Как установить гражданство умершего

Обновлено: 28.06.2024

Моя дочь умерла на территории США. У нее было двойное гражданство, две фамилии.

В 2015 году, прожив в Америке 15 лет, дочь решила вернуться в Россию. В январе 2020 года она временно приехала в Нью-Йорк на лечение. Ее состояние ухудшилось, и 14 сентября она умерла. В России у дочери квартира, в которой она прописана вместе со мной.

Какие документы о дочери из Америки необходимы, чтобы обратиться к нотариусу и вступить в наследство? Что делать при подаче заявления о принятии наследства, если человек умер в другой стране, не по месту постоянного проживания и прописки в России? Свидетельство о смерти оформлено на другую фамилию — по паспорту США. Документ о смене фамилии есть.

Три месяца я не могла предпринимать ничего: был шок от случившегося. Я пока в Америке и пытаюсь разобраться с документами. Осталось три месяца для законного вступления в наследство.

Примите мои искренние соболезнования. Смерть близких людей — это тяжелая утрата.

Что касается документов, то оформление наследства не связано с местом смерти — оно зависит от места нахождения имущества и регистрации постоянного места жительства наследодателя. Расскажу подробнее, что вам надо сделать.

Куда и когда обращаться за вступлением в наследство

По общему правилу вы можете принять наследство в течение шести месяцев со дня его открытия, то есть со дня смерти.

Это время дается, чтобы вы заявили свои права как наследник и нотариус по вашему заявлению открыл наследственное дело. Если выяснится, что у вас на руках нет каких-то документов, которые надо принести нотариусу, чтобы получить свидетельство о наследовании, это можно будет сделать позже.

Имущество в США. Если у дочери было какое-то имущество в Америке, вступать в наследство на него придется по законам Соединенных Штатов. Порядок, сроки и список необходимых документов придется узнать у местных нотариусов.

Как победить выгорание

Какие документы нужны для нотариуса

Когда придете к нотариусу подавать заявление, вам надо будет предъявить:

  1. Свидетельство о смерти дочери.
  2. Документы о родстве — свидетельство о рождении, — если вступаете в наследство по закону.
  3. Завещание, если вступаете в наследство по завещанию.
  4. Документы, которые подтверждают смену фамилии дочери.
  5. Выписку из лицевого счета или домовой книги, которая подтверждает последнее место ее регистрации.

Поскольку свидетельство о смерти выдано в США, на него обязательно надо поставить апостиль — специальную отметку, которая подтверждает юридическую силу документов во всех странах, присоединившихся к Гаагской конвенции 1961 года.

И Россия, и США присоединились к Гаагской конвенции, поэтому российский нотариус не примет выданное в Америке свидетельство о смерти без апостиля.

Нет единого ведомства, которое проставляло бы апостили на документах. Уточните, куда вам надо обратиться за апостилированием свидетельства о смерти, в учреждении, где его оформили.

Кроме апостиля вам понадобится перевод свидетельства о смерти. Нотариус может засвидетельствовать верность перевода с одного языка на другой, если сам владеет этими языками. Если нотариус не знает иностранного языка, перевод может сделать переводчик, а нотариус засвидетельствует подлинность его подписи.

Перевод свидетельства о смерти можно оформить у того же нотариуса, который будет заниматься наследством, или обратиться к другому. Но важно взять контакт переводчика у того нотариуса, который будет потом удостоверять его подпись. Дело в том, что нотариусы работают только с теми переводчиками, в чьих профессиональных способностях уверены. Переводчик, который собирается сотрудничать с нотариусом, должен предъявить диплом и другие документы, подтверждающие его знания. Нотариус проверяет подлинность документов и только после этого принимает переводы этого специалиста. Поэтому если вы обратитесь к переводчику по своему выбору, то нотариус может не принять его перевод.

Вы пишете, что дочь сменила фамилию и свидетельство о смерти выдано по американскому паспорту. В этом случае нотариусу надо будет предъявить документ, на основании которого у дочери появилась другая фамилия. Возможно, это свидетельство о браке или разводе. Если документ был выдан в США, на нем тоже должен стоять апостиль, и его также надо будет перевести.

Какие документы нужны, чтобы вступить в наследство на квартиру

Чтобы нотариус выдал свидетельство о праве на наследство, он должен знать, что входит в наследственное имущество: сколько квартир или других объектов недвижимости было у наследодателя и где они находятся. В ваших интересах рассказать нотариусу обо всем имуществе, которое принадлежало вашей дочери.

Если сведения о квартире есть в ЕГРН, впишите ее в заявление и приложите правоустанавливающий документ. Это может быть договор купли-продажи, мены, дарения, договор о приватизации, свидетельство о праве на наследство, если дочери квартира также досталась по наследству, решение суда или другие документы.

Нотариус самостоятельно запросит сведения из ЕГРН, чтобы удостовериться, что ваша дочь владела этой квартирой. Он сделает это в течение трех рабочих дней после того, как вы к нему обратитесь.

Фактическое принятие наследства

Если вы по какой-то причине не успеете открыть наследственное дело у нотариуса до того, как истекут шесть месяцев с даты смерти дочери, можете принести документы, которые подтверждают фактическое вступление в наследство.

Подтвердить, что вы фактически вступили в наследство, можно, например, выпиской из лицевого счета, из которой видно, что вы проживали совместно с дочерью, квитанциями об оплате коммунальных услуг за месяцы после ее смерти, квитанцией об уплате имущественного налога.

Приложите эти документы к заявлению о выдаче свидетельства о праве на наследство, с которым вы обратитесь к нотариусу.

Если нотариус откажется выдать вам свидетельство, попросите, чтобы он выдал вам постановление об отказе и указал в нем его причину. После этого обратитесь в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства.

Заявление надо подать в порядке особого производства по месту нахождения квартиры. Особое производство означает, что вы не спорите с другим лицом, как в порядке искового производства, а просите установить юридический факт — в вашем случае факт принятия наследства. В такое заявление не надо вписывать ответчика, а надо указать только заинтересованное лицо — нотариуса, который отказался выдать свидетельство. В заявлении попросите суд установить факт принятия вами наследства.

Или вы можете подать заявление о признании права собственности на наследуемое имущество. Тогда заявление подается в порядке искового производства, а ответчиком надо указать администрацию вашего населенного пункта.

Дело в том, что если никто из наследников не принял наследство, имущество становится выморочным — переходит в собственность городского или сельского поселения, на территории которого находится.

В любом случае в заявлении надо перечислить факты, которые свидетельствуют о принятии наследства, и доказательства, которые это подтверждают.

Как правило, если есть подтверждение фактического принятия наследства, суды выносят решения в пользу заявителей.

Например, суд в Орловской области рассмотрел заявление гражданки, которая обратилась с заявлением о признании права собственности на наследуемое имущество. Женщина пропустила шестимесячный срок обращения за наследством после смерти супруга. Нотариус выдал ей справку, что срок принятия наследства пропущен, и отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство.

Поскольку после смерти мужа вдова осталась жить в доме, часть которого принадлежала умершему, пользовалась земельным участком, сделала в доме капитальный ремонт, провела газ и починила крышу, суд заявление о признании права собственности на наследуемое имущество удовлетворил.

Если вы подадите заявление об установлении факта принятия вами наследства, решение суда, которое подтверждает этот факт, надо будет отнести нотариусу, чтобы он выдал свидетельство о праве на наследство. А если попросите суд признать за вами право собственности на наследуемое имущество, идти к нотариусу не нужно: органы Росреестра зарегистрируют право собственности на основании решения суда.

Стоимость оформления наследства и регистрация права

Закон освобождает от уплаты госпошлины наследников квартиры, если они проживали совместно с наследодателем на день его смерти и продолжают жить в этой квартире после этого.

Поэтому вам придется заплатить только за услуги технического и правового характера. Их стоимость зависит от региона. Например, в Москве выдача свидетельства о праве на наследство на каждый объект недвижимости стоит 6000 Р , а в Краснодаре — 4500 Р . Тарифы устанавливает Федеральная нотариальная палата.

Еще надо будет уплатить госпошлину за регистрацию права собственности в Росреестре. Для физлица это 2000 Р . А если подать документы в электронном виде, применяется понижающий коэффициент 0,7 — госпошлина составит 1400 Р .

Нотариус, который выдаст вам свидетельство о праве на наследство, обязан будет сам передать в Росреестр заявление о государственной регистрации права и прилагаемые к нему документы.

Если право собственности на наследуемое имущество определит суд, с заявлением и документами в Росреестр придется обратиться самостоятельно.

Надеюсь, вы решите вопрос с вступлением в наследство легко и быстро.

В Т⁠—⁠Ж есть несколько подробных статей о наследстве — возможно, они вам пригодятся:




Спасибо ТЖ, теперь мы знаем как правильно вступить в наследство погибшего дяди из Нигерии, у которого не осталось наследников кроме дальних родственников!

Я гражданка Германии, мама оставила в наследство счет в банке. Возможно ли получить его, не посещая Россию? И где найти нотариуса, который мог бы помочь оформить все документы? Возможно, есть специальные агенства?


Анастасия, спасибо большое за ответ. Дело в том, что мама была прописана у родни в Ростовской области, имела российский паспорт. А умерла она по месту жительства папы, жила с ним в Украине, Луганская область. Сейчас Это ЛНР. Получается, мне нужно искать нотариуса в ЛНР? Документы, выданные ЛНР наверное считаются недействительными. Буду очень благодарна вам за ответ.


Анастасия, спасибо большое!


Добрый день ! Мой отец является Гр США. Уехал со второй семьёй примерно 20 лет назад. Я так предполагаю по программе Баптисты-Протестанты. По очень страному стечению обстоятельств. Меня родную дочку и внука не кто ,не поставил в известность о их намерение уехать в другую страну на ПМЖ. Не имея, не каких законных оснований. Хоть я была совершенно летним человеком. Он являлся моим единственным родственником , его ребёнок был в тяжелом положении. Он знал о ситуации. И папуля умудрился обойти закон двух СТРАН . Я его родная Дочка находилось в неведении долгие годы . Очень долго его искала спустя 10 лет нашла через социальные сети. Сказать что я получила шок это мало. В своих действиях они нанесли мне огромный ущерб. Не говоря уже о моральных и духовных ценностях . Получается мой отец пропал без вести. Я не могу, не где взять документы справки где он. Информация хранится в таможне 10-15 лет . Всё остальное конфиденциально. Пыталась через социальные сети связаться пишут от его имени. Он не выходит на связь. Все мои попытки не имеют результата. Сразу бросают в блок и черный список. Я уже уверена это его семья. Обращалась в общину в РФ. Пастера в один голос, у них такие вещи не приемлемы , и они таки вещи не поддерживают и не одобряют. В США они берут приёмных, тогда когда своих родных детей бросают на произвол судьбы. Что очевидно доказывает эта семья не может относиться не какой конфессии. Ему сейчас 69 лет . Да и я уже взрослая . Его внуку 28 лет . У нас всё рухнуло все к чему стремились. У Государство РФ есть закон. Для работы на Государственной службе есть пару пунктов под которые мы попали. По действию моего родного отца в отношении к дочери и внука .Скажите пожалуйста где я могу получит документ?. Думаю даже это Свидетельство о смерти. Все правоустанавливающие документы у меня есть. Мне в любом случае придётся доказать своё существование. У меня не как ,не вяжется одно с другим. Вера в Иисуса и такие действия. Они дали понять родственных связей быть не может. Причина ясна! Мы скелет в шкафу этих людей. Я это чётко понимаю тоже .

Белоногов Анатолий Борисович 08. 12. 1951 г. С семьёй находится США штат Вашингтон г Паско


Государственная регистрация смерти производится должностными лицами российских консульских учреждений на основании ст. 64-68 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 № 143-ФЗ и пп. 36-37 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МИД России от 13.03.2018 № 3507.

Государственная регистрация смерти производится только в отношении граждан Российской Федерации.

Внимание! Российские граждане, имеющие также гражданства других иностранных государств, рассматриваются властями РФ только как российские граждане. Следовательно, в отношении них может быть принято заявление о государственной регистрации смерти.

Порядок приема

Адрес российского консульства в Гааге: Scheveningseweg 2, 2517 KT Den Haag ( карта ).

Личная явка заявителя (подающего заявление о государственной регистрации смерти): обязательна.

Срок оформления: в день обращения.

Оплата: без взимания платы.

Важная информация

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Государственная регистрация смерти производится консульским учреждением по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего, месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.

В случае если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена в российском консульстве, расположенном на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства.

В случае если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет российских консульств, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти российском консульстве.

Заявить о смерти могут:

- супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

- медицинская организация или организация социального обслуживания в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организациях;

- учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

- орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

- орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

- командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

При обращении в российское консульство по вопросу государственной регистрации смерти паспорт(а) умершего (при наличии) сдае(ю)тся в российское консульство для последующего направления в выдавшие их органы.


Список необходимых документов:

1) Заявление о смерти в письменной форме (форма № 21);

2) Один из документов, являющихся основанием для государственной регистрации смерти (документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации смерти, должны быть легализованы, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, и полностью переведены на русский язык. Верность перевода подлежит удостоверению в нотариате консульского отдела ):

а) документ о смерти, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, с печатью и подписью должностного лица или врача;

б) решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим. В российское консульство требуется представить полученную в суде, вынесшем такое решение, заверенную копию решения суда с отметкой о вступлении данного решения в силу (+ копия);

3) Документ, удостоверяющий личность заявителя (действующий паспорт + копия). В случае предъявления паспорта гражданина иностранного государства требуется представить также копию паспорта с переводом на русский язык. Апостиль проставлять не требуется.

Зарегистрировать смерть и получить свидетельство о смерти можно только в том случае, если факт смерти человека подтвержден документально. Такими документами могут быть:

    Медицинское свидетельство о смерти

Медицинское свидетельство о смерти выдается сотрудниками морга. Получить его может только родственник умершего или его представитель по нотариально удостоверенной доверенности.

Не перепутайте с документом о констатации смерти, который выдается сотрудниками скорой помощи или участковым врачом в тот момент, когда фиксируется факт смерти. Это документ, который необходимо представлять в морг.

В случае смерти ребенка на первой неделе жизни оформляется медицинское свидетельство о перинатальной смерти. Его выдает медицинская организация, в которой проходили роды, либо в которую обращалась мать после родов . Прежде чем оформить свидетельство о смерти, придется оформить свидетельство о рождении. Если ребенок умер при родах, свидетельства о рождении и смерти оформлять не надо. Вместо этого в органах ЗАГС нужно получить справку о рождении мертвого ребенка.

">установлении факта смерти или Признание человека умершим

Признание человека умершим — это решение суда, вынесенное на основании того, что человек пропал без вести и сведения о нем не поступали в течение пяти лет (двух лет — для военнослужащих, шести месяцев — для тех, кто исчез при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать их гибель от определенного несчастного случая).

Подать заявление о реабилитации может родственник репрессированного или организация в органы внутренних дел или в прокуратуру.

Кроме того, если нет справки, подтверждающей смерть лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного, то он может обратиться в орган ЗАГС с заявлением об оказании содействия в получении данного документа у компетентных органов.

2. Кто и когда должен заявить о смерти?

Получить свидетельство о смерти может любой человек, имеющий на руках необходимые документы.

Регистрировать смерть рекомендуется в течение трех дней, но никаких санкций за нарушение срока подачи заявления законодательством не предусмотрено, поэтому свидетельство о смерти можно беспрепятственно получить и позже. Главное — до похорон, так как без свидетельства о смерти не получится захоронить умершего на московском кладбище: документ является обязательным.

3. Какие документы потребуются, чтобы получить свидетельство о смерти?

Для регистрации смерти вам понадобятся:

    ;
  • документ, подтверждающий смерть: медицинское свидетельство о смерти (перинатальной смерти), решение суда об установлении факта смерти или признании человека умершим, документ, подтверждающий смерть реабилитированного человека;
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя

Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • загранпаспорт гражданина Российской Федерации — для лиц, постоянно проживающих за границей.

Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина (лица без гражданства):

  • паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • удостоверение беженца;
  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
  • свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
  • разрешение на временное проживание в Российской Федерации (для лиц без гражданства);
  • вид на жительство в Российской Федерации (для лица без гражданства).

Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан или лиц без гражданства, должны быть переведены на русский язык и удостоверены российским нотариусом.

Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина (лица без гражданства):

  • паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • свидетельство о рождении — для детей до 14 лет;
  • удостоверение беженца;
  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
  • свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
  • разрешение на временное проживание в Российской Федерации (для лиц без гражданства);
  • вид на жительство в Российской Федерации (для лица без гражданства).

Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан или лиц без гражданства, должны быть легализованы, переведены на русский язык и удостоверены российским нотариусом.

Если заявитель или умерший — иностранный гражданин или лицо без гражданства, потребуется нотариально заверенный перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность.

Фроловская Юлия Ивановна, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук, доцент.

Юдина Юлия Викторовна, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются процессуальные особенности порядка рассмотрения дел об установлении факта регистрации смерти, факта смерти при определенных обстоятельствах и в определенное время, а также дел об объявлении гражданина умершим.

Во-вторых, основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или объявлении лица умершим, вступившее в законную силу .

См.: Юдина Ю.В. Объявление лица умершим в системе оснований открытия наследства // Наследственное право. 2007. N 1. С. 14 — 21.

В-третьих, таким основанием может являться документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий.

Судебное установление факта смерти происходит в порядке особого производства районными судами. В таком порядке, в котором устанавливаются различные юридические факты, традиционно рассматривается незначительное количество дел (по сравнению с делами искового производства). По данным официальной статистики, в 2013 г. в судах общей юрисдикции было рассмотрено 11632265 дел, из которых лишь 349049 (приблизительно 3%) — дела особого производства. Категории дел особого производства согласно данным статистики количественно представлены следующим образом: об установлении факта признания отцовства — 8794 (2,5%), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим — 9732 (2,8%), об установлении иных фактов, имеющих юридическое значение — 182387 (52,3%), о признании гражданина ограниченно дееспособным — 397 (0,1%), о признании гражданина недееспособным — 27242 (7,8%), об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права распоряжаться своими доходами — 65 (0,02%), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации) — 22 (0,01%), о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь — 26209 (7,5%), о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам — 278 (0,08%), о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке — 40116 (11,5%), дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении — 780 (0,2%), об исправлении записей в книге актов гражданского состояния — 7309 (2,1%), об усыновлении детей — 15806 (4,5%), по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства — 150 (0,04%), иные дела — 29762 (8,5%). Из всех категорий дел особого производства на долю дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, приходится 64,2% — 224257 дел, рассмотренных с вынесением судебного решения.

В ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) среди перечня дел об установлении юридически значимых фактов закон говорит о таких как: факт регистрации смерти и факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах. Объединяет эти категории дел следующее. Во-первых, это факты, имеющие значение, т.е. от их установления зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций. В связи с этим в заявлении должна быть указана цель, для достижения которой заявителю требуется установить этот факт. Во-вторых, отсутствует спор о праве. Причем суд должен выяснить круг заинтересованных субъектов, не нарушены ли права и законные интересы других лиц, не скрывается ли лицо от какой-либо ответственности или наказания. В-третьих, для заинтересованного лица не представляется возможным в ином (внесудебном) порядке получить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты, или невозможно восстановить утраченные документы.

Следует различать данные категории дел по предмету доказывания. Поскольку при установлении факта регистрации смерти суд устанавливает такой факт, если такая регистрации на основании установленных документов была ранее проведена, но актовая запись не сохранилась, утрачена или по иным причинам органы ЗАГС отказывают в выдаче повторного свидетельства о смерти.

Заявление об установлении факта смерти подается в районный суд по месту жительства заявителя. При этом закон говорит о том, что с таким заявлением может обратиться любое заинтересованное лицо, независимо от родственных отношений с умершим. В различных международных договорах Российской Федерации предусмотрено признание факта смерти лица, являющегося гражданином иностранного государства.

Так, например, по делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении лица умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции договаривающейся стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно, по последним данным, было в живых, а в отношении других лиц — учреждения юстиции по последнему месту жительства лица.

Учреждения юстиции каждой из договаривающихся сторон могут признать гражданина другой договаривающейся стороны и иное лицо, проживавшее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны. При рассмотрении дел о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим и дел об установлении факта смерти учреждения юстиции договаривающихся сторон применяют законодательство своего государства .

Итак, такие категории дел, как установление факта смерти, установление факта регистрации смерти, объявление гражданина умершим — это категории дел особого производства, которые существенно отличаются по предмету доказывания, объему доказательственной базы, процессуальному порядку их рассмотрения.

1. Абраменков М.С. Юридическое значение открытия наследства // Наследственное право. 2015. N 2. С. 6 — 9.

2. Блинков О.Е. Memento mori // Власть Закона. 2011. N 4. С. 43 — 53.

3. Блинков О.Е. О юридическом значении смерти в завещании // Наследственное право. 2012. N 2. С. 3 — 6.

6. Матье М.Л., Ростовцева Н.В. Наследование по закону в России и Франции: сравнительное исследование // Наследственное право. 2014. N 4. С. 28 — 46.

7. Юдина Ю.В. Объявление лица умершим в системе оснований открытия наследства // Наследственное право. 2007. N 1. С. 14 — 21.

Читайте также: