Как учредителю узнать баланс фирмы

Обновлено: 02.07.2024

В процессе деятельности компании, особенно небольшой, всегда может наступить момент, когда срочно нужны деньги, а суммы, имеющейся на расчетном счете, недостаточно. Обычно в такой ситуации на помощь приходит учредитель. Варианты помощи учредителя могут быть различными, но каждый из них имеет свои подводные камни. Рассказываем, какой вариант выбрать.

Безвозмездная помощь от учредителя

Самый простой способ финансовой помощи - учредитель просто дарит необходимую сумму денег компании, оформляя при этом договор дарения. Может ли здесь ожидать компании или учредителю какой-нибудь подвох?

С правовой точки зрения риски могут возникнуть в том случае, если учредителем является не гражданин, а организация (материнская компания). Как известно, дарение между двумя коммерческими организациями на сумму более 3000 рублей запрещено (п. 1 ст. 575 ГК РФ). Если стороны нарушат этот запрет, то сделка может быть признана ничтожной при возникновении судебного спора (ст. 168 ГК РФ).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Если компании нужны деньги, то учредитель может помочь собственными средствами.

2. Варианты помощи от учредителя:

  • безвозмездная помощь, оформленная договором дарения;
  • возмездная помощь, оформленная договором займа с начислением процентом или без такового;
  • вклад учредителя в имущество фирмы;
  • дополнительный вклад в уставный капитал.

Облагается ли налогом помощь учредителя? Если оказавший помощь учредитель владеет долей в размере 50% или меньше, то фирма, получившая деньги, должна заплатить с них налог на прибыль. Для нее полученная сумма будет признаваться внереализационным доходом, а освобождение, предусмотренное пп.11 п.1 ст.251 НК РФ, распространяется только на те ситуации, когда помощь приходит от учредителя, владеющего более 50% уставного капитала.

В общем, без последствий подарить деньги компании может только учредитель, владеющий более 50% уставного капитала.

Возвратная помощь учредителя

Наиболее распространено в практике оформление помощи от учредителя договором займа. Особенностью данного способа является необходимость возврата денежной суммы впоследствии. Но и возврата при желании можно избежать, оформив, например, прощение долга. Итак, чем чреват такой договор?

Беспроцентный заем

Начнем с того, что договор бывает процентный и беспроцентный. Если в договоре займа нет пункта о процентах или об их отсутствии, то заем по умолчанию считается возмездным, то есть процентным. Получив такой заем, компания обязана начислить проценты по ключевой ставке (п. 1 ст. 809 ГК РФ). Если вы планируете оформить беспроцентный заем, то условие о неначислении процентов нужно прописать в договоре.

Никаких налогов, как в случае с безвозмездной помощью, здесь не возникает. Полученные по договору займа суммы не образуют у организации дохода (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Процентный заем

При оформлении помощи учредителя договором процентного займа у фирмы-заемщика возникают расходы в виде процентов. Эти расходы при условии экономической обоснованности учитываются при налогообложении прибыли.

Здесь имеется одна особенность, о которой следует знать обязательно, дабы при проверке не столкнуться с неприятностями. В отношении займов, признаваемых контролируемой сделкой, расходы по процентам лимитируются. Относить на расходы фактическую сумму процентов можно только в одном случае: если эта сумма меньше максимального значения интервала предельных значений (порядок расчета такого интервала приведен в п.1.2 ст.269 НК РФ). При невыполнении данного условия организации при отнесении на расходы суммы процентов придется учитывать положения раздела V.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ). С помощью методов, закрепленных в статье 105.7 НК РФ, нужно будет проверять, соответствует ли применяемая по долговому обязательству ставка рыночной.

Но Минфин путается в своих разъяснениях, которые дает по вопросу учета процентов. В одних письмах ведомство считает, что данная особенность применяется только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми (письмо от 17.08.2015 № 03-03-06/1/47512).

Бухгалтеру компании придется решать: какой позицией чиновников ему руководствоваться. Но это не единственный подвох, который может ожидать фирму, взявшую заем у учредителя.

Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Это относится к любому расходу, в том числе и к процентам. Поэтому если компания взяла заем у учредителя и направила его, предположим, на благотворительную деятельность или выдачу беспроцентного займа другому лицу, то в такой ситуации могут возникнуть проблемы при налоговой проверке. Например, из письма Минфина России от 19.04.2011 № КЕ-4-3/6250 следует, что если заем направлен на благотворительность, то уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на расходы по уплате процентов по такому займу невозможно, поскольку положениями НК РФ не предусмотрено.

Если учредителем, предоставившим заем, является гражданин, то при выплате ему процентов организации придется удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет, выступая налоговым агентом по НДФЛ. Для учредителя эти проценты являются доходом, облагаемым налогом на доходы физлиц.

Вклад учредителя в имущество фирмы

Что касается налогообложения, то если получение денег оформляется через вклад в имущество, то облагаемого дохода у организации не возникает. Причем независимо от доли участия учредителя в уставном капитале общества. А все потому, что имущество, полученное в качестве вклада в имущество общества, отнесено к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ). Главное, чтобы у компании были в наличии документы, подтверждающие факт получения денег от учредителя именно в качестве вклада в имущество. Например, решение учредителя, в котором указано, что активы переданы именно с целью вклада в имущество.

Дополнительный вклад в уставный капитал

И, наконец, самый непопулярный способ: когда финансовая помощь оказывается за счет дополнительных вкладов учредителя в уставный капитал компании. Почему непопулярный? В этом случае происходит увеличение уставного капитала, которое влечет за собой целый ряд действий по регистрации данного факта в налоговой инспекции.

А вот с позиции налогообложения дополнительной налоговой нагрузки данный способ помощи в себе не несет. Имущество, которое получено в качестве вклада в уставный капитал, также отнесено к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Данный вариант помощи компании от учредителя применяется не слишком часто, так как есть другие варианты, при которых не возникает налога на прибыль, и нет необходимости вносить изменения в ЕГРЮЛ.

Делаем выбор

Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант, нужно учитывать, в частности, долю участия учредителя в уставном капитале компании. Если учредитель владеет только половиной уставного капитала (или меньше половины), то в этом случае лучше прибегнуть к беспроцентному займу или оказанию помощи через вклад в имущество. Дарение денежной суммы таким учредителем приведет к тому, что организации придется с нее заплатить налог на прибыль.

Когда спонсором является единственный учредитель, он может выбрать любой из рассмотренных способов. На наш взгляд, самые простые варианты - дарение либо беспроцентный заем.

Расчёт чистых активов ООО

Чистые активы — единственный экономический показатель, расчёт которого регламентирован отдельным приказом Минфина. Это не случайно — от величины чистых активов иногда зависит само существование бизнеса. Рассмотрим, как рассчитать этот показатель и в каких случаях он используется.

Как считать чистые активы ООО

Чистые активы (ЧА) — это разность между активами компании и её обязательствами (приказ Минфина РФ от 28.08.2014 № 84н).

Исключение — случаи, когда у собственников есть задолженность по вкладам в уставный капитал, или когда у организации имеются специфические виды доходов: связанные с государственной помощью или безвозмездным получением имущества.

Но на практике подобные случаи встречаются нечасто, поэтому можно считать, что по умолчанию чистые активы компании — это её капитал и резервы.

Другими словами, это то, что останется у собственников бизнеса после всех расчётов, если они прямо сейчас решат закрыть компанию и продадут все активы именно по той цене, по которой они числятся в балансе. На практике балансовая и рыночная стоимость имущества могут существенно отличаться.

В итоге упрощённая формула для расчета чистых активов ООО выглядит следующим образом:

ЧА = УК + НРП (НУ) = стр. 1310 + стр. 1370, где ЧА — чистые активы, УК — уставный капитал, НРП (НУ) — нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), а стр. 1310 и стр. 1370 — номера строк бухгалтерского баланса.

Поможем вам правильно заполнить бухгалтерский баланс

Чистые активы и уставный капитал ООО

Если компания стабильно работает с прибылью, то чистые активы всегда будут больше уставного капитала (УК), так как нераспределенная прибыль будет положительной.

Но если организация получит убыток, который перекроет всю накопленную прибыль, то в формуле появится минус и ЧА станут меньше, чем уставный капитал.

Тогда уставный капитал перестанет выполнять одну из своих основных функций — гарантировать выполнение обязательств перед кредиторами.

Если такая ситуация повторится два года подряд, не считая первого года работы организации, то собственники обязаны уменьшить УК до величины чистых активов.

Но у многих организаций уставный капитал и так минимальный — 10 000 рублей, и уменьшать его уже некуда. Поэтому, если у такой организации чистые активы два года подряд будут ниже этой суммы, то в течение 6 месяцев по окончании второго года собственники обязаны принять решение о ликвидации ООО (п. 4 ст. 30 закона № 14-ФЗ).

Пример:

ЧА1 = 50 000 + 40 000 = 90 000 рублей.

НУ = 40 000 - 60 000 = - 20 000 руб.

Чистые активы компании на конец 2018 года стали равны:

ЧА2 = 50 000 - 20 000 = 30 000 руб.

В 2019 году компания получила убыток в сумме 10 000 рублей. Поэтому общий непокрытый убыток стал равен -30 000 рублей и чистые активы стали еще меньше:

ЧА3 = 50 000 - 30 000 = 20 000 руб.

Чистые активы при расчётах с учредителями

Перед распределением прибыли ООО нужно убедиться, что чистые активы больше, чем сумма УК и резервных фондов. И что после распределения прибыли тоже будут больше (ст. 29 закона № 14-ФЗ).

Если это не так, то платить дивиденды учредителям нельзя.

Пример:

ЧА = 10 000 + 15 000 = 25 000 руб.

Учредители имеют право принять решение о распределении прибыли в размере не более 15 000 рублей, чтобы в итоге ЧА не стали меньше 10 000 рублей.

Если участник выходит из общества, то он должен получить действительную стоимость доли (ДСД). Эту долю считают от чистых активов. После расчетов с выходящим участником чистые активы не должны стать меньше, чем уставный капитал. Если расчёт показывает, что это правило не будет выполнено, то компания должна сначала уменьшить уставный капитал, и только потом выплатить участнику долю. Но снизить УК можно только до минимальных 10 000 рублей.

Пример:

ДСД = 150 000 х 40% = 60 000 руб.

Но если выплатить выходящему участнику 60 000 руб., то чистые активы станут равны 150 000 - 60 000 = 90 000 руб. Т.е. чистые активы после выплаты станут меньше, чем размер уставного капитала. Поэтому владельцы компании должны сначала снизить уставный капитал со 100 000 рублей до 90 000 рублей, и только затем рассчитаться с уходящим участником.

И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Как увеличить чистые активы ООО

Если компания работает с прибылью и не распределяет её полностью, то чистые активы будут расти естественным путем за счет накопления прибыли.

Но и убыточная компания имеет возможность увеличить ЧА, например — чтобы избежать принудительной ликвидации. Для этого собственники бизнеса могут:

  1. Увеличить уставный капитал или погасить задолженность по вкладам в него.
  2. Внести вклады в имущество компании без изменения уставного капитала.
  3. Переоценить активы.
  4. Списать кредиторскую задолженность.

Из всех перечисленных способов самый простой и универсальный — это вклад в имущество. В отличие от увеличения уставного капитала он не приводит к изменению учредительных документов и не требует государственной регистрации.

Переоценка активов и списание кредиторки подходят далеко не всем. Не у каждой компании найдутся активы для переоценки или просроченная кредиторка в нужном объеме. К тому же эти действия могут привести к увеличению налога на прибыль и имущество.

Вывод

Чистые активы — это свободные средства, которые теоретически останутся в распоряжении собственников компании после продажи активов и расчетов со всеми контрагентами.

Чистые активы ООО всегда должны оставаться больше уставного капитала, в том числе при распределении прибыли и расчётах с участниками, которые выходят из компании.

При снижении чистых активов ООО нужно соответственно уменьшать и уставный капитал. А если чистые активы упадут ниже минимального размера УК в 10 000 рублей — организацию придется ликвидировать. Естественный способ увеличения чистых активов — получать прибыль и оставлять её, полностью или частично, в распоряжении компании.

Но есть и несколько вариантов, которые позволят нарастить чистые активы даже при работе в убыток. Самый универсальный и удобный из них — дополнительный вклад учредителей в имущество компании.

Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

Проверка контрагента по ИНН

С помощью сервиса вы получите полную информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Просто укажите в поисковой строке: ИНН, ОГРН, название, Ф.И.О. директора или адрес.

Сводный отчет из десятков источников

ФНС, ВАС, Росстат, Единый государственный реестр юридических лиц, государственные закупки, арбитражные дела, служба
судебных приставов и десятки других
источников информации.

Зачем проверять контрагента

  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Генеральному директору
  • Финансовому директору
  1. Убедитесь, что ваш контрагент не привлечет лишнего внимания налоговой инспекции: проверьте декларацию
    по НДС
  2. Поможем с подготовкой детального отчета для ФНС по статье 54.1НК РФ из десятков источников по контрагенту
  3. Получайте push или e-mail уведомления об изменениях в ЕГРЮЛ по вашим контрагентам, партнерам и заказчикам
  4. Индекс финансового доверия поможет грамотно
    оценить риски при сотрудничестве и сфокусироваться
    на работе с благонадежными партнерами

Источники информации о юридических лицах и ИП

Более 18 млн данных, 22 проверенных источника, 19 реестров, собранных в одном сервисе!
Мы используем официальные данные, предоставляемые соответствующими государственными органами.

Сведения из ЕГРЮЛ
и ЕГРИП и специальных
реестров ФНС

Арбитражные суды

Информация об участии организаций в судебных процессах

Казначейство

Сведения об участии в государственных закупках
по 44, 94, 223-ФЗ

Росстат

Бухгалтерская отчетность
организаций и коды
государственной статистики

Данные об исполнительных
производствах в отношении
организаций

ЕГАИС

Федеральная служба по
регулированию алкогольного
рынка

Роскомнадзор

Информация о надзоре и
защите персональных данных

Росприроднадзор

Сведения о контроле и надзору
природопользования и охраны
окружающей среды

Ростехнадзор

Федеральная служба по
экологическому, технологическому
и атомному надзору

Роспотребнадзор

Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Росздравнадзор

Данные о соблюдении стандартов
и порядках организаций,
осуществляющих медицинскую
деятельность, контроль за
лекарствами

Роспатент

Федеральная служба
интеллектуальной собственности

Федеральная миграционная
служба

ТПП РФ

Торговая промышленная
палата

Федеральная нотариальная
палата

TenChat - все самое важное всегда под рукой

Ежедневно сервисами для заработка TenChat пользуются десятки тысяч предпринимателей и сотрудников, при этом мы гарантируем доступ к данным по мониторингу и анализу абсолютно бесплатно 24/7.

Рейтинг TenChat в AppStore

Превращаем большие данные в простые отчеты с помощью ИИ

Искусственный интеллект, который обрабатывает и переводит сложные даннные в простой и наглядный язык инфографики,
индексов и рейтингов — важное отличие ВБЦ от других сервисов проверки организаций.

Скоринг

В основе ВБЦ лежит мощная fintech
платформа, которая повторяет скоринг
(оценку надежности заемщика) банков, что
позволяет собрать наиболее реальное и
полное досье.

Аффилированность

В оценке аффилированности учитываем
деятельность людей и компаний буквально
с самого рождения, что позволяет находить
связи там, где другие их не замечают.

Индекс финансового доверия

Как результат — искусственный интеллект
превращает бесконечное количество
факторов в простой и понятный индекс,
который предупредит вас о риске дефолта,
лимитах сделки других факторах.

Отзывы вне интернета

Отзывы о компаниях в интернете кишат
“накруткой”, поэтому в оценке мы не
ограничиваемся цифровой репутацией, а
используем любую доступную информацию,
включая оффлайн.

Рыночное окружение

Оцениваем ситуацию на рынке, тренды и
динамику развития конкурентов,
законодательную среду и даже зарубежный
опыт в каждой проверке контрагента через
сервис ВБЦ.

Образец полного отчета по контрагенту

Полное досье на контрагента с рекомендациями по снижению финансовых,
юридических и бухгалтерских рисков.

Финансовые риски

“Умный” алгоритм рассчитает
возможные риски от сотрудничества
с контрагентом

Проверки

История проверок “от” и “до” с
расчетом вероятности будущих
проверок налоговой и другими
государственными органами.

Жалобы в ФАС

Будьте в курсе возможных рисков:
покажем архивные и действующие
жалобы в федеральную
антимонопольную службу

Исполнительные производства

Предмет разбирательств и результаты,
номера дел с ссылками на производство,
а также оценка вероятного исхода
активных дел

Присутствие в РНП

Проверка присутствия контрагента в
реестре недобросовестных поставщиков
как в настоящее время, так и в прошлом

И многое другое

Бухгалтерская отчетность, репутация,
проверка по ИНН в ЕГРЮЛ, лицензии,
коды деятельности по ОКВЭД, арбитражи,
связи, история участия в Госзаказа и
десятки других полезных данных

Помимо прочего, в выписке вы увидите еще более 30 пунктов нужной информации, включая данные, имеющиеся в выписке из ЕГРЮЛ и общую оценку компании с помощью алгоритмов ИИ инейросети.

Заказать отчет бесплатно

Отчет, в котором есть все: от базовых до полуконфиденциальных данных

Вы сможете обезопасить себя от недобросовестных компаний даже не обладая знанием канцелярита, на котором разговаривают ведомства и другие
службы. В сервисе ВБЦ важный игрок - искусственный интеллект, который разговаривает на простом языке индексов и рейтингов.

История участия
в Госзакупках

Даты, сроки, ссылки на тендерную документацию и возможность проверить Заказчика.

Виды
деятельности

Убедитесь, что коды ОКВЭД вашего контрагента соответствуют его фактической деятельности.

Уставной капитал
и учредители

Загляните в закулисье — покажем, кто и в каких долях владеет компанией на самом деле.

Общие
данные

Наименование организации, дата регистрации, статус, реквизиты (ИНН, ОГРН, КПП) руководитель и другие данные из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Исполнительные
производства

Ссылка на производство, дата возбуждения, сумма задолженности, предмет исполнения.

Финансовая
отчетность

Сколько, когда и зачем — расскажем о движении всех финансов в организации.

Контакты

Юридический адрес, номера телефонов и адреса электронной почты, включая личные.

Жалобы
в ФАС

Оградите себя от партнеров, ведущих недобросовестную конкурентную борьбу.

Арбитражные
дела

Будьте в курсе прошлых и действующих судебных разбирательств контрагента.

Ключевые отличия от других сервисов

Бесплатно

Мы строим экосистему и зарабатываем не на локальных сервисах, а на их синергии. Безопасность вашего бизнеса не должна монетизироваться.

ИИ и нейросети

В отличие от агрегаторов данных, мы не просто собираем информацию, а обрабатываем ее в понятные отчеты.

Мобильное приложение TenChat

Проверка компаний по ИНН или названию, подбор тендеров, мобильный ЭДО и бизнес-чат в вашем смартфоне.

Главная миссия сервисов по проверке контрагентов —
улучшение делового климата

Достижение этой миссии невозможно, если требовать баснословные деньги
за доступ. Поэтому мы пошли путём развития доступности данных — как в финансовом плане, так и в плане восприятия информации.

Для нас Всероссийский Бизнес Центр это не просто название, а вектор развития: мы хотим обеспечить бизнес полноценной экосистемой, в которой каждый предприниматель сможет чувствовать себя безопасно, а сделки будут проходить без лишней волокиты и на выгодных условиях для всех сторон.

С помощью сервиса проверки компаний, ВБЦ вы сможете уберечь себя от множества проблем с законом, финансовых потерь, опрометчивых решений о сотрудничестве и даже от ненадежного работодателя, если вы – физическое лицо, которому просто нужна работа. Мы тщательно отбираем, фильтруем и актуализируем информацию, которая так необходима в современных
бизнес-реалиях.

Находите клиентов или партнеров

Удобный поиск

Например, вы — субъект МСП. У вас небольшое производство и нужны новые поставщики. Вместо поиска в интернете, вы можете указать регион поиска, вид деятельности и с ходу выбрать надежного партнера.

Репутация

В современных реалиях почти каждый способен сделать красивый сайт и запустить рекламу. Но иногда реклама врет, и чтобы не стать жертвой ложных обещаний, обратитесь к репутации.

Контакты

Иногда получение лучших условий требует прямой связи с руководством. Не тратьте время на поиски — у нас вы найдете более 10 млн контактных данных, включая личные.

События

Отслеживаем любые изменения более чем в 28 млн компаний и ИП, вне зависимости от того, действующие они или нет. Чтобы избежать сюрпризов, подпишитесь на события партеров.

Лента активности

Наименование компании
Наименование компании

Быстрая и удобная оценка контрагента всегда под рукой

Организации по регионам

Находите новых партнеров или исследуйте рынок

С помощью нашего сервиса вы сможете самостоятельно оценить конкурентную среду, найти новых клиентов или поставщиков. Просто укажите необходимые коды деятельности ОКВЭД и выберите регион.
Остальное система сделает за вас!

Наш сервис рекомендуют

Часто задаваемые вопросы

Что важно знать о контрагентах

  • Работаю уже 5 лет, но до сих пор так и не понял — зачем проверять контрагента?
  • Как проверить контрагента на благонадежность?
  • На что обратить внимание при проверке контрагента по ИНН?
  • Как узнать систему налогообложения компании?
  • В вашем сервисе есть проверка через налоговую?
  • Как найти компанию по ОГРН / ОГРНИП?

Чтобы избежать проблем. Проверка контрагента — важный инструмент любого бизнеса, который хочет избежать налоговых проверок и других проблемы с законом, не говоря уже о банальных мошеннических действиях со стороны недобросовестных контрагентов. Проявляя должную осмотрительность, вы сэкономите миллионы рублей и свои нервы, не говоря уже о возможных проблемах с законом. Самое незначительное, что может случиться — вы столкнетесь со срывом сроков, не получите оплату за услуги или получите звонок из банка о блокировке счета в связи с работой с сомнительной компанией. То, что за длительное время вы не столкнулись с недобросовестной компанией — большая удача, но полагаться на удачу в бизнесе рискованно, и это не тот случай, когда риск оправдан. Поэтому мы рекомендуем уделить всего 5 минут на то, чтобы ввести ИНН, название или адрес компании и получить полную проверку: от выписки из ЕГРЮЛ с печатью и данных из ФНС, до “умной” оценки с помощью алгоритмов ИИ и нейросети.

На главной странице сайта введите в поисковой строке ИНН, ОГРН компании или название организации, или укажите ФИО или адрес, и нажмите “найти”. Выберете нужную организацию из списка, и перейдите в карточку компании, нажав на название. Станет доступна полная информация по компании: финансовая отчетность, данные из ЕИС и ЕГРИП, специальные реестры ФНС, арбитражных судов, а также Казначейства РФ, Росстата, ФССП и других официальных источников.

  • Сведения о налоговых нарушениях, штрафах и задолженностях
  • Наличие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков
  • Совмещение разных видов ОКВЭД
  • Проверка финансовых показателей. Важно удостовериться, что потенциальный контрагент не
    находится на какой-либо стадии банкротства
  • Сроки лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности
  • Недействительный паспорт учредителя или руководителя
  • Отсутствие полномочия лица, подписывающего договор
  • Факты блокировки счетов со стороны ИФНС
  • Наличие арбитражных дел, в которых участвует потенциальный контрагент

Незнание системы налогообложения компании-контрагента, может повлечь за собой серьезные последствия и крупные финансовые потери. Чтобы обезопасить себя, и убедиться в благонадежности партнера, важно регулярно проверять систему налогообложения контрагента.
Кстати, организация может один раз в год поменять систему расчета налогов.
Для начала напомним о способах налогообложения, действующих в России:
ОСНО - общая система налогообложения
УСН - упрощенная система налогообложения
ПСН - патентная система (действует только для ИП)
ЕСХН - единый с/х налог
Введите ИНН организации и перейдите в карточку компании, где станет доступна для скачивания Выписка из ЕГРЮЛ. В документе найдите раздел со сведениями о записях, внесенных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а далее — подраздел с перечнем документов, которые представлялись в ИФНС. Если было подано уведомление о переходе на специальный налоговый режим, значит, он и применяется. Если же никакое уведомление не подавалось, то субъект применяет основную систему налогообложения.

Да, мы спользуем только официальные данные, предоставляемые соответствующими государственными органами, Федеральной налоговой службой в том числе.
С помощью сервиса вы можете получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и специальных реестров ФНС.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация (ООО, ОСНО, МСП, г. Москва) является учредителем (8% УК) другого ООО (ОСНО, МСП, г. Шатура, Московская обл.). В связи с подведением итогов 2019 года и распределение прибыли был предоставлен Баланс и Отчет о финансовых результатах. Дополнительно организация-учредитель запросила РСВ за 2019 г., Декларацию по налогу на прибыль 2019 г., Пояснительную записку с расшифровкой статей баланса, расшифровку по видам доходов и расходов. Данные документы МСП г. Шатура отказываются передать по почте, по электронной почте, готовы предоставить только при личном визите в Шатуру. В Уставе не прописан способ предоставления документов. Есть ли законные основания просить передать данные документы по почте и составить Пояснительную записку по финансово-экономическим показателям?


В соответствии с п. 1 ст. 65.2 ГК РФ участники корпораций, к числу которых в силу п. 1 ст. 65.1 ГК РФ относится и общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество), в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, вправе получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.
Согласно п. 3 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) общество по требованию любого своего участника, независимо от размера принадлежащей ему доли, обязано предоставить ему для ознакомления документы, перечисленные в п. 2 указанной статьи, в течение пяти рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования.
Анализ п. 2 ст. 50 Закона об ООО показывает, что в нем напрямую не упомянуты перечисленные в вопросе документы, которые в рассматриваемом случае истребуются участником у общества. Тем не менее следует учитывать, что этот перечень не является закрытым и ООО обязано предоставить участнику доступ также к иным документам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества (пп. 13 п. 2 ст. 50 Закона об ООО).
В свою очередь, доступ к бухгалтерским документам общества и иным документам, связанным с его деятельностью, является неотъемлемым правом его участника в силу прямого указания п. 1 ст. 8 Закона об ООО (смотрите также п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 (далее - Информационное письмо N 144)).
При этом из положений п. 3 ст. 50 Закона об ООО следует, что ознакомление с документами общества может производиться участниками двумя способами: ознакомление с оригиналами документов в помещении исполнительного органа общества или предоставление участнику копий таких документов, в том числе и надлежащих образом заверенных. По смыслу данной нормы выбор способа ознакомления с документами принадлежит самому участнику, и его право требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения хозяйственного общества и ознакомиться с документами (п. 7 Информационного письма N 144).
Поскольку положения п. 3 ст. 50 Закона об ООО не устанавливают способ предоставления копий документов, упоминая лишь, что они направляются по адресу, указанному участником, такие документы по требованию участника могут быть предоставлены ему как в бумажной форме, так и в электронной форме (п. 9 Информационного письма N 144). Однако если участник истребует у общества надлежащим образом заверенные копии, их предоставление в электронном виде может быть произведено, если у ООО (его уполномоченного представителя) имеется квалифицированная электронная подпись, так как только при наличии такой подписи электронные документы безусловно приравниваются к документам на бумажном носителе (ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"). В противном случае надлежащим образом заверенные копии могут быть предоставлены только на бумажном носителе.
В то же время необходимо помнить, что по смыслу ст. 50 Закона об ООО общество обязано предоставить своему участнику только те документы, которые подлежат составлению и хранению в обществе в соответствии с законодательством, уставом ООО, его внутренними документами, решениями его органов (определение ВАС РФ от 07.11.2012 N ВАС-13800/12).
В связи с изложенным следует учитывать, что составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу, равно как и пояснительной записки по финансово-экономическим показателям в настоящее время законодательством не предусмотрено*(1). Поэтому если в соответствии с уставом и внутренними документами общества, в том числе его учетной политикой, составление и хранение таких документов не является обязанностью общества, то ООО вправе отказать участнику в их предоставлении.
В заключение обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 3 ст. 50 Закона об ООО общество вправе взимать с участника плату за предоставление копий документов, размер которой, однако, не должен превышать расходов на изготовление таких копий и их пересылку. При этом предварительное истребование соответствующей оплаты допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных в уставе (смотрите также п. 10 Информационного письма N 144).

Читайте также: