании, о таких кандидатах я сильно задумываюсь.

Если кандидат менял компании, но оставался в финансовой сфере — это уже хороший знак. Скорее всего, человек готов развиваться в данной сфере и просто ищет комфортные для себя условия.

Какие задачи выполнял сотрудник на предыдущих местах работы. Этот пункт показывает широту опыта и навыков кандидата, его мотивацию и результативность. Здесь я смотрю, какие задачи выполнял работник, как развивался.

Например, если человек учился на финансиста, пошел работать сначала экономистом, потом вырос до финансового аналитика, стал брать на себя обязанности финансового менеджера — это может говорить о его повышенной мотивации работать и развиваться именно в этой сфере.

Если же , наоборот, человек сменил много компаний и разные должности в разных сферах, скорее всего, он еще находится в поиске и такой кандидат может быть рассмотрен в самую последнюю очередь, потому что велик риск, что человек сам не знает, что ему нужно.

Как составлено резюме. Я всегда обращаю внимание на то, какие слова и фразы использует человек. Это очень субъективные вещи, но они могут помочь отсеять часть кандидатов — а это важно, если вам приходит по 100—200 резюме на каждую должность.

Возможно, я кого-то удивлю, но вопреки общепринятой практике составлять резюме от настоящего времени к прошлому, я читаю их наоборот, с конца, от учебного заведения и начала деятельности к настоящему времени. Так легче проследить все изменения, общую структуру и мотивацию человека.

Для нашего финансиста из примера важна системность и аналитичность. Смотрим резюме: если оно составлено последовательно, кандидат четко и подробно написал, чем занимался, виден его карьерный рост — значит, с большой вероятностью он любит все систематизировать и хочет развиваться в профессии.

Здесь видно, как развивался кандидат: от стажера до финансового менеджера. Это и есть та самая последовательность и стремление к росту

Еще по резюме можно оценить потенциал работника. Например, у кандидата опыт работы 10 лет, он работал всего в двух местах, но его должности менялись, а функционал расширялся — то есть он рос и изучал разные участки одной компании. Это может говорить о высокой мотивации, что человек стремится расти в карьере.

Скорее всего, такой сотрудник может быть эффективным менеджером и управленцем, но вряд ли подойдет на рутинную работу, а иногда и даже на должность руководителя отдела. С сильным стремлением к росту некоторые позиции могут быть ему узки.

Проводим собеседование

Когда мы отобрали часть резюме и понимаем, кто нужен компании, этап собеседования должен пройти быстро. Даже если общий поток резюме огромный, например десятки или даже сотни, к собеседованию у меня обычно остается не более 3—5 основных кандидатов и примерно столько же в запасе.

Весь процесс отбора от первых резюме до собеседования обычно занимает от нескольких часов до одного-двух дней. В среднем одно собеседование длится от 40 минут до часа. Количество вопросов к разным кандидатам может различаться в зависимости от их опыта и требований вакансии.

Для собеседований с кандидатами разного уровня у меня есть определенные подходы.

Линейные специалисты. Это все, кто выполняет основную работу, не связанную с управлением: экономисты, финансовые аналитики, бухгалтеры, юристы.

На собеседовании с ними я делаю акцент на профессиональный опыт и чуть меньше — на нужные для вакансии личные качества. Основная работа линейного сотрудника — операционные задачи, а не управление.

Руководители. Здесь, в отличие от линейного персонала, личные данные важны намного больше. Любой руководитель — это лидер, который задает политику отдела и ведет за собой коллектив. Поэтому на таком собеседовании важно прояснить как можно больше нюансов о привычках, интересах и приемах работы кандидата и сопоставить это с принятыми в компании нормами и правилами.

Для одного руководителя будет нормой не контролировать, когда сотрудники приходят в офис — лишь бы выполняли свои обязанности. А для другого, например, важна точность во всем: чтобы все вовремя приходили на работу, выполняли свои обязанности и не нарушали сроки. На собеседовании важно услышать от кандидата его видение работы и рассказать про ваши ожидания от него. Если совпали — отлично.

Детали. На собеседовании я стараюсь обращать внимание на максимальное количество нюансов. Как показывает опыт, ничего случайного не бывает. Например, если кандидат пришел на встречу в грязных ботинках или опоздал, он может быть неаккуратным при работе с документами или безответственно относиться к дедлайнам.

Можно отдельно отметить для себя, как кандидат реагирует на вопросы, в каком стиле отвечает. Например, если человек невнимательно слушает вопросы, много смотрит по сторонам, а не на задающего вопросы, часто переспрашивает — все это может говорить о его несобранности, что недопустимо для дисциплинированной работы финансиста.

Конечно, не все такие подмеченные догадки верны, но их лучше не игнорировать. Соблюдать сроки, быть аккуратным в документах и точным в расчетах — это важные вещи для финансиста.

Что спросить на собеседовании

Приблизительно такие общие вопросы я использую на собеседованиях, чтобы не забыть ничего важного. В зависимости от уровня должности они могут меняться или дополняться.

На что обращаю внимание:

  1. Вовремя ли пришел кандидат. Если интервью онлайн, то вовремя ли подключился и был ли сразу готов к общению.
  2. Какой у него стиль одежды: деловой или ежедневный, опрятный или нет, яркий или сдержанный. Это можно заметить даже на видеозвонке.
  3. Каков кандидат в общении: активный или спокойный, рассудительный или импульсивный, громкий или тихий, перебивает или слушает внимательно. Это не значит, что одно плохо, а другое хорошо. Но все это важно учитывать в зависимости от профиля конкретной вакансии.
  4. Как кандидат решает предложенные кейсы: теряется или быстро придумывает решение, изобретательный ли его ответ или шаблонный.

Общие вопросы, которые я задаю:

  1. Почему кандидат ищет новую работу и каковы причины ухода с предыдущей.
  2. Как выглядит его идеальный работодатель и какие причины могут заставить уйти из компании.
  3. Основные достижения на прошлых местах работы и роль кандидата в этом.
  4. Отзывы о прошлых коллегах и компаниях — позитивные, отрицательные, смешанные — и каковы причины таких оценок.
  5. Готов ли человек принимать культуру и ценности новой компании. Примеры участия в жизни прошлых компаний.

Кажется, что такие вопросы в отдельности вряд ли дадут существенную информацию, особенно если кандидат отнесется к ним формально.

Но по моему опыту, когда вы применяете комплексный и системный подход, начиная с определения профиля кандидата и до внимательного собеседования, вы получаете более цельную картину о будущем сотруднике. Вы лучше понимаете человека перед вами, и значит, можете принять более взвешенное решение.

Помочь сотруднику влиться в работу

Этим этапом часто пренебрегают: мол, человека уже приняли на работу, он и так должен быть счастлив, пусть идет и работает. Это плохо. Почему-то мало кто вспоминает самого себя на самой первой работе: ничего не знаешь, ни с кем не знаком, непонятно, как все работает. Если в этот период работнику не помогать, это будет тормозить всю команду.

До выхода нового сотрудника я готовлю план адаптации. Как правило, он рассчитан на одну-две недели, зависит от уровня должности. Каждый день расписан по пунктам — новому сотруднику нужно изучить их и отчитаться в конце периода адаптации.

Так выглядит примерный календарный план адаптации для финансового аналитика. В колонках справа залиты цветом ячейки дней недели, за которые нужно изучить каждую задачу. А в конце периода сотрудник расписывается, чтобы подтвердить, что он все понял

Основная задача такого плана — чтобы в конце адаптационного периода сотрудник полностью понимал, как работает не только его отдел, но и вся компания, и чтобы знал, кто из коллег чем занимается.

Обычно такой способ удобен и понятен обеим сторонам. Сотрудник быстро входит в курс и понимает, что, когда и в каком виде от него будут требовать. Руководитель может четко планировать свою активность с учетом этих нюансов.

Какие могут быть ошибки при подборе сотрудника

Когда сотрудников нанимают несистемно, это приводит к ошибкам, которые скажутся на работе команды, а в итоге и на результатах всей компании.

Вот небольшой список типичных ошибок, которые я встречал при подборе сотрудника:

Чем больше информации вы соберете о будущем сотруднике, тем лучше это скажется на работе всей компании. По моему опыту случайностей не бывает и обращать внимание лучше вообще на все детали, которые описаны выше.

В современных условиях большая часть стабильных предприятий структурирует свои бизнес-процессы, в том числе и в сфере HR-менеджмента: по четко описанной схеме значительно легче работать.

Подбор сотрудников — ключевое направление деятельности службы управления персоналом (отдела кадров), потому что формирование команды начинается с поиска и подбора нужных компании людей. Расскажем подробнее, как на нашем предприятии упорядочен процесс рекрутинга.

Бизнес-процесс поиска, подбора и найма персонала на нашем предприятии состоит из девяти этапов (схема):

Этап 1. Подача заказчиком в департамент управления персоналом заявки на подбор кандидата. Процесс рекрутинга начинается с заполнения заказчиком (руководителем структурного подразделения) бланка заявки на подбор кандидата. Основными требованиями мы считаем: 1) опыт работы; 2) владение необходимыми навыкам; 3) знание иностранного языка (на некоторых позициях). В заявке отмечаются также предпочтения по полу и возрасту кандидата. Заполненную заявку визирует директор предприятия.

Этап 2. Поиск/подбор персонала. Чтобы все сотрудники, принимающие участие в подборе персонала, однозначно понимали критерии отбора, рекрутер анализирует заявку и уточняет:

  • название вакансии, в каком структурном подразделении она открыта;
  • причину возникновения вакансии;
  • кому подчиняется специалист на данной должности/количество подчиненных;
  • функциональные обязанности;
  • основные требования к кандидатам.

Заказчик обязан четко обосновать указанные в заявке требования к соискателю:

  • возрастные ограничения;
  • обязательный уровень образования (специализация, квалификация, наличие специального обучения и пр.);
  • необходимый опыт работы (направления деятельности, название должности, отдела, в рамках которых мог ранее работать специалист);
  • узкоспециальные профессиональные навыки (уровень знаний ПК, владение иностранными языками, опыт вождения автотранспорта и т. д.).

Эйчар обязан знать, какие профессиональные ЗУН на данной позиции необходимы, какие желательны, какими деловыми и личными качествами должен обладать работник. Это важно для того, чтобы правильно провести анализ работы (должности).

Имея четкое представление о требованиях руководителя к будущему сотруднику, нюансах работы, особенностях микроклимата в коллективе структурного подразделения и корпоративной культуры предприятия в целом, рекрутер формирует профиль должности, в который включается следующая информация:

  • возрастные ограничения (обоснованные);
  • предпочтения по семейному положению и наличию детей, их возрасту (например, семейные люди не всегда соглашаются на частые командировки);
  • требования к образованию;
  • наличие вредных привычек (корпоративная культура компании их не приемлет);
  • состояние здоровья;
  • требования к опыту работы;
  • необходимый уровень знаний, умений, навыков;
  • личностные характеристики.

Пример профиля должности приведен в таблице 1.

Требования

от 18 до 40 лет

допустимо старше трех лет

допустимы общие заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата (II–III группа инвалидности), диабет (начальная стадия)

от трех месяцев

Знания, умения, навыки

Умение интонационно окрашивать речь

Работа на компьютере

на уровне пользователя

свыше 120 знаков в минуту

выше среднего уровня

базовый уровень (чтение, деловая переписка)

Умение придерживаться регламента, соблюдать инструкции

Личностные характеристики

Мотивация к достижению

Ориентация на процесс

После формирования профиля должности рекрутер разрабатывает и утверждает у своего непосредственного руководителя комплекс мероприятий по поиску/подбору кандидатов (пример см. в таблице 2), который включает:

  • формирование профиля должности;
  • выбор источников привлечения;
  • написание рекламного объявления об открытии вакансии (для размещения в СМИ, интернете и пр.);
  • подготовка вопросов для структурированного интервью (при закрытии узкоспециализированных вакансий, например, при подборе администратора компьютерной сети).

Табл. 2. Комплекс мероприятий по подбору бухгалтера (без категории)

Мероприятия

Источники

Дата

Ответственный

Формирование профиля должности

1 марта 2010 года

Составление рекламного объявления

1 марта 2010 года

Подготовка вопросов для структурированного интервью

1 марта 2010 года

Подбор методик для тестирования

1 марта 2010 года

Размещение объявления о вакансии в печатных СМИ

2 марта 2010 года

Поиск кандидатов по мини-резюме в печатных СМИ

2 марта 2010 года

Расклейка объявлений о вакансии:
• возле крупных производственных предприятий;
• в местах большого скопления людей;
• на территории предприятия

Объявления на улице

2 марта 2010 года

Поиск кандидата в кадровом резерве (внутреннем и внешнем)

3 марта 2010 года

Обращение к кадровым агентствам

3 марта 2010 года

Использование личных знакомств

Личные контакты (наработанная база)

В течение срока закрытия вакансии

Прямой поиск (инициативные обращения непосредственно к потенциальным кандидатам)

Личные контакты (наработанная база)

В течение срока закрытия вакансии

В зависимости от требований к вакансии выбираются источники подбора:

  • уже работающие сотрудники (в том числе кадровый резерв);
  • молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку (практику) на наших предприятиях;
  • внешний поиск;
  • база данных о бывших сотрудниках предприятия, уволившихся по собственному желанию или уволенных по причинам, которые не подвергают сомнению профессиональные и личные качества сотрудника (например, по сокращению штата);
  • база резюме, накопленная рекрутером;
  • сотрудничество с центрами занятости (Донецк, Макеевка, Луганск и Луганская область);
  • сотрудничество с кадровыми и рекрутинговыми агентствами;
  • сотрудничество с вузами, средними специальными учебными заведениями, ПТУ;
  • кадровый лизинг (для временных работ);
  • прямой поиск.

Для подбора кандидатов на вакантные должности руководителей отделов и на некоторые другие позиции (аудитор, помощник руководителя и т. д.) проводится психологическое тестирование, с помощью которого подтверждается наличие наиболее важных для данной должности профессиональных и личностных качеств (свой набор тестов для каждой вакансии). Для тестирования кандидатов психолог департамента управления персоналом использует:

  • методику многофакторного исследования личности Кеттела (Raymond B. Cattell);
  • опросник Кейрси (Joh№ Keirsey);
  • тест Г. Айзенка (Hans Eysenck, адаптация А. Шмелева);
  • диагностику мотивации достижения А. Меграбяна (Albert Mehrabian),
  • интерперсональный диагноз Т. Лири (Timothy Leary) и др.

Этап 3. Первичный отбор персонала на заявленную вакансию. Благодаря налаженной работе в соответствии с планом привлечения персонала мы ежедневно получаем поток резюме кандидатов. Все они анализируются, информация о соискателях заносится в базу данных. Если кандидат соответствуют основным требованиям должности, рекрутер проводит с ним предварительное собеседование по телефону.

Даты и время проведения всех собеседований (тестирований) рекрутер согласовывает с заказчиком и психологом (при необходимости — с начальником службы безопасности, руководителем или его первым заместителем).

Этап 4. Психологическое тестирование (если предусмотрено). По результатам тестирования психолог департамента управления персоналом дает заключение, в котором отражается соответствие психологических особенностей кандидата требованиям вакантной должности, его сильные и слабые стороны, возможные трудности при адаптации на новом рабочем месте.

Этап 5. Собеседование с линейным менеджером. Рекрутер передает заказчику следующие данные о кандидате:

Руководитель структурного подразделения обязан в течение трех рабочих дней с момента предоставления ему данных о кандидате назначить дату и время проведения собеседования, которое должно состояться в течение семи рабочих дней. После проведения собеседования заказчик обязан в течение двух рабочих дней представить рекрутеру выводы о профессиональном уровне кандидата, его соответствии заявленным требованиям. В случае положительной оценки человек переходит на следующий этап процедуры подбора.

Во время проведения заказчиком интервью с потенциальным работником рекрутер уточняет требования к вакансии (отмечает, что более важно для заказчика: умение калькулировать себестоимость, внимательность, усидчивость и т. п.). Если у кандидата нет необходимых профессиональных знаний и навыков, рекрутер анализирует причины несоответствия, корректирует профиль должности и методы отбора.

Этап 7. Проверка рекомендаций. Специалист департамента управления персоналом собирает (уточняет) рекомендации с предыдущих мест работы соискателя: занимаемая им должность, функциональные обязанности, профессиональный уровень, характеристика со стороны бывших коллег, причины увольнения и т. п.

Этап 8. Принятие решения о приеме кандидата. На этом этапе рекрутер подает на рассмотрение директору предприятия пакет документов:

Директор назначает дату и время собеседования с кандидатом (или принимает решение о его приеме на работу без собеседования). При положительном решении рекрутер направляет кандидата в отдел кадров для оформления документов.

При выявлении несоответствия кандидата требованиям должности на любом этапе подбора рекрутер благодарит человека за отклик на объявление о вакансии и вежливо ему отказывает. Анкетные данные отклоненного кандидата заносятся в базу данных с пометками, которые впоследствии могут пригодиться при закрытии другой вакансии.

Этап 9. Оформление на работу. Если соискатель соответствует всем требованиям должности, руководитель структурного подразделения согласовывает с ним дату фактического выхода на работу. В случаях, предусмотренных законодательством, будущий сотрудник предприятия проходит медосмотр.

Для трудоустройства кандидат на вакантную должность должен предоставить в отдел кадров следующий пакет документов (данные по украинскому КЗоТу):

  • оригинал трудовой книжки;
  • паспорт;
  • идентификационный налоговый номер;
  • копию документа об образовании (с вкладышами);
  • копию свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании (пенсионном страховании);
  • копию военного билета (все страницы);
  • копию свидетельства о браке;
  • копию свидетельства о рождении детей до 18 лет;
  • три фотографии (3х4);
  • справку о прохождении медицинского осмотра (в случае необходимости);
  • при наличии: копию первой страницы загранпаспорта, копию удостоверения водителя, копию пенсионного свидетельства, копию заключения МСЭК в случае инвалидности.

На основании заявления о приеме на работу, завизированного руководителем структурного подразделения и директором предприятия, инспектор по кадрам оформляет нового сотрудника на работу и готовит соответствующий приказ. Он также обязан ознакомить нового сотрудника под роспись со следующими документами:

  • приказом о приеме на работу;
  • условиями работы;
  • Коллективным договором;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка;
  • должностной инструкцией;
  • Положением о коммерческой тайне.

Мы также рассчитываем, что оптимизация работы с кандидатами будет содействовать улучшению имиджа компании как работодателя на региональном рынке труда.

Поэтому мы написали пошаговый гайд. Рассказали, как правильно выстраивать воронку найма, описывать вакансию, составлять тестовое и вопросы к интервью.

Но для начала познакомьтесь с Томом.

поиск кандидата на открытую вакансию

Том решил посоветоваться со своим другом Эндрю, который работает HR-специалистом.




Да я тоже так думал. Тестовое было выполнено отлично. Но на испытательном сроке оказалось, что человек выполняет задачи хаотично и не понимает, как работать с основными метриками. Пришлось попрощаться.





Хорошо. Но знаешь, у меня есть ощущение, что мы эту вакансию никогда не закроем. То не те люди откликаются, то кандидаты отказываются решать тестовое.


Понимаю, это распространенная проблема. Поэтому важно сразу определить, кого ищешь и как будешь проверять, тот ли это человек.



Я обычно прописываю качества, которые мне важны для кандидатов на определенную вакансию. Предлагаю тебе сделать также. Сядь и пропиши отдельно hard и soft skills, чтобы четко представить себе будущего сотрудника.



Ну не совсем. Эти качества больше нужны для тебя. Чтобы ты понимал, кого ищешь. В вакансии важно рассказать об условиях и о том, чем человек будет заниматься на ежедневной основе. Например, если ты пишешь про автономную работу, можно предложить человеку гибкий рабочий график и удаленную работу.



Дальше оптимизируй процесс найма и создай воронку, где на каждом этапе ты будешь отсеивать часть кандидатов. Она поможет оставить только подходящих людей.



Добавь этап с интервью, серьезно! Я понимаю, что ты хотел нанять человека поскорее, но тебе же нужен хороший специалист.




Эндрю присылает свою заметку. Она начинается с перечисления этапов.

этапы поиска кандидата на открытую вакансию

Том открывает ее, чтобы разобраться в процессе найма.

1. Поймите, кого вы ищете

Составьте список необходимых качеств сотрудника

Универсального списка качеств не существует. Ориентируйтесь на потребности компании и перечень ежедневных задач.

Нужно понять, какие у кандидата будут hard skills — профессиональные навыки, которые можно проверить и измерить. Это может быть использование конкретных программ или знание языков. Эти качества вы сможете прописать, когда поймете, чем человек будет заниматься каждый день. Например, если кандидату нужно будет писать SEO-тексты, то записывайте в раздел hard skills именно этот навык.

Дальше нужно определить soft skills — навыки, которые зависят от характера человека и его опыта. Например, коммуникабельность, умение работать в команде, гибкость. Эти навыки помогут понять, сможет ли кандидат работать в условиях, которые вы предлагаете. Например, если сотрудник должен работать с людьми, необщительный кандидат точно не подойдет.

Тому нужен специалист на full-time работу в стартапе. У него нет ресурсов обучать продуктового маркетолога, поэтому он ищет опытного специалиста.

Ему нужен человек, который:

Сможет построить воронку продаж

Знает, как ставить ТЗ подрядчикам

Разбирается в веб-аналитике

Умеет работать автономно

Принимает решения, основываясь на данных

Понимает специфику образовательного продукта

Пропишите минусы, которые вы готовы человеку простить

У любых положительных качеств есть противоположные — отрицательные. Например, креативные люди могут быть неусидчивы и не пунктуальны. Трудно найти креативного сотрудника, который хочет решать рутинные задачи. А усидчивые люди способны работать с шаблонами и потоковыми задачами, но, наоборот, могут быть не креативными.

Сотрудника без минусов найти не получится. Поймите, на что вы готовы закрыть глаза — так вы сможете найти подходящего специалиста гораздо быстрее. Если вы ищите сотрудника, который будет заниматься только бумажной работой, не стоит включать в список качеств целеустремленность. Чаще всего такие люди амбициозны, а вы не сможете удовлетворить амбиции этой вакансией.

В приоритете у Тома создание воронок, маркетинговых стратегий и автономное выполнение задач. Он готов принять, что у человека нет самостоятельного опыта запуска рекламных кампаний и что он не будет это делать без подрядчиков.

Также Том готов к тому, что сотрудник не будет работать по жесткому графику с 9 до 18. Главное, чтобы сотрудник решал рабочие вопросы вовремя и автономно.

2. Составьте описание вакансии

Описание вакансии помогает кандидату провести самодиагностику и понять, подходит ли он на должность. Чем четче вы опишете, что от человека требуется, тем больше вероятность отклика от нужного специалиста. Поэтому пишите в требованиях к кандидату те навыки, которые нужны для решения ежедневных задач.

Допустим, вам нужен копирайтер в англоязычный блог. Важно, чтобы этот копирайтер писал тексты автономно. Тогда в требованиях вы могли бы указать:

опыт написания SEO-текстов

знание английского на уровне В2 и выше

опыт работы копирайтером от 2-х лет

автономность в работе

знания контент-маркетинга: составление контент-плана и взаимодействие с экспертами

Есть кандидаты, которые откликаются практически на все вакансии. Им не важно, что вы написали в требованиях, их цель — откликнуться. Но вам, скорее всего, подойдут другие кандидаты. Те, кто тщательно изучает вакансию и пытается понять, подходит ли она им.

Поэтому если хотите получить отклик от таких людей, помните о следующих правилах.

1. Указывайте заработную плату

Если вы не укажете зарплату, то потеряете часть кандидатов. Поставьте себя на место человека: стали бы вы тратить время, если даже не знаете, на что можете рассчитывать? Скорее всего, вы бы искали что-то более подходящее.

Помимо точной суммы можно указать зарплату тремя способами: прописать зарплатную вилку, указать максимальную или минимальную ставку. Разберемся, как в каком случае лучше указывать зарплату.

Первый вариант — указать верхнюю границу зарплаты. Ее указывают, чтобы дать кандидату понять — вы способны платить за профессионализм человека. Например, если вам нужен senior UX designer в компанию, укажите зарплату от 3000$ в месяц, чтобы обратить на себя его внимание.

Вы можете прописать, до какой суммы может доходить зарплата, чтобы отсеять кандидатов, которые вам не по карману. Этот вариант хорошо подходит для массовых и начальных позиций. Допустим, если вам нужно набрать штат сотрудников или взять новичков для обучения. Тому же Junior UX designer вы могли бы указать зарплату до 600$.

Это вариант, в котором вы указываете сразу и нижнюю, и верхнюю границы зарплаты. Представим, что вам нужно нанять человека на должность Junior UX designer. Вы могли бы обозначить ему зарплату в 500-600$. Но в этом случае человек может оценить себя на максимум и потом разочароваться, если ему заплатят меньше.

2. Пишите о преимуществах компании перед конкурентами

Не думайте, что выбираете только вы. Кандидаты тоже выбирают, куда именно пойти работать. Поэтому вам нужно продать свою вакансию так, чтобы вас выбрали из десятка других.

Покажите, чем вы отличаетесь. Это повысит вероятность, что человек пойдет именно к вам. Кандидату нужно понимать, в какое место он собирается прийти. Посмотрим, как можно оформить описание вакансии на примере Тома.

У Тома стартап. Он не может пообещать сотрудникам социальный пакет или просторный офис в центре городе. Зато в его стартапе можно быстро расти, самостоятельно принимать решения и выстраивать процессы с нуля. Поэтому в описании вакансии Том решил сделать упор на возможность карьерного роста и почти полную свободу действий во время работы.

Но бывают случаи, когда одного описания всех преимуществ и перспектив недостаточно, чтобы привлечь нужных людей.

Задание

Представьте, что в вашей компании немного денег, а на рынке нет специалиста по маркетингу за вашу цену. На его обучение ресурсов тоже нет. Как бы вы решили проблему с такой вакансией?

Каналы привлечения кандидатов

- Avito

- Реферальная программа

Дешевый инструмент, дающий самых качественных кандидатов, которые дольше всех работают в компании.

- Карьерный сайт

На этот ресурс люди приходят сами, поэтому компании ничего не нужно делать дополнительно для того, чтобы их замотивировать и удержать.

svyaznoy_site

Что не работает или работает плохо?

Для массового подбора эта площадка категорически не подходит. Лишь в единичных случаях в небольших городах оттуда приходит успешный кандидат.

  • Обзвон и рассылка писем потенциальным кандидатам – покупателям гаджетов, участникам бонусных программ.
  • Сотрудники, находящиеся в декретном отпуске, никак не реагируют на предложения вернуться на работу.
  • Собеседования по телефону

На каждого кандидата уходит порядка 20 минут. Если во время общения рекрутер понимает, что кандидат не подходит, он не может просто взять и бросить трубку, это повредит бренду компании. В офисе за это время можно пообщаться с десятком кандидатов, а по телефону – лишь с одним.

Также важно визуальное сопровождение, которого нет во время беседы по телефону. В Москве 70-80% кандидатов предпочитают встречаться очно, а не общаться по телефону.

  • Корпоративный аккаунт в Instagram, посвященный корпоративным турпоездкам сотрудников

Этот канал совсем не работает для привлечения кандидатов, несмотря на высокую активность в нем.

В небольших городах работают объявления в местных газетах с рекламой или в точках скопления людей, например, на рынках. В интернете в таких городах размещаться бесполезно.

В крупных городах эта методика не работает.

2. Анализ качества рекрутинговых площадок

Формула качества – соотношение количества обработанных анкет к числу нанятых кандидатов. В разных компаниях и отраслях эффективными будут разные площадки. Нужно анализировать все используемые, а потом принимать решение, с какими работать, а от каких отказаться, на какие потратить больше ресурсов. Задача состоит не в том, чтобы сразу отказываться от использования площадки с не самой высокой эффективностью, а в том, чтобы попытаться понять, как сделать приток кандидатов чище, чтобы вход был более целевой.

Необходимо проводить анализ площадок от отклика до текучести, чтобы понимать, куда вкладывать средства. Руками делать это сложно, поэтому лучше автоматизировать эту воронку (это задача для ИТ).

3. Рекрутинг в смоделированной рабочей среде

Моделирование подразумевает организацию различных рабочих точек разной площади. Это решение используется не только в Москве, но и в регионах. Всего в компании 24 крупных учебных центра, но эта практика также применяется и в работающих точках компании.

Смоделированная среда человеку дает возможность понять, с чем он будет иметь дело в дальнейшем, а рекрутерам – оценить клиентоориентированность и готовность к изменениям. Отобранные кандидаты переходят на этап обучения.

4. Приоритизация откликов

5. Увеличение количества точек, в которых можно пройти собеседование

В Москве у компании функционирует один учебный центр. Но, как оказалось, замотивировать кандидатов доехать до него, чтобы пройти собеседование, не так-то и просто. Например, продавцы не только не готовы тратить больше 40 минут на дорогу до работы, но и на собеседование они не приедут, если путь окажется длиннее. Практика показала, что массовый персонал не мотивируют мягкие пуфики, кофе и булочки в учебном центре. Как это ни удивительно, но даже прошедшие все этапы подбора на последнем шаге могут отказаться от оформления на работу из-за того, что для этого нужно проехать две станции метро.

Как можно решить эту проблему?

На следующем этапе количество таких наставников было доведено до 14 человек, соответственно, количество точек, в которых люди могут проходить собеседование, увеличилось до 14. В определенные фиксированные даты руководители проводят там собеседования.

Благодаря увеличению количества точек, в которых можно пройти собеседование, поток кандидатов перераспределился и даже немного увеличился. Компания перестала терять тех кандидатов, которые не готовы ездить в центр.

svyaznoy_learning

6. Разработка программы посттренинга

Важно найти возможность и определить один рабочий день тренера для работы вне офиса. Должна быть определена группа новых сотрудников, с которой он работает, и требуемые результаты.

Интересно, что даже после проведения такого посттренинга не лично, а по телефону (в силу большого количества и удаленности некоторых точек) результаты также повысились. Однако, если компания стремится к лучшим результатам, телефонной поддержки новичков все-таки недостаточно, нужен личный контакт с тренером.

Для максимально продуктивной работы необходимо проанализировать темы, определить, к кому из стажеров нужно ехать, и составить план поездок для тренеров. Порядка 30% новичков, как правило, не нуждаются в поддержке тренера.

В итоге посттренинги были превращены в настоящую программу: она работает на связке тренер – координатор. Были выделены основные блоки, без которых нельзя выходить на работу в торговой точке, – на них сделан упор при обучении. Менее важные блоки даются в минимальном объеме. Все остальное сотрудники доучиваются непосредственно на точках.

7. Создание онлайн-системы подсчета компенсаций

Розничный персонал молод, и, как правило, у продавцов это первая работа. Они плохо считают свою зарплату и не умеют зарабатывать. Кроме того, мотивационная схема может быстро меняться. Поэтому следующий шаг HR-службы после создания автоматизированной воронки для источников привлечения – это разработка онлайн-системы подсчета компенсаций для сотрудников.

Это система расчета зарплат, премий и бонусов, в которую поступают данные о продажах каждого сотрудника. Сотрудники наглядно видят, из чего состоят их зарплаты, они могут управлять своими зарплатами, что решает проблему текучести в компании.

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!




Если вы хотите ускорить процесс найма в 2020 году, то эти 9 советов специально для вас! Внедрение этих советов по рекрутингу улучшит процесс приема на работу практически без каких-либо усилий. Используйте их, чтобы опередить конкурентов и привлечь лучших кандидатов в 2020 году!

Почему в 2020 году нужно ускорять процесс приема на работу?

Наем сотрудников может оказаться одним из самых сложных процессов, через которые приходится проходить бизнесу. Поиск и прием на работу идеальных кандидатов оказывается жизненно важным для долголетия бизнеса, поскольку вам необходимо сформировать преданную своему делу и способную команду сотрудников для выполнения необходимых задач.

Кроме того, если у вас есть сотрудники, которые внезапно решают уволиться с работы или болеют длительное время, вам нужна хорошая рекрутинговая стратегия, чтобы привлечь самых талантливых специалистов и закрыть тот небольшой пробел в рабочей силе и не понести потерь в выпуске продукции.

Как ускорить процесс приема на работу в 2020 году?

Некоторые компании нанимают штатных сотрудников и располагают целыми HR-отделами, которые размещают вакансии, другие компании пользуются услугами рекрутинговых агентств для привлечения правильных кандидатов в свой штат.

Какой бы метод вы в своем бизнесе не практиковали, вам нужен эффективный способ подбора персонала, чтобы привлекать правильных кандидатов. Кроме того, вы должны активно пользоваться последними тенденциями рекрутинга и иметь твердые стандарты подбора персонала, чтобы оптимизировать весь процесс, сделать его экономически эффективным и наименее хлопотным.

Советы по рекрутингу, которые вы должны внедрить в 2020 году

Чтобы помочь вам набрать нужных людей для вашей компании, мы представляем вашему вниманию 9 советов для ускорения рекрутинга в 2020 году:


Совет 1: Для выхода на кандидатов используйте социальные сети

В современном цифровом мире мы должны пользоваться преимуществами найма в социальных сетях. Простого использования традиционных средств подбора персонала, таких как job-boards, может быть недостаточно. Газетами уже 100 лет никто не пользуется. Продвигайте новые вакансии через социальные медиа-платформы, такие как Facebook, Twitter и LinkedIn, так вы сможете охватить гораздо большую аудиторию. Убедитесь, что ваши объявления в социальных сетях выглядят профессионально и содержат как можно больше информации о должности, а также призывают к тому, чтобы заинтересованные лица с вами связывались. И не забывайте о том, что постинг вакансий в соцсетях — это SMM, а SMM должен быть ярким, запоминающимся, цепляющим. В противном случае отклик будет низкий.


Совет 2: Инвестируйте в автоматизированное ПО для рекрутинга

Автоматизированное ПО для подбора персонала – это, безусловно, шаг вперед. Как большие компании, так и рекрутинговые агентства могут извлечь из его использования огромную выгоду. Программное обеспечение для подбора персонала имеет множество преимуществ: оно может помочь автоматизировать большую часть процесса подбора персонала и бесконечно повышать вашу эффективность и производительность. Помимо этого, такое ПО может автоматизировать такие процессы, как отправка электронных писем и откликов на заявки кандидатов. Вы поразитесь, насколько многого вы сможете достичь, используя автоматизированные инструменты рекрутинга. В этой статье вы сможете узнать больше о том, как эти программы могут вам помочь.

От переводчика. Актуальные для Росси сервисы: Хантфлоу, Potok.ip, Friendwork, Amazing Hiring, Podbor.io, Arena.tech, Djinny, GeekJob.


Совет 3: Создайте чек-листы для стандартных процедур

Большая часть подбора персонала включает в себя стандартные повторяющиеся процедуры, которые вы должны выполнять каждый раз, когда нанимаете нового кандидата на должность – разместить объявление, сформировать краткий перечень кандидатов, выбрать кандидатов для проведения собеседования, провести его и т.д. Идею вы уловили. Один простой совет, который поможет спастись от путаницы, заключается в создании чек-листов для рекрутинга и чек-листа для оформления на работу. Если вы сядете и рассмотрите детальнее каждый этап, связанный с наймом кандидата, вы сможете разработать чек-лист, который будет с ним коррелировать. Каждый раз, когда вам нужно нанимать нового сотрудника, вы будете проходить по этому списку, дабы убедиться, что вы не пропустили ни одного шага.

Совет 4: Используйте шаблоны для ускорения процесса найма

Шаблоны сильно упрощают цифровую рутину. Создание нового объявления об открытой вакансии каждый раз, когда вам требуется новый сотрудник, может занимать много времени. Используя стандартные шаблоны рекрутинга для определенных процессов, вы можете повысить эффективность и ускорить время выполнения других процессов. Например, вы можете использовать шаблоны для описания вакансий, приглашений на собеседование, писем с отказом и т.д. – создайте единый шаблон, а потом просто корректируйте мелкие детали, персонализируя описание под каждую вакансию.

Совет 5: Подумайте о возможности включения тестов в процесс подачи заявки

Тесты – это отличный способ быстро отсеять неподходящих кандидатов. Кроме того, тесты могут оказаться отличным способом сбора полезных данных, а также анализа определенных аспектов способностей и личности человека. Вы можете включить простые тесты по английскому языку или математике или тесты на темы характерные для вашей отрасли и организации. Есть даже несколько бесплатных онлайн-тестов, которые вы вполне можете использовать, если у вас не хватает времени, чтобы самостоятельно сформулировать вопросы.

Совет 6: Выбирайте общепринятые и доступные названия для должностей

Совет 7: Продумайте структуру ваших собеседований

Частая ошибка компаний – приходить на собеседование вслепую. Помните о том, что для собеседующего диалог может оказаться таким же сложным, как и для кандидата. Чтобы стандартизировать процесс проведения собеседования и сделать его удобным для вашего бизнеса, подумайте о возможности проведения структурированных или полуструктурированных собеседований. Структура не обязательно должна быть очень подробной, но она должна, по крайней мере, содержать основной план того, что вы будете обсуждать и какие вопросы будете задавать.

Совет 8: Постоянно актуализируйте свой раздел вакансий на сайте компании


Совет 9: Регулярно общайтесь с кандидатами

Готовы ли вы ускорить процесс приема на работу в 2020 году?

Используя эти 9 советов для подбора персонала, вы сможете практически без усилий усовершенствовать процесс рекрутинга. Помимо этого, вы должны быть в состоянии опережать конкурентов и привлекать наиболее квалифицированных кандидатов в свой бизнес, что в свою очередь, поможет улучшить внутренние процессы и эффективность – и все останутся в выигрыше!

Почему бы не попробовать некоторые из этих инструментов найма и не улучшить свой процесс рекрутинга, внедрив эти стратегии уже сегодня?

Об авторе

Ждем ваши комментарии и приглашаем всех на бесплатный вебинар, где рассмотрим наиболее эффективные инструменты поиска в соцсетях, особенности поиска в Facebook и StackOverflow. Также изучим понятие Soft-skills (все про них говорят, а зачем они it специалисту), обсудим компетенции будущего (какие есть особенности и почему это важно знать). Углубимся в тренды IT-рынка под другим углом (что же на самом деле мотивирует IT-специалистов). Узнаем, о чём говорят тимлиды или о чем с ними нужно разговаривать, чтобы к ним захотели идти люди с рынка.

Читайте также: