Как уйти от разговора с начальником

Обновлено: 30.06.2024

Хамство — самый доступный способ самоутвердиться за счет другого человека. Как поступать, как реагировать, если вам хамит коллега или руководитель в присутствии всего коллектива? Антон Ходарев, доктор экономических наук и профессиональный ментор, дает несколько конкретных советов

Позвольте, я вас покритикую

С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.

Надо ли отвечать на хамство?

Есть несколько вариантов ответа.

  • Спокойно промолчать с осознанием своей силы

Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.

Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.

В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.

Хамство со стороны начальства

Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.

Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.

Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:

1) Каковы ваши личные ощущения?

2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?

3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?

Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.

Элемент большой игры

Что делать с хамом дальше?

Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.

И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?

Учимся справляться с агрессией со стороны руководства.

Гнобит начальник

Психологическая агрессия со стороны начальства причиняет ущерб не только работникам, но и всей компании в целом. Если верить социологам, ежегодно компании США теряют $24 млрд. по вине токсичных руководителей. В России такой статистики пока нет, но исследования в этом направлении уже ведутся.

В статье мы рассмотрим, что делать работникам, которых гнобит начальник. Если вы столкнулись с абьюзом со стороны босса, наши советы помогут вам сгладить ситуацию и сберечь свои нервы. Самые смелые и стрессоустойчивые могут побороться за свои права и восстановить справедливость.

Как понять, что вы имеете дело с токсичным начальником

Руководитель имеет право требовать от подчиненных выполнения их прямых обязанностей и применять к ним дисциплинарные меры. Поэтому, если начальник ругает вас за опоздания, не позволяет отвлекаться на соцсети в рабочее время, соблюдает субординацию, не спешите записывать его в самодуры. У вас сформировалось неправильное представление о роли начальника, и в ваших же интересах его пересмотреть.

Говорить об абьюзе и психологической агрессии следует в том случае, если руководитель систематически оскорбляет вас, повышает голос, злоупотребляет своим должностным положением.

Давайте подробнее рассмотрим признаки абьюза со стороны начальства.

  1. Эмоциональная несдержанность. Поведение начальника сильно подвержено колебаниям настроения. В моменты эмоционального подъема он весел и добр, охотно общается с подчиненными, шутит. Но если его настроение омрачено чем-то, он выплескивает весь свой негатив на подчиненных: кричит, стучит кулаком по столу, швыряет предметы.
  2. Унижения. Начальник имеет право критиковать работу подчиненных, но делать это должен в корректной форме. Не переходить на личности, не ставить под сомнение умственные способности и профессиональные качества работника, не оскорблять его. В противном случае его критика превращается в агрессию.
  3. Шантаж и манипуляции. Начальник может использовать свое должностное положение, чтобы заставить работника подчиниться своей воле. Чаще всего с этой целью используются угрозы увольнением или применением различных санкций. Работники, которые дорожат своим рабочим местом вынуждены подчиниться.
  4. Дискриминация. Бывает, что босс испытывает личную неприязнь к группе людей, объединенных каким-то общим признаком: национальностью, вероисповеданием, политическими взглядами. С высоты своей должности он пытается всячески принизить ненавистных ему работников: сокращает премию, дает самые сложные задания, относится строже, чем к другим сотрудникам.
  5. Обесценивание. Токсичные начальники щедры на критику и скупы на похвалу. Если подчиненный достиг выдающихся результатов – то это всего лишь счастливая случайность. Вместо поощрения его скорее всего ждет повышение рабочей нагрузки.
  6. Отсутствие четких указаний. По мнению токсичного начальника подчиненный должен сам додуматься, что тот от него требует. Такая позиция очень удобна – всегда можно найти, к чему придраться, и заставить переделывать.
  7. Безапелляционность. Такой начальник уверен, что он всегда прав. А даже если не прав, подчиненным воспрещается указывать ему на ошибки. При этом ответственность за его промахи ложится на плечи работников, а он оказывается не при делах.
  8. Домогательства. В адрес подчиненных противоположного пола могут сыпаться сальные шуточки и недвусмысленные намеки. Причем, если раньше такое поведение наблюдалось лишь со стороны начальников-мужчин, то сегодня им грешат и женщины.

Что делать, если вам попался токсичный начальник

Самое простое и очевидное решение – сменить место работы. Постоянно находиться рядом с источником агрессии – опасно для здоровья, как психологического, так и физического. Однако, просто взять и уволиться не всегда возможно. Иногда это сопряжено с серьезными потерями и неудобствами.

Например, если сотрудник находится в предпенсионном возрасте, найти новое место работы ему будет проблематично.

Как же быть? В этом случае у вас два варианта – встать на тропу войны или смириться со своей участью и постараться сгладить последствия. Первый вариант подходит только сильным духом личностям со стальными нервами. В конце статьи я поделюсь с вами реальным опытом выигранной войны с начальником, свидетелем которой я стала.

Сосредоточьтесь на рабочем процессе

Не забывайте, зачем вы приходите на работу. Основные цели каждого работника – профессиональное развитие и достойный заработок. На них и сосредоточьтесь. Вам не обязательно из кожи вон лезть, чтобы подружиться с начальником и произвести на него хорошее впечатление. Воспринимайте отношения с ним как фон, на котором происходят другие важные события.

Я понимаю, что это непросто. Особенно если вы человек чувствительный и ранимый. Отнеситесь к этому испытанию как к захватывающему квесту. Если вы успешно пройдете его, в конце вас ждет награда – повышение стрессоустойчивости и уровня самоконтроля.

Добросовестно выполняйте свои обязанности

Работайте так, чтобы у начальника не было повода к вам придраться. Соблюдайте трудовую дисциплину, сдавайте проекты в срок, постарайтесь не допускать ошибок. Тогда вы будете практически неуязвимы для нападок.

Не исключено, что и отношение босса изменится, когда он оценит реальную пользу от вашей безупречной работы. Особенно если другие сотрудники работают спустя рукава.

Не забывайте про деловую этику

Общайтесь с начальником, соблюдая субординацию. Сведите к минимуму разговоры, не относящиеся к рабочему процессу. Будьте вежливы, тактичны и сдержанны. Не стоит посвящать босса в подробности вашей личной жизни, грузить его своими проблемами и переживаниями. Иначе у него будет соблазн использовать ваши слабости в своих интересах.

Берегите свою репутацию – не ввязывайтесь в непонятные истории, не сплетничайте и не создавайте поводов для сплетен, не критикуйте коллег за их спиной, не выдавайте чужих секретов. Тогда вас будут уважать и ценить на рабочем месте.

Не принимайте слова начальника на свой счет

Если вы будете принимать всерьез все гадости, которые говорит вам начальник, вскоре от вашей самооценки ничего не останется. Вы поверите в собственную никчемность и некомпетентность и действительно начнете работать хуже.

Увольняйтесь

Если вас ничего особо не держит на этом рабочем месте и вы с легкостью сможете найти другую работу, нет смысла трепать себе нервы. Пишите заявление на увольнение, не дожидаясь, пока у вас начнет дергаться глаз. Психологическое благополучие дороже любых денег.

Если уволиться прямо сейчас вам не позволяют обстоятельства, придется потерпеть какое-то время. Запаситесь успокоительными и готовьте пути к отступлению. Сформируйте подушку безопасности на первое время, пройдите дополнительное обучение, чтобы повысить свою востребованность на рынке труда.

Приготовьтесь к войне: совет для самых стрессоустойчивых

Я знаю всего один случай, когда война с начальником закончилась триумфальной победой подчиненного – я расскажу о нем ниже. Во всех остальных известных мне случаях работники в итоге увольнялись, но перед этим успевали потрепать боссу нервы.

Поэтому, если вы не привыкли мириться с несправедливостью и хотите отстоять свою честь, можете перед уходом повоевать со своим начальником. Но будьте готовы к тому, что он применит против вас все доступные ему рычаги воздействия.

Напишите заявление в произвольной форме, подробно изложив факты применения по отношению к вам психологического насилия. Если есть доказательства (аудиозапись оскорблений, показания ваших коллег), приложите их к заявлению. Направьте по одному экземпляру в трудовую инспекцию и в прокуратуру. В течение месяца вам обязаны дать официальный ответ.

При наличии различных нарушений на рабочих местах, связанных с унижением чести и достоинства сотрудников, действует статья 5.61 КоАП. Санкции по этой статье предусматривают штрафы как для должностных лиц, так и для организации в целом.

Предварительно можно поговорить с непосредственным начальством вашего босса. Сказать, что вы не хотели бы выносить сор из избы и портить репутацию компании, но не видите иного выхода.

А теперь расскажу обещанную историю про токсичного босса со счастливым концом. За год до выхода на пенсию у моего отца случился конфликт с его начальником. Папа вступился за молодую сотрудницу, которую хотели лишить законного оплачиваемого отпуска на время сдачи сессии. Босс тогда сильно разозлился и обещал поставить папу “на место”.

И уже через месяц его лишают премии на основании жалобы одного из коллег на некачественно выполненную работу. Так как свои обязанности папа всегда выполнял добросовестно, ему сразу стало ясно, откуда ноги растут у этой жалобы. Теперь уже папа не на шутку разозлился. Он у меня человек старой советской закалки, с обостренным чувством справедливости. Такого хамского отношения он стерпеть не мог.

Папа вооружился диктофоном и отправился выяснять у коллег, кто написал донос. Поначалу никто не хотел говорить, но вскоре одна женщина призналась, что составила жалобу под давлением начальника. После этого папа написал письмо в министерство, которому была подконтрольна их госструктура, и подробно изложил суть проблемы.

Вскоре его вызвали на очную встречу, где сотрудник министерства обещал во всем разобраться и принять меры. На следующий день начальник подходит к нему и молча возвращает деньги. Кроме того, ему выделяют отдельный кабинет, где он спокойно работает до выхода на пенсию, и начальник больше не смеет его беспокоить.

Возможно, кого-то эта история вдохновит на борьбу за свои права. Если вы чувствуете в себе силы побороться, почему бы и нет. Только тщательно продумайте план действий и оцените возможные риски.

Заключение

Уйти или терпеть – вот в чем вопрос. В ситуации с токсичным боссом первый вариант кажется более предпочтительным. Как известно, нервные клетки не восстанавливаются, поэтому их нужно беречь. А работу своей мечты вы еще успеете найти.

Как найти подход к руководителю с частыми перепадами настроения

Вадим Рубан тренер коммуникационных программ, коуч

На таких начальников жалуются многие: в один день он веселый и дружелюбный, а на следующее утро может накричать на вас в присутствии всего коллектива. Как же работать с непредсказуемым руководителем? Можно ли как-то повлиять на стиль поведения неуравновешенного шефа, или вам остается только молчать – или увольняться?

Исследуя эту тему, Нэнси Ротбард 1 говорит: "Работу с непредсказуемым начальником значительно осложняет тот факт, что вы никогда не знаете, с “каким” шефом вы сегодня столкнетесь — со злым и язвительным или с веселым и конструктивным. Сегодня шеф может быть вашим другом, а завтра он хам трамвайный. Когда вы работаете с начальником, у которого неуравновешенный характер, это серьезно осложняет и без того непростые рабочие отношения".

Когда вы становитесь мишенью для вспышек начальственного гнева, "может быть очень трудно не начать винить себя, по крайней мере в чем-то", — говорит Натанаэль Фаст (Nathanael Fast) 2 , доцент кафедры менеджмента Университета Южной Калифорнии. Но скорее всего, к вам лично это не имеет никакого отношения.

Просто вам нужно внимательнее продумать ваши методы работы с шефом. Ниже - несколько рекомендаций.

Не принимайте на свой счет

Когда шеф, известный частыми вспышками гнева, начинает на вас кричать, самое конструктивное, что вы можете сделать, — это не принимать грубость на свой счет. Перепады настроения обычно связаны с более глобальными проблемами. Дело в том, что, скорее всего, не вы лично раздражаете шефа, а сам предмет разговора провоцирует эти вспышки.

В такой ситуации действительно важно, хотя порой очень сложно, понять и определить истоки поведения шефа. Сказать, что ваш начальник идиот или придурок, конечно, можно, но облегчения это не принесет. Постарайтесь посмотреть на ситуацию сверху, не включаясь в нее, не реагируя на крики. Может, этот разговор идет по стандартному сценарию, который возможно изменить?

Кстати, иногда бывает полезным прислушаться к тому, что именно говорит шеф, а не к тому, каким тоном он это делает.

И еще запомните: крик — это всегда проявление слабости и беспомощности человека. Есть очень мудрое выражение: "Крик человека — это крик о помощи". Иными словами, если человек повышает голос, он чувствует свою неуверенность и слабость в каком-то вопросе.

Значит, в ваших интересах разобраться в причинах крика. Как только вы это сделаете, вам будет несложно нейтрализовать грубое поведение шефа в будущем.

Ищите поводы и причины

Чем глубже вы сможете разобраться в том, что вызывает перепады настроения начальника, тем лучше. Это может быть банальный низкий сахар в крови. Ваш шеф каждое утро приходит в офис хмурым? Или он в приподнятом настроении после обеда?

Вполне возможно, что его вспышки гнева объясняются особо стрессовыми ситуациями на работе. Может, ежемесячный совет директоров, который всегда проходит напряженно, является причиной перемен в его поведении.

Или такие перепады настроения могут быть проявлением так называемой эго-защиты. Такие люди могут быть суперчувствительными к угрозам, реальным или мнимым. Когда эмоционально реагирующий человек чувствует приближение внешней или внутренней угрозы, он может превратиться в чудовище.

Поиск толкований и поводов для различных реакций шефа поможет вам найти подсказки, чтобы объяснить его поведение и разработать свою стратегию.

Выбирайте время общения

Как только вы поймете основные причины эмоциональных вспышек начальника, вы сможете использовать это для планирования общения с ним. Вам действительно нужно научиться четко определять для себя ситуации, когда вы будете с ним общаться. Например, вам стоит залечь на дно, пока он не выпьет утренний кофе. Вероятно, не лучшая идея начинать обсуждение с ним второстепенных вопросов сразу после того, как он вышел после напряженной встречи с клиентом.

В таком случае имеет смысл спросить у него, чем вы можете быть ему полезны сейчас. Факт того, что вы здесь и готовы помочь, позволит ему почувствовать вашу поддержку. И это очень важно. Такие действия со стороны подчиненных и команды, как правило, поднимают настроение руководителю.

Оставайтесь спокойным

Если начальник начинает кричать или унижать вас по причинам, которые вам неизвестны, очень важно, чтобы вы не отвечали тем же. Это только усугубит ситуацию и, вероятно, еще больше усилит его гнев. В такие минуты вам лучше не говорить ничего, о чем вы потом пожалеете.

Если вы чувствуете, что вот-вот закипите, просто извинитесь и выйдите из комнаты. Прогуляйтесь вокруг офиса или найдите тихое место, где вы можете собраться с мыслями.

Обсудите этот вопрос с вашим шефом позднее в приватной обстановке. "Если ваш шеф — эмоционально реактивный человек, публичный конфликт с ним может повлечь за собой непредсказуемые последствия", — говорит Нэнси Ротбард.

Благодарите заранее

Нэнси Ротбард предлагает использовать практику "стратегических извинений". Ее суть состоит в том, что вы приносите искренние извинения за обращение к шефу в неподходящее время или признаете свои собственные небольшие погрешности. "Это может разрядить обстановку и показывает, что вы понимаете непростое положение шефа", — говорит Нэнси Ротбард.

Время двигаться дальше

При всем при этом вы не должны мириться с откровенным хамством на работе. "Когда это доходит до стадии, влияющей на ваше здоровье или напрямую мешающей выполнению должностных обязанностей, — это верный признак, что нужно предпринимать решительные действия. Вы можете уведомить отдел персонала либо искать другое, более дружелюбное место работы", — говорит Натанаэль Фаст.

Как наладить контакт с директором, которая ничего слышать не хочет

Сегодня исполнилось ровно десять месяцев, как Светлана Сергеевна заняла пост директора клиники, но настроение было нерадостное. Утренняя пятиминутка, как и вчера, закончилась перепалкой между ней и заведующим терапевтическим отделением Михаилом Яковлевичем.

Дело в том, что у Светланы Сергеевны был неплохой управленческий опыт, и она уже несколько раз создавала с нуля и ставила на рельсы различные компании. Это были в основном параллельные бизнесы ее мужа, талантливого профессора, доктора медицинских наук, звезды столичной пластической хирургии. Сама же Светлана Сергеевна в сфере медицины исполняла лишь роль пациентки, ну, или в лучшем случае администратора.

На стадии подготовки к открытию клиники вопросы закупки оборудования и отбора специалистов решал муж, а оформлением документов и ремонтом с удовольствием и успешно занималась Светлана Сергеевна.

Однако после открытия клиники Светлана Сергеевна все чаще стала слышать в свой адрес поучительные реплики со стороны врачей и особенно заведующих отделениями. Она начала подозревать, что они пытаются показать ей, что они дипломированные врачи, а она просто супруга профессора и владелица клиники.

По сути это было не так. Действительно, врачебный коллектив клиники не испытывал восторга от того, что их директор не врач, но такая ситуация не редкость в наше время. Но вот как можно донести любые, даже самые безобидные мысли до человека, который воспринимает все слова негативно и на свой счет, — было пока для них непонятно.

Ну что ж, если нельзя одеть директора в белый халат, значит, нужно снять его самому, по крайней мере на время совещания. А также, в порядке эксперимента, попробовать говорить быстрее и энергичнее, как директор.

Михаил Яковлевич поделился своими мыслями с коллегами — заведующими тремя другими отделениями новой клиники, и они решили начать эксперимент. Ведь они сами были заинтересованы в нормализации ситуации и действительно признавали за Светланой Сергеевной определенные административные таланты.

На первом после начала эксперимента совещании четверо заведующих отделениями были в гражданской одежде, то есть не в белых халатах, и по этой причине, а может еще почему-то, у них не случилось споров с директором. Они быстро и по существу обсудили вопросы, и даже были моменты, когда Светлана Сергеевна искала в их лице поддержки при обсуждении вопроса о премировании младшего медперсонала.

Сама же Светлана Сергеевна, заметив других руководителей в гражданской одежде, почувствовала себя спокойнее: ей на мгновение показалось, что теперь она не одна, и у нее есть единомышленники.

Впоследствии стало негласным законом для всех приходить на совещания без белых халатов. И стоит отметить, теперь споры если и возникали, то исключительно по серьезным вопросам и с заслушиванием всех вовлеченных сторон.

Мораль этой истории заключается в том, что порой поводами для раздражения и вспышек гнева у руководителя могут быть не только слова и поступки, но и формальные атрибуты. Без труда устранив их, можно начать эффективно решать вопросы и исправлять ситуацию.

2 Fast Nathanael, Joshi Priyanka. Decision Making at the Top: Benefits and Barriers. The Psychology of Social Status. 2014.

3 O’Hara Carolyn. Managers, You’re More Intimidating Than You Think. The Week Magazine, March 4 2016 (Vol. 16, Issue 760).

"Каждый день хочу уволиться". "Наконец-то, пятница!" "Мой начальник - настоящий вампир!" Если вам знакомы эти фразы, то явно психологический климат на работе оставляет желать лучшего. Строить рабочие отношения с коллегами бывает не просто, а уж с начальством — и того сложнее. Поэтому marketing.by запускает серию материалов, в которых вместе с психологами будет разбирать деловое взаимодействие, коммуникацию в командах и искать решения проблемных ситуаций.

Начнём с начальника-тирана. Как его распознать еще на собеседовании, а если вы к нему попали - как правильно общаться и не стать жертвой буллинга, разбираемся с Еленой Васильевой – психологом и бизнес-тренером.

devil-1137x664.jpg

Первое, о чём необходимо сказать, это то, что у нас в Беларуси, люди более терпимы к скрытой агрессии. Там, где украинцы начинают “бастовать” и вступать в перепалки, а русские просто сливаются, наши — долго и упорно терпят.

И вы могли заметить, что у нас очень мало “открытых” кейсов про внутренние конфликты внутри коллектива в компаниях. Никто не выносит ничего наружу – то есть если ведутся обсуждения сотрудниками, то в основном кулуарно. Но если ты не попадаешь в тусовку и не имеешь надежного источника, чтобы узнать информацию о работодателе, ты остаёшься в полном неведение о происходящем внутри компании.

В любом случае, сотрудники — это средство достижения определённых целей компании, но если мы говорим о бизнесе, связанном с креативом — то здесь, кроме всего прочего, очень важен фактор эмоциональной поддержки и включенности, на которую так рассчитывают работники.

Когда люди говорят о негативных чувствах, которые их задевают на работе, то на первое место часто выходят эмоциональная холодность и неприкрытое использование. Оно воспринимается как обесценивание: ты просто единица, нивелированная до проекта. Ты, как личность, не важна.

Как распознать, что перед вами начальник-тиран?

Первое и самое главное - уже во время собеседования или первой встречи — это собственное ощущение, что где-то что-то не то. Не всегда эта реакция может быть вызвана негативными явлениями. Это может быть и сверх похвала. На любой стадии общения очень важно прислушиваться к себе. Нельзя полностью доверяться внешнему флёру первого контакта.

Что отличает тирана от харизматичного руководителя? Это отсутствие эмоциональной связи, которая отделяет жесткость от жестокости и игру на интересе от манипуляций.

Если ты хочешь себя продать и тебе начинают красиво продавать место работы, то мы можем с лёгкостью закрыть на многое глаза и выйти с мыслью, что со мной всё будет уж точно иначе. Но нет, не будет.

Мы очень профессионально умеем уверять себя в том, что какие-то наши навыки и качества уберегут нас от негативного отношения. И продолжаем оправдывать происходящее даже в том случае, когда в углу кто-то плачет или люди вокруг дают уклончивые ответы по поводу происходящего в коллективе.

5915fea338c1ed29cea19413ece90e24.jpg

Как предвидеть ситуацию

Когда вы принимаете решение о выборе нового места работы, важно иметь возможность спросить у кого-то из коллектива о том, кто работал до вас на этом месте, почему человек ушёл. Как вообще развивается жизнь коллектива вне проекта. Во всём должен быть баланс. Потому что если вы видите, что работники чрезмерно сплоченные — это также должно настораживать. Там, где есть тиранический руководитель, имеет место тенденция к сильному сплочению коллектива. Он становится отдельным организмом, который существует вне руководителя.

Что делать, если уже попал к тирану

Если ты видишь, что попал на работу к тираническому руководителю, нужно очень грамотно и трезво взвесить свои силы. Тираны достаточно эффективны. Они имеют очень четкие цели и знают пути для их достижения, по которому уверенно ведут весь бизнес.

devilwearsprada_10.jpg

Коллектив здесь имеет свою структуру. Такие руководители окружают себя очень результативными людьми и забирают к себе лучших профессионалов. На них напрямую они свои “когти” не выпускает – там, как правило, работают более тонкие манипуляции. Этот пласт работников часто не испытывает грубого давления и выступает своеобразной подушкой, которая смягчает взаимодействие с другими членами коллектива. Вопрос в том, в какой позиции оказался ты.

В том случае, если тебе удается стать частью системы, но не отождествиться с ней, ты получаешь жесткий личностный опыт, сопряжённый с большим количеством преференций. Но если по какой-то причине ты уязвим, и в тебе есть струна жертвы и неуверенность в себе, это психологически тебя уничтожит и последующее восстановление занимает много времени.

“Звоночки”, которые говорят о том, что с вашей работой что-то не так:

  • нежелание вставать утром на работу,
  • внутренняя тревога, подавленность,
  • постоянное ожидание выходных,
  • появление замкнутости,
  • постепенно сюда добавляется желание взаимодействия только с определённым кругом коллег.

Andy---Nigel-the-devil-wears-prada-204971_1400_929.jpg

Кто-то доводит всю ситуацию до того, что сам провоцирует конфликт и увольнение. Это перекладывание ответственности за принятие решения и действие на внешние обстоятельства. Но бывают ситуации, когда человека нужно убрать и его самого провоцируют. Эти моменты очень пограничные. В идеальном мире идеальных людей или в книгах всё предельно понятно, но не в реальности часто бывает по другому.

То, что выросло из вашего начальника — не ваш рабочий вопрос

Мы все склонны переносить, рефлексировать и тем самым оправдывать своих начальников. Человек прочитал две-три книги по управлению и начинает думать, что если бы у руководителя всё было хорошо, то, наверное, он так с нами не поступал. Всё это якобы травмы, которые есть у всех.

Но нужно запомнить раз и навсегда: то, что из него выросло — это вопросы только его мамы и папы, психотерапевта, жены или кого угодно другого, но это не ваш рабочий вопрос. То, что вы видите — вам не кажется. Такой человек живет в такой системе управления, с таким характером и не ваша задача его перевоспитывать.

Может ли тиран измениться?

Бывают случаи, когда в работе используются командообразующие практики с иллюзорной формой общего равенства. И вроде как с тобой разговаривают и вы с начальником всё прояснили. Но потом проходит время и вы понимаете, что ничего по большому счёту не поменялось. В таких случаях ты становишься ещё более уязвимым, потому что у тебя была надежда, которая не оправдалась.

111506.jpg

Нет никакой лирики. Даже если что-то в руководителе поменяется, то это не ради вас. Поменять такого руководителя может лишь тот случай, если над ним кто-то появится, либо на это повлияют его личные жизненные обстоятельства. Но вы всё равно останетесь песчинкой, которая включена в обслуживающий процесс.

Как грамотно заступиться за коллегу

Тирания начальника может иметь множество проявлений и трудно говорить про них без каких-то конкретных кейсов. Бывает, вы становитесь свидетелем прессинга в отношении коллеги. И здесь нужно понимать, что заступаясь за человека, который подвергается прессингу в коллективе, вы оказываетесь в ситуации, когда обслуживаете его позицию жертвы.

Кроме того, автоматически мы начинаем считать, что коллега настолько слаб, что не способен защитить себя, а я вроде как лучше, выше и могу помочь. Это тоже ошибочный путь. Сложная ситуация. Если вы находите в себе силы, то с человеком в такой ситуации стоит поддерживать контакт, потому что может существовать провокация на изоляцию, но при это ваше общение должно быть на равных

Если же вы становитесь свидетели эмоционального взрыва начальника по отношению к коллеге, то здесь, как минимум, нужно обозначить своё присутствие: посмотреть в глаза, встать, сказать: “Возможно мне стоит выйти, если вы хотите остаться и поговорить”. Но нейтрально. Не стоит стараться перехватить поток. Обычно этого отвлечения достаточно для того, чтобы люди пришли в себя.

Ситуация с буллингом ещё более сложная. Она прекращается только в том случае, когда вы делаете её зримой. Для этого нужно согласие всех остальных коллег в желании цивилизованно существовать в коммуникативном поле. Если кого-то делают козлом отпущения, то наивно думать, что если человек уйдёт — ситуация поменяется. Нет, найдётся другой человек, который займёт это место.

Начальник тиран не может существовать сам по себе, ему всегда нужна свита.

402079.jpg

Если вы стали жертвой провокации.

Если вы решили остаться на этом месте работы, то здесь существует только один вариант — отстраивать себя и свои границы, и использовать всю ситуацию, как тренажёр. Нужно четко понимать, что ты делаешь и для чего. Из данного места работы ты выносишь определённые навыки и пользу, ради которой можно совладать с поведением начальника. Нужно очень четко разделить ситуацию и себя.

В том случае, если вы становитесь жертвой эмоциональной провокации со стороны начальника, нужно постараться четко отделить суть в поручении или замечании от подоплёки. Идеально, если вы сможете вдохнуть-выдохнуть и уточнить, что вам нужно сделать или в чём суть претензии.

— Пожалуйста, повторите ещё раз, что от меня требуется?
— Правильно ли я понимаю, что мы говорим о том и том?

Если вам хватит внутреннего стержня, чтобы не ввязаться в провокацию на конфликт, а четко отзеркалить и всё проговорить, то, как правило, манипуляция прекращается. Но если вы включились эмоционально — всё, дальше в ход идут эмоции.

orig.jpg

Также в таких ситуациях важно обращаться к “Я-высказываниям”. Говорить через себя.

— Правильно ли Я вас понял?

— Я хочу, чтобы вы меня услышали.

Кроме того, недостаточно сказать, что вам не нравится.

“Мне не нравится” — это обвинение, которое ведет к нападению. Всегда нужно что-то предлагать.

— В данной ситуации я предлагаю .

Существует страх, что тебе скажут что-то в след

В Беларуси есть ещё одна особенность. У нас большая часть очень успешных и талантливых людей заставляют себя страдать в производственных отношениях дольше, чем необходимо. Они понимают, что готовы уйти, но опасаются “шлейфа”. Потому что: “Это же собственник, который где-то кого-то знает и может что-то плохое про нас сказать”.

Существует страх, что тебе скажут что-то в след. Иногда люди так плотно садятся на этот крючок, что остаются на ненавистной работе на долгие годы. А последствия такой эмоциональной ямы придётся разбирать и прорабатывать очень и очень долго.

5b5c93c4d7df4e1e318c9470a37e9831.jpg

Если ты, как профессионал, не в самом начале своей карьеры – то есть это не первые месяцы работы, но и не верхушка, когда для профессиональной реализации нужны объективно высокого уровня проекты, чтобы не упираться в “стеклянный потолок”, а находишься в широкой прослойке “между” этими условными категориями, в середине – важно понимать — рынок “съест” тебя всегда. Обязательно есть какое-то количество компаний и проектов, где нужен именно ты со своими имеющимися навыками и способностью обучаться и развиваться.

В любой ситуации стоит следить за тем, что нужно подтянуть, чтобы поменять место работы. Страх перед неизвестным и перед невостребованностью существует только до тех пор, пока вы не взялись за поиск.

Присмотритесь к настроению: “вроде бы всё нормально”

Нужно обращать внимание на то, что если вдруг вы из-за своей работы оказываетесь без круга друзей, с которыми всегда общались, если по каким-то причинам не хочется заниматься своим любимым хобби и для ваших любимых дел не находится времени, — остановитесь!

Мы так часто цепляемся за это вечное “вроде бы всё нормально”. Это большая западня.

В некоторых случаях нам может казаться, что наша жизнь крутится вокруг работы, что она определяет нас и забирает в себя полностью. Ещё хуже, когда нам кажется, что без нас может всё рухнуть. Но это чаще всего не так, если вы, конечно, не врач анестезиолог. В подавляющем большинстве случаев ничего не обратимого, неисправимого не случится.

Идеально, если у вас в жизни есть люди и друзья не из вашего профессионального поля. Иначе можно попасть в угол, из которого будет крайне сложно выйти и посмотреть на жизнь со стороны.

дьявол-носит-prada.jpg

Как пережить увольнение

Если же всё дошло до болезненного увольнения, результативнее в какой-то момент поставить себя на паузу, посмотреть, что происходит со стороны. Максимально отстроить свои границы, отстегнуть эмоциональные крючки и только потом выходить в другой проект.

Если ты просто сбежал, то как не грустно, скорее всего эта ситуация тебя догонит. Мы и дальше будем притягивать начальников тиранов на свою голову, пока не научимся сами себя отстраивать.

Тяжелее всего работать с чувством обесценивания. Попадая в ситуацию, где тебя обесценивают как личность, человек надолго остается в ней. Ему приходится очень долго над ней работать и прикладывать много сил, чтобы выбраться. Потому что потеря ценности себя и своей личности приводит к тому, что впоследствии даже при условии смены работы, при малейшем триггере, человека накрывает та же волна и он теряет себя.

Васильева Елена Юрьевна – психолог-частная практика, лицензия Минздрава РБ с 2009 года, коуч-консультант и бизнес-тренер. Успешная тренинговая и консультативная практика с 2000 г. Профессионально помогает людям пройти трансформационные изменения и выйти на новый уровень. Специализация: технологии эффективных переговоров; психология управления; повышение личной эффективности и стрессоустойчивости руководителя; эмоциональное лидерство и эмоциональный интеллект, управление стрессом в организации, управление деловым взаимодействием и коммуникацией, управление конфликтом и медиация в организациях. Значительный опыт проведения открытых и корпоративных программ в области управления , в том числе сессии организационного развития и проекты по управлению изменениями в организациях.

Читайте также: