Как стать участником реконструкции событий вов

Обновлено: 07.05.2024

— Что собой представляют реконструкторские клубы в России? Как много их и в каких они располагаются городах?

Говоря об экзотическом сегменте реконструкции, я имел в виду тех, кто реконструирует не самую распространенную тематику — Японию эпохи сёгуната или индейцев доколумбовой Америки.

— Сколько обычно членов в таком клубе?

— Здесь тоже ситуация очень вариативна. В большинстве случаев реконструкторские клубы имеют постоянный костяк, ядро, инициативную группу. Это примерно 5—10 человек, те, кто связан с реконструкторским движением годами. И кроме ядра, есть подвижная периферия. Новые люди приходят в клуб, через какое-то время по разным причинам из него уходят, на смену им приходят другие. Как правило, приток новых людей наблюдается после какого-нибудь большого фестиваля. Реконструкторские клубы — это очень динамичные сообщества. Постоянно меняется состав клубов, возникают новые, перестают существовать старые.

— Откуда в Россию пришла историческая реконструкция? Как она зарождалась в нашей стране?


Фото Руслана Давлетшина

— Почему люди приходят в реконструкторское движение?

— Здесь, на мой взгляд, значимым оказывается пересечение нескольких факторов и контекстов.

Второй момент, на мой взгляд, заключается в том, что реконструкторское движение — это форма эскапизма. Оно позволяет человеку, неудовлетворенному своим социальным положение, скучной работой или повседневностью, уйти от нее и тем самым, как ему кажется, реализовать себя. Скучно быть просто обычным менеджером без всяких перспектив. А реконструкции дают возможность эту серую жизнь раскрасить.

И третий момент, тоже очень значимый: массовость реконструкторского движения — это во многом результат влияния интернета и цифровизации в целом. Интернет во много раз повышает и возможность коммуникации, значимую для формирования сообществ, и доступность почти любой информации о прошлом. Если еще в 90-е годы интересующемуся, скажем, средневековьем жителю провинциального российского города сложно было увидеть воочию средневековый доспех, то теперь интернет позволяет ознакомиться и с внешним видом такого доспеха во всех деталях, и с его подробным описанием.

— А зачем приходят в реконструкторское движение женщины?


Фото Ильи Репина

В реконструкторском движении женщин намного меньше, чем мужчин, и чаще всего им приходится играть традиционные роли женщин в традиционном обществе — шить и носить одежду, изображая на рыцарских турнирах прекрасных дам, готовить и накрывать на стол. Хотя женщины, не всегда удовлетворенные таким положением дел, стараются как-то по-другому выразить себя в реконструкции

— Существует ли какой-то традиционный мировой съезд реконструкторских клубов вроде Олимпийских игр в спорте?

— Насколько это дорогое удовольствие — быть членом клуба, участвовать в мероприятиях и т. д.? Какова стоимость и качество современных кольчуг и разных видов оружия?

— Это, безусловно, дешевле, чем дайвинг в южных морях или коллекционирование раритетных автомобилей, но определенных затрат требует. Если мы посмотрим на состав клубов, то мы увидим, что там нет людей очень состоятельных, он довольно демократичный. Сумма расходов зависит от тематики клуба. Для тех, кто участвует в реконструкции, например, событий второй половины ХХ века, это оказывается менее затратно, чем для тех, кто реконструирует средневековье. В последнем случае требуется иметь так называемые гражданский и военный комплекты одежды, в большинстве случаев (для воинов) комплект оружия, плюс прочие расходы, например, на поездку на мероприятие.


Фото Илья Репина

— А какова стоимость кольчуги? Ее качество сильно отличается от традиционной?

— За 10 тысяч рублей в провинции вполне можно купить себе кольчугу или какой-то другой несложный доспех. А вот насколько реконструкторская кольчуга отличается от аутентичной средневековой — это непростой вопрос. Потому что, с одной стороны, реконструкторы активно декларируют стремление к максимальной аутентичности и достоверности. Для допуска к реконструкторским мероприятиям медиевальный реконструктор, например, обязан предварительно (сейчас чаще всего через интернет) представить так называемый паспорт своего исторического комплекта. В нем он должен указать, на основании каких средневековых источников (средневековых миниатюр или музейных коллекций) он создавал тот или иной элемент своей экипировки. И реконструктор, оказавшийся не в состоянии подтвердить аутентичность своего комплекта, в принципе, может быть не допущен к участию в мероприятии.

Вполне осознавая эту проблему, реконструкторы, таким образом, допускают некий момент условности, стремясь, скажем так, к аутентичности хотя бы внешних форм предмета.

— До каких масштабов разрослись постановочные сцены реконструкторских клубов? Они еще не делают стенобитные орудия, не строят небольшие крепости?

В организации пространства отчасти чуть проще приходится тем реконструкторским клубам, которые имеют возможность проводить свои мероприятия в музеях под открытым небом, но здесь, понятно, особо не разгуляешься, приходится контролировать себя и умерять пыл сражений.

— Вообще какое благо для общества несут реконструкторские движения?


Фото Ильи Репина

Говоря о смысле своей деятельности, сами реконструкторы апеллируют к тому, что они занимаются изучением истории и популяризацией исторических знаний, способствуя росту интереса к истории. И в какой-то степени с ними можно в этом согласиться

— К этому мы еще вернемся. А за что вообще можно покритиковать реконструкторов?

— Критики реконструкторского движения в публичном пространстве не так много, и она связана в современной России с тремя моментами.

Хотя, справедливости ради, следует признать, что представители Living history от этой тенденции пытаются дистанцироваться.

Можно, конечно, поднять вопрос и о продуктивности эскапизма, бегства от современности в прошлое как жизненной стратегии (часто говорят, что в реконструкцию приходят те, кто не может реализовать себя в нормальной жизни), но этот вопрос вряд ли поддается однозначной трактовке.

— Вы говорили, что государство поддерживает реконструкторское движение. С какой целью оно это делает?


Фото Максима Платонова

На самом деле большую часть подготовки к реконструкторским фестивалям проводят сами реконструкторы, а чиновники могут отчитаться, что проведено важное патриотическое воспитательное мероприятие большого масштаба. В этом плане государственные структуры охотно идут навстречу реконструкторам, выделяя денежные гранты и оказывая другие виды поддержки

Справка

Антон Свешников — доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Это звучит странно, но первая реконструкция военно-исторического сражения случилась уже через пару десятков лет после Битвы под Ватерлоо, на том же самом месте. Людям, от чего-то захотелось еще раз пережить и радость победы, и горечь своего поражения. В СССР, первый кружок военных историков сложился в далеком 1976 году, и во главе его стоял … тот самый Сир, в миру – Олег Валерьевич Соколов. Разумеется, это утверждение будет оспорено в комментариях – мир военно-исторической реконструкции переполнен завистью, ревностью, сплетнями и взаимными обидками - как женский предпенсионный коллектив.

ПОБЕГ В ПРОШЛОЕ

Движение реконструкторов развивалось подобно взрыву самодельной пороховой гранаты из картона. К началу 90-х реконструкторские полки уже могли устраивать массовые сражения.

ИСХОД РОМАНТИКОВ-БЕДНЯКОВ

У истоков реконструкторского движения стояли романтики-нищеброды. Они могли ходить годами в одних кожаных штанах от формы немецкого подводника-катерника. Не для куража, а потому что других не было.Я знал человека, который сам кастрировал своего любимого кота по справочнику ветеринара, а сэкономленные деньги потратил на свою коллекцию.

А те, кто свои коллекции вдруг распродавал (за немалые деньги), быстро спивался от пустоты жизни.

ЦЕНА ПОГРУЖЕНИЯ

В конце 90-х, как мне кажется, реконструкция сделала серьезный шаг от внешнего антуража и позерства к историчности сражений, которые воспроизводились.

Движение реконструкторов развивалось подобно взрыву самодельной пороховой гранаты из картона

Движение реконструкторов развивалось подобно взрыву самодельной пороховой гранаты из картона Фото: Михаил ФРОЛОВ

У меня до сих пор, в сырую погоду, ноют колени, застуженные в этом походе. Хотя, я до сих пор вспоминаю его с гордостью. Вышел в поход без винтовки – журналист в чужой форме, шпак, а пришел с двумя.

Аудио: Доцент СПбГУ Соколов разрыдался в суде и рассказал, почему убил любовницу

ЛОВУШКА РЕАЛЬНОСТИ

А потом ему пришлось вернуться к унылой мирной жизни, рассориться с почти всеми друзьями-соратниками, но внутри остаться не побежденным.

Стрелков еще не знал, что станет пока единственным реконструктором, оставшимся навсегда в военной истории человечества

Стрелков еще не знал, что станет пока единственным реконструктором, оставшимся навсегда в военной истории человечества

Что же вы натворили, Сир.

Аудио: Состояние аффекта или холодный расчет. Защита историка Соколова пытается смягчить наказание

СПРАВКА КП

Сколько сегодня стоит стать реконструктором?

Отечественная война 1812 года, форма рядового гренадерского московского полка:

Рабоче-Крестьянская Красная Армия, рядовой, до 1943 года:

Гимнастерка, галифе, шинель, каска, пилотка, фляга, вещмешок, охолощенная винтовка Мосина – от 100.000 рублей.

Вермахт, рядовой, времен Великой Отечественной войны:

Китель, брюки, сапоги, шлем, V-портупея, противогазный бачок, фонарик, фляга, котелок, ранец, охолощенный карабин Маузер 98К – от 250.000 рублей.

*цены на реплики униформы.

Доцент расчленил аспирантку-любовницу

Преподаватель СПбГУ Олег Соколов убил свою 24-летнюю любовницу. Он застрелил девушку, расчленил и пытался утопить её останки в Мойке. Но в итоге сам доцент оказался в реке…

Аудио: Можно ли было предотвратить жестокое убийство студентки в Петербурге

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Человек, который звонил преподавателю СПбГУ в пятницу, 8 ноября, утверждает - в голосе доцента-расчленителя не было ни капли волнения или страха (подробности)

Преподаватель СПбГУ после убийства студентки-любовницы хотел покончить с собой в мундире Наполеона

Историк уже оформил явку с повинной (подробности)

Рыдал, бился головой об стену: Доцент СПбГУ Соколов в суде устроил истерику и сказал, почему убил любовницу

Подозреваемый в расправе дал первые публичные показания после трагедии (подробности)

Эксперты: Обрез, из которого историк Соколов застрелил студентку-любовницу, доцент купил на черном рынке

На преподавателя СПБГУ могут возбудить уголовное дело за незаконное хранение оружия (подробности)

КСТАТИ

Николай Стариков и Виктор Ворсобин обсудили недавнее убийство в Петербурге, совершенное историком Соколовым, и как это связано с законом о домашнем насилии. (подробности)

Психолог: В истории Соколова никаких отношений не было, здесь изначально речь шла о насилии

Возрастная категория сайта 18 +


Запятые пусть расставляет каждый сам для себя, неплохо было бы, чтобы их расставили и в государстве.

Военно-исторические реконструкции: запретить нельзя разрешить, но делать что-то надо

Пробыв на территории полигона около часа, мы уехали с твердым намерением 4 числа игнорировать это распиаренное мероприятие. Смысла не было никакого, естественно, как умеющие подать материал люди, мы бы и из этого сделали конфетку. А что? Танки едут, стреляют, огонь, дым, горящие строения, стрельба, все круто.

Зрители, возможно, будут довольны, спонсоры тоже. Но есть нюансы, характерные для таких реконструкций в целом, и провинциальных в частности. И на них мы и хотим заострить внимание, поскольку речь идет не о локальной пострелушке в стиле страйкбола, а о военно-историческом фестивале.

И с этим надо что-то делать именно в масштабе государственном, ибо, делая попытки найти что-то доброе и вечное в этих мероприятиях, систематически получаем этими граблями.

Что понравилось.



На этом все. По последнему пункту: старание — вещь хорошая, но…

Что не понравилось.

1. На момент нашего появления ни представители администрации, с которыми мы пообщались, ни участники абсолютно не представляли, что они будут показывать на следующий день. С участниками мы тоже имели несколько бесед, благо, знакомых хватает. Никто ничего не знал.

Для сравнения: в Бресте, где проводился аналогичный фестиваль в прошлом году, несмотря на многие вещи спорные, репетиции шли на протяжении нескольких дней перед проведением. Здесь же народ занимался делами иного характера.








Или историчные посиделки под пивко советских бойцов с немцами.

Можно было бы сделать туристические тропинки, по которым действительно можно было бы ходить, наблюдая быт участников, как в том же Бресте. Там было на что посмотреть, те же занятия по уходу за оружием, приемы штыкового боя, политинформации. Последнее в Бресте — это вообще был шедевр.

Здесь все это было заявлено, но тоже отложено на последний день по вполне очевидной причине.

Для людей сведущих в исторических реконструкциях, пьянство, процветающее на этих мероприятиях, не секрет. И тут все довольно логично. Люди из разных городов встречаются, общаются. И для реконструкторов это не работа или обязанность, а хобби. В которое они вкладывают как немалые деньги, так и время. Свое время и свои деньги.

Потому, собственно, на пьянки все организаторы закрывают глаза. Запретишь их сегодня — никто не приедет завтра.

Все бы было ничего, понятно, но вот то, что уже 3 июня на место проведения стали приезжать люди с детьми, было неприятно. Ибо из палаток выползало на божий свет такое…

Простите, у пацана на комке пашни руль выбьет из рук, и он на всем ходу врежется в эту группу. Кто будет отвечать, и самое главное, а надо ли это?


Дурь дурейшая, если честно. И полное непонимание ситуации организаторами.

В принципе, все остальные пункты можно было бы отнести к придиркам, но вот эта дурь просто убила.

Конечно, воронежские степи с холмами и перелесками так похожи на горы Крыма… Сюда еще можно добавить и участие танка БТ-7. Очень исторически верно для 1944 года. Именно ими Крым и освобождали.

В общем, съемочной группой единогласно было принято решение о том, что делать нам там нечего. Конфетку, понятное дело, можно и из такого сварганить, но смысл? Слаще не станет, горечь все равно останется.

Понятно, что организаторы хотели, как лучше, а получилось как обычно. Не фестиваль на 4 дня (повторимся, мы были в Бресте в прошлом году, мы знаем, что такое многодневный фестиваль) вышел, а однодневное шоу. Как обычно, впрочем.

Зачем тогда было кричать на весь мир, что фестиваль с 1-го по 4-е? Для значимости? Но ведь вышел элементарный обман. 3-го днем ни черта еще готово не было и ничего из заявленного не проводилось. Ни элементарные интерактивы, ни Стена Памяти (скромно так отложили).

Возможности у организаторов явно были. Равно как и средства. Тут да, что есть, то есть. Реализация подкачала абсолютно. Иметь желание и возможность и уметь — это явно разные вещи. Умения и понимания организаторам не то что не хватало, просто фестиваль превратился в некое распиаренное отмазочное шоу.

К нашему величайшему сожалению. Фестиваля мы не увидели. Три дня подготовки и обычное однодневное реконструкторское мероприятие. Увы.

Вполне резонно задать нам вопрос: что в итоге? Критикуете — предлагайте.

Да, раз покритиковали — предлагаем.

Со всех точек зрения: безопасности, исторической верности, законности и так далее.

Скажете, а при чем тут государство? А при том. Кто дает разрешение на проведение? Кто предоставляет пожарную охрану, медиков (ладно, здесь медики были частные, от спонсоров), правоохранительные структуры (здесь был ЧОП, что прекрасно, но полиция обязана была тоже быть). Значит, имеет все-таки право требовать, раз есть такие вложения.

Нам справедливо возразят: да у нас в госструктурах такие дубовалы сидят, что слова литературного героя Грибоедова Суворову в уста вкладывают.

Рисуется орган, по проведению и надзору за такими мероприятиями. Где будут работать действительно понимающие московские, питерские, ростовские, да любые грамотные реконструкторы. И получать за это не подачки в виде грантов, а зарплату госслужащих, поскольку служат они именно цели вполне государственной: поддержанию исторической памяти и патриотическому воспитанию детей.

Опять же, скажете, на что реконструкторам это впилось? А вот на что. На будущее. В каждой области просто обязан быть такой человек, который будет отвечать за правильность и соответствие мероприятий именно из числа реконструкторов. И отвечать за коллег. Не хотите? Хорошо, автоматы на стену, штыки в землю. Бан.

Это у нас в госаппарате не разучились — запрещать.

Возражение тут же: запретят — вообще реконструкций не будет. Да будут… Это такая наркота, кто подсел — тот подсел. И традиционно бухать и можно, и нужно. Реконов наших однозначно не переделать уже, какие уж сформировались.

Ага, будет… Поверили бы, если бы не знали, сколько в палатках остается по причине невозможности действовать. В курсе. Спасибо, мы в сторонке.

Родители, ладно, люди взрослые и понимающие, что холодно ночью, что друзья, коллеги и все такое. Но разве это нормальная реконструкция событий для детей? Эти еле ползающие похмельно-пьяные чудовища в военной форме — это то, что нам так нужно для надлежащего исторического воспитания?

Да, коллеги из страйкбола и пейнтбола тоже употребляют. Но там зрители не приветствуются абсолютно, все междусобойно и под камеры СМИ никто не лезет. Есть разница как бы.

Государство обязано (да, забавная фраза) взять под контроль организацию и проведение подобных мероприятий. Но не путем назначения новых чиновников из числа блатных, детей и прочей непременной составляющей нашего бытия, а путем привлечения (за нормальные деньги) знающих и понимающих людей из среды реконструкторов.

И это абсолютно не значит, что будет угроблено все движение, наоборот. Как проводили мероприятия все, кто может, так и будут проводить. Но под контролем и с советом, если надо, от своих же.

Уверены, будет только польза и толк. И военно-патриотическое воспитание, и интерес для детей.

У нас во многом толк может быть, если с умом подойти.

Постскриптум. Ехали назад, фактически думали над этим материалом. Телефон, и нате вам: "Обозренские", вы на "Поле боя" приедете? Будет. " Совпадение? Закономерность? Поедем. Если не проклянут всем реконским сообществом. Сравним.

Традиции проведения военно-исторических реконструкций зародились когда-то во Франции, спустя несколько десятилетий после самой битвы - Битвы при Ватерлоо. В России тоже появилась и прижилась идея. Впервые начались первые такие мероприятия в СССР в 1976 г. в Ленинграде: группа молодых историков во главе с Олегом Соколовым (с недавних пор печально известным). Они были увлечены историей армии Наполеона. Наиболее полномасштабно они начали проводить такие мероприятия с 1987г., с реконструкции, посвященной 175 годовщине Отечественной войны 1812 года. Военно-исторические реконструкции периода Великой Отечественной войны стали проводиться во времена позднего СССР. И с тех пор регулярно.


Фото: ссылка

11 января 2021г. стало известно об отмене очередного такого мероприятия - реконструкции битвы за Воронеж в связи с отменой массовых мероприятий на фоне пандемии.


двойной клик - редактировать изображение


двойной клик - редактировать изображение

В обществе очень неоднозначно относятся к подобного рода мероприятиях, а наши ветераны, когда их еще было много в живых, среди нас, в большинстве своем, не рады были им. Особенно относительно реконструкций боёв в период Великой Отечественной войны. Они-то знали, как всё происходило в реальности!
У нас, их потомков, мнения почти не расходились и не расходятся: очень неоднозначное отношение.

К сожалению, не все понимают, что такое война во всех её проявлениях. Понимали, понимают и знают в полной мере те, кто прошел подобный ад. Понимают и современники, прошедшие войны в "горячих точках".
Реконструкции боев - это "театр на крови". Рафинировано, неправдоподобно.
Разве актеры-реконструкторы могут изобразить и в полной мере испытать, КАК это - в лютые, по тем временам, морозы или в изнуряющий зной воевать под настоящими авиаударами, шквальным огнем и среди пылающих городов и деревень?

Как отступать или наступать по разбитым раскисшим дорогам, по болотам, через реки вплавь или по грудь, с раненым, с матчастью, в мокрых тяжелых сапогах. На них скатки шинелей, плащ-палатки, вещ.мешки, оружие, часть боеприпасов (матчасть). Сон и перекур, передышка и кухня порою - заветная мечта, потому как война была жесточайшей, кровопролитной, против лютого подлого врага в лице не одной Германии, а гитлеровской коалиции.
Способны ли реконструкторы показать и прочувствовать настоящую кровь, когда от тел ничего почти не оставалось? Ржевские операции и битва за Москву, Курская дуга, Сталинград, Берлинская операция.

Никто и никогда не сможет это показать на реконструкциях, где все бегают чистенькие и бравые. И целые! С руками, ногами, головами и внутренними органами, простите.
Те, кто воевал, с большим трудом говорили об этом, хотя поколения это должны знать именно от них. Немногие находили в себя силы выступать перед школьниками и студентами. Потому что боль, утраты и ужасы испытанного забыть невозможно. Им многим до старости снилась война. Время не лечит, оно притупляет боль и учит просто жить дальше.

И снимать кино об этом НЕКОМУ.

Сейчас же есть только горстки бестолковых беспринципных дельцов в "кинобизнесе" (можно забыть давно о киноискусстве и настоящей военной драматургии на основе подлинной историографии). Так, как когда-то, уже не снимают. И не снимут.

По двум основным причинам:

1. НЕКОМУ снимать.
Те, кто мог и делал это по-настоящему, уже нет. Нет Шолохова, нет Шукшина, Бондарчука и прочих героев того времени. Они прошли это, они знали, КАК это.
И в СССР, за исключением позорного Горбачёвско-Яковлевского периода, ставшего последним для Союза, государство финансировало и помогало искусству, особенно всему, что создавалось в память о героях войны: героическим армии, командованию и народу великой страны.

2. НЕ НА ЧТО снимать.
В последние два десятилетия находятся средства только на сомнительной ценности программы и "сериалы", которые доводили и еще довели бы многих ветеранов до сердечных приступов от обиды и боли за подлость и ложь.

. да и не нужно снимать, - к счастью, в советское время успели снять и показать те, кто имел на это моральное право.
Наша задача - помнить, дорожить и показывать детям.

"Они сражались за Родину", "Судьба человека", "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке" и десятки гениально снятых картин. Так сейчас не могут снимать, и никакая компьютерная графика не справится с задачами.

"Они сражались за Родину". Там показана картина войны из серии "правдоподобнее не бывает":

Читайте также: