Как стать начальником депо

Обновлено: 02.07.2024

1. Начинайте работать как можно раньше

В университете, а может быть, даже в школе или колледже — это в любом случае бесценный опыт. Он поможет оценить свои силы, обрести полезные навыки и стать увереннее. Как бонус — заработать на карманные расходы. А ещё это бесценные навыки тайм‑менеджмента, самостоятельного принятия решений и расстановки приоритетов: ведь работу надо как‑то совмещать с учёбой.

А ещё работа научила меня искать решения проблем. Меня назначили управляющим убыточного магазина. Он находился рядом с вокзалом, и продажи с каждым месяцем падали. Причина была неожиданной: оказалось, что напротив входа постоянно стоят цыгане и покупатели просто обходят магазин стороной. Мне удалось договориться со старшей цыганкой — попросил её сменить локацию. Она согласилась, а на следующий месяц продажи выросли на 130%.

На первую работу я устроился в 14 лет, когда только получил паспорт. Был униформистом — работником сцены в цирке. Выбор неслучайный: у меня цирковая династия, родители — артисты, поэтому всё детство я проводил за кулисами. Униформистом я трудился одно лето, заработал первые карманные деньги.

Думаю, именно ранний старт позволил мне подняться так быстро. Многие против совмещения учёбы с работой, но я считаю это очень полезным опытом: он учит правильно распределять своё время.

2. Просите совета и учитесь у своего руководителя

Не бойтесь разговаривать со своим начальством или коллегами и задавать им вопросы. Вы не будете казаться некомпетентным, а, наоборот, произведёте хорошее впечатление. Ведь профессионал или тот, кто стремится им стать, всегда готов развиваться и перенимать чужой опыт.

Если я вижу, что кто‑то что‑то делает лучше, чем я, или делает то, чего я не понимаю, я буду интересоваться, просить меня научить и перенимать опыт. Новому можно научиться только у других людей и на каких‑то конкретных задачах и проблемах, которые они решают. Курсы и семинары тоже хороши, но только для теории и закрепления. И я уверен: если вы понимаете, что у коллег на вашем текущем месте работы научиться нечему, к сожалению, компанию нужно менять.

3. Проявляйте инициативу

Если ваша цель — развиваться профессионально и подниматься по карьерной лестнице, нельзя просто спокойно заниматься своей работой. Нужно браться за новые, незнакомые задачи, высказывать свои идеи, спорить, если уверены, что правы и можете сделать лучше.

Если вы видите какие‑то проблемы в процессах, нестыковки и несовершенства, то заявляйте о них. У каждого есть своя повестка, которой он занимается, поэтому сами по себе проблемы не решатся. Нужно не бояться подходить и спрашивать. Чем чаще вы будете становиться частью повестки руководителя, тем легче будет доказать, что решение той или иной проблемы важно для общего дела. А это, в свою очередь, позволит эффективнее продвигаться по карьере.

4. Заявляйте о себе

Амбиции и желание расти — это нормально и в большинстве компаний только приветствуется. Не бойтесь говорить о том, что готовы к более серьёзным вызовам на более высокой должности, — если можете доказать, что готовы на самом деле. И заявляйте о своих желаниях правильно.

Не стоит бояться своего возраста. У молодых руководителей есть много плюсов: они быстрее ориентируются, приспосабливаются к среде и готовы постоянно меняться. Если не говорить о своих амбициях — начальник может рассматривать вас как крутого исполнителя и не способствовать вашему карьерному росту.

5. Совершайте ошибки, но делайте выводы

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Допускать просчёты — нормально, а иногда даже поучительно, если вы можете извлечь из этого уроки. Но это не значит, что неточности и невнимательность — мелочи, которые ни на что не влияют.

Ошибка, которая отразилась на мне больше всего, — неумение планировать свою деятельность. Когда я работал в консалте, у меня условно был один проект и один заказчик на протяжении двух лет. А в какой‑то момент случилось так, что продукт понадобился ещё шести заказчикам и, соответственно, работы стало больше. В какой‑то момент я понял, что наобещал больше, чем могу сделать. Это вылилось в три или четыре месяца работы по 12 часов. В итоге это довело меня до нервного срыва и выгорания. Я сделал выводы и выработал систему планирования, которую использую по сей день.

6. Ищите и используйте преимущества компании

Компания, которая рассчитывает на успех и постоянный рост, всегда будет заинтересована в способных и трудолюбивых сотрудниках. Поэтому она даёт ресурсы и возможности для роста и развития.

7. Умейте делегировать

Если верить пословице, хочешь сделать всё хорошо — сделай это сам. Соблазн выполнить все задачи самостоятельно будет всегда, но нужно с ним бороться. Иначе вам придётся работать на износ всегда, а ваши сотрудники утратят мотивацию и сядут вам на шею: зачем стараться, если вы всё сделаете за них?

Когда вас повышают, у вас есть кредит доверия и руководители верхних уровней хотят, чтобы наиболее важную работу выполняли именно вы. У меня так и было.

Сначала я подключал ребят частично, а со временем стал делегировать всё больше задач, просто контролируя процесс. Понемногу создавал привычку у заказчиков, чтобы впоследствии они обращались не ко мне, а к моим сотрудникам.

8. Учитесь без остановки

Отсутствие прогресса — регресс. Нельзя из года в год делать одно и то же, теми же инструментами, и добиваться роста. Без постоянного саморазвития можно так и остаться на одном месте.

Выясните в отделе кадров, на портале компании или непосредственно у своего руководителя, есть ли программы корпоративного обучения, стажировок, возможности участия в конференциях и мастер‑классах.

9. Контролируйте время

Без грамотного тайм‑менеджмента никуда. Первые несколько дней можно работать по 20 часов в сутки и даже добиваться каких‑то результатов. А потом качество работы резко упадёт. Можно так погрязнуть в задачах, что ни на саморазвитие, ни на отдых времени не будет.

Есть различные инструменты, которыми точно нужно пользоваться: планировщики, календари. Нужно максимально постараться делегировать операционную работу — её всегда много, и она съедает уйму времени.

Есть простое правило: нужно оценивать ценность задачи и эффективность вложения времени — что даёт максимальный результат, на том и нужно концентрироваться.

10. Ищите контакт с людьми

Работа руководителя напрямую связана с управлением командой. Если не уметь грамотно выстраивать отношения с людьми — успеха не добиться.

Если кто‑то использует в качестве аргументов ругань или стук кулаком по столу — значит, этот человек не готов быть руководителем или просто не понимает, что должен делать.

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Одной из главных карьерных амбиций множества сотрудников является руководящая должность. На протяжении многих лет они подчиняются корпоративной иерархии, чтобы в один день забраться на ее верх и начать всем рулить. Однако далеко не всем суждено быть хорошими начальниками (особенно тем, кто хочет власти ради власти).

Любимый и уважаемый подчиненными руководитель осознает свою ответственность, работает на благо общего дела и заботится о благополучии своих сотрудников, а не деспотично эксплуатирует их.

Сейчас мы расскажем, как стать начальником на работе и завоевать расположение своей команды. Здесь действительно очень много подводных камней, поэтому действовать надо грамотно и последовательно.

Как стать руководителем организации: цели и способы

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

В корпоративной среде система продвижения сотрудников по карьерной лестнице существенно отличается от той, что мы привыкли наблюдать в школе или институте. Здесь недостаточно просто хорошо работать, чтобы получить кресло руководителя.

Дело в том, что далеко не все начальники заинтересованы в карьерном росте своих сотрудников. Многим из них важно сохранять сложившееся положение вещей в иерархии, где они занимают высокий пост.

Именно поэтому работникам, стремящимся к продвижению и повышению, необходимо быть гибкими и как можно реже полагаться на остальных.

1 Помни, что твой карьерный рост нужен только тебе

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Это самое главное правило, которое нужно уяснить с первых дней работы. Не стоит делегировать свое продвижение другим людям, потому что в таких случаях возможность провала становится очень вероятной.

Зачастую начальству удобно сохранять сотрудника на его позиции, чтобы он выполнял одну и ту же работу все лучше и лучше. Исполнители нужны абсолютно на всех уровнях, а перестановки только усиливают дисбаланс на местах.

2 Постарайся выявить все карьерные закономерности с самого начала

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Как мы уже говорили, в бизнесе играют по своим правилам, причем во всех организациях они разные. Чтобы хорошо себя чувствовать на том или ином месте, необходимо хорошо знать конкретные правила и законы, которые приведут тебя к успеху. Не зная этих правил, очень тяжело добиться желаемого.

Любопытно, что обычно их никто не озвучивает, и обо всем нужно узнавать самому. В таком случае советуем наладить диалог с начальством и задать ему все интересующие тебя вопросы. Например, сколько тебе еще ждать повышения, от каких обстоятельств оно зависит, что тебе надо для этого сделать и так далее. Все эти вопросы лежат на поверхности, достаточно сформулировать их для себя, а затем сказать руководству.

Таким образом полученные ответы дадут тебе понять, какие перспективы есть у той или иной должности, и на что ты можешь рассчитывать.

Если хочешь добиться руководящей позиции, не стоит стесняться задавать все эти вопросы. Даже если тебе не отвечают на них с первого раза. Однако если начальство вообще не может ответить тебе конструктивно по поводу карьерного продвижения — это повод задуматься. Возможно, оно само не понимает, какое будущее ждет компанию и куда надо двигаться.

3 Умей выстраивать отношения с коллегами и руководством

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Умение выстраивать доверительные отношения с коллегами и руководством является одним из самых полезных в карьерной среде. Ведь именно хороший человек, к которому прислушиваются и уважают, способен направлять коллектив и продвигать свои инициативы.

Чтобы стать таким человеком, можешь присмотреться к тем, кто уже на хорошем счету в компании — будь то рядовой сотрудник или руководитель. Посмотри, какими методами он завоевывает расположение и постарайся спроецировать их на себя.

Так у тебя будут все шансы стать любимчиком и ценным игроком в команде.

4 Не забывай, что ты находишься в конкурентной среде

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Какие бы теплые отношения ни были у тебя со своими коллегами, помни, что когда освобождается руководящая позиция в большом коллективе, вы все вступаете в борьбу за первое место.

Именно поэтому тебе надо оказаться компетентнее и целеустремленнее своих коллег без поблажек и фор.

Руководству надо выбрать наиболее подходящего кандидата, и, поверь, оно будет смотреть на все аспекты твоей профессиональной деятельности — от умения вести деловую переписку и вписываться в дедлайны до способности держаться в стрессовых ситуациях и налаживать связи с людьми. Все будет иметь значение, и во всем ты должен будешь преуспеть. Таков алгоритм.

5 Твои достижения должны быть на виду

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

После того как ты разберешься со всеми правилами продвижения в организации, выстроишь доверительные отношения с коллективом и подтянешь свою компетенцию, пора показать результаты своей работы.

Пусть тебе это не будет казаться чем-то вроде хвастовства или наглости. Пойми, что удачная самопрезентация — это одно из ключевых составляющих успеха. Руководители могут даже не узнать о твоих успехах, если о них никто не будет говорить.

При этом не обязательно собирать большую аудиторию и показывать ей слайдшоу своих достижений. Достаточно просто информировать начальство о своих действиях и инициативах, а также вовлекать другие отделы в рабочий процесс. Тогда все узнают о твоей работе и будут это ценить.

Даже если твои старания не приведут к желаемому результату, все увидят, как ты пытался и какие усилия для этого прикладывал.

Основные ошибки начинающих руководителей

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Представим, что ты добился желаемой должности и собираешься начать управлять дружной командой энтузиастов, которые ждут от тебя компетентных решений и подобающего отношения.

Давай разберем несколько ошибок, которые можно совершить в самом начале пути и разрушить свою репутацию.

1 Ты думаешь, что проще сделать самому, чем объяснить

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Однако одна из главных обязанностей начальника — показать сотрудникам, как разобраться с возникшей проблемой, и на это порой тратится очень много усилий.

Как бы то ни было, теперь твоя роль руководящая, и ты не должен позволять себе выполнять задачи исполнителей. Отныне твоя главная компетенция — организовать работу команды, а не добиваться результата самому.

2 Ты больше не хочешь лезть в рабочий процесс

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Это противоположная крайность, к которой прибегают многие начинающие руководители. Становясь начальниками, они отстраняются от работы коллектива и начинают заниматься абстрактными стратегиями компании или корпоративной культурой.

Однако компетентный начальник нередко сам участвует в производственном процессе и заряжает своим примером. Он должен разбираться в тонкостях и детальных аспектах ведения бизнеса, чтобы активно влиять на процесс и показывать свою компетенцию.

Таким образом, хороший руководитель должен знать, как устроена работа его подчиненных, но при этом не выполнять ее за них. Вот к такому балансу необходимо постараться прийти.


Происходящее в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧприг-20), входящем в структуру Октябрьской моторвагонной дирекции (ОДМВ), авторами писем в редакцию выставлялось исключительно в негативном свете. Последние наши публикации (от 17.08.2021 г. и 22.08.2021 г.) показали предприятие в совсем неприглядном виде, причём некоторые факты вызывали сомнения в их подлинности. Так как в письмах наших рабкоров упоминались и другие депо ОДМВ, то за подтверждением или опровержением фактов мы решили обратиться к начальнику ОДМВ Тимуру Кунину. С одной стороны, авторы писем обвиняют Тимура Юрьевича в не совсем красивом поведении и авторитарном стиле руководства. С другой — со счётов не спишешь ни помощь Малой Октябрьской железной дороге, ни музею Тёсово-Нетыльской узкоколейной ж.-д., которую Тимур Юрьевич оказывал, будучи начальником ремонтного депо, и продолжает оказывать сейчас. Для того, чтобы разобраться, где же истина, наш автор из Санкт-Петербурга Сергей Вершинин, когда-то работавший в ТЧ-20, подготовил вопросы начальнику ОДМВ. Перед вами — полученные ответы.

На мой взгляд, причина заключается не в глобальном конфликте, а скорее в обратной связи между коллективом предприятия и руководителями, которую следует улучшить. Также не исключена возможность, что кому-то выгодно дестабилизировать обстановку, ссылаясь на субъективные причины, указанные в обращении.

VG: В наших публикациях упоминается несколько фамилий выходцев из дирекции тяги. Есть ли нарекания по их работе с Вашей стороны?


Заместитель начальника дирекции по кадрам и социальным вопросам, заместители начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский по эксплуатации работали в дирекции тяги. Накопленный там опыт, в том числе, помогает им справляться с задачами моторвагонного комплекса.

Квалификация руководителей дирекции и её предприятий соответствует всем требованиям к занимаемым должностям.

VG: Рабочие недовольны ТЧ-20 Марковским. Насколько нам известно, стаж его работы на дороге едва перевалил за десять лет. На должном ли уровне он руководит огромным коллективом?

Общий стаж работы Р.В. Марковского в отрасли более 17 лет. На текущей должности работает с мая 2020 года; поэтому, учитывая численность депо и протяжённость участков обслуживания, говорить об уровне его руководства однозначно рано.

VG: Управляемо ли в принципе нынешнее ТЧ-20, объединившее участки эксплуатации нескольких депо?

Как я уже озвучил, депо ТЧ-20 является единственным в своём роде по объёмам и плечам обслуживания.

Я отлично понимаю, что на каждом направлении за годы сложились свои традиции и неписаные законы.

Но на то и нужны руководители, чтобы искать подход к своим подопечным, исходя из тех условий, в которых люди привыкли работать. Главное — здоровый климат в коллективе, но и здорового конфликта никто не отменял. Это, в том числе, является поводом для развития.

VG: Какова зарплата помощника машиниста (без прав) и машиниста (с самым массовым вторым классом) за норму часов?

У помощника машиниста (без прав) заработная плата на норму часов (164,33 часа) составляет 49 тыс. рублей, у машиниста (с самым массовым вторым классом) — 68 тыс. рублей.

Фактическая среднемесячная заработная плата у машинистов составила 85 899 рублей; у помощника машиниста — 56 940 рублей.

VG: Как в депо и дирекции отреагировали на наши публикации?

Ознакомившись с публикацией, которая прежде всего вызвала, с одной стороны, недоумение, а с другой стороны — определённый ряд вопросов, которые в моём понимании не должны были быть вынесены на всеобщее обозрение. Вопрос как раз не в сокрытии чего-либо, а в решении данных проблем на уровне депо, дирекции.


По мнению большинства работников депо, факты, изложенные в публикации, не имеют под собой никаких оснований именно в том ключе, в котором они изложены. Что касается подбора коллег на рабочее собрание, то о его проведении были оповещены все с одновременным приглашением к участию.

VG: Вы сократили количество депремирований по ТЧ-20. На сколько (в измеримых показателях)?

VG: Как Вы думаете, изменится ли атмосфера в депо, если депремирование применять только за грубейшие нарушения, напрямую угрожающие БД?

Насчёт атмосферы сложно однозначно ответить, ведь всё индивидуально. В целях обеспечения безопасности движения поездов и перевозки пассажиров существуют такие документы, как должностные инструкции и правила технической эксплуатации железных дорог РФ. А на технических занятиях данные документы прорабатываются, чтобы не утрачивать приобретённые навыки и не терять свою же премию из-за невыполнения инструкций.

VG: Расскажите, пожалуйста, о поощрениях работников за период Вашего руководства дирекцией.

Однозначно поощряем работников за добросовестный труд (предотвращение случаев нарушений безопасности движения, участие в комиссионном осмотре, за поступившие благодарности от пассажиров).

В 2021 г. моими приказами объявлено 55 благодарностей работникам депо, в период с июля по декабрь 2020 г. — 25.

VG: В письмах говорилось, что скрыт проезд по Батецкой. Чьё это было решение? Какова судьба машиниста Монина?

Все произошедшие инциденты расследованы в установленном порядке. При этом хочу отметить, что указанный в обращении Монин не является и не являлся работником ТЧ-20.

Транспортной прокуратурой инициирована проверка в Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава.

А машинист, допустивший нарушение, в настоящее время работает помощником машиниста.

VG: Полутора годами ранее был скрыт проезд по Мге. Когда Вы узнали об этом проезде?

По поводу проезда запрещающего сигнала по станции Мга у меня, как у руководителя ремонтного депо, не было информации. Данный полигон не входил в ведение участков обслуживания моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский.

VG: В письмах неоднократно упоминается фамилия Малышев. Слышали ли Вы об авторитарном стиле его работы? Поступали ли на него жалобы?

Лично мне, как руководителю дирекции, жалоб и обращений со стороны локомотивных бригад на работу заместителя начальника депо Малышева А.В. не поступало. Мне стало известно о случае конфликта с одним из дежурных пункта оборота локомотивных бригад ТЧ-20. После чего было проведено расследование обстоятельств данного конфликта, на основании которого мною было принято решение о замене данного руководителя.

VG: Насколько вообще уровень руководителей в ТЧ-20 соответствует Вашим требованиям?

Могу сказать, что на данный момент не все руководители депо соответствуют именно моим требованиям. В 2020 году были проведены некоторые кадровые изменения в части руководящего состава. Очень хотелось бы надеяться, что эти изменения позволят минимизировать дистанцию между руководителями депо и локомотивными бригадами.

VG: Действительно ли травмирование пассажира по Тосно было скрыто?

Травмирование по станции Тосно расследовано и в депо, и в дирекции в установленном порядке, о чём имеются соответствующие документы, однако о фактах травмирования стоит задуматься.

VG: В депо по вопросам режима труда и отдыха работала прокуратура. Выявлены ли нарушения?

После публикации статьи транспортной прокуратурой инициирована проверка в Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава. В настоящее время проверка не завершена.


В рамках проверки представители прокуратуры встречались с работниками ведущих профессий депо для уточнения обоснованности претензий автора статьи к руководству депо.

В моторвагонном подвижном составе информирование пассажиров осуществляется с помощью унифицированной системы автоматизированного ведения поезда (УСАВПЭ).

Для информирования пассажиров в базу данных системы УСАВПЭ вводятся специальные зашифрованные файлы, которые предоставляются по договору компанией-разработчиком. Силами сотрудников Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава создать кодированный файл не представляется возможным.

Как никогда становится актуальным вопрос наставничества и мотивации за итоговый результат.

В настоящее время отсутствует техническая возможность внесения изменений в базу данных ввиду отсутствия обновлённых кодированных файлов. С целью осуществления информирования пассажиров с помощью системы УСАВПЭ проводится работа по заключению договора по обновлению баз данных.

Статистика отказов за 2021 года такова, что из неё логично и нужно сделать следующие выводы:

- необходимо повышение уровня знаний и ответственности ремонтного персонала;

- пересмотр системы технического обучения локомотивных бригад.

Особенно нужно уделить внимание нашим молодым работникам. У нас на предприятии много опытных наставников, и здесь как никогда становится актуальным вопрос наставничества и мотивации на итоговый результат. Это очень кропотливая, но очень нужная работа.

Наверное, не нужно говорить о том, что у руководителя рабочий день расписан по часам и минутам, и от принятия своевременных и адекватных решений зависит как безопасность движения поездов, так и качество обслуживания пассажиров в любое время дня и ночи.

VG: Расскажите, пожалуйста, о своих ближайших планах работы, которые могут повлиять на моральную атмосферу в ТЧ-20.


К 70-летию депо подготавливается книга, посвящённая основным этапам развития предприятия. Подготовлен план работы предприятия по текущему и капитальному ремонтам домов отдыха локомотивных бригад. Это материальная сторона вопроса. Что касается работы в коллективе, здесь, конечно же, необходимо пересматривать как порядок проведения планёрных совещаний, так и суть их проведения. Поскольку, как показывает практика, информации недостаточно.

Мы сможем добиться отличного результата и стать действительно единой, сплочённой командой!

Железнодорожная отрасль очень многогранный и сложный механизм, в котором один в поле не воин. Только своими сплочёнными действиями, сообща, мы сможем добиться отличного результата и стать действительно единой, сплочённой командой.

От автора: Тимура Юрьевича я знаю пару десятков лет, с тех пор, когда он был сменным мастером в ремонтном депо. У нас сложились хорошие отношения, благодаря которым к машине, на которой я был старшим машинистом, был минимум претензий по техническому состоянию. Я понимал тогда, что такой подход неверен, все машины должны ремонтироваться одинаково хорошо, но это претензия не к моему заочному собеседнику, а к несуществующему ныне депо.

Когда Кунин стал замом по ремонту на Финляндской площадке, территория депо преобразилась: появились газоны, вместо жижи — нормальная дорога вдоль корпуса, поставлены скамеечки и навесы для перекуров. Как бы мы, инженеры эксплуатационного депо, не матерились на введённый им запрет на проход по тёплому цеху вдоль канавы, мы понимали, что это сделано для удобства ремонтного персонала. Мёрзли, но в цех больше не лезли.

Довелось мне видеть Тимура Юрьевича и в качестве начальника ремонтного депо. В сложившийся образ абсолютно не укладывались те обвинения, которые содержались в полученных редакцией письмах. Тимур никогда не был моим начальником, и я не могу судить о нём, как о руководителе, поэтому и подготовил вопросы о его действиях на должности начальника дирекции. Насколько искренни ответы — судить нашим читателям. Что же касается ТЧ-20, то это депо за последние несколько лет сильно изменилось. Хороших букв про него у меня давно нет, ну а плохих слов и так сказано предостаточно.

Редакция благодарит службу корпоративных коммуникаций ОЖД за содействие в создании материала

Хочу поделиться 5 важными, на мой взгляд, вещами, которые должен осознать специалист, внезапно ставший начальником своего отдела. Это скорее напутствие, психологическая накачка, чем конкретные методики, но как мне кажется, карьерные изменения — момент для изменений внутренних. Мне самому повезло стать начальником нового отдела, созданного из сотрудников, занятых определенным направлением, и вот что я успел для себя уяснить.

Не дорожите своим местом

Ваша позиция не самоценна — ценен ваш вклад в дело, пока вы на этой позиции. Цепляться за место, какие бы выгоды оно ни приносило — разрушительно для вашей личности и карьеры.

Вам может показаться большой удачей, что вас сделали руководителем. Удачей, сравнимой с выигрышем в лотерею, удачей, которую нужно хватать и держать как только возможно. Это ошибочная позиция: ваш шеф не идиот, он выбрал вас на это место за ваши качества, а не методом научного тыка. (Если ваш шеф идиот, это тоже довольно сложно считать удачей — бегите оттуда скорее). Ваши качества непостоянны, как и обстоятельства снаружи, и шеф точно так же может решить сместить вас с этой позиции.

Будут времена, когда вы возненавидите своё кресло и все те нудные и тяжелые обязанности, которые к нему прилагаются. Ваша руководящая позиция — всего лишь этап в вашей жизни, такой же, как любой другой. Если ваша жена беременна, вы же не станете надеяться, что она походит еще годик-другой с этим милым животиком — наоборот, вы приложите все усилия, чтобы беременность закончилась успешно и в срок, какой бы долгой она ни казалась. С работой то же самое — как бы ни был приятен сам факт перехода на руководящую должность, пытаться там удержаться ради самого факта глупо, а вот стараться принести максимум пользы — это правильно.

В свою очередь, уход с руководящей должности — не катастрофа, если вы уверены, что всё делали правильно. Если вы такой же стоящий специалист, каким были — вы не пропадете и не прогадаете.

Говорите, как сделать, а не делайте.

Возглавив отдел, вы, разумеется, несете отвественность за его эффективную работу. Но будет большой ошибкой систематически обеспечивать эту эффективность личными усилиями.

Да, скорее всего, вас выбрали на роль руководителя из-за огромного опыта и навыков. И теперь ваша задача — не применять эти навыки лично, а сделать так, чтобы они были в таком же объеме у как можно большего числа ваших сотрудников.

Начальник транспортного цеха лично не доставляет клиентов в разливочную прямо к штуцеру. Он следит за тем, чтобы водители Ларионов и Кутько не забывали о своей работе.

Главной ошибкой новоиспеченного руководителя будет делать всё что надо и как надо за своих сотрудников молча. Вы действительно можете и должны применить свои навыки и опыт для прямого участия в сложных ситуациях, но при этом прежде всего ситуация должна быть такова, что ваш сотрудник уже не справился и наверняка не справится в ходе следующей попытки, и только поэтому вы вмешиваетесь. Сотрудник должен узнать, что именно пошло не так и как это обнаружить в следующий раз, а также что нужно сделать в такой ситуации и почему, и каков будет результат. На его глазах вы должны продемонстрировать этот предсказуемый результат — только так достигается авторитет.

Во всех остальных ситуациях верьте: если вы точно знаете, как совершить ту или иную рядовую операцию лучше всего, сотруднику можно поручить ее выполнение (по возможности без ценных указаний с вашей стороны). Он либо справится, либо нет — и вот тогда вы сможете проявить себя как хороший начальник, а не рядовой сотрудник.

Люди — не машины

ИТ-шникам особенно свойственно отношение к окружающим, как к компьютерам из мяса. Компьютер устроен так, что когда ты даешь ему одну и ту же программу, он производит одинаковый результат. Парни в свитерах склонны ожидать того же от людей, но человек — живое существо, живущее своим непостоянством (и не будь у нас этого свойства, лично вы бы до сих пор пачкали пеленки, а не читали эту статью).

Ваши сотрудники будут неправильно интерпретировать ваши указания, проявлять различную трудоспособность в разные дни, болеть, ссориться, лениться, менять род деятельности, косячить и не высыпаться. Это живые люди, и это та элементная база, с которой вам в ближайшее время предстоит работать. Игнорировать эти суперспособности людей не получится — вам придется работать напрямую с каждым фактом таких проявлений, а иначе ваш отдел под угрозой. Постарайтесь принять и по возможности полюбить этот новый аспект вашей работы.

Именно вам, а не кому-то еще, придется разбираться с личными проблемами ваших сотрудников, давать или не давать отгул кому-то, ругать кого-то (лично, в глаза) за косяки и недоработки, хвалить кого-то (при всем честном народе) за хорошую работу, разбирать ссоры и претензии, назначать выходные и рабочие дни (а также до скольки работаем 31 декабря — и работаем ли вообще), поздравлять с днями рождений и свадьбами, увольнять — вобщем, вся кадровая работа теперь ваша. Заранее выясните, как решаются все эти вопросы в вашей компании. Задумайтесь, хорошо ли шли эти дела, пока вы еще не были руководителем — если что-то можно было сделать лучше, то вот он, ваш шанс проявить себя. И не ждите, что люди будут как заведенные каждый день по восемь часов тарабанить всю рабочую рутину, даже если вы каждого научили, как это делать. Они найдут миллион причин сделать по-другому.

Чтобы снизить влияние человеческого фактора на работу вашего отдела, регулярно думайте об автоматизации рутинных операций.

Считайте. Записывайте. Храните.

Вашему шефу будет интересно, как идут дела, да и вам самим тоже. Работа на руководящей должности подвергнет вашу память суровым испытаниям — даже если вы уверены, что раньше она вас не подводила, теперь настает время найти запасные варианты для хранения фактов.

Устной договоренности недостаточно. Даже если вы поговорили с кем-то, и точно договорились, и оба точно помните о чем договорились, всё равно пришлите email с точным указанием формулировок, о которых вы смогли договориться. Будьте маниакально последовательны с этой техникой особенно при разговорах с начальством. Поговорили — осознали — email.

Если вы что-то важное для себя обдумали — пришлите email о результатах самому себе. Если случилось ЧП — правильно будет, если оно отражено в соответствующих журналах, багтрекерах, вики и так далее. Ну или хотя бы в виде email самому себе. И вообще, начните вести дневник своего отдела — что случилось за прошедший день, неделю, месяц, почему это важно. Через полгода вы скажете себе спасибо.

Рано или поздно от вас потребуют отчетности — подумайте, какие цифры служат показателями вашей работы, с помощью каких показателей можно увидеть проблемы в отделе. Как температура у человека: если выше 37 градусов, значит болеет, если ниже 30 или выше 42 — умер. Теперь подумайте, что можно измерять в вашей работе для выявления опасных тенденций. Начните собирать эти цифры, даже если никто от вас этого пока не требует — лучше быть способным их предоставить, чем сидеть над внезапным отчетом всю ночь с горящими штанами. Прочитайте, что такое KPI.

Да, это неприятно, но бюрократия — теперь часть вашей работы, лично ваша обязанность. Опять-таки, ее можно возложить на плечи автоматики, если вы сами хорошо знаете, что и как нужно записывать и считать. Не пожалейте на автоматизацию несколько часов, чтобы сэкономить себе дни. Часть этих обязанностей можно возложить на своих сотрудников, но просто подумайте, какой объем бюрократии вы бы сами вытерпели, будучи сотрудником — и всеми силами старайтесь не превышать этого порога.

Каким бы хорошим руководителем вы ни мечтали стать, вы всё равно настолько хороши, насколько можно об этом судить по вашему отделу. Важны дела, а не намерения. Никого вообще не интересует, что вы там хотели сделать, что думали бессонными ночами, какие тренинги и семинары посещали, какую книгу прочли и видео посмотрели. Прочитайте хоть все на свете, но пока вы не делаете ничего со своим отделом или делаете что-то не то, ваша работа над собой равноценна корню из минус единицы.

Если вас сдерживает страх, помните, что страх — это не то, чего от вас здесь ожидают. Страшно всем и каждому, а руководитель — вы. И решать вам. Твердое решение — ваш основной продукт на этом месте. Вы можете ошибаться — и тогда система подведения отчетности и внимательное отношение к вам руководства не позволят ошибке нанести слишком большой урон. Вы со временем научитесь смотреть в корень причин, которые вас привели к тем или иным решениям, и вырабатывать верные решения систематически (даже если вы их принимаете, подбрасывая монету).

Но если вы колеблетесь, укрываете проблемы, уходите от решений — вы работаете против себя и никто вам не поможет.

Как стать руководителем - пошаговая инструкция

Некоторые люди считают, что для того, чтобы стать руководителем, необходимо просто несколько лет поработать в компании, а потом их ждет карьерный рост. Но, на самом деле, это далеко от правды.

Чтобы стать начальником, нужно проделать большую работу над собой. Существует несколько советов, которые приблизят вас к заветной должности.

Содержание статьи:

Зачем становятся руководителями — ваши правильные цели

Большинство людей не добиваются успеха лишь потому, что не могут правильно поставить перед собой цели.

Руководящая должность не должна быть самоцелью. Она должна быть средством достижения какого-то более глобального результата.

Осознайте для себя, для чего вам нужна руководящая должность.

Как стать руководителем с нуля

Плюсы и минусы руководящей должности — реальность руководителей и мифы

Руководящая должность неоднозначна, потому как она имеет свои плюсы и минусы.

Из преимуществ можно выделить:

  • Опыт. Человек попадает в стрессовые условия, соответственно быстро раскрывает в себе новые способности и лучше усваивает всю информацию.
  • Власть. Некоторые люди никак не могут смириться с тем, что ими кто-то управляет. Именно для таких экземпляров возможность руководить является большим плюсом.
  • Заработная плата руководителя в несколько раз превышает ежемесячный доход подчиненного.
  • Полезные знакомства. В процессе работы приходится часто пересекаться с людьми, занимающими еще более престижные должности. При возникновении какой-либо проблемы в будущем можно решить ее одним телефонным звонком.
  • Регулярные премии, социальные пакеты, рабочие поездки в различные места и так далее.

Большинство в руководящей должности видит одни плюсы. Но после того, как становятся руководителями, начинают осознавать все недостатки — и разочаровываются.

Чтобы этого не произошло, нужно уметь оценить ситуацию трезво. Такая должность имеет массу преимуществ — и столько же недостатков.

Как становятся руководителями и зачем

Из минусов руководящей должности можно выделить:

Для начала, вы должны понять для себя, зачем вам нужна эта должность, и что полезного вы можете сделать для организации.

Отвечать нужно спокойно, уверенно и серьезно. Скажите, что вы считаете себя достойной кандидатурой и сможете стать хорошим руководителем, умело управлять.

Не забудьте показать свою заинтересованность в развитии компании, расскажите о своем опыте управления персоналом. Скажите, что у вас имеются некоторые наработки (желательно, чтобы они действительно были), которые помогут оптимизировать и правильно организовать рабочий процесс. И только в последнюю очередь можно упомянуть о карьерном росте и финансовой заинтересованности.

Я хочу быть руководителем - что нужно для этого

Важные качества руководителя, самовоспитание, самообразование

Чтобы стать хорошим руководителем, нужно обладать множеством личных и деловых качеств — таких, как:

  1. Умение принимать решения . Чаще берите на себя ответственность за принятие решений – вам это пригодится в будущем.
  2. Умение творчески мыслить. В интернете можно найти множество упражнений, которые развивают креативное мышление. Вот одно из таких упражнений: возьмите любую проблему из повседневной жизни и придумайте 10-15 вариантов ее решения в самых разных направлениях.
  3. Умение анализировать свои действия и действия других. Чтобы развить в себе это качество, чаще наблюдайте за действиями руководителей и за тем, как эти действия влияют на компанию.
  4. Коммуникабельность. Чтобы развить в себе коммуникативные навыки не избегайте общения с людьми и научитесь получать от него удовольствие. Приучайте себя инициировать беседы.
  5. Лидерские качества . Научитесь ставить цели, принимать решения в напряженных ситуациях и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, развивайте в себе энтузиазм.
  6. Будущему руководителю необходимо развивать стрессоустойчивость. В этом помогут физические упражнения, отказ от вредных привычек и медитации.
  7. Непрерывное саморазвитие. Для успешного управления коллективом необходимо постоянно повышать уровень своих знаний и навыков.
  1. Научитесь управлять своим временем . На вас обрушится масса задач, поэтому заранее начинайте изучать тайм-менеджмент.
  2. Научитесь делегировать. Вы должны перекладывать на других людей рутинные задачи, а сами в это время выполнять то, что приведет к результату.
  1. Умение работать с современной техникой . Все современные компании оборудованы различной техникой. Необходимый вам минимум – умение работать с офисными программами.
  2. Самовоспитание. Чтобы занимать должность руководителя, вы должны с самого начала воспитывать в себе такие качества, как напористость, самостоятельность, надежность и оптимизм.

Чтобы стать успешным руководителем, избавьтесь от перфекционизма. Постарайтесь осознать, что идеал, к которому вы стремитесь, не всегда достижим. В противном случае, вы испортите нервы себе — и своим подчиненным.

Также не старайтесь всем понравиться, это просто напросто невозможно. К мнению окружающих нужно прислушиваться, но не ориентироваться на него, иначе вы будете зависимы от того, что говорят другие.

Если вы хотите стать отличным руководителем, специальность, на которой нужно обучаться – это менеджмент.

Большим плюсом будет, если вы по образованию психолог, так как при управлении очень важно понимать, как устроены человеческие взаимоотношения.

Цели руководителя, образование, качества

Как стать руководителем, правильно идти к этой цели — инструкция

  1. Окончите ВУЗ — или, как минимум, пройдите специализированные курсы.
  2. На предыдущем пункте обучение не заканчивается. Вам нужно улучшить свою базу финансовых знаний. В этом вам помогут те же курсы либо книги, если вы склонны к самообразованию.
  3. Заводите полезных знакомых. Посещайте места (семинары, конференции), где вы сможете познакомиться с будущими предпринимателями. Представьте, что вы уже заняли заветную должность, и действуйте соответствующе. На данном этапе нужно забыть о стеснении.
  4. Не упускайте возможности показать себя. Проявляйте инициативу, берите дополнительные задачи. В общем, делайте все, чтобы люди на высоких должностях вас заметили.
  5. Если вы работаете в компании 2-3 года, но карьерного роста нет, самое время задуматься о смене места работы. Найдите интересующие вас вакансии и отправьте свое резюме.
  6. Научитесь пиарить себя. Сделайте так, чтобы как можно больше ваших знакомых узнали о вашей сфере деятельности.
  7. Попробуйте себя в роли предпринимателя. Это будет хорошим началом вашей карьеры, так как руководители и предприниматели должны обладать похожими личными и деловыми качествами.
  8. Установите отчасти дружеские отношения со своим начальником. По возможности, помогайте ему и поддерживайте его идеи. Через какое-то время можно попробовать напрямую сказать, что хотите попробовать себя на руководящей должности. Но в такой ситуации важно начальнику дать понять, что вы ни в коем случае не претендуете на его место.

Прежде чем принимать решение о том, становиться ли руководителем, еще раз взвесьте для себя все плюсы и минусы. Если вы все-таки решились развиваться в этом русле, вам придется приучить себя к непрерывному самообразованию и жесткой самодисциплине. Главное – не сдавайтесь!

сертификат colady


Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине

Читайте также: