Как устроена коррупция в россии

Обновлено: 19.05.2024


Коррупция для России уже не проблема, а огромное бедствие, накрывшее страну. Её уникальность заключается в том, что она находится на бытовом уровне — в развитых странах мира коррупция и преступность в сфере государственного управления в основном касаются либо криминальных сфер жизни — проституции, торговли наркотиками, либо лоббирования интересов больших корпораций и мало представлены на самом низовой уровне.

В России с коррупцией вы сталкиваетесь при контакте с полицейскими, следователями, участковыми врачами, чиновниками администрации и налоговых служб — на бытовом уровне. Коррупция проявляется в замене плитки на тротуарах, выдаче разрешений на ларёк и ремонтах крыш у школ — на уровне малого бизнеса.

Сегодня борьба с коррупцией сводится, в основном, к ужесточению наказания и в меньшей степени — к уничтожению институциональных причин коррупции.

Это самый простой, но малоэффективный путь. Наказание, его строгость и даже неотвратимость навряд ли дадут результаты в деле борьбы с коррупцией. Во-первых, мы видим, что этого не происходит, несмотря на многолетнюю, давайте быть честными, с конца 70-х годов прошлого века и до сего дня, но тщетную борьбу.

Во-вторых, надо понимать, что всю историю человечества наказание за кражи, убийства и прочие общеуголовные преступления преследуются строго и достаточно неотвратимо, но, несмотря на это, количество их существенно не сокращается

В чём же заключаются фундаментальные причины коррупции в России?

О них мы поговорим в настоящей статье.

Коррупция является настолько многогранным явлением, что трудно дать ей объективную статистическую оценку. Термин означает подкуп, продажность, моральное разложение государственной власти, когда её представители используют служебное положение для получения материальных благ лично для себя и ближайшего окружения. Статистика коррупции показывает, с какой скоростью она проникает во все сферы общества, угрожая подорвать основы государства.

По статистике уровень коррупции в России растёт с каждым годом. Страна относится к самым коррумпированным государствам мира. Не имея целостной программы борьбы с этим явлением, правительство предпринимает лишь разрозненные и бессистемные меры.

Одним из показателей, которыми определяется статистика коррупции в мире, является Индекс восприятия коррупции (ИВК).

Мы на одном месте с такими странами, как Лаос, Непал, Казахстан, Иран и Украина. Не знаем, может, по доходам и по армии мы выше их, но, возможно, что у них не такой большой разбег по зарплатам, как в России.

Чем светлее оттенок, тем меньше коррупции (она носит более крупные и систематизированные масштабы), и наоборот. Самые коррумпированные области — темно-красного цвета.


В первом квартале 2017 года отмечено снижение преступлений экономического характера на 8%. Хотя, по мнению международных экспертов, статистика борьбы с коррупцией в стране определяется охотой на заранее подготовленные и расставленные объекты.

Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат. На всех уровнях власти наблюдаются нарушения в сфере госзакупок — более 46 тыс. в 2014 году. По заявлению Генерального прокурора, растёт противодействие коррупции — статистика свидетельствует о снижении на 25% числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 годом, когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд. долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов.

Каковы же основные причины коррупции в России, которая превратилась в глобальную проблему?

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА — ОТСУТСТВИЕ В ОБЩЕСТВЕ ИДЕОЛОГИИ

Одним из генераторов коррупции в России является ст. 13.2 Конституции 1993 года, которая гласит:

Это положение влечёт за собой крайне отрицательные последствия, только одним из которых является коррупция.

Описанное в предыдущем абзаце —

— нормальный порядок работы государственного аппарата в любом нормальном в интеллектуальном отношении обществе;

— но это же — нарушение ст. 13.2 конституции РФ, поскольку представляет собой провозглашение государственной идеологии и установление её в качестве обязательной.

Такого рода возражения не могут быть приняты потому, что свобода граждан в выборе идеологии провозглашается в ст. 13.1, расположенной строчкой выше в тексте той же конституции:

И провозглашение этой свободы, естественно, подразумевает запрет государству на навязывание какой-либо идеологии обществу в качестве обязательной для всех граждан — иначе провозглашённое ст. 13.1 право не может быть реализовано.

Поэтому формулировка ст. 13.1 даёт основание полагать, что в ст.13.2 речь идёт не о Российской Федерации как о государстве, а именно о государственном аппарате и о запрете государственной идеологии, назначение которой — обеспечить слаженность работы государственного аппарата на основе описания предполагаемой политики государства однозначно понимаемым образом.

Т.е. в статье 13.2 налагается запрет на создание и развитие общедоступного для изучения информационно-алгоритмического обеспечения работы государственного аппарата, обеспечивающего единообразие и слаженность работы органов государственной власти на всех уровнях во всех регионах страны.

В противном случае ст. 13.1 и ст. 13.2 — две равнозначные редакции изложения одного и того же положения.

Поэтому как хотите:

— либо она — один из неиссякаемого (к сожалению) множества примеров того, что отечественные юристы настолько скверно владеют русским языком, что не способны выразить не очень-то сложную мысль однозначно понимаемым образом.


В политическом аспекте по сути своей ст. 13.2 на уровне конституции провозглашает отказ Российской Федерации от государственного суверенитета. Тем более это так, если ст. 13.2 рассматривать в сочетании со ст. 10, провозглашающей:

Дело в том, что совокупность законодательной, исполнительной и судебной власти не обеспечивают реализацию полной функции управления, поскольку концептуальной власти в системе разделения трёх властей (законодательной, исполнительной и судебной) нет места.


Самовластный и надзаконный характер концептуальной власти делает невозможным её избрание или назначение на основе кодифицированных процедур порождения специализированных органов государственной концептуальной власти в системе разделения властей. Поэтому способов проникновения автократии концептуальной власти в государственное управление не много. Это:

— концептуальное самовластье главы государства;

Последнее — самый надёжный вариант реализации суверенитета общества и его государства. Но в любом из этих вариантов проникновения концептуальной власти в государственность концепция управления требует своего лексического выражения именно в качестве государственной идеологии, оглашающей цели политики государства, пути и средства их достижения, и её обязательности в качестве идейной основы дисциплины и самодисциплины работы государственного аппарата, на что ст. 13.2 ныне действующей конституции РФ налагает прямой запрет.

И для должностных лиц государства в их массе в этом случае готовность продаться — поведенческая норма, и вопрос только в том, какова вероятность безнаказанности за продажность.

Поскольку в безыдейном обществе готовность продаться распространяется по всей иерархии государственной власти с молниеносной быстротой, то безнаказанность обеспечивается с высочайшей вероятностью, если:

Противники идеологизации высказывают сомнение о поддержке её народом. Сомнение совершенно напрасно. Как показывают социологические опросы, 91% россиян считает необходимым выдвижение государственной идеологии. Ответ остается за властью. Готова ли она признать необходимость выдвижения государственной идеологии России?

И время выдвижения государственной идеи России пришло.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА — ЛИБЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


Свой вклад в воспроизводство коррупции вносит и система образования, построенная либералами в 1990-е годы, точнее — её образовательные стандарты в области социологии, экономики, государственного и муниципального управления, теории государства и права, юриспруденции и содержание (точнее бессодержательность) построенных в соответствии с образовательными стандартами учебных курсов.

На наш взгляд, политика государства должна опираться на объективные закономерности, которым подчинено как развитие человеческого общества, так и деградация.

Объективные закономерности, которым подчинена жизнь человеческого общества (как в аспекте обеспечения безопасности, так и в аспекте разного рода угроз безопасности и заведомой вредоносности тех или иных видов деятельности), можно разделить на шесть категорий.


В каждой из них закономерности оказывают то или иное воздействие друг на друга, а также — и на закономерности других категорий, поскольку Мир един и целостен:

1. Человечество — часть биосферы, и существуют объективные закономерности, регулирующие взаимодействие биосферы и Космоса, формирование биоценозов и взаимодействие биологических видов в пределах биосферы.

2. Человечество — специфический биологический вид, и существуют специфические биологические (физиологические и психологические) видовые закономерности, регулирующие его жизнь.

3. Существуют нравственно-этические (ноосферные, эгрегориальные и религиозные) закономерности, регулирующие взаимоотношения обладателей разума и воли. И вопреки мнению многих, закономерности этой категории выходят за пределы человеческого общества, а этика, диктуемая с иерархически более высоких уровней в организации разного рода систем, — обязательна для иерархически низших уровней и отступление от её норм наказуемо. Соответственно отступничество от праведности — нравственности, свойственной Всевышнему, — главная нравственно-мировоззренческая причина биосферно-социального экологического кризиса.


4. Культура, которую генетически предопределённо несёт человечество, вариативна, и существуют социокультурные закономерности, следование которым гарантирует устойчивость общества в преемственности поколений, а их нарушение способно привести к его исчезновению в течение жизни нескольких поколений под воздействием деградационных процессов.

5. Исторически сложившаяся культура всех обществ нынешней глобальной цивилизации такова, что мы вынуждены защищаться от природной среды техносферой. Техносфера воспроизводится и развивается в ходе хозяйственной и финансовой деятельности, и существуют финансово-экономические закономерности, предопределяющие как развитие общественно-экономических формаций, так и их деградацию и крах.

6. Всё это в совокупности может приводить к конфликтам интересов и конфликтам разных видов деятельности, разрешением которых необходимо управлять. И существуют объективные закономерности управления, единые для всех процессов управления, будь то езда малыша на трёхколёсном велосипеде либо комплексный проект, осуществляемый несколькими государствами на принципах частно-государственного партнёрства.

«Спрашивается: Кто из депутатов разных уровней и сенаторов в состоянии рассказать о них и о том, как с ними согласуются разрабатываемые законопроекты и утверждённые законы?

Ответ на этот вопрос печальный: Никто.

Соответственно никто из них не сможет ответить и на альтернативный вопрос:

Эта проблематика вообще вне обсуждения в реальной политике, в обществоведческой науке, в учебных курсах школ и вузов, публицистике после того, как в 1953 году последовательно были убиты И.В.Сталин и Л.П.Берия и тем самым был начат ползучий государственный переворот, продолжительностью в 40 лет, завершившийся принятием конституции РФ 1993 года.

— Коррупция и злоупотребления властью не требуют владения какими бы то ни было общественно полезными знаниями и навыками: достаточно двух факторов — 1) корпоративной сплочённости желающих злоупотреблять властью в государственном аппарате и в сфере бизнеса и 2) наличия благоприятной социокультурной среды.

— А вот выявление и разрешение социально значимых проблем, противодействие коррупции и злоупотреблениям властью в управленческой деятельности в государственном аппарате и в экономике, а также — в процессе осуществления контроля граждан за деятельностью государства и бизнеса — требует кроме НЕПОДКУПНОЙ политической воли ещё и владения адекватными знаниями, обеспечивающими дееспособность.

Соответственно: искоренение коррупции требует ликвидации системы образования, обслуживающей либерально-буржуазную модель, и замещение её системой образования, дающей всем адекватные представления об объективных закономерностях бытия человеческого общества, на основе которых может быть построена политика устойчивого и безопасного развития в преемственности поколений.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА — КОНФЛИКТ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕС-ВЛАСТИ


Ещё один генератор коррупции — конфликт государственной власти и бизнес-власти, иначе говоря, — так называемый конфликт гражданского общества и государства.

При этом в западной концепции гражданского общества есть и лицемерная, заведомо лживая, составляющая:

— И потом к этому признаку добавляет другие:

Цель всех этих преобразований — бюрократия, организационно структурированная на кланово-мафиозных принципах, должна стать самовластной и реально безответственной перед обществом и фактически неподконтрольной ему.

Понятно, что такая политика поддержки в обществе встретить не может. А при своём невежестве в области объективных закономерностей ранее названных шести категорий и нравственно-этических качествах бюрократия к иной политике не способна.

Что касается нелегального воздействия бизнес-власти на государственную власть — то подкуп чиновников и депутатов — один из инструментов как достижения ею своих целей в условиях господства всегда готовой к продажности бюрократии, так и способ дискредитации государственности самовластной бюрократии с целью её последующего свержения (по сценарию типа украинского) либо модификации под свои интересы. Но и в этом случае она остаётся подконтрольной глобальной олигархии, контролирующей ТНК, и её заправилам.

КАКИЕ НАДО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ?

на основе которых может быть построена и осуществлена политика устойчивого и безопасного развития.

2, Великая идея, способная сплотить общество, на протяжении Истории — одна единственная — всем людям перестать быть человекообразными и становиться человеками, т.е. стать носителями действительного человеческого достоинства, выражающегося в определённом режиме функционирования психики, когда приоритетными алгоритмами поведения становятся:

Надо сказать, что в условиях давления общества государство вынуждено было обозначить список ценности, который можно найти в распоряжении правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года. Этот документ, подписанный премьером Дмитрием Медведевым, утвердил стратегию воспитания в РФ до 2025 года. Поскольку воспитывать детей власти предлагают на базе традиционных ценностей, им пришлось определить эти ценности.


— говорится в документе.

3. Государственно-бюрократической мафии и бизнес-власти следует согласиться с выводами 1 и 2, поскольку в противном случае настанет день, когда им придётся пожать плоды несогласия народа с той политикой, которую делают и те, и другие.

4. Только при выполнении условий 1 — 3 борьба с коррупцией традиционным способом (выявление коррупционеров по фактам коррупции, удаление их из органов власти и наказание в судебном порядке) могут быть работоспособными.

В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ. ДОХОДЫ УПРАВЛЕНЦЕВ И КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

По качеству управления, выражающемуся в производительности общественного труда, в качестве выпускаемой продукции и темпах разработки и освоения новых видов продукции в массовом производстве, названные страны уже тогда следовали в обратном порядке.

— ФРГ в среднем была благополучна до начала финансово-экономического кризиса 2008 и последующих годов;

— Япония — до начала этого кризиса была успешна при том, что не имеет своей сырьевой и энергетической базы.

Это означает, что в названных странах ошибки управления в масштабах общества в целом по своей тяжести пропорциональны кратности отношения зарплаты высших управленцев к среднестатистической, а качество управления — обратно пропорционально.


Присваивая себе десятки и сотни миллионов (кто рублей, а кто и долларов) на ими же узаконенных основаниях, даже благонамеренные высшие политики рвут обратные связи в контурах циркуляции информации в процессе социального управления на уровне четвёртого приоритета обобщённых средств управления: они не могут прочувствовать на себе негативные последствия своей дурной политики — когда большинство живёт на несколько тысяч рублей в месяц, для присваивающего миллионы и сотни миллионов рублей и долларов житейские проблемы большинства — это гораздо дальше Канн или Куршавеля.

И кроме того, это плохой стимул для борьбы с коррупцией: даже на 40 000-ную зарплату не могут быть решены такие проблемы семьи, как покупка полноценного жилья, воспитание и образование более, чем одного ребёнка.

Иными словами высшие чиновники, публикуя свои декларации о доходах и имуществе и настаивая на их правомочности, ежегодно расписываются в том, что они, в отличие от нелегальных коррупционеров, — тоже коррупционеры, но легальные, поскольку их легальные доходы на порядки превосходят стоимость потребления продукции по демографически обусловленному спектру потребностей нравственно-этической здравой семьи.

По данным Федеральной налоговой службы, 324 жителя России задекларировали за 2016 г. доход свыше 1 млрд рублей.

— Богатые в России становятся ещё богаче, — комментирует директор Центра стратегических исследований Михаил Бочаров. — В 2016 году, например, количество долларовых миллиардеров в России увеличилось на 11% (до 96 человек), а количество долларовых миллионеров — на 10% (до 132 тыс. человек). В год в России выплачивается дивидендов на 2,5 трлн руб. А ведь в первой половине 2017 года рост заработной платы составил 3,5%, а инфляция — 5%. То есть реальные доходы большинства жителей страны уменьшились.

Когда мы говорим о разнице в доходах, мы учитываем только легальные заработки. Но это вершина айсберга. С учётом теневой коррупционной распределительной системы (взятки, откаты и пр.) разрывы между богатыми и бедными в России ещё масштабнее.

Углубляющийся разрыв доходов вызывает рост недовольства населения. Как говорил когда-то бывший вице-премьер и министр финансов Александр Лившиц:


Растущая пропасть между богатыми и бедными до добра не доведёт, и история не раз уже это доказывала.

Январь

Митинги в поддержку Алексея Навального


Вскоре после ареста Навального Фонд борьбы с коррупцией важное расследование, после которого начался планомерный разгром этой организации и репрессии в отношении ее членов.

В январе Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал подробности о дворце на мысе Идокопас, построенном для Владимира Путина. На строительство было потрачено около 100 млрд рублей. После этого Mash снял репортаж, в котором были показаны пустые комнаты дворца в доказательство того, что он якобы не достроен. Как выяснил The Insider, главный редактор и совладелец Mash Максим Иксанов имеет непосредственное отношение к администрации президента.


Примером того, где может оказаться наша политическая жизнь в конце года, для россиян в январе оставалась Беларусь, ушедшая по пути репрессий куда дальше России. Сейчас об этом даже странно вспоминать, а в январе, спустя всего четыре с небольшим месяца после выборов, выстрелила новость о доказательствах подготовки заказных убийств режимом Лукашенко.

Политические убийства в Белоруссии

Февраль

Рейтинг президента


Коррупция в МВД

Март

Череда неудач и авиационных катастроф в российской армии привлекли внимание читателей в марте, когда эксперты стали задаваться вопросом, так ли совершенна система перевооружения и расходования средств в Минобороны, как ее пытаются показать высшие должностные лица.

ЧП в армии



Борьба с фейками и пропагандой

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров неоднократно становился героем новостей 2021 года, но в марте, на фоне очередного падения уровня жизни, рассказ о его тайном бизнесе оказался очень интересен россиянам.


Коррупция в Кремле и правительстве

Апрель

Цензура



Коррупция в МВД

В 2021 году коронавирус еще не отступил, но российские власти хвалились собственной вакциной, не пуская на рынок импортные. Сейчас уже никто не сможет сказать, насколько больше вакцинированных было бы в случае, если бы иностранные вакцины пустили, но в апреле Кремль волновал не импорт, а экспорт вакцин:.


Вакцинные войны

Май

Скандал вокруг образа певицы Манижи, устроенный псевдопатриотической публикой, и ее дальнейший провал на Евровидении отвлекли ненадолго внимание россиян от закручивания гаек и эпидемии в мае.

Россия на мировой сцене

Певица Манижа, представлявшая Россию на Евровидении-2021, заняла девятое место. Это худший результат за последние 10 лет, если не учитывать конкурсы, в которых представитель РФ не участвовал или не прошел в финал. При голосовании жюри пяти стран не отдали российской артистке ни одного балла. Этими странами оказались Эстония, Литва, Грузия, Румыния и Украина.


Нападения на школы и учебные заведения - в этом году таких трагедий было несколько, уже после первого случая стало понятно, что косвенной причиной большого количества может быть плохо подготовленная охрана, которую контролируют структуры Росгвардиш

Скулшутинг


20 сентября трагедия повторилась, но уже в Перми. Там студент первого курса юридического факультета Тимур Бекмансуров, вооруженный ружьем, напал в университете на учащихся. Погибли 6 человек, еще 47 получили ранения.

Июнь

Практически принудительная вакцинация накануне выборов и дальнейшая эскалация общественного недовольства действиями властей, - главный лейтмотив прошедшего лета.

Вакцинация населения

Главный санитарный врач Москвы обязал работодателей провести вакцинацию 60% сотрудников предприятий сферы торговли, услуг и транспорта. Адвокат Лиги защиты прав пациентов Дмитрий Айвазян объяснил The Insider, что подобное распоряжение властей нарушает и Конституцию, и законодательство об охране здоровья граждан.


В конце июня власти пошли на попятный. Федеральный оперативный штаб по борьбе с коронавирусом предложил регионам новый план по вакцинации от COVID-19. В штабе отказались от требования привить к 1 сентября 60% населения, решив добиться показателя хотя бы в 30-35% привитых.

Июль


Коррупция в силовых структурах

Тема сращивания криминала, власти и госбюджетов получила неожиданное продолжение из-за суда с подзабытым, на первый взгляд, артистом Владимиром Винокуром.

Шоу-бизнес


Космос

Август


ЧП в армии


Афганистан


Сентябрь


Парламентские выборы

Октябрь

Афганистан

Коррупция в Кремле и правительстве

Взятка

Детектор лжи

По его словам, Сингапур сумел решить проблему коррупции меньше чем за 10 лет. Там сначала ужесточили наказание за хулиганство, а когда люди начали верить правосудию, они стали доносить на факты коррупции.

"В результате того, что Сингапур добился значительных результатов в решении проблемы коррупции, он занял одно из первых мест в мировом рейтинге стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса", — пояснил эксперт.

Сейчас эксперты пытаются заранее прогнозировать: будет тот или иной человек брать взятки или нет, сообщил Юревич. "Здесь имеются разные психологические методики, но самый простой способ — это небезызвестный детектор лжи. Человека можно в лоб спросить: будет ли он брать взятки. Человек, конечно, ответит "нет". И тут полиграф покажет наличие физиологического возбуждения. Но тут непонятно, о чем это физиологическое возбуждение говорит: о том, что человек врет, или о чем-то другом", — сказал Юревич.

Кроме того, нужно учитывать и то, что человек может говорить об абстрактной ситуации и как он себя поведет в конкретной ситуации. "Человек может искренне думать, что он не будет брать взятки. Но перед реальной взяткой, особенно крупного размера, может не устоять. Поэтому прогностическая ценность этих психологических методик в отношении коррупции не очень высока", — заметил Юревич. Он также сообщил, что нет прямой зависимости от характера человека: будет он брать взятки или нет. "Тут скорее зависимость не от психологического типа, а от нравственных качеств, от уровня интеллекта человека", — добавил он.

По его словам, сегодня уровень коррупции в России сопоставим с уровнем африканских стран.

Должность другу, зятю

При приеме на работу нужно тщательно изучить биографию человека, считает Юревич. "Когда назначают людей на высокие руководящие должности, у нас совершенно не принято учитывать репутацию, биографию, чем он занимался в прошлом. В результате на ответственные "коррупционные" должности часто назначают людей, которые уже имеют богатый коррупционный опыт. Учет биографии, на мой взгляд, был бы гораздо полезнее, чем использование психологических методик", — сказал замдиректора института.

Кроме того, он отметил важную отличительную особенность российского менталитета. "У нас очень важно при приеме на работу: кто на ком женился, кто с кем учился, кто занимался у общего тренера и так далее. Такие факторы имеют более существенную роль при назначении на должность в России, чем профессиональные качества и образование кандидата. Это создает благоприятную среду для коррупции", — сказал он.

С ним также согласилась кандидат психологических наук, начальник кафедры общей психологии Академии ФСИН России Елена Гаврина. Она считает, что если претендент на должность уже участвовал в коррупционных деяниях или принял решение об использовании своей должности в корыстных целях, то этот человек, скорее всего, и впредь будет замешан в противоправных действиях.

В государственных организациях, где не предъявляются жесткие требования к отбору персонала, явления коррупции встречаются чаще, считает она. "В свое время мы получили очень интересные результаты по итогам обследования лиц, осужденных за коррупционные деяния. В большинстве своем они представляют возрастную группу от 19 до 40 лет, состоят в браке, относят себя к верующим, работали до осуждения на протяжении 10 и более лет", — сказала эксперт.

Люди, склонные к взяткам, чаще всего выбирают активный стиль жизни, им важно чувствовать себя компетентной и ответственной личностью, во взаимоотношениях с другими людьми они стараются вести себя сдержанно, консервативно, часто предпринимают попытки манипулировать людьми, им комфортно под грузом власти и ответственности, они способны проявлять инициативу и могут заражать других своей активностью, сообщила Гаврина.

"Стукачество" не для России?

Кроме того надо понимать, что проблему коррупции не решить только усилиями правоохранительных органов, считает Юревич. "Наше население считает, что коррупция помогает решить хозяйственно-бытовые проблемы. В стране не существует нетерпимого отношения к коррупции. Если бы оно было, то было бы проще, потому что население должно помогать", — добавил эксперт.

Гаврина также считает, что общество не осуждает людей, замешанных в коррупционных делах. "Самым главным методом борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является изменение менталитета граждан. С осужденными за коррупционные преступления реже всего разводятся и, как это ни странно, им легче других осужденных трудоустроиться после освобождения. Это свидетельствует о том, что в российском обществе данный вид преступления не осуждается и принимается как должное явление. Осуждаются лишь "проступки" чиновников уровня Анатолия Сердюкова", — сказала она.

Юревич напомнил, что в Финляндии, которая считается самой некоррумпированной страной в мире, там в любом учреждении есть телефоны, по которым население может сразу сообщить о малейших признаках вымогательства. "А у нас это считается стукачеством, хотя в западных странах подразумевается как естественное выполнение гражданского долга. То есть ведется борьба всего общества с коррупцией", — сказал Юревич.

В Сингапуре также облегчили практики доносов на факты коррупции, отметил он. К сожалению, в России такое случается очень редко, потому что общество во многом не доверяет системе правосудия, полагает Юревич.

Вообще борьбу с коррупцией в мире можно разделить на два типа: один основан на строгих наказаниях. Например, в Китае чиновника за коррупцию ждет смертная казнь. "Более тысячи человек в год казнят по коррупционным делам", — пояснил замдиректора НИИ психологии РАН.

Второй тип борьбы с коррупцией основан на различных моральных санкциях. Например, чиновник, осужденный за коррупцию, попадет в "черный список" и ни на одну приличную работу он не сможет впоследствии устроиться. "Таким образом, он ставит крест на всей своей карьере", — добавил Юревич.

Деверяй, но проверяй

По словам Гавриной, чаще всего к уголовной ответственности за коррупцию привлекаются люди, проработавшие на госслужбе от одного до пяти лет. "Следовательно, данный период является наиболее благоприятным для формирования коррумпированного поведения", — считает она. Поэтому эксперт предлагает руководителям госструктур усилить контроль над госслужащими, особенно в этот период работы. "Формы контроля могут быть самыми разными: и регулярное психологическое обследование, и внеплановый аудит деятельности, и показные увольнения лиц, совершивших противоправные деяния", — сказала она.

Гаврина считает, что значительное повышение заработных плат работников правоохранительных органов привело к тому, что снизился отток специалистов из этой сферы, поднялся престиж службы. "Кроме того, появилась возможность очистить ряды сотрудников от лиц, скажем так, криминально зараженных и имеющих невысокие моральные устои", — добавила специалист.

Она предлагает разработать обучающие занятия для дошкольников и школьников, формирующие у детей психологическую устойчивость к коррумпированному поведению. "А психологическую работу со взрослыми надо начать с приобщения их к социально-культурным ценностям, направленным на служение Отечеству и народу, а также на развитие у них духовно-нравственных качеств", — считает Гаврина.


Коррупция для России уже не проблема, а огромное бедствие, накрывшее страну. Её уникальность заключается в том, что она находится на бытовом уровне — в развитых странах мира коррупция и преступность в сфере государственного управления в основном касаются либо криминальных сфер жизни — проституции, торговли наркотиками, либо лоббирования интересов больших корпораций и мало представлены на самом низовой уровне.

В России с коррупцией вы сталкиваетесь при контакте с полицейскими, следователями, участковыми врачами, чиновниками администрации и налоговых служб — на бытовом уровне. Коррупция проявляется в замене плитки на тротуарах, выдаче разрешений на ларёк и ремонтах крыш у школ — на уровне малого бизнеса.

Сегодня борьба с коррупцией сводится, в основном, к ужесточению наказания и в меньшей степени — к уничтожению институциональных причин коррупции.

Это самый простой, но малоэффективный путь. Наказание, его строгость и даже неотвратимость навряд ли дадут результаты в деле борьбы с коррупцией. Во-первых, мы видим, что этого не происходит, несмотря на многолетнюю, давайте быть честными, с конца 70-х годов прошлого века и до сего дня, но тщетную борьбу.

Во-вторых, надо понимать, что всю историю человечества наказание за кражи, убийства и прочие общеуголовные преступления преследуются строго и достаточно неотвратимо, но, несмотря на это, количество их существенно не сокращается

В чём же заключаются фундаментальные причины коррупции в России?

О них мы поговорим в настоящей статье.

Коррупция является настолько многогранным явлением, что трудно дать ей объективную статистическую оценку. Термин означает подкуп, продажность, моральное разложение государственной власти, когда её представители используют служебное положение для получения материальных благ лично для себя и ближайшего окружения. Статистика коррупции показывает, с какой скоростью она проникает во все сферы общества, угрожая подорвать основы государства.

По статистике уровень коррупции в России растёт с каждым годом. Страна относится к самым коррумпированным государствам мира. Не имея целостной программы борьбы с этим явлением, правительство предпринимает лишь разрозненные и бессистемные меры.

Одним из показателей, которыми определяется статистика коррупции в мире, является Индекс восприятия коррупции (ИВК).

Мы на одном месте с такими странами, как Лаос, Непал, Казахстан, Иран и Украина. Не знаем, может, по доходам и по армии мы выше их, но, возможно, что у них не такой большой разбег по зарплатам, как в России.

Чем светлее оттенок, тем меньше коррупции (она носит более крупные и систематизированные масштабы), и наоборот. Самые коррумпированные области — темно-красного цвета.


В первом квартале 2017 года отмечено снижение преступлений экономического характера на 8%. Хотя, по мнению международных экспертов, статистика борьбы с коррупцией в стране определяется охотой на заранее подготовленные и расставленные объекты.

Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат. На всех уровнях власти наблюдаются нарушения в сфере госзакупок — более 46 тыс. в 2014 году. По заявлению Генерального прокурора, растёт противодействие коррупции — статистика свидетельствует о снижении на 25% числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 годом, когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд. долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов.

Каковы же основные причины коррупции в России, которая превратилась в глобальную проблему?

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА — ОТСУТСТВИЕ В ОБЩЕСТВЕ ИДЕОЛОГИИ

Одним из генераторов коррупции в России является ст. 13.2 Конституции 1993 года, которая гласит:

Это положение влечёт за собой крайне отрицательные последствия, только одним из которых является коррупция.

Описанное в предыдущем абзаце —

— нормальный порядок работы государственного аппарата в любом нормальном в интеллектуальном отношении обществе;

— но это же — нарушение ст. 13.2 конституции РФ, поскольку представляет собой провозглашение государственной идеологии и установление её в качестве обязательной.

Такого рода возражения не могут быть приняты потому, что свобода граждан в выборе идеологии провозглашается в ст. 13.1, расположенной строчкой выше в тексте той же конституции:

И провозглашение этой свободы, естественно, подразумевает запрет государству на навязывание какой-либо идеологии обществу в качестве обязательной для всех граждан — иначе провозглашённое ст. 13.1 право не может быть реализовано.

Поэтому формулировка ст. 13.1 даёт основание полагать, что в ст.13.2 речь идёт не о Российской Федерации как о государстве, а именно о государственном аппарате и о запрете государственной идеологии, назначение которой — обеспечить слаженность работы государственного аппарата на основе описания предполагаемой политики государства однозначно понимаемым образом.

Т.е. в статье 13.2 налагается запрет на создание и развитие общедоступного для изучения информационно-алгоритмического обеспечения работы государственного аппарата, обеспечивающего единообразие и слаженность работы органов государственной власти на всех уровнях во всех регионах страны.

В противном случае ст. 13.1 и ст. 13.2 — две равнозначные редакции изложения одного и того же положения.

Поэтому как хотите:

— либо она — один из неиссякаемого (к сожалению) множества примеров того, что отечественные юристы настолько скверно владеют русским языком, что не способны выразить не очень-то сложную мысль однозначно понимаемым образом.


В политическом аспекте по сути своей ст. 13.2 на уровне конституции провозглашает отказ Российской Федерации от государственного суверенитета. Тем более это так, если ст. 13.2 рассматривать в сочетании со ст. 10, провозглашающей:

Дело в том, что совокупность законодательной, исполнительной и судебной власти не обеспечивают реализацию полной функции управления, поскольку концептуальной власти в системе разделения трёх властей (законодательной, исполнительной и судебной) нет места.


Самовластный и надзаконный характер концептуальной власти делает невозможным её избрание или назначение на основе кодифицированных процедур порождения специализированных органов государственной концептуальной власти в системе разделения властей. Поэтому способов проникновения автократии концептуальной власти в государственное управление не много. Это:

— концептуальное самовластье главы государства;

Последнее — самый надёжный вариант реализации суверенитета общества и его государства. Но в любом из этих вариантов проникновения концептуальной власти в государственность концепция управления требует своего лексического выражения именно в качестве государственной идеологии, оглашающей цели политики государства, пути и средства их достижения, и её обязательности в качестве идейной основы дисциплины и самодисциплины работы государственного аппарата, на что ст. 13.2 ныне действующей конституции РФ налагает прямой запрет.

И для должностных лиц государства в их массе в этом случае готовность продаться — поведенческая норма, и вопрос только в том, какова вероятность безнаказанности за продажность.

Поскольку в безыдейном обществе готовность продаться распространяется по всей иерархии государственной власти с молниеносной быстротой, то безнаказанность обеспечивается с высочайшей вероятностью, если:

Противники идеологизации высказывают сомнение о поддержке её народом. Сомнение совершенно напрасно. Как показывают социологические опросы, 91% россиян считает необходимым выдвижение государственной идеологии. Ответ остается за властью. Готова ли она признать необходимость выдвижения государственной идеологии России?

И время выдвижения государственной идеи России пришло.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА — ЛИБЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


Свой вклад в воспроизводство коррупции вносит и система образования, построенная либералами в 1990-е годы, точнее — её образовательные стандарты в области социологии, экономики, государственного и муниципального управления, теории государства и права, юриспруденции и содержание (точнее бессодержательность) построенных в соответствии с образовательными стандартами учебных курсов.

На наш взгляд, политика государства должна опираться на объективные закономерности, которым подчинено как развитие человеческого общества, так и деградация.

Объективные закономерности, которым подчинена жизнь человеческого общества (как в аспекте обеспечения безопасности, так и в аспекте разного рода угроз безопасности и заведомой вредоносности тех или иных видов деятельности), можно разделить на шесть категорий.


В каждой из них закономерности оказывают то или иное воздействие друг на друга, а также — и на закономерности других категорий, поскольку Мир един и целостен:

1. Человечество — часть биосферы, и существуют объективные закономерности, регулирующие взаимодействие биосферы и Космоса, формирование биоценозов и взаимодействие биологических видов в пределах биосферы.

2. Человечество — специфический биологический вид, и существуют специфические биологические (физиологические и психологические) видовые закономерности, регулирующие его жизнь.

3. Существуют нравственно-этические (ноосферные, эгрегориальные и религиозные) закономерности, регулирующие взаимоотношения обладателей разума и воли. И вопреки мнению многих, закономерности этой категории выходят за пределы человеческого общества, а этика, диктуемая с иерархически более высоких уровней в организации разного рода систем, — обязательна для иерархически низших уровней и отступление от её норм наказуемо. Соответственно отступничество от праведности — нравственности, свойственной Всевышнему, — главная нравственно-мировоззренческая причина биосферно-социального экологического кризиса.


4. Культура, которую генетически предопределённо несёт человечество, вариативна, и существуют социокультурные закономерности, следование которым гарантирует устойчивость общества в преемственности поколений, а их нарушение способно привести к его исчезновению в течение жизни нескольких поколений под воздействием деградационных процессов.

5. Исторически сложившаяся культура всех обществ нынешней глобальной цивилизации такова, что мы вынуждены защищаться от природной среды техносферой. Техносфера воспроизводится и развивается в ходе хозяйственной и финансовой деятельности, и существуют финансово-экономические закономерности, предопределяющие как развитие общественно-экономических формаций, так и их деградацию и крах.

6. Всё это в совокупности может приводить к конфликтам интересов и конфликтам разных видов деятельности, разрешением которых необходимо управлять. И существуют объективные закономерности управления, единые для всех процессов управления, будь то езда малыша на трёхколёсном велосипеде либо комплексный проект, осуществляемый несколькими государствами на принципах частно-государственного партнёрства.

«Спрашивается: Кто из депутатов разных уровней и сенаторов в состоянии рассказать о них и о том, как с ними согласуются разрабатываемые законопроекты и утверждённые законы?

Ответ на этот вопрос печальный: Никто.

Соответственно никто из них не сможет ответить и на альтернативный вопрос:

Эта проблематика вообще вне обсуждения в реальной политике, в обществоведческой науке, в учебных курсах школ и вузов, публицистике после того, как в 1953 году последовательно были убиты И.В.Сталин и Л.П.Берия и тем самым был начат ползучий государственный переворот, продолжительностью в 40 лет, завершившийся принятием конституции РФ 1993 года.

— Коррупция и злоупотребления властью не требуют владения какими бы то ни было общественно полезными знаниями и навыками: достаточно двух факторов — 1) корпоративной сплочённости желающих злоупотреблять властью в государственном аппарате и в сфере бизнеса и 2) наличия благоприятной социокультурной среды.

— А вот выявление и разрешение социально значимых проблем, противодействие коррупции и злоупотреблениям властью в управленческой деятельности в государственном аппарате и в экономике, а также — в процессе осуществления контроля граждан за деятельностью государства и бизнеса — требует кроме НЕПОДКУПНОЙ политической воли ещё и владения адекватными знаниями, обеспечивающими дееспособность.

Соответственно: искоренение коррупции требует ликвидации системы образования, обслуживающей либерально-буржуазную модель, и замещение её системой образования, дающей всем адекватные представления об объективных закономерностях бытия человеческого общества, на основе которых может быть построена политика устойчивого и безопасного развития в преемственности поколений.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА — КОНФЛИКТ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕС-ВЛАСТИ


Ещё один генератор коррупции — конфликт государственной власти и бизнес-власти, иначе говоря, — так называемый конфликт гражданского общества и государства.

При этом в западной концепции гражданского общества есть и лицемерная, заведомо лживая, составляющая:

— И потом к этому признаку добавляет другие:

Цель всех этих преобразований — бюрократия, организационно структурированная на кланово-мафиозных принципах, должна стать самовластной и реально безответственной перед обществом и фактически неподконтрольной ему.

Понятно, что такая политика поддержки в обществе встретить не может. А при своём невежестве в области объективных закономерностей ранее названных шести категорий и нравственно-этических качествах бюрократия к иной политике не способна.

Что касается нелегального воздействия бизнес-власти на государственную власть — то подкуп чиновников и депутатов — один из инструментов как достижения ею своих целей в условиях господства всегда готовой к продажности бюрократии, так и способ дискредитации государственности самовластной бюрократии с целью её последующего свержения (по сценарию типа украинского) либо модификации под свои интересы. Но и в этом случае она остаётся подконтрольной глобальной олигархии, контролирующей ТНК, и её заправилам.

КАКИЕ НАДО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ?

на основе которых может быть построена и осуществлена политика устойчивого и безопасного развития.

2, Великая идея, способная сплотить общество, на протяжении Истории — одна единственная — всем людям перестать быть человекообразными и становиться человеками, т.е. стать носителями действительного человеческого достоинства, выражающегося в определённом режиме функционирования психики, когда приоритетными алгоритмами поведения становятся:

Надо сказать, что в условиях давления общества государство вынуждено было обозначить список ценности, который можно найти в распоряжении правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года. Этот документ, подписанный премьером Дмитрием Медведевым, утвердил стратегию воспитания в РФ до 2025 года. Поскольку воспитывать детей власти предлагают на базе традиционных ценностей, им пришлось определить эти ценности.


— говорится в документе.

3. Государственно-бюрократической мафии и бизнес-власти следует согласиться с выводами 1 и 2, поскольку в противном случае настанет день, когда им придётся пожать плоды несогласия народа с той политикой, которую делают и те, и другие.

4. Только при выполнении условий 1 — 3 борьба с коррупцией традиционным способом (выявление коррупционеров по фактам коррупции, удаление их из органов власти и наказание в судебном порядке) могут быть работоспособными.

В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ. ДОХОДЫ УПРАВЛЕНЦЕВ И КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

По качеству управления, выражающемуся в производительности общественного труда, в качестве выпускаемой продукции и темпах разработки и освоения новых видов продукции в массовом производстве, названные страны уже тогда следовали в обратном порядке.

— ФРГ в среднем была благополучна до начала финансово-экономического кризиса 2008 и последующих годов;

— Япония — до начала этого кризиса была успешна при том, что не имеет своей сырьевой и энергетической базы.

Это означает, что в названных странах ошибки управления в масштабах общества в целом по своей тяжести пропорциональны кратности отношения зарплаты высших управленцев к среднестатистической, а качество управления — обратно пропорционально.


Присваивая себе десятки и сотни миллионов (кто рублей, а кто и долларов) на ими же узаконенных основаниях, даже благонамеренные высшие политики рвут обратные связи в контурах циркуляции информации в процессе социального управления на уровне четвёртого приоритета обобщённых средств управления: они не могут прочувствовать на себе негативные последствия своей дурной политики — когда большинство живёт на несколько тысяч рублей в месяц, для присваивающего миллионы и сотни миллионов рублей и долларов житейские проблемы большинства — это гораздо дальше Канн или Куршавеля.

И кроме того, это плохой стимул для борьбы с коррупцией: даже на 40 000-ную зарплату не могут быть решены такие проблемы семьи, как покупка полноценного жилья, воспитание и образование более, чем одного ребёнка.

Иными словами высшие чиновники, публикуя свои декларации о доходах и имуществе и настаивая на их правомочности, ежегодно расписываются в том, что они, в отличие от нелегальных коррупционеров, — тоже коррупционеры, но легальные, поскольку их легальные доходы на порядки превосходят стоимость потребления продукции по демографически обусловленному спектру потребностей нравственно-этической здравой семьи.

По данным Федеральной налоговой службы, 324 жителя России задекларировали за 2016 г. доход свыше 1 млрд рублей.

— Богатые в России становятся ещё богаче, — комментирует директор Центра стратегических исследований Михаил Бочаров. — В 2016 году, например, количество долларовых миллиардеров в России увеличилось на 11% (до 96 человек), а количество долларовых миллионеров — на 10% (до 132 тыс. человек). В год в России выплачивается дивидендов на 2,5 трлн руб. А ведь в первой половине 2017 года рост заработной платы составил 3,5%, а инфляция — 5%. То есть реальные доходы большинства жителей страны уменьшились.

Когда мы говорим о разнице в доходах, мы учитываем только легальные заработки. Но это вершина айсберга. С учётом теневой коррупционной распределительной системы (взятки, откаты и пр.) разрывы между богатыми и бедными в России ещё масштабнее.

Углубляющийся разрыв доходов вызывает рост недовольства населения. Как говорил когда-то бывший вице-премьер и министр финансов Александр Лившиц:


Растущая пропасть между богатыми и бедными до добра не доведёт, и история не раз уже это доказывала.

Читайте также: