Как связаны социальные расходы и политические настроения граждан

Обновлено: 28.06.2024

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

Социальная политика является одним из наиболее важных элементов деятельности государства. Проблемы, которые связаны с повышением уровня жизнеобеспечения населения, поддержанием и обеспечением экономической стабильности, а также реализацией механизмов социальной справедливости, являются для современного общества насущными проблемами. Улучшение системы социальных отношений, повышение качества потенциала человека открывает новые возможности и перспективы для экономического развития и роста государства. Вместе с этим в социальной сфере улучшаются системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение, а также повышение экономического состояния как материально-финансовой базы.

Любая страна, вне зависимости от её политического строя, имеет свою национальную социальную политику. Она является одной из основных составляющих жизнедеятельности общества и находится в сфере его насущных потребностей.

Национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношений между его социальными классами.

В широком смысле социальная национальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий быта и труда, удовлетворение духовных и материальных потребностей, осуществление социальной защиты и реализация принципов справедливости. Иными словами, основная цель социальной политики направлена на создание оптимальных условий для достойного уровня жизни и самореализации всех граждан общества. Национальная социальная политика в узком значении заключена в системе государственных мер по оказанию поддержки тем слоям населения, которые в силу разных причин оказались в сложной жизненной ситуации, и не могут собственными силами улучшить своё материальное положение и благосостояние.

Объектами национальной социальной политики являются как отдельные граждане государства, так и общественные группы, что объединены конкретными отношениями и связями.

К субъектам национальной социальной политики можно отнести государственные ведомства и учреждения, органы регионального самоуправления, коммерческие организации, профессиональные кадры, а также отдельных граждан, которые действуют в рамках национальной инициативы. Среди функций социальной политики можно выделить стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан.

(по материалам интернет-издания)


Задание 22 № 9089

Какое определение национальной социальной политики даёт автор? Какие проблемы являются насущными для современного общества, с точки зрения автора? (Назовите любые две проблемы.)

Какие два фактора, как считает автор, открывают новые возможности для экономического развития и роста государства? (Используя текст, укажите два фактора.)

1. Ответ на первый вопрос: национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношения между его социальными классами.

2. Ответ на второй вопрос:

— проблемы, связанные с повышением уровня жизнеобеспечения населения;

— проблемы, связанные с реализацией механизмов социальной справедливости.

3. Ответ на третий вопрос:

— улучшение системы социальных отношений;

— повышение качества потенциала человека.


Задание 23 № 9090

Какую функцию социальной политики выделяет автор? Приведите два примера реализации различных направлений социальной политики; в каждом случае укажите направление, с которым связан приведённый вами пример реализации социальной политики.

1. Стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан;

2. Два примера с указанием направлений социальной политики:

— улучшение системы здравоохранения: власти города М оснастили больницы и поликлиники новейшим оборудованием;

— минимизация социального неравенства: в государстве Т принята программа социального развития, согласно которой к 2020 году необходимо увеличить средний размер трудовых пенсионных выплат по старости до уровня, который сможет обеспечить минимальный потребительский бюджет.


Задание 24 № 9091

1. Одна из функций социальной политики — удовлетворение духовных потребностей, поэтому реализация программ, помогающих социализации пожилых людей в современном мире, напрямую связана с их духовной и практической самореализацией.

2. Достижение социальной справедливости, реализация программ помощи неимущим слоям населения способствуют политической и социальной стабильности государства.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) насущные социальные проблемы общества;

3) направления осуществления социальной политики;

4) национальная социальная политика в узком значении;

5) объекты и субъекты социальной политики;

6) функции социальной политики.


Задание 23 № 9090

Какую функцию социальной политики выделяет автор? Приведите два примера реализации различных направлений социальной политики; в каждом случае укажите направление, с которым связан приведённый вами пример реализации социальной политики.

Социальная политика является одним из наиболее важных элементов деятельности государства. Проблемы, которые связаны с повышением уровня жизнеобеспечения населения, поддержанием и обеспечением экономической стабильности, а также реализацией механизмов социальной справедливости, являются для современного общества насущными проблемами. Улучшение системы социальных отношений, повышение качества потенциала человека открывает новые возможности и перспективы для экономического развития и роста государства. Вместе с этим в социальной сфере улучшаются системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение, а также повышение экономического состояния как материально-финансовой базы.

Любая страна, вне зависимости от её политического строя, имеет свою национальную социальную политику. Она является одной из основных составляющих жизнедеятельности общества и находится в сфере его насущных потребностей.

Национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношений между его социальными классами.

В широком смысле социальная национальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий быта и труда, удовлетворение духовных и материальных потребностей, осуществление социальной защиты и реализация принципов справедливости. Иными словами, основная цель социальной политики направлена на создание оптимальных условий для достойного уровня жизни и самореализации всех граждан общества. Национальная социальная политика в узком значении заключена в системе государственных мер по оказанию поддержки тем слоям населения, которые в силу разных причин оказались в сложной жизненной ситуации, и не могут собственными силами улучшить своё материальное положение и благосостояние.

Объектами национальной социальной политики являются как отдельные граждане государства, так и общественные группы, что объединены конкретными отношениями и связями.

К субъектам национальной социальной политики можно отнести государственные ведомства и учреждения, органы регионального самоуправления, коммерческие организации, профессиональные кадры, а также отдельных граждан, которые действуют в рамках национальной инициативы. Среди функций социальной политики можно выделить стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан.

(по материалам интернет-издания)


Задание 21 № 9088

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) насущные социальные проблемы общества;

3) направления осуществления социальной политики;

4) национальная социальная политика в узком значении;

5) объекты и субъекты социальной политики;

6) функции социальной политики.


Задание 22 № 9089

Какое определение национальной социальной политики даёт автор? Какие проблемы являются насущными для современного общества, с точки зрения автора? (Назовите любые две проблемы.)

Какие два фактора, как считает автор, открывают новые возможности для экономического развития и роста государства? (Используя текст, укажите два фактора.)

1. Ответ на первый вопрос: национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношения между его социальными классами.

2. Ответ на второй вопрос:

— проблемы, связанные с повышением уровня жизнеобеспечения населения;

— проблемы, связанные с реализацией механизмов социальной справедливости.

3. Ответ на третий вопрос:

— улучшение системы социальных отношений;

— повышение качества потенциала человека.


Задание 24 № 9091

1. Одна из функций социальной политики — удовлетворение духовных потребностей, поэтому реализация программ, помогающих социализации пожилых людей в современном мире, напрямую связана с их духовной и практической самореализацией.

2. Достижение социальной справедливости, реализация программ помощи неимущим слоям населения способствуют политической и социальной стабильности государства.

1. Стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан;

2. Два примера с указанием направлений социальной политики:

— улучшение системы здравоохранения: власти города М оснастили больницы и поликлиники новейшим оборудованием;

— минимизация социального неравенства: в государстве Т принята программа социального развития, согласно которой к 2020 году необходимо увеличить средний размер трудовых пенсионных выплат по старости до уровня, который сможет обеспечить минимальный потребительский бюджет.


Задание 24 № 9091

Социальная политика является одним из наиболее важных элементов деятельности государства. Проблемы, которые связаны с повышением уровня жизнеобеспечения населения, поддержанием и обеспечением экономической стабильности, а также реализацией механизмов социальной справедливости, являются для современного общества насущными проблемами. Улучшение системы социальных отношений, повышение качества потенциала человека открывает новые возможности и перспективы для экономического развития и роста государства. Вместе с этим в социальной сфере улучшаются системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение, а также повышение экономического состояния как материально-финансовой базы.

Любая страна, вне зависимости от её политического строя, имеет свою национальную социальную политику. Она является одной из основных составляющих жизнедеятельности общества и находится в сфере его насущных потребностей.

Национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношений между его социальными классами.

В широком смысле социальная национальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий быта и труда, удовлетворение духовных и материальных потребностей, осуществление социальной защиты и реализация принципов справедливости. Иными словами, основная цель социальной политики направлена на создание оптимальных условий для достойного уровня жизни и самореализации всех граждан общества. Национальная социальная политика в узком значении заключена в системе государственных мер по оказанию поддержки тем слоям населения, которые в силу разных причин оказались в сложной жизненной ситуации, и не могут собственными силами улучшить своё материальное положение и благосостояние.

Объектами национальной социальной политики являются как отдельные граждане государства, так и общественные группы, что объединены конкретными отношениями и связями.

К субъектам национальной социальной политики можно отнести государственные ведомства и учреждения, органы регионального самоуправления, коммерческие организации, профессиональные кадры, а также отдельных граждан, которые действуют в рамках национальной инициативы. Среди функций социальной политики можно выделить стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан.


Настроение окружающих – быть может, в силу какого-то физического закона, которому вы не можете противиться, – сразу передается и вам.

Массовое политическое настроение – это однородная для достаточно большого множества людей субъективная, сложная аффективно-когнитивная сигнальная реакция, особые переживания комфорта или дискомфорта, отражающие удовлетворенность или неудовлетворенность общими социально-политическими условиями жизни; субъективную оценку возможности реализации социально-политических притязаний при данных условиях; а также стремление к изменению условий ради осуществления притязаний. Это особые психические состояния, охватывающие значительные общности людей – состояния, переходные от непосредственных эмоций к более или менее осознанным мнениям, вырастающие из повседневных эмоций, но носящие более обобщенный в политическом отношении характер, рационализированные условиями политической жизни, ее нормами и устоями [211].

Субъектом политических настроений является некая масса, то или иное множество людей, объединенных в некую общность за счет действия единого политико-психологического фактора. К числу таких факторов относятся те или иные аффекты, эмоции, чувства и другие психологические процессы и явления, отражающие социально-политическую жизнь и политическое поведение людей.

В общем виде возникновение и развитие настроений зависит прежде всего от степени очевидности расхождения притязаний людей с предоставляемыми социально-политической системой возможностями их удовлетворения.

Циркулярный характер продемонстрировали настроения, развивавшиеся в толпах на площадях столиц восточно-европейских государств, Москвы, столиц бывших союзных республик и некоторых областных центров СССР в конце 1980-х – в 1990-х годах. В 1989 г. наиболее драматично этот механизм проявил свое действие в Тбилиси. Аналогичные ситуации возникали в 1991 и 1993 годах в Москве, в 2004 и 2013–2014 годах в Киеве и др.

Если говорить о функциях массовых политических настроений, то они весьма разнообразны. Однако главными из них являются три:

1) политико-психологическая оценка;

2) формирование субъекта политических действий;

3) инициирование и регуляция массового политического поведения.

Во взаимосвязи эти функции составляют целостный механизм политического поведения. Соответственно, Д.В. Ольшанский выделяет три вида массовых настроений:

1) сигнально-оценочные настроения, лежащие в основе отношения к политической реальности;

2) настроения, формирующие потенциально-действенные общности, лежащие в основе массовых движений;

3) настроения, инициирующие и регулирующие массовое политическое поведение.

Одним из наиболее заметных политических состояний являются панические настроения, или паника. Паника – это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, напротив, как следствие ее избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Соответственно, на основе паники возникают панические толпы со специфическим поведением.

Какие условия способствуют возникновению панических настроений?

1. Ситуационные условия. Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.

2. Физиологические условия. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т.п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники.

3. Психологические условия. К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.

4. Идеологические и политико-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы. Реальная практика, а также многочисленные экспериментальные исследования показали, что от этой группы условий в значительной мере зависит, сохранит ли общность целостность, единство действий в экстремальной ситуации или распадется на панический человеческий конгломерат, отличающийся необычным, вплоть до эксцентричного, поведением каждого, разрушением общих ценностей и норм деятельности ради индивидуального спасения. Многочисленные эксперименты американских исследователей показали, что в неосознающих общность целей, слабо сплоченных и структурированных группах паника провоцируется минимальной опасностью (например, даже опасностью потерять несколько долларов или получить слабый удар током). Напротив, ситуации естественного эксперимента (войны, боевые действия) демонстрируют высокие уровни сплоченности специально подготовленных, тренированных и объединенных общими ценностями (например, патриотизм) и нормами общностей людей.

Возникновение и развитие паники в большинстве описанных случаев связано с действием шокирующего стимула, отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются слухи. Известно, например, что летом 1917 года в России выдался один из самых обильных урожаев. Тем не менее, уже осенью в стране разразился голод. Ему способствовала массовая паника, которую вызвали слухи о предстоящем голоде, – она буквально опустошила прилавки, амбары и закрома [157].

Следует отметить, что современный мир демонстрирует дальнейшее усиление роли массовых настроений в самых различных сферах жизни, в том числе и в политике. Двадцатый и начало двадцать первого века принеси определенные качественные изменения в психологии масс как субъекта социально-политических действий. Возрастание их роли в наше время в значительной степени связано с все более непосредственными проявлениями в поведении таких факторов, как массовые настроения.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Научно-практическая работа

Клименко Никита Олегович

Россия, Забайкальский край, город Чита

Клименко Никита Олегович

Россия, Забайкальский край, город Чита

2.1.Теоретические основы вопроса………………………………………………………………. 7

2.2. Исследование политической активности граждан в центральных регионах федеральных округов РФ и входящих в них субъектов РФ……………………………………………………….10

2.3. Исследование политической активности граждан на примере жителей Забайкальского края . 12

Клименко Никита Олегович

Россия, Забайкальский край, город Чита

Клименко Никита Олегович

Россия, Забайкальский край, город Чита

Работа носит исследовательский характер, содержит 3 пункта плана (введение, основная часть, заключение).

Цель работы: определение уровня политической активности граждан Российской Федерации на примере избирателей в центрах федеральных округов и прочих субъектов, используя данные избирательных комитетов регионов, официальных данных статистических служб.

Проанализировать теоретический материал по данной теме

Изучить и структурировать статистику, предлагаемую избирательными комитетами разных субъектов области политической активности в Российской Федерации

Провести социальный опрос среди жителей Забайкальского края

Практическая значимость: данная работа может быть применена в качестве дополнительного материала на лекциях, уроках по истории, обществознанию в целях наглядной иллюстрации уровня политической активности наших сограждан.

Новизна: тема политической активности граждан в нашей стране, на мой взгляд, изучена не достаточно подробно. Считаю, что изучение данной темы уже состоявшимися и только начинающими учеными, в будущем, поможет определить стратегии и мероприятия, направленные на повышение уровня осознания необходимости участия граждан РФ в политической жизни страны.

Актуальность: в 2018 – ом году, а именно в год проведения выборов президента Российской Федерации и Единого дня голосования, тема политической активности является особенно актуальной. Анализ итогов голосования и выявление причин активности/неактивности граждан может способствовать успешности проведения выборных кампаний в будущем.

Клименко Никита Олегович

Россия, Забайкальский край, город Чита

Определение проблемы или вопроса, подлежащего исследованию:

Уровень политической активности населения в Российской Федерации

Использование следующих методов:

-изучение теоретических основ темы;

-изучение статистических данных, предлагаемых избирательными комиссиями разных регионов, а так же данных официальных статистических служб

-анализ полученных данных для выявления уровня политической активности граждан.

3. Определение сущности политической активности населения с помощью литературы и интернет – ресурсов.

3.1. Проведение исследования

3.2. Составление плана научной работы:

1. Теоретические основы вопроса

3.5 Сроки написания работы:

Работа над темой продолжалась с сентября по декабрь 2018 года.

Составление плана выступления:

План включает в себя обоснование актуальности, цели и задачи, краткое описание полученных данных, выводы, сделанные автором по данной теме.

Основная часть

Теоретические основы вопроса

Разбирая политическую активность с научной точки зрения нужно знать, из какого термина она вытекает. Политическое поведение 2 - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия. Политическое поведение индивида зависит от многих факторов, например: индивидуальные эмоционально-психологические качества, адаптивное поведение, компетентность. По формам выделяется три вида политического поведения: правомерное, отклоняющееся, экстремистское. Что же такое политическая активность? Политическая активность – форма включения субъекта в политику, совокупность его действий для достижения коллективных целей. Она может проявляться как политическое поведение (участие), так и политическая деятельность. Политическое участие – это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы. Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы. Американский политолог Л. Милбрайт выделил четыре вида законного политического участия 3 : во-первых , голосование; во-вторых, участие в работе партий и других политических организаций; в-третьих , участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы); в-четвертых , контакты с официальными лицами на различных уровнях. Участие в голосовании – проявление электоральной активности. Помимо законных, он так же выделил варианты незаконного политического участия: во-первых , участие в несанкционированных митингах и шествиях, во-вторых , отказ повиноваться несправедливым законам. Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Эти и другие факторы влияют на то, становится или не становится человек частью некоего политического целого. Поскольку выборы являются самой распространенной формой политического участия, то учеными выделяется такое понятие как электоральная активность. Электоральная активность – политическая активность населения, проявленная в ходе выборов; процент пришедших на избирательный участок и проголосовавших результативно. Американский политолог М. Вайнер выделил три основные черты политического участия 4 : во-первых , оно определяется как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания или внутренние предпочтения; во-вторых, политическое участие предполагает добровольные действия граждан, таким образом исключая такие действия как служба в армии или уплата налогов; в-третьих; политическое участие предполагает наличие определенного выбора, то есть исключает голосование на выборах безальтернативных. Яркими примерами законному политическому участию может быть участие в выборах разных уровней и референдумах (выборы в Законодательное Собрание Забайкальского края, Всесоюзный референдум о сохранении СССР). Примерами же незаконному политическому участию может стать участие в несанкционированных митингах и столкновениях (движение желтых жилетов во Франции). Существует два вида участия, характеризуемых по уровню вовлеченности: участие с высокой вовлеченностью и участие с низкой вовлеченностью. В рамках первого американский социолог С. Хантингтон выделил два подвида 5 : автономное участие , то есть добровольная активность граждан в составе общественных объединений, и мобилизованное участие , то есть принудительное участие граждан в составе каких – либо общностей. Мотивами такого участия могут быть страх, административное принуждение, экономическая выгода, традиции (ярким примером такого участию могут быть демонстрации трудящихся в КНДР). В любом обществе, в том числе и нашем, существую две формы данных подвидов. Политическая деятельность – это творческая активность субъектов, целью которых является формулирование коллективных интересов определенного сообщества (примером может послужить создание политической партии, создание внутри нее различных экономических, социальных, внешнеполитических программ и доктрин). Политический деятель – личность, представляющая определенную политическую силу и проявляющая активность в соответствии с программой реализации коллективных интересов этой политической организации 6 . Остальные общественные силы находятся в либо в сотруднических отношениях с этой силой, если имеют схожие интересы, либо в легальной или нелегальной оппозиции, когда их взгляды и интересы не совпадают.

Если какая-либо политическая сила становится частью государственной власти демократическим путем, то основными принципами ее устойчивости, которые отражают мнение избравших являются два понятия: легитимность , то есть общественное принятие власти и ее решений, лидеров, организаций и движений, и результативность , то есть степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население. В случае, когда результативность власти находится на высоком уровне, проявляется следующее явление: лояльность – то есть проявление уважения со стороны населения к власти. В случае, когда результативность власти находится на низком уровне, проявляется депривация – то есть выражение недовольства, вызванное расхождением между оценкой субъектом реальным и ожидаемым состоянием общества 7 . Располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней, ученные выделяют 5 типов личности 8 : личность активиста; личность, эпизодически принимающая участие в политике; политический наблюдатель; пассивная личность; аполитичная личность. Абсентеизм – это проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. Его рост может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий.

2.2. Исследование уровня политической активности граждан Российской Федерации

В целях исследования политической активности граждан, я проанализировал официальные данные, предоставленные избирательными комиссиями столиц 7 федеральных округов Российской Федерации, и составил сравнительные таблицы, в которых сравнил общее количество избирателей, процентную явку на выборы, общее количество проголосовавших, общее количество не проголосовавших.

Прямые выборы глав субъектов РФ, в которых располагается столица федерального округа

Согласно Конституции, Россия представляет собой социальное государство, политика которого сконцентрирована на создании благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития человека. Важными критериями для оценки степени социальности государства является соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, которая ориентирована на реально возможных инвестициях в человека; обеспечение стандартов достойной жизни для всех граждан страны; адресная поддержка наиболее уязвимых слоёв населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех возможных уровнях государственной власти; соблюдение прав и гарантий, которые представляются как реализующие систему социального партнёрства в роли ключевого механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантий которые ориентированы на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, а также на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и юридических традиций.

Суть экономического развития заключается в формировании человеческого капитала, который соответствует требованиям современного технического и технологического обеспечения, а также уровню благосостояния общества и каждого индивида, что позволит сформировать интеллектуальный, физический и духовный потенциал в качестве генератора инновационной деятельности.

Одним из ключевых направлений развития является создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала: обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры. Кроме этого необходимо создание высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья, формирование трудовых и предпринимательских ценностей. Также данное направление предполагает улучшение качества окружающей среды и экологии для жизни человека, в том числе снижение природоёмкости экономики, вне зависимости от увеличения масштабов экономической деятельности.

Данные задачи решаются посредством реализации эффективной и адекватной социальной политики.

Суть социальной политики заключается в стратегии и тактической деятельности государства и государственных органов, которая направлена на удовлетворение материальных и культурных потребностей, на оказание нужной поддержки, в первую очередь, тем, кто особенно в этом нуждается, а также в осуществлении принципов справедливости и адресности.

Влияние социальной политики на различные сферы жизни

Социальная политика оказывает серьёзное влияние на развитие национальной экономики, экономический рост, динамику роста ВПП, движение общества к прогрессу. Надо отметить, что именно хорошо развитая система образования, культуры и здравоохранения и пр. даёт государству в целом толчок к развитию производства, в силу того, что эти факторы имеют огромное влияние на людей, которые являются основной движущей силой производства.

Работа пенсионной системы государства является хорошим примером обратного влияния социальной политики и социально-трудовой сферы на экономику.

Надо сказать, что государство вместе с работодателями тратит огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Это можно рассматривать в качестве социальной меры, которая не имеет отношения к экономической составляющей: пенсионер является безработным, он не производит продукцию, не принимает участие в создании и наращивании ВВП и пр. Однако с другой стороны, речь идёт о социальной справедливости, в случае, когда пенсионная реформа сыграла свою роль в данном процессе и, если размер пенсии прямо зависим от результатов и производительности труда и развития производства в целом.

Подобная взаимосвязь наблюдается между экономической эффективностью и решением проблем занятости населения, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, науки, образования. Мировой опыт государственного управления выделяет две модели реализации социальной политики:

  • Сакрально-патерналистская.
  • Либеральная.

Сакрально-патерналистская подразумевает полную ответственность государства за социальную сферу в целом, она характеризуется абсолютным исключением форм участия граждан.

Либеральная делится на три варианта: социал-демократический, корпоративный и собственно либеральный.

Классификация социальной политики представлена ниже в таблице со своими специфическими признаками.

Читайте также: