Как связаны власть и право

Обновлено: 04.07.2024

Взаимосвязь права, власти и принуждения

Агабалиева Ирина Эльмановна,

аспирант кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

Государство, являясь точным механизмом классовых интересов и потребностей общества, выполняет общесоциальные, общечеловеческие функции в организации отношений между властным субъектом и подвластным объектом. Оно выступает непосредственным представителем всех интересов общества, поэтому элементы управления общественной жизнью различны, но все они должны быть основаны и подчинены праву. Отсюда и вытекает главенствующая роль, отведенная праву в группе таких полномочий как принуждение и власть.

Власть выступает в роли возможности и способности правящего круга людей (либо одного индивида) напрямую реализовывать свою волю , также воздействовать на деятельность и поведение других людей, иногда даже несмотря на их сопротивление. Между понятийным содержанием власти и ее основой нет прямой связи. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах : демократических и авторитарных , честных и нечестных, насилии и мести , обмане , провокациях , вымогательстве , стимулировании , обещаниях и т. д. [1]

Власть как правовой институт возникла с появлением социального общества и развивалась в постоянной взаимосвязи с ним, она будет всегда сопутствовать его эволюционному становлению и историческому видоизменению. Власть – это неотъемлемая составляющая, необходимая для организации общественного производства и правопорядка, которая требует подчинения всех участников единой воле, а также регулирования иных взаимоотношений, как на государственном, так и на общесоциальном уровне.

Наиболее распространенные средства достижения власти включают в себя:

1) авторитет субъекта (его социальные, семейные и иные связи, особые знания в какой-либо области, вера, т.е. его личностные характеристики);

2) насилие (применение физической силы, оружия и других средств устрашения своей жертвы);

3) право (как социальный источник власти).

Самый примитивный источник власти – это использовании грубой силы или угроза подобного применения, также насилия, основанного на фактическом неравенстве (к примеру, деспотическая власть отца семейства, власть преступника над его жертвами).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права, основанного на признании и соблюдении законных прав и свобод человека.

Особой разновидностью является государственная власть — это способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (к примеру, общественной или семейной), государственная власть оказывает своё влияние на большие группы людей и достигает этой цели путем создания специального государственного аппарата, а также благодаря иным специфическим инструментариям. Наиболее сильными элементами данного вида власти выступают государство и система государственных органов в лице их должностных и уполномоченных на то служащих, непосредственно реализующих государственную власть.

Если властвование опирается на сознание зависимости граждан от государства, то это и определяет содержание актов властвования, их условий и сферы действия. Они не могут определяться лишь волею властвующего. Для того, чтобы орган власти мог в своей деятельности опереться на сознание подчиняющихся их полной зависимости от государства, необходимо, чтобы его действия находились в известном соответствии с этим сознанием подвластных, с теми представлениями, какие они имеют о государстве, об его отношении к праву, к личной и общественной свободе [3] . Власть государства простирается лишь настолько, насколько граждане сознают себя зависимыми от него. Поэтому всякое сознание общественной или личной свободы непосредственно обусловливается ограничением государственной власти.

Поскольку власть есть специфическая форма взаимосвязи господства и подчинения, возникающая в процессе развивающихся отношений между людьми, то основа, которая образует цельное понятие власти, раскрывает весь характер правоотношений для субъектов этого двустороннего процесса. Чувство господства и чувство зависимости являются равно необходимыми признаками этого взаимоотношения.

Государственная власть никогда не может опираться исключительно на физическую составляющую в силу того, что правительство в отдельно взятом государстве всегда выступает в меньшинстве. Отсюда и основополагающий фактор для власти - это чувство законности, так как именно оно побуждает граждан исполнять волю законодателя и служит четкой гарантией того, что все предписания закона будут соблюдаться гражданами, даже в тех случаях, когда им приходится стеснять себя или идти против своей воли в отношениях к государственной власти.

Указание на принудительную власть не следует, однако, понимать как отождествление власти с принуждением. Власть как общественная функция, в том числе государственная власть, осуществляется за счет непрерывной организации направляемых ею общественных отношений, также как и осуществления учета и контроля, убеждения и принуждения [4] . Принуждение — лишь один из способов осуществления власти. Принуждение и убеждение взаимодействуют в рамках данной реализации.

Таким образом, власть нельзя сводить только к принуждению. Нормы права являются важным средством осуществления государственной власти. Регулирование этими нормами общественных отношений опирается на убеждение и принуждение. Нормы права устанавливают как права, так и обязанности. Говоря о сочетании и взаимосвязи принуждения и убеждения в сфере государственного властвования, следует уточнить, что обязательность и принудительность – явления не тождественные [5] . Обязанность, в частности юридическая обязанность, в большинстве своем исполняется обществом добровольно, причем не только под страхом принуждения, которое может быть применено в случае ее грубого нарушения, но также в силу убежденности относительно справедливости, истинности, социальной целесообразности данных обязательств и тем самым осознанной необходимости их исполнения.

Принуждение к соблюдению требований норм права в случае нарушения содержащихся в них велений сохранится до тех пор, пока будет существовать право [6] . Действительно, по мере того как обязанности, предписываемые правом, все в большем числе случаев будут исполняться добровольно, на основе убеждения в их законности и необходимости, соответствия их общественным и личным интересам, также роста общественной сознательности, тем меньше придется прибегать к принуждению, как силовому фактору. Но это, напротив, не означает, уменьшение возможности эффективного применения государственного принуждения, которое содержится в санкциях правовых норм.

Под правовым регулированием понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействия на поведение людей [7] . Безусловно, систематизация права не обусловлена уровнем и силой государственно-принудительных мер. Определяющее свойство права – его нормативность, а принудительность – следствие такой нормативности. Принуждение как организованное и соответствующее общественной необходимости явление возникает там, где необходимы упорядоченность, узаконенность общественных отношений. Основное в любой социальной норме, в том числе и в норме права,— это диспозиция, являющаяся ядром нормы. Принудительность – это реакция на ее нарушение, имеющая своей целью восстановить состояние правопорядка, поддерживаемое соблюдением правила, которое содержится в диспозиции [8] .

Таким образом, правильное использование метода принуждения государственными органами обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования правовых институтов, незыблемость правопорядка, также создает условия для постепенного сокращения и полной ликвидации правонарушений. Единое по своей природе государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную неоднородностью тех общественных отношений, которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения. Вне всякого сомнения, приоритет прав и свобод человека и гражданина – это основа всей правовой деятельности государства, которая базируется на праве, властных предписаниях, также как и на принуждении для контроля и гарантии законности. Данной обязанности государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина необходима властно-принудительная защита от произвола и незаконного поведения.

Каково бы ни было государственное устройство, кем бы ни осуществлялись функции власти, человеческое сознание всегда стремится подчинить и акты властвования юридическим нормам. Интересы власти исторически противостоят началам права. В свою очередь, характер общественных отношений определяет ту комбинацию юридических приемов, способов и методов воздействия, которые составляют основу правового регулирования и без которых невозможна как организация государственной власти, так и координация общественных правоотношений. Сосредоточивая в своих руках исключительное право власти и принуждения, государство, таким образом, обеспечивает гражданам полное соблюдение всех законодательных установок и мирный порядок их взаимных отношений.

1. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1976.

2. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 1999.

3. Лукашук И.И. Глобализация, государство и право, ХХ I век. М.: Спарк, 2000.

5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001.

6. Сыдорук И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в РФ: теоретико-прикладные проблемы. М.: Юнити. 2003.

Взаимосвязь права и власти опосредуется волей. Человечество постоянно обращалось к проблеме воли. Начиная с Аристотеля и заканчивая Ф. Ницше понятие воли было в центре внимания философских, этических, правовых исследований 1 . Власть - это бытие воли. Она, власть, способна оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей при помощи таких средств, как воля, право, насилие.

Власть и воля неразрывно взаимосвязаны.

С одной стороны, воля лежит в фундаменте власти как особого типа поведения субъектов, основанном на приказании, давлении; она определяет способность власти подчинять себе, мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленных властвующим субъектом целей, принимать решения, улаживать конфликтные ситуации; иными словами, воля – это основания власти как насилия, подавления свободы и независимости социальных субъектов.

С другой стороны, власть есть воление, реализующееся через законы государства, приказы, указы, постановления и сопровождающееся угрозой санкцией в случае неповиновения; она проявляется, как способность воли подчинить того, над кем осуществляется власть. Власть возводит свою волю в закон и тем самым утверждает себя. Волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Для того чтобы реализовать волеизъявление большинства (но не всего!) населения необходим закон.

Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.Закон реализуется через власть.

Власть- это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан общества от нарушения свобод и других законных прав.

Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.

Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого. Правом на принуждение и насилие обладает государственная власть, это одна из функций государства.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несёт в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе – действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д. Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.)

Соотношение власти и права является ключевой проблемой в философии права. Право и власть находятся в противоречивом единстве.

2. Право и правопорядок.

Правопорядок является непременным атрибутом государства.

Проблема порядка всегда стояла в центре внимания философско-правовой мысли. Хаос, порядок и беспорядок рассматривались как отношения, связи. Порядок предполагает наличие устойчивых и необходимых связей, образующих устойчивые системы. Беспорядок – это нарушение, изменение отдельных связей системы. А хаос – полное исчезновение устойчивых и необходимых связей, разрушение системы, её дезорганизация.

Государство призвано для того, чтобы создать условия для устойчивости социальной системы, ликвидации беспорядка, формирования лучшего порядка.

Порядок является человеку как объективно существующее, устойчивое, повторяющееся отношение. В обществе порядок поддерживается при помощи норм, обычаев, традиций.

Норма-правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе.

Норма поддерживается определенными санкциями – поощрениями или наказаниями. В зависимости от сферы функционирования выделяют социальные, моральные и правовые нормы.

Существуют также нормы этикета, т.е конкретные правила поведения в определенной ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.

Все многообразие норм служит основной порядка и правопорядка в обществе, пронизывает все общественные отношения.

На определенном этапе развития человеческого общества социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Так, например, в Европе обычай был основным источником права вплоть до XVI века.

Обычай –это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закрепленная в общественном сознании и распространенная в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают; а социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.

Обычай регулируют повседневную реальность общества, т.е производственные отношения, взаимоотношения между людьми, правила духовной жизни.

На определенной ступени развития общества появляется правовой обычай.

Правовой обычай –исторически сложившиеся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспеченно силой его принуждения.

Важное значение в поддержании социального порядка принадлежит традиции, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.

Традиция - это сохранение определенных материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.

Сами традиции носят противоречивый характер. Они могут играть как прогрессивную роль, так и регрессивную, т.е быть тормозом прогрессивного развития, вести к беспорядку.

Общественные отношения регулируются, правом и важным моментом, характеризующим, эту регуляцию является правопорядок.

Правопорядок - основная на праве такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Состояние правопорядка, т.е доминирующий способ его бытия, зависит от характера динамического равновесия между взаимодействующими социальными субъектами. Собственно, существование правопорядка и вызвано необходимостью поддержания определенного равновесия между ними, а именно:

  • Воспрепятствование стихийно возникающих отклонениям от правовых норм в поведении социальных субъектов;
  • Своевременного исправления самих правовых норм;
  • Предвидения и оптимального разрешения социальных конфликтов (классовых, этнических, межгосударственных, семейных, возрастных и др.)
  • Правопорядок – этот организация общественной жизни, направленная на гармонизацию, согласованность общественных отношений. Правопорядок – это властные отношения, социальное действие права, где государство стремится обеспечить свои интересы.
  • Общество стремится поддерживать социальный порядок и правопорядок как его элемент. Неукоснительное следование закону в повседневной реальности – один из путей достижения порядка в обществе.

О правовом сознании, правовом менталитете невозможно адекватно судить, не выяснив, что такое правовая культура.

Правовая культура.

Правовая культура представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и компонентов, качественные характеристики которых не совпадают с качественными характеристиками всей системы. Это сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознания, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок.

Под правовой культурой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений.

В структуре правовой культуры выделяют два уровня:

Во-первых, уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности людей и создающих условия для реализации их прав.

Во-вторых, уровень индивидуального, группового, общественного правосознания и поведения, присущих социуму.

Состояние правовой системы – важнейшая предпосылка и условие формирования и функционирования правовой культуры.

Носителем правовой культуры выступает человек, группа, общество (народ). Правовая культура личности и правовая культура народа – явления взаимообусловленные, ибо главным в содержании правосознания народа является отражение и выражение подлинно человеческого, духовного.

Правовая культура всегда опирается на государство. И если государство самоустраняется и не создает условий для формирования правовой культуры, то люди сталкиваются с множеством препятствий, ограничивающих их права, возможности, равноправие.

Контрольные вопросы:

Рекомендуемая литература:

  • Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980.
  • Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
  • Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 199.
  • Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Соч.: В 10 т. Т.4 М.,1994.
  • Лукашева Е.А. Права человека и культура. М., 1979.
  • Ницше Ф. Воля к власти. Харьков, 2004.
  • Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  • Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  • Швейцер А. Культура и этика. М.,1991.
  • Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Правопорядок как власть закона. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

Если я желаю, говорит Вл. Соловьев, осуществить свое право или обеспечить себе область свободного действия, то, конечно, меру этого осуществления или объем этой свободной области я должен обусловить теми основными требованиями общественного интереса или общего блага, без удовлетворения которых не может быть никакого осуществления моих прав и никакого обеспечения моей свободы. Определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, или, что то же — определенное в данных условиях уравновешение этих двух начал, есть право положительное, или закон[485].

Закон — это общепризнанное и безличное, т. е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права, или, по словам Вл. Соловьева, понятие о должном — в данных условиях и в данном отношении — равновесии между частной свободой и благом целого; определение, или общее понятие, осуществляемое через особые суждения в единичных случаях или делах.

Иначе говоря: всякий имеет право делать то, чем он никого не обижает.

Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношении единое планетарное целое.

Не обижай людей!

Нам счастья не сулит

Человек обретает права постольку, поскольку у него есть обязанности. В нормальном обществе одно вне другого не может быть: обязанности без права рабство, право без обязанностей — анархия. То самое, что есть право, по Гегелю, есть также и обязанность, а что есть обязанность, то есть и право. Ибо всякое наличное бытие есть право только на основе свободной воли: воля и обязанность переходят друг в друга и сливаются. По существу, это значит: тот, кто не имеет никаких прав, не имеет и никаких обязанностей, и наоборот. К примеру, говорит Гегель, права отца семейства над его членами суть в такой же мере обязанности в отношении к ним, как и обязанность послушания детей есть их право стать благодаря воспитанию свободными людьми. Карательное правосудие государства, его право на управление и т. д. суть в то же время его обязанность наказывать, управлять и т. д., равно как и то, что граждане данного государства исполняют в отношении податей, военной службы и т. д., является их обязанностями и в то же время их правом на охрану их частной собственности[488].

Таким образом, правовые отношения действуют не только в рамках данного государства, но и между государствами. Согласно Ш. Монтескье, международное право зиждется, по натуре вещей, на том основном начале, чтобы различные народы оказывали один другому столь много добра в настроении мирном и столь мало зла в настроении враждебном, сколько это возможно без ущерба для обоюдных своих существенных интересов. Естественное действие международного права — склонять волю правительств к миру и взаимовыгодным отношениям.

Внешнее государственное право касается отношения суверенных народов при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно на особых договорах. Заключая между собой договоры, государства таким путем ставят себя в правовое отношение друг к другу.

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

§ 14. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ПО ВРЕМЕНИ, ПО МЕСТУ И ПО ЛИЦАМ

§ 14. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ПО ВРЕМЕНИ, ПО МЕСТУ И ПО ЛИЦАМ Правовые нормы, установленные правовою властью и подлежащие применению, называются положительным правом. Положительное право не следует противопоставлять естественному, т. е. морально-верному

§ 15. ДЕЛЕНИЕ ПРАВА. ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ

§ 15. ДЕЛЕНИЕ ПРАВА. ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ После всего сказанного нетрудно понять, в чем основная сущность права. Люди, объединенные в союз, поручают отдельным членам союза устанавливать общеобязательные правила внешнего поведения; правила эти, предусматривая

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

§ 11. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй

§ 14. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ПО ВРЕМЕНИ, ПО МЕСТУ И ПО ЛИЦАМ

§ 14. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА ПО ВРЕМЕНИ, ПО МЕСТУ И ПО ЛИЦАМ Правовые нормы, установленные правовою властью и подлежащие применению, называются положительным правом. Положительное право не следует противопоставлять естественному, т. е. морально-верному

§ 15. ДЕЛЕНИЕ ПРАВА. ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ

§ 15. ДЕЛЕНИЕ ПРАВА. ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ После всего сказанного нетрудно понять, в чем основная сущность права. Люди, объединенные в союз, поручают отдельным членам союза устанавливать общеобязательные правила внешнего поведения; правила эти, предусматривая

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя Аналіз правової реальності дає змогу виділити в ній такі форми буття права, що у сукупності виражають динаміку правової реальності:а) світ ідей: ідея права;б) світ знакових форм: правові норми і закони;в) світ взаємодій

§ 1. Природа людини і право. Антропологічні основи права

§ 1. Природа людини і право. Антропологічні основи права Феномен права найтіснішим чином пов’язаний з людиною, її сутністю, сенсом людського буття. Взаємозв’язок людини і права зумовлює антропологічну позицію стосовно права. Сутність останньої полягає в тому, щоб

§ 3. Особистість і право. Гуманістична природа права

Глава № 1 Идея философии права и ее потенциал

Глава № 1 Идея философии права и ее потенциал § 1. Идея философии права, ее становление и осуществление Время XVIII – XX века внесло свой вклад в процесс обособления права от философии. Наработанный опыт совместных усилий философов и юристов был перечеркнут в условиях, когда

§ 1. Идея философии права, ее становление и осуществление

§ 1. Идея философии права, ее становление и осуществление Время XVIII – XX века внесло свой вклад в процесс обособления права от философии. Наработанный опыт совместных усилий философов и юристов был перечеркнут в условиях, когда право определялось как «воля господствующего

Естественное право — исходное звено философии права.

Естественное право — исходное звено философии права. Исторические предпосылки, предшествующие фор­мированию философии права как самостоятельной науки, свидетельствуют: философское осмысление правовой реаль­ности началось с разграничения права на естественное и

Власть — антипод права.

Власть — антипод права. Да, такой парадокс. Власть, особенно - власть политическая, государственная, которая и делает "право правом", в то же время — явление, в какой то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой чуждого,

Право – это социальные нормы, реализующиеся посредством власти, имеющие обязательный и принудительный характер по отношению к людям, в рамках отдельного конкретного государства, как правовой структуры.

Понятие и свойства власти как способа осуществления права

Власть - это социальный феномен, возникающий в человеческих объединениях любого уровня, и проявляющийся в волевых отношениях руководства-подчинения.

Феномен власти присущ человечеству с самого момента его возникновения. В любой группе людей, будь то малая группа, семья или напротив крупная организация или даже государство, вне зависимости от желания отдельных лиц формируется структура, при которой отдельное лицо или группа лиц получает властные полномочия, в то время как остальные лица вынуждены ему подчиняться. В малых группах данные процессы называются групповой динамикой, и прекрасно описаны на примере жизненного цикла временных объединений – от психотерапевтической или тренинговой группы, до рабочей группы, направленной на решение конкретной задачи (технической, научной, творческой и т.д.). Как показывает практика установление властных отношений является необходимым условием обеспечения эффективного функционирования группы, таким образом власть как центр организации и управления общественной структурой, противостоит хаосу, выраженному через индивидуальные эгоистические потребности и стремления отдельных лиц, расходящиеся с групповой целью/задачей.

Естественной основой власти выступает проявление воли. Воля по своей природе представляет собой инструмент контроля и принуждения, причем не только в социуме, но и в рамках отдельной личности, через волевую регуляцию, подчинение собственных желаний и потребностей выполнению какой-либо задачи. Власть же является отражением воли не только отдельного человека-лидера власть облеченного, но также общей воли, которая действует через его посредство, позволяя контролировать каждого из членов общества в отдельности и общество в целом. Для возникновения властно-волевых отношений, необходимо чтобы каждая из сторон – субъект и объект власти – обладала определенными характеристиками.

Для субъекта власти таковыми выступают воля к власти, как стремление устанавливать властно-волевые отношения с другими лицами, а также брать на себя ответственность за их реализацию, и компетентность, как способность решать поставленные вопросы и достигать целей; а для объекта – готовность к подчинению, которая зависит от ряда факторов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • собственных качеств, психологических особенностей объекта, например, степени его компетенции, установки на индивидуализацию-коллективизацию, стремления к независимости, готовности брать ответственность и принимать решения и т.д.;
  • баланса требований, поощрений и санкций, предъявляемых субъектом власти;
  • особенностей властной ситуации, ее требований и задач, а также ресурсов, находящих у субъекта власти (так власть руководителя ограничена ситуацией рабочих взаимоотношений и не распространяется на личную жизнь подчиненного);
  • уровня авторитета и собственных качеств субъекта власти.

Особым видом власти выступает государственная власть. В отличии от социальной власти имеющий публичный, т.е. общественный характер, государственная власть является политической, она опирается в первую очередь на административно-политический аппарат как средство принуждения граждан и является самодовлеющей системой, не нуждающейся во внешней поддержке для своего существования. Основными признаками государственной власти являются:

  • публичность – выступает от имени всего общества (народа) и обладает общественной структурой и имуществом (аппарат государственного управления, государственная собственность и т.д.);
  • универсальность – распространение власти и ее решений на все общество целиком, без каких-либо исключений;
  • легитимность – юридическая обоснованность власти, признание ее правомочной как самим обществом, так и другими государствами;
  • суверенность – самодостаточность и независимость государственной власти по отношению к внешним силам (другим государствам, корпорациям, религиозным организациям и т.д.).

Понятие и формы права

Проблемы права имеют практически такую же глубокую историю, как и проблемы власти. Возникновение права связано с закреплением тех или иных властных отношений во времени, их превращение из произвольного решения отдельного властного лица (или группы лиц), в достаточно автономную норму, поддерживаемую уже самим обществом.

Длительное время право существовало в форме традиций, обычаев, табу, обрядов и других форм социальной регуляции. Такое право принято обозначать как естественное. Однако со становлением государства право перешло на новый уровень и приняло форму государственных постановлений – законов.

Право тесно связано с понятием свободы личности. Так Т. Гоббс в своей правовой теории предполагал, что право связано с ограничением свободы – так абсолютно свободные индивидуальные субъекты, объединяясь в общество жертвуют частью собственных свобод, ради возникновения права, как формы общественной регуляции жизни отдельных людей, способа достижения общих целей. В тоже время В. Соловьев указывает на то, что жертвую частью абсолютизированной свободы-произвола, индивид, тем самым приобретает новую правовую свободу, обеспечивающую возможность его свободной деятельности в условиях, когда он не задевает интересы других индивидов, а те в свою очередь не нарушают его интересов.

Диалектика права и власти

Власть и право представляют собой две взаимосвязанные категории. Право не может существовать без власти, власть выступает способом его осуществления. Власть с одной стороны обеспечивает реализацию правовых норм на местах, так как закон мало принять и опубликовать, он должен еще приводится в исполнение, без чего не возможно его становление в качестве нормы права, а с другой стороны поддерживать соблюдение норм права через систему санкций, принуждения и насилия, пресекающих нарушение или уклонение от данной нормы.

Я соглашусь с автором цитаты, так как считаю его точку зрения вполне аргументированной. Чтобы понять взаимодействие власти и права, необходимо дать определение власти. Власть подразумевает навязывание своей воли другим людям, несмотря на сопротивление. Основными направлениями можно считать демократию и авторитаризм. Демократия подразумевает равноправные принципы взаимодействия всех слоев населения в государстве. Общество развивается на основе содружества, не ущемляя ничьих интересов.

Авторитаризм представляет несколько иное направление и предполагает единовластие, то есть подчинение большинства одному человеку, которым чаще всего является царь или монарх. Монополизация власти приводит к ограничению прав и свобод граждан. Монархия исключает равноправие и возможность на самоопределение.

Я думаю, что власть необходима для регулирования отношений в государстве. Она возникла в результате развития общества как необходимость искоренения произвола. Основной спецификой современного проявления власти является политическая, которая определяет волю определенной социальной группы или класса. Наиболее сильным элементом политической власти можно считать государство, в котором политическая воля реализуется через органы государственной власти. В правовом государстве власть и право не только союзники, но и находятся в постоянном антагонизме друг с другом.

Можно утверждать, что не всегда правовое государство следует демократическим принципам. Известны примеры использования властью насилия и произвола, что свидетельствует о слабости и беспринципности. Разгон мирных протестов граждан силовым путем представляет собой проявление борьбы между властью и правом людей на выражение собственного мнения. В результате таких неправомерных действий со стороны государственных органов управления назревает вооруженный конфликт, порождающий коллапс в общественных отношениях.

В любом правовом государстве власть просто обязана учитывать при принятии законов не только свои интересы, но и потребности населения, проживающего на его территории. Законодательная база должна строиться на демократических принципах. Если эти принципы не соблюдаются, то антагонизм неизбежен. Асоциальные законы, принимаемые органами управления, приведут страну к беспорядку и развалу. Поэтому в любом демократическом государстве власть и право должны сосуществовать в гармонии.

Принимая во внимание неустойчивое равновесие между властью и законодательством необходимо осуществлять постоянный контроль деятельности государственных институтов власти. Несоблюдение законодательного права приводит к коррумпированности власти и возникновению дисбаланса в общественных отношениях. Усиление противоречий в государстве приводит к политическому и экономическому кризису, проявляющееся правовым беспределом.

Постоянная борьба между властью и правовым аспектом разрушает государственные каноны и минимизирует общественные ценности. Личное ставится выше государственного. Скатываясь по наклонной плоскости, политическая власть в стране становится авторитарной. Подчинение большинства меньшинству с элементами насилия противоречит законам демократического общества.

Можно утверждать, что постоянная борьба власти с законодательным правом приводит к противоречиям в общественных отношениях. Механизмы, регулирующие правопорядок в государстве, оказываются несовершенными и не могут обеспечить стабильность. Поэтому для представителей власти благоприятнее сосуществовать в содружестве с интересами общества. Общественное мнение должно служить прерогативой для высокопоставленных чиновников на руководящих постах в государстве.

Существует множество примеров, когда власть помогает закон и пытается навязать то, что выгодно ей. Это происходит тогда, когда органы управления забывают о том, что движущей силой в государстве является общественное движение. Невозможно не считаться с этим, так как такое отношение к социальным отношениям приведет власть к несостоятельности. Потеряв полное доверие основных слоев населения, борьба с законом приведет к низвержению руководства властных структур. Основным принципом руководства страны должна быть непосредственная связь с законодательным правом, что прогнозирует стабильность политической и экономической деятельности государства, а также превосходство политической элиты в международных общественных отношениях.

Читайте также: