Как составить паспорт энергии 5 класс

Обновлено: 28.06.2024

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ФИО участника

Пархунцова Виктория Васильевна

Тема проекта

Электричество – это наш друг или враг? (4 класс)

Актуальность проекта

Актуальность работы заключается в том, что современная жизнь невозможна без электричества. Любое производство, освещение улиц и домов, работа медицинского и бытового оборудования и многое другое - зависит от наличия электричества. Но если же с ним неправильно обращаться, оно может стать опасным для жизни.

Проблема исследования

Полезные и опасные свойства электричества.

Объект исследования

Цель проекта

Узнать больше об электричестве, его свойствах и его роли в жизни человека.

Задачи проекта

- и зучить информацию об электричестве.

- получить знания о пользе электричества.

- исследовать электричество с помощью опытов.

- изобрести собственный электрический прибор.

- р азвивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.

- р азвивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- освоить технику безопасности при обращении с электроприборами.

- развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество.

Гипотеза исследования

Электричество полезно в жизни, но бывает очень опасным.

Методы исследования

Методы эмпирического – экспериментального уровня:

Методы теоретического уровня:

Тип проекта (по продолжительности)

Краткосрочный (2 урока)

Этапы реализации проекта, краткое их описание

На данном этапе учитель проводит следующую работу :

2. Каждая группа учащихся получает свое задание:

2 группа: составляют рекомендации по технике безопасности при обращении с электроприборами и проводит исследование на создание электрического прибора (доклад, фотографии).

Также на данном этапе учитель знакомит учащихся с ресурсами, их расположением и правилами пользования, например, компьютером.

Если у учащихся возникают вопросы, учитель отвечает на них на этом этапе, после чего дает команду приступить к работе.

На данном этапе учащиеся:

- обсуждают тему проекта, делятся на группы;

- определяют, чем каждый в своей группе будет заниматься;

- формулируют проблему, а именно полезные и опасные свойства электричества.

В результате обсуждения учащиеся формулируют цель проекта:

- узнать больше об электричестве и его роли в жизни человека,

а также задачи данного исследования:

- и зучить информацию об электричестве;

- получить знания о пользе электричества;

- исследовать электричество с помощью опытов;

- изобрести собственный электрический прибор.

- осуществляют первичный сбор и анализ информации, осуществляют выбор;

- осуществляют процесс планирования, а именно, кто чем в каждой группе будет заниматься.

2 группа подготавливает рекомендации по соблюдении техники безопасности при использовании электроприборов, а также проводит исследование на создание электрического прибора из продуктов питания.

По результатам работы создается продукт проекта – брошюра.

На данном этапе учащиеся включаются в следующую работу:

1 группа :

Доклад о природе электричества, об истории открытия и где встречается электричество в природе .

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Электричество глубоко проникло в нашу повседневную жизнь, мы даже подумать не можем, как без электричества прожить.

Электрический ток – направленное движение заряженных частиц, похожее чем – то на реку. В реке течёт вода, по проводам маленькие частицы атома – электроны. Электрический ток движется по проводнику в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Проводник – вещество, способное легко проводить электрический ток. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы – это электроны. Практически все металлы проводники электрического тока. Те вещества, которые не проводят ток, называются – изоляторами. К изоляторам относится пластик, резина. Медь очень хорошо проводит ток. В проводах электроны двигаются под действием магнитного поля.

Первые электрические явления люди наблюдали ещё в пятом веке до н.э. Родоначальник греческой науки Фалес Милетский заметил, что потёртый мехом или шерстью кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела, например, пылинки.

В 1729 году Стефан Грей обнаружил, что некоторые металлы могут проводить ток.

В 1733 году Дю Фэй открыл положительные и отрицательные электрические заряды.

В 1800 году Вольта изобрёл – первый источник постоянного тока.

В области электричества занимался и наш соотечественник Василий Перов. Он в начале XIX века открыл вольтову дугу.

Электричество в природе.

Какое-то время считалось, что электричество в природе не существует. Однако после того как Б. Франклин установил, что молнии имеют электрическую природу возникновения, это мнение перестало существовать.

Значение электричества в природе, как и в жизни человека огромно.

Природное явление . Вспышка молнии – огромная искра мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Капли воды в грозовой туче сталкиваются и электролизуются в положительные заряды, скапливаются в верхней части тучи, отрицательные – в нижней. Между тучей и землёй, заряжённой положительно, создаётся электрическое поле. Его напряжение возрастает и разряжается молнией.

hello_html_m2482a341.jpg

Рыбы . Электрические скаты используют электричество, а точнее электрические разряды для защиты от врагов, поиска пищи под водой и её добывания. Рыба имеет специальный электрический орган. Он накапливает достаточно большой электрический заряд, а затем разряжает его на жертву, прикоснувшись к такой рыбе. Сила тока электрического органа рыб меняется с возрастом: чем старше рыба, тем сила тока больше.

hello_html_b877ea5.jpg

Насекомые . Пчёлы во время полёта накапливают положительный заряд электричества, а у цветов он - отрицательный. Поэтому пыльца с цветов сама перелетает на тело пчёл.

hello_html_585a78db.jpg

2 группа :

Техника безопасности при обращении с электроприборами.


Бытовые электроприборы облегчают труд женщин, сокращают время на выполнение домашних работ. При обращении с ними нужно строго выполнять правила безопасности.

Нарушение этих правил может стать причиной несчастных случаев.
1. Соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Например, если вы ставите на зарядку мобильный телефон, то сначала подключите шнур к телефону, а затем вставляйте шнур в розетку. Отключение прибора произведите в обратном порядке.

2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

3. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.

4. Опасно использовать электроприбор с поврежденной изоляцией шнура.
Если вы увидели оголенный провод, неисправный выключатель, розетку - сразу сообщите об этом взрослым.

5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.

6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включенные в сеть.

7. Никогда не тяните за электрический провод руками.

8. Нельзя защемлять электрические провода дверями, оконными рамами. Нужно следить за тем, чтобы провода сильно не перекручивались, не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными проводами.

9. Приборы, в которых кипятят воду (электрочайники), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть. Когда наливают воду в электрический чайник, они должны быть обязательно выключены.
Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.

Эксперимент №1.

Для проведения опыта понадобится: 2 лимона, провода, медные электроды 2 шт., цинковые электроды 2 шт., светодиод.

Сначала нужно соединить цинковые и медные электроды проводами.

После этого воткнуть медные и цинковые электроды в лимоны, в результате лампочка загорелась.

Из проделанного опыта мы видим, что лимон работает, как батарейка: медный электрод - положительный (+), а цинковый электрод – отрицательный (-).

в лимонной кислоте содержатся частицы электричества, чтобы получить природное электричество требуется лишь лимонная кислота и медные цинковые электроды.

Лимоны вырабатывают такое напряжение или электрическую силу, как пара батареек в фонарике.

hello_html_1a7cd5da.jpg

Эксперимент №2

Для проведения опыта понадобится: 2 картофеля, провода, медные электроды 2 шт., цинковые электроды 2 шт., светодиод.

Необходимо соединить цинковые и медные электроды проводами. Далее вставить медные и цинковые электроды в картофель, в результате также лампочка загорелась.

Вывод: в картофеле содержится кислота, благодаря которой появляется природное электричество. Соединив цинковые электроды, с кислотой выделяемой картофелем лампочка загорается.

hello_html_m754cc7dd.jpg

Вывод по исследованиям: природное электричество существует, и оно может быть очень полезным. Если открыть тайны электричества, то электрический ток станет хорошим другом и помощником, а не опасностью в жизни. При помощи фруктовой или овощной батарейки доказали, что природное электричество существует.

Эксперимент № 3. Изготовление электрического прибора.


Можно изобрести электрический прибор, который называется "Сигнализатор затопления". Сигнализатор состоит из корпуса, динамика, батарейки и двух проводов. В самом начале необходимо соединить все элементы. Электронная часть находится в коробе, в который вмонтировали динамик. Провода, которые будут контактировать с водой нужно оголить, чтобы они могли проводить электрический ток.

Всю эту конструкцию помещаем в контейнер.

Вода является проводником для электрического тока. На этом основан принцип действия сигнализатора. Поэтому когда наливается в наш прибор вода, то она попадает на два провода из устройства, происходит замыкание электрической цепи, и прибор издает звуковой сигнал.


Основное назначение сигнализатора - предупреждение о затоплении помещения. Такой прибор можно установить на полу на кухне или в ванной.

В случае протечки можно сразу об этом узнать.

Также дополнительным свойством сигнализатора является проверка чистоты дистиллированной воды. Проверка основывается на том, что дистиллированная вода не пропускает электрический ток. Значит, если контакты опустить в ёмкость с дистиллированной водой, электрический ток не пойдёт по проводам, и сигнализатор не пропищит. В результате получится датчик чистоты дистиллированной воды.

На данном этапе учитель выполняет следующую работу:

- По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы, а учитель контролирует ход проведения проекта на заданную тему (оказывает помощь, подсказывает).

Выводы по проекту: Природное электричество существует, и оно может быть очень полезным. Если открыть тайны электричества, то электрический ток станет хорошим другом и помощником, а не опасностью в жизни. При помощи фруктовой или овощной батарейки доказали, что природное электричество существует.

После представления каждой группой результатов своих заданий учитель подводит итоги о проделанной работе, делаются выводы по теме проекта. В ходе проведения проектной работы представленная гипотеза подтверждена, поставленные задачи выполнены, а цель исследования достигнута.

На данном этапе учитель предлагает учащимся

hello_html_288687f4.jpg

Оборудование для проведения исследования

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА - на презентационном этапе для показа слайдов с поэтапным описанием эксперимента в виде фото

КАРТОЧКИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ- на подготовительном этапе, когда ученики делятся на группы (кто в какой группе работает)

ПЛАНШЕТЫ- на этапе рефлексии

ПРИНЯТИЕ УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛОМ СТОЛЕ, ВИКТОРИНЕ, КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИЗУЧЕНИЕ ДРУГИХ СВОЙСТВ ДАННОГО ОБЪЕКТА

1. Левитан Е.П., Никифорова Т.А. Занимательная физика. Детская энциклопедия

Читайте также: