Как связаны права ребенка с правами и обязанностями родителей обществознание 9 класс

Обновлено: 18.05.2024

Прежде, чем вести дальнейший разговор о правах ребенка, необходимо определиться в понятиях:

малолетний ребенок - это несовершеннолетний до 14 лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ);

родители - это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (статья 38 Конституции РФ). 1

Источники

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать ". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства - законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции. 2

Права ребенка

Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях. Поскольку дети не имеют доступа к информации, которая бы в наглядной и доступной форме информировала каждого ребенка о своих правах, а от своих родителей и других взрослых зачастую можно услышать лишь "ты обязан . ", детям необходимо рассказывать об их правах. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Все права ребенка можно разделить на два вида:

имущественные, которые включают в себя:

  • право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • право на получение детских пособий и материнского капитала о т государства;
  • право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка;
  • право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании;

неимущественные, которые включают в себя:

  • на имя, отчество и фамилию;
  • образование;
  • охрану здоровья;
  • отдых и досуг;
  • жить и воспитываться в семье;
  • общаться с родителями и другими родственниками ;
  • на защиту своих прав и законных интересов;
  • выражать свое мнение, а также учет мнения ребенка, достигшего 10 - летнего возраста. 3

Права ребенка в зависимости от его возраста

Полностью недееспособные (малолетние) - не могут приобретать права и обязанности; от их имени выступают их законные представители (родители, опекуны и т. д.).

В порядке исключения малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут:

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать безвозмездные сделки, направленные на получение выгоды (если сделки не требуют нотариального заверения или регистрации);
  • распоряжаться средствами, полученными от законных представителей или других лиц с разрешения законных представителей.

За причинённый ими вред ответственность возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Полностью недееспособные лица по состоянию здоровья - не могут приобретать права и обязанности; им назначается опекун, который совершает все (в том числе и мелкие бытовые) сделки.

Только по решению суда гражданин, страдающий психическим расстройством и не понимающий своих действий, может быть объявлен недееспособным. Если недееспособный причиняет своими действиями вред, то ответственность несёт его опекун.

Частично дееспособные (граждане от 14 до 18 лет) - участвуют в гражданском обороте самостоятельно и от своего имени, но с письменного согласия своих родителей либо лиц, их заменяющих.

  • обладают тем же объёмом прав, что и малолетние;
  • распоряжаются заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществляют авторские и изобретательские права;
  • отвечают за причинённый вред своим имуществом.

В случае, если этого имущества не хватает, к ответственности привлекаются родители. 4

Защита прав несовершеннолетних детей

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

  • предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка - закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка - 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет - универсальна - единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. 5

Цель: знакомство с правами и обязанностями ребенка.

Задачи: дать общее представление о том, что каждый ребенок обладает правами; обратить внимание родителей на то, что дети должны иметь обязанности и выполнять их.

Форма проведения: беседа-диалог.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Оформление помещения

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

II. Педагогическое просвещение

Понятие о правах ребенка зародилось еще в XVIII веке, его долго трактовали как право ребенка на жизнь, общественную заботу, защиту против злоупотреблений. Эти задачи и на сегодняшний день чрезвычайно актуальны. Более того, ребенок имеет право на некоторое самоопределение, он не собственность родителей, к ребенку нельзя относиться пренебрежительно или высокомерно-снисходительно.

Жизнь ребенка (как думают некоторые родители) - продолжение и даже часть жизни родителей. Более того, жизнь детей - результат (по мнению родителей) жизни родителей. Дети - как аттестат, хорошо ли воспитывали или плохо; всем хочется иметь хороший аттестат. Родители хотят быть победителями, а ребенок для них медаль, желательно золотая.

Утверждение, что ребенок - дитя неразумное и его как можно быстрее необходимо приладить к определенному миру, вразумить, не выдерживает испытания временем (прилаживают родители исходя из своего опыта). Но у ребенка другой разум, по-другому устроенный, значит, и опыт будет свой. С точки зрения ребенка, многое из того, что делают родители, глупо и нелепо (конечно, не сразу он придет к такому заключению), что вызывает у родителей массу возмущений. Но взгляните на проблему с другой стороны: ребенок имеет право на глупость (ведь ребенок дитя неразумное, вы только что утверждали это и были с этим согласны). Теперь вспомните, какими были в детстве. Да, многое, что говорили родители, казалось вам глупым и нелепым. И сами были глупыми, это мы можем говорить с высоты прожитых лет. Поэтому надо стараться относиться к глупостям детей с уважением. Каждое поколение имеет свою, не известную другим поколениям глупость. Мудрость не меняется веками, а глупость молодых всегда новая. Из новой глупости постепенно вырастает обычная старая мудрость, лишь чуть-чуть не похожая на мудрость прежних поколений. Благодаря этому мир в своем развитии вносит постепенно маленький вклад в мудрость тысячелетий.

Многие родители, а это, к сожалению, привычная позиция родителей, пребывают в полной уверенности, что они сразу стали умными и никогда не совершали глупостей. Но хочу вас разочаровать, в этом вы похожи на своих детей.

И еще мы, взрослые, постоянно нетерпеливы: скорее, быстрее, и так без конца - спешка, гонка, рывком, наскоком, то там, то здесь.

Трудно все просчитать, трудно все предугадать, трудно воспитывать. Да, нелегко, но надо помнить, что воспитание ребенка может быть гораздо легче, когда помнишь о том, каким ты был сам в детстве, и еще о том, что ваш ребенок другой, он не папа, не мама, не бабушка и не дедушка.

Теперь рассмотрим правовые отношения между родителями и детьми. В основе возникновения таких отношений лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Возникающие между родителями и детьми правоотношения бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно, право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.

В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут вступать между собой во все дозволенные законом сделки (купли-продажи, займы и т. д.). Если в отношениях с несовершеннолетними детьми самым распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми заключаются и другие договоры. В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учебы, развития. Если же родители не предоставляют средства на содержание детей добровольно, они принуждаются к уплате алиментов на основании судебного решения. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, требование о взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом, алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода) последних.

Поговорим о целях. Что именно мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход? Мы хотим, чтобы:

• дети помогали маме по дому;

• дети знали, где находятся их вещи;

• дети считали свои обязанности вкладом в семью;

• дети выполняли их самостоятельно;

• родители не тратили силы на уговоры;

• дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть;

• родители вздохнули свободнее (особенно мамы), почувствовав, что часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи.

Вы можете дописать этот список. Наша задача - максимально четко представить себе:

• что получаем мы, родители, предлагая детям взять на себя ряд обязанностей,

• что получают от нового образа жизни дети.

То есть вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но и формируете у них умения, которые станут привычкой в будущем:

• находить время на дела по дому;

• помнить о том, что ты живешь не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;

• заботиться о других;

• находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;

• структурировать свои дела и т. д.

Ведь наша с вами родительская задача - максимально полно подготовить чадо к переходу во взрослую жизнь. За это ребенок, когда вырастет, будет нам благодарен. Теперь приступаем к воплощению плана в жизнь. Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и составить список всех дел, необходимых для поддерживания дома в чистом и уютном виде.

Но завалы - это отдельная тема. Мы обратимся к ней в самом конце - как к наиболее проблемной.

Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми. В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности - наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребенку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка.

Так, учитывая права детей и напоминая им о своих обязанностях, можно прийти к равновесию между правами и обязанностями.

III. Организационно-деятельностная игра

Вы - дети - имеете право:

• на успех, т. е. иногда ставить себя на первое место;

• просить о помощи и эмоциональной поддержке;

• протестовать против несправедливого обращения или критики;

• на свободу совести, т. е. иметь собственное мнение и убеждения;

• совершать ошибки, менять свои решения или избирать другой образ действий;

• отвечать отказом на просьбу, не чувствуя за собой вины;

• на человеческое достоинство;

• побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

• получать то, за что платите.

Вы - школьники - обязаны:

• соблюдать тишину на уроках;

• посещать уроки, определенные расписанием;

• соблюдать чистоту в школе;

• выполнять учебные требования педагогов;

• соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

Но вы ни в коем случае не обязаны:

• быть безупречным на 100%;

• чувствовать себя виноватым за свои желания;

• мириться с неприятной ситуацией;

• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

• выполнять неразумные требования;

• делать приятное неприятным людям.

Заявляя свои личные права, надо помнить: они есть у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

IV. Подведение итогов собрания

Урок обществознания в 11 классе Андреева Гульнур Зиннуровна учитель истории и об

№ слайда 1

Урок обществознания в 11 классе Андреева Гульнур Зиннуровна учитель истории и обществознания

Улыбнись новому дню!

№ слайда 2

Улыбнись новому дню!

Тема урока Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Росс

№ слайда 3

Тема урока Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации

Цели и задачи нашего урока -познакомиться с правами и обязанностями родителей и

№ слайда 4

Цели и задачи нашего урока -познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей; -научиться анализировать законодательные акты, применять их в конкретной жизненной ситуации и - формирование общих компетенций предусмотренных в ФГОС по вашей специальности.

Эпиграф к уроку: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней,

№ слайда 5

План урока 1.Законы, определяющие права и обязанности родителей и детей в семье.

№ слайда 6

План урока 1.Законы, определяющие права и обязанности родителей и детей в семье. 2.Права и обязанности родителей в семье. 3.Права и обязанности детей в семье.

Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый ученикам

№ слайда 7

Качества помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности 1. Качеств

№ слайда 8

Качества помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности 1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. 2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим 3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. 4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. 5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

Ответы 1.Порядочность 2.Справедливость 3.Разумность 4.Воспитанность 5.Обязанност

№ слайда 9

Ответы 1.Порядочность 2.Справедливость 3.Разумность 4.Воспитанность 5.Обязанности

Определение понятий ПРАВО -система общеобязательных, формально определенных норм

№ слайда 10

Определение понятий ПРАВО -система общеобязательных, формально определенных норм. ОБЯЗАННОСТЬ- безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.— просто синоним долга.

Законодательные акты содержащие права и обязанности родителей и детей Конституци

№ слайда 11

Права и обязанности родителей: - Родители несут ответственность за воспитание и

№ слайда 13

Права и обязанности родителей: - Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК); - Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК); - Равенство прав и обязанностей родителей ( ст. 61 СК) - Защита прав и интересов детей (ст.64 СК); - Осуществление родительских прав (ст. 65 СК).

Права и обязанности детей : -Жить и воспитываться в семье (ст.54 СК); -На общени

№ слайда 14

Права и обязанности детей : -Жить и воспитываться в семье (ст.54 СК); -На общение с родителями и другими родственниками(ст.55 СК); -На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК); -Выражать своё мнение (ст.57 СК); -На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК); -Имущественные права (ст.60 СК). -Право ребенка на защиту ст. 56 СК) Обязанность трудоспособных детей: - заботиться о нетрудоспособных родителях

Семейное право в древности Князь Владимир Мономах оставил “Поучения детям” : -пр

№ слайда 15

Семейное право в древности Князь Владимир Мономах оставил “Поучения детям” : -при старших молчать; -мудрых слушать; -старшим повиноваться; -с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил: -не красть -не лгать

№ слайда 16

При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил: -не красть -не лгать -не завидовать -не осуждать других -соблюдать порядок -чистоту в доме -строго выполнять свои обязанности.

Видеоролик ребенок на подоконнике - Какие права нарушены ребенка? - Что могло пр

№ слайда 17

Видеоролик ребенок на подоконнике - Какие права нарушены ребенка? - Что могло произойти? - Можно ли считать эту женщину мамой?

Определение прав и обязанностей родителей и детей в рамках СК.РФ. из отрывков ск

№ слайда 18

2. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"

№ слайда 19

2. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева?

Маугли

№ слайда 20

4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы

№ слайда 21

4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы

5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с

№ слайда 22

5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

6 . Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса? - Вспомните, куда ш

№ слайда 23

6 . Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса? - Вспомните, куда шел Буратино с монетами?

Ответы: 1 (Статья 54 п.2 СК, ребенок имеет права на воспитание своими родителями

№ слайда 24

Ответы: 1 (Статья 54 п.2 СК, ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.) 2. (Ст 54 п.1 СК ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, совершеннолетия) 3. (54 п.2 каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ним проживание.) 4.(54 п.2 каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ним проживание.) 5.(Ст. 63 п.1.Жизни, здоровья.) 6.(Ст. 60 Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества) (ст. 63 право на образование.)

Видеоролик о правах ребенка и обязанностях родителей

№ слайда 25

Видеоролик о правах ребенка и обязанностях родителей

Не глядя на руки Мастера, Мудрец ответил: — Всё в твоих руках.

№ слайда 26

Не глядя на руки Мастера, Мудрец ответил: — Всё в твоих руках.

На закрепление изученного материала выполним следующее задание: вместо точек ука

№ слайда 27

На закрепление изученного материала выполним следующее задание: вместо точек указать пропущенные слова Синоним долга -……. Права и обязанности родителей и детей в семье зафиксированы в Конституции РФ, ……. , Конвенции о …. , Семейном кодексе РФ, ……. . Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей в семье решаются родителя по их …… исходя из интересов детей с учетом мнения детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми …. лет или при вступлении в брак.

Рефлексия - Задание к группе родители: Используя тему опишите или нарисуйте каки

№ слайда 28

Рефлексия - Задание к группе родители: Используя тему опишите или нарисуйте каким вы хотели бы видеть ваших будущих детей? - Задание к группе дети - Какими родителями вы себя представляете в будущем?

Домашнее задание Подготовить эссе на тему: «Твои права начинаются там, где начин

№ слайда 29

РЕБЯТА, ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ, У ВАС ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ! ПОЗВОЛЬТЕ СЕБ

№ слайда 30

РЕБЯТА, ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ, У ВАС ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ! ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ И СЧАСТЛИВЫМИ РОДИТЕЛЯМИ!


Муниципальный район "Чурапчинский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Ребенок имеет право!

Список документов, которые защищают права ребенка:

  • Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Декларация прав ребенка(Принята 20.11.1959 г Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита­ется взрослым.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста­навливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка— это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Правовой статус – это твоё положение в мире права, которое определяется правами, обязанностями и ответственностью.

По мере взросления ты словно поднимаешься вверх по лестнице: получаешь новые возможности, набираешься опыта, а значит, - приобретаешь новые права, обязанности и ответственность. Так меняется твой правовой статус.

Здесь приведен основной перечень твоих прав и обязанностей.

С рождения ты имеешь права:

  • на имя;
  • на гражданство;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребёнка);
  • на заботу и воспитание со стороны родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов, администраций учреждений общественного воспитания);
  • на уважение чести и достоинства;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями, лицами их заменяющими, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратурой, судом (через родителей или иных законных представителей);

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.

C 6 лет добавляются

  • совершать мелкие бытовые сделки (например, ты можешь купить что-то для своих нужд);
  • свободно распоряжаться для собственных нужд предоставленными средствами.

Обязанности:

  • получить среднее образование;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.

С 10 лет добавляются

  • на учет твоего мнения при решении любого вопроса в семье, в правоохранительных органах, в суде;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени, фамилии, на выбор места жительства при разводе родителей, на лишение или восстановление родителя в родительских правах, на усыновление, на передачу в приёмную семью.

С 14 лет добавляются

  • получить паспорт гражданина РФ;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, но не более 4 часов с легкими условиями труда;
  • участвовать в молодёжном общественном объединении.

Обязанности:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.

С 15 лет добавляются

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

С 16 лет добавляются

  • вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным, т.е. получить все права совершеннолетнего (эмансипация) в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда.

С 17 лет добавляются

Обязанности:

  • для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет

человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность.

Читайте также: