Как убедить ребенка соблюдать правила и договоренности

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы остановить ребенка, ведущего себя каким-то нежелательным образом, достаточно одной секунды. Чтобы приучить его вести себя каким-то желательным образом, требуется немало времени. Ведь нужно не просто заставить его что-то сделать один раз, а приучить его к тому, чтобы он делал это регулярно и без напоминаний.

Приучить ребенка к какому-то новому для него поведению сложно по нескольким причинам.

• У него уже сложились определенные привычки, изменить которые непросто. Необходимо приложить просто неимоверные усилия.

• У него нет никакой мотивации что-то менять, так как постоянно кричащие родители являются для него лишь незначительным неудобством.

Создайте мотивацию

В чем проблема?

Как быть?

Заключить с ребенком соглашение, в котором в явной форме будут определены точные условия, которые он должен выполнять, а также то, каким образом родители его за это вознаградят.

Почему?

Мальчик будет регулярно убирать у себя в комнате, только если его убедят в том, что он от этого окажется в выигрыше.

Подобное соглашение является дружелюбной методикой, которая исключает конфликтные ситуации.

Оно представляет собой согласие, заключенное между ребенком (который берет на себя определенные обязательства) и его родителями (которые обещают ему за их выполнение что-нибудь взамен).

Когда у ребенка есть мотивация, испытываемого им удовлетворения от достигнутого прогресса оказывается достаточно для того, чтобы оправдать сделанные усилия.

Именно это и происходит, когда ребенок начинает серьезно заниматься спортом и готовится к соревнованиям. Или когда он увлекается музыкой и с огромным удовольствием по два часа в день играет на скрипке. Ему достаточно ободрения в тяжелые дни и искренней похвалы родителей.

Однако многие дети не испытывают ни малейшей внутренней мотивации для того, чтобы выполнять родительские указания. В таком случае родители должны найти какую-то внешнюю мотивацию, которая придет на смену отсутствующей внутренней на необходимое время.

Ребенок получит взамен нечто желанное, не имеющее никакой прямой связи с поставленной перед ним задачей. Так как у этой задачи самой по себе нет никаких благоприятных для ребенка последствий, а в краткосрочной перспективе она несет зачастую неблагоприятные, с его точки зрения, последствия, то родителям приходится искусственным образом создать какую-то внешнюю мотивацию, которая выступает в роли положительного подкрепления.

Критика

Почему подобный вид контракта, будучи таким простым и эффективным, почти не используется современными родителями?

Некоторых родителей шокирует мысль о том, чтобы при каждом подходящем случае поощрять хорошее поведение ребенка, или же они видят в этом своего рода шантаж, если не попытку подкупа.

Во-вторых, потому что ребенок согласен с заключенным соглашением, его никто не заставляет принимать в этом участие. У каждого есть свой интерес, что является главным отличием соглашения от шантажа.

Наконец, по той простой причине, что заключенное соглашение является универсальным и применимо к любой возникшей ситуации.

Это никоим образом не шантаж, а просто компромисс между двумя людьми с различными интересами.

Вы, будучи родителями, являетесь в доме хозяевами. Именно на вашу долю выпадает удовлетворение желаний и потребностей ребенка.

Однако вы также хотите научить ребенка ответственности, самостоятельности и воспитанности. По большей части всему этому дети учатся естественным путем, однако некоторые элементы поведения привить достаточно сложно.

Какие у вас есть альтернативы заключению с ребенком соглашения, подразумевающего вознаграждение? Наказывать ребенка? Злиться и кричать на него? Изматывать себя бесконечными повторениями одних и тех же просьб? Угрожать? Это менее эффективно, приносит худший результат, а к тому же неэтично.

Благодаря заключению соглашения с родителями ребенок учится ответственности и обязательности. Он понимает, что к нему относятся с уважением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Следовать за ребенком

Следовать за ребенком Первый шаг в налаживании контакта (он же — первый принцип методики Floortime, подробнее описанный в третьей части книги) — следовать за ребенком, чем бы он ни интересовался. Но что, если интересы ребенка необычны или специфичны, или его интересует совсем

ЗАКЛЮЧИТЕ МИР С ВРЕМЕНЕМ

2. Российско-американское временное соглашение (modus vivendi) на основе status quo

Лицензионное соглашение

Лицензионное соглашение Общество нейролингвистического программирования ™ создано с целью осуществления контроля качества программ тренинга, услуг и материалов, проводимых и созданных с использованием модели нейролингвистического программирования ™ (НЛП ™). Данная

2. Российско-американское временное соглашение (modus vivendi) на основе status quo

Общество НЛП. Лицензионное соглашение Ричарда Бэндлера.

Общество НЛП. Лицензионное соглашение Ричарда Бэндлера. Общество НЛП создано для качественного контроля и оценки обучающих программ, услуг или обучающих материалов, которые представляют модель НЛП. Данная печать показывает наличие сертификата Общества, материалы

ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ Право читать эту книгу (лицензия на прочтение) предоставляется только тому, кто прочел данное соглашение.Прочтение данного соглашения автоматически означает полное согласие со всеми его пунктами.Прочтение данной книги также означает, что вы

Соглашение о процедуре определения победителя

Соглашение о процедуре определения победителя «Компромисс – не единственное решение, которое представляется справедливым. Иногда результатом решения проблем оказывается про цедура определения того, кто станет победителем. Как правило, к этому способу прибегают тогда,

Помните о необходимости соблюдать соглашение

Помните о необходимости соблюдать соглашение Одно дело – договориться, но совсем другое – придерживаться достигнутых договоренностей. Противная сторона может не выполнить условия соглашения. Нечестный клиент пообещает прислать чек по почте завтра утром.

Взаимное соглашение субъектов и объектов доминантных отношений

Взаимное соглашение субъектов и объектов доминантных отношений Магнетизм социального осуществления — вот тот механизм, который приводит в движение машину экстремальных групп и дает ответ на вопрос, почему люди добровольно и практически без сопротивления допускают

Соглашение о свободных чертах

Соглашение о свободных чертах Восстанавливающие ниши нужны не только интровертам, играющим роль псевдоэкстравертов. Только экстраверты, которые на работе являются псевдоинтровертами, в отличие от них, не ищут укромного местечка, в котором они могли бы восстановить

Общение с ребенком

Соглашение

Соглашение Я, _обязуюсь сделать все возможное и невозможное, чтобы создать личную жизнь моей мечты.Я обязуюсь действовать, общаться и соблазнять интересных мне девушек.Я обязуюсь быть готовым к знакомствам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Я понимаю, что любые

Как эффективно приучать ребенка к дисциплине

Дисциплина – это одно из самых важных, но вместе с тем и одно из самых непонятных слов для родителей. Все родители едины в том, что детям нужна дисциплина, но мнений по поводу того, как этого достичь, существует великое множество.

Рассмотрим подробнее, как лучше всего приучить ребенка к дисциплине. Но сначала следует разобраться, что это такое.

Дисциплина и наказание

Однако методы, которые используют для этого родители, могут сильно различаться. Большинство родителей применяют для этого наказания: ставят ребенка в угол, лишают его каких-либо привилегий или даже шлепают. Некоторые родители открыто беседуют с ребенком, объясняют ему ожидания от его поведения и последствия за нарушения правил. В ходе бесед родители используют логические суждения и позитивное подкрепление.

Некоторые из этих методов эффективны и позволяют ребенку жить счастливо и быть успешными, но другие могут превратить его в бунтаря, ненавидящего власть и порядок.

Как правильно приучать ребенка к дисциплине?

Приучить ребенка к дисциплине – непростая задача. Для этого вам потребуется много терпения, любви и навыков влияния на ребенка.

1. Четко обозначьте свои ожидания

Как бы вы хотели, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы? Как бы вы хотели, чтобы ребенок вел себя перед гостями или в общественных местах? Что вы подразумеваете под дисциплиной и хорошим поведением?

2. Проявляйте здравомыслие

Устанавливая свои ожидания, помните, что никто не совершенен. Определите конкретные реальные цели, посильные для ребенка. Если ребенку будет слишком трудно оправдать ваши ожидания, он может сдаться и пойти по пути наименьшего сопротивления.

3. Будьте последовательны

Некоторые родители сами время от времени нарушают правила, которые же и установили, потому что это им удобно. Однако, поступая так, вы показываете ребенку, что нарушать правила допустимо. Последовательно соблюдая их, вы тем самым подчеркиваете важность дисциплины. Соблюдайте правила при любых обстоятельствах. Но вместе с тем не стоит устанавливать для ребенка слишком строгие правила или делать что-то, что может его унизить или смутить.

4. Не будьте слишком авторитарными

Родители являются для ребенка авторитетными фигурами в семье. Однако вам решать, какой стиль выбрать в общении с ребенком – авторитарный или демократичный. Рассмотрим, в чем между ними разница.

В отличие от авторитарных родителей демократичные четко проясняют свои ожидания и устанавливают ограничения. Они показывают ребенку пример и хвалят его за хорошее поведение. Чтобы заслужить уважение ребенка и донести до него свою точку зрения, вам следует уважать его мнение.

5. Поддерживайте связь

Когда вы разговариваете с ребенком, не отвлекайтесь ни на что. Прервите все дела, уберите мобильный телефон и смотрите на ребенка. Только так он поймет, что его слова для вас важны.

Ребенок будет лучше слушаться вас и придерживаться установленных правил, когда он чувствует эмоциональную связь с вами. Ему необходимо ваше сопереживание. Постарайтесь понять, что он чувствует. Когда вы начнете разговаривать с ним, исходя из этих позиций, он начнет прислушиваться к вашим словам.

6. Общайтесь открыто

7. Используйте ошибки ребенка как возможность научить его новому

Приучая ребенка к дисциплине, важно как можно четче озвучивать свои ожидания, показывать хороший пример, давать ребенку выбор и пространство для развития и устанавливать границы, чтобы обеспечить его безопасность.

Но насколько жесткими должны быть границы, которые вы устанавливаете? Допустимы ли физические наказания детей?

Наказание и дисциплина – это не одно и то же

Считаете ли вы, что дисциплинирование невозможно без наказаний? Если да – вы не одиноки. Многие родители во всем мире думают так же.

Однако по ряду причин этого делать не стоит:

Ребенок, которого часто наказывают, начинает верить, что ответственность за его поведение лежит на ком-то другом, а не на нем самом. Они поступают таким образом, чтобы кто-то наказал их за плохое поведение.

Эффективные методы дисциплинирования ребенка

Дисциплинирование направлено на то, чтобы научить ребенка различать хорошее и плохое поведение, даже с его субъективной точки зрения. Главное – объяснить ребенку общепринятые правила поведения и то, что он никогда не должен причинять вред другим людям. В разном возрасте можно применять разные методы дисциплинирования ребенка.

3–5 лет

Дети старше трех лет понимают указания и могут следовать им. Они также способны видеть взаимосвязь между своими поступками и последствиями. В этом возрасте дети любят все делать по-своему, и поэтому нужно объяснить им ограничения. Есть несколько эффективных способов сделать это.

1. Позитивное дисциплинирование

Как следует из названия, позитивное дисциплинирование направлено на то, чтобы акцентировать внимание на хороших поступках ребенка, а не на плохих. Идея такого метода – подчеркивать, каких действий вы ожидаете от ребенка. Этот метод хорошо работает с маленькими детьми.

2. Руководство ребенком

Маленькие дети еще не могут отличать правильные поступки и неправильные. Малышей нужно учить вести себя в обществе, общаться с новыми знакомыми и гостями, которые приходят в дом, хорошим манерам и навыкам общения. Поэтому давайте ребенку простые и понятные инструкции. Помогите ребенку различать хорошее и плохое поведение.

3. Дисциплина, основанная на вознаграждении

Ставить ребенку условия лучше всего, когда он еще слишком мал для того, чтобы понять логику и объяснения. Также родители часто используют наказания, чтобы заставить ребенка вести себя определенным образом. Но, используя наказание, вы сосредотачиваетесь на негативе.

Дисциплина, основанная на вознаграждении, делает акцент на позитиве, то есть на том, что должен делать ребенок. Тем не менее, вознаграждение не должно превращаться в подкуп. Если вы награждаете ребенка за любую мелочь, у него не будет мотивации хорошо себя вести без вознаграждения.

Чтобы избежать этого, приучите ребенка к тому, что награды не всегда должны быть материальными. Это может быть, например, обыкновенная похвала. Если ребенок счастлив оттого, что помог другому человеку, само это чувство для него – награда.

4. Периоды успокоения

Если ребенок упрям, позитивное дисциплинирование в отношениях с ним может не сработать. Такие дети способны впадать в истерики, чтобы выразить свои злость и разочарование. Если вы будете ругать ребенка или заставлять поступать согласно вашим указаниям, это может только усугубить ситуацию.

Когда ребенок отказывается слушаться вас и впадает в истерику, дайте ему время, чтобы успокоиться. Не стоит ставить его в угол, лучше позвольте провести некоторое время в своей комнате. Комфортная атмосфера поможет ему быстрее успокоиться.

После этого поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя определенным образом.

6–7 лет

В этом возрасте ребенок соотносит слова родителей с их поступками. Поэтому, прежде чем устанавливать для ребенка последствия его плохого поведения, убедитесь, что они обоснованы. Не угрожайте ему преувеличенными или непрактичными наказаниями, которые вы не сможете выполнить.

5. Устанавливайте правила и границы

Дети лучше себя ведут, зная правила. Поэтому установите для ребенка рамки дозволенного. Правила, которые вы устанавливаете, должны быть простыми и понятными. Ребенку необходимо понимать последствия, ожидающие его в случае плохого поведения. Однако не переусердствуйте. Слишком большое количество правил и ограничений может привести ребенка в замешательство. Установите несколько правил и требуйте, чтобы ребенок ссоблюдал их.

6. Расскажите ребенку о естественных и логичных последствиях

Эффективный способ приучить ребенка к дисциплине – использовать естественные последствия, которые можно объяснить логически. Не придумывайте последствий, удобных для вас, так как ребенок быстро догадается об их надуманности.

Естественными последствиями могут быть чувства ребенка к чему-то. Например, если он по неосторожности потерял или сломал игрушку, не спешите покупать ему новую. Дайте ему время пережить грусть от потери игрушки и понять важность бережного отношения к вещам.

Например, если он не хочет учить уроки, можно запретить ему смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Если он постоянно забывает игрушки на улице, ему можно запретить играть ими на один-два дня.

7. Мягкая дисциплина (перенаправление)

8. Эмоциональный коучинг

Эмоциональный коучинг предполагает 5 шагов:

  • отслеживайте собственные эмоции;
  • сопереживаййте ребенку и поддерживайте с ним связь;
  • слушайте, что говорит ребенок;
  • называйте ребенку эмоции, которые он испытывает. Для этого вы можете составить список чувств или распечатать фотографии лиц людей, выражающих разные эмоции.

9–12 лет

В этом возрасте для дисциплинирования ребенка лучше всего подходят естественные последствия. Кроме того, вы можете использовать следующие техники.

9. Причины и следствия: помогите ребенку учиться на его ошибках

Последствия, которые вы устанавливаете для ребенка за плохое поведение, должны соответствовать его возрасту и ситуации. Например, если ребенок отказывается вовремя ложиться спать, позвольте ему лечь спать позже. На следующий день, когда он будет чувствовать себя сонным и раздраженным, объясните ему, что это происходит потому, что он не лег вчера вовремя.

Используйте естественные последствия, чтобы помочь ребенку учиться на ошибках.

10. Предложите альтернативы

13 лет и старше

Подростков обычно нелегко убедить. Логические аргументы не всегда могут действовать на них. Если такие аргументы не сработают, попробуйте следующие способы.

11. Дискуссия и поиск общего решения

Подростки не любят, когда им указывают, что делать и как себя вести. Им нравится, когда с ними обращаются как с взрослыми, хотя на самом деле они ими не являются. Поэтому, когда у вашего подростка появляются проблемы с поведением, не ставьте ему ультиматумов. Обсудите с ним проблему и придумайте совместное решение. В результате подросток будет чувствовать большую ответственность и, вероятно, согласится на ваше предложение.

12. Лишение привилегий

Когда подросток нарушает правила, в качестве наказания можно лишить его каких-либо привилегий. Например, если он вовремя не приходит домой, запретите ему гулять в течение следующих нескольких дней.

Привилегия, которой вы лишаете подростка, должна быть связана с его проступком, чтобы он мог понять последствия своего поведения.

13. Переговоры

Еще один способ дисциплинировать подростка – это переговоры. Как было сказано раньше, подростки любят проявлять свою независимость, самостоятельно принимая решения. Когда между вами возникает конфликт интересов, заключите соглашение. Так подросток с большей вероятностью пойдет вам на уступки.

Вы не сможете приучить ребенка к дисциплине, если сами не будете соблюдать правила. Независимо от того, три или шестнадцать лет вашему ребенку, он будет обращаться к вам за советами и поддержкой. Будьте хорошим примером для вашего ребенка, чтобы он не оправдывал свое плохое поведение тем, что вы поступаете так же.


В каждой семье есть свои определенные правила, которые должны неукоснительно соблюдать как взрослые, так и дети. Семейные договоренности помогают всем членам семьи научиться лучше ладить между собой. Нужно устанавливать правила, которые касаются таких вещей, как безопасность, распорядок дня, поведение, манеры и уважение. Нужно знать, какие есть семейные договоренности и как научить детей их соблюдать.

Почему важны семейные правила?

Семейные договоренности помогают донести до детей в понятной для них форме то, как правильно себя вести и чего делать не стоит.


Кроме того, взрослые должны быть обязательно последовательны в своем отношении к детям. Установленные правила помогают сделать семейную жизнь более спокойной и позитивной.

Какими должны быть семейные договоренности?

Хорошие семейные правила направлены на формирование позитивного поведения детей. Именно поэтому они должны быть:

  • четкими;
  • точными;
  • понятными ребенку.


Нужно четко обозначить, что делать можно, а что нельзя. Лучше всего, чтобы перечень правил был максимально коротким, особенно если они устанавливаются для маленьких детей.

Относительно чего можно устанавливать правила?

Нужно выбрать самые важные вещи для вашей семьи. Это могут быть правила, которые касаются:

  • поведения по отношению друг к другу (например, не нужно бить и обижать других);
  • безопасности (например, пристегивать ремень безопасности в машине);
  • манер (например, нужно дождаться, пока закончат говорить другие, и только затем говорить самому);
  • распорядка дня (например, заправлять кровать, по очереди накрывать на стол, мыть посуду);
  • уважения друг к другу (например, прежде чем зайти в комнату, постучать).


Ваши дети должны знать, что договоренности являются частью жизни и их нужно придерживаться везде.

Кого можно привлечь к созданию правил?

Когда вы создаете договоренности, важно вовлечь всех членов своей семьи. Дети в возрасте старше 3 лет могут участвовать в обсуждении правил. По мере взросления ребенок может принимать более активное участие в принятии решений.


Когда вы вовлекаете детей и подростков в обсуждение правил, это помогает им понять и принять то, почему они должны соблюдать то, что было установлено семьей. Кроме того, они будут чувствовать ответственность за свое поведение.

Нужно записать принятые правила и разместить их там, где они будут видны всем. Это помогает все прояснить, а также предотвратить споры относительно того, что разрешено, а что нет. Для детей младшего возраста можно представить правила в виде забавных рисунков, а их соблюдение "замаскировать" под игру.

Когда нужно пересматривать или изменять правила?

Время от времени полезно пересматривать имеющиеся договоренности, чтобы проверить то, насколько результативно они работают. Это также хороший способ напомнить всем о том, что действительно важно.


Время от времени нужно будет установленные правила изменять, особенно когда дети станут старше или семейная ситуация изменится. Например, можно перенести время отхода ко сну или же комендантский час для детей и подростков. Кроме того, может потребоваться ввести какие-то новые правила относительно помощи по дому.

Чего стоит ожидать от детей разного возраста с учетом их способностей?

Большинство детей 3-4 лет могут легко понимать простые правила. Однако в этом возрасте они часто забывают то, что от них требуют, или игнорируют это. Им потребуются дополнительная поддержка и напоминания. Когда дело доходит до безопасности, то важно соблюдать правила, но лучше на них не полагаться и постараться обезопасить ребенка.


Что же касается подростков, то для них также важно установить правила. Это позволит им чувствовать себя защищенными. Особенно важны правила, касающиеся их личной безопасности.

Что делать, если дети не соблюдают правила?

Когда дети, в частности подростки, нарушают установленные между вами договоренности, то можно еще раз напомнить им о правилах и дать второй шанс. Если ситуация повторилась, то должно быть определенное наказание.

То, каким именно должно быть наказание, лучше всего решать всей семьей. Это может гарантировать, что все вас поймут и согласятся с последствиями.

Дисциплинированность – это особое свойство личности, которое помогает человеку поддерживать порядок в собственной жизни. Быть дисциплинированным – значит, точно понимать время для дела и для потехи, уметь планировать бюджет, выходить за рамки комфорта и добиваться цели. Большинство взрослых успешных людей прекрасно знает, что такое самодисциплина, хотя и позволяет себе определенные отклонения. А начинается дисциплинированность с дисциплины в детстве.

Сразу хочу сказать, что мы не призываем к муштре и беспрекословному подчинению. Дисциплина – это умение соблюдать правила. А вот какие правила, и сколько их нужно – в этом и будем разбираться.


Дисциплина, порядок и правила

Порядок – это то, что помогает сделать наш мир стабильным. Это то, что делает нас защищенными. Нам не приходится думать о простых вещах: если там порядок, то мы можем думать о чем-то большом.

Порядок – это не строгое местоположение предметов, вещей и событий, это просто их нахождение и использование по назначению. За весной приходит лето, а потом осень – это порядок. Дома не ходят в уличной обуви, а посуду после еды моют – это тоже порядок. Вечером мы ложимся спать, а утром встаем. Это общий порядок, а конкретный устанавливаем в своей семье сами.

Соблюдать порядок – значит, быть дисциплинированным.

Может ли быть дисциплина бесконфликтной? Может! Для этого нужно правильно устанавливать правила.

Что делать, если ребенок вас не слышит и не понимает? Золотые правила общения

Несколько правил помогут сделать общение с ребенком гармоничным.

Правила правил

Дети интуитивно чувствуют, что в правилах скрывается забота о них.

Например, разговор младших подростков во дворе:

- Мне пора домой. Мне можно гулять до 8 вечера.

- И что с тобой сделают родители?

- Да ничего не сделают, просто завтра мне в школу, а им на работу, нужно вовремя лечь спать.

- А я гуляю, сколько хочу. Мне никто не запрещает.

- А твоим родителям не жалко тебя, ведь ты же не выспишься?

Итак, в каждой семье устанавливаются свои правила. Но чтобы они помогли поддержать бесконфликтную дисциплину их нужно правильно устанавливать.

В-третьих, правила не должны противоречить потребностям ребенка. Например, нельзя запрещать детям бегать, прыгать, лазать, рисовать, шуметь, так как это противоречит детским потребностям. Одно дело ограничить некоторые действия (бегать можно во дворе, играть в мяч подальше от окон, рисовать на бумаге, сидя за столом), а другое полностью запрещать. Помните об этом.

В-четвертых, все правила должны быть согласованы всеми взрослыми. Недопустимо, что одни взрослые запрещают, а другие разрешают. В таком случае ребенок не научится дисциплине, а вот умение хитрить и манипулировать усвоит быстро.

В-пятых, правила всегда сообщаются дружественно-объяснительным тоном. Правило – это не наказание и не произвол. Поэтому сообщать его нужно спокойным тоном, всегда объясняя причину.


Цветные зоны правил

Как же найти золотую середину между авторитаризмом и попустительством?

Нам помогут четыре цветные зоны, в которые мы легко впишем все наши правила.

Всегда можно

Зеленая зона. Здесь находится то, что всегда разрешается ребенку в соответствии с его желанием. Например, всегда можно играть в свои игрушки, брать книги и тд. На самом деле очень мало, что можно беспрекословно расположить в этой зоне. Но сделать это нужно.

Можно при условии

Желтая зона. Здесь находится относительная свобода, то есть то, что всегда можно, но при условиях. Например, можно:

- брать фрукты из холодильника и есть их, если предварительно помыть;

- гулять одному во дворе, но не выходить за его пределы;

- в любое время сесть за уроки, но сделать их до определенного времени;

- играть в игровую приставку, но после выполнения уроков и не более 2-х часов в день;

- ходить по лужам, но в резиновых сапогах.

- Нельзя есть конфеты перед ужином, они перебьют аппетит (ограничение с объяснением).

- Но я хочу конфету.

- Тогда ты ее обязательно съешь после ужина (разрешение с условием).

- Но я не хочу кушать.

- Хорошо, что ты пока не голоден. Значит, мы можем подождать папу и поужинать вместе. Ты что хочешь на ужин: рыбку или котлету? (выбор).

Нужно, но иногда можно не делать

Оранжевая зона. Здесь находятся ситуации, в которых приходится нарушать правила при особых обстоятельствах. Например:

- нужно ложиться спать в 10.00, но сегодня приезжает папа из длительной командировки и можно его подождать;

- нужно ходить в детский сад каждый день, но приехала бабушка и можно остаться с ней;

- нужно есть полезный завтрак (кашу), но сегодня день рождения и можно съесть на завтрак кусок именинного пирога.

Заметьте, здесь нет запретов с исключениями. Это требования, которые можно смягчить в силу определенных обстоятельств.

Не стоит бояться исключений из правил. Дети всегда очень благодарны родителям за возможность отступить от правил по их просьбе, тем более что на это есть причины. Рассматриваем просьбу, обсуждаем причины, идем на уступки. Дети четко понимают, что нужно уметь делать выбор в некоторых обстоятельствах.

Нельзя

Красная зона. Здесь находятся все наши категорические нельзя. Нельзя всегда, без исключений.

- обижать людей и животных;

- брать без спроса чужие вещи;

- играть с огнем (острыми предметами);

- трогать провода и розетки;


Если ребенок не подчиняется правилам

Такое может быть, хотя при правильных правилах это встречается крайне редко.

Неподчинение может быть по двум причинам:

2. Соблазн был велик, и ребенок с ним не справился (все пошли, и я пошел).

В любом случае должно последовать наказание. Даже если после этого вы пересмотрите ограничения, наказание должно быть.

Наказание без унижения: возможно ли?

В каких ситуациях нужно наказывать детей? Как делать это правильно, не унижая ребенка? Нужно ли действительно наказывать детей за проступки?

Иногда последствия нарушения запретов сами наказывают детей:

- ребенка оцарапала чужая кошка, которую нельзя было гладить;

- заболел живот после немытого яблока;

- сломалась электрическая игрушка, которую взял без спроса.

В этом случае ваши наказания уже не нужны, а важно повторить правила, нарушение которых это вызвало.

Ничего страшного не произошло. Ритм жизни не изменился, просто что-то хорошее перенеслось на другое время.

Зона радости – обязательна для всех. Это золотой фонд детских воспоминаний. Но иногда им нужно жертвовать.

Бесполезные воспитательные фразы или Почему вас не слышит ребёнок

7 фраз, которые помогут ребёнку вас услышать

Итак, порядок и дисциплина. Все это может быть спокойным и бесконфликтным при одном условии – правильных правилах.

Подумайте над ними, обсудите в своей семье, уравновесьте запреты и разрешения и соблюдайте их сами, не забывайте пересматривать. И совсем скоро вы увидите, как ваш ребенок становится думающим дисциплинированным человеком. Всю ценность этих качеств он поймет во взрослой жизни.

Читайте также: