Избирательное право во франции можно ли считать его полноценным

Обновлено: 28.06.2024

Борьба женщин за свое равноправие с мужчинами за два прошедших века приобрела особую активность и драматизм. Наиболее рьяно в XIX и XX веках женщины боролись за равные политические права. Камнем преткновения здесь, конечно же, выступало избирательное право, за которое феминистки и суфражистки в Европе и США вели отчаянную борьбу на протяжении многих лет. Однако борьба эта не была равной в каждой из стран, где процветали эти движения. Везде борьба за равноправные и справедливые политические права женщин наравне с мужчинами велась с переменным успехом и имела свои национальные, правовые и государственные особенности.

Для феминисток Америки борьба за избирательное право напрямую ассоциировалась с изменением и отменой несправедливых законов ущемлявших права женщин во многих областях общественной жизни. В сознании американских феминисток к концу XIX века крепко утвердилась вера в то, что предоставление всем гражданам Соединенных Штатов Америки равного избирательного права — приведет к эволюционным и прогрессивным изменениям в обществе.

Чтобы добиться успеха как можно скорее, американские феминистки очень скоро примкнули к различным прогрессивным движениям тех лет: движению за трезвость, движению в защиту инвалидов, движению утопического социализма, аболиционистскому движению и т.д. Они расширяли свою деятельность в разных штатах и объединяли свою деятельность. Создавались женские клубы, велись многочисленные манифестации на улицах крупных американских городов, оказывалось бескомпромиссное давление на кандидатов, решавших социальные проблемы.

Однако феминистки в борьбе за избирательное право для американок встретили серьезную оппозицию. Она состояла не только из слишком консервативных мужчин, считавших, что право голоса для женщин — излишне, но и влиятельных предпринимательских кругов. Производители алкоголя опасались феминисток и их деятельности из-за того, что те призывали людей вести здоровый образ жизни и добивались введения поправок в законодательство с целью ограничить употребление спиртного. Железнодорожные магнаты и лесопереработчики вели борьбу с феминистками из-за их стремления сохранить окружающую среду и ограничить деятельность монополий на строительство и вырубку лесов.

Главным успехом американских феминисток стала подготовка законодательной поправки в Конституцию США, за основу которой был взят проект активистки Сьюзан Энтони, и которая должна была предоставить равные избирательные права мужчинам и женщинам в Америке. В августе 1920 года XIX поправка была ратифицирована, и женщины получили возможность голосовать на президентских и законодательных выборах в том же году.

Однако сколь велика была радость движения феминизма в США в те годы, столь велико было и его разочарование, когда выяснилось, что большинство американок остались совершенно аполитичными. Число голосующих на выборах женщин в 20-е — 30-е годы прошлого столетия было практически в два раза меньше количества голосующих мужчин. А все попытки воинствующего феминизма вовлечь в политическую сферу как можно больше женщин оказались тщетными. Хотя стоит подчеркнуть, что в США всегда было и есть огромное количество людей, игнорирующих всякие выборы.


Движение за избирательное право для женщин в Германии проходило несколько иным путем и имело свою драматическую судьбу.

После революции 1918 года в Германии, женские общественно-политические движения в этой стране сильно ослабили свою деятельность.

Статьи этой конституции устанавливали равноправие женщин в браке (ст. 119), разрешали им занимать публичные должности (ст. 128), устраняли все прежние ограничительные постановления в отношении женщин-чиновников. Избирательное право за женщинами в Германии закрепляла статья 109 Веймарской конституции, гласившая, что все немцы равны перед законом, и что все мужчины и женщины имеют равные гражданские права и несут одинаковые обязанности перед государством.

Однако даже грандиозные общественно-политические изменения в Германии в первой четверти XX века не могли окончательно сломать старые консервативно-патриархальные представления о роли женщины в обществе. В немецком общественном мнении в 20-х годах прошлого века доминирующим оставалось представление о том, что главная задача любой женщины оставаться женой и матерью. А само движение за права женщин в этой стране разделилось на две больших группы. Первая из них выступала за пропаганду современного типа женщины: свободной, аполитичной, ориентированной на потребление и развлечения молодой работающей женщины. Второе движение добивалось сохранения традиционного идеала женщины, как матери и любящей супруги в семейном кругу.

Золотой век женского равноправия в Германии в первой половине XX века завершился с приходом к власти национал-социалистов. И хотя старая добрая республиканская конституция после их возвышения продолжала действовать, немецкие женщины очень быстро лишились своих политических прав. Какова же была участь женщин в нацистской Германии? Незавидная.

Во-первых. После прихода к власти Гитлера и его партии, власти тут же попытались разрешить затянувшийся в стране финансовый кризис. Чтобы высвободить рабочие места для незанятых мужчин, нацисты развернули масштабную кампанию по массовому увольнению с работы замужних женщин. Таким образом, многие немки лишились своего заработка, а, стало быть, и части своей самостоятельности от мужа.

Весной 1933 года в Германии стартовала программа по увольнению замужних женщин с административных должностей. Увольнялись также и замужние женщины-врачи, судьи, адвокаты, учительницы, совершенно исчезли женщины-депутаты. А вот молодые женщины, не успевшие обзавестись детьми, были обязаны исполнять трудовую повинность.

Тем не менее, немецкие женщины вполне спокойно отнеслись к таким нововведениям и ограничению своих политических и гражданских прав. Многим из них импонировала социальная стабильность, установившаяся в тоталитарной Германии. Вскоре, из-за нехватки рабочих рук, были также смягчены и запреты на занятие трудовой деятельностью для замужних женщин. Эти обстоятельства несколько смягчили фактическое бесправие немецких женщин в нацистской Германии.

Франция на рубеже XIX — XX веков так же, как и многие другие европейские страны, не гарантировала своим гражданкам избирательного права. С 1875 года французам предоставили возможность избирать членов Палаты депутатов. Однако пользоваться избирательным правом в данном случае могли лишь мужчины не моложе 21 года и не состоящие на военной службе.

Конечно, французские женщины еще во времена Великой французской революции добивались политического равноправия. Но даже в тот бурный век, когда старый порядок в Европе начинал претерпевать серьезные изменения, женщины так и не смогли добиться политического равноправия.

И только в условиях страшных испытаний Второй мировой войны, когда независимость своей родной Франции женщины-участницы Движения сопротивления защищали наравне с мужчинами, власти этой страны признали, насколько важно, чтобы все ее граждане имели равные политические права.

И спустя совсем немного времени после этой речи генерала де Голля, в 1945 году, правительство, которое он возглавлял, впервые предоставило француженкам право голоса на общенациональных парламентских выборах.

Избирательное право для женщин в России также стало результатом деятельности женских движений в этой стране в начале XX века. Однако из-за бурных событий в России в первой четверти ушедшего века: Февральской революции, а затем событий в октябре 1917 года, заслуга предоставления избирательного права русским женщинам очень долгое время неверно приписывалась советскому правительству. Советские власти действительно в своей Конституции 1918 года предоставили избирательное право гражданам России обоего пола. Однако пользоваться правом голоса русские женщины стали еще до прихода советов к власти. И заслуга получения этого права принадлежит отнюдь не революционерам, а представительницам женских движений в данной стране.

После свержения монархии в феврале 1917 года и прихода к власти демократического правительства в России, российское феминистское движение потребовало от Временного правительства немедленного предоставления женщинам избирательного права. Однако новые власти хотели отложить решение этого вопроса на неопределенный срок, сославшись на тяжелое положение дел в стране, продолжающуюся Первую мировую войну и необходимость первоочередного решения более важных, по их мнению, задач.

На основании этого законодательного акта весной 1917 года в России прошли всеобщие выборы в органы местного самоуправления в городах и губерниях.

Как менялся закон об избирательном праве в Великобритании?

Такими словами американский еженедельник описал деятельность Эммелин Панкхерст. Это же издание включило Панкхерст в список 100 самых влиятельных людей ХХ века.

Британская активистка и политик начала ХХ века Эммелин Панкхерст признана самым главным борцом за политические права женщин в Великобритании. Будучи матерью пятерых детей, в 1903 году Панкхерст решила добиваться политического равноправия для женщин Великобритании. В том же году она основала Женский социтально-политический союз. Методы политической борьбы Панкхерст и ее активисток, которые часто сопровождались актами насилия по отношению к общественности и полиции, вызывали острое неодобрение у властей Британии. Сама Эммелин не раз заключалась под стражу.

Стоит, однако, отметить, что Панкхерст несмотря на свою необузданную оппозиционность, все равно осталась верной своей стране патриоткой. Во время Первой мировой войны она призвала своих соратниц оставить борьбу за свои права и посвятить свою энергию помощи сражающейся нации.

Борьба редко когда бывает напрасной. И пример Эммели Панкхерст тому яркий пример. После окончания суровой войны она с прежним энтузиазмом продолжила агитацию и выступления за предоставление избирательного права британским женщинам. Ее итогом стало принятие парламентом закона (Representation of the people Act 1918), который распространял избирательное право на 8,4 миллиона британских женщин.

3. Патрушев А. И. Германская история. Через тернии двух тысячелетий. 2007. с. 470

Франция – президентская (с элементами парламентской) республика. Она является унитарным государством. Страна разделена на 26 регионов, из них 22 – на территории Франции и 4 – за ее пределами. Регионы разделены на 100 департаментов во главе с префектом, назначаемым Президентом Франции. Департаменты разделены на 342 административных района, которые, в свою очередь, разделены на 36 685 коммун. Городские агломерации – Париж, Лион, Марсель – разделены на городские районы. Кроме того, имеется 6 заморских территорий.

Активное и пассивное избирательное право

Активным избирательным правом наделены все граждане Франции в возрасте от 18 лет. Распространен ценз оседлости (не менее 6 месяцев), а также ценз дееспособности. Не могут голосовать недееспособные, к которым отнесены и лица, осужденные за преступления (происходит пожизненное лишение избирательного права) и серьезные проступки, их перечень содержится в Избирательном кодексе. На местном уровне могут голосовать граждане государств – членов Европейского союза.

Для участия в выборах различного уровня установлены возрастные цензы. Для коммунальных советов ценз составляет 18 лет, для генеральных советов департамента – 21 год, для Национального собрания и Президента Франции – 23 года и для Сената – 35 лет. Не могут быть избраны недееспособные и неизбираемые лица, то есть лица, находящиеся под опекой, лишенные права голоса по суду, а также уклоняющиеся от призыва в армию.

Законодательно разрешено совмещение мандатов (например, депутата Национального собрания и мэра города), при этом также установлен перечень мандатов, совмещать которые запрещено (например, региональный советник и член Совета Парижа).

Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо представить декларацию о собственности и получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц (всего таких должностей около 47 000, однако ввиду возможности совмещения мандатов поддержать выдвижение кандидата на президентских выборах реально могут около 43 000 лиц). Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них). Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются. На сбор подписей отводится три недели со дня объявления выборов. Одно и то же лицо не может избираться Президентом Франции более двух сроков подряд. На выборах Президента Франции каждый кандидат должен внести относительно небольшой избирательный залог, который возвращается в случае, если кандидат набрал более 5 процентов голосов.

Выборы

На общенациональном уровне выбирают Президента Французской Республики, депутатов Национального собрания и Сената.

Выборы Президента Республики проходят по мажоритарной системе. Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравших максимальное количество голосов. Срок полномочий президента составляет 5 лет.

Выборы в Национальное собрание проходят по одномандатным мажоритарным округам. Всего таких округов 577, из них 555 округов относится к метрополии, а 22 – к заморским территориям. Каждый кандидат на выборах выдвигается вместе с заместителем, который занимает место депутата Национального собрания в случае, если избранный кандидат в силу каких-либо причин (занятия министерского кресла или получения мандата, несовместимого с мандатом депутата Национального собрания, смерти или иных причин) оставляет свой пост. Для победы в первом туре необходимо получить более половины голосов избирателей. Если никто из кандидатов не получил необходимого количества голосов, то во второй тур проходят все кандидаты, получившие более 12,5 процента голосов, либо, если таких кандидатов меньше двух, два претендента, получившие в первом туре максимальное количество голосов. Срок полномочий депутата Национального собрания составляет 5 лет.

321 сенатор (с 2010 года – 346) избирается путем косвенных выборов на 6 лет (ранее – до 2003 года – на 9 лет); с 2003 года Сенат раз в три года обновляется на ?. При избрании выборщиками сенаторов применяется как мажоритарная избирательная система в два тура (в департаментах, представляемых одним или двумя сенаторами), так и пропорциональная избирательная система (в департаментах, представляемых тремя и более сенаторами). Для избрания выборщиков применяется система относительного большинства (делегатов муниципальных, региональных и местных советов; наряду с ними в состав выборщиков входят также избранные в данном департаменте депутаты Национального собрания).

На местном уровне на основании схожих принципов избирают генеральные советы (на уровне департамента). Муниципальные советники от коммун с населением менее 3500 жителей избираются по мажоритарной системе, а муниципальные советники от коммун с населением более 3500 человек – по пропорциональной. Мэры избираются муниципальными советами. Также в стране проводятся так называемые профессиональные выборы, то есть разного рода социальные выборы, выборы в органы взаимопомощи и т.д.

Избирательные комиссии

Единой централизованной системы постоянно действующих органов не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. В его состав входит девять человек, а также бывшие президенты Франции. Три члена Конституционного совета, включая председателя, назначает Президент Франции, по три члена назначаются президентами Сената и Национальным собранием. Срок полномочий Совета – девять лет, а каждые три года происходит ротация 1/3 членов.

Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов (УИК – мэрия – префект) и их представление СМИ и общественности. Департамент по заморским территориям МВД Франции обслуживает 1,6 млн зарубежных избирателей.

Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах – мэры и мэрии.

Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц. Всего на прошедших президентских и парламентских выборах было образовано 65 000 УИК. В УИК назначается от 4 до 12 членов. Предусматривается один избирательный участок на 1000 избирателей. Подсчет голосов осуществляется специально отобранными избирателями данного избирательного округа под руководством УИК, которая затем объявляет результаты голосования.

Голосование проходит с 8.00 до 18.00 часов (10 часов); многие крупные коммуны могли (по согласованию) голосовать до 20.00 (12 часов). Законодательство разрешает только один избирательный ящик на участке или вместо него – один КЭГ (на прошедших президентских выборах были случаи размещения до трех КЭГ на участке, не соединенных в единую сеть). Применение электронных средств голосования было разрешено еще в 1969 году, однако впервые они использовалось на региональных и местных выборах в 2004 году.

Финансирование и предвыборная агитация

Проведение предвыборной агитации регулируется главой 5 Избирательного кодекса, включает запрет использования в агитационных целях коммерческой рекламы, провозглашает принцип равенства кандидатов, запрет на проведение агитации за сутки до голосования, оглашения предварительных итогов до закрытия избирательных участков на территории метрополии.

За информационную поддержку предвыборной агитации на телевидении отвечает Высший совет по электронным СМИ. Для контроля за равным доступом к СМИ в период президентских выборов создана специальная комиссия в составе 5 членов. Перед распространением все агитационные материалы кандидаты представляют в указанную комиссию. Имеется 105 аналогичных комиссий на местах. Также в процессе контроля над предвыборной агитацией участвуют Наблюдательный совет по телерадиовещанию и Специальная комиссия по контролю за проведением опросов общественного мнения и их обнародованием в СМИ. К нарушителям применяются такие меры воздействия, как предупреждение и штраф (в случае наличия двух предупреждений).

1 декабря 2006 года Советом были приняты разъяснения, в соответствии с которыми информационная избирательная кампания разделена на три, а не на две фазы: первая фаза – с момента выдвижения кандидатов до дня их регистрации; вторая фаза – до начала агитационной кампании в СМИ; третья фаза – агитация в СМИ.

Государство оплачивает бесплатное эфирное время и печатную площадь, изготавливает информационные плакаты; печатные агитационные материалы могут размещаться только в специальных местах, определенных муниципалитетами. Кандидаты вправе проводить собрания и использовать другие формы публичной общественной связи с избирателями.

Финансирование политических партий со стороны юридических лиц запрещено, что компенсируется системой государственных дотаций: кандидату, набравшему не менее пяти процентов голосов, возвращается до 50 процентов; кандидаты вправе получать пожертвования от физических лиц (4600 евро) и от политических партий (7500 евро). Для получения компенсации кандидат представляет отчет за предшествующий выборам год. Согласно законодательству политические партии, не набравшие 5 процентов голосов избирателей, должны оплатить (возместить) из своих средств избирательную кампанию для своих кандидатов.

Наблюдение

Каждый кандидат может назначить члена УИК, а также своих представителей для наблюдения за ходом голосования в одной или нескольких УИК. Избиратели вправе наблюдать за ходом голосования (хотя законодательство об этом прямо не говорит).

При проведении выборов применяются международные электоральные обязательства, однако законодательством не предусмотрено приглашение международных наблюдателей. На последних президентских выборах миссию БДИПЧ пригласил МИД Франции.

Во Франции активным избирательным правом владеют все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и владеющие гражданскими и политическими правами. К избирателям используются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских людей устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Это значит, что каждый избиратель обязан зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Но это право, а не обязанность избирателя. Во всяком случае никакой ответственности за неисполнение данной обязанности не предусмотрено.

Файлы: 1 файл

избирательная система франции.doc

Избирательное право и избирательная система Франции

Конституция и законодательство Французской Республики довольно подробно регламентирует процесс формирования выборных органов.

Как и в каждом государстве имеется активное избирательное право и пассивное избирательное право.

Во Франции активным избирательным правом владеют все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и владеющие гражданскими и политическими правами. К избирателям используются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских людей устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Это значит, что каждый избиратель обязан зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Но это право, а не обязанность избирателя. Во всяком случае никакой ответственности за неисполнение данной обязанности не предусмотрено. Избирательный перечень является неизменным; он составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и раз в год пересматривается в течение достаточно долгого времени с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Голосование осуществляется лично, один избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут воспринимать роль французские граждане, проживающие за границей. В этих вариантах голосование проходит в посольствах либо в приграничных департаментах. На остальных выборах избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в собственных коммунах (коммуны по месту рождения, последнего места жительства), или в другой коммуне с популяцией более 30 тыс. Обитателей при условии, что число таковых избирателей не превосходит 2% от общего числа избирателей, внесенных в списки в данной коммуне. В этих условиях голосование осуществляется по доверенности (избиратель может дать доверенность хоть какому другому доверенному лицу на право голосовать от его имени).

Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Парламент страны. В нижнюю палату государственного собрания могут быть избраны граждане, достигшие 23 лет, а в верхнюю палату Сената могут быть избраны граждане, достигшие 35 лет.

На всех выборах существует избирательн ый залог. При выборах Президента сумма залога равна 10 тыс. Франков, при избрании депутатов государственного собрания - 1 тыс.Франков с кандидата, а с сенаторов - 200 франков. Внесение залога разъясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на избирательную кампанию и в некой степени воспрепятствовать выдвижению кандидатов, выдвинувших свои кандидатуры не с целью избрания, а с другими целями.

Кандидаты же на пост Президента страны обязаны представить в Конституционный совет декларацию о собственном имущественном положении, а в случае избрания - обязательство, что это лицо обязуется представить новенькую декларацию перед истечением собственного мандата. Декларация публикуется в официальном органе страны. В согласовании с работающим законодательством кандидатом в представительные органы может быть хоть какой французский избиратель, владеющий необходимыми квалификациями.

но, практически кандидатов в депутаты выдвигают политические партии и организации, поскольку, только делая упор на политическую партию, можно рассчитывать на избрание. Ни Конституция Франции, ни законодательство о выборах, не устанавливают малого возраста для кандидатов на пост Президента. От Четвертой Республики был сохранен 7-летний срок возможностей с той, но, различием, что в новой Конституции ничего не говорилось о невозможности переизбрания. Таковым образом, презюмируется возможн ость занимать пост президента неограниченное число раз.

Для предоставления кандидатуры на пост президента Республики нужно собрать 5 тыс. Подписей лиц, занимающих определенные выборные должности (членов Парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), которые обязаны быть представлены в Конституционный совет. Все подписавшиеся под заявлением о выдвижении кандидата в президенты страны обязаны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий. При этом имена подписавшихся публикуются. Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недельки проводится второй тур. В нем уже участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока возможностей работающего Президента.

Парламент представляет собой также выборный орган.

Национальное собрание избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе. Это значит, что в первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большая часть поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не получил большинства, то через недельку проводится второй тур. Для роли в нем допускаются кандидаты, набравшие в первом туре как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре довольно получить относительное большая часть голосов.

Сенат формируется, в основном, трехступенчатыми выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на одну треть каждые три года. Что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав сената и не дозволяет ему резко поменять политический курс. Избирательная коллегия включает около 108 тыс. Членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. Региональных и генеральных советников и около 104 тыс. Представителей муниципалитетов. Последние практически и избирают Сенат Франции.

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная система применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты (их во Франции - 3), а число сенаторов от них - 69. В других департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

городские советы избираются по различным системам в зависимости от численности населения коммуны. Обжалование результатов выборов подводится в отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении остальных членов представительных учреждений - в органы административной юстиции.

2.5. Референдум

Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять роль в решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на государственном и на местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным видом непосредственной демократии. Его частенько называют плебисцитом.

На государственном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается трижды.

Так, статья 89 Конституции предугадывает проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Но, по смыслу Конституции таковой референдум обязан проводиться лишь в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от Правительства, то выбор метода ратификации зависит от Президента.

Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о обществе (этот пункт в связи с распадом общества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию интернационального контракта, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства либо по совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то оно обязано быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на референдуме, то он обязан бытьпромульгирован в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. Правовой порядок исключил какой-или контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г. Изменила некие положения статьи 11 Конституции. Была расширена сфера внедрения референдума, вынесен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого ранее не было. Таковым образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила из круга возможностей Парламента способность разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.

Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным проблемам. Как и для хоть какой другой страны этот вопрос довольно щепетилен и рядом законов введены и действуют местные референдумы.

§ 4. Избирательное право и избирательная система

Конституционные принципы избирательного права

Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. (Возрастной ценз во Франции был понижен в 70-е гг.) Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах мо гут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. гражданства Европейского Союза предусматривается, что лица, обладающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.

Равенство трактуется как равные права и возможности всех граждан при пользовании активным и пассивным избирательным правом при условии, что гражданин удовлетворяет всем требованиям избирательного закона. Применяемый во Франции избирательный кодекс предусматривает возможность ограничения избирательных прав некоторых категорий граждан. К их числу относятся: недееспособные, лица, отбывающие наказание по приговору суда, злостные банкроты и некоторые другие. Любое ограничение избирательных прав может быть обжаловано в судебном порядке.

Закон устанавливает также различные правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций.

Это, например, префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некоторые другие категории государственных служащих. Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких-то должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закрепленная в Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав Правительства. Во Франции предпринимались попытки пересмотреть эти конституционные постановления путем реформирования основного закона, однако соответствующая поправка принята не была.

Голосование всегда является тайным. Избирательные операции должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность свободного волеизъявления избирателя. Всякая попытка контроля за голосованием избирателя представляет собой серьезное правонарушение, которое влечет за собой ответственность по закону. Сколько-нибудь известных случаев нарушения тайного голосования в Пятой республике не отмечалось. Выборы могут быть прямыми или косвенными. В настоящее время используется преимущественно процедура прямых выборов. Она применяется при избрании Президента Республики, депутатов нижней палаты Парламента, депутатов Европейского паламента, а также при выборах в местные представительные учреждения. Система косвенных выборов используется при формировании верхней палаты Парламента — Сената. Первоначально путем косвенных выборов избирался также Президент Французской Республики, но в результате конституционной реформы 1962 г. косвенные выборы были заменены прямым голосованием избирателей.

Во Франции по сей день сохраняется практика внесения кандидатами избирательного залога, который возвращается при условии получения определенного числа голосов на выборах. Сумма эта, правда, весьма незначительна и особых препятствий для выдвижения и регистрации кандидатов не создает. Государство оказывает определенную финансовую поддержку кандидатам, баллотирующимся на выборах, и контролирует расходование соответствующих средств. Согласно законам, принятым в 1988 г., дотируется также деятельность политических партий, участвующих в проведении избирательных кампаний.

На законодательном уровне регулируется и порядок проведения избирательной кампании, а особенно использование в ходе выборов средств массовой информации. Злоупотребление избирательной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов. Судьей по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки правильности проведения выборов и обоснованности приносимых жалоб. Практика Пятой республики знает немало примеров кассирования результатов выборов депутатов Национального собрания в отдельных округах. Случаи кассирования президентских выборов Пятой республике неизвестны. Участие в голосовании обязательным не является.

Бурбонский дворец место заседаний Национальной ассамблеи Франции в Париже. Архивное фото

Парламент Французской Республики — двухпалатный. Нижняя палата парламента — Национальное Собрание, верхняя палата — Сенат.

Национальное Собрание состоит из 577 депутатов, избираемых путем прямого всеобщего голосования. Срок депутатских полномочий — пять лет.

Право быть избранным в парламент имеют граждане Франции, достигшие 18 лет, имеющие право голоса, прошедшие военную службу в вооруженных силах.

Избирательный кодекс накладывает ряд ограничений для некоторых должностных лиц по совмещению должности с мандатом депутата.

Каждый кандидат на выборах выдвигается вместе с заместителем, который занимает место депутата Национального собрания в случае, если избранный кандидат в силу каких-либо причин (занятия министерского кресла или получения мандата, несовместимого с мандатом депутата Национального собрания, смерти или иных причин) оставляет свой пост.

Требования к кандидатам в заместители депутатов аналогичны требованиям к кандидатам в депутаты.

Единой централизованной системы постоянно действующих органов не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов и их представление СМИ и общественности. Департамент по заморским территориям МВД Франции обслуживает зарубежных избирателей.

Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности. На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии. Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК).

Депутаты избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства в одномандатных округах. Франция делится на 577 избирательных округов, население каждого избирательного округа составляет в среднем 125 тысяч человек. Избирательные округа делятся следующим образом: 539 — в метрополии, 19 — в заморских департаментах, 8 — в общинах за рубежом и 11, охватывающих французских граждан за рубежом.

Избирательная компания начинается за 20 дней до дня голосования.

Финансирование избирательной кампании кандидата со стороны юридических лиц, за исключением политических партий или групп, запрещено. Пожертвование физического лица не может превышать 4600 евро. Все пожертвования на сумму более 150 евро должны быть оплачены чеком, переводом, кредитной или дебетовой картой.

Выборы в парламент проводятся по воскресеньям.

Депутаты избираются в два тура.

Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов, то через неделю проводится второй тур. До участия во втором туре допускаются кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре необходимо получить относительное большинство голосов, при этом при равенстве полученных голосов, избранным считается старший по возрасту кандидат.

Сенат — верхняя палата парламента — состоит из 348 членов, которые избираются косвенными выборами на 6 лет.
Выборы членов Сената проводятся создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов Национального Собрания, членов Советов департаментов и регионов, делегатов от муниципальных советов и др.

Читайте также: