Как соотносятся между собой понятия предмет и объект административно правовых отношений

Обновлено: 02.07.2024

Юриспруденция

Похожие материалы

  • Источники права. Формы права.
  • Презентация. Административное право - основы.
  • Место административного права в правовой системе РФ
  • Понятие административного права.Принципы и функции административного права.
  • Система административного права
  • Источники административного права.
  • Понятие административно-правовых норм и их особенности.
  • Виды административно-правовых отношений.
  • Ведомственные акты (административные акты)
  • Понятие и классификация государственных гражданских служащих. Требования к служащим.
  • Административная процедура. Понятие и значение.
  • Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти. Содержание и характеристика
  • Административное принуждение. Административно-правовое принуждение. Понятие, принципы и меры.
  • Мера административного пресечения. Понятие и особенности мер административного пресечения.
  • Законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях.
  • Субъект административного правонарушения.
  • Административное производство.Производство по делам об административных правонарушениях. Общая характеристика.
  • Презентация - административное принуждение.
Административно-правовые отношения. Понятие и основные черты.

Административные правоотношения или административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых участники реализуют свои права и обязанности в сфере публичного управления.

Присутствие хотя бы одного субъекта, наделенного властными, полномочиями является обязательным. При этом властный субъект должен не просто присутствовать, а вам нужно установить, реализует ли он свои властные полномочия в области публичного регулирования, входящих в предмет АП.

Объект административного правоотношения: круг общественных отношений, на которые нормы административного права оказывают свое воздействие (см. предмет).

Возникновение, изменение и прекращения административно-правовых отношений влекут за собой определенные юридические факты.

Юридический факт – фактическое обстоятельство, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридическими фактами обычно признаются определенные события и действия (правомерные и неправомерные).

1. Любое взаимодействие невластного субъекта с представителем публичной администрацией происходит в рамках административного правоотношения, если эти отношения прямо не входят в предмет регулирования другой отрасли.

2. До установления факта незаконности действий представителя публичной администрации, его действия считаются законными.

Возникают в сфере действия публичной администрации и основаны на властном подчинении одной стороны другой.

Следовательно, во-первых, административные правоотношения не всегда могут прерваться по воле сторон, а по воле невластной стороны может прерваться только в том случае, если невластная сторона сама инициировала возникновение этих отношений.

В-третьих, субъект, наделенный властными полномочиями, может в одностороннем порядке изменить правоотношение, если оно возникло на основе правового акта, который этот субъект издал.

1. совершение невластным субъектом действий, направленных на реализацию прав и обязанностей и порождающих у публичной администрации обязанность обеспечить реализацию этих прав или исполнение обязанности. Обращение в форме заявления или жалобы.

2. издание органом публичной администрации индивидуального правоприменительного акта, направленного на изменение или прекращение правоотношений.

4. совершение представителем публичной власти иных юридически значимых действий с использованием государственно-властных полномочий, затрагивающих правосубъектность иных лиц.

Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов.Такой подход в теории права довольно широко трактует понятие объекта правоотношения, что позволяет в качестве объектов рассматривать самые разнообразные материальные,

организационные, культурные и другие средства удовлетворения потребностей личности и общества. Данный подход называется плюралистическим и он преобладает в правоведении.

Объектами правоотношений могут быть:

1) материальные блага (здания, сооружения, деньги, имущество, ценности, результаты действий);

2) нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, честь, свобода, безопасность и т. д.);

3) продукты духовного творчества(произведения литературы, науки, живописи, телевидения, кинематографии, научные открытия, политические, идеологические ценности и т. д.);

4) действия участников правоотношений, услуги и их реальные результаты в различных сферах жизни общества. Конечный результат услуг может выражаться либо в создании нового материального или духовного блага (строительстве дома, создании художественного произведения), либо в изменении определенных качеств существующих благ;

5) ценные бумаги и документы (акции, облигации, векселя, дипломы и т. д.).

Необходимо иметь в виду, что не все блага являются объектом правоотношения, а лишь те, которые могут регулироваться исходя из возможностей права. Например, с помощью права нельзя урегулировать любовь, дружбу и т. п. В юридической литературе предпринята попытка рассмотреть в качестве объекта правоотношения поведение, поступки человека, так как они подвергаются правовому регулированию. Отсюда у всех правоотношений имеется единый, общий объект. О действиях как объекте речь идет тогда, когда правоотношение направлено непосредственно на них. Так, управомоченное лицо заинтересовано в определенных действиях со стороны обязанного лица и заключает с ним соглашение об их выполнении (например, в договоре перевозки или подряда объектом прав заказчика выступает выполнение работы перевозчиком или подрядчиком).

Объект правоотношений влияет на содержание конкретного субъективного права и юридических обязанностей.

Предмет правоотношения - материальное или нематериальное благо либо поведение лица, по поводу которого возникает правоотношение. Правоотношение, урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого (лица или организации) выступают как носители юридических прав и обязанностей.

Субъективное и объективное право.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила. Однако это - понятие право в объективном смысле. То есть, в объективном (внешнем) смысле право - совокупность норм.

О субъективном смысле можно говорить, когда объективное право переносится на конкретных лиц в процессе реализации права. Объективное право имеет свою форму, является абстрактным правилом и требует реализации, чтобы стать субъективным правом.

В свою очередь, субъективное право живёт только в правоотношениях, являясь частью их содержания. Субъективные права есть предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта. Они незначительно отличаются от обязанностей, выступающих так же как мера, но уже должного поведения.

Их взаимоотношение основывается на том, что объективное право, являясь юридической основой правоотношения, является юридической основой субъективных прав. Последние, в свою очередь, являются реализацией нормы права, закреплённой в законе. Без субъективного права объективное - символы на бумаге, без объективного права субъективное не существует. Вместе же они - две стороны одного и того же явления - права.

Осуществление (действие) права.

Существуют пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. В некоторых работах отмечается также определение пределов действия по предмету.

Нормативно-правовой акт может вступать в силу с момента подписания, с момента принятия, с момента опубликования, с возникновением определённых обстоятельств (чрезвычайное происшествие, война и др.), с даты регистрации.

Утрата юридической силы: истечение срока действия, если акт был принят на определённый срок; прямая отмена нормативно-правового акта с указанием об этом во вновь принятом нормативно-правовом акте (хороший стиль законотворчества); фактическая отмена нормативно-правового акта, когда применяется новый акт, а старый применяется в непротиворечащей части или не применяется вовсе.

Принципы действия во времени: немедленное действие (вновь принятый нормативно-правовой акт действует вперед, распространяясь на те правоотношения, которые возникнут после вступления его в силу, а в отношении длящихся правоотношений – на те права и обязанности, которые возникнут после вступления его в силу); обратная сила (простая - распространение нового нормативного акта на факты „прошлого”, по которым окончательные юридические последствия еще не наступили, и ревизионная - та обратная сила, которая пересматривает уже сложившиеся юридические факты, закончившиеся правоотношения; общее правило – обратная сила есть только тогда, когда новый акт смягчает или снимает ответственность за правонарушение или как-то иначе улучшает положение обязанного лица; указывается непосредственно в законе); переживание (сохранение действия закона или его отдельных положений по отношению к фактам, возникшим в период его действия; относится к длящимся правоотношениям; как правило, временная мера).

2) Действие в пространстве. Связано с идеей о государственном суверенитете. Согласно этому принципу законы и другие нормативные правовые акты действуют на территории государства безраздельно и исключительно.

3) Действие по кругу лиц означает, что нормативно-правовые акты распространяются на всех, кто признан субъектом права на данной территории.

4) Действие по предмету определяется тем, на какой предмет - круг общественных отношений - распространяются нормы, содержащиеся в данном законе, и к какой разновидности они относятся – общим, отраслевым, специальным. Общие законы – такие нормативно-правовые акты, которые содержат наиболее общие нормы, имеющие в основном межотраслевое значение и близкие к правовым принципам (конституции и т.п.).

Эффективность права.

Под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права исходит из характеристики права с "качественной" стороны. Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка.

Возможна количественная оценка эффективности права, когда в качестве исходного момента при определении ряда основных параметров социальной эффективности права используется показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли или нет данные нормы нужного эффекта. В этом случае речь идет о фактической эффективности, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы. Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность.

Для характеристики эффективности права с качественной стороны используют, наряду с фактической эффективностью, и некоторые другие критерии, в частности, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность. Обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны. Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д. Экономичность - это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

Формы реализации права.

Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению обязанностей.

Реализация права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление в общественной жизни.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

Поскольку норма права, являющаяся правилом поведения, представляет собой единство гипотезы, диспозиции и санкции, то ее содержание предусматривает два уровня (или способа) реализации:

- реализация диспозиции в правомерном поведении;

- реализация санкции через принудительное воздействие на правонарушителя, осуществляемое государственной властью при противоправном поведении субъекта права.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

Субъекты права, например, дарят, меняют, покупают и продают принадлежащие им на праве собственности вещи, используя диспозиции соответствующих норм (норм договоров дарения, мены, купли-продажи).

Таким образом, использование, исполнение и соблюдение - формы реализации права.

Использование – форма реализации права, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений.

Характерная черта данной формы - активное поведение субъектов, причем оно касается субъективных прав на свое собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей (использование, например, юридического права распоряжаться объектом собственности, избирательными правами).

Исполнение – форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания.

Характерная черта исполнения - активное поведение субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению.

Соблюдение – форма реализации, выраженная в поведении субъектов, соответствующем юридическим запретам.

Характерная черта данной формы - пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них пассивные обязанности.

Процесс действия права выражается, как мы видели, в различных, определенных правом формах правореализующего (в том числе и правоприменительного) поведения субъектов права, действия и взаимоотношения которых согласованы в виде нормативно-правовой корреспонденции их взаимных прав и обязанностей. Трактовка всего этого процесса действия права (правомерных действий по его реализации) в целом как отношения субъектов права и представлена в отдельной юридико-доктринальной категории “правовое отношение”.

Правовое отношение — это требуемая реализуемой нормой права форма взаимоотношений субъектов права в процессе приобретения и использования ими конкретно-определенного субъективного права либо создания или исполнения конкретно-определенной юридической обязанности.

Объект правоотношения — это абстрактное содержание реализуемой нормы действующего объективного права, т.е. соответствующие абстрактные положения ее гипотезы, диспозиции и санкции.

Предмет правоотношения — это те конкретные субъективные права и конкретные юридические обязанности, для приобретения, осуществления и исполнения которых конкретные субъекты права при наличии необходимых правовых условий вступают в конкретные правоотношения и в соответствии с требованиями реализуемой нормы права совершают надлежащие правомерные действия.

Понятие предмета правоотношения выражает правовой смысл, предназначение и цель правоотношения конкретизацию абстрактного содержания реализуемой нормы права. Предмет правоотношения — это реализованное, индивидуально-конкретизированное выражение объекта правоотношения.

Объект правоотношения представляет собой абстрактноправовые положения абстрактной нормы права. Представленные в объекте правоотношения абстрактные права и абстрактные обязанности являются лишь составными моментами диспозиции реализуемой нормы и выражают лишь абстрактные правовые возможности абстрактных субъектов права.

Подобные абстрактные права и абстрактные обязанности диспозиции нормы (т.е. соответствующие абстрактно-юридические характеристики правоспособности) не следует, конечно, смешивать с конкретно-определенным субъективным правом и конкретно-определенной юридической обязанностью конкретного, индивидуально-определенного субъекта права. Между ними существует громадная разница: одно дело — когда абстрактное лицо имеет абстрактное право приобрести абстрактный дом, абстрактную обязанность нести абстрактную военную службу либо абстрактную служебную обязанность в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления (абстрактное право-обязанность любого прокурора), совсем другое дело когда индивидуально-определенное лицо реально имеет уже приобретенное им правомерным путем в результате конкретного правоотношения конкретное субъективное право собственности на конкретно-определенный дом, конкретную юридическую обязанность нести конкретно-определенную военную службу либо конкретное субъективное правомочие (субъективное право-обязанность) возбудить конкретное уголовное дело против конкретного индивида в конкретном случае обнаружения конкретных признаков преступления.

Объективное право (право в объективном смысле) это абстрактно-всеобщие нормы позитивного права, предусматривающие для фактически различных субъектов права формально равные юридические условия и возможности для реализации в конкретных правоотношениях их правомерных целей и интересов — приобретения и осуществления ими своих конкретных, индивидуально-определенных субъективных прав, создания и исполнения ими своих конкретных, индивидуально-определенных юридических обязанностей.

Эти приобретаемые в результате конкретных правоотношений разными конкретными субъектами различные индивидуальные, только им принадлежащие конкретно-определенные субъективные права и субъективные юридические обязанности не следует смешивать с абстрактными правами и обязанностями абстрактного субъекта, т.е. с абстрактно-общими правовыми свойствами и характеристиками (абстрактной правосубъектностью, правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью) абстрактного субъекта объективного права и абстрактного субъекта абстрактного правоотношения.

О смешении этих разных юридических явлений и категорий свидетельствует распространенная в юридической литературе трактовка содержащихся в нормах объективного права общих положений об абстрактных правах и обязанностях абстрактного субъекта права (и соответствующих абстрактных правовых свойств абстрактных субъектов абстрактного правоотношения) как субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.

Аналогичная путаница присутствует и в утверждениях, будто правоотношение состоит из субъективных прав и юридических обязанностей.

Чтобы избежать такой терминологической путаницы и смешения абстрактно-правовой возможности абстрактного субъекта с уже приобретенным конкретным правом конкретного субъекта, необходимо по крайней мере соответствующие абстрактные права и обязанности обозначать как абстрактные субъективные права и обязанности — в их отличии от уже действительно приобретенных конкретными субъектами и принадлежащих только им различных конкретных субъективных прав и конкретных юридических обязанностей.

34. Виды административно-правовых отношений.

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

материальные, основанные на нормах материального права;

процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

35.Субъект права и субъект правоотношения: понятие и соотношение

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

К индивидуальным субъектам права относят:

граждан Российской Федерации;

лиц без гражданства;

лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

государственные органы и учреждения;

субъекты Российской Федерации;

Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности егоправовой статус.

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Среди столь многочисленных субъектов административного права, тем не менее, выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов – граждане и органы исполнительной власти.

Читайте также: