Как установить тариф на тепловую энергию по соглашению сторон

Обновлено: 25.06.2024

Это неофициальное название нового метода расчета тарифов на тепло, который предлагается использовать в российских городах. Это способ определения величины тарифа и модель отношений между участниками рынка тепла. Речи о строительстве РЕАЛЬНОЙ котельной – не идёт.

Альтернативная котельная

Вопрос №2. В чем его суть?

Это метод справедливого и универсального расчета цены на тепловую энергию исходя из следующего подхода: что дешевле построить собственный источник тепла или подключиться к уже существующему?

Итоговая цена на тепловую энергию определяется по соглашению сторон.

Вопрос №3. Зачем придумали альткотельную?

Стало очевидно, что отрасль теплоснабжения хронически недофинансирована, инфраструктура устарела и сильно изношена. Из-за этого участились перебои и аварии, страдает потребитель. Чтобы решить эти проблемы необходимы огромные инвестиции (2,5 триллиона рублей или 250 миллиардов ежегодно – по данным Минэнерго 2014 года). Но существующая система не стимулирует энергокомпании к вложению средств в отрасль. Поэтому было решено ее изменить, чтобы обеспечить приток инвестиций.

Необходимо 2,5 трлн рублей на решение проблемы теплоснабжения

Вопрос №4. Что такое предельный уровень цены на тепловую энергию?

Предельный уровень цены на тепловую энергию — максимальный уровень цены на тепловую энергию, по которой теплоснабжающая организация может продавать тепло потребителям в зоне своей ответственности.

Вопрос №5. Кто будет устанавливать тарифы на тепло при переходе на альтернативную котельную?

Предельный уровень цены на тепловую энергию будет устанавливать орган тарифного регулирования региона (Региональная энергетическая комиссия и т.п.). Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон не выше предельного уровня.

Предельный уровень цены на тепловую энергию будет устанавливать орган тарифного регулирования региона

Вопрос №6. Как рассчитывается предельный уровень цены на тепловую энергию (цена альтернативной котельной)?

Размер цены на тепловую энергию рассчитывается для конкретного города (вернее зоны теплоснабжения) исходя из стоимости строительства потенциального альтернативного источника теплоснабжения. Например, если в городе N решили построить свою котельную на несколько кварталов. Тогда для расчёта предельного уровня цен берут: стоимость строительства+ затраты на покупку и подвоз топлива + затраты на доставку тепла до потребителя + зарплаты сотрудникам + другие затраты необходимые для работы котельной. Всё это делят на количество гигакалорий, которое могла бы произвести эта котельная. И получается стоимость 1 Гкал

количество вырабатываемых Гкал

Расчет цены альтернативной котельной

Вопрос №7. Можно ли продавать тепловую энергию дороже предельного уровня?

Нет, это запрещено.

Вопрос №8. Можно ли продавать тепловую энергию дешевле предельного уровня?

Да, цена может быть ниже предельного уровня. В этом случае в соглашении между ресурсоснабжающей организацией и властью прописывается специальный понижающий коэффициент.

Формирование предельного уровня цены на тепло

Вопрос №9. Что такое ценовые зоны теплоснабжения?

  • утверждена схема теплоснабжения;
  • совместное обращение власти муниципалитета и ЕТО в Правительство об отнесении к ценовой зоне;
  • согласие губернатора на отнесение к ценовой зоне.

Вопрос №10. Что такое единая теплоснабжающая организация? (ЕТО)

Вопрос №11. Кто может быть ЕТО?

ЕТО может стать организация, владеющая или управляющая крупнейшими теплоисточниками в зоне теплоснабжения (ТЭЦ, котельными), либо владеющая большей частью тепловых сетей.

Вопрос №12. В чем разница между существующим способом расчета тарифов и новым по альткотельной?

Сравнение альтернативной котельной и старого метода расчета

Вопрос №13. Когда начнет действовать новый принцип расчета тарифов?

Переход на новый метод не будет происходить одновременно по всей стране. На него по своему желанию могут переходить отдельные населенные пункты. Такая возможность есть уже сейчас. Первым решение о запуске новой модели рынка тепла принял город Рубцовск (Алтайского края), в котором тарифы по-новому начнут рассчитывать уже с 2019 года.

В населенных пунктах, которые не захотят переходит на новую модель, тарифы будут рассчитываться по-старому.

Также при АК цена может быть ниже установленного предельного уровня. В случае с эталонными тарифами она уже не меняется от установленного уровня и дешевле продавать нельзя.

Вопрос №15. Зачем потребителям и властям городов переходить на альткотельную?

Из ощутимого, станет меньше порывов на сетях, а значит и меньше неожиданных и незапланированных отключений горячей воды и отопления.

Чем раньше начать вкладывать, тем дешевле этой обойдется для энергетиков, а значит и для потребителей.

Новая модель рынка тепловой энергии устанавливает тариф на долгосрочный период (10-15 и более лет) и потребитель будет точно знать, как будет меняться тариф в это время.

Альткотельная привлекает инвестиции

Вопрос №16. Почему энергокомпании так заинтересованы в альткотельной?

Новая модель рынка тепловой энергии решает проблему прогнозируемости тарифа на период, достаточный для принятия серьезных инвестиционных решений (10-15 и более лет) и создает реальные предпосылки для притока финансирования в объекты теплоснабжения.

Вопрос №17. Насколько вырастут тарифы в случае перехода на альткотельную?

Насколько изменится тариф зависит от конкретного населенного пункта. Где-то он может вырасти, а там, где уже сейчас тариф выше предельного уровня, он будет заморожен.

Резкого роста тарифов не будет нигде.

Вопрос №18. А если предельный уровень цены на тепловую энергию существенно выше текущего уровня тарифов?

В этом случае резкого роста тарифов также не будет.

Возможны два варианта:

  1. До предельного уровня цена будет повышаться постепенно в течение срока от 5 до 10 лет.
  2. К предельному уровню будет применен понижающий коэффициент, который зафиксирует цену на тепловую энергию на уровне ниже предельного.

Вопрос №19. Что такое понижающий коэффициент?

Это коэффициент, который уменьшает предельный уровень цены на тепловую энергию, поставляемую потребителям. Этот коэффициент устанавливается по взаимному согласию ЕТО и власти муниципалитета и прописывается в соглашении между ними в тех случаях, когда предельный уровень цен на тепло, рассчитанный в рамках новой модели рынка тепла, выше действующего тарифа.

Размер понижающего коэффициента закрепляется в соглашении. И ЕТО не может продавать дороже цены, рассчитанной с учетом этого коэффициента

Вопрос №20. А если энергетики будут выставлять счета за тепло по более высокой цене?

В таком случае они лишатся статуса ЕТО и права продавать тепловую энергию , так как это будет нарушением соглашения.

Вопрос №21. Как будет меняться тариф в последующие годы, после перехода города на альтернативную котельную?

До того момента, пока цена не дойдет до предельного уровня, тариф будет расти в соответсвии с графиком, утвержденным губернатором региона (это может быть инфляция + несколько процентов). После того, как цена достигнет предельного уровня, она будет ежегодно изменятся только на уровень инфляции – не больше.

Вопросы №22. Как переход на новую модель отразится на качестве работы теплоснабжающей организации?

Переход на новую модель тарифообразования подразумевает повышение ответственности теплоснабжающей организации. Вместе со стабильным тарифом ЕТО получает обязательства по модернизации системы теплоснабжения, полную ответственность за всю цепочку производства и передачи тепловой энергии, за качество и надежность, в том числе финансовую. За нарушения ЕТО грозят штрафы, а платеж для потребителей в случае сбоев будет снижен.

В целом, переход на новую модель должен повысить качество работы энергетиков. Они смогут планировать свою работу на десятилетия вперед, строить работу системно и максимально продуктивно с пользой для потребителя, а не заниматься решением мелких локальных проблем, которые отнимают много времени, но дают мало эффекта.

Цена на тепло будет меняться только на учет инфляции

Вопрос №23. Могут ли энергетики в одностороннем порядке перевести своих потребителей на новый тариф (по методу альтернативной котельной)?

Нет, такое невозможно. По закону перейти на ценообразование по новому методу можно только по согласованию с органами власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Если власти не готовы, все остается по-старому.

Вопрос №24. Как будут контролироваться энергетики после перехода на новую модель? Не устроят ли они произвол?

При переходе на "альткотельную" ответственность ЕТО и контроль за ней усиливается. Ее контролируют местные органы власти, а также федеральная антимонопольная служба (ФАС). ЕТО грозят административные наказания за неисполнение инвестиционных мероприятии в схеме теплоснабжения, штрафы за злоупотребление доминирующим положением на рынке.

За неоднократное нарушение антимонопольного законодательства РФ компания лишается статуса ЕТО.

Вопрос №25. Как перейти на новую модель?

Как правило, перед внедрением АК инвестор (ЕТО) предлагает региону и муниципалитету программу инвестиционных мероприятий, которые призваны решить насущные проблемы в сфере теплоснабжения. Администрация рассматривает его, оценивает все последствия и принимает решение перейти на новую модель или все оставить, как есть.

В случае положительного решения властей, порядок перехода на новую модель рынка следующий:

1) Администрация города совместно с крупнейшей ЕТО готовит пакет обосновывающих документов, куда входит:

b. Документы , подтверждающие соответствие требованиям закона для перехода к новой модели (выписки из схемы, копии приказов о назначении ЕТО)

c. Описание текущей ситуации в сфере теплоснабжения

d. Оценка тарифных последствий

e. Оценка последствий для местного и регионального бюджета

f. Описание планируемого повышения эффективности от перехода к новой модели.

2) Администрация города уведомляет законодательный орган региона (законодательное собрание, совет депутатов и т.д.) о намерении подписать совместное обращение и направляет им пакет обосновывающих документов (либо их проекты) для ознакомления.

3) Администрация города совместно с крупнейшей ЕТО подписывает совместное обращение и вместе с пакетом обосновывающих документов отправляет его губернатору региона на рассмотрения.

4) После получения согласия губернатора полный пакет документов направляется на рассмотрение в Минэнерго России.

5) Минэнерго России в течение не более 60 дней готовит рекомендации по отнесению города к ценовой зоне, согласовывает их с ФАС России и Минстроем России и направляет свое заключение в Правительство РФ.

6)Правительство издает акт об отнесении города к ценовой зоне теплоснабжения.

7) После этого необходимо актуализировать схему теплоснабжения.

8) В течение 2 месяцев с момента актуализации схемы органы местного самоуправления и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В соглашении определяется понижающий коэффициент (при такой договоренности).

9) Орган регулирования рассчитывает предельную цену на тепловую энергию и направляет информацию губернатору. Губернатор утверждает график поэтапного доведения цены до предельного уровня на 5 или 10 лет.

10) Единая теплоснабжающая организация заключает со всеми потребителями договоры поставки тепловой энергии по цене не выше предельного уровня с учетом утвержденного графика поэтапного доведения и условия о понижающем коэффициенте в соглашении.

Как перейти на новый расчет за тепло

Вопрос № 26. Если модель такая хорошая, то почему так мало городов проявили желание перейти на нее?

Кроме того, на данный момент многие власти не имеют достаточно информации о новой модели и ее преимуществах, а также ждут результатов перехода на нее первых городов.

Вопрос №27. Актуальна ли альтернативная котельная для крупных городов, где с теплоснабжением нет серьезных проблем?

Вопрос №28. Что будет, если большинство городов не захотят переходить на альткотльную?

В таком случае энергетики не будут инвестировать, и системы теплоснабжения в городах не будут обновляться, а будут постепенно деградировать. Будут проводиться небольшие ремонты в рамках сумм, заложенных в тарифах.

Крупные города в целом смогут существовать и дальше, при этом есть риск, что там участятся аварии, не будет развиваться система теплоснабжения, а значит возникнут проблемы в дальнейшим с подключением к теплу новых объектов. А вот мелкие города, где уже сейчас зимой есть проблемы с отоплением, рискуют и вовсе остаться без теплоснабжения.

Кроме того, после перехода на новый метод части городов Правительство РФ внимательно оценит результаты и примет решение о дальнейших шагах.

Вопрос №29. А есть ли сегодня другие способы привлечения средств для модернизации теплоснабжения, кроме альткотельной?

Для частных инвесторов, которым нужны четкие гарантии окупаемости вложений, на текущий момент других работающих инструментов в теплоснабжении нет. Есть инструмент концессий, который неплохо себя зарекомендовал, но он обеспечивает гарантировано лишь часть вложенных средств, так как тариф все равно может быть пересмотрен в период действия концессионного договора. Действующая система долгосрочных тарифов предусматривает ежегодную корректировку даже внутри долгосрочного периода. Прогнозировать в такой ситуации инвестору возврат вложений с достоверной точностью невозможно.

Альтернативная котельная - единственный источник для привлечения инвестиций

Про планы СГК:

Вопрос №30. На сколько планирует повышать тарифы СГК в городах своего присутствия?

Решение о величине предельного уровня принимает не СГК, а орган регулирования.

СГК предлагает во всех регионах своего присутствия применять понижающий коэффициент к цене АК так, чтобы рост тарифов не превысил инфляцию на 2-3%.

Эта величина будет закреплена в соглашениях с органами власти.

Вопрос №31. В каких города присутствия СГК планируется перейти на альткотельную?

Вопрос №32. Сколько средств планирует вложить СГК в случае перехода на альтернативную котельную?

Читайте также: