Как стать директором цирка
Обновлено: 02.07.2024
Скандально известного циркача-бизнесмена Сергея Белякова просят с вещами на выход.
То, что в цирке всегда весело, все мы хорошо знаем. Но сегодня в Росгосцирке, который объединяет под своим куполом 38 стационарных цирков, а также 5 цирков - шапито, градус "веселья" просто зашкаливает. Представители Творческого объединения цирковых коллективов обратились в Генеральную прокуратуру РФ. Они требуют убрать директора Росгосцирка Сергея Белякова, который за последние несколько лет прославился многими неблагородными делами: как-то попадал под уголовное дело, когда служил в Удмуртском цирке, но вышел сухим из воды, потом отличился в деле с подделкой диплома о высшем образовании. И опять "всплыл". Потом хорошо "подсидел" своего предшественника - Владимира Шемякина, который вынужден был покинуть цирк в декабре прошлого, 2020 года.
"Директор Росгосцирка Беляков занял эту должность незаконно и должен ее освободить. Сергей Беляков является учредителем нескольких компаний, а руководитель унитарного предприятия заниматься бизнесом не может", - пишут в своем обращении в ведомство генерала Краснова представители Творческого объединения цирковых коллективов. Они просят аннулировать конкурс по назначению генерального директора Росгосцирка. В письме содержится требование: внести представление Министерству культуры РФ о признании конкурса на замещение должности генерального директора ФКП "Росгосцирк" незаконным и обязать провести процедуру в соответствии с постановлением Правительства РФ.
Забегая вперед, зададим наивный вопрос: а чем именно у нас занимается министр культуры Ольга Любимова? Как на ответственном посту в Росгосцирке оказался человек под недавним уголовным делом, с эрзац-дипломом о высшем образовании и кучей фирм и фирмочек, которые приносят баснословный доход?
В дремучей ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.
Человек из зоопарка
В биографии заслуженного работника культуры Удмуртской Республики Сергея Григорьевича Белякова много и белых пятен, и черных дыр. Трудовая биография началась в 1994 году (Белякову было 20 лет) в Читинской областной филармонии, где он занимался организацией концертов. Потом идет провал в целых 10 лет.
В 2004 году возглавил Нижнетагильский государственный цирк. С 2006 года работал директором Ижевского зоопарка. В 2009-ом стал директором Государственного цирка Удмуртии. Вот в Удмуртии г-н Беляков наследил очень здорово.
Удмуртский цирк
В столицу Удмуртии его в свое время позвал министр культуры (на тот момент) Дмитрий Иванов. Г-н Иванов прежде возглавлял цирк Удмуртии. Беляков сначала занимал должность первого заместителя директора цирка, а затем стал генеральным директором зоопарка. И когда Иванов ушел в министры, Беляков стал директором цирка. Об этом сообщали "Аргументы и факты".
Но летом 2011 года у правоохранительных органов появились вопросы к руководству цирка о фирмах-посредниках, возглавляемых женами руководителей учреждения, с которыми у цирка были финансовые отношения. В итоге было возбуждено дело по эпизодам вывода 120 млн. рублей. Свои претензии следствие предъявило как Белякову, так и министру Иванову. Оказывается, эта мозговитая пара придумала прибыльную схему: заключила десятки фиктивных договоров на организацию цирковых представлений с подставными компаниями ООО "Премьера" и ООО "Планета". Среди бенефициаров компаний оказалась супруга Сергея Белякова - Марина Кузьмина.
Не в стороне оказалась и дражайшая половина Дмитрия Иванова - Бэла Кудрявцева. Г-жа министерша арендовала площади в цирке под два кафе за плату значительно ниже рыночной, без учёта оплаты коммунальных платежей. И трудилась без договора.
Но дело как возникло - внезапно, так же внезапно и растворилось. И опять некий провал в пятнистой биографии г-га Белякова на несколько лет.
Но в сентябре 2016 года он всплыл в должности заместителя генерального директора по гастрольной деятельности ФКП "Росгосцирк".
В декабре 2016 года по совместительству с основным местом работы этот шустрый "человек из зоопарка" возглавил Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке
Кто же может стоять за такими сумасшедшими перемещениями Сергея Белякова? Кто его так сильно продвигает и поддерживает все эти годы?
9 начальников за 13 лет
Надо заметить, что за последние 13 лет в Росгосцирке сменилось 9 директоров. И каждый уходил с громким скандалом.
Уход предшественника Белякова Владимира Шемякина готовил лично сам Беляков, поскольку Шемякин очень мешал Белякову рубить "бабки".
Владимир Шемякин
Надо отметить, что Владимир Шемякин работал на больших должностях в таких компаниях, как "Кока-кола" и "Пепсико". Г-н Шемякин обучался в Немецкой академии менеджмента. Был депутатом Государственной думы от Марий Эл, но досрочно сложил депутатские полномочия, чтобы перейти на работу в "Газпром-медиа". На этой должности работал под началом Михаила Лесина, генерального директора АО "Газпром-медиа. Потом ушел на работу Росгосцирк (апрель 2019 года).
15 декабря прошлого года ушел. Вернее, "ушли". Вместе с Шемякиным на выход потянулись более 20 человек.
Как выяснилось, Сергей Беляков вел информационную кампанию против своего начальника. Беляков сумел "прокачать" ситуацию с отставкой Шемякина в Министерстве культуры и Администрации президента. По всей видимости, помогли друзья, братья Запашные? Но об этой великой дружбе - впереди.
Именно г-н Беляков придумал схему, благодаря которой во время гастролей самому Росгосцирку перепадает прибыль в размере 25%, а все остальное забирает частная гастрольная группа под присмотром самого Белякова. Об этом пишет "Лайф".
Во время гастролей цирковые коллективы используют арены учреждений Росгосцирка, а также оборудование и персонал. В некоторых регионах прибыль от такой лихой схемы может достигать нескольких миллионов долларов в год. Эта прибыль оседает в карманах Белякова и Ко. Оборот группы компаний самого Белякова, который владеет частным дельфинарием, также оценивается в круглые суммы.
Надо отметить, что когда удмуртская парочка появилась в Росгосцирке, то следом появилось распоряжение, позволившее частным предпринимателям без конкурса арендовать площади в цирках. Так возникла контора "Цирк сервис."
Как всё это работало, показывает уголовное дело, открытое против финансового директора Астраханского цирка: он взял у бизнесмена взятку 85 тыс. рублей за право торговать игрушками и прохладительными напитками без заключения договора. Об этом сообщал ТАСС.
Именно с появлением Белякова, в Курском цирке стали продавать шубы, трусы и лифчики, в Брянском торговали рыбой, в Ставропольском - приправами и травами.
Брянский цирк
Всё это - миллионы неучтённых рублей, неуплаченных налогов и арендных платежей от пользования федеральным имуществом. Именно такие выводы сделали ФАС и Росимущество. А арбитражный суд решил, что "Цирк сервис" без проведения торгов незаконно распоряжался госсобственностью Волгоградского цирка для организации частной торговли.
К слову, г-ну Иванову все же пришлось покинуть пост главного по аренам после скандала с Омским цирком: в этом цирке нашли 80 нарушений пожарной безопасности.
Защита в лице Запашных
Но у г-на Белякова, оказывается, есть солидные защитники.
Руководитель Большого московского цирка Эдгард Запашный рассказал журналистам, что почти весь руководящий состав Росгосцирка, действительно, ушел вместе с Владимиром Шемякиным. Об этом писал "Коммерсант".
Руководитель Большого московского цирка Эдгард Запашный
"У Сергея Белякова 28 лет опыта работы в качестве директора разных цирков, прокатчика, на руководящей должности работал. Человек с большим опытом, знающий, как это работает. Для меня логично, что его назначили исполняющим обязанности", - сказал Запашный журналистам. Об этом рассказал, в частности "360 ТВ".
Эдгард Запашный назвал домыслами публикации о поддельном дипломе о высшем образовании Белякова. Мол, силовики Белякова проверили, значит, все в порядке.
У г-на Запашного есть причины горячо защищать Белякова. Коллеги-журналисты раскопали информацию, что Беляков дважды платил за одно и то же выступление Запашных: это случилось с проектами братьев Запашных "ЦиркUS 2.0" и "Шамбала." Операцию получилось провернуть, когда Росгосцирк в подчинение получил Большой Санкт-Петербургский цирк. Об этом подробно сообщал "Лайф".
Братья Запашные
Директором ликвидируемого и нового юридических лиц стал как раз Сергей Беляков. В итоге за одну и ту же закупку он платил от имени ликвидируемого ФГБУКа и от нового филиала Росгосцирка (около 28 млн. рублей и около 22 млн. за "ЦиркUS 2.0" и 5 млн. и 6,3 млн. за "Шамбалу" соответственно).
Как "раздели" Екатеринбургский цирк
За эти годы г-н Беляков и Иванов успели наворотить очень много. Они имеют прямо отношение к разорению Екатеринбургского цирка.
Осенью 2018 года Дмитрий Иванов объявил о сокращении должности директора Екатеринбургского цирка. Но эту должность более 25 лет занимал Анатолий Марчевский, очень известный и очень уважаемый человек. Формальным поводом послужила пожарная сигнализация. Анатолий Марчевский боролся, но был уволен по статье "Халатность".
Анатолий Марчевский
Анатолий Марчевский дал несколько откровенных интервью журналистам. И рассказал шокирующие вещи: Беляков и Иванов уволили огромное количество артистов. У всех артистов Росгосцирка ранее была медкнижка, шёл стаж. Но вот появляются люди со стороны ООО и ИП - прокатчики, которые обещают организовать гастроли более эффективно. Берут напрокат артистов и заключают договор с Сергеем Беляковым. Гастроли- это епархия Белякова. Но прокатчик до 85% прибыли забирает себе. Именно из-за прокатчиков и начались сокращения. Артисты стали работать по филькиному договору. Об этом подробно писали "Аргументы и факты".
Цирк Екатеринбурга когда-то мог похвастаться самой большой посещаемостью. Цирк не пользовался ни копейкой бюджетных денег. Но вот появился Беляков. Штат с 285 человек сократили до 60. Распустили оркестр. Подняли цены на цирковые билеты.
Екатеринбургский цирк
И как только Беляков оказался у кормушки, он сделал на базе Росгосцирка 5 частных своих программ. Это "Цирк на воде", "Цирк на льду" и три "Шоу со слонами" из Германии, Италии и Польши. Своих, отечественных дрессировщиков слонов, династию Корниловых, Беляков спровадил с глаз долой.
Далее, любопытный факт, о котором тоже рассказал Анатолий Марчевский: Беляков просил старшего Запашного (дядю Эдгарда и Аскольда Запашных) выделить ему любой цирк. Мстислав Запашный отказал: " У тебя нет высшего образования для такой должности". Беляков лишь ухмыльнулся: "Не проблема". Он быстро раздобыл диплом. И вот тогда получил должность директора Нижнетагильского цирка (рассказ Анатолия Марчевского полностью подтверждает решение Дорогомиловского суда Москвы о том, что диплом у Белякова - фальшивый).
Далее, Беляков зарабатывает почти 400 млн. рублей в год через свои конторы "Страна Дельфиния", "Водный Мир", "Океанариум Аквамарин" и др.
А в это де время требуют ремонта две трети стационарных куполов Росгосцирка. Их износ сегодня достигает до 80%.
Липовый диплом
И наконец, о высшем образовании г-на Белякова, которое, по мнению дрессировщика Эдгарда Запашного, у него имеется. Мол, силовики проверяли.
Но вот Дорогомиловский суд Москвы установил, что учреждением Министерства культуры руководит человек с поддельным дипломом о высшем образовании Сергей Беляков. Сегодня он занимает должность заместителя генерального директора: отвечает за гастрольную деятельность (речь про 2020 год). Об этом пишет "Лайф".
Министр культуры Ольга Любимова не видит прегрешений у Сергея Белякова
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы по делу № 2-1342/19, на основании иска прокурора, был признан недействительным диплом о высшем образовании и.о. главы Росгосцирка Сергея Белякова.
Из решения суда: "Сергей Беляков в Красноярском коммерческом институте не обучался, не прошел итоговую аттестацию, в связи с чем диплом серии ЭВ № 257682, регистрационный номер 895 об окончании Красноярского коммерческого института содержит сведения, не соответствующие действительности. Диплом об окончании Красноярского коммерческого института был использован ответчиком для поступления в. (название высшего учебного заведения) на 3-х годичное образование по специальности " Государственное и муниципальное управление". Диплом о высшем образовании, выданный Белякову . (наименование организации) № ВСГ 3558307 с присужденной квалификацией "Менеджер по специальности "Государственное и муниципальное управление", является недействительным". С текстом судебного акта можно ознакомиться тут.
Надо ли еще что-то добавлять? Все остальное - дело следственных органов, но вопиющих нарушений в мутной деятельности Сергея Григорьевича Белякова не то, что много, а очень много.
И почему эти нарушения не видит министр культуры Ольга Любимова, совсем непонятно!
Цирковые династии удивительны и интересны тем, что, несмотря на невероятные трудности этой профессии — ежедневные тренировки, тяжкий труд с самого детства, опасности травм, а иногда и риск для жизни, — все дети идут по стопам родителей. Какой-то неведомый дух царит в самой ауре цирка, который не дает детям, рожденным в опилках, то есть практически на манеже, никакого шанса выбрать себе другую профессию. В чем загадка притягательности жизни цирковых артистов, мы попытались выяснить, побеседовав с представителями двух прославленных цирковых династий — Артемьевых и Шилюк-Тесленко.
Семейство Артемьевых-Евстигнеевых в полном составе. Фото: Из личного архива
Сестры Артемьевы, 1986 год. Фото: из архива Льва Шварца
— Мои дедушки и бабушки, родители, мы с сестрой, потом уже мы с мужем и сыном всегда гастролировали по всему миру, за все время существования нашей династии это первый год, когда мы так долго сидим на одном месте из-за пандемии, — с грустью говорит артистка.
— Мама и папа отправились на гастроли, едва мне только исполнилось несколько месяцев. Ванночки, пеленки, распашонки — все возили с собой, — рассказывает Майя. — Из детства помню постоянные переезды, гостиницы, разные города и страны, всегда было очень интересно. Мы, цирковые дети, постоянно устраивали представления, у нас это было основной игрой. Нас со старшей сестрой родители с детства начали готовить к выступлениям: растягивали, развивали, ставили на мостик, учили владению катушками-диаболо и т.д. В 8 лет я уже официально работала, с трудовой книжкой и профсоюзными взносами. Каждые полтора месяца мы переезжали в какой-нибудь другой город — в советское время в нашей профессии была стабильность. И в каждый переезд мы с сестрой шли в новую школу. У нас сменялось по 8 школ в год! То, что не скучно было — это точно. Мы приезжали в какой-нибудь город и наутро шли с сестрой в школу с пачкой документов. В первом классе нас еще родители водили за ручку, а потом мы уже сами ходили. Просто спрашивали у администрации гостиницы — а где тут ближайшая школа?
— Как вас каждый раз принимали в новой школе? Были трудности?
— Цирковые дети — это отдельный социум. Редкий случай, чтобы цирковой ребенок был зажатым, молчаливым или закомплексованным. Все цирковые дети быстро социально адаптируются, они раскованные и жизнерадостные, с детства много видят. Мы с гастролями объехали почти весь мир, Европу, Африку, Японию, Австралию, Китай; работали во всех республиках бывшего Союза. Мы приходили в школу, например, на Украине — а там украинский язык. Нам, цирковым, разрешали, чтобы мы просто сидели и слушали, и не заставляли зубрить. Потому что через месяц мы поедем в Казахстан, а там уже другой язык.
— Вы пошли потом учиться в цирковое училище?
— Нет, в этом не было необходимости, к номерам нас полностью подготовили мама и папа. Мы от них получили огромный опыт во многих цирковых жанрах и с детства уже были профессиональными артистами.
Шоу Артемьевых с попугаями. Фото: Соцсети
— Как вы пришли к попугаям, ведь в вашем роду не было дрессировщиков?
Пока я ходила беременная, мы с одним попугаем полностью отрепетировали весь номер. Джордж оказался вундеркиндом, он научился делать все: кувырки, кульбиты, катался на роликах и велосипеде, с горки съезжал, играл в баскетбол. И вот, помню, сыну было полтора месяца, а мы уже поехали на первые гастроли с попугаем в другой город. И с этого момента у нас все пошло по нарастающей. Ребенок рос, приобретали новых попугаев. Мы работаем в номере вдвоем с мужем, а сын с пяти лет — наш главный ассистент.
— Когда Остапу было полтора года, у нас появился белый какаду Соломон. С тех пор они неразлучны. Попугай стоит возле двери, ждет Остапа из школы. Сын прибегает с занятий, кидает портфель, какаду хохол поднимает, они вдвоем бегут в комнату, играют там в солдатиков, что-то поют, танцуют. Если у Остапа проходит онлайн-урок по английскому, его друг рядом, либо на столе, либо перед компьютером, либо на стуле, и тоже все, видать, запоминает. Сын попугаев обожает, ухаживает за ними, первым бежит кормить их, его не надо просить.
Остап Евстигнеев с любимым какаду Соломоном. Фото: Из личного архива
— Ваши попугаи что-нибудь говорят?
— Где они у вас размещаются?
— Квартира у нас трехкомнатная. Они обитают в гостиной, соединенной с кухней, потому что они целый день должны нас видеть. И стоит мне или Косте уйти в другую комнату, к сыну, весь караван — они летать не особо любят по квартире — бежит по полу за нами. Куда мы, туда и они. А в клетках они только спят.
— Остап в школу уходит, и в 10 часов у нас побудка. Я их выпускаю из клеток, каждого целую. У них уже корм стоит, водичка. Они бегут кушать и пить. Моем их клетки. В час дня у них обязательно теплая каша. Четверо едят сами, а вот наш гиацинтовый Ромео, самый младший, но самый здоровенный, ест только с ложечки. Потом мы репетируем. Попугаи — очень интеллектуальные птицы. Если они запомнили, то им не надо повторять миллион раз, они этого уже не забудут никогда. Даже с собакой надо повторять трюки снова и снова. А попугаи могут баловаться, у них может быть не очень хорошее настроение, но они всегда точно знают, что и когда надо делать.
В 20 часов начинаем укладываться спать. Каждого целуем и сажаем в клеточку, они следят, чтобы клетки были плотно зачехлены на ночь. Наши попугаи не любят, чтобы был свет: если ночь — должна быть ночь. И если чехол где-то криво закроется и будет щелка, он спустится и тебе будет тыкать, показывать — закрой. Режим полезен всем, что взрослым, что детям. Видно, что к 20 часам попугаи уже настраиваются на отдых, у них глаза уже сонные… Если кто-то хочет себе ребенка, который никогда не вырастет, надо заводить попугая.
— Как вы их перевозите на выступления?
— Перевозим в клетках. Едем на двух машинах: муж на грузовой, у него костюмы, реквизит, а я — на другой машине, с сыном и попугаями. Если день, они в машине едут открытыми. Если ночь — закрываем. Если останавливаемся на обед или отдых, на заправке или возле магазина, они лазят по всей машине, ходят по креслам, кто на руле сидит, кто на зеркале висит.
— Как вы вовлекали сына в свою профессию?
— Когда сын подрос, он начал нам помогать. Мы добавили несколько трюков в номер с попугаями, и нам понадобились лишние руки. И вот он то птичку подержал, то палочку нам подал. В возрасте пяти лет начал выходить на манеж. Однажды был случай, мы были на гастролях в Минске, ему было лет шесть, и он приболел. Я его уложила в кровать, напоила чаем. Сижу крашусь, представление через час. И вдруг понимаю, что мы без него не можем отработать номер. И вот он выпил лекарство и все-таки вышел на манеж. Остап очень ответственный и трудолюбивый. Для цирковых такое самопожертвование — это норма. Какое у тебя ни было бы самочувствие или настроение, в зале сидят зрители, по большей части дети, и ты не можешь их разочаровать!
— А как у Остапа обстоят дела со школьными занятиями?
— Сейчас ему 12 лет, он перешел в 6-й класс. Когда мы в Москве, он ходит в школу. Всю начальную школу он учился дистанционно, когда мы ездили на гастроли. Когда мы пришли в школу шесть лет назад, директор пошла нам навстречу и направила к конкретному педагогу, который мог заниматься с Остапом дистанционно. Кроме этого, мы сами с ним каждый день занимались уроками.
— Каким вы видите будущее сына, нужно ли ему цирковое образование?
— Ваша племянница, дочь сестры, тоже уже задействована?
— Даша на три года младше Остапа. Она еще не участвует в шоу, только учится, тоже пытается крутить катушки, садится на шпагаты и осваивает азы акробатики, очень старается, но она еще не готова.
— Не могу не спросить, как вы и ваши питомцы обходитесь без работы в пандемию?
Часть большой семьи Шилюк-Тесленко, младшее поколение. Фото: Из личного архива
Акробаты-жонглеры Тесленко: они такие единственные в мире!
Мы узнали у Элины Викторовны, как начиналась их цирковая династия.
Родители Элины были далеки от циркового искусства: отец Виктор Шилюк был инженером-испытателем самолетов, а мама трудилась учительницей русского языка и литературы, позже воспитателем в детском саду.
— Он был старше меня. Мы, маленькие, знали всех взрослых студентов. Наше эстрадно-цирковое училище — старейшее, в то время оно было единственным учебным заведением в мире, в котором готовили цирковых артистов. Мой будущий муж, отслужив в армии, стал работать жонглерский номер. В 1976 году они гастролировали в Казани, а я в том же году выпустилась из училища воздушной гимнасткой и приехала в Казань к своей подруге. И мы там вновь встретились. У нас случилась любовь с первого взгляда.
Анатолию в тот момент нужна была партнерша по номеру, и он пригласил Элину. Жонглировать девушка умела, в училище они проходили все цирковые дисциплины, но не особо любила это занятие. Но поскольку Толя ей приглянулся, она согласилась. Вскоре они поженились, и Элина родила ему четверых детей.
— Самый трудный переход — с двух на трех детей. После трех уже нет особой разницы. Конечно, было трудно. Мы все возили с собой, и холодильник, и даже маленькую стиральную машинку… В те времена в Госцирке все было отлажено, это был конвейер. Только вернулись из одного города — приходит разнарядка в следующий. Для нас были созданы все условия, к каждому цирку была прикреплена школа, детский сад, гостиница. В СССР тогда был 61 цирк плюс 15 передвижных. Это сейчас, дай бог, артисты дают одно представление в неделю. А мы давали по 9–10 представлений в неделю. А нормой было 28. Мы объездили весь Советский Союз…
Коллеги-артисты удивлялись, как супруги Тесленко решились на четырех детей, учитывая постоянные разъезды и ежедневные длительные тренировки.
— Действительно, как же вам удавалось совмещать профессию и детей, особенно когда они были совсем маленькими?
— Про детей цирковых артистов так и говорят — родился в опилках. То есть ребенок с самого рождения уже заворожен цирком, не представляет своей жизни без него. Мы, например, вышли на работу, когда нашему первенцу Диме было 5 месяцев. Мы ехали на гастроли, брали с собой манеж и во время репетиций ставили его рядом, и он там стоял. Выхожу на работу, на арену, а сына передаю за кулисами на руки тому, кто там стоит… Я закончила выступление, взяла ребенка и пошла с ним в гардеробную. И сейчас в этом плане у артистов цирка мало что изменилось. Не нужны ни няньки, ни бабушки-дедушки, с собой берешь под мышку и едешь. Конечно, сейчас как вспомнишь все эти трудности, все эти поезда и гостиницы с детьми мал мала меньше… Поэтому в цирковых семьях чаще по одному-два ребенка. Но я знаю точно, что, когда мы работали в Большом московском цирке, несколько артистов, вдохновившись нашим примером, родили второго, а кто и третьего ребенка.
Муж Анатолий оказался еще и прекрасным педагогом. Он начал репетировать с сыновьями с самого детства.
— Вы их не заставляли, они с радостью всему учились?
— Я всегда считала, что ребенку надо дать какое-то ремесло, а отказаться от него он всегда сможет. А вот если упустить время, то этого не вернешь. В цирке ведь как устроено: артисты выходят репетировать номер на манеж, а дети тут же, рядом. Их даже не надо заставлять — когда они подрастают, они сами хотят попробовать делать то, что делают мама и папа. Средний, Витя, смотрел, как у его старшего брата Димы получается, и тоже за ним тянулся. Когда Диме было 11 лет, он уже выходил с нами на манеж. Виктор начал работать с десяти лет, Толя — с 11. Сначала их оформляли учениками. Ученик так же работал, получал зарплату. Потом следующая ступень — ученик с участием в номере. Затем собирается комиссия, просматривает и уже определяет в артисты.
— Я — за многодетные семьи, — продолжает Элина. — Есть хорошая народная мудрость: второго ребенка надо рожать тогда, когда еще не высохли пеленки от первого. Если дети появляются на свет друг за другом, у них формируется совершенно другое мышление. У них нет эгоизма. У них больше любви, больше сострадания, меньше лени. В многодетной семье не нужно никого заставлять что-то делать. Младшие тянутся за старшими. Во всем. Иметь много детей — просто. А когда люди чего-то боятся, надумывают причины, чтобы не рожать второго, третьего… — это эгоизм чистой воды.
Сейчас у Элины и Анатолия уже девять внуков. Их сыновья не только в ремесле повторили путь мамы и папы, но и в количестве детей. Как и родители, все детишки с пеленок начали обучаться цирковому искусству.
О троих из внуков, Прохоре, Федоре и Лизе, рассказала их мама, жена старшего сына Дмитрия Вероника Тесленко, известная воздушная гимнастка. От ее выступлений у зрителей замирает сердце: ее номера невероятно красивы, но и так же сложны и опасны…
Выступление Вероники Тесленко
— Прохору 17 лет, с 11 лет он у нас выступает в цирке в одном номере с отцом и его братьями, у него уже идет артистический стаж, — рассказывает Вероника. — Но я не скажу, что мои дети фанаты цирка, это совсем другое поколение. Сравнивая их детство с нашим, думаю, что сказываются и условия, в которых мы находимся. Раньше ведь родители постоянно ездили из цирка в цирк, поэтому дети целыми днями находились на манеже, у них была возможность и репетировать, и наблюдать за папой и мамой. А сейчас мы периодически выезжаем на гастроли. Но я даже рада, что благодаря этому дети могут развиваться в разных направлениях, не только в цирковом. Свое мастерство мы с мужем и так им передаем. Прохор кроме цирка рисует, снимается в кино и играет в театрах, Федор занимается музыкой, бальными танцами, Лиза — художественной гимнастикой. Все эти навыки пригодятся в дальнейшем на манеже. В наших силах их направлять, но ни в коем случае не загонять в рамки цирка.
Сейчас из-за пандемии мы репетируем с детьми дома. Федя учится жонглировать, а Лиза два года назад дебютировала в Москве в составе групповых жонглеров. Хотя она бредит воздухом, мечтает выступать на высоте, как мама.
— И как вы к этому относитесь, вы же сами получили когда-то травму?
— Я стараюсь оттянуть этот момент, потому что это травмоопасно, это сложно, но понимаю, что если у нее будет такое желание, то она все равно к этому придет. Ей сейчас 13 лет, и она уже делает достаточно много элементов и даже трюков в воздухе на ремнях, на том реквизите, на котором я работаю. Но пока это все в стадии репетиций, на манеж мы ее не выпускаем.
Три поколения цирковой династии Тесленко: 9 внуков умеют жонглировать
Смотрите видео по теме
— Можно ли сказать, что у вас и братьев было нелегкое детство?
— У нас есть видеозапись, где мне 6 лет, и я уже вовсю жонглирую четырьмя мячиками, но, самое интересное, я даже не помню, как учился этому. Я не могу сказать, что у меня не было детства, просто мы постоянно ездили по всему Советскому Союзу. И уже с 1995 года начали работать за рубежом. Были во многих странах, и подолгу. Общались с людьми разных культур, религий, менталитета! Я считаю, что цирковая жизнь наполнена сначала тяжелым трудом, когда ты в детстве всему обучаешься, а потом путешествиями, адреналином и новыми знакомствами! Цирк — это праздник, и когда приходит осознание, что ты, в наше непростое время, можешь дарить этот праздник людям, то ощущаешь себя счастливым.
— Ваша дочка Настя продолжит династию, как вы думаете?
— Конечно, мы будем ее обучать. Если ты находишься в работающей цирковой семье, то ты сам обучаешься, глядя на окружающих и повторяя за ними. А потом, когда она вырастет, сама решит, кем ей стать.
Читайте также: