Как субсидии влияют на предложение

Обновлено: 02.07.2024

Со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии по новым правилам. Требований к основным этапам этого процесса – от обоснования необходимости выдачи целевых средств до контроля результативности их использования – станет больше. Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели. Что изменится для учреждений здравоохранения?

Правовая основа

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать цели, условия и алгоритм предоставления субсидий, сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах, а также формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии. Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

Целевое назначение средств

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм (Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р). Аналогичный подход выбрали в Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509): большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Требования к учреждению-получателю

неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;

просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета субсидии

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области – порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом (Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п). В нем приведены три основных метода расчета:

плановый метод – расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);

метод индексации – объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;

нормативный метод – расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению – путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Соглашение о предоставлении субсидии

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Контроль результативности расходования средств

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Россияне, которые из-за финансовых трудностей не справляются с оплатой коммунальных услуг, могут попросить у государства целевую субсидию. Получить ее могут семья или человек, которые тратят на ЖКУ больше установленной в регионе допустимой доли расходов на коммунальные услуги. По данным Минстроя, сегодня такую финансовую поддержку оказывают почти четверти россиян.

В этом году в связи с пандемией коронавируса в России ввели дополнительные льготы. Рассказываем, кто и на каких условиях может получить помощь на оплату услуг ЖКХ и что для этого нужно.

Субсидия на оплату ЖКУ

Субсидия — это денежное пособие от государства, которое предоставляется гражданину, испытывающему финансовые трудности, для частичной оплаты ЖКУ. Субсидия положена тем, чей доход не превышает установленный прожиточный минимум и чьи расходы на ЖКУ превышают предельно допустимую долю от дохода.

Кому положена субсидия на оплату ЖКУ

Обратиться за помощью государства по оплате услуг ЖКХ могут граждане России любых социальных категорий. Одна семья или человек имеет право на получение только одной субсидии.

Право на субсидию имеют:

  1. Те, кто снимает жилье у государства по договору социального найма.
  2. Те, кто снимает жилье у других людей.
  3. Члены жилищных кооперативов.
  4. Собственники жилых помещений.

Кроме россиян, претендовать на субсидию имею право также граждане Белоруссии и Киргизии, если они имеют постоянную регистрацию на территории России. Они также должны быть собственниками или официальными нанимателями жилых помещений либо участниками кооперативов.

Каким должен быть доход для получения субсидии в Москве и регионах

Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право попросить субсидию (ПП-№ 541). Но это — общая цифра для всей страны. Свои собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ могут устанавливать региональные власти.

Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18% для пенсионеров и инвалидов I и II групп и 20% — для других категорий, в Кемерове — от 5 до 17%.

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии в Москве с 1 июля 2020 года

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии в Москве с 1 июля 2020 года (Фото: Городской центр жилищных субсидий )

В интернете есть калькулятор, при помощи которого можно рассчитать субсидии на оплату ЖКУ.

Как получить субсидию

Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю необходимо предоставить копии документов:

  • паспорт гражданина, который подает заявление на субсидию, и паспорта всех членов его семьи. Для детей младше 14 лет — свидетельства о рождении;
  • документы на жилье (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, свидетельство о праве наследования, договор приватизации);
  • справки о размере доходов заявителя и членов его семьи старше 16 лет за полгода, предшествующих дате подачи заявления;
  • документы, подтверждающие отсутствие задолженности за коммунальные услуги (последние квитанции об оплате);
  • реквизиты счета в банке, куда будет перечисляться субсидия;
  • иностранцам дополнительно нужно предоставить документ о том, что они являются гражданами другого государства.

Раньше нужно было предоставлять документ, который подтверждает отсутствие долгов перед коммунальщиками, а также справку о составе семьи. Теперь эти документы не требуются.

Какие дополнительные документы могут понадобиться

В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов) нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.

Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) можно претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живут там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:

  • документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
  • документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.

В течение какого времени выплачивается субсидия

Субсидия начисляется только в течение полугода. По истечении этого времени (если финансовое положение семьи не изменилось в лучшую сторону) нужно собрать весь пакет документов и пройти процедуру оформления пособия заново.

Как рассчитать размер субсидии на оплату ЖКУ

Бонус: субсидия на оплату ЖКУ при коронавирусе

Субсидия при оплате услуг ЖКХ оформляется на шесть месяцев. В условиях пандемии коронавирусной инфекции правительство приняло постановление об автоматическом продлении этой компенсации в том же размере на шесть месяцев (ПП-№ 420 от 02.04.2020 г.). Если граждане уже получали компенсацию, то собирать документы снова не придется — власти сделают все сами. Однако, если среднедушевой доход семьи уменьшился, можно подать документы для проведения перерасчета.

Также правительство до 1 января 2021 года лишило ресурсоснабжающие, управляющие организации и другие компании требовать с граждан уплаты пени, неустоек и штрафов (ПП-№ 424 от 02.04.2020 г.). Кроме того, федеральные власти приостановили до 1 января 2021 года взыскание штрафных санкций за несвоевременную или неполную оплату жилья, коммунальных услуг и взносов на капремонт. Также эти организации не могут приостановить оказание коммунальных услуг при их неполной оплате.

Почему могут отказать?

В предоставлении субсидии могут отказать, если получатель пособия просрочил платежи за коммунальные услуги больше чем на два месяца. Чтобы возобновить выплаты, он должен предоставить доказательства, что у него на это были веские причины. Это может быть лечение, смерть родственника или задержка зарплаты.

Субсидии предложили расширить

Минстрой может продлить беззаявительный порядок получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Временный порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ действует до конца года. Также Минстрой предложил снизить максимально допустимую долю расходов россиян на оплату услуг ЖКХ в доходе семьи с 22% до 15%. Соответствующая инициатива, которая считается одним из предложений по антикризисным мерам в сфере ЖКХ, уже направлена в правительство.

С 1 января 2021 года предлагается изменить порядок предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ. Сейчас могут отказать при наличии даже небольшого долга, со следующего года субсидию не начислят лишь в случае наличия судебного акта о взыскании задолженности за период не более трех лет со дня обращения с пакетом документов.

Главный недостаток этой схемы поддержки бедных семей – в увеличении госрасходов. Если увеличение МРОТа (при максимально благоприятных предположениях) перераспределяет прибыль фирм от их владельцев к работникам, то EITC – это перераспределение от всех налогоплательщиков к наиболее бедным семьям. Иными словами, EITC придется финансировать повышением налогов (или значительным увеличением эффективности госуправления, которого вряд ли можно достичь за короткое время).

Впрочем, в российских реалиях и повышение МРОТа потребует значительного увеличения госрасходов, поскольку во многом оно затронет бюджетников. Из-за этого выгоды его повышения в сравнении с госсубсидией работникам с небольшой зарплатой неочевидны.

Главное преимущество госсубсидии перед повышением МРОТа – в том, что она явным образом не искажает конкурентный рынок труда. Поскольку деньги домохозяйствам поступают из бюджета, то у работодателей не возникает дополнительных прямых стимулов увольнять сотрудников (конечно, это не отменяет возможности косвенных искажающих стимулов, если, например, субсидия будет финансироваться за счет повышения налогов на фирмы).

Второе преимущество EITC перед повышением МРОТа состоит в том, что поскольку у EITC нет прямого эффекта на издержки фирм, то у фирм нет стимулов перекладывать эти издержки на потребителя (опять же речь только о прямых эффектах). МРОТ часто критикуют именно за такое возможное перекладывание издержек: например, если ресторан быстрого питания поднимет зарплаты, ему придется увеличить и цены, а поскольку многие клиенты ресторана могут быть немногим богаче его работников, МРОТ в этом случае служит инструментом перераспределения от клиентов к работникам, а не от собственников фирмы к работникам. Поскольку EITC финансируется из бюджета, его перераспределительные эффекты зависят от дизайна налоговой системы, и, например, при прогрессивной налоговой системе EITC – это инструмент перераспределения от богатых к бедным.

Наконец, третье важное преимущество EITC перед повышением МРОТа – его расчет основан на общем доходе семьи, а не на индивидуальном доходе. МРОТ иногда критикуют за то, что далеко не всех работников, которые получают низкую зарплату, можно считать по-настоящему бедными (например, студенты из семей среднего класса могут работать на низкооплачиваемых позициях, но при этом большую часть их расходов оплачивают родители). Поскольку EITC основан на общем доходе всех членов семьи, проживающих вместе, и на количестве детей, то он может позволить более эффективно таргетировать бедные домохозяйства.

Экономисты, которые исследовали EITC, находили в основном позитивные эффекты: он помогает семьям выбраться из бедности, снижает младенческую смертность, положительно влияет на здоровье матерей. Но одновременно, как и предсказывает экономическая теория, он может снижать стимулы участвовать в рынке труда. Например, в ситуации, когда один из взрослых членов семьи работает, а другой – нет, выход на работу второго взрослого – если эта работа не очень хорошо оплачивается – может не увеличить общий доход семьи. В частности, EITC может создавать для женщин отрицательные стимулы участия в рынке труда.

Сможет ли EITC работать в России? Возможных препятствий несколько. Во-первых, выплата субсидии сложна в администрировании: она требует сбора информации обо всех источниках дохода всех членов домохозяйства и проверки этой информации. Легко представить, что многие граждане станут скрывать свой дополнительных доход, чтобы максимизировать субсидию. Сложно сказать однозначно, насколько дорогим в итоге может оказаться администрирование EITC.

В итоге выбор между повышением МРОТа и EITC как способами помочь работающим выбраться из бедности зависит от того, как устроены рынки труда в тех местах, где живут люди, которым правительство хочет помочь. Если рынки труда конкурентны, то EITC может быть более эффективен. Если такой конкуренции нет, то выплата субсидии вряд ли достигнет желаемого эффекта, и, возможно, будет более эффективно повышение МРОТа.

Важно помнить, что в некотором смысле и МРОТ, и EITC – это лекарства, которые не лечат болезнь, но облегчают ее симптомы. Причины бедности многих людей в России – в общей неэффективности многих сфер экономической жизни, неоптимальных бюджетных приоритетах, низкой мобильности и несовершенстве институтов. При правильной имплементации МРОТ и EITC могут улучшить жизнь людей, но не заменят более фундаментальных реформ.

Со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии по новым правилам. Требований к основным этапам этого процесса – от обоснования необходимости выдачи целевых средств до контроля результативности их использования – станет больше. Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели. Что изменится для учреждений здравоохранения?

Правовая основа

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать цели, условия и алгоритм предоставления субсидий, сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах, а также формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии. Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

Целевое назначение средств

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм (Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р). Аналогичный подход выбрали в Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509): большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Требования к учреждению-получателю

неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;

просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета субсидии

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области – порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом (Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п). В нем приведены три основных метода расчета:

плановый метод – расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);

метод индексации – объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;

нормативный метод – расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению – путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Соглашение о предоставлении субсидии

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Контроль результативности расходования средств

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Вы ищете реальную финансовую кредитную компанию для получения кредита от 10 000 до 10 000 000 евро (для коммерческих или бизнес-кредитов, личных кредитов, личных кредитов, ипотечных кредитов, автокредитов, кредитов на консолидацию долга, кредитов венчурного капитала, кредитов на здравоохранение и т. Д. ))
Или ему по какой-то причине отказывают в ссуде в банке или финансовом учреждении? Подайте заявку сейчас и получите реальный финансовый кредит. Обработано и одобрено за 3 дня.

ФИРМА PEN FED-ссуды Мы являемся международным кредитором, который предоставляет реальные финансовые результаты физическим лицам и компаниям по низкой процентной ставке в 2% с действующим удостоверением личности или загранпаспортом вашей страны для проверки. Выплаты по кредиту начинаются через 1 (один) год после заем получен на срок от 3 до 35 лет.

Свяжитесь с нами и предоставьте следующую информацию:

Полное имя: ____________________________
Сумма денег, необходимая в качестве займа: ________________
Срок кредита: _________________________
Цель кредита: ______________________
День рождения: ___________________________
Пол: _______________________________
Состояния в браке: __________________________
Контактный адрес: _______________________
Город / почтовый индекс: __________________________
Страна: _______________________________
Занятие: ____________________________
Мобильный телефон: __________________________

Генеральный директор: Pen Fed

Вы ищете реальную финансовую кредитную компанию для получения кредита от 10 000 до 10 000 000 евро (для коммерческих или бизнес-кредитов, личных кредитов, личных кредитов, ипотечных кредитов, автокредитов, кредитов на консолидацию долга, кредитов венчурного капитала, кредитов на здравоохранение и т. Д. ))
Или ему по какой-то причине отказывают в ссуде в банке или финансовом учреждении? Подайте заявку сейчас и получите реальный финансовый кредит. Обработано и одобрено за 3 дня.

ФИРМА PEN FED-ссуды Мы являемся международным кредитором, который предоставляет реальные финансовые результаты физическим лицам и компаниям по низкой процентной ставке в 2% с действующим удостоверением личности или загранпаспортом вашей страны для проверки. Выплаты по кредиту начинаются через 1 (один) год после заем получен на срок от 3 до 35 лет.

Свяжитесь с нами и предоставьте следующую информацию:

Полное имя: ____________________________
Сумма денег, необходимая в качестве займа: ________________
Срок кредита: _________________________
Цель кредита: ______________________
День рождения: ___________________________
Пол: _______________________________
Состояния в браке: __________________________
Контактный адрес: _______________________
Город / почтовый индекс: __________________________
Страна: _______________________________
Занятие: ____________________________
Мобильный телефон: __________________________

Читайте также: