Как стать директором цирка

Обновлено: 02.07.2024

Скандально известного циркача-бизнесмена Сергея Белякова просят с вещами на выход.

Делец из зоопарка

То, что в цирке всегда весело, все мы хорошо знаем. Но сегодня в Росгосцирке, который объединяет под своим куполом 38 стационарных цирков, а также 5 цирков - шапито, градус "веселья" просто зашкаливает. Представители Творческого объединения цирковых коллективов обратились в Генеральную прокуратуру РФ. Они требуют убрать директора Росгосцирка Сергея Белякова, который за последние несколько лет прославился многими неблагородными делами: как-то попадал под уголовное дело, когда служил в Удмуртском цирке, но вышел сухим из воды, потом отличился в деле с подделкой диплома о высшем образовании. И опять "всплыл". Потом хорошо "подсидел" своего предшественника - Владимира Шемякина, который вынужден был покинуть цирк в декабре прошлого, 2020 года.

"Директор Росгосцирка Беляков занял эту должность незаконно и должен ее освободить. Сергей Беляков является учредителем нескольких компаний, а руководитель унитарного предприятия заниматься бизнесом не может", - пишут в своем обращении в ведомство генерала Краснова представители Творческого объединения цирковых коллективов. Они просят аннулировать конкурс по назначению генерального директора Росгосцирка. В письме содержится требование: внести представление Министерству культуры РФ о признании конкурса на замещение должности генерального директора ФКП "Росгосцирк" незаконным и обязать провести процедуру в соответствии с постановлением Правительства РФ.

Забегая вперед, зададим наивный вопрос: а чем именно у нас занимается министр культуры Ольга Любимова? Как на ответственном посту в Росгосцирке оказался человек под недавним уголовным делом, с эрзац-дипломом о высшем образовании и кучей фирм и фирмочек, которые приносят баснословный доход?

В дремучей ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.

Человек из зоопарка

В биографии заслуженного работника культуры Удмуртской Республики Сергея Григорьевича Белякова много и белых пятен, и черных дыр. Трудовая биография началась в 1994 году (Белякову было 20 лет) в Читинской областной филармонии, где он занимался организацией концертов. Потом идет провал в целых 10 лет.

В 2004 году возглавил Нижнетагильский государственный цирк. С 2006 года работал директором Ижевского зоопарка. В 2009-ом стал директором Государственного цирка Удмуртии. Вот в Удмуртии г-н Беляков наследил очень здорово.

Делец из зоопарка

Удмуртский цирк

В столицу Удмуртии его в свое время позвал министр культуры (на тот момент) Дмитрий Иванов. Г-н Иванов прежде возглавлял цирк Удмуртии. Беляков сначала занимал должность первого заместителя директора цирка, а затем стал генеральным директором зоопарка. И когда Иванов ушел в министры, Беляков стал директором цирка. Об этом сообщали "Аргументы и факты".

Но летом 2011 года у правоохранительных органов появились вопросы к руководству цирка о фирмах-посредниках, возглавляемых женами руководителей учреждения, с которыми у цирка были финансовые отношения. В итоге было возбуждено дело по эпизодам вывода 120 млн. рублей. Свои претензии следствие предъявило как Белякову, так и министру Иванову. Оказывается, эта мозговитая пара придумала прибыльную схему: заключила десятки фиктивных договоров на организацию цирковых представлений с подставными компаниями ООО "Премьера" и ООО "Планета". Среди бенефициаров компаний оказалась супруга Сергея Белякова - Марина Кузьмина.

Не в стороне оказалась и дражайшая половина Дмитрия Иванова - Бэла Кудрявцева. Г-жа министерша арендовала площади в цирке под два кафе за плату значительно ниже рыночной, без учёта оплаты коммунальных платежей. И трудилась без договора.

Но дело как возникло - внезапно, так же внезапно и растворилось. И опять некий провал в пятнистой биографии г-га Белякова на несколько лет.

Но в сентябре 2016 года он всплыл в должности заместителя генерального директора по гастрольной деятельности ФКП "Росгосцирк".

В декабре 2016 года по совместительству с основным местом работы этот шустрый "человек из зоопарка" возглавил Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.

Делец из зоопарка

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке

Кто же может стоять за такими сумасшедшими перемещениями Сергея Белякова? Кто его так сильно продвигает и поддерживает все эти годы?

9 начальников за 13 лет

Надо заметить, что за последние 13 лет в Росгосцирке сменилось 9 директоров. И каждый уходил с громким скандалом.

Уход предшественника Белякова Владимира Шемякина готовил лично сам Беляков, поскольку Шемякин очень мешал Белякову рубить "бабки".

Делец из зоопарка

Владимир Шемякин

Надо отметить, что Владимир Шемякин работал на больших должностях в таких компаниях, как "Кока-кола" и "Пепсико". Г-н Шемякин обучался в Немецкой академии менеджмента. Был депутатом Государственной думы от Марий Эл, но досрочно сложил депутатские полномочия, чтобы перейти на работу в "Газпром-медиа". На этой должности работал под началом Михаила Лесина, генерального директора АО "Газпром-медиа. Потом ушел на работу Росгосцирк (апрель 2019 года).

15 декабря прошлого года ушел. Вернее, "ушли". Вместе с Шемякиным на выход потянулись более 20 человек.

Как выяснилось, Сергей Беляков вел информационную кампанию против своего начальника. Беляков сумел "прокачать" ситуацию с отставкой Шемякина в Министерстве культуры и Администрации президента. По всей видимости, помогли друзья, братья Запашные? Но об этой великой дружбе - впереди.

Именно г-н Беляков придумал схему, благодаря которой во время гастролей самому Росгосцирку перепадает прибыль в размере 25%, а все остальное забирает частная гастрольная группа под присмотром самого Белякова. Об этом пишет "Лайф".

Во время гастролей цирковые коллективы используют арены учреждений Росгосцирка, а также оборудование и персонал. В некоторых регионах прибыль от такой лихой схемы может достигать нескольких миллионов долларов в год. Эта прибыль оседает в карманах Белякова и Ко. Оборот группы компаний самого Белякова, который владеет частным дельфинарием, также оценивается в круглые суммы.

Надо отметить, что когда удмуртская парочка появилась в Росгосцирке, то следом появилось распоряжение, позволившее частным предпринимателям без конкурса арендовать площади в цирках. Так возникла контора "Цирк сервис."

Как всё это работало, показывает уголовное дело, открытое против финансового директора Астраханского цирка: он взял у бизнесмена взятку 85 тыс. рублей за право торговать игрушками и прохладительными напитками без заключения договора. Об этом сообщал ТАСС.

Именно с появлением Белякова, в Курском цирке стали продавать шубы, трусы и лифчики, в Брянском торговали рыбой, в Ставропольском - приправами и травами.

Делец из зоопарка

Брянский цирк

Всё это - миллионы неучтённых рублей, неуплаченных налогов и арендных платежей от пользования федеральным имуществом. Именно такие выводы сделали ФАС и Росимущество. А арбитражный суд решил, что "Цирк сервис" без проведения торгов незаконно распоряжался госсобственностью Волгоградского цирка для организации частной торговли.

К слову, г-ну Иванову все же пришлось покинуть пост главного по аренам после скандала с Омским цирком: в этом цирке нашли 80 нарушений пожарной безопасности.

Защита в лице Запашных

Но у г-на Белякова, оказывается, есть солидные защитники.

Руководитель Большого московского цирка Эдгард Запашный рассказал журналистам, что почти весь руководящий состав Росгосцирка, действительно, ушел вместе с Владимиром Шемякиным. Об этом писал "Коммерсант".

Делец из зоопарка

Руководитель Большого московского цирка Эдгард Запашный

"У Сергея Белякова 28 лет опыта работы в качестве директора разных цирков, прокатчика, на руководящей должности работал. Человек с большим опытом, знающий, как это работает. Для меня логично, что его назначили исполняющим обязанности", - сказал Запашный журналистам. Об этом рассказал, в частности "360 ТВ".

Эдгард Запашный назвал домыслами публикации о поддельном дипломе о высшем образовании Белякова. Мол, силовики Белякова проверили, значит, все в порядке.

У г-на Запашного есть причины горячо защищать Белякова. Коллеги-журналисты раскопали информацию, что Беляков дважды платил за одно и то же выступление Запашных: это случилось с проектами братьев Запашных "ЦиркUS 2.0" и "Шамбала." Операцию получилось провернуть, когда Росгосцирк в подчинение получил Большой Санкт-Петербургский цирк. Об этом подробно сообщал "Лайф".

Делец из зоопарка

Братья Запашные

Директором ликвидируемого и нового юридических лиц стал как раз Сергей Беляков. В итоге за одну и ту же закупку он платил от имени ликвидируемого ФГБУКа и от нового филиала Росгосцирка (около 28 млн. рублей и около 22 млн. за "ЦиркUS 2.0" и 5 млн. и 6,3 млн. за "Шамбалу" соответственно).

Как "раздели" Екатеринбургский цирк

За эти годы г-н Беляков и Иванов успели наворотить очень много. Они имеют прямо отношение к разорению Екатеринбургского цирка.

Осенью 2018 года Дмитрий Иванов объявил о сокращении должности директора Екатеринбургского цирка. Но эту должность более 25 лет занимал Анатолий Марчевский, очень известный и очень уважаемый человек. Формальным поводом послужила пожарная сигнализация. Анатолий Марчевский боролся, но был уволен по статье "Халатность".

Делец из зоопарка

Анатолий Марчевский

Анатолий Марчевский дал несколько откровенных интервью журналистам. И рассказал шокирующие вещи: Беляков и Иванов уволили огромное количество артистов. У всех артистов Росгосцирка ранее была медкнижка, шёл стаж. Но вот появляются люди со стороны ООО и ИП - прокатчики, которые обещают организовать гастроли более эффективно. Берут напрокат артистов и заключают договор с Сергеем Беляковым. Гастроли- это епархия Белякова. Но прокатчик до 85% прибыли забирает себе. Именно из-за прокатчиков и начались сокращения. Артисты стали работать по филькиному договору. Об этом подробно писали "Аргументы и факты".

Цирк Екатеринбурга когда-то мог похвастаться самой большой посещаемостью. Цирк не пользовался ни копейкой бюджетных денег. Но вот появился Беляков. Штат с 285 человек сократили до 60. Распустили оркестр. Подняли цены на цирковые билеты.

Делец из зоопарка

Екатеринбургский цирк

И как только Беляков оказался у кормушки, он сделал на базе Росгосцирка 5 частных своих программ. Это "Цирк на воде", "Цирк на льду" и три "Шоу со слонами" из Германии, Италии и Польши. Своих, отечественных дрессировщиков слонов, династию Корниловых, Беляков спровадил с глаз долой.

Далее, любопытный факт, о котором тоже рассказал Анатолий Марчевский: Беляков просил старшего Запашного (дядю Эдгарда и Аскольда Запашных) выделить ему любой цирк. Мстислав Запашный отказал: " У тебя нет высшего образования для такой должности". Беляков лишь ухмыльнулся: "Не проблема". Он быстро раздобыл диплом. И вот тогда получил должность директора Нижнетагильского цирка (рассказ Анатолия Марчевского полностью подтверждает решение Дорогомиловского суда Москвы о том, что диплом у Белякова - фальшивый).

Далее, Беляков зарабатывает почти 400 млн. рублей в год через свои конторы "Страна Дельфиния", "Водный Мир", "Океанариум Аквамарин" и др.

А в это де время требуют ремонта две трети стационарных куполов Росгосцирка. Их износ сегодня достигает до 80%.

Липовый диплом

И наконец, о высшем образовании г-на Белякова, которое, по мнению дрессировщика Эдгарда Запашного, у него имеется. Мол, силовики проверяли.

Но вот Дорогомиловский суд Москвы установил, что учреждением Министерства культуры руководит человек с поддельным дипломом о высшем образовании Сергей Беляков. Сегодня он занимает должность заместителя генерального директора: отвечает за гастрольную деятельность (речь про 2020 год). Об этом пишет "Лайф".

Делец из зоопарка

Министр культуры Ольга Любимова не видит прегрешений у Сергея Белякова

Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы по делу № 2-1342/19, на основании иска прокурора, был признан недействительным диплом о высшем образовании и.о. главы Росгосцирка Сергея Белякова.

Из решения суда: "Сергей Беляков в Красноярском коммерческом институте не обучался, не прошел итоговую аттестацию, в связи с чем диплом серии ЭВ № 257682, регистрационный номер 895 об окончании Красноярского коммерческого института содержит сведения, не соответствующие действительности. Диплом об окончании Красноярского коммерческого института был использован ответчиком для поступления в. (название высшего учебного заведения) на 3-х годичное образование по специальности " Государственное и муниципальное управление". Диплом о высшем образовании, выданный Белякову . (наименование организации) № ВСГ 3558307 с присужденной квалификацией "Менеджер по специальности "Государственное и муниципальное управление", является недействительным". С текстом судебного акта можно ознакомиться тут.

Надо ли еще что-то добавлять? Все остальное - дело следственных органов, но вопиющих нарушений в мутной деятельности Сергея Григорьевича Белякова не то, что много, а очень много.

И почему эти нарушения не видит министр культуры Ольга Любимова, совсем непонятно!

Цирковые династии удивительны и интересны тем, что, несмотря на невероятные трудности этой профессии — ежедневные тренировки, тяжкий труд с самого детства, опасности травм, а иногда и риск для жизни, — все дети идут по стопам родителей. Какой-то неведомый дух царит в самой ауре цирка, который не дает детям, рожденным в опилках, то есть практически на манеже, никакого шанса выбрать себе другую профессию. В чем загадка притягательности жизни цирковых артистов, мы попытались выяснить, побеседовав с представителями двух прославленных цирковых династий — Артемьевых и Шилюк-Тесленко.

Семейство Артемьевых-Евстигнеевых в полном составе. Фото: Из личного архива


Сестры Артемьевы, 1986 год. Фото: из архива Льва Шварца

— Мои дедушки и бабушки, родители, мы с сестрой, потом уже мы с мужем и сыном всегда гастролировали по всему миру, за все время существования нашей династии это первый год, когда мы так долго сидим на одном месте из-за пандемии, — с грустью говорит артистка.

— Мама и папа отправились на гастроли, едва мне только исполнилось несколько месяцев. Ванночки, пеленки, распашонки — все возили с собой, — рассказывает Майя. — Из детства помню постоянные переезды, гостиницы, разные города и страны, всегда было очень интересно. Мы, цирковые дети, постоянно устраивали представления, у нас это было основной игрой. Нас со старшей сестрой родители с детства начали готовить к выступлениям: растягивали, развивали, ставили на мостик, учили владению катушками-диаболо и т.д. В 8 лет я уже официально работала, с трудовой книжкой и профсоюзными взносами. Каждые полтора месяца мы переезжали в какой-нибудь другой город — в советское время в нашей профессии была стабильность. И в каждый переезд мы с сестрой шли в новую школу. У нас сменялось по 8 школ в год! То, что не скучно было — это точно. Мы приезжали в какой-нибудь город и наутро шли с сестрой в школу с пачкой документов. В первом классе нас еще родители водили за ручку, а потом мы уже сами ходили. Просто спрашивали у администрации гостиницы — а где тут ближайшая школа?

— Как вас каждый раз принимали в новой школе? Были трудности?

— Цирковые дети — это отдельный социум. Редкий случай, чтобы цирковой ребенок был зажатым, молчаливым или закомплексованным. Все цирковые дети быстро социально адаптируются, они раскованные и жизнерадостные, с детства много видят. Мы с гастролями объехали почти весь мир, Европу, Африку, Японию, Австралию, Китай; работали во всех республиках бывшего Союза. Мы приходили в школу, например, на Украине — а там украинский язык. Нам, цирковым, разрешали, чтобы мы просто сидели и слушали, и не заставляли зубрить. Потому что через месяц мы поедем в Казахстан, а там уже другой язык.

— Вы пошли потом учиться в цирковое училище?

— Нет, в этом не было необходимости, к номерам нас полностью подготовили мама и папа. Мы от них получили огромный опыт во многих цирковых жанрах и с детства уже были профессиональными артистами.


Шоу Артемьевых с попугаями. Фото: Соцсети

— Как вы пришли к попугаям, ведь в вашем роду не было дрессировщиков?

Пока я ходила беременная, мы с одним попугаем полностью отрепетировали весь номер. Джордж оказался вундеркиндом, он научился делать все: кувырки, кульбиты, катался на роликах и велосипеде, с горки съезжал, играл в баскетбол. И вот, помню, сыну было полтора месяца, а мы уже поехали на первые гастроли с попугаем в другой город. И с этого момента у нас все пошло по нарастающей. Ребенок рос, приобретали новых попугаев. Мы работаем в номере вдвоем с мужем, а сын с пяти лет — наш главный ассистент.

— Когда Остапу было полтора года, у нас появился белый какаду Соломон. С тех пор они неразлучны. Попугай стоит возле двери, ждет Остапа из школы. Сын прибегает с занятий, кидает портфель, какаду хохол поднимает, они вдвоем бегут в комнату, играют там в солдатиков, что-то поют, танцуют. Если у Остапа проходит онлайн-урок по английскому, его друг рядом, либо на столе, либо перед компьютером, либо на стуле, и тоже все, видать, запоминает. Сын попугаев обожает, ухаживает за ними, первым бежит кормить их, его не надо просить.


Остап Евстигнеев с любимым какаду Соломоном. Фото: Из личного архива

— Ваши попугаи что-нибудь говорят?

— Где они у вас размещаются?

— Квартира у нас трехкомнатная. Они обитают в гостиной, соединенной с кухней, потому что они целый день должны нас видеть. И стоит мне или Косте уйти в другую комнату, к сыну, весь караван — они летать не особо любят по квартире — бежит по полу за нами. Куда мы, туда и они. А в клетках они только спят.

— Остап в школу уходит, и в 10 часов у нас побудка. Я их выпускаю из клеток, каждого целую. У них уже корм стоит, водичка. Они бегут кушать и пить. Моем их клетки. В час дня у них обязательно теплая каша. Четверо едят сами, а вот наш гиацинтовый Ромео, самый младший, но самый здоровенный, ест только с ложечки. Потом мы репетируем. Попугаи — очень интеллектуальные птицы. Если они запомнили, то им не надо повторять миллион раз, они этого уже не забудут никогда. Даже с собакой надо повторять трюки снова и снова. А попугаи могут баловаться, у них может быть не очень хорошее настроение, но они всегда точно знают, что и когда надо делать.

В 20 часов начинаем укладываться спать. Каждого целуем и сажаем в клеточку, они следят, чтобы клетки были плотно зачехлены на ночь. Наши попугаи не любят, чтобы был свет: если ночь — должна быть ночь. И если чехол где-то криво закроется и будет щелка, он спустится и тебе будет тыкать, показывать — закрой. Режим полезен всем, что взрослым, что детям. Видно, что к 20 часам попугаи уже настраиваются на отдых, у них глаза уже сонные… Если кто-то хочет себе ребенка, который никогда не вырастет, надо заводить попугая.

— Как вы их перевозите на выступления?

— Перевозим в клетках. Едем на двух машинах: муж на грузовой, у него костюмы, реквизит, а я — на другой машине, с сыном и попугаями. Если день, они в машине едут открытыми. Если ночь — закрываем. Если останавливаемся на обед или отдых, на заправке или возле магазина, они лазят по всей машине, ходят по креслам, кто на руле сидит, кто на зеркале висит.

— Как вы вовлекали сына в свою профессию?

— Когда сын подрос, он начал нам помогать. Мы добавили несколько трюков в номер с попугаями, и нам понадобились лишние руки. И вот он то птичку подержал, то палочку нам подал. В возрасте пяти лет начал выходить на манеж. Однажды был случай, мы были на гастролях в Минске, ему было лет шесть, и он приболел. Я его уложила в кровать, напоила чаем. Сижу крашусь, представление через час. И вдруг понимаю, что мы без него не можем отработать номер. И вот он выпил лекарство и все-таки вышел на манеж. Остап очень ответственный и трудолюбивый. Для цирковых такое самопожертвование — это норма. Какое у тебя ни было бы самочувствие или настроение, в зале сидят зрители, по большей части дети, и ты не можешь их разочаровать!

— А как у Остапа обстоят дела со школьными занятиями?

— Сейчас ему 12 лет, он перешел в 6-й класс. Когда мы в Москве, он ходит в школу. Всю начальную школу он учился дистанционно, когда мы ездили на гастроли. Когда мы пришли в школу шесть лет назад, директор пошла нам навстречу и направила к конкретному педагогу, который мог заниматься с Остапом дистанционно. Кроме этого, мы сами с ним каждый день занимались уроками.

— Каким вы видите будущее сына, нужно ли ему цирковое образование?

— Ваша племянница, дочь сестры, тоже уже задействована?

— Даша на три года младше Остапа. Она еще не участвует в шоу, только учится, тоже пытается крутить катушки, садится на шпагаты и осваивает азы акробатики, очень старается, но она еще не готова.

— Не могу не спросить, как вы и ваши питомцы обходитесь без работы в пандемию?


Часть большой семьи Шилюк-Тесленко, младшее поколение. Фото: Из личного архива

Акробаты-жонглеры Тесленко: они такие единственные в мире!

Мы узнали у Элины Викторовны, как начиналась их цирковая династия.

Родители Элины были далеки от циркового искусства: отец Виктор Шилюк был инженером-испытателем самолетов, а мама трудилась учительницей русского языка и литературы, позже воспитателем в детском саду.


— Он был старше меня. Мы, маленькие, знали всех взрослых студентов. Наше эстрадно-цирковое училище — старейшее, в то время оно было единственным учебным заведением в мире, в котором готовили цирковых артистов. Мой будущий муж, отслужив в армии, стал работать жонглерский номер. В 1976 году они гастролировали в Казани, а я в том же году выпустилась из училища воздушной гимнасткой и приехала в Казань к своей подруге. И мы там вновь встретились. У нас случилась любовь с первого взгляда.

Анатолию в тот момент нужна была партнерша по номеру, и он пригласил Элину. Жонглировать девушка умела, в училище они проходили все цирковые дисциплины, но не особо любила это занятие. Но поскольку Толя ей приглянулся, она согласилась. Вскоре они поженились, и Элина родила ему четверых детей.

— Самый трудный переход — с двух на трех детей. После трех уже нет особой разницы. Конечно, было трудно. Мы все возили с собой, и холодильник, и даже маленькую стиральную машинку… В те времена в Госцирке все было отлажено, это был конвейер. Только вернулись из одного города — приходит разнарядка в следующий. Для нас были созданы все условия, к каждому цирку была прикреплена школа, детский сад, гостиница. В СССР тогда был 61 цирк плюс 15 передвижных. Это сейчас, дай бог, артисты дают одно представление в неделю. А мы давали по 9–10 представлений в неделю. А нормой было 28. Мы объездили весь Советский Союз…


Коллеги-артисты удивлялись, как супруги Тесленко решились на четырех детей, учитывая постоянные разъезды и ежедневные длительные тренировки.

— Действительно, как же вам удавалось совмещать профессию и детей, особенно когда они были совсем маленькими?

— Про детей цирковых артистов так и говорят — родился в опилках. То есть ребенок с самого рождения уже заворожен цирком, не представляет своей жизни без него. Мы, например, вышли на работу, когда нашему первенцу Диме было 5 месяцев. Мы ехали на гастроли, брали с собой манеж и во время репетиций ставили его рядом, и он там стоял. Выхожу на работу, на арену, а сына передаю за кулисами на руки тому, кто там стоит… Я закончила выступление, взяла ребенка и пошла с ним в гардеробную. И сейчас в этом плане у артистов цирка мало что изменилось. Не нужны ни няньки, ни бабушки-дедушки, с собой берешь под мышку и едешь. Конечно, сейчас как вспомнишь все эти трудности, все эти поезда и гостиницы с детьми мал мала меньше… Поэтому в цирковых семьях чаще по одному-два ребенка. Но я знаю точно, что, когда мы работали в Большом московском цирке, несколько артистов, вдохновившись нашим примером, родили второго, а кто и третьего ребенка.

Муж Анатолий оказался еще и прекрасным педагогом. Он начал репетировать с сыновьями с самого детства.

— Вы их не заставляли, они с радостью всему учились?

— Я всегда считала, что ребенку надо дать какое-то ремесло, а отказаться от него он всегда сможет. А вот если упустить время, то этого не вернешь. В цирке ведь как устроено: артисты выходят репетировать номер на манеж, а дети тут же, рядом. Их даже не надо заставлять — когда они подрастают, они сами хотят попробовать делать то, что делают мама и папа. Средний, Витя, смотрел, как у его старшего брата Димы получается, и тоже за ним тянулся. Когда Диме было 11 лет, он уже выходил с нами на манеж. Виктор начал работать с десяти лет, Толя — с 11. Сначала их оформляли учениками. Ученик так же работал, получал зарплату. Потом следующая ступень — ученик с участием в номере. Затем собирается комиссия, просматривает и уже определяет в артисты.

— Я — за многодетные семьи, — продолжает Элина. — Есть хорошая народная мудрость: второго ребенка надо рожать тогда, когда еще не высохли пеленки от первого. Если дети появляются на свет друг за другом, у них формируется совершенно другое мышление. У них нет эгоизма. У них больше любви, больше сострадания, меньше лени. В многодетной семье не нужно никого заставлять что-то делать. Младшие тянутся за старшими. Во всем. Иметь много детей — просто. А когда люди чего-то боятся, надумывают причины, чтобы не рожать второго, третьего… — это эгоизм чистой воды.

Сейчас у Элины и Анатолия уже девять внуков. Их сыновья не только в ремесле повторили путь мамы и папы, но и в количестве детей. Как и родители, все детишки с пеленок начали обучаться цирковому искусству.

О троих из внуков, Прохоре, Федоре и Лизе, рассказала их мама, жена старшего сына Дмитрия Вероника Тесленко, известная воздушная гимнастка. От ее выступлений у зрителей замирает сердце: ее номера невероятно красивы, но и так же сложны и опасны…


Выступление Вероники Тесленко

— Прохору 17 лет, с 11 лет он у нас выступает в цирке в одном номере с отцом и его братьями, у него уже идет артистический стаж, — рассказывает Вероника. — Но я не скажу, что мои дети фанаты цирка, это совсем другое поколение. Сравнивая их детство с нашим, думаю, что сказываются и условия, в которых мы находимся. Раньше ведь родители постоянно ездили из цирка в цирк, поэтому дети целыми днями находились на манеже, у них была возможность и репетировать, и наблюдать за папой и мамой. А сейчас мы периодически выезжаем на гастроли. Но я даже рада, что благодаря этому дети могут развиваться в разных направлениях, не только в цирковом. Свое мастерство мы с мужем и так им передаем. Прохор кроме цирка рисует, снимается в кино и играет в театрах, Федор занимается музыкой, бальными танцами, Лиза — художественной гимнастикой. Все эти навыки пригодятся в дальнейшем на манеже. В наших силах их направлять, но ни в коем случае не загонять в рамки цирка.

Сейчас из-за пандемии мы репетируем с детьми дома. Федя учится жонглировать, а Лиза два года назад дебютировала в Москве в составе групповых жонглеров. Хотя она бредит воздухом, мечтает выступать на высоте, как мама.

— И как вы к этому относитесь, вы же сами получили когда-то травму?

— Я стараюсь оттянуть этот момент, потому что это травмоопасно, это сложно, но понимаю, что если у нее будет такое желание, то она все равно к этому придет. Ей сейчас 13 лет, и она уже делает достаточно много элементов и даже трюков в воздухе на ремнях, на том реквизите, на котором я работаю. Но пока это все в стадии репетиций, на манеж мы ее не выпускаем.

Три поколения цирковой династии Тесленко: 9 внуков умеют жонглировать

Смотрите видео по теме

— Можно ли сказать, что у вас и братьев было нелегкое детство?

— У нас есть видеозапись, где мне 6 лет, и я уже вовсю жонглирую четырьмя мячиками, но, самое интересное, я даже не помню, как учился этому. Я не могу сказать, что у меня не было детства, просто мы постоянно ездили по всему Советскому Союзу. И уже с 1995 года начали работать за рубежом. Были во многих странах, и подолгу. Общались с людьми разных культур, религий, менталитета! Я считаю, что цирковая жизнь наполнена сначала тяжелым трудом, когда ты в детстве всему обучаешься, а потом путешествиями, адреналином и новыми знакомствами! Цирк — это праздник, и когда приходит осознание, что ты, в наше непростое время, можешь дарить этот праздник людям, то ощущаешь себя счастливым.

— Ваша дочка Настя продолжит династию, как вы думаете?

— Конечно, мы будем ее обучать. Если ты находишься в работающей цирковой семье, то ты сам обучаешься, глядя на окружающих и повторяя за ними. А потом, когда она вырастет, сама решит, кем ей стать.

Читайте также: