Как создать народный совет граждан

Обновлено: 31.05.2024

1. Собрать группу единомышленников не менее 5 человек и создать ячейку. Эти 5 человек становятся самовыдвиженцами - первыми кандидатами в депутаты в данном городе или районе.

2. Проводится народный сход, в котором участвует не только сама ячейка, но и просто граждане, которых они приглашают и объясняют им цель проведения народного схода.

3. Сход проводится под протокол (приложение 1) с избранием председателя и секретаря ведения схода – собрания, на сходе народ избирает своих представителей - народных депутатов

4. Народ предлагает избрать ВРИО председателя будущей исполнительной власти одного из членов ячейки СНД, наиболее делового и инициативного.

5. Задача данной ячейки – работа с населением, разъяснение им Конституции 1977 года, привлечение народа к участию в работе по восстановлению советской власти на местах.

6. По мере разрастания такой ячейки за счет привлечения новых людей образуется СНД этого города или района, а так же одновременно с этим выстраивается пока еще в зачаточном состоянии и структура исполнительной власти

7. Аналогичные Советы образуются во всех (во многих) поселениях.

8. Необходимо взаимодействие таких СНД с целью объединения и координации своих действий, это возможно как при личных встречах, так и при помощи интернет - связи через Скайп.

9. Целесообразно создать общий чат, в котором собираться всем депутатам на еженедельные планерки – вести под запись либо под протоколы.

11. На этой установочной сессии провозглашается, что в регионе восстановлена Советская Власть.

12. Общим решением сессии народных депутатов все ранее избранные кандидаты в депутаты и избранный ВРИО председателя облисполкома утверждаются и получают депутатские полномочия – с этого момента все они являются законной региональной властью – представительной и исполнительной.

13. Председатель облисполкома заказывает печати – гербовую и канцелярскую, по мере образования исполкомов на местах изготавливаются собственные печати для каждого исполкома

14. Председатель облисполкома – должность выборная, но в дальнейшем он лично назначает своим приказом всех сотрудников структуры исполнительной власти облисполкома и выстраивает структуру исполкома в соответствии с утвержденным типовым штатным расписанием

15. По мере роста ячеек СНД в городах и районах региона создаются горисполкомы и райисполкомы, и там аналогично под протокол избираются новые кандидаты и формируется своя исполнительная власть на местах.

16. Председатели исполнительных комитетов городов и районов, вновь избранные местными советами утверждаются приказом председателя облисполкома и подчиняются ему согласно принципу демократического централизма (см. в интернете , что это означает)

17. В задачи местных органов исполнительной власти входит создание всех управленческих государственных структур (приложение 3), которые территориально и административно подчинены своим исполкомам и отчитываются перед ними. Исполкомы содействуют развитию своих нижестоящих структур, при этом развитие управлений и отделов идет без подавления их инициативы

18. Объявляются довыборы в советы народных депутатов с открытой датой голосования. Это означает, что выборы депутатов идут постоянно по мере роста активности граждан и их желания участвовать в выстраивании и возрождении народовластия в своем регионе

19. Для проведения выборов и подсчета голосов во всех районах и городах региона создаются территориальные окружные избирательные комиссии (или иначе - мандатные комиссии), где также ведется разъяснительная работа с избирателями. ИК состоит из председателя избиркома, заместителя и секретаря, а так же 2-3 членов комиссии. Избирательные комиссии организуют и проводят голосование избирателей за вновь принятых кандидатов в депутаты и затем готовят отчетность про проведенным выборам.

20. Кандидатами в депутаты могут быть как самовыдвиженцы, так и выдвиженцы от профсоюзов, от общественных организаций от домовых комитетов по месту жительства одним словом - от любых организаций и объединений граждан. Каждый из них выдвигается либо трудовым коллективом, либо каким-то объединением граждан. Они дают ему рекомендации.

21. Кандидаты в депутаты должны активно участвовать в работе СНД. Если кандидат не оправдал оказанного ему доверия, и не ведет реальной работы, то он может быть исключен из списков кандидатов.

23. После проведения очередного этапа довыборов с открытой датой голосования назначается очередная сессия СНД (проводится не реже 2 раз в год), на которой подтверждаются депутатские полномочия вновь принятых к этому моменту времени депутатов, определяется стратегическая цель развития региона на последующий период, обсуждаются и принимаются решения, планируются первоочередные задачи и мероприятия, которые предстоит выполнить.

24. На региональной сессии СНД выбираются и утверждаются списки делегатов, которые будут представлять регион на республиканском съезде СНД РСФСР


Если вы открыли данную статью, значит у вас есть практический интерес к созданию территориального общественного самоуправления или проще — ТОС.

Цель данной статьи: помочь активным гражданам организовать ТОС для реализации их инициатив по улучшению качества жизни по месту жительства.

В статье представлены как описание всех этапов в создании ТОС ( с образцами документов для решения всех промежуточных задач и взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти), так и даны ответы на наиболее насущные вопросы, а также практические советы по наиболее эффективной организации работы.

Вопросы и советы выделены и помещены в рамочки. Если у Вас нет этих вопросов или Вы не нуждаетесь в советах – просто пропускайте данную информацию.

Представленные в приложении образцы документов не являются догмой, но они подготовлены для помощи Вам в подготовке обязательных документов. Это только образцы, в которые Вы можете вносить свои изменения. Ограничением являются только обязательные требования, если в представленных образцах они содержатся, то перед каждым документом будет дано пояснение по этому вопросу.

Не бойтесь трудностей, их немного и они все преодолимы!

В этом случае регистрация ТОС проводится только в органах местного самоуправления. Но в этом случае для реализации Ваших инициатив могут использоваться только собственные ресурсы (средства самих жителей), а также средства на поддержку ТОС, если они предусмотрены в бюджете вашего муниципального образования).

Если Вы выбрали этот вариант создания ТОС, то данная пошаговая инструкция Вам пригодится в первой своей части (шаги 1-5).

  1. Создание ТОС, с регистрацией в качестве юридического лица. Если Вы решили идти дальше и регистрировать ТОС как юридическое лицо в форме НКО (некоммерческая организация), то Ваши дальнейшие шаги на этом пути полностью описаны в этой брошюре (шаг 6 — 7).

Почему ТОС лучше регистрировать в качестве юридического лица?

Ответ:

Потому, что ТОС — юридические лица, могут предлагать свои проекты и получать ресурсы для их реализации через участие в грантовых конкурсах различных организаций.

Кроме того, юридические лица могут вести хозяйственную деятельность, заключать договоры, как с органами местного самоуправления, так и с другими юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими) или гражданами. Наличие статуса юридического лица и счета в банке позволяет ТОС активнее привлекать финансирование для реализации своих проектов.

Ниже описаны все практические шаги, необходимые для образования ТОС. Описание подготовлено на основе опыта действующих ТОС, а также норм законодательства. Образцы всех необходимых документов и форм представлены в приложениях.

ШАГ 1. ОБРАЗОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ

Создание ТОС начинается с создания и официального признания инициативной группы. Количество членов инициативной группы может быть любым, но не менее 3 человек, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста.

Оптимальным является то количество членов инициативной группы, которое будет достаточным для работы с другими жителями: им нужно рассказать о ТОС, объяснить, почему Вы хотите его создать, пригласить на собрание / или собрать подписи и т.д.

Практика показывает, что один человек может эффективно провести работу с 10 – 15 людьми. Поэтому, инициаторам лучше на первом этапе постараться расширить свои ряды, привлекая своих друзей и родственников, если они являются соседями и живут на территории будущего ТОС.

В многоквартирных домах, хорошо найти по одному человеку на каждый подъезд, чтобы он/она могли пообщаться по вопросу создания ТОС со своими соседями (так будет больше доверия, если обращается знакомый человек).

Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС (образец – приложение 1).

В протоколе обозначена повестка собрания. Как правило, на этом собрании обсуждаются следующие вопросы:

  1. Избрание председателя и секретаря собрания (необходимы для оформления протокола и его представления в органы местного самоуправления).
  2. Формирование инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС.
  3. Подготовка предложений по наименованию ТОС, по границам ТОС, по проекту Устава ТОС, по структуре и составу совета ТОС, по кандидатуре председателя совета ТОС.
  4. Организация работы по проведению учредительного собрания граждан по образованию ТОС.

Проведите собрание, обсудите последовательно все вопросы, из которых содержательно важными (то есть требующими вдумчивого обсуждения) являются третий и четвертый.

Заполните протокол в соответствии с повесткой. Этот документ является самым первым, который необходим для образования ТОС.

Что важно учесть при подготовке предложений по границам ТОС?

Границы будущего ТОС должны быть таковы, чтобы Вы (инициативная группа) смогли реализовывать свои инициативы, ради которых Вы и создаете ТОС.

Например, если Вы хотите благоустроить территорию своего двора, навести порядок в подъездах, организовать работу с детьми на жилмассиве, то, возможно, для Вас подойдут границы одного или нескольких близ лежащих домов.

А если Вы хотите наладить жизнь на целой улице или в микрорайоне, то границы лучше расширить.

Проект Устава ТОС, который Вы планируете предложить к принятию на учредительном собрании (конференции), должен, с одной стороны, обеспечивать возможность реализации Ваших инициатив, а с другой соответствовать нормам законодательства.

Предлагаемый проект Устава не является единственно возможным (много вариантов Устава можно найти в интернете). Поэтому, можно составить свой вариант Устава, но при этом, рекомендуется сохранить его структуру, и процедуры формирования органов ТОС (предусмотрены законодательством), что поможет при его регистрации в управлении юстиции.

Курсивом выделен текст, требующий наиболее внимательного обсуждения при разработке Устава – это перечень полномочий, который может быть как расширен, так и сокращен, в зависимости от Вашего видения деятельности ТОС.

Проект Устава — приложение 2.

— Какими будут основные направления деятельности ТОС и какие задачи в связи с этим он будет решать?

— Будете ли Вы регистрировать ТОС как юридическое лицо или нет?

— Что будет высшим органом ТОС собрание или конференция?

— На какой срок будут избираться органы ТОС?

Сформировав решения по этим вопросам, дальнейшую работу над проектом Устава можно поручить одному наиболее подготовленному члену инициативной группы или создать рабочую группу.

При работе с ним, обращайте внимание на подсказки в ссылках.

ШАГ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОС И НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ

Вы провели собрание инициативной группы, на котором обсудили свои предложения границах будущего ТОС. У вас имеется соответствующий протокол. Теперь, чтобы утвердить границы ТОС, необходимо подать заявление в представительный орган (совет депутатов, думу) местного самоуправления (образец – приложение 3).

Представительный орган на основе заявления инициативной группы должен принять Решение об установлении границ, которое позволит начать практическую работу по организации учредительного собрания или конференции.

После получения Решения представительного органа об утверждении границ ТОС, инициативная группа принимает решение о назначении даты и времени проведения и месте проведения учредительного собрания /конференции.

При выборе времени для проведения собрания рекомендуется учитывать сезонный фактор.

В осенне-зимний период (октябрь-март) собрание /конференцию лучше назначать на выходной день (например, субботу), лучшее время — 11 часов утра или в 14.00.

ШАГ 3. ИЗВЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Также допускаются иные методы оповещения граждан об учредительном собрании или конференции граждан — объявления, подомовой/поквартирный обход.

Желательно проинформировать органы местного самоуправления о проведении учредительного собрания/конференции. В адрес органов местного самоуправления направляется письменное извещение, в котором указывается место, дата и время проведения собрания/конференции, а так же вопросы повестки дня.

Это подготовит их к регистрации устава ТОС и дальнейшему сотрудничеству с органами ТОС.

ШАГ 4. ПРОВЕДЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИЛИ КОНФЕРЕНЦИИ ГРАЖДАН

Учредительное собрание или конференцию граждан проводит инициативная группа.

Как собрание, так и конференция проводятся открыто и на них могут присутствовать (не мешая работе) представители органов местного самоуправления, государственных органов, СМИ и другие заинтересованные лица.

Участвовать в принятии решения (голосовать) могут только жители территории на которой создается ТОС (достигшие 16 летнего возраста), а на конференции только делегаты, уполномоченные установленным числом жителей (по норме представительства). Поэтому при регистрации делегатов проверяются документы, удостоверяющие их полномочия (протоколы собраний, подписные листы), при этом обязательно заполняется ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ (приложение 6).

Учредительное собрание или конференция граждан считается правомочным при участии в нем не менее 30% жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

Ход и решения учредительного собрания/конференции граждан оформляются ПРОТОКОЛОМ (образец протокола учредительного собрания – приложение 7; образец протокола конференции граждан – приложение 8),

Как правило, на учредительном собрании/конференции

граждан рассматриваются следующие вопросы (повестка дня):

  1. Об избрании Председателя и секретаря Собрания/конференции граждан.
  2. О создании территориального общественного самоуправления _________________ ( дописать название ТОС).
  3. О принятии Устава ТОС.
  4. Об основных направлениях деятельности ТОС на предстоящий период.
  5. Об избрании Совета ТОС.
  6. Об избрании Председателя ТОС (дописать название ТОС).
  7. Об избрании Ревизионной комиссии ТОС _______________ (дописать

После проведения учредительного собрания или конференции необходимо заполнить протокол.

ШАГ 5. РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА ТОС В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо (председатель ТОС) подает документы в администрацию муниципального образования для регистрации Устава ТОС:

Заявление подается на имя главы муниципального образования, подписанное председателем ТОС, с указанием Ф.И.О., адреса места жительства, и контактных телефонов.

  1. Копия решения представительного органа об установлении границ территории, на которой образовывается ТОС (см. шаг №2).
  2. Протокол учредительного собрания или конференции граждан (см. шаг №4).
  3. Два экземпляра Устава ТОС.

Экземпляры должны быть прошиты, страницы пронумерованы, подписаны заявителем на последнем листе каждого экземпляра.

  1. Лист регистрации участников собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения (см. шаг №4).
  2. Список избранных членов инициативной группы с указанием адресов и телефонов (см. шаг №1).

Сроки регистрации Устава устанавливается Администрацией, но он не может превышать 30 дней.

Но в данный момент ТОС не является юридическим лицом. Дальнейшие шаги описывают регистрацию ТОС в качестве юридического лица.

  1. Образец Протокола собрания инициативной группы по созданию территориального общественного самоуправления
  2. Типовой Устав территориального органа местного самоуправления
  3. Образец заявления в представительный орган об утверждении границ ТОС
  4. Подписной лист по выборам делегата конференции граждан.
  5. Информационная листовка об инициативе по созданию ТОС
  6. Лист регистрации участников собрания/делегатов конференции
  7. Образец протокола учредительного собрания
  8. Образец протокола конференции граждан

ШАГ 6. РЕГИСТРАЦИЯ ТОС В УПРАВЛЕНИИ МИНЮСТА РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Для регистрации ТОС в Управлении Минюста России необходимо представить следующие документы:

▪Устав ТОС (в 3 экземплярах).

▪Протокол учредительного собрания или конференции граждан (в 2 экземплярах).

Устав и протокол учредительного собрания или конференции граждан должны быть подготовлены в результате прохождения предыдущих шагов.

Обратите внимание на некоторые нюансы при заполнении формы заявления:

  1. В заявлении необходимо указать трех учредителей ТОС.
  2. Подпись заявителя (председателя ТОС) должна быть нотариально заверена.

ШАГ 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Как только вы получили все регистрационные документы необходимо:

Обращаем ваше внимание, что при создании печати нельзя использовать официальную символику. Иначе, в дальнейшем печать признают не действительной.

Сведения необходимо сдать до 20–го числа месяца, следующего за месяцем регистрации. Так как работников нет, то численность ставите ноль.

Еще раз поздравляем Вас!

Теперь Вы полноправный хозяйствующий субъект и можете участвовать в грантовых конкурсах в качестве социально ориентированного НКО.

Нужны новые, нестандартные решения и одно из них материализовалось в формате Народного совета. Сама же идея создания такого необычного совещательного органа как раз и появилась в ходе встреч с жителями края.

Статус и роль

В большинстве ключевых проработок были озвучены не подлежащие сомнению основания участия в его работе: легитимность, ответственность, представительность, патриотичность и другие подобные принципы. И, к чести разработчиков проекта решения, все существенные предложения в своем большинстве были учтены и нашли свое отражение в постановлении главы региона № 87 от 17 августа этого года. Что же в итоге вошло в этот документ?

Юридическая сторона деятельности совета обеспечена полноценной нормативно-правовой базой – Конституцией РФ, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, документами Правительства РФ, Уставом и законами края, постановлениями и распоряжениями губернатора и правительства края, а также иными нормативными правовыми актами края.

Конкретно обозначено поле и границы деятельности нового совета, который при осуществлении своих полномочий взаимодействует: с органами государственной власти, органами местного самоуправления, Общественной палатой Хабаровского края, общественными советами при органах исполнительной власти края, общественными палатами (советами) муниципальных образований края, иными органами и организациями и, естественно, самыми различными печатными и электронными средствами массовой информации.

Что же касается прямых задачи его работы, то они сформулированы очень определенно и понятно (приведем в подлиннике):

- обеспечение эффективного взаимодействия губернатора края с жителями края при решении наиболее важных общественно-политических и социально-экономических вопросов в крае;

- сбор и анализ информации о проблемных вопросах жизнедеятельности муниципальных образований края, наиболее острых социальных проблемах жителей края, выработка предложений по их решению;

- организация публичного обсуждения наиболее важных общественно-политических и социально-экономических вопросов, затрагивающих интересы жителей края.

Что делать?

Для управленцев понятно, что задачи есть только то, что изложено на бумаге, но для их выполнения нужно осуществлять практические действия (в управленческой науке они называются функциями). Итак, что же предписано делать новому коллегиальному органу.

Во-первых, организовывать и проводить совместные мероприятия (заседания, совещания, встречи) с участием губернатора края и граждан, проживающих на территории края, публичные обсуждения (дискуссии), в том числе через СМИ, социальные сети, для решения вопросов, отнесенных к компетенции совета.

Во-вторых, изучать мнение жителей края по наиболее актуальным общественно-политическим и социально-экономическим вопросам, затрагивающим интересы края.

В-третьих, осуществлять подготовку и рассмотрение предложений по вопросам, отнесенным к компетенции совета, в том числе по вопросам совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления с гражданами, проживающими на территории края.

В-четвертых, вести подготовку предложений и рекомендаций для органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к компетенции совета.

В-пятых, осуществлять по поручению губернатора края иные функции для решения возложенных на совет задач.

В пределах своей компетенции совет имеет право запрашивать и получать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и края, необходимые документы и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.

Помимо этого, у него есть существенные полномочия привлекать для участия в работе совета представителей органов исполнительной власти края, подведомственных им учреждений, а также (по согласованию) представителей иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

Для качественной же подготовки тех или иных вопросов в совете могут создаваться рабочие группы по вопросам, относящимся к компетенции совета, а также осуществляться иные действия, необходимые для выполнения его задач и функций. Потенциал возможностей для деятельности совета, как видим, достаточно большой и широкий.

В итоге заявлено (и утверждено врио губернатора), что совет формируется из числа граждан, представителей общественных, научных и иных организаций края, представителей СМИ, членов краевой Общественной палаты, общественных советов при органах исполнительной власти края и общественных советов (палат) муниципальных образований края, достигших возраста 18 лет и проживающих на территории края. Думается, что в этом документе на сегодняшний день в максимальной степени учтены все общественные формирования, действующие в федеральном и краевом правовом поле.

Состав совета (за исключением председателя (губернатора), заместителя председателя и секретаря (работники правительства) формируется из числа граждан:

- представивших подписные листы в поддержку своего включения в состав совета;

- принявших приглашение губернатора края о включении их в состав совета;

- граждан - владельцев аккаунтов в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - блогеры);

- по представлению рабочих групп общественных советов при органах исполнительной власти края и рабочих групп общественных советов (палат) муниципальных образований края.

Отметим только, что желающим лично быть включенным в состав совета нужно собрать (и подтвердить достоверность) не менее 100 подписей в свою поддержку, а блогерам нужно иметь не менее пяти тысяч подписчиков своих аккаунтов.

Главное управление внутренней политики представляет в комиссию по формированию совета список претендентов и документы, представленные гражданами для включения в состав совета. Комиссия оперативно рассматривает их на предмет соответствия установленным требованиям и направляет в главное управление внутренней политики рекомендации о включении (не включении) в состав совета граждан, представивших документы.

Данная комиссия по формированию совета (в количестве девяти человек) состоит из представителей органов исполнительной власти края, а также по согласованию из представителей Законодательной думы, Общественной палаты Хабаровского края, общественного совета при Законодательной думе края, Молодежного правительства края, Союза Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов. Ее персональный состав утверждается распоряжением губернатора края.

Ежеквартальное обновление

Персональный состав совета утверждается распоряжением губернатора края. И вот что здесь особенно важно. Состав совета подлежит ежеквартальному обновлению в количестве 20 процентов членов совета. Ежеквартальному обновлению подлежат члены совета в порядке очередности их включения в список. При каждом последующем обновлении состава совета обновлению подлежат последующие 20 процентов членов совета. Времени для работы, как видим, в общем-то мало, но сделать можно очень и очень много.

И совсем коротко - о системе организации деятельности совета. Председатель совета осуществляет руководство его деятельностью, определяет повестку, дату, время и место проведения заседаний, ведет заседания (в том числе в режиме видео-конференц-связи), подписывает протоколы заседаний совета.

Заседания проводятся по мере необходимости (но не реже одного раза в квартал) и созываются по инициативе председателя совета.

Общественный совет – это коллегиальный консультативно-совещательный орган, который может быть создан при главе администрации муниципального образования, органе власти либо учреждении.

Общественные советы призваны упорядочить взаимодействие власти с гражданами, развивать институты общественного самоуправления, привлекать граждан к решению задач социально-экономического развития территории. Советы выдвигают и поддерживают гражданские инициативы, а также проводят общественную экспертизу решений органов власти.

В российской муниципальной практике есть примеры общественных советов как общего профиля при главе или администрации муниципального образования, так и отраслевых при структурных подразделениях администрации. Среди отраслевых наиболее часто встречаются общественные советы в сфере благоустройства и ЖКХ. Например, в Чите действует общественный совет по благоустройству и озеленению, в Белгороде – по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Внимание: Значимость отраслевого общественного совета возрастет, если его создание оформить постановлением главы администрации

Как создать общественный совет

Решение о создании общественного совета (палаты) общего профиля утверждает администрация муниципального образования. Общественный совет при главе администрации создает сам глава. Отраслевые общественные советы могут создавать руководители структурных подразделений.

Решите, что лучше в вашем случае: единый совет при главе муниципального образования и (или) множество советов по различным направлениям деятельности при структурных подразделениях администрации муниципального образования.

ПРИМЕР 1. В Ульяновске создана разветвленная система общественных советов. Она включает помимо единой городской общественной палаты общественные советы:

– собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве;

– по контролю качества транспортного обслуживания населения, строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения;

– вопросам эффективного использования муниципального имущества и земельных ресурсов;

– вопросам территориального общественного самоуправления;

– развитию образования и реализации молодежной политики;

– размещению и содержанию информационных конструкций;

– вопросам здорового образа жизни, семейной и демографической политики;

– вопросам духовно-нравственного воспитания населения;

– строительству и архитектуре;

– делам граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.


Рекомендация: Если нет возможности привлечь общественность во все сферы работы муниципалитета, задействуйте ее там, где есть, с одной стороны, острые проблемы, с другой – активные и компетентные общественники

Такой подход позволит принимать все решения с учетом мнения населения или отдельных его групп. Это повысит доверие граждан к органам власти.

Кого включить в состав совета

В общественный совет (палату) общего профиля включите людей, имеющих общепризнанные заслуги в общественной и профессиональной сферах, – почетных граждан города, заслуженных врачей и учителей, народных артистов, представителей социально ориентированного бизнеса, руководителей бюджетных учреждений, общественных деятелей. Привлеките представителей всех внутригородских территорий. Это позволит вам оперативно получать информацию о ситуации в различных частях города. Например, руководитель бюджетного учреждения может входить в состав совета как представитель территории, на которой это бюджетное учреждение находится. Общественный активист территориального общественного самоуправления (ТОС)будет представлять интересы граждан своей территории.

В отраслевой общественный совет должны входить представители отрасли и граждане, имеющие к ней непосредственное отношение. Например, в общественный совет по вопросам ЖКХ кроме представителей администрации и депутатов представительного органа муниципального образования можно включить жителей, председателей советов многоквартирных домов, председателей правления и членов ТСЖ, представителей органов ТОС.

От состава совета будет зависеть эффективность его деятельности.

Внимание: Каждая из трех категорий молодежи – адресат подпрограммы городской профильной целевой программы

ПРИМЕР 2. Совет по молодежной политике при главе администрации Белгорода в первом составе включал представителей власти, общественных организаций, работников образовательных учреждений. Представителей самой молодежи в совете не было. Поэтому мероприятия, организованные при поддержке общественного совета в таком составе, не вызывали особого интереса у молодежи.

Через некоторое время Совет был реорганизован. В него вошли 27 старшеклассников, студентов и представителей работающей молодежи от всех избирательных округов города. По инициативе новичков совета в программу по работе с молодежью были внесены изменения. Это дало хорошие результаты. В рамках программы городские власти реализовали множество интересных проектов, которые получили известность. Опытом Белогорода воспользовались коллеги в других регионах страны.

Какие документы принять

Чтобы регламентировать деятельность совета, нужно принять ряд документов.

1. Положение об общественном совете. Уделите особое внимание подготовке этого документа. От его качества будет зависеть результативность работы общественного совета. Включите в положение пункты о целях и задачах совета, порядке его формирования, правах и обязанностях членов совета, формах и методах работы. Установите порядок принятия решений советом и информирования о них органов власти и общественности. Определите последовательность действий по проведению общественной экспертизы.

2. Регламент деятельности общественного совета. Этот документ общественный совет утверждает самостоятельно. Он устанавливает порядок проведения заседаний и других мероприятий, формирования комиссий и рабочих групп, принятия решений, привлечения к работе субъектов, которые не являются членами общественного совета, правила поведения членов совета во время и вне его работы.

3. Решение об утверждении состава совета.

4. Планы работы и отчеты о работе совета.

5. Удостоверение члена общественного совета. Форму удостоверения совет определяет и утверждает на своем заседании. Удостоверение нужно выдать каждому члену совета.

Направления деятельности

Общественный совет может вести работу по нескольким направлениям.

Участие в системе проектного управления

Активисты общественных советов могут выступать:

  • инициаторами муниципальных проектов;
  • экспертами, участвующими в принятии решений о целесообразности поддержки муниципальных проектов;
  • экспертами, участвующими в утверждении отчетов о реализации проектов;
  • руководителями проектов и членами проектных команд.

Вовлекайте членов совета в систему проектного управления уже на стадии инициирования и разработки муниципального проекта. Далее включайте членов совета в группы по сопровождению и мониторингу реализации проекта.

Общественный контроль

Реализация общественного контроля позволит руководству муниципального образования оперативно выявлять проблемы и принимать меры по их устранению.

Общественный контроль может осуществляться в различных формах и сферах деятельности муниципалитета.

1. Общественная экспертиза муниципальных правовых актов и муниципальных программ.

2. Общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере местного самоуправления.


Документ Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов местной власти и муниципальных организаций устанавливает Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ

3. Общественный контроль в сферах:

  • антикоррупционной деятельности (участие в антикоррупционных комиссиях, выявление и пресечение фактов коррупции);
  • предоставления муниципальных услуг (выявление и анализ общественного мнения о процессе и результатах получения услуги, разработка рекомендаций по повышению качества услуг);
  • жилищно-коммунального хозяйства. Например, члены общественных советов могут проводить рейды по объектам ЖКХ, участвовать в сдаче-приемке различных видов работ;
  • проведения муниципальных выборов. Например, участие в работе горячей линии по вопросам соблюдения законодательства в ходе избирательных кампаний;
  • реализации муниципального заказа.

Участие в обсуждении вопросов развития муниципального образования


Полезно знать: Решения совета принимаются в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер

Система стратегического управления территорией включает реализацию стратегических задач в рамках текущей деятельности органов администрации, научно-методическое обеспечение разработки и последующей корректировки документов стратегического планирования, мониторинг их реализации.

Общественные советы могут участвовать в определении и обсуждении приоритетных направлений и задач развития территории. Прислушивайтесь к предложениям совета по корректировке отдельных положений стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Приглашайте совет к обсуждению отчетных докладов и результатов мониторинга реализации документов стратегического планирования.

На заметку:

Формы работы общественного совета

Предусмотрите разные формы и методы работы общественного совета. Они могут включать:

– заседания, тематические круглые столы;

– сбор мнений представителей общественности по актуальным вопросам;

– делегирование представителей совета в комиссии при структурных подразделениях местной администрации;

– взаимодействие с депутатами представительного органа;

– разработку практических рекомендаций;

– выдачу заключений на проект акта или по результатам проверки в рамках общественного контроля.

Общественные советы могут проводить совместные заседания с представителями администрации.

Включайте членов совета в жюри городских конкурсов, привлекайте к организации праздничных мероприятий.

Как преодолеть неэффективность

Часто бывает так, что общественный совет создан, но его работа не дает результатов. Причины могут возникнуть на уровне органов местного самоуправления. Бывает, что местная власть с помощью советов прикрывает свое бездействие либо неэффективность принятых мер. Но чаще чиновники просто не уделяют достаточно внимания работе советов: нерегулярно их созывают, пропускают заседания, игнорируют рекомендации. Для эффективной работы контакты между представителями администрации муниципального образования и членами совета должны быть регулярными.

Причины низкой эффективности могут лежать и в особенностях самого общественного совета. Например, при недостаточной компетентности члены совета оказываются неспособными предложить решение, оптимальное как для власти, так и для населения. Проблемы могут возникнуть из-за конфликтности членов совета, неумения конструктивно общаться между собой, с властными и общественными структурами. Иногда отдельные члены совета стремятся приобрести популярность в глазах общественности. Они высказывают проблемы, но не предлагают решений. Чтобы исключить эту проблему, общественный совет должен работать в соответствии с регламентом. Заседания советов по наиболее важным вопросам должны сопровождать профессиональные модераторы. Это позволит избежать как пассивности в работе, так и необоснованной критики во время заседаний.


Типичная проблема: Использование общественного совета в качестве площадки в интересах партий, общественных и иных организаций может привести к его неэффективности

Обеспечьте участие всех членов совета в принятии решений. Полезно совмещать очные формы работы с заочными: это удобно для тех, кто находится в отъезде либо по иным причинам не может посетить заседание. Создайте для общественных советов интернет-площадки. На них можно размещать проекты документов, вести дискуссии в чатах.

Члены общественных советов работают на общественных началах, что снижает их мотивацию к генерированию идей. Отмечайте активность баллами, грамотами, званиями и т. д. Особенно это важно для молодых членов советов.

На заметку:

Какие группы подключить к работе общественных советов

Чтобы повысить эффективность работы общественного совета, подключите к ней другие группы местного сообщества. Полезно привлечь, например, органы территориального общественного самоуправления. Они работают на постоянной основе в привязке к конкретной территории подъезда, многоквартирного дома, двора и микрорайона.

Воспользуйтесь такой формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как советы территории. Она объединяет потенциал ТОСов, государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, работающих на территории избирательного округа. Опыт работы советов территорий накоплен в Белгороде, Липецке, Рязани, Вологде.

Привлеките к работе советов земские собрания – объединения представителей целевых групп населения (учителей, врачей, инженеров) и т. д. Эти группы могли бы формировать предложения по повышению эффективности работы общественных советов, решать совместно с советами актуальные для населения отдельных территорий вопросы.

Читайте также: