Как учитель осуществляет перспективное планирование

Обновлено: 30.06.2024

Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку - предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее и опытные учителя, а тем более молодые, начинающие подготовку к новому учебному году, должны прежде всего изучить учебную программу. Главное, на что должен обратить внимание учитель, - это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

Следующий этап подготовки к тематическому планированию - изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы.

Проектировочную деятельность педагога-мастера, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.

Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, он совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

Психолого-педагогический и методический анализ темы курса до ее изучения с учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как выделение узловых понятий и закономерностей в новом материале и предусмотрение возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и выделение характерных трудностей для учащихся; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме.

Непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование. Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.

В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:

выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;

четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся;

планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся и времени опроса; установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому;

планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа урока к другому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор возможных вариантов изменения в ходе урока (если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затратить больше времени, чем предполагалось).

Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций. На первой стадии, при определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться предельно конкретно, в соответствии с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока эти цели подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций.

На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.

На третьей стадии доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий и т.п.

На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет ему избежать действия факторов, вызывающих негативное отношение к учению (монотонность, стереотипность, шаблонность и т.п.); предусмотреть возможность использования специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований; применения средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения.

Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий, или поурочный, план. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект или даже конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.

В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны:

дата проведения, номер по тематическому плану, класс;

тема, цели и задачи урока;

структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

содержание учебного материала;

методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;

учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке;

образцы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др.).

5. Педагогическая технология рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности учителя — это этап проектирования и этап реализации проекта в учебном процессе.

Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на освоении технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты — своего рода паспорта проекта будущего учебного процесса в данном классе. В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения. Это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.

В технологии диагностика — это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели.

Широкое поле творческой деятельности учителю открывает технология в дозировании домашних заданий. Только тогда не будет пресловутой перегрузки учащихся и проектирование их самостоятельной деятельности станет целенаправленным, когда дозирование домашнего задания будет сфокусировано на содержании диагностики.

Логическая структура проекта представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель — это некая группа уроков, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др.

Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции. В проекте учитель указывает на возможные трудности при достижении микроцелей, наиболее частые ошибки и, если уже он разработан, путь выведения ученика на уровень стандарта.

Планирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы Учреждения. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов ДО вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план деятельности с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

Планирование образовательного процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, основной общеобразовательной программы, методов и приемов общения и воспитания.

Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, формы организации деятельности детей. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план деятельности вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

Необходимым условием успешного планирования является хорошее знание программы , знание детей своей группы (изучать каждого ребенка в динамике его развития), совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе (единый подход к детям, единые требования к ним).

Однако существует несколько требований, которые необходимо соблюдать при планировании:

· Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

· Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Учреждения, по которой организуется образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;

· Четкое представление результатов деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

· Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, что и как предстоит сделать для достижения целей и решению поставленных задач. Кроме того план может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным принципам, мы их заимствовали в ФГТ:

К содержанию образования:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

К построению образовательного процесса

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

А сейчас предлагаю Вашему вниманию модель перспективного плана образовательной работы.

Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивая единство работы воспитателей .

Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (года, полугодия, месяца).

Структура плана образовательной работы такова:

· темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных мероприятий, праздников.

В конце недели обобщаются все виды детской деятельности, проводится итоговое мероприятие, которое дает ощущение целостности и законченности определенного периода. В качестве итогового мероприятия могут выступать: создание разнообразных альбомов, рукописных книг, тематических выставок поделок и детских рисунков, спектакли, викторины, концерты, соревнования, КВН и др.

Тема: ___________

Цель: _______________

Сроки:_________________

Итоговое мероприятие: ________________

Образовательные области

Совместная деятельность

Игровая деятельность , включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками )

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

Познавательно- исследовательская деятельность ( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

К онструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Музыкальная деятельность ( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Восприятие художественной литературы и фольклор

Двигательнаядеятельность (овладение основными движениями) формы активности ребенка

Самостоятельная детская деятельность

Взаимодействие с родителями по реализа-

ции ООП

В соответствии с ФГОС ДО планируем образовательную работу, охватывая следующие образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Освоение образовательных областей проходит через все виды детской деятельности.

(Показ слайдов – виды деятельности)

Таким образом, прослеживается интеграция всех образовательных областей и видов детской деятельности в течение недели.

Календарный план образовательного процесса– это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.

Организация образовательного процесса предполагает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования через деятельность с детьми в следующих разделах:

Совместная деятельность с детьми разделена на подразделы – НООД и деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментах.

НООД – взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующего в совместной деятельности, но партнера – инициатора. При этом он не обязывает детей копределенного рода активности, демонстрируя образцы её организации, в то же время, взрослый как партнер, поощряет и учитывает детскую инициативу в развертывании деятельности.

Деятельность в режимных моментах : предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Этот раздел самый насыщенный разнообразной деятельностью.

· индивидуальный диалог с каждым ребенком;

· совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

· чтение или рассказывание;

· дидактические упражнения, развивающие игры;

· наблюдения (в группе, на воздухе);

· психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

· труд (различные виды);

· познавательная пятиминутка и др.

Зная их педагог,

· во-первых, не упустит основных доминант в работе с детьми,

· во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность взрослых и детей , осуществляемую в ходе режимных моментовпрописываем согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вечер.

Утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.

Дата день недели

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная детская деятельность

Взаимод. с родителями по реализа-

Деятельность в режимных моментах

Индивидуальная деятельность с детьми

Следующим разделом является самостоятельная детская деятельность, она включает в себя:

1) свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель создает разнообразную предметно-развивающую игровую среду, которая обеспечивает ребенку познавательную активность, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач.

Индивидуальная деятельность с детьми планируется во всех разделах плана.

Индивидуальная работа с детьми заключается в конкретизации общих целей воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями, в гибком использовании методов и форм воспитания, а также организация оптимальных условий для развития отдельного ребенка.

Планирование задач, содержания и методов индивидуальной работы с детьми выполняют воспитатели на основании результатов повседневных наблюдений за ребёнком, анализа его деятельности и бесед с родителями.

В разделе взаимодействие с родителями по реализации ООП. Для объединения усилий по реализации целей и задач образовательных областей на основе темы недели, воспитатель планирует обращение к родителям с просьбами по продолжению дома начатой работы с детьми в детском саду: придумать сказку, нарисовать, вырезать, прочитать и т.п. Также это позволяет родителям устранить дефицит общения с детьми, избежать стихийности воспитательных воздействий, научиться вовлекать детей в деятельность.

Надеемся, что выстроенная нами модель образовательного процесса с использованием инновационных форм организации детской деятельности поможет каждому воспитателю грамотно спланировать образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста и реализовать требования ФГОС ДО.

Читайте также: