Как стать фитнес директором

Обновлено: 28.06.2024

1.1 Динамика развития современного международного рынка фитнес-услуг. Ключевые тенденции
1.2 Современное состояние фитнеса в России. Этапы развития, ключевые показатели
1.3 Миссия, стратегия, жизненный цикл фитнес-организации
1.4 Успешные модели и стартапы в фитнес-индустрии

2. Современные бизнес-модели фитнес-индустрии. Правовые отношения в отрасли

2.1 Принципы и технологии оказания услуги в фитнес-клубе. Стандартизация услуги, бизнес-процессы, управление качеством, и комплаенс в фитнес-индустрии
2.2 Принципы построения логистики клиентских потоков фитнес-клуба – как оптимизация качества оказания фитнес-услуги
2.3 Правовое регулирование деятельности фитнес-центра: отношения клиент-клуб, сотрудник-клуб, контрагент-клуб

3. Стратегический маркетинг, продукт и ценообразование в фитнес-индустрии

3.1 Анализ целевой аудитории, принципы построение продуктовой линейки фитнес-клуба.
3.2 Ценовая политика и политика продаж фитнес-услуг
3.3 Конкурентоспособность фитнес-клуба, принципы маркетингового дистанцирования. Брендинг

4. Финансовая стратегия фитнес-клуба

4.1 Финансовая модель фитнес-клуба. Построение потока доходов/расходов (cash-flow) фитнес-клуба. Оптимизация финансовой модели структуры фитнес-клуба
4.2 Построение плана продаж фитнес-клуба

5. Персонал фитнес-клуба: стандарты, мотивация

5.1 Принципы подбора, отбора и обучения персонала фитнес-клуба
5.2 Принципы построения системы мотивации сотрудников, KPI в подразделениях фитнес-клуба
5.3 Фитнес-персонал: стандарты деятельности и поведения

6. Управление продвижением фитнес-услуг и коммуникациями в фитнес-индустрии

6.1 Принципы продвижения фитнес услуг и каналы коммуникации в фитнес индустрии
6.2 Создание бренда. PR и GR в фитнес-индустрии

Формируемые компетенции

  • способность выстраивать систему управления фитнес-клубом в соответствии с его миссией, целями и задачами;
  • способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в фитнес-индустрии;
  • способность формировать системный подход к оценке финансовых и реальных активов фитнес-клуба, планированию его бюджета и управлению прибылью;
  • способность применять современные стратегии управления человеческими ресурсами, талантами и вознаграждением в фитнес индустрии;
  • способность применять профессиональные стандарты в области физической культуры и спорта и фитнес-индустрии;
  • способность к деловому общению, ведению переговоров, взаимодействию с коллегами в профессиональном фитнес-сообществе;
  • способность принимать эффективные управленческие решения, управлять конфликтами, стрессами и временем;
  • способность управлять фитнес-клубом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
  • способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников и проектами; способность разрабатывать корпоративную стратегию развития фитнес-клуба и программы ее изменений, обеспечивать их реализацию;
  • способность реализовывать инвестиционные проекты в фитнес-индустрии; способность эффективно управлять рисками;
  • способность использовать методы исследований для проведения прикладных исследований в управлении бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения;
  • способность воспринимать, анализировать и реализовывать результаты исследований актуальных проблем управления, управленческие инновации в фитнес-индустрии;
  • способность обеспечивать соблюдение законности в деятельности фитнес-клуба.

Для кого

Для участия в программе приглашаются

менеджеры, ориентированные на рост и развитие в сфере фитнеса

специалисты, желающие освоить новую для себя область профессиональной деятельности

Руководитель программы

Руководитель сети World Gym в России. Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России

Преподаватели, спикеры, тренеры

Дергоусов Владимир Викторович

Консультант, эксперт в области права

Иванчик Екатерина Дмитриевна

Управляющий партнёр Wellness Biosphere

Киселева Ольга Юрьевна

научный руководитель программы

Кубрина Виктория Александровна

Заместитель генерального директора центра здоровья Verba Mayr

Кузнецов Дмитрий Левонович

Высшая школа юриспруденции и администрирования: директор

Преева Оксана

архитектор-дизайнер основатель студии общественного интерьера Oksanapreevadesign

Татарникова Марианна Вильямовна

Консультант по управлению фитнес-клубом, бизнес-тренер

Юсина Анастасия Анатольевна

Основатель сетей ОранжФитнес и СитиФитнес, создатель проекта GravityStudio, Южная Флорида, США

Дергоусов Владимир Викторович

Иванчик Екатерина Дмитриевна

Киселева Ольга Юрьевна

Кубрина Виктория Александровна

Кузнецов Дмитрий Левонович

Преева Оксана

С 2008 специализируется на проектировании фитнес клубов велнесс и спа, салонов красоты. Победитель VI сезона международной премии ADD AWARDS в номинации ритейл и бизнес интерьеры.

Татарникова Марианна Вильямовна

Юсина Анастасия Анатольевна

Формат обучения

Нормативная численность группы 20 человек

100% online контактная работа с преподавателем в режиме онлайн

Занятия 2 раза в неделю c 18.50. до 22.00. по Московскому времени

Документ об окончании

После успешной защиты выпускной работы выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного НИУ ВШЭ образца

Диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ

Стоимость и условия

140 000

возможна оплата двумя частями

Скидка

если от одной организации на программу приходит трое и более слушателей, каждому предоставляется скидка 10% от стоимости

Институт спортивного менеджмента и права

Институт спортивного менеджмента и права Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ занимается подготовкой высококвалифицированных управленческих и юридических кадров мирового уровня в сфере физической культуры и спорта.

Институт осуществляет научно-исследовательские, экспертно-аналитические работы, оказание консультационных услуг по направлениям своей деятельности, в том числе в области физической культуры и спорта, юриспруденции, менеджмента, государственного и муниципального управления, управления персоналом, финансов и учета, документационного обеспечения управления, защиты информации, интеллектуальной собственности, международных отношений.

Контакты

Тел.:

E-mail:

Адрес:

109028 Москва, Покровский бульвар д.11, офис Т 704

В четверг, 24 сентября, Российский футбольный союз заключил соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Высшей школой экономики. Церемония подписания состоялась в рамках презентации рекомендательной системы для назначения судей разработанной совместно с Лабораторией исследований спорта Высшей школы экономики. Договоренности о сотрудничестве закрепили генеральный секретарь РФС Александр Алаев и ректор ВШЭ Александр Кузьминов.

Эксперты Научно-учебной лаборатории исследований спорта факультета экономических наук НИУ ВШЭ разработали программное обеспечение для составления календаря. По словам руководства лиги, прошлый сезон, когда впервые были использованы специальные алгоритмы, показал эффективность такого подхода.


Исключительно на примерах из практики работы с фитнес-клубами в программе по бизнес сопровождению от Сообщества Фитнес Предпринимателей.

Как увеличить количество обращений в фитнес-клуб от новых клиентов?

Мы всегда начинаем работу в программе по бизнес сопровождению фитнес-клуба с тотальной ревизии маркетинга. Причина простая — фитнес бизнес уже тратит деньги на рекламу и зачастую делает это неэффективно. Точнее, эффективность можно поднять в 2, а иногда в 3 раза, буквально за 1-2 недели. То есть за те же деньги Вы будете получать в 2 раза больше обращений в свой клуб (звонков, заявок через сайт и социальные сети) чем до работы с нами.

Что нужно сделать?

Также на выбор оффера влияет ключевая бизнес задача, которая на данный момент стоит перед Вашим бизнесом.

Пошаговая Инструкция По Управлению Фитнес-Клубом

В нашей практике мы используем порядка 20-ти различных предложений для фитнес-клубов разного формата и находящихся на разных этапах набора клиентской базы. То есть, если у нас есть 2 идентичных фитнес-клуба, но у одного наполняемость 70%, а другого практически 100%, то офферы должны быть разные. Именно по этой причине копирование акций и предложений конкурентов, даже если клубы очень похожи по формату, бессмысленное занятие. Ну а если у Вас единичный клуб, то акции сетевых проектов и вовсе могут загнать клуб в долги.

Внедрить точки захвата на всех маркетинговых площадках. В целом желательно, чтобы каждый рекламный материал содержал в себе точки захвата, где потенциальный клиент может оставить свои контактные данные, чтобы получить возможность воспользоваться Вашим оффером.

Трафик с мобильных устройств достигает 80% поэтому в первую очередь рекомендую проверить, как отображается Ваш сайт на мобильных устройствах. Если в целом неплохо, то мы добавляем на него элемент с оффером.

Если сайт создавался давно и совсем не адаптирован под мобильные устройства, то мы предоставляем нашим клиентам сайт в аренду. И по сути, Вы можете бесплатно пользоваться уже проверенным сайтом, который мы настраиваем под Ваш клуб буквально за 2-3 дня.

Пошаговая Инструкция По Управлению Фитнес-Клубом1


Пример первой страницы сайт для фитнес-клуба в Брянске

Далее добавляем элементы захвата на страницах в социальных сетях.

Пошаговая Инструкция По Управлению Фитнес-Клубом

Одна из точек захвата на странице клуба во Вконтакте

Обязательно добавляем призыв к действию в каждый пост, который публикуем. Можно давать прямую ссылку на сайт, можно на форму захвата в текущей социальной сети, а можно идентифицировать пользователя, например, через опрос и уже потом списываться с ним в социальных сетях и продолжать общение.

Пошаговая Инструкция По Управлению Фитнес-Клубом

Пост с открытым голосованием во Вконтакте

Вообще это очень хорошая стратегия — публиковать ценный контент, на который реагируют люди, а потом продолжать с ними коммуникацию через переписку с дальнейшей продажей Ваших фитнес услуг. Это отдельная история.

Перезапускаем трафик в рамках действующего бюджета. Какую и в каком объеме мы запускаем рекламу зависит от величины рекламного бюджета, которым Вы располагаете на данный момент. Наша задача не потратить Ваши деньги, а использовать их максимально эффективно.

Статистика из рекламного кабинета Вконтакте

Статистика из рекламного кабинета Вконтакте

Если мы располагаем достаточно крупным рекламным бюджетом, то появляется возможность создать полноценную рекламную стратегию с использованием большего количества рекламных площадок (например, в клубах с рекламным бюджетом от 50 000 руб. мы запускаем контекстную рекламу), ремаркетингом целевой аудитории и предварительным нагревом через цепочку e-mail писем или рассылок с помощью мессенджеров.

Как продавать больше фитнес услуг и забыть про крупные ценовые акции, которые убивают Вашу прибыль.

Есть несколько важных факторов, которые влияют на продажу. Некоторые из них не так очевидны.

Цена. Очень часто встречаю фитнес бизнесы, цена на услуги которых находится абсолютно не в рынке, причем как вниз так и вверх.

Один вариант, когда хороший клуб копирует цены конкурента, но старается сделать чуть ниже. При этом набирает не свой сегмент аудитории и не может извлечь нужную прибыль.

Навыки и инструменты. Руководители фитнес-клубов часто обращаются с запросом дополнительно обучить их менеджеров. И в большинстве случаев этот запрос мы отвергаем. Причина простая — наша задача дать сильный результат и повысить эффективность Вашего бизнеса, а не просто взять деньги за услугу.

Поэтому мы доносим простую мысль, что для начала у менеджера должна быть правильная модель продаж (в программе по бизнес сопровождению фитнес-клубов мы это прорабатываем отдельно), потом он должен обладать и уметь использовать инструменты продаж (скрипты, письма и т.д.) для реализации данной модели, а уже потом необходимо шлифовать навыки продаж каждого конкретного менеджера.

Контроль. Вы удивитесь, но самая распространенная причина низких продаж в фитнесе — менеджеры банально теряют клиентов. Неправильно поставленный дедлайн (время следующего контакта) по этапам сделки — это также потеря клиента.

Поэтому с нашими клиентами, руководителями фитнес-клубов и их командой, мы ведем несколько таблиц онлайн, где ежедневно личный куратор контролирует этапы сделок и не позволяет терять клиентов. Мы также создаем специальный закрытый чат в Viber, WhatsApp или Telegram, чтобы ускорить реакцию менеджеров на наши рекомендации и оповестить руководителя и всю команду о важных рабочих вопросах.

Рабочая переписка

Рабочая переписка

В итоге каждый месяц мы отправляем нашим клиентам отчет, где показываем как работает каждый рекламный канал и как работает система продаж в целом. И уже на основании отчета принимаем важные стратегические решения по дальнейшему развитию фитнес бизнеса.

Ежемесячный отчет

Как управлять фитнес бизнесом основываясь на цифрах?

Чтобы принять взвешенное управленческое решение, необходимо опираться на цифры. То есть нельзя так просто, например, взять и поменять мотивацию для сотрудников или внедрить систему KPI.

Для начала необходимо провести анализ текущей ситуации. Если брать пример с новой системой мотивации, то важно проанализировать все конверсии на каждом этапе воронки продаж и желательно сделать это в динамике за несколько месяцев. Потом прослушать с десяток звонков каждого менеджера и понять его сильные и слабые стороны при ведении диалога с клиентом.

Третий этап — стратегия. Важно понять как именно Вы собираетесь выполнить цель в 1000 000 руб. выручки. Увеличением продаж новым клиентам, более системной работой с продлениями или значительно увеличивать долю продаж дополнительных услуг в рамках общего бюджета?

Следующий этап — тактика. Допустим, выбрана стратегия на ближайшие полгода — максимальный прирост клиентской базы. На уровне тактики важно определиться с предложениями для новых клиентов (офферы), методами допродаж, каналами рекламы и так далее.

Мы в своей практике используем порядка 20 офферов, 5 тактик допродаж (в 2 шага, в 3 шага, с встраиванием набора доп.услуг в основной продукт, допродавая его отдельно и с продажей доп.услуг через депозит) и порядка 30 рекламных каналов. Соответственно Вы можете прикинуть какое количество различных тактик можно применить. Благо за 6 лет практики работы с фитнес-клубами разных форматов мы научились подбирать необходимую тактику практически безошибочно.

Пятый этап — действия. На этом этапе мы прописываем ответственных лиц, бюджеты и четкие дедлайны. И только на этом этапе (вспоминаем наш пример) можно сформировать те ключевые показатели эффективности (KPI), которые мы хотим внедрить в систему мотивации для наших сотрудников.

И финальный этап — контроль. Мы замеряем результаты, делаем выводы на основании полученных данных и снова возвращаемся на первый этап — анализ текущей ситуации. Собственно из таких циклов и состоит работа управляющего фитнес-клуба. А наша работа — сопровождать Вас по всем этапам и помогать их проходить быстрее и без лишних ошибок.

За девять лет Андрею Сластину удалось увеличить фитнес-клуб в четыре раза. Хотя за это время не было периода, когда проект работал только на прибыль. Как предприниматель справляется со сложным бизнесом и почему по-прежнему верит в него?

Проверка на старте

Этот проект мы начинали, когда мне было 24 года. Я не был связан с фитнесом, и опытом запуска успешных бизнес-проектов тоже не обладал. Вместо этого пробовал себя в рекламе, дизайне, но попытки были неудачными.

Однажды я случайно стал участником проекта фитнес-клуба, хотя поначалу просто должен был помочь другу открыть школу танцев. Постепенно идея трансформировалась в семейный фитнес-клуб, в котором за разные сферы деятельности должны были отвечать разные люди. Мой друг — за танцевальное направление, девушки-партнеры — за фитнес и тренажерный зал. В самом начале это была коллаборация тренеров разных направлений, а я просто стал директором компании.

Звучало все красиво, но на практике работать с клиентами и конкурентами оказалось сложнее. Люди, которые поначалу хотели развивать свои направления, стали выходить из бизнеса, уехали в другие города и даже страны, клуб остался на мне. За это время я к нему привязался, поскольку это был мой первый успешный бизнес-проект.

Спустя год после того, как мы открыли клуб, я начал заниматься, потом стал тренером.

Стартовые вложения и окупаемость

На старте нас было четверо, и суммарно мы вложили в клуб около 2 млн руб. Невысокая сумма была связана с тем, что многое мы делали своими руками.

Вложения окупились за 2,5 года, при этом за девять лет не было ни одного периода, когда клуб работал только на прибыль. Чтобы такой бизнес мог эффективно развиваться, я назначил себе зарплату. Все остальные деньги идут в оборудование и развитие клуба.

Если бы мы получали только прибыль, клуб давно закрылся. То, что на начальном этапе мы не вкладывали много денег, позже заставило нас инвестировать в проект дополнительные средства.

То, что энтузиасты, которые на первоначальном этапе верили в дело, в результате ушли, говорит о том, что одного энтузиазма для запуска бизнеса недостаточно. Сам иногда задаюсь вопросом — что меня удержало? Видимо, понимание ответственности перед людьми, которых я нанимал.


Переломные моменты

Все девять лет мы растем и расширяем площади. Запускали мы клуб на площади 250-300 кв. м, а сейчас он занимает 1 200 кв. м. Большие площади включают в себя дополнительные направления, более вместительные залы, раздевалки, услуги.

Когда клуб открылся, в городе не было конкурентов, благодаря благоприятным обстоятельствам проект окреп и заявил о себе.

Спустя 2-3 года клубы стали открываться один за одним. Сейчас у нас пять прямых конкурентов только на той площади, где проживают наши клиенты.

Один из переломных моментов — весна 2017 года, когда мы переехали с площади в 560 кв. м. на площадь в 1200 кв. м. Я узнал, что клуб через дорогу собирается закупать хорошее оборудование и увеличивать площади. Чтобы выдержать конкуренцию, я рискнул, мы переехали и сразу стали клубом в два раза больше с гораздо большим спектром услуг, открылись на неделю раньше конкурентов. Это было очень рискованное и дорогое решение, но оно помогло клубу не закрыться.

Уникальное преимущество

Идея комьюнити — это наше основное конкурентное преимущество. Сейчас ни один клуб в городе так не взаимодействует с клиентами — мы с ними дружим. Сначала мы делали это неосознанно, хотели превратить клуб в семейный дом, чтобы к нам приходили в гости. Пока клуб был маленьким, вместимость залов была небольшой. Когда он начал расти и штат увеличился до 20 тренеров, мы начали терять свою особенность.

Принципы самоуправления

Все девять лет я развивал клуб путем экспериментов. Получилось так, что каждый сотрудник может значительно повлиять на работу клуба — придумать акцию для клиентов, нанять и обучить сотрудника.

Команда

Поскольку у нас минимальная текучесть, мы редко нанимаем новых сотрудников. Обычно необходимость в новых кадрах возникает в связи с открытием новых направлений или переездом тренеров в другие города — Санкт-Петербург, Краснодар.

Сложно находить администраторов, а с тренерами ситуация проще. Есть фанаты фитнеса, здорового образа жизни и профессиональных выступлений, которых просто нужно адаптировать для работы с клиентами.

Создание семейного формата — самый правильный шаг, который я сделал за время существования бизнеса. Благодаря ему изменилась атмосфера клуба, появилось доверие между людьми, сотрудники стали ощущать себя комфортнее. Сейчас администраторы сами нанимают будущих коллег.

Частичное самоуправление помогает адаптировать расписание под потребности клиента. Тренер дружит с клиентом, поэтому его пожелания сразу же учитываются.

Я не работал в других клубах, но из общения с руководителями крупных сетевых клубов в Санкт-Петербурге понял, что такой уровень свободы не принят в фитнесе. В больших клубах есть регламент, правила, служба безопасности, которая следит за тем, чем занимается тренер.

То, что у нас это не принято, избавляет меня от лишней рутины и контроля. Я хотел бы размножить эту модель по стране с помощью франшизы. Но переход к такой системе зависит не только от руководителя, она требует ответственности от каждого сотрудника.


Продвижение и клиенты

Для продвижения проекта лучше всего работает сарафанное радио и личные рекомендации. Мы стараемся закрепиться в социальных сетях, особенно в Instagram и Tiktok. Также пока используем листовки, но со временем планируем от них отказаться.

Последнее время мы активно популяризируем мобильное приложение, чтобы перестать печатать расписание на бумаге.

Летом активность падает и активно тренируется примерно 450-500 человек, из них 300-350 человек — это постоянные клиенты, которые все еще с нами с момента открытия клуба. И хотя у нас не самое модное оборудование, зато мы предлагаем демократичные цены на услуги тренажерного зала.

Свободный график

Если клуб работает в штатном режиме и нет внеплановых проверок, я могу не появляться там две недели. Ежедневные отчеты и все счета мне скидывают в WhatsApp.

Счета я оплачиваю раз в неделю через онлайн-банк, раз в месяц составляю отчеты и рассчитываю зарплаты. Оставшееся время я посвящаю участию в других интересных проектах, путешествую, езжу на образовательные форумы, читаю книги.

Одно из моих увлечений — организация турниров по единоборствам. Сейчас мы готовим осенний турнир, а это требует встреч с потенциальными партнерами, планирования.

Сложности фитнес-бизнеса

Комсомольск-на-Амуре мало чем отличается от небольших городов, где в свое время было много бесплатных секций в олимпийских видах спорта. До сих пор чувствуется неприязнь к платному спорту, которая осложняет работу.

В Хабаровске появление Global и World Class говорит о том, что там есть клиент, который понимает, что за хорошую услугу можно заплатить хорошие деньги. Если открыть такой клуб в Комсомольске-на-Амуре, он не наберет клиентов. Удержать его на плаву будет сложно, и он не окупится даже за 5-6 лет.

Мы немного отстаем даже от Хабаровска, который находится за 400 км, не потому что нет желающих открыть премиум-клуб, а потому что на него нет спроса. Такие попытки были, но они свелись к тому, что что клуб премиум-класса опускается на сегмент ниже, чтобы привлечь хоть каких-то клиентов: снижаются цены, проводятся акции, меняется стратегия.

В городе есть клубы на грани закрытия. Уверенно держатся только те проекты, которые не платят за аренду, в которых площади на спецусловиях либо они принадлежат собственнику здания. Такие клубы не приносят дохода, им едва хватает денег на зарплату сотрудникам, но они не закрываются, потому что основателю жалко труда и вложенных средств. В нашем городе как минимум три таких клуба.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В новом выпуске Лена из Подмосковья рассказала, как стать тренером, сколько она зарабатывает на одной персональной тренировке и что можно потерять, если получить травму на рабочем месте.

Выбор профессии

C профессией я определилась еще в детстве. Все свободное время мы с друзьями проводили во дворе: лазили по гаражам, прыгали с крыш и устраивали соревнования, кто быстрее залезет наверх без лестницы. С шести лет стала заниматься более гармоничными и продуманными занятиями: бальными и спортивными танцами, аэробикой, лыжами и легкой атлетикой.

Физкультура и ОБЖ в школе были единственными предметами, по которым с 1 по 11 класс были только пятерки. Именно поэтому подавала документы на факультет физического воспитания

Еще при поступлении решила, что стану тренером, — фитнес и подтянутое тело всегда в моде. После шести лет в этой сфере понимаю, насколько мне пригодились университетские знания: анатомия, физиология, биомеханика и основы первой помощи. Все профессиональные курсы, которые я проходила в дальнейшем, накладывались уже на эту базу.

Также в университете я изучала педагогику и методику обучения физической культуре, поэтому мне сейчас гораздо проще научить клиента и объяснить важность тех или иных упражнений. Например, молодые мамы часто хотят вернуть форму после родов и начинают усердно качать пресс. Но кому-то это делать нельзя из-за расхождения прямых мышц живота — диастаза. Я рассказываю о причинах и возможных последствиях и предлагаю свой вариант упражнений.

На втором курсе я получила дополнительную квалификацию инструктора групповых программ по степ-аэробике и по силовым программам. За курсы в учебном центре заплатила 14 тысяч рублей. После них подрабатывала в зале при университете, вела курс на фитболах и устроилась еще в два больших городских фитнес-клуба. С понедельника по пятницу по утрам я училась, а вечером шла на работу. В субботу и воскресенье отдыхала и восстанавливалась. Учебу и работу совмещала легко — теоретические знания и практические навыки дополняли друг друга.

удавалось заработать за одну персональную тренировку в фитнес-клубе в Петрозаводске

На четвертом курсе сдала экзамен по биомеханике и стала зарабатывать еще и на персональных тренировках. У меня было пять постоянных клиентов и групповые занятия. За одно занятие получала 300 рублей, в месяц выходило до 30 тысяч рублей. Для студента в Петрозаводске это много.

Суть работы

Под каждого индивидуального клиента тренер разрабатывает план тренировок, где учитывает все болезни, травмы и уровень физической подготовки. Например, у одного из моих клиентов варикоз. Ему противопоказана нагрузка на ноги, нельзя делать ни одного упражнения стоя. Все задания он выполняет сидя или лежа. Еще ему противопоказаны приседания и все виды тяг, например нельзя поднимать штангу с пола. Для здорового человека эти упражнения — базовые, а ему мы подобрали другие.

Так выглядит план индивидуальных тренировок. Я сама его разрабатываю и записываю в блокнот. Ученикам план тренировок на руки не выдаю, поскольку регулярно его корректирую

Групповые занятия устроены иначе. Тренер составляет общую программу для любого уровня физической подготовки и предупреждает в начале тренировки о возможных ограничениях. Например, перед занятием по степ-аэробике я говорю, что основная нагрузка придется на ноги и сердечно-сосудистую систему, поэтому людям с варикозом и проблемами с сердцем лучше не участвовать в тренировке. Так я оставляю право выбора человеку и снимаю с себя ответственность. Групповые занятия сейчас не веду, но, возможно, буду, когда в расписании появятся детские группы.

Так выглядит групповая тренировка по степ-аэробике. Тренер показывает упражнения и занимается вместе со всеми. Я обычно стою впереди группы, чтобы меня все видели

Считаю, что тренер должен быть в хорошей физической форме. Если он подтянутый и красивый, люди идут к нему охотнее. Это как визуальный пример для подражания — большинство клиентов хотят внешне быть похожими на тренера. Три дня в неделю я посвящаю собственным занятиям: тренируюсь после дежурной смены или в перерывах между персональными занятиями.

Кто-то думает, что тренеру необязательно следить за фигурой, он и так каждый день занимается спортом. Это не так. Формула красивой фигуры — 70% питания и 30% спорта. Поэтому я слежу за питанием, соблюдаю баланс белков, жиров и углеводов и считаю калории. Для этого пользуюсь мобильным приложением — оно само рассчитывает порцию в зависимости от веса, а я только записываю, сколько съела, и планирую еду. Для улучшения обмена веществ я питаюсь шесть раз в день. А еще пеку тортики по принципам правильного питания, не ем фастфуд и выпиваю два литра воды в день.

Место работы

Когда я жила в Петрозаводске, там функционировало пять крупных фитнес-клубов. Я работала в двух из них — приходила и спрашивала, нужны ли им новые тренеры.

Осенью 2016 года переехала в Москву и начала новую для себя жизнь. Работать тренером не смогла — заболела и затем долго восстанавливалась. Сначала устроилась официантом в ресторан, но стала скучать по фитнесу, поэтому пошла администратором в сеть фитнес-клубов. Дальше стала работать инструктором групповых программ с зарплатой в 42 тысячи рублей.

При встрече руководитель клуба спросил об образовании, о повышении квалификации и опыте работы. Я ответила на несколько теоретических вопросов, составила программу тренировок для гипотетического клиента с грыжей и рассказала об оказании первой помощи при травме на занятиях. Через два дня после собеседования уже вышла на работу.

Некоторые тренеры работают как ИП и выбирают патентную форму налогообложения. Патент на проведение занятий по физической культуре и спорту в Московской области в 2018 году без наемных сотрудников стоил 12 528 Р в год

Я сейчас прохожу оплачиваемую стажировку, но официально не устроена. Возможно, в будущем тоже оформлю ИП . Для меня это серьезный шаг, хочу обсудить его с родными, экономистами и юристами.

На работе тренер всегда одет в спортивную форму, у меня это майка, лосины и кроссовки. Еще наш клуб предоставляет бесплатно фирменную футболку и толстовку с логотипом. Находиться в зале в джинсах или брюках нельзя — это неэстетично и неудобно, поскольку иногда требуется показывать клиентам упражнения. Когда тренируюсь сама, надеваю рашгарды — специальные компрессионные футболки, которые лучше отводят влагу от тела и поддерживают термобаланс.

Обычный рабочий день

Рабочий день тренера зависит от дежурства в зале. В моем клубе две дежурные смены: с 7:00 до 15:00 и с 15:00 до 23:00. Каждый тренер должен отработать минимум три смены в неделю. Приходить заранее на смену не надо. Я переодеваюсь и выхожу в зал.

Если дежурства нет, прихожу на работу к началу персональных тренировок. Когда они заканчиваются, в бланке клуба ставлю отметку о проведенном занятии и прикрепляю чек о купленных клиентом тренировках.

Всегда стараюсь вовремя делать перерывы на еду и распределять их между персональными тренировками. Но иногда тренировок очень много, времени на еду не хватает. Тогда приходится есть, когда клиент уже проводит разминку на беговой дорожке. Впрочем, все мои ученики лояльны и относятся к этому с пониманием. При этом мы не едим на глазах у учеников — в клубе есть тренерская для отдыха и еды.

График работы тренеры составляют и согласовывают между собой сами. Важно, чтобы в зале всегда был минимум один дежурный тренер. Не могу сказать, какую смену я люблю больше. Когда работаю с утра, приходится вставать в 6:00, зато прихожу домой рано и успеваю сделать все дела. Вечерняя смена позволяет выспаться, но домой возвращаюсь к полуночи. Редко бывает так, что приходится в один день работать в вечернюю смену, а на следующий выходить с утра. Тогда на сон остается около 5 часов, и я не успеваю отдохнуть и восстановиться.

На персональных тренировках я стараюсь подстроиться под клиента, но бывает и наоборот. Например, у ученика нет своего четкого графика, тогда он выбирает время для занятий в мои дежурные смены. С клиентами мне всегда удается договориться, и я не провожу в зале по 15 часов в день.

Случаи из практики

Весной 2016 у меня случилась травма. Я умела консультировать клиентов, но к себе знания не применяла. Я взяла слишком большую нагрузку из групповых тренировок в клубе — 18 занятий в неделю. На каждом групповом занятии не просто показывала, но и выполняла упражнения наравне с группой. Я хотела больше заработать, но вместо этого на год оставила фитнес. От чрезмерной физической нагрузки у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Врач велела срочно прекращать занятия, сказала, что в противном случае я просто не смогу родить ребенка. К счастью, сейчас проблемы уже решены.

Но бывают и смешные случаи. Например, как-то мужчина расстроился, что у нас нет гантели на 55 кг, а максимальная — на 50 кг. Я удивилась: неужели он такую поднимает, он был очень худой. Он ответил, что сейчас нет, но потом будет. Другой мужчина злился, что я переставила весы в тренажерном зале, — на новом месте они показывали его вес неправильно и прибавляли 2,5 кг.

Подработки

Некоторым друзьям и знакомым удаленно помогаю составить программу тренировок в зависимости от их целей и желаний. Они присылают фото- и видеоотчеты со своих занятий, а я даю комментарии. Денег за эту работу не получаю, все подобные подработки построены по принципу бартера. Например, фотограф Лена в обмен на удаленные тренировки делает мне фото и видео для Инстаграма.

Кому-то рассказываю о правильном питании. У меня нет профильного медицинского образования, поэтому я не имею права составлять диету или подбирать меню. Но при этом знаю, как из простых и привычных продуктов сделать вкусное и правильное блюдо.

Своими наблюдениями делюсь и на страничке в Инстаграме. Еще в блоге рассказываю о мотивации, технике упражнений и личных наблюдениях в работе тренера. Инстаграм веду пока только для себя и своих подписчиков, платной рекламы в нем нет. Все советы проверены и испытаны лично.

Доходы

Месячный заработок зависит от количества персональных тренировок и дежурных часов. Одна персональная тренировка для клиента стоит 1500 рублей, я с нее получаю 500 рублей. Один час дежурства — плюс 100 рублей к зарплате тренера. Оклада у меня нет. По этой причине нет и больничного. Заболела — сижу без денег. Поэтому я слежу за здоровьем и тепло одеваюсь.

удается заработать на одной персональной тренировке в подмосковном фитнес-клубе

В месяц выходит 50 тысяч рублей. Летом клиентов меньше, заработок тоже уменьшается — за 30 дней можно получить и 20 тысяч рублей. Поэтому в отпуск тренеры предпочитают ходить летом на целый месяц, чтобы не терять в заработке. Отпуск тоже не оплачивается — откладываю на него в течение года по 5000 рублей в месяц.

Расходы

Я живу с молодым человеком, расходы делим пополам. Он платит за ипотеку и коммунальные услуги — в сумме 20 тысяч рублей в месяц. Я покупаю продукты и все необходимое для дома. Трачу на это 28—30 тысяч рублей.

Еще раз в месяц хожу к косметологу на наращивание ресниц, чтобы экономить по утрам время на макияж и выглядеть хорошо в любой ситуации. Трачу на это 2000 рублей. На транспорт и мобильную связь уходит еще 2500 рублей в месяц.

Отдельное место в расходах занимает спортивное питание. На него уходит 5000 рублей ежемесячно. Я пью после тренировки восстанавливающие коктейли, чтобы быстро и полноценно восстанавливать силы. Коктейли содержат белки, углеводы, аминокислоты, которые необходимы для строительства клеток и транспортировки питательных веществ. Впрочем, иногда могу выпить коктейль и вместо завтрака. Но при этом коктейли — это только часть необходимых веществ. Я не отказываюсь от обычной еды, а заменяю ими один прием пищи. Если пить много коктейлей — получишь избыток белка. А в больших объемах он вреден для организма, дает лишнюю нагрузку на почки, желудочно-кишечный тракт и эндокринную систему.

уходит на спортивное питание в месяц

Экономия

Как и многие мои знакомые, стараюсь экономить на продуктах. Часто покупаю еду впрок в сетевых гипермаркетах — там проходят акции, с ними в месяц трачу на 5—8 тысяч рублей меньше.

Финансовые цели

Так как в новую квартиру мы въехали только летом 2018, все свободные деньги сейчас уходят на обустройство. Поэтому финансовые цели у нас соответствующие — купить шторы, мебель и технику.

Еще хочу учиться на профильных курсах, чтобы развиваться в профессиональном плане. На это тоже нужны деньги. Например, в Ассоциации профессионалов фитнеса — FPA — курсы по фитнесу для беременных стоят 14 400 рублей, а семинар по анализу пищевого дневника клиентов стоит 7700 рублей.

Естественно, пытаемся откладывать деньги на отдых, обычно ездим в отпуск раз в год. Нам повезло: на российском юге живут родственники и друзья, которые всегда составят хорошую компанию и пустят к себе пожить, поэтому платим только за билеты и еду.

Будущее

В будущем все так же вижу себя в фитнесе. Мне действительно нравится то, чем сейчас занимаюсь. Довольные клиенты, которые достигли с моей помощью поставленных целей, приносят колоссальное удовольствие и дают повод для гордости. К тому же работа в фитнесе позволяет всегда держать себя в форме — мне приятно смотреть на себя в зеркале.

Читайте также: